Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вооруженных сил сторон находящихся в. Комбатанты, наёмники, добровольцы

В составе Вооруженных сил различаются сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты) (рис. 21).

Комбатантами называются лица, входящие в состав вооруженных сил находящихся в конфликте сторон и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п.2 ст.43 Дополнительного протокола 1 1997 г.). Они непосредственно ведут боевые действия против неприятеля с оружием в руках, и только к ним применимо военное насилие, вплоть до физического уничтожения. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными. К комбатантам относятся:

1) личный состав регулярных вооруженных сил (сухопутных, военно-морских, воздушных и др.);

2) иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, но если они: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, б) имеют определенный, явственно видный издалека отличительный знак, в) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны, г) открыто носят оружие во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда они находятся на виду у противника (в том числе с помощью оптических приборов) в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие;

3) экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;

4) бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;

5) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгнувшимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

Не признаются в качестве комбатантов наемники. Это лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных (колониальных, расистских и иных подобных) режимов. Наемники не находятся под покровительством международного права и наказываются как уголовные преступники. В отличие от добровольцев наемники не включаются в личный состав вооруженных сил и не могут рассматриваться как законные комбатанты. В ООН создан специальный комитет для разработки конвенции о борьбе с вербовкой, использовании, финансировании и обучении наемников, в которой эти действия должны рассматриваться как международное преступление. Не относятся к наемникам военные инструкторы и советники. Эти лица направляются в другое государство на основе двусторонних соглашений для оказания ему помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров и обучении войск, но непосредственного участия в боевых действиях они не принимают. В условиях войны иногда возникает также вопрос о разграничении позиций военного шпиона (лазутчика) и военного разведчика. Военный шпион (лазутчик) - это человек, скрывающий свое настоящее лицо и свою деятельность, тайно собирающий сведения о вооруженных силах противника. Военные разведчики, проникающие в расположение противника, действуют открыто в военной форме, не скрывают своей принадлежности к вооруженным силам. Поэтому в случае попадания в руки неприятеля они как комбатанты считаются военнопленными и за свою разведывательную деятельность не должны подвергаться в отличие от лазутчиков никакому наказанию. Во время Второй мировой войны в связи с этим остро вставал вопрос о военных парашютистах. Германское командование в 1942 году издало специальный приказ, согласно которому парашютисты противника подлежали уничтожению, «даже если они с внешней стороны выглядят, как солдаты, и одеты в форму». Это было грубым нарушением IV Гаагской конвенции 1907 года, которая четко устанавливает, что лица, выполняющие военное задание в тылу противника и носящие форму своей армии, рассматриваются как военные разведчики и в случае их захвата пользуются режимом военного плена. Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее нарушение законов и обычаев войны.

В состав вооруженных сил воюющих сторон входят, как уже говорилось, некомбатанты. В отличие от комбатантов, их функции сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил. Они вправе применять оружие только для самообороны. К некомбатантам относятся медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты, репортеры, духовные лица. К некомбатантам не должно применяться оружие. Однако, если они в силу обстоятельств непосредственно принимали участие в боевых действиях, они становятся комбатантами со всеми вытекающими последствиями. В случае захвата неприятеля на них тоже распространяется режим военного плена (за исключением лиц медицинского и духовного медперсонала, которые могут продолжать свои медицинские и духовные обязанности).

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь, МП различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Особую защиту приобретают несовершеннолетние комбатанты. В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Государства-участники обязались принимать все меры, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. При ратификации Протокола в 2008 г. Российская Федерация сделала заявление, что граждане, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженных Силах РФ. С ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав движений сопротивления и партизанских формирований; лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие; члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они: принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо; носят отличительные знаки; открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.

От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. стороны в период вооруженного конфликта обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенций и Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу.

Не являются комбатантами наемники. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это лицо, которое:

  • а) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • б) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
  • в) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • г) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  • д) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами, и не принимающими непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками. Они не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и немедленно проводит предварительное расследование фактов. Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны. Они включаются в личный состав вооруженных сил воюющего государства.

До появления первых писаных источников МГП считалось, что лица из состава вооруженных сил государства могут принимать участие в войне. Это положение верно и сегодня. Но только ли регулярные части вооруженных сил государства имеют право на участие в вооруженных конфликтах? Можно ли утверждать, что все лица, входящие в состав вооруженных сил государства, наделены одинаковыми правами и обязанностями?

В настоящее время при рассмотрении вопроса о законных участниках вооруженных конфликтов следует исходить из принятого в международном праве деления их на сражающихся и несражающихся (ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

Понятие «сражающиеся», или «комбатанты»1, применяется для обозначения отдельных лиц, входящих в вооруженные силы государств. При этом следует учитывать, что вооруженные силы государства состоят не только из армий, но также из ополчений, добровольческих формирований (ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.), организованных движений сопротивления (п. «А» ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.) и других участников вооруженных конфликтов.

В ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к IV Гаагской конвенции 1907 г., впервые была закреплена норма о том, кто признается воюющим, а также сформулированы условия, позволяющие относить эти категории воюющих к законным участникам военных действий: -

наличие во главе лица, ответственного за своих подчиненных; -

наличие определенного и явственно видимого издали отличительного знака; -

открытое ношение оружия; -

соблюдение в своих действиях законов и обычаев войны.

Таким образом, Гаагское положение о законах и обычаях сухопутной войны закрепило статус сражающихся только за теми лицами, которые отвечают названным условиям.

Комбатанты (фр. «combattant» - воин, боец) - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие непосредственное участие в военных действиях // Словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1988.-С. 238

Статьи I и II Положения являются отправной точкой в определении правового статуса сражающегося. Наличие прав и обязанностей, связанных с ведением боевых действий, а также ответственность за нарушение норм международного права закреплялись за армией, ополчением и добровольческими отрядами, а также за населением незанятой территории, которое добровольно взялось за оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятеля. Такие лица являются сражающимися (ст. III Положения о законах и обычаях сухопутной войны). Кроме того, Гаагское положение закрепило, что сражающиеся ограничены в методах и средствах ведения войны (ст.ст. XXII-XXVIII); иными словами, соблюдение данного ограничения - обязанность сражающихся по МГП.

В Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г.1 термин «сражающийся» упоминается лишь однажды - в ст. 30 Второй конвенции.

Вместе с тем, в Женевских конвенциях 1949 г. закреплены положения, касающиеся статуса сражающихся лиц. Так, в Женевской конвенции об обращении с военнопленными к ограничениям, установленным Гаагским положением 1907 г., добавлено разъяснение, гласящее, что ополчение и добровольческие формирования должны принадлежать одной из сторон, находящихся в конфликте (ст. 4 «А», п. 2). Также в этой Конвенции упомянуты движения сопротивления и личный состав вооруженных сил, заявляющих о своей верности правительству, не признанному ни одной из воюющих сторон (ст.

4 «А», п. 3). Наконец, население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за

Далее по тексту наименования «Первая конвенция», «Вторая конвенция», «Третья конвенция» и «Четвертая конвенция» означают соответственно Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

оружие, соблюдая при этом законы и обычаи войны (ст. 4 «А», п. 6). На наш взгляд, эти существенные положения помогли точнее определить статус сражающихся лиц.

Несмотря на то, что законы и обычаи войны существуют много веков, понятие «комбата нт» было нормативно закреплено лишь в ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г. Общий смысл этого понятия сводится к тому, что лицо, являющееся комбатантом, обладает правом сражаться против неприятеля.1 Важно заметить, что именно Дополнительный протокол I положил конец различию, существовавшему до этого момента между регулярными вооруженными силами и партизанами, основанному на критерии соблюдения законов и обычаев войны. Отныне в ст. 43 Дополнительного протокола I закреплено, что вооруженные силы стороны, участвующей в конфликте, состоят из «всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под ответственным командованием». Существенным требованием этой статьи является то, что эти силы подчиняются «внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов» (Дополнительный протокол I, ст. 43, п. 1). Именно лица из состава таким образом определенных вооруженных сил квалифицируются как «комбатанты». Согласно п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I, комбатанты - это «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях».

1 Ранее термин «комбатант» употреблялся как технический в договорах, где регулировались вопросы ведения войны и защиты ее жертв. В теории этот термин употреблялся как общее понятие для определения любого представителя вооруженных сил воюющих (кроме санитарного персонала, священнослужителей и обслуживающего персонала) - см.: Spaight J.M. War Rights on Land. -London: Macmillan and Co., 1911. -P. 58

Таким образом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта: -

во-первых, лицо должно входить в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, за исключением медицинского и духовного персонала; -

во-вторых, наличие у такого лица права на непосредственное участие в военных действиях.

Анализируя ст. 43 Дополнительного протокола I, некоторые авторы считают, что «одним из составляющих термина «комбатант» является понятие «вооруженные силы».1 Трудно согласиться с такой позицией, поскольку, на наш взгляд, п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I закрепляет как раз обратное: «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной». Иными словами, под определение «вооруженные силы» подпадают как комбатанты, так и некомбатанты (медицинский и духовный персонал).

См.: Международное гуманитарное право: Учебное пособие / Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. и др. -Минск: Тесей, 1999. 89

По мнению американского юриста Ч. Хайда, определение «комбатант» предназначено для защиты лиц, подпадающих под него, в случае захвата их. в плен и недопущения того, чтобы с ними обращались, как с бандитами, а также для возложения, в случае необходимости, на государство, на службе которого такие лица состоят, ответственности за все, что они совершают от его имени. Он считал, что положение, в силу которого под понятие «комбатант» подпадают ополчения и добровольческие отряды, а не только войсковые части, состоящие исключительно из профессиональных солдат, является разумным, явно благоприятствующим для государств, не располагающих большими регулярными армиями.1

Такой подход во многом устраняет имевшееся в прошлом различие между отдельными категориями участников военных действий. Давая оценку п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I, голландский юрист Ф. Кальсховен справедливо замечает, что «это определение не проводит какого бы то ни было различия между хорошо организованными регулярными вооруженными силами давно сложившихся государств, с одной стороны, и, возможно, гораздо менее жестко организованными вооруженными отрядами начинающегося движения сопротивления или национально-освободительного движения - с другой стороны».2

Таким образом, лица из состава вооруженных сил (за исключением медицинского персонала и духовенства) имеют право не только на ведение военных действий, но и, независимо от звания и занимаемой должности, на статус военнопленного в случае взятия в плен.

Хайд Ч. Международное право. Его понимание и применение Соединенными Штатами Америки / Пер. с англ. СМ. Рапопорта под ред. СБ. Крылова- -М.: ИЛ, 1953. Т. 5. -С. 172-173, 181

2 Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. -М.: МККК, 1994. -С. 100

Как известно, до принятия Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. военнопленные не пользовались защитой МГП. Споры по этому вопросу начались с первыми попытками кодифицировать все правила войны на суше в ходе Брюссельской и Гаагской конференций соответственно 1874 и 1899 гг. Между рядом важнейших военных держав (таких как Германия и Великобритания), с одной стороны, и некоторыми малыми и средними государствами - с другой, существовали фундаментальные расхождения во взглядах. Первые хотели, чтобы предоставление статуса комбатанта было ограничено личным составом регулярных вооруженных сил;

последние, по известным причинам, желали распространить его на участников движения сопротивления, не обязательно приданных регулярной армии.

Компромисс, выработанный в ходе двух вышеназванных конференций, был реализован в ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Глава II Положения впервые закрепила правовой статус военнопленных. В настоящее время их правовой режим регулируется нормами Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г,

В то же время МГП не проводит различия между военным пленом и добровольной сдачей в плен. Оно установлено на национальном уровне в ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. (ст. 37, п. 1, п/п. «л»), который закрепил, что военнослужащий, добровольно сдавшийся в плен, нарушил Присягу, нормативные акты своего государства, приказы командования, субъективно оценив обстановку, перешел на сторону противника. По окончании войны такой комбатант несет ответственность за свои противоправные действия.1

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия сражающегося участника вооруженных конфликтов.

Довольно краткую формулировку понятия «комбатант» дает Дипломатический словарь 1971 г.: «лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющей стороны».2

См.: Алешин В.В. Режим военного плена // Московский журнал международного права. -1999. -№ 2. -С. 159

2 Дипломатический словарь. В 3-х томах. Глав. ред. А.А. Громыко, И.И. Земсков, В.М. Хвостов. Т. II (К-ГТ). -М.: Политиздат, 1971. ~С. 86

В Словаре-справочнике по международному праву под редакцией академика ВЛТ. Трофимова (1997 г.) данный термин расшифрован подробнее: лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях. Авторы справочника ошибочно указывают на нормы Дополнительного протокола II 1977 г., которые, по их мнению, наряду с иными нормами МГП, регламентируют правовой статус комбатантов.1 С таким утверждением, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку Дополнительный протокол II, регламентирующий внутренние вооруженные конфликты, не содержит определение «комбатант».

Российский юрист Ф.Ф. Мартене писал, что «не все без исключения подданные воюющих государств суть взаимные неприятели. Ни одна современная война не может быть поголовной резней и взаимоистреблением. Как борьба организованная, война, с точки зрения современного права, должна вестись организованными силами, войсками, специально подготовленными к военным операциям. Все лица, входящие в состав этих сил, называются комбатантами». А в разработанном им в период Брюссельской конференции проекте международной конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, отмечалось, что «в состав вооруженных сил воюющих государств входят комбатанты и некомбатанты. Первые принимают непосредственное участие в военных действиях; последние, входя в состав войск, принадлежат к различным частям военной администрации, как-то: духовной, медицинской, интендантской, судной, или же только находятся при войсках».3

1 Международное право. Словарь-справочник / Под общей ред. акад. МАИ В.Н. Трофимова. -М.: ИНФРА-М, 1997. -С. 97-98

2 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. -СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения (А. Бенке), 1905. Т. II. -С. 536-537

3 Мартене Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878 гг. -СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения (А. Бенке), 1879. -С. 1-18 Приложений

4 Фердросс А. Международное право. Пер. с нем. Ф. Кублицкого под ред. Г.И. Тункина. -М.: ИЛ, 1959. -С. 433-434

«Лишь определенные группы лиц, - констатировал А. Фердросс, - уполномочиваются правом войны на военные действия. При этом такие действия должны быть направлены также только против определенных групп. Таких субъектов и объектов военных действий обычно объединяют под общим наименованием воюющих, или законных, комбатантов... Военные действия как таковые допустимы только против вооруженного неприятеля».4

И.И. Котляров к числу комбатантов относит весь строевой состав вооруженных сил (то есть личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил), а также ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.1

А. Гефтер в работе «Европейское международное право» в этой связи писал: «Согласно международным обычаям активное и пассивное право войны действует во всей своей силе только в отношении представителей главных сторон и их союзников, равно как относительно сухопутных и морских военных сил, участвующих в войне под их начальством». Под такими «военными силами» немецкий юрист подразумевал не только регулярную армию и экипаж, «но также войска, образующие запас, и ополчения, как например, немецкий ландвер». Прочие подданные воюющих государств, по его мнению, «играют во время войны чисто пассивную роль и участвуют в ней только косвенно, вследствие связей своих с войсками и необходимости подчиниться всем последствиям войны...».2

Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. -М.: Международные отношения, 2001. -С. 403

2 Гефтер А.В. Европейское международное право. Пер. с нем. К. Таубе. -СПб.: Тип. В. Безобразова и Ко., 1880. -С. 234

«Применение насилия и, в частности, вооруженной силы, - отмечал Ф. Лист, - дозволено только лицам, принадлежащим к войску, т.е. военным силам (forces militaires) воюющих сторон, и только против войска противника». Под «войском» он предлагал понимать всю совокупность организованной вооруженной силы государства, находящуюся «под государственным руководством» и распознаваемую «по внешним знакам отличия». Поясняя свою мысль, Ф. Лист говорил, что «противоположность войску составляет мирное население страны», по отношению к которому применение вооруженной силы не допускается. С другой стороны, «враждебные действия, совершаемые лицами, принадлежащими к мирному населению, против войска противника, должны быть преследуемы, как обыкновенные преступления, согласно уголовным законам военного времени».1 Российский юрист М. Догель в этой связи заметил, что только войско обладает так называемым «активным правом войны».2

Поскольку факт принадлежности к вооруженным силам связывается с рядом важных правовых последствий, международное право придает большое значение правильному определению этой категории законных участников вооруженных конфликтов. В доктрине международного права используется различная терминология для обозначения лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих. Бакстер, например, говорит о привилегированных и непривилегированных участниках войны; Мак Дугал - о дозволенных и недозволенных (permissible et non-permissible) комбатантах; Шварценбергер - о регулярных и нерегулярных силах; Фердросс - о комбатантах как о субъектах и объектах военных действий.3 Эксперты МККК ведут речь о «непосредственных участниках военных действий» или «главных участниках конфликта». В резолюции XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН используется термин «лица, активно участвующие в военных действиях».4 Наиболее же распространенное обозначение данной категории лиц - комбатанты. Мы считаем, что независимо от наименования сражающихся участников вооруженных конфликтов их правовой статус остается неизменным.

1 Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Пер. В.Э. Грабаря. -Юрьев (Дерпт): Тип. К. Маттисена, 1917. -С. 399-400

2 Догель М. Указ. сочинение. -С, 68

3 См.: Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. Основные проблемы. -М.: Наука, 1976. -С. 237

4 Conference of Government Experts on the Reaffirmation and Development of International Humanitarian Law Applicable in Armed Conflicts. Geneva, 24 May-12 June, 1971. Rules Applicable in Guerilla Warfare Submitted by the International Commitee of the Red Cross. -Geneva, 1971. -P. 6

По мнению В.Ю. Калугина и других соавторов учебного пособия «Международное гуманитарное право» (1999 г.), важность статуса комбатанта заключается в следующем: с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г., а с другой -при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, кораблекрушения или пленения позволяет автоматически получать ему статус покровительствуемого лица и защиту, предусматриваемую Женевским правом.1

Как отмечает французский юрист Э. Давид, определение «комбатант» относится только к личному составу вооруженных сил тех государств, которые присоединились к Дополнительному протоколу I 1977 г. Что касается личного состава вооруженных сил остальных государств, то для них право считаться комбатантом (и военнопленным в случае взятия в плен) признается только за лицами из числа категорий, приводимых в ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. и ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. С такой точкой зрения, на наш взгляд, можно согласиться, учитывая, что указанные статьи охватывают все категории сражающихся.

Анализ норм международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, дает нам возможность выделить комплекс основных обязанностей комбатантов, которые заключаются в следующем:

1 Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. и др. Указ. сочинение. -С, 92-93

2 Давид Э. Указ. сочинение. -С. 319 1)

делать все возможное для того, чтобы отличать себя от гражданского населения; 2)

соблюдать при проведении военных операций баланс между требованиями гуманности и военной необходимости. Иными словами, комбатант обязан не выходить за рамки таких действий, которые являются действительно необходимыми для выполнения боевой задачи и не влекут ненужных потерь и страданий. 3)

. .^:*СТ:;Итак, определяющим моментом правового статуса комбатантов является то, что только такие лица имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Наличие данного правомочия указывает на то, что комбатант может применять силу и убивать неприятеля, не неся при этом персональной юридической ответственности за свои действия, как это имело бы место, если бы лицо совершило те же действия вне рамок вооруженного конфликта. Иначе говоря, комбатант имеет право применять так называемое «дозволенное насилие». И в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это «дозволенное насилие». Он получает статус военнопленного и будет содержаться в лагере военнопленных. Безусловно, свобода применения «дозволенного насилия» не является абсолютной, она ограничивается международным гуманитарным правом, регулирующим защиту жертв вооруженных конфликтов, запрещение либо существенное ограничение использования, применения определенных средств и методов ведения войны. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими норм МГП.

Следует также учитывать, что лица, не являясь комбатантами, но фактически используя силу против неприятеля (например, наемники), не могут претендовать на статус комбатантов. Они несут ответственность за свои действия, подпадающие под суровые (особенно во время войны) нормы национального законодательства.1 Действия таких лиц могут быть квалифицированы также как нарушения МГП (в том числе серьезные).

1 Гассер Х.П. Введение в международное гуманитарное право. -М.: МККК, 1994. -С. 34

Как мы уже говорили, к числу законных участников вооруженных конфликтов относятся не только сражающиеся, но и несражаюшиеся участники, или некомбатанты.

Некомбатанты - это лица, которые входят в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают помощь этим вооруженным силам, но не имеют права на непосредственное участие в боевых действиях. Нормативного закрепления термин «некомбатант» не получил. Ст. 43 Дополнительного протокола I, определяя понятие «комбатант», исключает из числа комбатантов медицинский персонал и духовенство. Данные категории лиц, как это явствует из смысла ст. 43, не наделены правом на непосредственное участие в вооруженных конфликтах. Соответственно, к ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты и защиты раненых и больных, находящихся на их попечении (п. 2.а) ст. 13 Дополнительного протокола I). В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся нарушителями норм Протокола.

1 См.: Алешин В.В. Указ. сочинение. -С. 151

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что в Дополнительном протоколе I уточнено положение, позволяющее, на наш взгляд, различать комбатантов и некомбатантов, а именно - наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях, находясь в составе вооруженных сил, а не причастность к процессу ведения войны. То есть те лица, которые входят в состав вооруженных сил, но на которых по значению и роли в военной организации не возлагается функция принимать непосредственное участие в военных действиях (например, военные юридические советники), все же вправе браться за оружие, так как являются комбатантами. Единственное в этом смысле исключение составляют лица медицинского и духовного персонала. Таким образом, на наш взгляд, из положений ст. 43 Дополнительного протокола I вытекает, что только медицинский и духовный персонал относятся к числу некомбатантов. Такого же мнения придерживается В.В. Алешин.1

Медицинский и духовный персонал, справедливо отмечает О.В. Леонтьев, не имеют статуса комбатанта, даже если входят в состав вооруженных сил государства.1

Однако в доктрине международного права существуют и другие точки зрения.

Так, авторы учебника по международному праву Д.Д. Остапенко и Л.А. Лазутин, ссылаясь на ст. 43 Дополнительного протокола I, называют законными участниками войны только комбатантов (сражающихся), в то время как названная статья лишь исключает из понятия «комбатант» медицинский персонал и духовенство. И такое исключение, на наш взгляд, отнюдь не лишает их права считаться законными участниками вооруженных конфликтов. В этом мы солидарны с американским юристом Ч. Хайдом, заметившим, что «так называемый не сражающийся участник вооруженных сил в известном смысле является прямым участником, даже если по существу он не совершает никаких враждебных действий в отношении неприятеля».3

1 См.: Правовая защита жертв вооруженных конфликтов. -С. 29

2 См.: Международное право: Учебник для вузов / Г.В. Игнатенко, В.Я. Суворова, О.И. Тиунов и др. -М.: Высшая школа, 1995. -С. 318. Аналогичной позиции придерживался Л. Оппенгейм. См.: Оппенгейм Л. Международное право. Пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом. Под ред. С.А, Голунского. -М.: ИЛ, 1949. Т. И,П/тЛ. -С. 270

3ХайдЧ. Указ. сочинение.-С. 181-182

4 Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. -М.: Международные отношения, 1987. -С. 537

Ссылаясь на ст. XIII Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Ф.И. Кожевников относил к числу некомбатантов интендантский, военно-юридический персонал, духовенство, военных корреспондентов и др.4 Г.М. Мелков считает некомбатантами лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно, а именно гражданских лиц, входящих в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов, военных корреспондентов и репортеров, военных юристов, поставщиков (интендантов), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, медицинский и санитарный персонал, духовенство всех религий, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные аппараты.1 Сторонником такой позиции является и А.Г. Григорьев.

Указанные авторы в своих рассуждениях опираются на нормы ст. ХШ Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., а также ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. (п. 4), из смысла которых можно предположить, что указанные в них лица относятся к некомбатантам. Однако мы исходим из положений ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г., которая, на наш взгляд, указала, кто может считаться некомбатантом, а именно - медицинский персонал и духовенство. Принимая во внимание отсутствие нормативного закрепления понятия «некомбатант», мы считаем, что все рассмотренные точки зрения имеют право на существование. В настоящее время это спорный вопрос, не разрешенный в положительном смысле нормами международного права. И спор этот, на наш взгляд, сохранится в доктрине до тех пор, пока понятие «некомбатант» не будет четко закреплено нормами МГП.

Многие ученые, в том числе отечественный юрист И.Н. Арцибасов, со ссылкой на ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. отмечают, что при захвате неприятелем как комбатанты, так и некомбатанты пользуются правом военного плена.3

См.: Международное публичное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. КЛ. Бекяшева. -М.: Проспект, 1999. -С. 573, Аналогичную точку зрения высказывают на с. 86 авторы Дипломатического словаря 1971 г. 3 См.: Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. - М.: Воениздат, 1992. -С. 9

3 См.: Арцибасов И.Н. Международное право (законы и обычаи войны). Учебное пособие. -М.: Военный институт, 1975. -С. 27; см. также: Хайд Ч. Указ. сочинение.-С. 182

Ст. III Гаагского положения 1907 г. была уточнена ст. 44 Дополнительного протокола I 1977 г., согласно которой военнопленными считаются только комбатанты. А ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. четко указывает, что «медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные... с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными». Таким образом, исходя из положений ст. 33 Конвенции можно сделать следующие выводы: 1)

некомбатанты, в отличие от комбатантов, в случае задержания их неприятелем не могут рассматриваться как военнопленные; 2)

некомбатанты, находясь во власти противника, обеспечивают медицинскую и духовную помощь военнопленным.

Гефтер А.В. Указ. сочинение. -С. 241-242 3 Лист Ф. Указ. сочинение. -С 401

Разграничение сражающихся и несражающихся укоренилось в МГП довольно давно. Еще Ф.Ф. Мартене писал, что «...война есть борьба между организованными и специально подготовленными войсками воюющих государств». Отсюда, по его мнению, вытекало «различие между комбатантами и некомбатантами, то есть теми из подданных воюющих государств, которые обязаны сражаться, и против которых могут быть направлены военные действия, и теми, которые не обязаны сражаться, жизнь и собственность которых должны быть неприкосновенны».1 Поэтому воюющей стороной, по Ф.Ф. Мартенсу, считались не все подданные враждебных государств, а только войска, ими вооруженные, и их организованные силы. А. Гефтер считал, что «лица несражающиеся (некомбатанты)... сами по себе имеют право на пощаду, но в общей свалке сражения разделяют общую участь». Ф. Лист отмечал, что «наряду с вооруженными воинами под охраной международного права находятся также... и некомбатанты, принадлежащие к войску и подчиненные его дисциплине, равно как и лица, получившие разрешение состоять при войске».3

По мнению Ч. Хайда, ст. Ш Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. «не имеет целью объявить, что несражающиеся (некомбатанты) являются вооруженными силами воюющей стороны; она скорее имеет в виду установить, что лица или группы лиц, по существу не сражающиеся, считаются принадлежащими к составу вооруженных сил воюющего».1 Об этом, кстати, говорится и в Дополнительном протоколе I (ст. 43). Поэтому, на наш взгляд, такие лица, находящиеся в вооруженных силах воюющего, особенно нуждаются в защите в случае задержания их неприятелем.

Некомбатант основывает свое требование о защите тем, что он не участвует в военных действиях. Юридически он опирается на ст. 40 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., согласно которой некомбатант должен иметь отличительные знаки и специальное удостоверение личности. Если же он принимал участие в столкновениях и захвачен неприятелем, то утрачивает преимущества своего прежнего положения (иммунитет некомбатанта).

Австрийский исследователь М. Чезани, характеризуя некомбатантов, называет их квазикомбатантами.

Хайд Ч. Указ. сочинение. ~С. 181

2 Czesany М. Nie wieder Krieg gegen die ZivilbevClkerung. -Graz: Selbstverlag des Verfassers, 1961. -S. 40-41

3 Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. сочинение. -С. 238-239

4 Хайд Ч. Указ. сочинение. -С. 182

Л.И. Савинский отмечал, что выделение некомбатантов из общего числа законных участников вооруженных конфликтов имеет крайне важное значение.3 Даже Ч. Хайд, называвший термин «некомбатант» неудачным, тем не менее признал: «Цель применения этого названия, однако, ясна: она заключается в том, чтобы указать, что всякое лицо, действительно входящее в состав законно организованных боевых сил, имеет право на пощаду, а также, что такие силы неизбежно состоят из сражающихся и несражающихся».4

Другого мнения придерживался ИЛ. Арцибасов, считавший, что после принятия Дополнительного протокола I «даже с терминологической точки зрения деление вооруженных сил на комбатантов и некомбатантов вряд ли целесообразно и правильно. Исходя из их правового статуса, правильнее было бы разграничивать вооруженные силы на сражающихся (комбатантов) и несражающихся».1 Свое мнение он основывал на том, что в Дополнительном протоколе I нет понятия «некомбатант».

«Понятия «комбатанты» и «некомбатанты», - отмечал немецкий юрист Е. Шпетцлер, - в литературе применяются неоднозначно: с одной стороны, для противопоставления сражающихся (в смысле вооруженных сил с включением гражданских лиц, занимающихся деятельностью военного назначения) и не участвующих в войне (в смысле мирного населения), с другой - для отграничения сражающихся от несражающихся, принадлежащих к вооруженным силам». Сославшись на ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Л.И. Савинский выразил несогласие с мнением Е. Шпетцлера. Гражданских лиц, по его справедливому замечанию, «нельзя относить к категории некомбатантов, тем более что это противоречит определению данной категории лиц, содержащемуся в тексте международных конвенций».3

Некомбатанты отличаются от гражданского населения тем, что принадлежат к личному составу вооруженных сил, хотя и не имеют права принимать непосредственное участие в военных действиях, о чем уже было сказано.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. -М.: Международные отношения, 1989. -С. 108-109

2 Spetzler Е. Lttftkrieg und Menschtichkeit. -Berlin-Frankfurt, 1956. -S. 17

3 Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. сочинение. -С. 239

По мнению Л. Оппенгейма, некомбатанты «не являются обычными частными лицами, но вместе с тем они, конечно, не являются и комбатантами, хотя и могут... по положению приближаться к бойцам. Об этих лицах точнее можно сказать, что они косвенно принадлежат к вооруженным силам».1

На наш взгляд, давая определение «некомбатант», следует опираться именно на нормы ст. 43 Дополнительного протокола I. Интенданты и лица военно-юридической службы, имеющие соответствующие воинские звания, входят в состав вооруженных сил и являются комбатантами, поскольку, в отличие от медицинского и духовного персонала, юридически не лишены права непосредственно участвовать в военных действиях.

Что касается лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно (гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав военных команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил), их, по нашему мнению, не следует относить к числу некомбатантов, как это неоднозначно делалось до принятия в 1977 г. Дополнительного протокола I. Указанные лица (Третья конвенция, ст. 4, п. 4) также юридически не лишены права непосредственно участвовать в военных действиях, поэтому, на наш взгляд, относятся к комбатантам и, следовательно, считаются военнопленными при попадании во власть неприятеля.

В отношении гражданских журналистов, которые следуют за вооруженными силами, можно смело заметить, что в соответствии с нормами МГП, они относятся к гражданскому населению (ст. 79 Дополнительного протокола 1).

1 Оппенгейм Л. Указ. сочинение. -С. 270

Таким образом, к проблеме определения понятия «некомбатант» следует подходить крайне осторожно, учитывая, что данный термин нормативно не закреплен ни в одном международном документе. Наш подход к разграничению законных участников вооруженных конфликтов на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся) основан на праве на непосредственное участие (или неучастие) в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах того государства, в вооруженные силы которого они правомерно включены. «Деление на комбатантов и некомбатантов, - справедливо отмечал Л.И. Савинский, - поскольку оно позволяет расширить рамки применения гуманитарных норм в отношении весьма значительной категории лиц, должно, безусловно, сохраниться в международном праве».1 Гарантией соблюдения прав участников вооруженных конфликтов и гражданского населения является правильное толкование норм международного права, касающихся такого «деления». Кроме того, это разграничение представляет важную правовую основу для определения правового статуса участников партизанского и национально-освободительного движений.2

  • 1. НЕЗАКОННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА, ЭТНОСЕПАРАТИЗМА И ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
  • Значительное количество положений международного гуманитарного права регулируют отношения, связанные с учас­тием в военных действиях.

    Термин «комбатант» является од­ним из ключевых в международном гуманитарном праве.

    комбатаиты - это «лица, входящие в состав вооруженных сил
    стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях» .

    То есть основные признаки комбатанта:

    - во-первых, лицо должно входить в состав признанных вооруженных сил государства, за исключением медицинского и
    духовного персонала, представители которого не обладают
    статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;

    - во-вторых, наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.

    Одной из составляющих термина «комбатант» является понятие «вооруженные силы» - «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и.... подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисцип­линарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооружённых конфликтов».

    К комбатантам относится личный coстав сооруженных сил, за исключением медицинского и духовного персонала, а также ими признаются партизаны, ополчение, добровольные отряды и население незанятой территории, которое при при­ближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками.

    Однако в настоящее время данные категории лиц, за ис­ключением личного состава вооруженных сил и партизан, прак­тически утратили былое значение. Согласно Женевским кон­венциям партизаны признаются комбатантами, если они воз­главляются лицом, ответственным за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (п. 2 ст. 13 I и II Женевских конвен­ций, п. 2 ст. 4 III Женевской конвенции).

    В целях усиления защиты гражданского населения основ­ной нормой является обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав воо­руженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие характера военных дей­ствий вооруженный комбатант не может отличать себя от граж­данского населения». Но и в таких ситуациях комбаты, должны, открыто носить своё оружие:


    а) во время каждого военного столкновения

    б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующие на­чалу нападения, в котором они должны принять участие.

    Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с од­ной стороны, его нормативное закрепление позволяет прово­дить разграничение между лицами, правомерно принимающи­ми участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровитель­ством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных про­токолов к ним 1977 г.

    С другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ране­ния, болезни, кораблекрушения или пленения это позволяет ему автоматически получать статус соответствующей кате­гории покровительствуемых лиц и защиту, предусматриваемую международным гуманитарным правом (военнопленного, раненого, больного и т. п.).

    Значение статуса комбатанта также состоит в том, что толь­ко такие лица имеют право принимать непосредственное учас­тие в военных действиях и применять силу. Безусловно, свобо­да применения «дозволенного» насилия не является полной, она ограничивается международным гуманитарным правом. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими международного гуманитар­ного права.

    Любое лицо, использующее силу против неприятеля являющееся комбатантом, не может претендовать на приви­легии статуса комбатанта. Такое лицо несет ответственность за свои действия, подпадающие под суровые (особенно во время войны) нормы национального законодательства. Их действия могут быть квалифицированы также как нарушения междуна­родного гуманитарного права.

    Комбатанты сохраняют свой статус, даже если они допус­тили нарушения международного гуманитарного права, в том числе и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. В этих случаях комбатанты должны привлекаться к уголовной ответственно­сти как военные преступники, а их дела – рассматриваться судом.

    Некомбатанты -

    это лица, входящие в состав воору­женных сил, оказывающие помощь этим вооруженным си­лам, но сами непосредственно в боевых действиях не уча­ствующие. Это - медицинский персонал и духовенство.

    К этим лицам не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или защиты вверенного им имущества. В случае же непосредствен­ного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами. При захвате неприятелем некомбатанты не должны счи­таться военнопленными, в соответствии со ст. 33 III Женевс­кой конвенции держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицинской и ду­ховной помощи.

    Поскольку в вооруженных конфликтах военные действия ведутся не только на сухопутных пространствах, но и в возду­хе и на море, необходимо освещение вопроса о комбатантах в морской и воздушной войне.

    Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации сторон вооруженного конфликта и имеющих их опознаватель­ный знак. К ним также относятся экипажи судов гражданс­кой авиации, превращенные в военные, в пределах юрисдик­ции стороны конфликта.

    Комбатантами в морской войне являются экипажи военных кораблей всех видов, вспомогательных судов ВМФ всех ви­дов, экипажи летательных аппаратов ВМФ всех видов, а также экипажи торговых судов, переоборудованных в военные. После­дние, являются комбатантами при наличии следующих условий:

    Экипаж судна поставлен под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг котрого несёт судно;

    Судно носит внешние отличительные знаки военных судов
    их национальности (флаг, вымпел);

    Командир должен состоять на государственной службе и
    быть надлежащим образом назначенным компетентными
    властями; его имя должно значиться в списке офицеров во­енного флота;

    Экипаж должен быть подчинен правилам военной дисцип­лины, а судно в своих действиях соблюдать законы и обычаи войны;

    Обращенное в военное торговое судно должно быть занесено
    в список судов военного флота (ст. I-VI VII Гаагской кон­венции 1907 г.).

    В период вооруженного конфликта часто возникает потреб­ность в разграничении таких понятий, как военный шпион и
    военный разведчик, доброволец и наемник.

    Военный шпион, согласно статье XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. - это «такое лицо, которое, дей­ствуя тайным образом или под ложными предлогами, собира­ет или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной сторо­не». Статус военного шпиона уточняется в п. 1 ст. 46 Дополнительного протокола Женевской конвенции, согласно которому лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом».

    В п. 2, 3 ст. 46 указанного документа содержится определение военного разведчика : если комбатант собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом «форменную одежду своих вооруженных сил» или «не действу­ет обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам». Такие лица имеют право на получение статуса военнопленного.

    Доброволец - это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон. В соответствии со ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить
    на службу одного из воюющих». Кроме того, в п. «б» ст. XVII данной Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.

    Добровольцев необходимо отличать от наемников . Понятие
    «наемник» содержится в ст. 47 Дополнительного протокола I
    1977 г. к Женевской конвенции. Согласно ему наемник не
    имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Наемник -
    это любое лицо, которое:

    А) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

    б) фактически принимает непосредственное участие в военных
    действиях;

    в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по по­ручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

    г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

    д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны находящейся в конфликте;

    е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его воору­женных сил.

    Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. было уточнено и расширено понятие «наемник». Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 данной Конвенции наемником является
    также любое лицо, которое:

    1) специально завербовалось на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направ­ленных на свержение правительства или иной подрыв кон­ституционного порядка государства, или подрыв территори­альной целостности государства;

    2) принимая участие в таких действиях, руководствуется глав­ным образом желанием получить значительную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой i ; материального вознаграждения;

    3) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены данные действия;

    4) не направлено государством для выполнения административных обязанностей;

    5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

    Особый правовой статус имеют парламентеры . Парламентёром называется лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Согласно ст. 32 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, предлагавшегося к IV Гаагской конвенции 1907 г., как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкасаемости. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме