Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Требуется ли лицензия для тсж. Лицензия на управление МКД: порядок получения, внесений изменений и причины аннулирования

В России любая без исключений управляющая компания обязана получать специальную лицензию на управление домом с множеством квартир и тем более, если мы говорим о какой-либо компании, которая под своим управлением имеет два и более дома. Поэтом вопрос о том, нужна ли она для ТСЖ отпадает. Лицензия будет действительна только для того региона в котором она была выдана. У руководства должен быть соответствующий аттестат, подтверждающий его квалификацию.

Для отзыва лицензии могут служить разные нарушения и жалобы от жильцов подконтрольного дома, что дает возможность отсеять недобросовестные компании, которых в данный момент уже в избытке.

Такая лицензия выдается определенными органами государства основываясь на решениях комиссии по лицензиям, и такая лицензия не подлежит передаче другой компании.

Лицензию управ компании должны получить до 1.05.2015 иначе по наступлению данной даты не смогут на законных основаниях продолжать свою деятельность. Без документа деятельность могут продолжать только ТСЖ и ЖК. С первого мая 2015 года жилищный надзор за получившими лицензию отменяется и сменяется на контроль лицензий.

Плюсы/минусы

Данный вид управлениями жилищными массивами имеет как недостатки, так и преимущества, и каждый жилец обязан их знать перед тем, как вступать. Следует взвесить все за и против , чтобы определить, чем оно выгодно.

К минусам такого вида компании можно причислить:

  1. Высокие платежи за эксплуатацию . В основном те платежи, которые есть обязательными не превышают среднестатистических по городу, но стоит помнить, что некоторые жильцы могут изъявлять желание благоустроить дом и тогда придется слегка потратиться.
  2. Плохо закрепленный законодательством механизм действий взаимно со структурами города. Если кто-то укрывается от обязательных платежей, то в идеале с него можно получить эти платежи через суд, но как показывает практика такие суды тянуться годами безрезультатно, а выплачивают в результате остальные жильцы.
  3. Также иногда происходят недоразумения с льготной группой лиц и возвратом компании разницы по платежам.

К плюсам же можно отнести:

  1. Возможности жильцов всячески влиять на решения товарищества . В таких организациях важное место занимают собрания, на которых и принимаются общие решения. Если общим решением будет пока что не тратить деньги на обустройство, то так и будет.
  2. Сокращение затрат со стороны жильцов с помощью резервов дома и качественной работы управляющих. К этому пункту относится деятельность, при которой на фасадах размещается реклама и сдаются пустующие помещения, доход от которых пополняет бюджет товарищества.

Преимущество перед управляющей компанией

Сейчас мы постараемся опередить, что лучше! Такой вид товарищества имеет множество преимуществ по сравнению с управляющей компанией. Стоит знать, что создание товариществ поощряется и часто им идут на уступки. Ввиду того что предатель, как и члены управления сами живут в этом же доме, то они действуют в интересах обычных участников и создают самые лучшие и наиболее комфортные условия для всех кто там проживает.

Неплохим преимуществом является также то, что владелец квартиры может в любой момент ознакомиться с документацией и сметой , разобравшись, за что с него берут деньги. Более того специальная комиссия проводит в финансовой документации отчитываясь после этого перед собственниками на собраниях.

Не стоит упускать тот момент что при расчете с компаниями снабжающими ресурсами за уже поставленные ресурсы идут прямо со счета товарищества что дает в результате минимальную задолженность, а то и вовсе ее отсутствие в отличие от управляющей компании.

Отличие от ЖСК, ТСН и управляющей компании

ТСЖ от ЖСК отличается на многих уровнях . Все начинается с организации – если для создания первого нужные 50% + 1 голос, то для второго это единогласное решение.

Товарищество является некоммерческим юридическим лицом, а значит доход от деятельности, направленной на достижение целей не распределяется между членами, в то время как в жилищном кооперативе все с точностью до наоборот.

Отличия от ТСН скрываются в составе учредителей – он стабилен и не меняется. Также ТСН не могут открыть счет для будущего капитального ремонта своего дома. Фактически по закону изначально товарищества должны были стать частью ТСН, а позднее переименоваться в них, но даже под страхом штрафов данная процедура не выполняется, так как все ждут поправок.

По поводу сравнения с управляющей компанией, то в данной жильцы при несоответствии услуг могут в ускоренном порядке отказаться от услуг. Если сравнивать с ТСЖ, то тут очень сложно получить какую-либо информацию об организации. Все зависит от того насколько профессиональными являются управляющие.

Информация и характеристики

С 2010 года на основании закона был утвержден стандарт раскрытия информации, об организациях, которые управляют жилыми массивами.

Какую же информацию должно открывать товарищество?

  • общую информацию;
  • важные показатели по своей деятельности – хозяйству и финансах;
  • условия по которым выполняются работы содержания и ремонта общего имущества;
  • сведения о работах, приведенных выше;
  • сведения, раскрывающие стоимость работ по содержанию и ремонту;
  • данные о ценах коммунальные ресурсы.

Если вам отказали в данной информации, то вы можете обжаловать это решение в суде.

Общие характеристики ТСЖ :

  • все без исключений платежи идут на расчетный счет дома и их распределение ведется по решению членов;
  • расход средств полностью контролируется специальной комиссией из членов товарищества;
  • все члены берегут имущество в понимании что дом в хорошем состоянии благодаря их средствам;
  • управление следит за качеством обслуживания.

Реквизиты

Кроме всего прочего, товарищество также должно предоставлять вступающим персональные данные о государственной регистрации, а также реквизиты о том, что они внесены в единый реестр юридических лиц, стоят на учете в налоговой по месту нахождения и реквизиты, на которые должны поступать оплаты за содержание и услуги. Такая информация также не должна скрываться.

Кому подчиняется?

Как и говорилось ранее эта организация создается из собственников квартир и имеет свои органы управления в виде общего собрания и председателя, которые в свою очередь подчинены правлению и решают вопросы в плане деятельности товарищества.

Если жильцов не устраивает председатель, то его переизбрание происходит все том же собрании либо через жалобу в суд.

Так что вопрос «кому подчиняется?» не можно считать не совсем правильным в данной ситуации. Если было обращение и вашу просьбу не удовлетворили, то этот отказ можно обжаловать в суде, прокуратуре либо жилищной инспекции. Эти решения закреплены в законодательстве РФ, а точней в Жилищном Кодексе.

Кто контролирует деятельность?

Важным вопросом для вступающих является то, кто же и как может контролировать деятельность товарищества. С некоторого времени на товарищество можно пожаловаться в жилищную инспекцию , которая имеет на него влияние и может проводить инспекции на основании недовольных жильцов абсолютно правомерно. В том числе они могут проверять насколько чистую правовую базу имеет создание товарищества, как и на каком основании выбирался председатель и правление ТСЖ.

Это в разы уменьшает шансы создать «липовые» организации, которые будут доставлять неудобства жильцам. Если жалобы по заявлению подтвердились, то выписывается предписание на устранение указанных нарушений. В случае если срок указан, а ничего не изменилось — комиссия передает дело во все тот же суд. По мнению многих это только увеличило количество бюрократов, но не увеличило эффективность.

Какие есть варианты структуры?

Структура товарищества не ограничивается как раньше упоминалось только председателем, которого выбрало собрание, общим собранием из вступивших жильцов и правлением, которое имеет права разрабатывать свои варианты управления и улучшения недвижимости , которая находится в общей собственности.

Сюда кроме них еще входят:

Заместитель председателя, который заменяет его при отсутствии или когда тот не может вести дела и выбирается он из правления.
Комиссия по ревизиям, которая рассказывает при ежегодном собрании о состоянии финансов. Часто привлекается независимый человек, который помогает дать более прозрачный отчет.

  1. Казначей чьи обязанности определены инструкцией. Выбор идет предпочтительно из правления. Он может выполнять также работу бухгалтера либо контролировать оного и выполнять планирование финансов.
  2. Секретарь — протоколирует собрания, заседания, следит за рабочей документацией и архивом товарищества если было такое поручение.
  3. Комитеты инициатив из членов товарищества, которые могут создаваться по мере необходимости и решать спорные вопросы и конфликты между всеми уровнями организации при проведении выборов, мероприятий в учете тех, кто получает льготы, а также в многих других вопросах.
  4. Управляющий которого нанимают на основании решения собрания членов. Для него разрабатывают специальная инструкция, в которой прописано какие именно функции он выполняет. Он несет ответственность за свою деятельность и принимает решения в рамках компетенции.

Также иногда товарищества нуждаются в узких специалистах разных областей. Они могут приглашать их либо на постоянную работу или использовать более удобный вариант – на время проведения определенный работ. Контролируют штатных председатель или управляющий.

Может иметь место помощь от управляющей компании. Плюс такого решение в том, что такая компания уже имеет всех специалистов, которые только могут понадобиться.

Что на счет обязанностей перед жильцами?

В жилищном кодексе указанно что если основывается товарищество, которое управляет многоквартирным домом, то оно несет ответственность за любую общую собственность в доме и основываясь на правилах содержания общего имущества, установленного правительством РФ, за своевременное предоставление ком. услуг перечень которых зависит напрямую оттого насколько благоустроен дом, при этом услуги должны быть соответственны требованиям.

Должен быть составлен четкий план действий на год или на следующие несколько лет чтобы жильцы наглядно понимали, чем и кто занимается. Товарищество обязано вести учет жалоб, по письменному запросу выдавать цены на услуги как по содержанию, так и коммунальные. Дом должен быть убран и отвечать санитарными требованиям, что подразумевает чистоту в подъездах и регулярные уборки. Также при отключении каких-либо услуг жильцы должны быть проинформированные за десять рабочих дней. Важным моментом остаётся .

Полномочия

Товарищество имеет свои права, которые указаны в статье 147 жилого кодекса. Порядок создания ТСЖ подразумевает наличие устава , в котором четко определены полномочия правления. Выбор в правление ведется строго по уставу, там же и указано время, на которое избираются лица, но не более чем на два года. В уставе записано как часто происходят заседания – актуальными можно читать сборы раз в месяц.

Опираясь на статью 148, правление обязано следить за тем чтоб каждый член товарищества соблюдал законы и требования устава. На него также накладывается ответственность по формированию схем расходов и доходов, а также доставление этой информации собранию в сроки.

Самым главным полномочием есть управление многоквартирным жилым массивом, а также подписание различных договором связанных с управлением. Кроме этого, на правление могут возложить и другие обязанности, которые есть в статье 138, в том числе представление интересов членов товарищества в отношениях с третьими лицами.

Техническое обслуживание

В расходы на техническое содержание дома входят на материал и инвентарь нужный для поддержания состояния, причем величина расходов основывается на объеме и качестве услуг которые запрашивают члены товарищества. Расходы для оплаты труда или годовой бюджет на оплату труда рабочим, которые содержат дом в надлежащем состоянии.

Расчет нужного количества рабочих для технического обслуживания происходит на 100 кв. м. площади . То есть где-то примерно на эту площадь два человека сантехника, один электромонтёр, три лифтера. Специальный расчет ведется для обслуживания как систем отопления и оборудования для лифтов, так и для ремонта газопроводов и домофонов если такой в доме имеется. Должен быть расчет средств на аварийные ситуации, а также на переучивание обслуживающего персонала с повышением их квалификации.

В ведении товарищества может быть как движимое имущество, так и недвижимое . При этом необязательно чтоб имущество находилось внутри дома. Это закреплено статьей 151. Во время своего существования оно имеет во владении два вида имущества – то, которое является собственностью МЖД и то, которое является собственностью товарищества внутри МЖД.

Имущество товарищества - это то, которое покупалось из , было отписано либо принималось в дар. Также под эту категорию подпадают и те вещи, которые члены организации отдали в дар для улучшения работоспособности, как, например, организационную технику. Поощряется если собственники привносят что-либо полезное в общее имущество.

Рассмотрев данные вопросы можно с уверенностью сказать, что товарищество есть самым хорошим вариантом если вы хотите жить в доме, в котором вы имеете голос при решении проблем и в котором все обслуживается и работает на приличном уровне. Кроме того, есть масса рычагов влияние на данную организацию что дает прозрачный отчет о том куда тратились ваши деньги и как дальше собираются поступать чтобы обустроить ваш дом председатель и правлении, а также возможность быстрого переизбрания оных если обязанности не выполнялись.

До января 2015 года лицензия на управление МКД не требовалась, а сами дома плохо контролировались государством. Для исправления этой ситуации был издан новый закон, который подписан президентом РФ. Согласно ему все ООО и ИП, желающие заниматься ведением хозяйства жилых зданий, для осуществления этой деятельности должны получить специальный документ - лицензию на управление МКД.

Как выглядит лицензия на управления МКД

В соответствии с ФЗ № 255 от 21.07.14 с 01.01.15 УК несут административную ответственность за недобросовестное исполнение требований предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 01.05.15 они могут работать только после того, как получат соответствующее разрешение.

Лицензия на управление МКД — официальный допуск к реализации предпринимательской деятельности УК, выписывается органами ГЖН без ограничений по сроку.

Разрешения, которые получают компании, функционирующие в отрасли ЖКХ, являются действительными только на географической территории того субъекта РФ, на которой они были выдан.

На лицевой стороне лицензии обозначено наименование ее и обладателя, точная дата выдачи, государственный номер, полное название органа, который ее выписал. Документ представлен в формате А4.

На обратной стороне указывается местонахождение лицензиата, регион действия разрешения и наименование комиссии, его выдавшего.

Информацию о выпущенных разрешениях вписывают в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и сводную федеральную базу лицензий на управление МКД.

Эти сведения носят открытый характер, публикуются на официальных ресурсах органов ГЖН субъекта РФ в интернете и на сайте уполномоченного федерального учреждения.

Если в течение одного года хозяйствующую организацию или ее руководителя в ходе судебных процессов дважды и более привлекали к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖН, то информация о таких многоквартирных домах удалятся из реестра лицензий на управление МКД и сама компания их больше не обслуживает.

Если произойдет ситуация, когда в течение одного года суммарный метраж таких помещений достигнет отметки в 15 % и выше от общих площадей МКД, которые числятся за данной УК, то орган ГЖН подаст на нее иск в суд с требованием аннулировать лицензию этой организации.

Нужна ли лицензия на управление МКД для ТСЖ

Данным видам организаций нет необходимости проходить процедуру лицензирования, так как это не предусматривает законодательство нашей страны.

Исключением можно назвать только одну сферу — услуги в содержании инженерных сетей. Например, без получения лицензии кооперативы не могут заниматься добычей водных ресурсов.

Помимо этого, региональные органы власти имеют право принять подзаконные акты, которые будут предусматривать получение разрешения на иные виды деятельности.

Получение лицензии на управление МДК в 3 этапа

Принятое законодательство в нашей стране подразумевает то, что лицензия на управление МКД будет выписываться при содействии двух властных структур:

  • территориального органа ГЖН;
  • региональной лицензионной комиссии.

Задача первого органа состоит в том, чтобы принять заявление с дополнительными документами соискателя разрешения на его получение и по итогам их изучения отправить лицензионной комиссии свое заключение о том, возможно ли удовлетворить просьбу претендента или же придется дать отрицательный ответ.

А региональная лицензионная комиссия выносит вердикт о выпуске лицензии на управление МКД. На его основании ГЖН оформляет документ и выдает его руководителю управляющей организации.

Всю процедуру получения лицензии можно разделить на три стадии.

Этап 1. Определяемся с услугами

Разрешение в данной ситуации необходимо для деятельности по обслуживанию многоквартирного дома, которая будет реализовываться в соответствии с требованиями договора содержания жилья, изложенными в статье 162 ЖК Российской Федерации. Данное соглашение составляется и подписывается после того, как руководитель управляющей компании получает лицензию на управление МКД.

Главный список работ по обслуживанию жилых зданий:

  • содержание многоквартирных домов и осуществление ремонта общего имущества;
  • оказание коммунальных услуг;
  • сбор денежных средств с собственников помещений за содержание здания и за проведенные ремонтные работы;
  • организация аварийного обслуживания домов и восстановительная деятельность по ликвидации ситуаций с разрушением частей строения и оборудования;
  • облагораживание придомовых территорий;
  • ведение и хранение документации;
  • прочие виды услуг.

Этап 2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только в планах хотите открыть свой бизнес-проект, то вам необходимо оформить ООО или зарегистрировать ИП и гарантировать выполнение лицензионных условий. Если вы решили вести деятельность сложного уровня - обслуживание МКД, при этом у вас несколько учредителей, то следует выбирать ООО. В той ситуации когда бизнес-проект уже работает и вы хотите попробовать себя в управлении МКД, то вам следует внести корректировки в ОКВЭД ООО/ИП, а также проанализировать соответствие принятым нормам.

Для предоставления услуг управления домом компания должна выполнять лицензионные условия:

  • прохождение государственной регистрации в роли ИП/ООО на территории России;
  • наличие у директора управляющей компании квалификационного документа в соответствии со статьей 202 ЖК Российской Федерации;
  • отсутствие у руководителя организации непогашенной судимости за правонарушения в экономической отрасли, за тяжкие уголовные преступления;
  • обеспечение открытого доступа к сведениям о ключевых показателях деятельности организации, о реализованных работах по содержанию, ремонту многоквартирных домов, о порядке и условиях их осуществления, о ценовой политике компании, о стоимости ресурсов, требующихся для предоставления коммунальных услуг в соответствии с ПП РФ от 23 сентября 2010 года № 7231;
  • отсутствие у соискателя аннулированных лицензий на управление МКД в соответствующем реестре;
  • гарантирование выполнения правил оказания коммунальных услуг собственникам и арендаторам помещений многоквартирных домов в соответствии с ПП РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Важно обратить внимание на получение квалификационного документа, так как эта процедура нуждается в заблаговременной подготовке и отнимает достаточно большое количество времени.

Квалификационный аттестат выдается только после сдачи специального экзамена. В него входит проверка знаний и требований законодательной документации Российской Федерации, которые применяются в реализации предпринимательской деятельности, имеющей отношение к содержанию многоквартирных домов. Для получения допуска на сдачу такого экзамена в отделение ГЖИ или на адрес лицензионной комиссии необходимо направить специальное заявление.

Оно предоставляется лично директором управляющей компании или его официальным представителем. При подаче заявления необходимо иметь паспорт (удостоверение личности). Форма данного экзамена — прохождение теста на ПК. Всего в нем представлено двести вопросов. Для тестирования конкретного человека программа отбирает сто любых заданий из общего списка.

Каждый вопрос имеет узкий уровень специализации, для того чтобы верно дать на него ответ, необходимо владеть достаточно серьезными знаниями в сфере ЖКХ. Проходной бал начинается с отметки в 86 %. На выполнение теста дается два часа. Если директор компании успешно справляется с заданием, то он получает квалификационный аттестат, срок действия которого пять лет. Экзамен проводится государством бесплатно.

Этап 3. Подаем документы, необходимые для получения лицензии

Для того чтобы получить лицензию на управление МКД, в местный компетентный государственный орган необходимо направить специальное заявление (бланк заявления).

К нему необходимо приложить следующий пакет документов:

  • копию устава управляющей компании, которую необходимо заверить у нотариуса;
  • копию документа о государственной регистрации ИП или ООО;
  • копию свидетельства о регистрации корректировок, если такие проводились;
  • копию квалификационного диплома соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на пост директора управляющей компании-соискателя лицензии;
  • квитанцию, которая подтверждает оплату госпошлины в размере 30 тыс. руб.

Дополнение: изначально необходимо выяснить список приложений в местном лицензирующем органе перед тем, как подать заявление, так как в некоторых ситуациях требуется предоставить только выписку из ЕГРЮЛ.

Всю документацию можно передать несколькими способами:

  • личный поход в лицензирующий орган или визит официального представителя заявителя;
  • заказным письмом почтой России с уведомлением о получении;
  • через электронные ресурсы; все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Заявление с приложениями принимаются только в том случае, если есть их опись, на дубликате которой проставлена отметка о точной дате получения данного пакета. Копия описи со входящим штампом направляется соискателю либо его официальному представителю тем способом, которым документы были предоставлены в лицензионную комиссию. После принятия заявления государственным органом заключение о выдаче разрешения на управление МКД будет озвучено в течение одного месяца. За это время лицензионная комиссия проверяет всю документацию, которая была ей предоставлена.

Получив лицензию на управление МКД, компания имеет полное право приступить к выполнению своих рабочих обязанностей. Информацию обо всех многоквартирных домах, которые находятся в ведении данной организации, следует опубликовать на официальном ресурсе в Интернете.

В ситуации когда произошли какие-либо перемены, - подписание другого договора, аннулирование старого - управляющая компания должна внести корректировки на свой официальный ресурс в Интернете в течение трех дней, а также оповестить о любых новых обстоятельствах орган ГЖН.

Не следует забывать и о возможных различных (по графику и внеплановых) проверках на выполнение условий лицензии на управление МКД. Если в деятельности обслуживающей компании будут обнаружены какие-либо правонарушения, то ее разрешение может быть аннулировано.

Когда лицензия на управление МКД подлежит переоформлению

В ФЗ от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» зафиксированы ситуации, в которых разрешение на управление МКД необходимо переоформлять. Это следующие случаи:

  • преобразование формы юридического лица;
  • смена наименования организации (фамилии, имени, отчества, реквизитов документации, которая удостоверяет личность ИП);
  • смена географического местонахождения или изменение адреса регистрации юридического лица;
  • коррективы в списке оказываемых услуг или реализуемых работ, которые имеют непосредственное отношение к лицензируемому виду деятельности.

Таким образом, если управляющая компания поменяла свои юридические географические координаты, то об этом следует сообщить в Государственную жилищную инспекцию и переоформить лицензию на управление МКД. Если организация не выполнит это условие, то к ней будут применены штрафные санкции за нарушение лицензионных требований в соответствии со статьей 14.1.3 КоАП Российской Федерации. Штраф для юридического лица может быть размером до 250 000 руб.

В иных ситуациях, если поменялся фактический адрес, телефонный номер компании, ее локальный устав и т. д., проходить процедуру переоформления лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД не нужно. Эти данные не влияют на получение разрешения, а значит, не вызывают вышеуказанных последствий.

Порядок процедуры переоформления лицензии на управление МКД зафиксирован в статье 18 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99. Для этого организации необходимо направить запрос в органы регионального государственного жилищного надзора, подкрепляя его требующейся документацией. Список необходимых приложений закреплен в пункте 6-м ПП Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»:

  • копии учредительной документации юридического лица, которые прошли процедуру заверения у нотариуса;
  • копия квалификационного документа руководителя управляющей компании (соискателя лицензии);
  • копия приказа о назначении на должность соискателя лицензии;
  • подробная опись вышеуказанной документации.

Копия описи с отметкой о том, в какой конкретно день было принято заявление в государственную жилищную инспекцию, вручается руководителю управляющей компании (соискателю лицензии) лично либо отправляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Если указанное заявление было составлено с ошибками или пакет приложений не соответствует требованиям, то ГЖИ в течение трех дней с момента получения документации поручает лицензиату внести в нее корректировки и ликвидировать погрешности. На это у соискателя есть один месяц.

Перед отправкой пакета документов в государственную жилищную инспекцию необходимо оплатить государственную пошлину — 5 тыс. руб.

Вся процедура переоформления разрешения растягивается приблизительно на сорок пять дней: 30 из них отводится на проверку соискателя на соответствие лицензионным требованиям , а 15 дней — на вынесение вердикта уполномоченным органом.

Необходимо понимать и то, что при переоформлении разрешения на обслуживание МКД управляющей организации может быть отказано в его выдаче. В соответствии с пунктом 7 статьи 14 ФЗ № 99 основанием для вынесения отрицательного заключения могут послужить:

  • ложные или неточно указанные данные в предоставленном пакете документов;
  • несоответствие личности соискателя лицензионным условиям;
  • ранее аннулированное разрешение на управление МКД.

Если же компания утеряла или испортила имеющийся документ, то в соответствии со статьей 17 № 99 ФЗ она может запросить его копию. Дубликат на получение лицензии УК на управление МКД изготавливается за три рабочих дня, а размер государственной пошлины составляет 5 тыс. руб. на 2017 год.

Внесение изменений в лицензию по управлению МКД и соответствующую запись в реестре

Согласно ст. 198 ЖК РФ ситуации, когда список многоквартирных домов подвергся корректировке в связи с подписанием, аннулированием соглашения об обслуживании, а эту деятельность осуществлял лицензиат, директор управляющей компании в течение трех рабочих дней с момента изменения договорных отношений обязан прописать эту информацию на официальном ресурсе в сети Интернет для обнародования, а также отослать эти сведения в ГЖН.

Согласно вышеуказанному приказу новые данные фиксируются в соответствующей базе органом ГЖН РФ. Основанием для этого служит предъявленное предприятием или его официальным представителем заявление о корректировке информации в реестре лицензий на управление МКД, которое содержит следующие сведения:

  • географическое местоположение многоквартирного дома (его адрес);
  • причины для подписания или аннулирования договора содержания здания с управляющей организацией;
  • копию действующего договора обслуживания многоквартирного дома;
  • информация о лицензиате.

В этом заявлении может быть прописан только один многоквартирный дом, т. е. для каждого здания формируется свой документ.

Данное заявление также комплектуется следующими приложениями:

  • копия протокола ОСС, включающего сведения о принятом решении: определении метода содержания многоквартирного дома управляющей организацией, подписание договора обслуживания с директором УК о смене способа хозяйствования или аннулирование имеющегося соглашения;
  • копия протокола конкурсного мероприятия по выбору компании для руководства жилым зданием, согласно которому ее директор признан победителем данного тендера;
  • копия договора содержания, составленного между директором организации и собственниками помещений в доме, а в ситуации когда лицензиат был выбран путем организованного конкурсного мероприятия, — копия соглашения по обслуживанию, которое подписано заявителем;
  • копия акта приема-передачи различной документации, непосредственно имеющей отношение к содержанию многоквартирного дома, должностному лицу, которое взяло на себя эти обязанности, если уволенная УК подает заявление на удаление здания из реестра лицензий на управление МКД;
  • документ, который подтверждает законность действий официального представителя компании, в ситуации когда он имеется, заключенный в соответствии с законодательством РФ;
  • подробная опись представляемой документации с указанием названия и реквизитов каждого приложения и количества страниц, которая заверена подписью самого лицензиата.

Заявление и описанная выше документация рассматриваются за 10 рабочих дней.

Внесение корректировок в реестр лицензий на управление МКД обладает высоким уровнем значимости для управляющей компании. Она, согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ, может приступать к выполнению своих обязанностей только тогда, когда изменения будут проведены по базе.

В каком случае лицензия на управление МКД может быть аннулирована

Согласно статье 20 Федерального закона № 99 существует три реальные причины для того, чтобы аннулировать лицензию на управление МКД:

  • подача держателем заявления о том, что работа по данному виду деятельности остановлена;
  • ликвидация юридического лица или ИП;
  • решение, вынесенное в судебном порядке, о прекращении действия разрешения.

Основание аннулирования лицензии прописано в части 1-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная процедура осуществляется следующим способом: лицензионная группа выносит вердикт и отправляет его в орган государственного жилищного надзора, который на базе этого заключения формулирует иск в суд, а в ходе судебного процесса принимается решение о прекращении действия лицензии на управление МКД.

В части 2-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации зафиксированы причины для исключения дома из реестра лицензий субъекта РФ. Таким поводом может быть назначение в течение одного года двух и более административных наказаний за бездействие или исполнение не должным образом предписаний, а также удаление из базы информации о МКД, в которых суммарный метраж помещений находится на отметке не менее 15 % от всей площади обслуживаемых организацией зданий. Из этого можно сделать вывод о том, что государственная жилищная инспекция обладает правом лишить компанию лицензии на управление МКД и без решения суда.

Если вы находитесь на пороге удаления из реестра обслуживаемых 15 % помещений или не должным образом осуществляете руководство МКД, и вы готовы заявить себе об этом честно и начать что-то менять, главное — не допустите паники. Рассмотрим все ступени процесса аннулирования лицензии на реализацию деятельности по управлению МКД. Данный механизм подробно описан в части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Самое первое, что вы получите в ситуации выполнения лицензионных условий не должным образом — предписание ГЖН. А точнее, предписания, так как в течение одного года ГЖН обязан как минимум дважды выдать требование о ликвидации нарушений в работе по одному или целому ряду МКД, которые находятся под руководством управляющей компании.

Вторая стадия наступает в той ситуации, если вы в установленный период не реализовали указания ГЖИ или подошли к ним халатно. В данном случае в ходе судебного процесса должностному лицу управляющей компании будет назначено административное наказание за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний органов государственного жилищного надзора.

Только после этого ГЖИ имеет право исключить из реестра лицензий субъекта РФ информацию о помещениях, в отношении которых управляющая компания совершила нарушение регламентированных условий.

Если ситуация развивается так, что из базы уходит 15 % от суммарной площади зданий, лицензионная комиссия озвучивает вопрос о подаче иска на УК в суд о прекращении действия лицензии на управление МКД. ГЖН, который получил соответствующий вердикт от комиссии, обращается с заявлением в суд с просьбой об аннулировании вышеуказанного разрешения.

Пример. У компании из Волгограда аннулировали лицензию на управление МКД.

В течение всего 2016 г. УК многократно за ненадлежащий уровень содержания общего имущества в МКД привлекалась к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖИ.

В отношении организации было возбуждено шестнадцать дел об административных правонарушениях. Все завершилось тем, что компания потеряла приблизительно 20 % площадей от суммарной величины зданий, которые находились под ее руководством. Для лицензионной комиссии это явилось главным основанием для того, чтобы применить в отношении УК самую крайнюю меру. Суд принял решение аннулировать лицензию на управление МКД.

В соответствии с пунктом 5-м статьи 198 ЖК РФ, если в течение одного года УК дважды и более была привлечена за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний Государственной жилищной инспекции в одном МКД, информация о данном доме удаляется из базы лицензий.

Если суммарный метраж помещений в подобных исключенных строениях составит 15 % и более от всей площади зданий, обслуживаемых организацией, разрешение на управление МКД будет отозвано. Управляющая компания из нашего примера руководила только одним домом, в связи с чем удаление последнего из базы лицензий привело к автоматическому аннулированию разрешения на деятельность.

Управляющая компания должна продолжить руководить МКД до того момента, пока владельцы помещений не найдут новую организацию или пока следующая УК определится по итогам открытого конкурса.

В связи с этим вам необходимо найти поддержку в лице собственников дома, ведь они могут выступить в роли вашего спасательного круга на стадии принятия решения комиссии ГЖН об исключении сведений о здании из реестра лицензий на управление МКД.

В соответствии с частью 7-й статьи 198 ЖК РФ в течение 2-х месяцев после того как лицензионная комиссия сообщила собственникам помещений о том, что дом может быть исключен из реестра лицензий, они имеют право организовать общее собрание и на его основании вынести вердикт о продолжении или о завершении сотрудничества с данной управляющей компанией.

После встречи владельцев им дается три дня на то, чтобы уведомить о принятом решении государственную жилищную инспекцию. В данной ситуации сведения о доме не удаляются из реестра лицензий на управление МКД.

Мнение эксперта

Обязанности УК при исключении МКД из реестра

Елена Шерешовец ,

член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ»

При удалении МКД из реестра лицензий у управляющей компании появляется обязанность на должном уровне выполнять требования по обслуживанию дома, предоставлению сервиса, осуществлению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с условиями, установленными на законодательном уровне России. Подобные требования зафиксированы в части 3-й статьи 200 ЖК РФ. Таким образом, управляющая компания обязана надлежащим образом выполнять работу по руководству МКД до момента образования обязательств в соответствии с:

  • договором управления МКД в том случае, если УК призвана общим собранием собственников или отобрана по итогам организованного органом местного самоуправления конкурса;
  • соглашением по ведению хозяйства МКД, заключенным компанией с ТСЖ, ЖК и ЖСК;
  • договором предоставления услуг, осуществлением ремонтных работ общего имущества в МКД, договором РСО, зафиксированным в части 1-й и 2-й статьи 164 ЖК РФ.

В ситуации формирования в МКД жилищного объединения управляющая компания должна выполнять функции по обслуживанию здания до фактической государственной регистрации ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Обязанность руководить домом до момента решения его дальнейшей судьбы появляется у хозяйствующей организации только в том случае, если произойдет удаление информации о жилом здании из реестра лицензий на управление МКД и строение не появится при внесении корректировок в эту базу.

Какая предусмотрена ответственность за управление МКД без лицензии

В КоАП РФ уже закреплена норма, которая устанавливает ответственность за ведение ИП без лицензии, когда такое разрешение обязательно на основании статьи 14.1.

Но на законодательном уровне также введено и положение, которое имеет непосредственное отношение к безлицензионной деятельности по руководству МКД согласно статье 14.1.3 КоАП РФ. Аргументировать это можно тем, что руководство домом обладает высоким социальным значением, а следственно, и повышенным уровнем ответственности компаний и ИП. Таким образом, штрафные санкции по статье 14.1.3 КоАП РФ значительно серьезней.

Когда УК реализует действия по управлению МКД с невыполнением лицензионных условий, она может быть привлечена к административному виду ответственности в соответствии с частью 2-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Если обратить внимание на список таких требований, зафиксированный в статье 193 ЖК РФ, то можно вычислить то, что штрафные санкции по части 2-й статьи 7.23.3 КоАП РФ будут применены лишь в двух ситуациях.

  1. При отсутствии у директора управляющей компании квалификационного документа или при условии, когда он был признан недействительным.
  2. При наличии у директора УК непогашенной судимости за преступные деяния в экономической отрасли, а также за тяжкие уголовные преступления.

Иные условия лицензии вряд ли формируют рассматриваемое правонарушение. Например, требование о том, что обслуживающая компания должна быть зарегистрирована как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в России. Данный вопрос проверяется еще на стадии выдачи первичного разрешения на обслуживание дома.

Еще одно условие для получения возможности вести такую деятельность — за прошедшие 3 года претендент не должен иметь аннулированных лицензий на управление МКД в федеральном реестре. Если же таковое имело место, то право на работу заканчивается в тот день, когда вводится соответствующая информация в реестр согласно Жилищному кодексу РФ. В связи с этим управление домом в той ситуации, когда срок действия разрешения истек, необходимо рассматривать как другое нарушение законодательства — ведение предпринимательской деятельности по руководству МКД без лицензии, т. е. зафиксированное в части 1-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Последнее лицензионное условие — выполнение организацией требований по раскрытию информации, прописанных в части 10-й статьи 161 ЖК РФ. Отдельной статьей 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за игнорирование положений по обнародованию сведений управляющей компании.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что организация, обладающая рабочим разрешением, не подвергается наказанию за руководство каким-то определенным домом, информация о котором была удалена из реестра лицензий на управление МКД согласно части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса РФ, несмотря на то, что этот факт можно расценивать как основание для остановки деятельности компании по обслуживанию этого здания.

Также следует сказать о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по статье 14.1.3 КоАП РФ как юрлицо.

Статья КоАП РФ

Диспозиция

Санкция

Статья 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии"

  1. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирного дома без получения на это действие лицензии, если она носит обязательный характер.

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 250 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юридических лиц в размере от 150 до 250 тыс. руб.

2. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирных домов с игнорированием лицензионных условий за исключением тех ситуаций, которые прописаны в статье 7.23.1.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 50 до 100 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 250 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 250 до 300 тыс. руб.

Статья 7.23.3 "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД"

2. Неисполнение прописанными в части первой статьи должностными лицами требований, предусмотренных нормами деятельности предпринимателей в сфере обслуживания многоквартирных домов, в срок аннулирования лицензии или прекращения ее действия в той ситуации, если указанные лица обязаны должным образом осуществлять обслуживание многоквартирных домов.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 100 до 200 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 150 до 500 тыс. руб.

Прописанные в данной таблице правонарушения необходимо относить к длительным, так как их суть заключается в том, что УК на протяжении значительного периода времени не выполняет должным образом свои непосредственные обязанности, также организация работает без получения разрешения и пренебрегает лицензионными условиями. Временной период привлечения к административному виду ответственности руководителя управляющей компании считается с того дня, как были обнаружены нарушения законодательства в ее деятельности.

Информация об эксперте

Е. В. Шерешовец, директор компании «КИТ», член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, заведующая кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. «КИТ» - некоммерческое партнерство саморегулируемая организация управляющих недвижимостью «Качество. Инновации. Технологии». Деятельность НП СРО УН «КИТ» направлена на развитие профессионалов, управление эксплуатацией жилищного фонда, защиту интересов и законных прав членов партнерства.

Подробнее об общих собраниях собственником помещений в МКД читайте здесь 1343 0 По мнению Чибиса, товарищество собственников недвижимости или жилья является весьма эффективной формой управления многоквартирным домом. Однако возникает много сложностей из-за постоянных споров между членами ТСН или ТСЖ и собственниками жилья, не входящими в состав данного товарищества. По сути в одном многоквартирном доме под час существует сразу два разных органа управления. Это недопустимо. Поэтому ведомство решило на законодательном уровне урегулировать данную ситуацию и внести необходимые изменения. Пока, о каких именно законодательных изменениях идёт речь, не говорится. Скорее всего, это будут поправки к Жилищному Кодексу РФ, которые поступят на рассмотрение в начале наступающего 2016 года.

Лицензия для тсн

В связи с вступившим в силу 5 мая 2014 года новым законом №99-ФЗ, переходить с Товарищества собственников жилья на Товарищество собственников недвижимости – это право, а не обязанность. Многим удобнее оставаться на упрощенном налогообложении, тем более что дом для жильцов, а не для коммерции.


Поэтому не все ТСЖ переименовываются на ТСН. Обратите внимание! Получить новую лицензию, доказать, что Товарищество подходит под категорию собственников недвижимости – тоже является хлопотным делом бюрократии, что не всех устраивает. Это может тоже быть преградой к тому, чтобы переходить с одной систему правления на другую.
Для самих жильцов не всегда удобно ходить постоянно на собрания, которые обязательны в структуре ТСЖ.

Legart

Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии? Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Форум бурмистр.ру — форум о жкх (управление многоквартирными домами)

Сейчас ТСЖ уже занимаются получением лицензий и постепенно переименовываются в ТСН, хотя это является только правом, а не обязательством. Конечно, ТСЖ понимают, что должны заняться этой бюрократической процедурой, иначе рискуют не заслужить признания со стороны жильцов дома.

Внимание

Такой переломный момент является, действительно, сложным для организации. Нельзя выделить, что лучше, ведь у обоих подходов есть свои достоинства и, наоборот, недостатки.


В соответствии с проведенным опросом жителей страны стало ясно, что большая часть из них не имеет ничего против установления ТСН. Обусловлено это тем, что в современном мире у людей практически не хватает времени на решение вопросов, связанных с ТСЖ.


Они:

  • не посещают общие собрания;
  • не принимают определенных решений.

Их задача – уплата коммунальных платежей взамен за услуги.

Почему тсн-тсж не нужна лицензия на управление многоквартирным домом

  • Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?
  • В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?
  • Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ?
  • Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?
  • Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии? Ответ: Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.

Вопрос-ответ

А сами собственники, в свою очередь, не ответственны за действия и решения Товарищества, его руководства. Что лучше Рассматривать вопрос о том, что лучше ТСН или ТСЖ можно тогда, когда речь идет о планах создать некое общественное учреждение по многоквартирному дому (или нескольким таким домам).
Объединения отличаются между собой тем, что в структуру первого включается не только жилая недвижимая собственность владельцев, но также и нежилая, имеющая коммерческую составляющую. Поэтому в случае, когда требуется содержать несколько объектов разного назначения, будет уместным организовывать ТСН.
А если недвижимость представлена только МКД, тогда лучше остановиться на ТСЖ. Что касается системы налогообложения, то, безусловно, «упрощенка» ТСЖ выгоднее для собственников, нежели стандартная система обычного налогообложения, предусмотренная для ТСН.

Разница между тсж и тсн

Минстрой ссылается на ФЗ №99 от 05.05.2014 года «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Поправки в ГК РФ вступили в силу 1 сентября 2014 года и ввели ТСН как новую организационно-правовую форму юридического лица. Получается, что с 1 сентября 2014 года ТСЖ согласно ФЗ №99 является видом юридического лица, создаваемым в организационно-правовой форме ТСН. Но даже, принимая во внимание этот закон, создание и регулирование деятельности ТСЖ должно быть регламентировано нормами Жилищного Кодекса.
Кроме того, в этом законе нет требований о перерегистрации ТСЖ в ТСН (ч.10 ст.3 ФЗ №99).

Что такое товарищество собственников недвижимости (тсн)

Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)? Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Инфо

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия? Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Тсн против тсж: что лучше?

Разница между общественными формированиями «ТСЖ» и «ТСН», имеющими статус юридического лица по законодательству России, заключается в виде самой недвижимости. Но для лучшего понимания необходимо ознакомиться с отличиями этих Товариществ более детально. У ТСЖ имеются свои минусы, и у ТСН, но есть и очевидные плюсы. Выбирая, какое формирование лучше, следует обращать внимание на их функциональные задачи, отчетность перед налоговой службой, законодательные нормы и правила создания, ведения хозяйственной некоммерческой деятельности.
Что это такое ТСЖ – это Товарищество собственников жилья. Под жильем в данном случае подразумеваются квартиры, расположенные в многоквартирном доме. За этим домом необходим уход, за прилегающей к нему территорией, также важно обеспечивать коммунальную бесперебойность, благоустраивать такие участки строения, как окна, двери, мусоропроводы, вентиляции и прочее.

Тсж или тсн: в чем разница, что лучше и как правильно

Они представляют собой общее собрание, из числа которого будет выбран состав ТСЖ, а ими назначен председатель. Председателем не обязательно должен являться один из собственников квартиры дома. Важным отличием от ТСН является возможность работать по упрощенной системе налогообложения. Конечно, не все ТСЖ использовали именно её, но для многих это единственная форма осуществления деятельности. В ТСЖ не могли объединиться коммерческие помещения. Они представляли свою отдельную организацию, наименование которой каждый раз по-разному прописывается законодательством. Закон о преобразовании Закон о преобразовании вступил в законное действие в сентябре 2014 года.

В дальнейшем создание ТСЖ станет невозможным, удастся организовать только ТСН. В соответствии с законом с первого мая 2018 года требуется получить лицензию, позволяющую осуществлять управление многоквартирным домом.

Лицензия тсн

Недавно Минстрой РФ выступил с инициативой об автоматическом включении всех собственников помещений в МКД в товарищество собственников недвижимости (ТСН). Однако такая возможность будет предоставлена только тем собственникам жилья, которые изберут данный орган правления домом на общем собрании большинством голосов.

Владельцы жилья автоматически станут членами ТСН Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис предложил включать всех без исключения собственников жилья в многоквартирном доме в товарищество собственников недвижимости автоматически сразу после создания данного органа управления домом. При этом, ТСН должно быть избрано на общем собрании собственников помещений в МКД большинством голосующих.

Лицензия для тсн

На практике при многочисленном собрании сложно подать свой голос, чтобы его рассмотрели, а в теории все жильцы имеют на это право. Поэтому такое положение вещей часто может рассматриваться как минус.

Плюсы и минусы ТСН Плюсы Товарищества владельцев недвижимости можно выделить следующими:

  1. Гражданин-собственник, либо юридическое лицо-собственник, даже если не являются членами правления ТСН, могут обращаться за разрешением своих споров, вопросов, касающихся общего имущества, своего недвижимого имущества.
  2. Всем жильцам, либо пользователям нежилых помещений не нужно помещать собрания Товарищества.

27.01.2015 | Кто подлежит лицензированию?.

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ. «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по порядку лицензирования, в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») – кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять ».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём – увидим»…

Центр дистанционного обучения «АКАТО» предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену
Подробнее > > >

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».
Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».
___________________________________________________________________

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58

Ликбез: почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на управление многоквартирным домом..

Выкладываю сюда запись из группы ТСН «ТСЖ Краснова» Вконтакте, чтобы если кому-то стало нужно, то могл спокойно взять, т.к. группа закрытая:

Для того, чтобы окончательно вбить гвоздь в крышку гроба этой «инициативной группы» немного выдержек из Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что ТСН «ТСЖ Краснова» лицензия не нужна:

«Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.»

Как мы видим, из ч. 2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией.

«Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).»

Как мы видим из ч. 1 ст. 192, лицензии нужны только управляющим организациям. Как мы помним, ТСЖ не является управляющей организацией.

Причём в ЖК особо оговаривается, что лицензия нужна для осуществления ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности.

ч. 1 ст. 2 ГК даёт исчерпывающее определение предпринимательской деятельности:

«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли:

«Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.»

«5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.»

Т.о., т.к. ТСЖ не является управляющей организацией, а ТСН в форме ТСН не занимается предпринимательской деятельностью, лицензия на управление многоквартирным домо ТСН «ТСЖ Краснова» не нужна.

Недвижимость.

Жильцов сгоняют в ТСЖ

Однодомовые ТСЖ не будут подлежать лицензированию.

Законопроект о лицензировании управляющих компаний, внесенный в Госдуму, освобождает товарищества собственников жилья одного многоквартирного дома от необходимости получать лицензию. В результате их может стать больше. При этом некоторые эксперты считают, что как раз именно ТСЖ нужно проверять - зачастую в них нет квалифицированных сотрудников.

Товарищества собственников жилья, созданные жильцами одного дома, не будут подлежать лицензированию, которое предлагается ввести в рамках законопроекта о лицензировании управляющих компаний. Предполагается, что данный законопроект отстранит недобросовестные компании от управления жилыми домами. Руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов или жилищных кооперативов должны будут получать квалификационный аттестат. С 1 мая 2015 года осуществлять управление многоквартирным домом без лицензии будет запрещено. Выдавать лицензию для управляющих компаний будет специальный орган - Госжилнадзор региона или Жилинспекция. Начать выдавать лицензии и проводить экзамены для руководителей компаний планируется уже с 1 сентября этого года.

При этом министр строительства и ЖКХ Михаил Мень считает, что лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. «Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом», - заявил он.

По оценкам экспертов, отказ от лицензирования однодомовых ТСЖ может привести к увеличению их количества. «ТСЖ, созданное жильцами двух домов, рассматривается, согласно законопроекту, как скрытая УК.

Введение подобного порядка может повлиять на количество ТСЖ, управляющих одним домом, в случае если законодательно будут установлены жесткие требования для получения лицензий и для большинства ТСЖ будет объективно тяжело данным требованиям удовлетворить», - считает юрист коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин.

В случае если требования будут достаточно лояльными, юрист не прогнозирует увеличения числа ТСЖ, управляющих одним домом.

Как пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушин, по разным регионам существуют примеры ТСЖ, которые управляют сотнями домов. «Такие ТСЖ де-факто осуществляют предпринимательскую деятельность и поэтому должны лицензироваться. При этом они могут не получать лицензию, а нанять УК, которая эту лицензию имеет», - считает эксперт.

При этом сейчас, если верить подсчетам Мосжилинспекции, количество ТСЖ, работающих на рынке, активно сокращается. Так, в 2012 году количество товариществ собственников жилья в Москве сократилось с 8 тыс. до 4,3 тыс. В ходе проверок Мосжилинспекции выяснилось, что данные ТСЖ не соответствовали законодательным нормам или были фиктивными. Тогда, оценивая текущую ситуацию, Мосжилинспекция прогнозировала, что количество ТСЖ сократится до 3,5 тыс.

По оценкам некоторых экспертов, лицензирование должно распространяться и на однодомовые ТСЖ.

Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), ТСЖ редко имеют надлежащий штат профессиональных сотрудников, чтобы содержать многоквартирный дом.

«Как правило, в таком случае очень много ссор и исков внутри ТСЖ и такая форма управления не приносит соответствующего результата», - пояснил «Газете.Ru» Олег Сухов. Однако в этом случае их количество может, напротив, сократиться.

В случае с ТСЖ собственникам жилья проще осуществлять контроль за его деятельностью, в любой момент они могут попросить у председателя товарищества отчет, он обязан будет отчитаться. При этом форма управления домом посредством ТСЖ дешевле. Обслуживание профессиональных управляющих компаний обходится жителям дома гораздо дороже.

«Управляющие компании, которые работают сейчас на рынке, не заинтересованы в ужесточении требований, предъявляемых к качеству оказываемых ими услуг. При этом в этой области сейчас довольно много нарушений, и ТСЖ, как правило, возникают там, где жители дома недовольны действующей УК», - рассказал «Газете.Ru» Алексей Макрушин.

Как пояснил Олег Сухов, исков в судах по оспариванию создания ТСЖ не так много - около 10% от общего количества в этой сфере.

«В большинстве случаев собственники подают иски к ТСЖ о ненадлежащем качестве услуг - собственники перестают вносить плату за услуги, так как недовольны качеством или завышенными тарифами. До того как ТСЖ требует взыскания средств, мало кто обращается в суд», - поясняет Олег Сухов.

Наиболее частая проблема в ТСЖ, в принципе как и в управляющих компаниях, - вывод средств под собственные нужды. Например, в 2012 году руководитель ТСЖ «Ленинский 52» обвинялся в том, что использовал деньги, которые жильцы переводили за коммунальные услуги, для собственных целей. По некоторым оценкам, сумма составила около 10 млн руб. В Ульяновске председатель ТСЖ «Микрорайон Свияга-10» обвинялся в нецелевом использовании более 16 млн руб.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходима ли получать лицензию ТСЖ с одним 2 подъездным домом в 78 квартир. ТСЖ работает с 1988 года с момента сдачи дома в эксплуатацию. Спасибо.

Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?

Существует ли обязательное лицензирование деятельности риэлторов?

добрый день,мне человека посоветовала знакомая как риэлтора который очень опытный и готов помочь, в приобретении жилья по военной ипотеке,в итоге оказалось,что человек преследовал только свои интересы а не наши,хотел на варится на нас и на продавце...

Какова процедура создания ТСЖ и насколько это выгодно?

Добрый день, хочу создать ТСЖ, интересует как создать его, на сколько это выгодно в какой программе работать в 1с или иная организация? Заранее благодарен за ответ Роман Зайдуллин, респ. Башкортостан

Лицензирование ук

Наша управляющая организация не получила лицензию на управление домами ОМСУ проводят собрания по выбору способа управления и предлагают временную управляющую организацию с лицензией которую они своим постановлением назначили. Собственники против...

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Создание ТСЖ

Здравствуйте! Управляющей компании, обслуживающей наш дом, отказали в получении лицензии. Поэтому я хочу организовать собрание собственников квартир и принять решение об учреждении ТСЖ. После того, как мы проведем собрание и примем это решение,...

Создание тсж при арестованных квартирах

Добрый день! В моем новом доме 300 квартир. 10 квартир пока под арестом. (двойные продажи, судебное разбирательство уже 3-ий год) Т.е. права собственности на них ни у кого нет. Домом управляет УК, которая не справляется со своими обязанностями....

20 Февраля 2015, 16:42, вопрос №734597 Дарья, г. Санкт-Петербург

Перечень вопросов по созданию ТСЖ

1. Какими сферами деятельности может заниматься ТСЖ, кроме управление жилым фондом? Гостиничной например может? 2. ТСЖ может являться учредителем другого юридического лица? 3. Организуя ОСС в очной форме, на данном собрание может быть принято...



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме