Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Работы н макиавелли. Никколо Макиавелли: биография, философия и основные идеи (кратко)

Несмотря на то, что Никколо Макиавелли создавал свои философские труды в XVI веке, концепции Великого Флорентийца до сих пор используются в политической практике, менеджменте и некоторых социальных науках. Его работы много раз подвергались критике, но при этом всё равно оставались классикой в области политологии и политической истории. Идеи Макиавелли — это, в первую очередь, практические рекомендации, основанные на огромном опыте флорентийского писателя и политика.

Флоренция времён Макиавелли

Политические и философские взгляды Макиавелли напрямую связаны с пережитыми им событиями и общественными процессами, с которыми ему пришлось столкнуться. Политическое устройство Флоренции в годы жизни Макиавелли было весьма своеобразным. Во время войн гвельфов и гибеллинов здесь сформировался такой строй как коммуна, позволявшая жителям самостоятельно управлять своим городом. За 25 лет до рождения Никколо Макиавелли власть в городе захватила могущественная династия Медичи. При этом члены семьи Медичи не занимали каких-либо государственных постов, их власть держалась на авторитете и богатстве. Формально Флоренция оставалась демократической коммуной, но фактически была олигархией — все важнейшие вопросы города решались Медичи. Медичи были покровителями науки и искусств, при них во Флоренции начался расцвет гуманистического движения.

В 1492 году умер негласный глава города — Лоренцо Медичи — и борьбу за контроль над Флоренцией начал настоятель местного монастыря — Джироламо Савонарола. Савонарола сумел добиться изгнания семьи Медичи из Флоренции, а после этого стал вводить новые порядки, направленные, по его мнению, на возрождение нравственности горожан. В городе были запрещены песни, танцы, веселье и роскошные наряды. Началось преследование многих гуманистов, уничтожались произведения искусства. Город погрузился в аскезу и уныние. Диктатура Савонаролы продлилась 5 лет и завершилась казнью властолюбивого настоятеля в 1498 году.

Ещё при жизни Савонаролы в городе начался хаос. Италия XVI века была не единым государством, а совокупностью сильных городов и княжеств, проводивших самостоятельную политику. У многих иностранных правителей и представителей итальянских родовитых семейств возникал соблазн объединить Италию под своим началом. Разумеется, богатая и величественная Флоренция привлекала завоевателей. Поэтому на рубеже XV-XVI веков Флоренция оказалась в самом эпицентре разгоревшихся на Аппенинском полуострове Итальянских войн. На город-коммуну одновременно претендовали:

  • Франция,
  • Испания,
  • Священная Римская империя.

Биография Никколо Макиавелли

Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.

Своё образование Макиавелли получил в городской школе Флоренции и у частных учителей. Так он обучился счёту, письму, латыни и познакомился с работами античных классиков — Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Впрочем, юноша интересовался не только древними авторами. Он прочёл книги Данте и Петрарки и сделал вывод, что этим авторам удалось мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. На тот момент Флоренция была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо смог познакомиться с лучшими достижениями искусства и науки того времени.

Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций.

Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.

В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства.

Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано.

Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения:

  • «Государь» (1513);
  • «Искусство войны» (1519-20);
  • театральная пьеса «Мандрагора»;
  • сказка «Бельфагор» и многое другое.

В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции».

В самом конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была разорена Испанией. Рим пал, а Папа Римский оказался в осаде. Во Флоренции произошёл очередной переворот, завершившийся изгнанием Медичи. Горожане стали восстанавливать демократический строй и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе чиновника в возрождённой республике. Однако новая власть просто проигнорировала его. Потрясения, связанные с разгромом Италии, и невозможность заниматься любимым делом негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли не стало.

Идеи Макиавелли

Литературное наследие Макиавелли весьма обширно. Оно включает в себя множество его отчётов о выполнении дипломатических миссий и докладных записок о внешнеполитической обстановке. В этих документах Макиавелли излагал свой взгляд на те или иные события и поведение глав государств. Однако самой главной и известной работой флорентийского философа является труд «Государь». Считается, что праобразом государя, описанного в работе Макиавелли, был Чезаре Борджиа — герцог Романьи и Валентинуа. Этот человек прославился безнравственностью и жестокостью. Но в то же время Чезаре Борджиа отличался проницательностью и тщательным подходом к решению важных государственных вопросов. Также работа Макиавелли основывалась на его собственном опыте и анализе политической жизни современных ему стран и античных держав.

В «Государе» Макиавелли высказал следующие идеи:

  • Оптимальная форма правления государством — абсолютная монархия, хотя в некоторых случаях бывает эффективна и республика;
  • История циклична. Все государства бесконечно проходят одни и те же фазы. Сначала — единоличное правление; затем — власть высшей аристократии; потом — республика. Однако республиканское правление не может длиться вечно, рано или поздно оно снова сменяется абсолютной монархией;
  • Смена описанных выше фаз связана со столкновением интересов множества социальных групп. Макиавелли был одним из первых, кто отметил диалектику исторического процесса;
  • Три главных опоры любого государя: законодательство, армия и союзники;
  • Решение самых важных государственных задач можно осуществлять любыми способами, даже не самыми гуманными. К последним можно прибегать в тех случаях, когда встаёт вопрос о создании или сохранении государства;
  • Хороший государь должен уметь сочетать честность и коварство, доброту и жестокость. Умело используя то одно, то другое, правитель может достигнуть абсолютно любых целей. Государю не следует избегать лицемерия, хитрость — главное оружие на политическом поприще;
  • Государь должен внушать своим подданным страх, но не ненависть. Для того чтобы избежать последнего правителю не следует злоупотреблять жестокостью и уметь трезво оценивать сложившуюся в стране ситуацию. Макиавелли был категорическим противником тирании. По его мнению, тираны — слабые люди, губящие сами себя и своё доброе имя;
  • Государь не должен быть расточителем;
  • Наиболее опасные для государства люди — это льстецы. Государь должен приближать к себе тех людей, которые всегда говорят правду, какой бы горькой она ни была.

Также в своей работе Макиавелли рассуждал о том, как лучше удерживать в своей власти завоёванные государства, как подчинять себе население других стран и как лучше воевать с самыми сильными соседями.

Идеи Макиавелли не ограничивались одним только государственным управлением. Писатель заложил основы абсолютно нового мышления, отличного от средневековой схоластики. Макиавелли считал, что философия не должна сводиться к пустому созерцанию, а носить практический характер и служить на благо обществу. Фактически Макиавелли стал основателем новой области знаний — политической науки. Он занялся разработкой её предмета, объекта изучения и методологии.

Современному человеку философия, изложенная на страницах книги Макиавелли, может показаться негуманной и антидемократической. Более того, идеи Макиавелли критиковали и его современники. Философ прямо утверждал, что все происходящие в государстве процессы являются не проявлением божественной воли, а порождены человеком, который не всегда отличается высокими моральными устоями. Фактически эта идея совершила настоящий переворот в политическом учении, сделав эту научную область сугубо светской. Одновременно Макиавелли переосмыслил понятие «морали», также отвергнув её религиозное толкование. Мораль и нравственность для флорентийского писателя, в первую очередь, касались отношений человека и общества. Из-за этих идей католическая церковь включила все сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг».

Никколо Макиавелли (1469-1527) – виднейший представитель всех прозаических, отчасти и поэтических жанров в классический период итальянской литературы . На его гробнице во флорентийской церкви Санта-Кроче сделана надпись: «Нет хвалы, достойной его». Такое мнение о нем объясняется его пламенным и бескорыстным патриотизмом. Отталкивающие понятия, излагаемые им в трактате «Государь » становятся понятны, если мы припомним тогдашнее состояние Италии, терзаемой междоусобиями и иноземными нашествиями. Император и папа, немцы, французы, испанцы, швейцарцы опустошали Италию; войны начинались вероломно, мирные договоры заключались только для того, чтобы быть нарушенными. Не было ни одного государя, который соблюдал бы свои обещания; добросовестность в политических делах не существовала. Под этими впечатлениями выработались политические принципы Макиавелли. Неудивительно, что они чужды всех правил честности. Макиавелли искренно высказывал то, что думал. Его «Государь» – изложение системы, которой держались тогда все правительства, боровшиеся между собою в Италии.

Портрет Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито, вторая половина XVI века

Никко́ло Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469 года, Флоренция - 22 июня 1527 года, там же) - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель - занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году, в семье Бернардо ди Никколо Макиавелли (1426-1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441-1496). У него было две старшие сестры - Примавера (1465), Маргарита (1468), и младший брат Тотто (1475). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Был знаком с трудами Тита Ливия, Иосифа Флавия, Цицерона , Макробия. Древнегреческий не изучал, но читал латинские переводы Фукидида, Полибия и Плутарха , у которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

Заинтересовался политикой с юности, о чём свидетельствует письмо от 9 марта 1498 года, второе из дошедших до нас, в котором он обращается к своему другу Рикардо Бекки, флорентийскому послу в Риме, с критической характеристикой действий Джироламо Савонаролы. Первое из сохранившихся писем, от 2 декабря 1497 года, было адресовано кардиналу Джованни Лопесу (рус.)итал., с просьбой признать за своей семьёй спорные земли семьи Пацци.

Историк-биограф Роберто Ридольфи (рус.)итал. описывает Макиавелли следующим образом: «Человек он был стройный, среднего роста, худощавого телосложения. Волосы были чёрные, белая кожа, маленькая голова, худое лицо, высокий лоб. Очень яркие глаза и тонкие сжатые губы, казалось всегда немного двусмысленно усмехавшиеся».

Карьера

В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: в течение первой части своей жизни он, в основном, занимается государственными делами. С 1512 года начинается второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли от активной политики.

Никколо́ Макиаве́лли , статуя у входа в галерею Уффици во Флоренции

Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим пять столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.

В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи, семья которого правила городом почти 60 лет, был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен монах Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции. Под его влиянием в 1494 году была восстановлена Флорентийская республика, также были возвращены республиканские учреждения. По предложению Савонаролы были учреждены «Большой совет» и «Совет восьмидесяти». 4 года спустя, при поддержке Савонаролы, Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Несмотря на скорую опалу и казнь Савонаролы, через полгода Макиавелли был вновь переизбран в Совет восьмидесяти, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела, уже благодаря авторитетной рекомендации премьер-секретаря Республики, Марчелло Адриани (рус.)итал., известного гуманиста, который был его учителем. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме.

14 января 1501 года Макиавелли смог снова вернуться во Флоренцию, где женился на Мариетте ди Луиджи Корсини, которая происходила из семьи, занимавшей такую же ступень на социальной лестнице, как и семья Макиавелли. Их брак стал актом, объединившим две семьи во взаимовыгодный союз, однако Никколо испытывал к жене глубокую симпатию, у них было пятеро детей. Находясь по дипломатическим делам за границей в течение длительного периода, Макиавелли обычно заводил отношения с другими женщинами, к которым также питал нежные чувства.

С 1502 по 1503 год он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-клерикала Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твёрдость, а подчас и жестокость. В одной из своих ранних работ Макиавелли отмечает:

Борджиа обладает одним из самых важных атрибутов великого человека: он умелый авантюрист и знает, как использовать выпавший ему шанс с наибольшей для себя выгодой.

Историки полагают, что именно месяцы, проведенные в обществе Чезаре Борджиа, послужили толчком к зарождению у Макиавелли идеи «мастерства управления государством, независимого от моральных устоев», которые впоследствии отразились в трактате «Государь».

Смерть папы Александра VI, отца Чезаре Борджиа, лишила Чезаре финансовых и политических ресурсов. Политические амбиции Ватикана традиционно ограничивало то обстоятельство, что по Папской области были рассыпаны коммуны, де-факто управляемые независимыми князьями из местных феодальных родов - Монтефельтро, Малатеста и Бентивольо. Чередуя осады с политическими убийствами, Чезаре и Александр за несколько лет объединили под своей властью всю Умбрию, Эмилию и Романью.

Миссия в Риме

После краткого, длиной в 27 дней, понтификата Пия III, Макиавелли 24 октября 1503 года был отправлен в Рим, где на конклаве, 1 ноября, был избран папа Юлий II, отмеченный историей как один из наиболее воинственных пап. В письме от 24 ноября Макиавелли попытался предугадать политические намерения нового Папы, главными противниками которого были Венеция и Франция, что было на руку Флоренции, которая опасалась венецианских экспансионистских амбиций. В этот же день, 24 ноября, в Риме, Макиавелли получает известие о рождении своего второго ребёнка, Бернардо.

В доме гонфалоньера Содерини Макиавелли обсуждает планы создания народного ополчения во Флоренции, чтобы заменить им городскую стражу, состоявшую из наёмных солдат, которые казались Макиавелли предателями. Макиавелли первым в истории Флоренции создал профессиональную армию. Именно благодаря созданию во Флоренции боеспособной профессиональной армии, Содерини удалось вернуть республике Пизу, отделившуюся в 1494 году.

В 1503-1506 годах Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу, включая защиту города. Он не доверял наёмникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан.

Возвращение Медичи во Флоренцию

К 1512 году Священная Лига под руководством папы Юлия II добилась ухода французских войск из Италии. После этого папа обратил войска против итальянских союзников Франции. Флоренция была «пожалована» Юлием II своему верному стороннику кардиналу Джованни Медичи, командовавшему войсками в последнем сражении с французами. 1 сентября 1512 года Джованни Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного, вошёл в город своих предков, восстановив над Флоренцией власть своей семьи. Республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.

Опала

Макиавелли оказался в опале, а в 1513 году был обвинён в заговоре против Медичи и арестован. Несмотря на тяжести тюремного заключения и пытки, он отвергал свою причастность и был, в конечном счёте, освобождён. Он удалился в своё поместье в Сант’Андреа-ин-Перкуссина около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

Из письма Никколо Макиавелли:

Я встаю с восходом солнца и направляюсь к роще посмотреть на работу дровосеков, вырубающих мой лес, оттуда следую к ручью, а затем к птицеловному току. Я иду с книгой в кармане, либо с Данте и Петраркой, либо с Тибуллом и Овидием . Потом захожу в постоялый двор на большой дороге. Там интересно поговорить с проезжающими, узнать о новостях в чужих краях и на родине, наблюдать, сколь различны вкусы и фантазии людей. Когда наступает обеденный час, я в кругу своей семьи сижу за скромной трапезой. После обеда я возвращаюсь снова на постоялый двор, где обычно уже собрались его хозяин, мясник, мельник и два кирпичника. С ними я провожу остальную часть дня, играя в карты…
С наступлением вечера я возвращаюсь домой и иду в свою рабочую комнату. У двери я сбрасываю крестьянское платье все в грязи и слякоти, облачаюсь в царственную придворную одежду и, переодетый достойным образом, иду к античным дворам людей древности. Там, любезно ими принятый, я насыщаюсь пищей, единственно пригодной мне, и для которой я рождён. Там я не стесняюсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их деяний, и они, по свойственной им человечности, отвечают мне. И на протяжении четырёх часов я не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, меня не пугает смерть, и я весь переношусь к ним.

В ноябре 1520 года был призван во Флоренцию и получил должность историографа. Написал «Историю Флоренции» в 1520-1525 годах.

Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что ещё раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась 22 июня 1527 в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции. На памятнике выбита надпись: Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени .

Мировоззрение и идеи

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако, в своих произведениях Макиавелли показывает, что правителю наиболее выгодно опираться на народ, для чего необходимо уважать его свободы и заботиться о его благосостоянии. Нечестность он допускает только лишь в отношении врагов, а жестокость - только к бунтовщикам, чья деятельность может привести к большему ущербу.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой» , которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли - один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

Макиавелли презирал плебс, городские низы и церковный клир Ватикана. Симпатизировал прослойке зажиточных и активных горожан. Разрабатывая каноны политического поведения личности, он идеализировал и ставил в пример этику и законы дохристианского Рима. Он с сожалением писал о подвигах античных героев и критиковал те силы, которые, по его мнению, манипулировали Святым писанием и использовали в своих целях, что доказывает следующее выражение его идеи: «Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик, какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время».Под «тем временем» имеется в виду античность.

По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план. Труд «Государь» представляет собой своеобразное политтехнологическое наставление по захвату, удержанию и применению государственной власти:

Правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи.

Критика и историческое значение

Первыми критиками Макиавелли были Томмазо Кампанелла и Жан Боден. Последний сходился с Макиавелли во мнении, что государство являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

В 1546 году среди участников Тридентского собора был распространён материал, где было сказано, что макиавеллиевский «Государь» написан рукой Сатаны . Начиная с 1559 года все его сочинения были включены в первый «Индекс запрещённых книг».

Самой известной попыткой литературного опровержения Макиавелли был труд Фридриха Великого «Антимакиавелли», написанный в 1740 году. Фридрих писал: Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о «Государе» Макиавелли - главу за главой, - чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие .

Сочинения Макиавелли свидетельствовали о начале новой эры развития политической философии Запада: размышления над проблемами политики, по убеждению Макиавелли, должны были перестать регулироваться нормами богословия или аксиомами нравственности. Это был конец философии Блаженного Августина : все идеи и вся деятельность Макиавелли созидали во имя Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика уже утвердила себя самостоятельным объектом исследования - искусством создания и усиления института государственной власти.

Однако некоторые современные историки полагают, что на самом деле Макиавелли исповедовал традиционные ценности, а в своем труде «Государь» не более, чем просто высмеивал деспотизм в сатирических тонах. Так, историк Гаррет Мэттингли в своей статье пишет: «Утверждение, что эта небольшая книжка [„Государь“] была серьёзным научным трактатом о государственном управлении, противоречит всему, что мы знаем о жизни Макиавелли, его трудах и его эпохе».

При всем этом произведения Макиавелли стали одними из самых значимых событий и только в XVI-XVIII веках оказали влияние на работы Б. Спинозы , Вольтера , Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Бодена, Г.-Б. Мабли, П. Бейля и многих других.

Сочинения

  • Рассуждения:
    • «Государь» (Il Principe )
    • «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio ) (первое издание - 1531)
    • Discorso sopra le cose di Pisa (1499)
    • «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (Del modo di trattare i popoli della Valdichiana ribellati ) (1502)
    • «Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеретто Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини» (Del modo tenuto dal duca Valentino nell’ ammazzare Vitellozzo Vitelli, Oliverotto da Fermo, etc. )(1502)
    • Discorso sopra la provisione del danaro (1502)
    • Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze (1520)
  • Диалоги:
    • Della lingua (1514)
  • Лирика:
    • Поэма Decennale primo (1506)
    • Поэма Decennale secondo (1509)
    • Asino d’oro (1517), стихотворное переложение «Золотого осла»
  • Биографии:
    • «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (Vita di Castruccio Castracani da Lucca ) (1520)
  • Прочее:
    • Ritratti delle cose dell’ Alemagna (1508-1512)
    • Ritratti delle cose di Francia (1510)
    • «О военном искусстве»(1519-1520)
    • Sommario delle cose della citta di Lucca (1520)
    • История Флоренции (1520-1525), многотомная история Флоренции
    • Frammenti storici (1525)
  • Пьесы:
    • Andria (1517) - перевод комедии Теренция
    • La Mandragola, комедия (1518)
    • Clizia (1525), комедия в прозе
  • Романы:
    • Belfagor arcidiavolo (1515)

«Государь»

Образ в культуре

В художественной литературе

Является героем повести Уильяма Соммерсета Моэма «Тогда и теперь».

«Хранитель секретов Борджиа» - роман Хорхе Молиста.

Также фигурирует во многих произведениях в жанре исторической беллетристики и фэнтези: «Город Бога: повесть о семействе Борджиа» Сесилии Холланд, «Город Человека» Майкла Харрингтона, «Флорентийская чародейка» Салмана Рушди, «Секреты бессмертного Николаса Фламмеля» Майкла Скотта и других.

В фильмах и сериалах

Нередко привлекал внимание кинематографистов, в частности является персонажем таких фильмов как:

  • телефильм «Жизнь Леонардо да Винчи » (Испания, Италия. 1971). Роль исполняет Энрико Остерман;
  • телефильм «Борджиа» (Великобритания. 1981). Роль исполняет Сэм Дэстор;
  • документально-игровой фильм "Правдивая история Никколо Макиавелли / Niccolò Machiavelli" (Италия, 2011), реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante, в гл. роли Вито Ди Белла / Vito Di Bella
  • сериал «Молодой Леонардо» (Великобритания. 2011-2012). Роль исполняет Акемнджи Ндиферньян;
  • сериал «Борджиа» (Канада, Венгрия, Ирландия. 2011-2013). Роль исполняет Джулиан Блич;
  • сериал «Борджиа» (Франция, Германия, Чехия, Италия. 2011-2014). Роль исполняет Тибо Эврар;
  • сериал «Демоны Да Винчи» (США. 2013-2015). Роль исполняет Эрос Влахос;
  • фильм «Никколо Макиавелли - принц политики» (Италия. 2017). В роли снимались Ромео Сальветти и Жан-Марк Барр.

В игровой культуре

Игра «Assassin’s Creed: Brotherhood» (2010) Голос дал Шон Бейчу;

Никко́ло Макиаве́лли (правильнее: Никколо́ Макьяве́лли) (Nicolas Machiavel, итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469 — 21 июня 1527), итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь», опубл. в 1532). Автор военно-теоретических трудов. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности (в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии).

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

Макиавелли поддерживал идею объединения Италии в единое государство, считая, что в этом деле "цель оправдывает средство". Многие неправильно понимают эту фразу, потому что она вырвана из текста.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, " аристократический и монархический элементы власти.

Биография

Никколо Макиавелли родился в Сан Каскиано в Вал ди Песе деревне рядом с городом — государством Флоренция, Италия, в 1469, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—-1500), адвоката, и Бартоломмеа ди Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли родился в шумную эру, в которую Римский папа мог вести армии, и богатые города — государства Италии падали один за другим в руки иностранной Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянной перемены союзов, наемников, переходивших на сторону соперников без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительно в течение этого беспорядочного переворота было Падение Рима (1527). Богатые города, типа Флоренции и Генуи перенесли примерно то же, что и Рим двенадцать столетий назад, когда он был сожжен германской армией.

Макиавелли появился на государственной службе как клерк и посол в 1494. В тот же самый год Флоренция восстановила Республику и удалила семью Медичи, правителей города в течение почти шестидесяти лет.

Маккиавелли был помещен в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. C 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг, Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале, в 1513 он был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant"Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашьяно, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Концепция Николо Макиавелли



Актуальность исследования Н. Макиавелли

Политическая концепция Н. Макиавелли

Человек и общество в трудах Н. Макиавелли и И. Канта


Актуальность исследования работ Н. Макиавелли


Труды Н. Макиавелли как исследователя политической сферы жизни современного ему общества продолжают сохранять свою актуальность и вызывать дискуссии, несмотря на полутысячелетнюю давность. Данные им рекомендации в отношении вопросов государственного управления имеют значение и сегодня. Проблемы конца 20 - начала 21 века аналогичны тем, с которыми сталкивался Н. Макиавелли, а сама политика как завоевание, удержание и использование власти не претерпела существенных изменений.

Н. Макиавелли, флорентийский политический деятель и писатель, родился 3 мая 1469 года во Флоренции. В 1498 году он был принят на службу, дослужившись до секретаря Флорентийской республики. Его политическая карьера продолжалась до 1512 г. - возвращения семьи Медичи, после которого последовали репрессии. По причине запрета на ведение политической деятельности и ссылки Макиавелли был вынужден изложить свой дипломатический и политический опыт в своих работах. Основными из них являются «Государь» (1513), «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» (1513-1516), «О военном искусстве» (1521).

Зачастую не принимается во внимание, что «Государь» не является единственной работой, в которой отражены взгляды Макиавелли, а также не учитывается исторический контекст (в частности, отсутствие единой Италии и системы национальных государств в Европе). Помимо собственного опыта его труды основаны на изучении истории Флоренции и Древнего Рима. Особенностью работ Макиавелли является наглядность демонстрируемых примеров и практический характер рекомендаций («Государь»), а также подробный политический анализ текущей ситуации. Несмотря на то, что создание произведения «Государь» связано с конкретной политической историей Флоренции и Италии, в данной работе приводятся обобщения, которые являются актуальными и в современных условиях (например, касающиеся политики правителя, военного дела, выбора советников). В целом же, в «Государе» не только отражен широкий спектр вопросов касающихся государственного управления, но и поднимаются более серьезные проблемы, касающиеся человеческой этики и допустимости определенного поведения при достижении своих целей.

Анализ, проведенный Макиавелли в «Первой декаде Тита Ливия», показывает актуальность изучения исторического опыта для применения его в текущих условиях, а теоретическая часть удачно дополняет практическую. В частности, выводы автора показывают, что методы, использовавшиеся видными политическими деятелями прошлого (Ликург), содействовали укреплению власти. Особое внимание обращается на ошибки политиков и их последствия, а также рассматриваются сценарии развития политического процесса (например, Глава 6. «Возможно ли было установить в Риме такой строй, который уничтожил бы вражду между народом и Сенатом»).


Основные положения концепции Макиавелли


Следует отметить, что его работы нельзя рассматривать изолированно - и «Государь», и «Рассуждения» освещают различные аспекты, касающиеся как истории, так и политической сферы жизни общества. Первая работа делает акцент на развитие сильного и успешного государства, а также необходимые для этого факторы, включая:

·методы управления (не только собственным государством, но и завоеванным);

·обеспечение безопасности (в том числе за счет использования собственных, наемных, союзнических войск), включая анализ применения различных инструментов, а также политику правителя в военной сфере.

При этом отдельно разбираются ошибки и промахи тех правителей, которые лишились своих государств (Глава 24. Почему государи Италии лишились своих государств) .

Имея колоссальный политико-дипломатический опыт, в своих трудах Макиавелли предстает практиком и реалистом, прекрасно понимая, что политика является искусством возможного. Да и требовать от государя достижения каких-то идеалов представляется, по меньшей мере, наивным - он управляет своими подданными и несет ответственность за них и за свои владения. И в данном случае при анализе политики правителя с точки зрения этики следует сделать важные допущения о том, что для каждой исторической эпохи характерна своя этика, и о необходимости прибегнуть к малому злу, чтобы избежать большого.

Вместе с тем следует отметить, что из-за не совсем корректного толкования Макиавелли, его считают сторонником принципа «цель оправдывает средства».

Как следует при более внимательном прочтении этого небольшого трактата, исследователь вовсе не является ярым сторонником его использования (Глава 8. О тех, кто приобретает власть злодеяниями), но, тем не менее, признает факт его применения и необходимость жестокости, к которой правитель вынужден прибегать в ряде случаев.

Исследователь также выступает с критикой тирании . При этом следует обратить внимание на тот факт, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда речь идет о спасении государства, «не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, но отбросить всякие соображения, решиться на то, что спасает и поддерживает свободу». Сюда же, как показывает автор на примере Римской империи, относится и введение Диктатуры, поскольку в чрезвычайных обстоятельствах концентрация власти у одного лица существенно ускоряет процесс принятия решений и позволяет нейтрализовать опасность.

Вторая работа («Рассуждения») представляет собой масштабное историческое исследование, которое, однако, носит практический характер. Оно начинается с анализа причин возникновения городов в целом и Рима в частности. Затем автор переходит к рассмотрению форм правления (вкратце останавливаясь на Монархии, Аристократии и Народное Правлении - здесь он следует древнегреческой традиции), которые характерны для городов (системы национальных государств в Европе тогда еще не было), служивших важными торговыми и стратегическими узлами. Факторами роста могущества Римской республики автор называет введение института народных Трибунов и разногласия между Народом и Сенатом. Эту же мысль он выражает и в «Государе», написанном несколько ранее. Учитывая политическую нестабильность того времени, Макиавелли обращает внимание на источники революций и смут, при этом сделанные им выводы не являются однозначными .

Что касается критики церкви со стороны Макиавелли, то, учитывая в целом сильные (несмотря на последовавшую вскоре реформацию) позиции Римской Католической Церкви (РКЦ) и католицизма в Европе и исторический контекст, неуместно заявлять о его антицерковных взглядах, хотя его труды и были впоследствии запрещены РКЦ . Макиавелли критикует церковь за то, что последняя не сохранила значение религии , но вместе с тем признает и ее достижения в сфере завоевания и удержания политической власти . Религия же, согласно автору, играет важную роль в жизни народа и является его последней надеждой. На примере истории Римской империи автор показывает роль религии в управлении войском и народом, и именно она стала основанием благополучия Рима. Она, по мнению Макиавелли, также является объединяющим фактором, который позволяет правителю сохранить свое государство и после своей смерти.

В «Рассуждениях» - так же как и в «Государе» - Макиавелли еще раз обращает внимание на необходимость наличия собственной мощной армии и опасности использования наемников и союзнических войск .

Он также делает один из первых шагов в отношении формирования концепции правового государства, утверждая, что «кто не соблюдает закон, особенно им самим изданный, подает этим дурной пример» , и рассматривает последствия данного примера.

Истории Рима в большей степени посвящены вторая и третья книга «Рассуждений», которые представляют собой не просто изложение событий, а авторский анализ их причин и сравнение с текущей политической ситуацией. Здесь же раскрывается специфика ведения римлянами боевых действий (включая тактику, стратегию, штурм городов). Особое внимание уделяется заговорам и борьбе с ними, поскольку они представляют значительную опасность для правителей и власти, а основной их причиной является ненависть к государю среди народа.

Таким образом, концепция Макиавелли носит практический характер и ее основные положения, учитывая историческую эпоху, являются следующими:

государство формируют три элемента: государь, знать и народ, между которыми существуют противоречия. Задачей государя с точки зрения обеспечения эффективного правления является нахождения баланса между знатью и народом - перевес какой-либо из сторон может привести к его потере и чрезмерной зависимости государя либо от народа, либо от знати, что ограничивает его действия. При этом излишнее притеснение знати или народа повышает вероятность выступления против правителя.

Необходимость заботы о благе народа обосновывается тем, что ненависть и презрение подданных ведет к организации заговора , поскольку от них исходит одна из опасностей, которые подстерегают государя. Благоустроенные государства и мудрые государи принимали все меры к тому, чтобы не ожесточать знать и быть угодными народу, ибо это принадлежит к числу важнейших забот тех, кто правит. Макиавелли полагает, что сильное государство можно получить только неустанно заботясь о благе народа;

основу успешного правления составляет государь как личность, обладающая совокупностью качеств (государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства ).

Между тем, их применение зависит от конкретной ситуации (нельзя злоупотреблять милосердием и жестокостью) - новый государь должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных . Его деятельность и используемые методы направлены на процветание государства, которое де факто является результатом его деятельности, и подданных, что невозможно без введения ограничений (в том числе и на законодательном уровне), хотя, безусловно, институциональная составляющая в концепции Макиавелли находится в зачаточном состоянии. Т.е. фактически при отсутствии какого-либо противовеса в лице института стабильность государства (если государь не соответствует требуемым качествам) находится под угрозой. Данный факт обуславливает хрупкость этой политической структуры в связи с отсутствием отлаженного и закрепленного механизма преемственности и ротации;

государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным . В его время сила, обладание собственным (а не наемным) войском являлись значимыми факторами, с которыми приходилось считаться противник - и не случайно исследователь повторяет об этом в своих работах, указывая на недостатки наемных и союзнических армий. Вместе с тем Макиавелли не сводит государя к полководцу - в ведении первого находится также и внешняя политика.

Несмотря на признание циничного характера окружающего мира и политической сферы жизни общества, Макиавелли в своих работах указывает на определенные правила игры, нарушение которых, как демонстрируется на исторических примерах, приводит к отрицательным последствиям и в худшем случае - утрате власти и гибели .

Именно следование этим правилам позволяет обеспечить эффективность государственного управления, создать мощное государство, с которым бы считались противники. При этом деньги являются лишь одним из видов ресурсов (иногда не самым главным), а их использование не всегда приводит к нужному результату.

Так, действительно могущественные государи и республики приобретают союзников не деньгами, а мужеством и славой. Золотом можно купить союзников, но вряд ли получится удержать их в трудное для страны время. Кроме этого, для удержания власти внутри страны государю необходимо применять как кнут, так и пряник - этого нельзя добиться одними репрессиями или чрезмерной щедростью (т.е. раздачей денег). Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Таким образом, Макиавелли признает, что в реальности управление государством невозможно без насилия, которое оправдано в том случае, если подчинено государственным интересам.

Рассмотрим указанные тезисы более подробно.

Трехэлементная структура государства

По мнению исследователя, государство не может обойтись без какого-либо из указанных элементов. При этом интересы знати и народа, как правило, являются противоположными: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении . И хотя правитель может быть представителем либо знати, либо народа, он не может выражать интересы только части общества и только опираться на знать, поскольку это приведет к потере власти. Так, знать почитает себя равной правителю, и он не может приказывать ей или действовать независимо. Кроме этого, нельзя удовлетворить требования знати без ущемления других, и на ее привилегии государь не может безнаказанно посягнуть (в качестве примера приводится современная автору Франция). А от народа нельзя отвернуться уже хотя бы потому, что «он многочислен».

Таким образом, Макиавелли впервые обратил внимание, что для сохранения власти государю необходимо сознательно заручиться поддержкой народа, а не знати (от которой надо уметь обезопасить себя), поскольку правитель сам активно участвует в процессе ее формирования - приближает и отдаляет ее представителей по своему усмотрению. Если государь пришел к власти с помощью знати, ему тем более необходимо привлечь народ на свою сторону - с целью легитимации своего правления и формирования противовеса, т. к. знать (особенно при отсутствии поддержки со стороны народа) может выступить против правителя. Хотя существуют различные способы, для этого всего лишь следует не заискивать перед народом и проводить политику, которая не вызывает ненависть или презрение подданных - большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество. Ненависть правители возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных.

Вместе с тем исследователь обращает внимание, что удержание власти над подданными (знатью и народом) может осуществляться такими методами как их разоружение, поддержание раскола, намеренное создание врагов, привлечение на свою сторону сомневающихся граждан. Хотя их применение зависит от конкретных обстоятельств, Макиавелли предлагает некоторые обобщения и указывает на их недостатки - так, например, поддержания раскола может оказаться гибельным для сохранения власти (особенно, в случае внешней угрозы).

Исследователь также предлагает три способа примирения враждующих сторон: безжалостно отделаться от виновных, изгнать их из города, или принудить к примирению, взяв обязательство более не бунтовать. Последний, по мнению, Макиавелли, является самым неэффективным - невозможно, чтобы, после того как лилась кровь и был нарушен порядок, мир, восстановленный силой, был прочен, особенно когда враги ежедневно встречаются лицом к лицу. Трудно помешать им сразиться вновь, в особенности когда всякое слово может подать повод к новой ссоре между ними.

Зная недостатки и достоинства, присущие при использовании власти народу и знати , одним из возможным вариантов является делегирование части властных полномочий народу (например, через парламент) и части полномочий - знати.

Учитывая, что государь не может управлять один, важную роль играет выбор советников, которые по факту приближения входят в состав элиты и помогают ему в управлении государством. Их задачей является не личное обогащение, а служение государственным и национальным интересам. При этом правителю рекомендуется вознаграждать их за верную службу и ценить лояльность - недовольством советника могут воспользоваться заговорщики.

Автор также дает рекомендации в отношении обращения с представителями элиты - поступать так, как поступают они. При этом рекомендуется формировать лояльность и приближать тех, кто готов разделить судьбу государя, и остерегаться чрезмерно честолюбивых потому, что «в трудное время они всегда помогут погубить государя».

Макиавелли предупреждает об опасностях гражданского правления, в рамках которого государи управляют посредством магистрата. Граждане могут лишить правителя власти в любое время, не говоря уже о невыполнении его распоряжений или приказов. Таким образом, государю следует демонстрировать гражданам свою необходимость.

Вместе с тем обращается внимание, что никто, кроме государя не должен решать военные вопросы - война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Прежде всего, это обусловлено необходимостью защиты власти в связи с высоким потенциалом возникновения претендентов из военных кругов - «военное искусство… позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным». И владение им является главной причиной обретения власти.

Поскольку государь выражает интересы всех граждан, то он использует для укрепления государства и власти как интересы знати, так и подданных. И в данном случае критерием успешности правления является не только популярность правителя среди народа, но и принимаемые решения, которые могут быть непопулярными, но необходимыми. В целом же, при реализации политики правителю лучше рассчитывать на те факторы, которые зависят от него самого. К критериям успешности Макиавелли также относит и то, насколько государь способствует тому, чтобы граждане занимались торговлей, земледелием и ремеслами, а также защите частной собственности. Фактически речь идет о развитии экономики и таких отраслей как торговля, сельское хозяйство и промышленность. Вместе с тем исследователь предостерегает от чрезмерного налогового бремени и вмешательства с целью передела собственности и захвата бизнеса. Как показывает практика, такие действия негативно сказываются на инвестиционном климате государства и наносят ущерб имиджу правителя.

При принятии решений Макиавелли указывает, что безошибочных решений не бывает и что их принятие так или иначе сопряжено с риском. Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую. Мудрость государя состоит в том, чтобы, просчитав все возможные риски, сделать выбор в пользу наименьшего зла.

В то же время исследователь утверждает, что правители не имеют права жаловаться ни на какую ошибку, совершаемую народом, правление которым находится в их руках, что обусловлено их недосмотром и заблуждениями.

Если назначение советников является одним из каналов обратной связи со знатью, то обратная связь народом осуществляется через участие правителя в различного рода праздничных мероприятиях и церемониях (например, награждение тех, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве).государь политика человек общество

В рамках трехэлементной структуры Макиавелли ставит государя, который является обычным человеком, выше остальных. Государь неподсуден и неподконтролен какому-либо органу, т.е. осуществляет верховную власть. Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат, т.е. в лице государя фактически объединена законодательная, исполнительная и судебная власть, а советники имеют совещательные полномочия.

Вместе с тем исследователь не указывает какие-либо внешние факторы, накладывающие ограничения на деятельность правителя. Такие факторы являются внутренними - характер и личные качества государя. Конечно, следует учитывать интересы знати и народа и рекомендуется следовать законам, однако указанное не является обязательным к выполнению.

И хотя Макиавелли пишет, что основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско , он значительно больше внимания уделяет войску, которое является основным инструментом принуждения и реализации воли правителя, обеспечивающим неотвратимость наказания. Учитывая дурную природу человека, он подразумевает, что добровольное исполнение подданными законов представляется затруднительным (тем более, если им не подает пример сам правитель).

Благоразумному правителю, желающему сохранить власть, следует придерживаться как по отношению к народу, так и знати определенной стратегии, в общих чертах намеченной Макиавелли. Фактически государь ограничен ее неписанными рамками, которые, однако, не имеют фиксированного и институционального характера и применение которой зависит как от текущей ситуации, так и долгосрочных перспектив. В целом, основой политической стабильности политической системы государства является невмешательство в дела личную жизнь граждан и отсутствие произвола. Последствиями нарушения данной стабильности является не только внутренние междоусобицы и выступление народа против правителя, но и потенциальное вмешательство внешнего противника и, как следствие, завоевание государства.

Качества государя как основа успешного правления

Основу успешного правления государя составляют его качества и политика в отношении знати, подданных и других государств. При этом в реализации политики необходимо демонстрировать гибкость, умение достигать своих целей и действовать в зависимости от обстоятельств. Учитывая человеческую природу и понимая невозможность постоянного следованиям своим добродетелям, Макиавелли утверждал, что «благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил». При этом зачастую добродетель оборачивается пороком и, наоборот, в связи с чем важно проявлять умеренность и разумность. Так, чрезмерная щедрость правителя приведет к истощению казны, для пополнения которой требуется повышение налогов, и утрате поддержки граждан, а щедрость на пути к власти позволяет обрести новых сторонников. Вместе с тем скупость представляет один из тех пороков, которые позволяют государю править и не обременять подданных излишними налогами.

Также опасно и злоупотребление милосердием - в таком случае правителя сочтут мягким и нерешительным (чем могут воспользоваться враги), что может привести к утрате власти. Если правитель желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости, однако ее проявление - как вынужденная мера - необходимо в нужное время в нужном месте, поскольку упор на нее приведет к ненависти подданных и утрате власти. В «Рассуждениях» он повторяет данную мысль: «человек, управляющий подданными должен быть скорее строгим, чем милосердным, если он хочет держать их в повиновении. Но эта строгость должна быть настолько умеренна, чтобы не порождать ненависти, потому что ни один монарх не имел выгоды быть ненавидимым».

В своих работах Макиавелли постоянно обращает внимание на губительность такого качества как нерешительность

Неблагодарность, непостоянство, склонность к наживе и иные отрицательные человеческие качества вынуждают государя внушать страх подданным - он поддерживается угрозой наказания, которой невозможно пренебречь. Вместе с тем в опоре на страх не следует переусердствовать - чрезмерное использование инструментов страха вызывает ненависть народа и является фактором утраты власти. При этом их применение должно быть обоснованным - даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина.

С учетом вышесказанного Макиавелли полагает, что честность - это не лучшая политика, поскольку государи, которые не старались держать слово, в конечном счете преуспели куда больше. Т. е. при реализации политического курса правителю следует руководствоваться не идеалами, а реальной и практической целью. Исследователь считает, что правителю следует - в зависимости от обстоятельств - вести себя как лев или лиса. Именно гибкая политика позволяет сохранить власть.

На первое место автор ставит необходимость соблюдения и реализации собственных интересов - разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Государь… ради сохранения государства зачастую вынужден идти против своего слова, милосердия, доброты и благочестия. Если же речь идет о спасении государства, то «не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, но отбросить всякие соображения, решиться на то, что спасает и поддерживает свободу». Т.е. в чрезвычайных обстоятельствах допускается нарушение ранее установленных ограничений.

Таким образом, Макиавелли исключает этику из политики и утверждает о невозможности оценки поступков и политики государственных деятелей с точки зрения норм морали и этики обычного человека.

Исследователь намекает на необходимость ведения постоянного PR-сопровождения деятельности правителя. Ведь немногие знают о том, что происходит в действительности.

Следовательно, вряд ли кто-то осмелится оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство. Учитывая, что самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного выдающимся умом, просто необходимо представлять в выгодном для себя свете собственные поступки и деяния. Основным фактором является результат - сохранил ли ты власть или одержал победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство.

Каждый правитель желает запомниться народу и стремится к величию. Как этого можно достичь? Макиавелли предлагает две возможности: 1) военные предприятия и 2) необычайные поступки.

При решении внутренних задач правитель должен помнить, что невозможно одновременно удовлетворить интересы всех и каждого, однако необходимо уметь заручиться поддержкой большинства своих граждан. При этом одна из наиважнейших задач правителя - это подобрать себе мудрых советников, которые ставят государственные интересы выше личных. Впрочем, их полномочия являются совещательными, поскольку в ином случае советник может претендовать на место государя или преследовать собственную выгоду. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность».

Важность военной составляющей для государства. Вопросы обороны и внешней политики государства

В трактате «Государь» Макиавелли проводит анализ трех типов армий: наемнической, союзнической и собственной. Несмотря на свой неудачный личный опыт в деле использования собственных войск, он, опираясь на исторический опыт, приходит к выводу, что последний из них является наиболее эффективным - без собственного войска государство непрочно, оно всецело зависит от прихотей фортуны.

Еще одним инструментом против внешних врагов являются удачные союзы. При этом их формирование требует большого искусства - лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость. В случае победы сильного союзника государь попадает в зависимость от него, которая может привести к утрате власти.

При этом во внешней политике следует проявлять гибкость, уметь предвидеть последствия каждого шага, руководствоваться осторожностью и предусмотрительностью.

Макиавелли придает приоритетное значение оборонной политике государя в связи с тем, что «военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным». Если правители помышляют больше об удовольствиях, чем о военных упражнениях, то им грозит потеря власти. Кроме этого, государю следует самолично следить за обстановкой в вооруженных силах и знать тактические особенности территории своего государства для повышения эффективности ее защиты и получения преимущества над противником. Уделяет внимание Макиавелли и детальному оборонному планированию, задачей которого является минимизация влияния случайных факторов в ходе военной кампании на результат.

Отдельно рассматривается необходимость строительства крепостей для обороны страны в связи их распространенностью в то время. Автор отмечает, что решение о создании такого форпоста или его ликвидации диктуется текущей обстановкой, но вместе с тех их эффективность при защите от внешнего врага, по мнению автора, является низкой.

Таким образом, укрепление военной мощи приводит к повышению могущества государя. Исследователь дает четкую рекомендацию в отношении тех методов, которые необходимо применять для достижения данной цели. Одним из них является формирование собственной мощной армии, которую можно получить только при наличии поддержки народа.

Почему же поддержка народа играет такую важную роль? Она обеспечивает легитимность правителя не только внутри страны, но и на международной арене. Если известно, что государь обладает поддержкой подданных, то врагам труднее будет напасть на него или составить против него заговор. С любым правителем будут считаться только после того, как все увидят, что он располагает собственными солдатами. В ином случае, как показывает пример Римской империи, государство ожидает упадок. В целом же, авто отмечает, что причины ее падения заключались в разногласиях, вызванных аграрным законом и бессрочностью военных полномочий.

Разбирая причины утраты власти правителями итальянских государств того периода, Макиавелли приходит к выводу, что основная причина заключалась в слабых вооруженных силах, которым правители не уделяли достаточно внимания, а также чрезмерном использовании наемников. Вину за отсутствие собственной армии он возлагает на правителя, обязанностью которого является забота об обороне страны и в мирное время. При этом нельзя уповать на деньги, положение страны, любовь народа при отсутствии хорошего войска. Народ не может остаться верен государю, который не мог защитить его. Он также отмечает, что в войне главное не золото, а хорошие войска, потому что «золото не дает хороших войск, а хорошие войска доставляют золото». При этом для поддержания боеготовности собственную армию необходимо постоянно тренировать и проводить учения - ибо подготовленная армия, а не технические средства (например, пушки) во многом является залогом победы, для одержания которой солдатам надо надеяться на себя и своего полководца (уверенность в своих товарищах и командующих ведет к победе). Военачальник не может ни положиться на незнающих солдат, ни быть уверенным, что они будут эффективно выполнять свои обязанности.

Важным фактором является наличие сильного полководца (задачей которого является обучение солдат и который умеет предугадывать планы неприятеля) - без хорошего начальника армия становится опасной и своевольной. В число его черт помимо решительности входит способность не впадать в заблуждение, если он видит со стороны неприятеля очевидную ошибку.

В то же время опасность представляет не только подчинение войска нескольким начальникам, но и чрезмерное количество последних - данный фактор приводит к интригам, разногласиям, борьбе за власть и ослабляет боеспособность армии.

В число же факторов, обеспечивающих вес государства на международной арене, Макиавелли относит следующие:

·быстрое окончание войн;

·ведение боевых действий на территории неприятеля и ее опустошение (т. е. ликвидация военно-промышленного потенциала);

·принуждение к миру на своих условиях.

По его мнению, это и позволило Римской империи увеличить свое богатство и могущество.


Человек и общество в трудах Н. Макиавелли и И. Канта


Н. Макиавелли и И. Кант являются представителями разных направлений общественно-политической мысли. Если считается, что первый - в отличие от второго - ставил на первое место не этику, а эффективность, достижение поставленных задач (несмотря на допущение определенных рамок и ограничений), для реализации которых допустимо в том числе и использование насилия. И. Кант же разрабатывал учение об этике, которое основывается на категорическом императиве (общезначимое нравственное предписание, которое имеет силу безусловного принципа человеческого поведения). Сравнение концепций двух исследователей позволяет проследить эволюцию развития взглядов на общество и человека с 16 по 18 век.

Макиавелли не выделяет общество как самостоятельную единицу и рассматривает его в контексте государственного управления, а именно проводимой государем политики. Общество, состоящее из знати и народа, находится в подчиненном положении по отношению к государю и государству, от которых зависит дальнейшее развитие общественных отношений. Правитель фактически стоит над обществом, обладает абсолютной властью и неподконтролен кому-либо. В данном случае единственным ограничением политики государства в отношении общества является этика правителя, подразумевающая определенный набор принципов, отличающихся от этики обычного человека. Т. е. исследователь разводит этику и политику - в отличие от Канта.

Итальянский исследователь рассматривает человека в практической плоскости, не прорабатывая подробно этику обычного человека, обращает внимание на то, что люди неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива. Кант же придерживался лучшего мнения, считая человека «главным предметом в мире». В целом, концепция немецкого философа рассматривает человека гораздо шире - с более абстрактной и идеальной (чем у Макиавелли) - точки зрения, а не только как субъекта и объекта политического процесса.

Вместе с тем Кант признает, что реальность оказывает существенное воздействие на поведении человека в обществе - как и общепринятые нормы поведения , и приводит свои соображения, касающиеся особенностей человека: талантов, недостатков (например, глупости ), болезней, развлечений, аффектов (мужества, храбрости, трусости), темперамента и т. д.

Если итальянский исследователь описывает суровую реальность политической борьбы, в которой нет места необоснованным мечтаниям, и поведение человека в рамках этой борьбы, то Кант концентрирует внимание на то, каким в идеале должен человек стать, что должно обуславливать и мотивировать его поступки не только в рамках повседневного существования, но и в других сферах общественной жизни (включая политику и международные отношения ). Тем самым, он - в отличие от Макиавелли - не отделяет политику и этику, подчиняя первую второй и утверждая, что объективно (в теории) не существует спора между политикой и моралью.

Для Макиавелли политика - это результат борьбы между различными силами, в которой активную роль в ней играет человеческая заинтересованность и выгода, а также такие человеческие качества, являющиеся неизменными и особенно проявляющиеся в нестабильное время, как стремление к власти, славе, алчность, эгоизм. Именно на них автор и призывает обращать внимание в политике, рекомендуя даже тщательно следить за действиями граждан - с целью предупреждения заговора и возникновения тирании.

В то же время для Канта политика сводится к следованию юридическим нормам, которые являются продуктом человеческой рациональности и, следовательно, их выполнение приносит выгоду всем. И поведение человека (вне зависимости от сферы общественной жизни) должно обуславливаться правом, а не его качествами.

Макиавелли отделяет этику рядового человека от этики правителя. Моральные установки частного лица и общественного деятеля - отличаются. «Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова». Таким образом, по Макиавелли, некорректно оценивать деятельность правителя с точки зрения этики обычного человека, а государь может использовать людей в качестве средства для достижения своих целей (включая обеспечение национальных интересов и спасение государства).

Различие между этикой Макиавелли и Канта заключается в универсальном характере последней и необходимости следования категорическому императиву как основе практического поведения любого человека (поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству (и в своем лице, и в лице всякого другого) как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству)

Если у Макиавелли главным источником выполнения распоряжений правителя является применение насилия вследствие неблагоприятной природы человека, то Кант делает ставку на рациональность индивида (разумный характер эгоизма), особенность которого заключается в том, что он является членом какого-либо гражданского общества , и, в частности понимание последним необходимости подчинения праву, выраженному в законе. Таким образом, следование закону предотвращает противоправное поведение. Вместе с тем Кант, отмечая, что двумя стержнями гражданского законодательства являются свобода и закон, ограничивающий ее, - как и Макиавелли - признает необходимость принуждения, которое в соединении со свободой и законом обеспечивает успех этим принципам (республика).

Что касается международных отношений, то здесь Кант - в отличие от Макиавелли - в данной сфере занимает идеалистические позиции. Он делает упор на юридические документы как основу межгосударственных отношений и уничтожения причин будущей войны, а также заявляет о необходимости исчезновения постоянных армий (как инструмента ведения политики), аргументируя, что привлечение на военную службу несовместимо с правами человека Кант также выступает против насильственного вмешательства государства в дела других стран и применения бесчестных военных хитростей для реализации своих интересов, поскольку это препятствует достижению мира, который в дальнейшем обеспечивается законом. Далее немецкий исследователь критикует политических деятелей и применяемые ими принципы управления (fac et excusa, si fecisti, nega, divide et impera).


Использованная литература


1.Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - 80 с.;

2.Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - Харьков, 2001. - 656 с.

.Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс». 1998 - 576 с.

.История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.

.И. Кант. Сочинения в 6 томах. М., 1966. Т. 6. С. 257-310;

.И. Кант. Сочинения в 6 томах. М., 1966. Т. 6. С. 349-587.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме