Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Структура конституции российской федерации состоит из. Форма и структура конституции российской федерации

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм друг с другом, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 года и в Конституции РСФСР 1978 года, совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 года в качестве одной из последних глав (гл. XI).

Только в Конституции 1978 года раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 года предполагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

Конституция 1993 года не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В этой последней редакции выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики»), что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 года существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания»);

3) открывает перечень глав об органах государственной власти глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции подобная глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора нашли непосредственное отражение в тексте Конституции (в Конституции 1978 года Федеративный договор был приложением к ней).

В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

В разделе втором Конституции Российской Федерации закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Конституция Российской Федерации - основной закон страны. От его правильного толкования и реализации зависит вся система законодательства в стране. В Конституции заложены основополагающие принципы, начала, которые служат источником для новых законов. В России основной закон считается жестким из-за сложного порядка внесения изменений. В некоторые разделы Конституции поправки вносить не разрешено вообще. Для полного понимания её целей и основ необходимо также знать и ее структуру.

РФ - это сложноорганизованная система элементов, тесно связанных между собой. Это главы, разделы, статьи. Конституция России включает в себя преамбулу, в которой не содержится никаких правовых норм. Однако её присутствие необходимо, ведь она играет роль вводной части. Помимо нее, структура Конституции РФ содержит два раздела, включающие в себя 9 глав. Статьи в каждой главе сгруппированы по общим признакам (сходство предмета регулирования или способа). Под этим понимается, что общественные отношения, регулируемые каждой главой, сходны. Последовательность изложения также сформирована на основе взаимосвязи одной нормы с другой, производности норм права друг от друга. Завершают основной закон нашей страны заключительные и переходные положения.
Имеет смысл подробно остановиться на главах и рассмотреть их содержание.

Первая включает в себя основные принципы, на которых базируется конституционный строй в России. Именно они дают начало всем остальным нормам, а их изменение невозможно. Единственным способом внести поправки в данную главу является полный пересмотр Конституции вплоть до принятия нового документа.

В главе второй раскрывается содержание прав и основных свобод, реализующихся на Остальные главы, кроме девятой, посвящены организации государственной власти в стране (основы работы Федерального Собрания, а именно Государственной думы и Совета Федерации, Президента, местных властей, судебной власти). Что касается главы девять, то она раскрывает принцип внесения изменений в основной закон страны. Главное нормативное правило заключается в возможности изменить главы один, два, девять не иначе, чем с помощью принятия новой Конституции. Такой раздел впервые появился в основном законе нашей страны. Хотя в других государствах появление такой нормы - это уже не редкость.

На разных этапах развития страны структура Конституции РФ не была постоянной. В ней отражались и господствующая идеология, и интересы той или иной группы людей, пришедшей к власти. Большое влияние на её нынешнюю структуру, безусловно, оказало влияние долгое нахождение РСФСР в СССР в роли одной из союзных республик. Наибольшее сходство можно найти с 1937 года. Возможно, создатели основного закона 1993 года опирались именно на структуру этого документа.


Структура Конституции РФ - то, что, безусловно, необходимо для понимания самого документа. А без достойного его знания невозможно осуществлять любого рода правоохранительную деятельность.

Различные нормы и положения основного закона страны группируются в разделы и главы по принципу однородности. Система и порядок их расположения представляет собой структуру Конституции Российской Федерации .

Принцип однородности означает единство сферы общественных отношений, которую регулируют те или иные нормы.

Последовательность расположения разделов и глав в тексте определяется степенью их значимости. Не случайно основной закон России открывает глава «Основы конституционного строя » , ведь приведенные в ней положения первичны по отношению к другим правовым нормам, действующим в нашей стране.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы и двух разделов. Первый из них называется «Основные положения» , он включает в себя 9 глав и 137 статей. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» устанавливает порядок введения в действие основного закона страны, утверждает отмену прежней Конституции, а также определяет ряд организационных вопросов о применении изданных ранее законов и нормативных актов, функционировании органов государственной власти.

Наибольшее значение для жителей страны и защиты их законных интересов имеет первый раздел Конституции РФ, в который входят следующие главы:

  1. Основы конституционного строя;
  2. Права и свободы человека и гражданина;
  3. Федеративное устройство;
  4. Президент Российской Федерации;
  5. Федеральное Собрание;
  6. Правительство Российской Федерации;
  7. Судебная власть;
  8. Местное самоуправление;
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Структура действующей Конституции РФ предопределена ее многоцелевым и многофункциональным характером. В ее преамбуле содержатся декларативные цели и задачи нашей страны :

  1. соблюдение прав и свобод человека;
  2. утверждение гражданского мира и согласия;
  3. сохранение государственного единства;
  4. незыблемость демократических основ государства;
  5. обеспечение благополучия и процветания России.

Эти задачи должны являться ориентиром для органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, различных учреждений и общественных объединений. Данные положения определяют общие обязательства государства перед гражданами, применяются Конституционным судом при разрешении различных противоречий, в том числе касающихся и принципов федерального устройства России, разграничения полномочий между центральной властью и регионами.

Рисунок 1.

Концептуальные идеи в структуре Конституции РФ

В структуре Конституции РФ отражены концептуальные идеи и принципы, на которых она построена. Первая глава этого важнейшего документа называется «Основы конституционного строя», в ней утверждается демократический характер нашей страны.

Тот факт, что вторая глава Конституции РФ посвящена правам человека, показывает особое значение, которое придается в основном законе реализации и защите гражданских свобод. Это доказательство самоценности личности, а также свидетельство того, что конституционно-правовой статус человека не зависит от его отношения к государству.

Переход на парламентскую систему управления, определение статуса Президента России как главы государства, четкое следование принципу разделения властей – все это нашло свое отражение в структуре Конституции РФ. Имеющиеся главы о Федеральном Собрании, Правительстве РФ, органах судебной власти располагаются в строгой последовательности, тем самым определяя степень значимости данных государственных институтов в системе гражданского общества .

В Конституции России закреплены основы федеративного устройства страны, определен статус субъектов РФ. В данном документе отражены основные принципы разграничения полномочий между органами центральной власти и административными структурами республик, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения. Положения Федеративного договора непосредственно установлены в тексте Конституции РФ.

Замечание 1

Действующая Конституция РФ не содержит главы о государственном плане социально-экономического развития России, что знаменует переход к рыночным отношениям, произошедший в конце 80-х годов ХХ века.

Второй раздел Конституции РФ носит организационно-правовой характер. Это нередкое явление в структурах основных законов многих стран.

Исторический аспект рассмотрения структуры Конституции РФ

Замечание 2

На различных этапах развития российского общества изменялась и структура основного закона нашей страны. Решающее влияние на этот процесс оказала смена господствующей коммунистической идеологии и переход к формированию демократического правового государства.

На структуре Конституции РФ сказался уровень формирования социально-правовых отношений в стране, а также степень развития юридической науки. Действующий основной закон нашего государства является более четким, компактным и последовательным с точки зрения расположения и последовательности глав, чем предыдущая Конституция РСФСР, принятая в 1978 году.

Статус союзной республики в составе СССР во многом определил структуру и содержание прежнего основного закона страны. Его положения практически полностью воспроизводили Конституцию СССР. Этот документ отличался юридическим несовершенством. Нормы и положения группировались в нем без должной логической связи и строгой систематизации.

Во время разработки проекта Конституции РФ 1993 года планировалось начать ее с утверждения прав и свобод человека и гражданина, тем более что в некоторых демократических странах именно аналогичные разделы открывают тексты основных законов. Подобный вариант предложили и некоторые российские ученые-юристы.

Однако разработчики Конституции РФ в итоге решили, что начинать текст основного закона страны с утверждения гражданских свобод было бы нелогичным, так как сначала необходимо определить конституционный строй и общие принципы организации общества, которые и являются главной опорой и условием соблюдения и защиты прав человека. Неотчуждаемые и естественные гражданские свободы, которыми могут воспользоваться все россияне, установлены уже во второй главе действующей Конституции РФ, что подтверждает признание человека и его интересов высшей ценностью нашего государства.

По мнению большинства ученых-юристов, структура принятого в 1993 году основного закона страны является логически выверенной, четкой и последовательной.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе определения последовательности расположения в конституции норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

Конституция состоит из преамбулы и двух разделов, второй раздел носит процессуально-переходный характер.

Первый раздел состоит из 9 глав (137 статей):

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство РФ.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующих изменениях структуры :

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» не простая замена понятия «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

4. Последовательно и четко отражен в структуре Конституции принцип разделения властей.

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем установления специальных разделов.

6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России.

7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством.

8. Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в статьях Конституции.

9. В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, четкой и юридически строгой по логике своего построения и научной обоснованности последовательности глав.

10. Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам:

Которые связаны с введением новой Конституции в действие;

Фиксируется прекращение действия прежней Конституции;

Закрепляется соотношение новой Конституции и Федеративного Договора;

Отражается порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции;

Указаны основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

В то же время необходимо выделить некоторые недостатки структуры Конституции РФ .

Нарушена логика структуры документа. Текст Конституции условно можно разделить на четыре взаимосвязанные и взаимообусловленные части. Первые три из них закрепляют элементы формы Российского государства (политический режим фиксируют главы 1 и 2, форму государственного устройства - глава 3, форму правления главы - 4, 5, 6 и 7), а четвертая часть регламентирует порядок вступления в силу, изменения и пересмотра Конституции (гл. 9 и Раздел второй). Однако в эту структуру абсолютно не вписывается глава 8, посвященная местному самоуправлению.

Данный институт поставлен в один ряд с ветвями государственной власти, хотя законодательная техника подсказывала необходимость закрепить данные положения в ст. 12 Конституции. Вероятно, разработчики документа хотели подчеркнуть особое значение местного самоуправления в системе российской демократии. Отсюда "однопорядковость" муниципальных образований органам государства, хотя местные органы власти не относятся к органам государственной власти РФ.

Кроме того, в гл. 7 "Судебная власть" включены положения, определяющие правовой статус прокуратуры, хотя юридическая природа указанного органа свидетельствует о его принадлежности более к исполнительной ветви государственной власти. Нынешнее местонахождение института прокуратуры сбивает с толку не только не искушенных в юриспруденции граждан, пытающихся искать правосудия там, где его нет, и буквально "заваливающих" прокуроров вопросами, относящимися к компетенции суда. Оно порождает и бесплодные научные дискуссии об особом характере прокурорской власти в системе разделения властей в Российском государстве.

Указанных недостатков в области законодательной техники можно было избежать, если бы при подготовке документа ограничились закреплением в нем лишь порядка назначения Генерального прокурора в главах, посвященных полномочиям Президента и Федерального Собрания, а регламентацию иных вопросов сделали предметом федерального закона о прокуратуре. Это сняло бы все неясности в вопросе о конституционном статусе прокурорского надзора. Кстати, подобным образом поступили со Счетной палатой, что ничуть не ухудшило ее правового положения.

Предыдущая

Структура Конституции Российской Федерации 1993 г.

Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав. 137 статей.

Наиболее значимой является глава I, закрепляющая основы конституционного строя. Под основами понимаются основополагающие принципы устройства общества и государства, реализация которых гарантирует создание демократического, правового государства. Эти принципы имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции.

Глава 2 устанавливает права и свободы человека и гражданина. Наряду с ними закрепляются и конституционные обязанности. Значение этой главы состоит в том, что ее нормы и принципы воспрещают издание законов и актов, умаляющих и ограничивающих права и свободы человека, признанные высшей ценностью.

Поскольку Россия является федеративным государством, глава 3 определяет федеративное устройство, принципы взаимоотношений между субъектами, предметы ведения и полномочия субъектов и Федерации.

Глава 4 посвящена институту президентства. В пей устанавливаются компетенция и полномочия Президента Российской Федерации.

Главы 5, 6, 7 соответственно посвящены устройству законодательной власти (Федеральное Собрание - парламент РФ), исполнительной власти (Правительство РФ), судебной власти.

Глава 8 определяет полномочия органов местного самоуправления.

Наконец, глава 9 определяет порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.

Конституционная реформа Президента РФ Д.А. Медведева.

Была сформулирована им в его первом послании Федеральному собранию в декабре 2008 г. Ее главная цель состояла в совершенствовании политической системы путем повышения эффективности деятельности представительных и исполнительных органов власти. Для ее реализации внесены поправки в текст Конституции РФ:

1) увеличен срок легислатуры (пребывания у власти) Президента с 4 до 6 лет (п. 1 ст. 81);

2) срок работы Государственной Думы увеличен с 4 до 5 лет (п. 1 ст. 96);

Введен парламентский контроль за Правительством - ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой (ст. 114).

Кроме того, в федеральные законы внесены изменения, которые должны обеспечить стабильность и устойчивость политической системе. Она должна не только учитывать мнение и интересы большинства, но и включить в политический процесс несогласное меньшинство. Для этого приняты поправки:

1) изменяющие порядок формирования Совета Федерации: его члены должны избираться па территории субъекта, а затем представлять интересы региона в верхней палате. Полное обновление состава Совета Федерации произойдет к 2012 г.;

2) сделан переход к пропорциональной избирательной системе на федеральном и региональном уровнях;

3) для партий, не прошедших 7%-ный заградительный барьер, в Государственной Думе квотируется представительство - 1-2 депутатских места;

4) выдвижение кандидатов на всех уровнях - прерогатива политических партий;

5) право партий, побеливших на региональных выборах, представлять Президенту кандидатуру главы субъекта для назначения его на должность;

Запрет на использование административного ресурса главами субъектов; они не могут возглавлять региональные избирательные списки партий, поскольку все равно не будут депутатами законодательных собраний субъекта.

Функции конституции

Наименование функции Ее сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

=>Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерации - это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме