Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Работа с лафетным пожарным стволом. Приемы работы со стволом

6. РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

6.1. Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - ручные и лафетные.

6.2. Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

6.3. Работа с ручными стволами с переносных,

стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

6.4. Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу, Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным, Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

6.5. Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

6.6. Правила охраны труда при работе с пожарными стволами:

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе па высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

7. РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

7.1. Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения. В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки,

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: ";Лестницу-палку (указать место) - ставь!"; . По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднею колеса автомобиля. поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить). Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к степе так? чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

Рис. 16 Подъем по лестнице - палке

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: ";Лестницу-палку убрать!"; пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу-палку и укладывает ее в специально приспособленное место. После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7. При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа па неустойчиво установленной лестнице.

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги.

7.2. Работа со штурмовой лестницей

7.2.1. Штурмовая лестница предназначена для подъема пожарных на этажи зданий и сооружений по наружной стене, а также для обеспечения работ при вскрытии кровли на крышах с крутым уклоном.

7.2.2. Для снятия штурмовой лестницы с автомобиля подается команда: ";Штурмовую лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный открепляет стопорный запор стального крюка штурмовки, берется за стальной крюк и плавно выдвигает ее на себя, правой рукой берется за 9-ю ступеньку лестницы (считая от башмаков), снимает штурмовую лестницу с автомобиля. При закреплении штурмовой лестницы на автомобиле в нескольких местах пожарный поднимается на крышу автомобиля, открепляет лестницу и опускает ее башмаками на землю, крюком от себя.

7.2.3. При переноске штурмовой лестницы на дальнее расстояние пожарный, поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступенькой и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 9-ю (10-ю) ступеньку, передний конец лестницы несколько опускает вниз для переноски.

На ближнее расстояние лестница переносится за тетиву на уровне 7-8-й ступеньки крюком на себя, башмаками вперед.

7.2.4. Подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде: ";По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш!"; .

Рис. 17 Подвеска

штурмовой лестницы

в окно второго этажа

7.2.5. Подвеска штурмовой лестницы в окно 2-го этажа (Рис. 17) производится бегом или шагом. Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, башмаками вперед крюком от себя, за 9-12 м до стены рывком правой руки вперед-вверх поднимает лестницу над головой, крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне, Приближаясь к зданию, пожарный держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от уровня земли. Подбежав к зданию, пожарный опускает башмаки лестницы к его основанию на землю, делает руками вскользь перехват по тетивам до уровня четвертой-пятой ступеньки. Резким движением рук подбрасывает лестницу вперед-вверх и, с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку, производит подвеску лестницы в правую половину окна. При этом левую ногу ставит на первую ступеньку, а руками держится за тетивы на уровне пятой ступеньки.7.2.6. Подъем по штурмовой лестнице в окно 2-го этажа (Рис. 18) производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за пятую ступеньку, правой - за седьмую. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки - через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу одиннадцатую ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу с шестой ступеньки ставит на девятую, а левой рукой захватывает тринадцатую ступеньку сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а вытянутая вдоль стены правая нога плотно прижимается к наружной ее поверхности.

Рис. 18 Подъем по штурмовой лестнице в окно 2 этажа

7.2.7. Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа и подъем по ней начинается сразу же после посадки на подоконник. Для этого правой рукой нужно взяться за 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой, левую положить на подоконник, сильным рывком правой рукой вверх с одновременным разгибанием корпуса поднять лестницу и повернуть ее крюком к себе. Затем пожарный левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх. Перехватив лестницу правой рукой на уровне чуть ниже подоконника, поднимает се вверх, берет лестницу двумя руками за тетивы, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает правую половину окна, правую ногу ставит на первую ступеньку, руки оставляет на тетивах (Рис 19).

Рис. 19 Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа.

7.2.8. Переходить с подоконника на лестницу можно после опускания крюка па подоконник и надежного его закрепления. Для этого нужно подтянуться на руках до выпрямления правой ноги, левую ногу поставить на подоконник около тетивы, взяться левой рукой за 5-го ступеньку, правой - за 7-ю ступеньку с внешней стороны, подтянуться до выпрямления правой ноги. Затем, отталкиваясь левой ногой от подоконника и подтягиваясь на руках, поставить правую ногу на 4-ю ступеньку, левой рукой ухватиться за 9-ю ступеньку.

Дальнейший подъем по штурмовой лестнице, посадка на подоконник и переход на лестницу производятся так же, как описано выше. Достигнув нужного этажа, пожарный садится на подоконник. Затем, поворачиваясь направо, опускает левую ногу на пол, переносит правую ногу в окно и приставляет к левой ноге.

7.2.9. Спуск по штурмовой лестнице вниз производится по команде: ";По штурмовой лестнице вниз - марш!";. По этой команде пожарный хватается обеими руками за 13-ю ступеньку, выносит правую ногу за подоконник и садится на него лицом к лестнице. Далее, не меняя положения рук, необходимо правую ногу поставить на 9-ю ступеньку, ближе к правой тетиве, а левую ногу перенести на 8-ю ступеньку. После этого спуститься по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, пожарный поворачивает корпус тела на 90° (лицом к лестнице), заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Затем пожарный правой рукой берется за тетиву на уровне 3-й -4-й ступеньки, левой - за правую тетиву на том же уровне, приподнимает лестницу, поворачивает крюком к себе и, перебирая руками тетивы, опускает лестницу до верхней части окна. После этого поворачивает лестницу крюком в окно и подвешивает ее за подоконник. Далее пожарный выходит на лестницу и спускается вниз описанным выше способом.

7.2.10. Спустившись на землю, пожарный поднимает лестницу за тетивы на уровне 4-й ступеньки на 10-15 см выше подоконника и, шагнув левой ногой назад, выводит крюк лестницы из окна, одновременно опуская ее вниз до упора башмаками в основание стены. Затем пожарный, перебирая руками тетивы и опуская лестницу на себя, отходит назад до тех пор, пока руки не достигнут 8-й ступеньки. После этого, взяв лестницу правой рукой за тетиву, переносит ее башмаками вперед, крюком на себя в указанное место.

7.2.11. Укладка лестницы на автомобиль производится по команде: ";Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить!"; .По этой команде пожарный подносит лестницу к автомобилю, поднимает ее над головой башмаками вперед, крюком вниз, тетивами укладывает на ролики. Толкая крюк, передвигает ее к кабине автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, укладывает лестницу в специальные крепления, опускается на нижнюю заднюю подножку автомобиля, левой рукой закрепляет стопорный запор, опускается на землю и становится в исходное положение. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный прислоняет лестницу к задней или боковой части автомобиля, поднимается на кузов, подтягивает лестницу наверх, закрепляет ее и спускается на землю.

7.2.12. При использовании штурмовой лестницы должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

лестницу, своевременно не прошедшую испытания, использовать категорически запрещено;

запрещается подъем по штурмовой лестнице без каски;

лестницу следует подвешивать на полный крюк;

пожарные должны садиться на подоконник так, чтобы был виден крюк лестницы при подвеске ее в верхний этаж;

при переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно нельзя становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетив, так как это может привести к травме пожарного и падению штурмовой лестницы;

подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека запрещается (за исключением случаев спасания людей);

перед началом занятия руководитель обязан осмотреть штурмовую лестницу (тетивы, ступеньки, крюк, стяжки). Ори обнаружении трещин, неплотного соединения тетив со ступеньками лестницу использовать запрещено;

руководителю занятий необходимо проверить исправность страховочной системы, проинструктировать и выставить страховщиков в этажи учебной башни;

подъем по штурмовой лестнице выше 2-го этажа без применения страхующего приспособления не допускается;

перед занятиями необходимо тщательно взрыхлить и разровнять предохранительную подушку;

после работы (занятия) лестницу необходимо очистить от грязи и влаги.

7.3. Работа с выдвижной трехколенной лестницей

7.3.1. Выдвижная трехколенная лестница предназначена для подъема пожарных на третий этаж или на крышу двухэтажного здания при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ. Работа с выдвижной лестницей выполняется расчетом из двух пожарных.7.3.2. Снятие лестницы с автомобиля производится по команде: ";Выдвижную лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный № 1 подбегает к насосу автомобиля, левой рукой поворачивает фиксатор вверх, правой тянет ручку механизма крепления лестницы на себя, при этом лестница освобождается от крепления, (Рис. 20)

Пожарный № 2 становится правой ногой на заднюю подножку (ступеньку) автомобиля с правой стороны, левой ногой упирается в автомобиль, правой рукой берется за поручень, а левой - сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки (Рис. 21). После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придаст лестнице начальное ускорение, поворачивается кругом и становится

Спиной к автомобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. (Рис. 22) В это время пожарный № 2, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку между третьей (второй) и четвертой (третьей) ступенькой. Первый номер принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает движение, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступеньки и берется правой рукой за верхнюю тетиву.

В таком положении они переносят лестницу на 10-15 м от автомобиля и останавливаются. Затем пожарный № 2 с поворотом направо берется левой рукой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время пожарный № 1 берется левой рукой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удерживает лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) ступеньку. После этого пожарные, одновременно наклоняясь вперед, укладывают лестницу на землю, правой тетивой кверху (Рис. 23)

7.3.3. При отсутствии возможности снятия лестницы с земли пожарный № 1 поднимается на кузов автомобиля и освобождает лестницу от креплений. Затем он постепенно сдвигает лестницу к задней части кузова до тех пор, пока пожарный № 2 не примет ее на руки. Пожарный № 2, стоя лицом к автомобилю, принимает лестницу на вытянутые над головой руки. Пожарный № 1 спускается с автомобиля, становится к нему спиной, руки его подняты вверх и готовы принять лестницу. Пожарный № 2, отходя назад, стаскивает лестницу с автомобиля и, после того как пожарный № 1 принял лестницу на руки, поворачивается кругом, удерживая лестницу. Дальнейшие действия такие же, как описано выше.


организацииОсновная образовательная программа

... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...

При постановке пожарного автомобиля в боевой расчет, на занятиях, после пожара рукава укладываются

на автомобиль "гармошкой", двойными и одинарными скатками и наматываются на заднюю рукавную катушку.

Рукава укладываются "гармошкой" и в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачки ("гармошки") - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

При прокладке рукавных линий пожарные берут из ящиков рукава, уложенные в пачки и "гармошки", и переносят их в руках, подмышкой, в специальных заплечных ранцах, на лямке.

Для укладки рукавов в автомобиль пожарные скатывают их в двойную или одинарную скатки, переносят в руках, на груди, с помощью специальных приспособлений и укладывают в ящики автомобиля соединительными головками наружу и закрепляют ремнями.

На заднюю" рукавную катушку рукава наматываются тремя пожарными.

По команде "Рукава на заднюю рукавную катушку - намотать" водитель закрепляет конец рукава с соединительной головкой на шпульке катушки, освобождает фиксатор шпульки и двумя руками удерживает рукав в натянутом положении; .пожарные № 1 и 2 берутся правой и левой рукой за диски шпульки, вращают ее против часовой стрелки и наматывают ровными рядами шесть рукавов А, соединенных между собой. Чтобы рукав не размотался, верхний конец его шофер закладывает под соседний виток и закрепляет фиксатор шпульки. Пожарные № 1 и 2 надевают чехол на шпульку и подвешивают рукавную катушку на кронштейнах к автомобилю.

Укладка и снятие разветвления производятся одним пожарным. Пожарный укладывает разветвление в специальное гнездо ящика автомобиля, закрепляет его с помощью хомутика с замком. Для снятия разветвления пожарный отстегивает замок на хомутике, вынимает разветвление из гнезда и переносит его в правой (левой) руке за ручку.

Прокладка рукавов из скаток, пачек и "гармошек". По команде "Рукав (рукава) из скатки (скаток) - проложить" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы рукавов у соединительных головок, а левой-с противоположной стороны. Выпрямляется, поднимая скатку, держит ее предплечьем правой руки, согнутой в лотке. Переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо - назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, передавая на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки (рис. 4). Перед концом раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад. Кладет одну соединительную головку на землю и, держа в правой руке вторую, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью, кладет соединительную головку на землю.

Рис. 4. Прокладка рукава из скатки

При прокладке рукавов из пачек пожарный расстегивает ремешки, берет верхний конец рукава у соединительной головки и бежит в сторону прокладки, развертывая рукав (рукава) до конца, кладет соединительную головку на землю и становится лицом к ней.

Прокладка рукавной линии из "гармошек", уложенных на автомобиле, производится расчетом - один человек на рукав. По команде: "Рукавную линию из "гармошки" на три рукава - проложить". Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава, прокладывает линию на заданное расстояние; пожарный № 2 берет соединительную головку второго рукава, пожарный № 3-третьего рукава, помогает прокладывать линию; водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса.

Рукавные линии по назначению делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, идущая от насоса к разветвлению, называется магистральной , линия, идущая от разветвления к стволу, называется рабочей.

Прокладка магистральных рукавных линий из скаток. Состав расчета зависит от длины рукавной линии. Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета - с правой стороны автонасоса в одну шеренгу.

По команде: "Разветвление (назвать место его. установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток - марш" пожарные подбегают к ящикам кузова автомобиля и берут по две скатки. Пожарный № 2 кладет один рукав на землю, а второй раскатывает, присоединяет соединительную головку к патрубку насоса. Затем берет с земли вторую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет головку второго рукава к соловке рукава, проложенного пожарным № 1.

Пожарный № 1 бежит с рукавами и разветвлением в сторону прокладки линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 закончил прокладку, раскатывает один рукав, а затем второй, соединяют их между собой, присоединяет разветвление, прокладывает линию к месту установки разветвления.

Прокладка ответвленных рукавных линий из скаток. От каждой соединительной головки разветвления прокладывается линия одним пожарным.

Расчет построен у разветвления. По команде "Ответвленные линии из скаток к зданию - марш" пожарные берут по две скатки рукавов и прокладывают линии от разветвления к позициям стволов, пожарный № 1 - от правой соединительной, пожарный № 2-от средней, пожарный № 3-от левой головки. Выйдя на позицию. докладывают: "Первый ствол - готов" и т. д.

Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на задней рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позициям ствола. Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с задней катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке;

пожарный № 1 освобождает фиксатор на раме, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за трубчатые ручки (№ 1 - правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушки на землю, поддерживая руками за ручки, и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава, и присоединяют ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию.

Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины шпульки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение шпульки и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему -марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду (сигнал) водителю "Марш", наблюдает за прокладыванием рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.

Соединение и разъединение головок. По команде "Рукава соединить" пожарный берет концы рукавов с головками, подносит их к коленям и поворачивает до полного соединения (рис. 5, а).

Рис. 5 . а)

Винтовые головки соединяются следующим образом:

пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и соединяет обе головки между собой.

Если же головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки (рис. 5,б) и, сжимая прокладки, поворачивают головки навстречу одна другой до полного соединения. Винтовые головки -смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого в руках находится накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рис. 5. б)

По команде "Рукава - разъединить" действия пожарных те же, что и при соединении, но. поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок - против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола. По команде "Ствол - присоединить" пожарный, взявшись правой рукой за головку ствола, круговым движением правой руки снимает лямку с левого плеча через голову. Затем левой рукой берет головку рукава, присоединяет к ней ствол руками или уперев головку в бедро. Отсоединяется ствол в обратном порядке, после чего надевается на левое плечо.

Присоединение рукавов к разветвлению. По команде "Рукав к разветвлению - присоединить" пожарный прокладывает рукавную линию одним из указанных выше способов, правой рукой берет соединительную головку рукава и присоединяет к разветвлению, удерживая левой рукой разветвление.

Прокладка рукавной линии с рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позиции ствола. Командир, проводящий занятие, находится перед" фронтом отделения, а затем передвигается с пожарными к позиции ствола. Он строит отделение, объявляет упражнение, называет расчет, правила выполнения упражнения, дает команду для выхода его на исходное положение и выполнения упражнения первым способом, следит за действиями пожарных, исправляет допускаемые ошибки.

После этого командир рассказывает правила выполнения упражнения вторым способом и отделение выполняет упражнение.

Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с рукавной катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке, пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за дуги катушки (№ 1-правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушку на землю и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава и присоединяет ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется, в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, берет соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию. Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины катушки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение катушки, и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему - марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду водителю "Марш", наблюдает за прокладкой рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.

Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке. Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него;

на тренировочных занятиях - у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.

Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение. При подъеме

рукавной линии в лестничной клетке с помощью спасательной веревки пожарный № 1 со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на указанный этаж, предупреждает находящихся внизу: "Берегись" и, получив ответ "Есть, берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив один конец веревки у себя.

Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, привязывает к рукаву веревку и сообщает пожарному № 1 "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, оставляет необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию за конструкцию здания (вертикальная рукавная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный №2 во время подъема рукавной линии подтягивает ее на лестничную клетку.

При подъеме рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале следует раскатать один или два рукава, взять один его конец и подняться на заданный этаж. Затем необходимо создать запас рукава, закрепить рукавную линию задержкой, присоединить ствол, занять исходную позицию и доложить о готовности ствола.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет правой (левой) рукой второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный в команде этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Пожарный создает необходимый запас рукава, присоединяет ствол к головке рукава и докладывает о готовности ствола.

Прокладка рукавной линии перебежкой, по-пластунски и на получетвереньках. Построить отделение у автонасоса, фронтом в сторону прокладки рукавных линий, объявить упражнение, объяснить в каких случаях приходится прокладывать рукавные линии перебежками, переползанием по-пластунски и на получетвереньках.

Кратко пояснить и показать правила коротких перебежек, переползания по-пластунски и передвижения на получетвереньках без рукавов.

Затем всем учащимся следует выполнить несколько раз каждый прием передвижения, показать и кратко объяснить правила прокладки рукавной линии перебежкой, назначить расчеты и выполнить несколько раз этот прием. Отработать прокладку рукавных линий по-пластунски и на получетвереньках.

При прокладке рукавной линии перебежкой исходное положение пожарных - у конца рукавной линии, проложенной от автонасоса до границы, дальше которой обычным путем прокладывать рукавную линию нельзя; на земле находится необходимое количество рукавов в скатках; пожарный № 1 имеет ствол, надетый на левое плечо.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), перебежкой - марш." пожарные берут по одному рукаву в скатке, намечают путь движения, пожарный № 1 перебегает, используя укрытия, к месту работы, показывая своим движением направление прокладки рукавной линии. Принесенный рукав он оставляет в резерве на случай удлинения рукавной линии или замены рукава, вышедшего из строя. Пожарный № 2 присоединяет рукав к рукавной линии и прокладывает свою рукавную линию, используя укрытия, затем присоединяет ее к рукаву, проложенному пожарным № 3.

Остальные пожарные перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, и выполняют те же приемы. По окончании прокладки рукавной линии пожарный № 1 (ствольщик) присоединяет ствол и докладывает о готовности его. После этого пожарные № 2 и 3 остаются у места работы со стволом. Один из них работает подстволыциком, другой наблюдает за рукавами и при необходимости заменяет рукава, вышедшие из строя, а также работает подстволыциком или ствольщиком,.

При прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски исходное положение пожарных расчетов у границы пораженной зоны на расстоянии 5-7 м друг от друга.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), по-пластунски - марш" пожарные берут по одному рукаву в скатке, раскатывают их и намечают путь движения, пункты остановки. Каждый берет левой рукой конец раскатанного рукава, перекидывает его через голову на правое плечо так, что

бы он находился на спине, ложится на землю и начинает движение по-пластунски.

При прокладке рукавной линии переползанием на получетвереньках пожарные -действуют так же, как при прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски.

Скатывание рукавов в одинарную и двойную скатки. По команде "Рукав в одинарную скатку - скатать" пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, продвигаясь вперед, скатывает его (рис. 6).

Рис. 6. Скатывание рукава в одинарную скатку

Скатывание рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными по команде: "Рукав в двойную скатку - скатать". Рукав сгибается по длине пополам так, чтобы верхняя половина -его была короче примерно на цмвав м нижней. Скатывается рукав от места перегиба одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Укладка рукавов в пачки и уборка их восьмеркой. Рукава укладываются в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачку - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде "Рукав восьмеркой" -убрать". Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис. 7) и т. д. При уборке рукава "восьмеркой" пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав

Рис. 7. Уборка рукавов восьмёркой.

мокрый, убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.

Уборка замороженных рукавов. По команде "Замороженные рукава - убрать" пожарные сначала отогревают головки горячей водой или паром, разъединяют их, .после этого отогревают места сгибов и складывают рукава "гармошкой".. Разъединение соединительных головок с внутренним зацеплением можно произвести постукиванием деревянным молотком по замороженной головке с последующим разъединением ее при помощи ключей.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках. По команде "Прокладки- заменить" обучаемые вынимают пальцами правой руки прокладки из соединительных головок и обеими руками заменяют их другими.

Подъем сухой рукавной линий по пожарным лестницам. Состав расчета для подъема по выдвижной лестнице - два пожарных.

По команде: "Ствол по выдвижной лестнице на крышу (в окно 3-го этажа) - марш" пожарный № 1 прокладывает рукав к лестнице, присоединяет ствол к головке рукава, перекидывает ствол с рукавом через левое плечо, рукав, идущий вниз, пожарный пропускает с правой стороны или между ног, поднимается вверх по лестнице на крышу или в окно, создает запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой за карниз или другую конструкцию здания и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 во время подъема по лестнице пожарного № 1 держат лестницу.

Подъем сухой рукавной линий на крышу (в окна верхних этажей) с помощью спасательной веревки. Для выполнения упражнения пожарные № 1 и 2 построены в одну шеренгу; у ног лежат два рукава, ствол и спасательная веревка. По команде <Ствол на крышу (в окно 3-го этажа), линию веревкой - марш" пожарный № 1 со спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на крышу (указанный этаж), предупреждает пожарного № 2 словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, присоединяет ствол и вяжет узел для подъема рукава и ствола. Затем сообщает пожарному № 1: "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию веревкой, оставляя необходимый запас рукава, закрепляет его за конструкцию здания (вертикальная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный № 2 помогает поднимать рукавную линию.

Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этажности. Расчет из четырех пожарных построен у автоцистерны, находящейся в 10 м от 12-этажного жилого дома.

По команде "Ствол Б 12-й этаж, разветвление - на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками - марш" пожарный № 1 берет ствол и рукав Б, спасательную веревку, рукавную задержку; пожарный № 2-разветвление, спасательную веревку, рукавную задержку. Оба поднимаются на лифте (бегом по лестнице) на лестничную клетку 11-го этажа, связывают две веревки между собой (способами, применяемыми при закреплении спасательных веревок за конструкцию при самоспасании), открывают окно и сбрасывают один конец веревки на землю. Затем поднимают рукавную линию Л с земли до. 11-го этажа, закрепляют рукавной задержкой, устанавливают разветвление, присоединяют к нему рукава Л, прокладывают рукав Б до исходной позиции ствола. Пожарный № 1 работает стволом, № 2 - подствольщиком и на разветвлении.

Пожарные № 3 и № 4 берут по скатке рукавов Л, прокладывают рукавную линию от автоцистерны к зданию/ привязывают конец спасательной веревки к рука ву, помогают прокладывать рукавную линию до 11-п

Этажа, пожарный № 3 поднимается на лестничную клетку 6-го этажа, где через окно закрепляет нижней рукав задержкой за конструкцию здания.

Опускание вниз мокрой рукавной линии и уборки. По команде "Рукавную линию- убрать" или "Отбой" во всех случаях, кроме зимнего времени, пожарные разъединяют рукава между собой, от соединяют их от разветвления и от насоса, поднимаю! один конец рукава, перебирая руками весь рукав от одной головки до другой, выливают из него воду и скатывают.

Опускание мокрой рукавной линии по пожарным лестницам. По команде "Рукавную - линию по выдвижной лестнице - убрать" ствольщик снимает задержку с рукавной линии, перекидывает ствол с., рукавом через плечо, переходит на выдвижную лестницу и с рукавной линией опускается вниз.

Опускание - мокрой рукавной линии при помощи спасательной веревки. По команде "Ствол веревкой вниз - марш" ствольщик при помощи спасательной веревки вяжет узел, надевает его на рукав и ствол, предупреждает пожарного внизу словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", открепляет и опускает рукавную линию со стволом вниз (рис. 8). Пожарный № 2 помогает опускать рукав, развязывает узел, отсоединяет ствол и убирает рукав в одинарную скатку или "восьмеркой".

Сбрасывание рукавной линии. По команде "Ствол вниз - марш" ствольщик открепляет рукав, перебирая его руками (рис. 9), опускает ствол до земли, сбрасывает рукав вниз.

Уборка рукавов в зимнее время при низких температурах. Расчет состоит из пожарных (по одному пожарному на рукав) и водителя.

По команде "Рукава в одинарные скатки - скатать" водитель снижает давление на чнасосе до слива воды из рукавов. Пожарные в первую очередь отсоединяют рукав, проложенный ближе -к месту пожара, быстро скатывают его в одинарную скатку. Затем, от места пожара к насосу отсоединяют остальные рукава, скатывают и убирают в автомобиль.

Наращивание действующей рукавной линии. Состав расчета - два пожарных. Исходное положение: пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2-подстволыциком.

Рис. 8. Опускание рукавной линии с помощью спасательной верёвки

Рис. 9. Сбрасывание рукавной линии.

По команде "Линию 1-го ствола А одним (двумя) рукавом - нарастить" пожарный № 2 бежит к автонасосу, берет один (два) рукав, возвращается к позиции ствола, прокладывает рукав. После команды "Воду остановить" пожарный № 1 отсоединяет ствол, присоединяет его к головке принесенного рукава и продвигается вперед, меняя позицию ствола, пожарный № 2 присоединяет принесенный рукав к" рукавной линии, расправляет его и докладывает о готовности. Командир дает команду "Воду - дать".

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии. Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде "Поврежденный рукав - заменить" один пожарный бежит к автонасосу, берет рукав в скатке и "раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды, второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем оба присоединяют к ней принесенный рукав: один пожарный докладывает командиру о готовности, водитель пускает. воду. При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

С целью уменьшения поливания воды на руки пожарных вначале отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем - дальнюю. Присоединение принесенного раскатанного рукава производится в обратном порядке, вначале производится присоединение к рукаву, проложенному от пожара, а затем - от насоса.

Ремонт поврежденных рукавов рукавными зажимами. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве могут быть использованы универсальный ленточный или корсетный зажимы. Способ применения зажимов не требует продолжительного времени на его изучение; достаточно показать пожарным, как накладывается зажим, а затем заставить пожарного один-два раза выполнить этот прием, при этом рукав должен находиться под давлением воды.

Работа с действующими стволами из различных положений. Обучение ствольщиков необходимо начинать со смыкания головок, примыкания ствола, прокладывания магистральных и ответвленных рукавных линий на местности при боевом развертывании. Затем нужно научить ствольщиков прокладывать рукавные линии со стволами в лестничных клетках, по стационарным, выдвижным и штурмовым лестницам с использованием спасательных веревок в подвалах, этажах, чердаках и крышах с расчетом необходимого количества рукавов, закреплением рукавных линий задержками, выбором позиций для работы со стволами.

После этого следует научить ствольщиков действовать стволами с водой из различных положений (стоя, с колена, лежа) с различными спрысками. Первые упражнения надо выполнять со стволами Б с последующим переходом на стволы А, подавая воду через колонку, а затем через автонасос, доводя давление до 7- 9 МПа (7-9 ат).

В процессе занятий необходимо обратить внимание на взаимодействие ствольщиков и подстволыщиков, на ведение борьбы с излишне проливаемой водой. С этой целью нужно давать инструкции ствольщика как действовать в различных условиях пожара (при сильных морозах, при наличии горючей пыли, кислот, угля, в подвалах, на чердаках и т. д.).

Во время занятий со ствольщиками и подствольщиками желательно одновременно тренировать пожарных, работающих у разветвления и колонки, водителя - у насоса. Обучение ствольщиков необходимо проводить не только на занятиях, но и в боевой обстановке на пожаре. Командир после пожара может разобрать действия пожарных, отмечая положительные и отрицательные стороны их работы.

Лучшим методом обучения и тренировки является практическое исполнение ствольщиками упражнений вначале на местности, а затем на высоте и в дыму. Для этого можно подобрать большое количество упражнений, вырабатывающих у ствольщиков смелость, инициативу, находчивость и другие качества, от которых во многом зависит успех тушения пожара.

В качестве примера приведем упражнение для работы ствольщика со стволами из различных положений.

Упражнение, Работа со стволом PC-70 из различных положений: стоя, с колена, лежа - с мишени. Работа со стволами КР-Б с выдвижной лестницы и сидя на подоконнике, создание различных струй.

Пожарный №1 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник, и стволом КР-Б сидит "верхом" на подоконнике 2-го этажа. Пожарный № 2 со стволом А стоит, на земле в 10- 12 м от автомобиля. Пожарный № 3 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник и стволом РСК находится (закреплен карабином) на выдвижной лестнице или автолестнице у окна третьего этажа. Подствольщики - на земле у рукавных линий. Пожарный № 4 стоит у разветвления, пожарный № 5 - у колонки, водитель - у насоса.

Команды для исполнения "Спрыск открыть". "Спрыск больше", "Спрыск меньше", "Компактную (распыленную, веерообразную) струю - дать", "Ствол - вправо (влево, вниз, вверх)", "Работать стоя (с колена, лежа)", "Спрыск закрыть".

При работе со стволом из положения, стоя ствольщик, выставляет левую ногу вперед и тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у спрыска.

При работе со стволом из положения с колена ствольщик отставляет правую ногу назад и становится на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед на полную ступню. Ствол правой "рукой прижат к правому боку, левой рукой пожарный держит ствол у спрыска..

При работе со стволом в положении лежа ствольщик ложится на живот, опирается на локти, ствол держит так же, как при работе стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у спрыска кистью левой руки, вниз - опустить ствол у спрыска кистью левой руки; вправо и влево - отвести кисть левой руки вправо и влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщики поддерживают рукавную линию, облегчая работу ствольщика. Для открывания и закрывания спрыска ствольщик движениями кисти левой руки, держащей ствол у спрыска, открывает или закрывает спрыск.

При работе с ручным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, рукавную линию закрепляет рукавной задержкой за конструкцию здания или за ступеньку лестницы и действует стволом так же, как в положении стоя. При работе лафетным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, закрепляет рукавную линию задержкой за ступеньку лестницы, работает стволом вверх и вниз.

При работе лафетным стволом, который должен перемещаться вдоль здания (по периметру); ствольщик управляет стволом с земли с помощью веревки, закрепленной за рычаг лафетного ствола.

Для работы с лафетным стволом, установленным в лифте автолестницы АЛ-45, рукав присоединяется к приемному патрубку лафетного ствола. Ствольщик управляет лафетным стволом, находясь в лифте.

Прокладка рукавной линии через препятствия, защита рукавных линий. Для проведения занятия нужно выбрать такой объект (местность), на котором имеются заборы, железнодорожные или трамвайные пути, канавы и другие препятствия.

Отделение построить у автонасоса, объявить упражнение и цель занятия, привести примеры прокладки рукавных линий через препятствия при тушении пожаров. Затем рассказать порядок выполнения упражнения, назначить боевой расчет, дать команду на боевое развертывание, остановить выполнение боевого развертывания у первого препятствия, встретившегося на пути прокладки рукавных линий, объяснить правила прокладки рукавной линии через препятствие и проложить ее. Перед каждым из остальных препятствий нужно останавливать отделение, объяснять и выполнять прокладку рукавных линий. Затем надо повторить все упражнение без остановок у каждого препятствия.

Нa тренировочном занятий особое внимание следует обратить на слаженность в действиях всех номеров боевого расчета.

Боевой расчет выполняет те же обязанности, что и при боевом развертывании с подачей ствола А. При прокладке через заборы нужно устанавливать к ним лестницы-палки, штурмовки и выдвижные лестницы. Рукава от заломов на заборах предохранять рукавными седлами или подсобным материалом. При прокладке рукавной линии через шоссейные дороги необходимо накладывать на рукавную линию "рукавные мостки, расстояние между которыми должно быть равным ширине между колесами автомобилей. Рукавная линия через шоссейную дорогу прокладывается перпендикулярно к ней.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавную линию можно прокладывать поверх путей с остановкой движения транспорта и под рельсами путем устройства подкопов между шпалами.

Иногда применяется комбинация обоих способов. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов и в рукава подается вода, одновременно с этим несколько пожарных готовят подкоп под рельсами, прокладывают рукав для замены того, который

Оценка: 1.7777777777778

Оценили: 18 человек

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: «Рукав к разветвлению – присоединить!».

По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: «Поврежденные рукава – заменить!» один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды.

Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем в месте с первым присоединяет к ней принесенный рукав.

Водитель возобновляет подачу воды.

С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем – дальнюю. присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе. В случае повреждения отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранение течи из отверстия до 3 см).

В качестве зажима может быть использован отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок надевается на рукав. при появление течи во время работы на пожаре давление в рукаве сбрасывается, отрезок перемещается на место дефекта рукава.

Если ликвидировать течь при помощи зажимов не возможно, поврежденный рукав заменяется исправным. После окончание тушения пожара, при уборке рукавов зажимы снимают, а место повреждения отмечают.

Наращивание рукавов в рукавной линии происходит следующим образом:
Пожарный бежит к автомобилю берет рукава в зависимости сколько ему необходимо и раскатывает его вдоль действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды.
Второй пожарный подбегает к действующей рукавной линии и разъединяет ее, а затем в месте присоединяют необходимое количество рукавов.

При наращивании на морозе подачу воды не прекращать.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги.

Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху – на рукаве) у головки, левой – у насадка или за рукоятку. Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный оставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню.

Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой – у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит также, как и при работе со стволом из положения стоя.

Перекрытия подачи воды из ствола или изменение формы струи осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепится карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепится карабином и опустится обратно на одну ступеньку ниже.

Работа со стволами со всех видов лестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы.

Для работы на высоте выделяется не менее двух пожарных.

Запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщика на исходную позицию.

Рукава проложенные через дороги, Необходимо защищать рукавными мостиками. Нельзя допускать перекручивание и заломов рукавов.

Прокладку рукавных линий через ж/д пути производить между шпалами (под рельсами).

В лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать между маршами.

Сегодня хочется рассмотреть и углубиться в систему пожарно-технического вооружение, а именно – пенные ручные пожарные стволы, которые используются, непосредственно, во время пожаротушения, для подачи . Пена является отличным инструментом для улучшения наших возможностей по пожаротушению. Это чрезвычайно эффективный метод тушения одновременно нескольких типов (классов) пожаров в короткий срок. Применение пенных пожарных стволов представляет возможным использовать более эффективнее один и тот же объем воды по сравнению, к примеру, с обычными . Таким образом, применение пенных пожарных стволов в пожаротушение достаточно облегчает работу самих пожарных и ускоряет сам процесс пожаротушения.

Основы образования и подачи пожарной пены

Перед тем как непосредственно рассмотреть пенные пожарные стволы, давайте напомним, как же осуществляется образование воздушно-механической пены.

Воздушно-механическая пена производится при помощи смешивания концентрированного раствора пенообразователя с водой для того, чтоб создать раствор пенообразователя необходимой концентрации. После образование раствора его необходимо наполнить воздухом для получения пены. Так как пена это, по сути пузырьки воздуха разной величины.

Есть несколько распространенных методов обогащения пенного раствора воздухом, наиболее применяемыми в пожарной охране являются следующие:

  • наполнения воздухом непосредственно на выходе из насадки пенного пожарного ствола;
  • наполнение за счет специальной пневматической системы автомобиля, смешивание пенообразователя, воды и воздуха происходит в системе;
  • и третий метод заключается в использование метода эжекции (специальных эжекционных насадок) ствола, насадки.

Давайте же рассмотрим, какие же виды пенных пожарных стволов на сегодняшний день могут применяться подразделениями пожарной охраны.

Виды

И так, выше мы с вами определили стволы за типом смешивания раствора пенообразователя с воздухом. Среди трех перечисленных методов хочется отметить, и если можно сказать выделить, эжекционные типы пенных стволов.

Согласно НПБ 189-00* Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний, стволы, изготавливаемые в России, в зависимости от кратности получаемой воздушно-механической пены, наличия перекрывного устройства, эжектирующего устройства, расхода раствора пенообразователя подразделяются на типы:

  • СВП – стволы для получения пены низкой кратности, без перекрывного устройства;
  • СВПП-8 – стволы для получения пены низкой кратности, с перекрывным устройством;
  • СВПК-2, СВПК-4 – комбинированные стволы (низкая и средняя кратность пены) с перекрывным устройством;
  • СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8 – стволы для получения пены низкой кратности, с эжектирующим устройством

Эжекционные стволы имеют ряд преимуществ, которые их выделяют среди остальных, а именно:

  • простота конструкции;
  • отсутствие дополнительных приборов для подачи воздуха;
  • возможность получать пену разной кратности.

В подобных пенных стволах воздух подается за счет эффекта Вентури. Когда раствор пенообразователя проходит через центр насадки ствола, создается низкий уровень давления, что позволяет воздуху поступать в сопло и на выходе получать пену. На сегодняшний день основными ручными пенными стволами являются стволы воздушно-пенные эжекционные (СВП, СВПЭ-4, СВПЭ-8), а вот генераторы пены средней кратности согласно НПБ 189-00* Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные, уже сюда не относятся , но про модификации этих устройств (ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000), так же изложим материал в данной статье.

Ствол обеспечивает возможность значительной экономии раствора пенообразователя за счет перекрытия потока. Многофункциональность и удобство управления в сочетании со сравнительно небольшими габаритными размерами и массой ствола обеспечивают возможность работы без подствольщика в труднодоступных местах: на объектах нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, в аэропортах, на транспорте, при ликвидации лесных пожаров и др. Стволом может комплектоваться мобильная пожарная техника.

Приборы для получения ВМП средней кратности

Генераторы пены средней кратности

Общий вид устройства

Само названия ствола ГПС-600(200, 2000) говорит про тип данного ствола, а конкретнее кратность пожарно-технической пены на выходе. Пена средней кратности, что в отличие от пены низкой кратности намного лучше для пожаротушения. На проекте представлен отдельный материал по этим устройствам.

Схема образование пены в ГПС – 600

Принцип работы ГПС идентичный выше изложенному, особенность заключается в наличие на выходе из ствола специальной металлической сетки. При попадание раствора пенообразователя обогащенного воздухом на сетку выдуваются пузыри, которые и образуют пожарно-техническую пену средней кратности.

Характеристики ГПС

Рассматривая тактико-технические характеристики представленных выше пенных стволов можно констатировать, что по своим параметрам (рабочему давлению перед ним и расходу водного раствора пенообразователя) они практически идентичны, а поэтому они могут быть использованы от тех же типов стационарных и переносных пеносмесителей.

Практически мы с вами рассмотрели самые распространённые ручные пенные стволы, которые применяются на сегодня подразделениями МЧС на территории СНГ.

Хотелось немного зацепить и обозначить заграничные аналоги пенных стволов.

Заграничные аналоги

Принципиально конечно заграничные аналоги стволов ничем не отличаются и процесс образования пены идентичный, вся разница лишь в некоторых полезных конструктивных особенностях.

Среди многих вариантов стволов хотелось бы остановиться на данной переносной системе для подачи пены фирмы «Scotty», хотя эта система не является оригинальной разработкой и имеет множество аналогов, но в качестве примера самое то.

Суть данной системы заключается в том, что любую линию (линию с подачей воды) с водяным переносным пожарным стволом можно в очень короткое время превратить в линию для подачи пены низкой кратности. Все это возможно за счет использования переносного 20 л ранца с пенообразователем, трубопровода с быстросъёмным разъёмом для соединения с эжекционной насадкой на водяной ствол.

Принцип подачи пены из ствола

Вот вкратце те основные приспособления, с помощью которых можно подавать пену низкой и средней кратность на тушение пожара.

И напоследок хочется отметить все-таки некоторые недостатки использование пенных стволов и самого пенообразователя:

  • самым большим недостатком является цена пенообразователя которая начинается от 10 долларов за 1 литр и выше в зависимости от его характеристики и вида;
  • необходимость обязательной промывки насосно-рукавной системы автомобиля от пенообразователя;
  • особые правила хранения пенообразователя;
  • вредность для экологии, к примеру, в некоторых странах Европы (Германия, Франция) применять пену в учебных целях запрещено.

При определении позиции стволов командир, прежде всего, останавливает направление, куда огонь главным образом распространяется или может распространиться, и в этом решающем направлении сосредоточивает основные силы и средства.

Учитывая, что огонь распространяется во все стороны (в одни - слабее, а в другие - сильнее), наряду с расстановкой основного количества стволов на решающем направлении производится расстановка стволов также и на других направлениях, обеспечивающих окружение огня как на площади, охваченной огнем, так и над и под ней (если пожар в одном этаже здания).

Когда огонь будет окружен со всех сторон, задача состоит в том, чтобы приостановить распространение (т. е. локализовать пожар), а затем ликвидировать его.

Существует ряд общепринятых правил, проверенных на практике. Эти правила ствольщику следует помнить при работе со стволом:

· - Чтобы обеспечить лучшее попадание струи воды (или пены) на горящие предметы (конструкции, материалы), надо подойти к ним как можно ближе и занять позицию па уровне или выше очага горения. Близкий подход к очагу горения необходим также с целью лучшего использования силы струи. Надо учитывать, что первая половина струи наиболее сильная.

· - Подавать воду следует только на видимые горящие конструкции и предметы, а не по дыму. Подача струи по дыму не приведет к тушению огня, а вызовет только нецелесообразное, а иногда и вредное расходование воды;

· - Действовать струей нужно навстречу наибольшего распространения огня и одновременно маневрировать струей так, чтобы ограничить распространение его во все другие стороны.

· - Продвигаться вперед со стволом необходимо возможно быстрее, но не оставляя по пути продвижения огонь непотушенным. Продвигаясь вперед, надо тушить огонь, направляя струю в места, где горение наиболее сильное.

· - При продвижении вперед со стволом нельзя подвергать рукав порче (обгоранию ткани, проколам, действию кислот или едких веществ). С этой целью необходимо тщательно потушить огонь там, где будет проходить рукавная линия, не тянуть рукава через участки, где имеются разнообразные конструкции с торчащими гвоздями или какими-либо острыми металлическими поверхности.



· - Направлять струю нужно не на языки пламени, а непосредственно на горящие предметы (конструкции, материалы) – в места наиболее сильного горения.

· - При ликвидации горения на вертикальных плоскостях (стенах, перегородках, опорах) струю следует направлять сверху вниз так, чтобы вода, стекающая сверху, способствовала тушению огня внизу.

· - При ликвидации горения на поверхности горизонтальных конструкций на разных плоскостях (пола и потолка одного этажа) струю воды следует в первую очередь направлять вверх (в данном случае на потолок), чтобы приостановить распространение огня в вышележащие этажи, обезопасить себя от падения конструкций потолка, при обгорании их, и использовать стекающую сверху воду для тушения огня на поверхности пола.

· - Направлять струю необходимо навстречу распространению огня и в первую очередь на те части конструкции, сгорание или изменение прочности которых при нагреве может вызвать обрушение всей конструкции или части сооружения.

· - При пожарах в скрытых конструкциях (в пустотелых перегородках, в пустотах перекрытий и покрытий, в междупольных пространствах и т.д.) ликвидация горения производится с одновременной разборкой конструкций.

· - Ликвидацию горения в вертикальных пустотелых конструкциях, вентиляционных каналах и пустотелых покрытиях нужно производить сверху. При горизонтальных пустотелых конструкциях, например, в междупольных пространствах струю направляют навстречу огню с той стороны, куда он может распространиться в первую очередь, со стороны наибольшего протяжения пустот.

· - при наличии в конструкциях (перекрытиях, опорах, лестницах и пр.) металлических деталей (балок, колонн, ферм) нужно обращать особое внимание на необходимость защиты их струями воды во избежание разрушения.

Если до того, как поданы струи воды на место пожара, металлические детали конструкции здания, а также бетонные, железобетонные и кирпичные своды покрытий оказались сильно нагретыми, их нужно охлаждать постепенно, так как быстрое охлаждение может вызвать деформацию или обрушение конструкции. Распознать степень нагрева металлических или других конструкций можно путем кратковременного направления на них струй воды. При сильном нагреве соприкосновение воды с металлической конструкцией вызывает бурное парообразование.

В тех случаях, когда, на позиции ствола в перекрытиях или стенах имеются проемы или отверстия (двери, окна, люки, отверстия для прохода валов и т. д.) их надо защищать струей, маневрируя ею так, чтобы огонь не мог распространиться через эти проемы и отверстия в другие помещения как по горизонтали, так и по вертикали.

Если на позиции ствола обнаружилась опасность обрушения конструкций (например, перекрытий), ствольщик должен немедленно доложить об этом командиру, а при явной угрозе обрушения переменить место работы со стволом. Наиболее безопасными с точки зрения обрушения являются дверные и оконные проемы в капитальных стенах, площадки лестничных клеток, зоны, а также противопожарные стены (при позиции на крыше).

При работе со стволом, предназначенным для защиты от огня расположенных по соседству помещений и отдельных частей здания, струю нужно направлять на те из них, которым угрожает наибольшая опасность, и в первую очередь, на верхние их части.

При вскрытии или разборке конструкций, спасении людей и эвакуации имущества следует струей ограждать людей, занятых на этих работах, от действия высокой температуры и огня.

В случае необходимости нарастить рукавную линию у ствола для продвижения с ним вперед, надо остановить работу насоса или снизить давление, затем вблизи ствола сделать залом рукава, отомкнуть ствол и нарастить рукав. При работе нескольких стволов через разветвление, наращивать рукава у одного из стволов можно, не останавливая насоса, не снижая давления, а перекрыв соответствующий вентиль на разветвлении.

При перемене позиции действующего ствола нужно переводить ствол опущенным вниз или перекрыть его.

При работе на крутых крышах, на больших высотах и на приставных лестницах необходимо надежно закрепляться самому и закреплять рукавную линию.

Нельзя прикасаться самому и направлять струю воды (пены) на электропровода и электроустановки, находящиеся под напряжением.

При наличии хрупкой или стеклянной тары тушение огня следует производить не компактной, а распыленной струей.

При защите от огня резервуаров с легко воспламеняющимися жидкостями, баллонов со сжатыми газами нужно равномерно охлаждать нагревающиеся поверхности резервуаров (баллонов).

Наиболее сильное охлаждение должно быть в местах, куда подается пена. Это делается для того, чтобы уменьшить разложение пены от действия температуры нагретых стенок резервуара.

При одновременной работе пенных и водяных стволов не рекомендуется направлять струю воды в места подачи пены.

Если при работе в условиях низких температур необходимо временно прекратить подачу воды, надо, не перекрывая ствола, вывести последний наружу в такое место, чтобы струя не попадала на пожарно-техническое вооружение или на соседние здания; при работе со стволами на крыше нельзя обливать водой поверхность крыши во избежание ее обледенения. Если крыша обледенеет, это затруднит продвижение по ней личного состава пожарных подразделений и может привести к несчастным случаям.

При работе с пенным стволом необходимо:

· - при тушении пожара в емкости с нефтепродуктами подавать струю только после выхода из ствола хорошей пены;

· - подавать пену на горящую поверхность жидкости так, чтобы пена не зарывалась в толщу жидкости;

· - направлять пену в одну точку, чтобы она, расплываясь, постепенно покрывала всю горящую поверхность жидкости;

· - при тушении пеной пожара твердых материалов маневрировать стволом так, чтобы вся горящая поверхность была покрыта слоем пены.

Следует постоянно помнить, что вода обладает не только огнеспасительными свойствами. Она способна причинить ущерб несгоревшим частям здания, имуществу и т.п. Поэтому вода должна применяться только в том количестве, которое действительно необходимо для тушения огня.

Чтобы при тушении любого пожара (особенно пожара внутри здания) проливалось как можно меньше воды, ствольщикам следует выполнять следующее:

· внутри зданий прокладывать, как правило, прорезиненные рукава и подавать стволы с насадками малого диаметра;

· немедленно докладывать командиру о необходимости замены ствола РСК – 50 стволом РС – 70 или стволом от насоса высокого давления;

· применять, где возможно и целесообразно, перекрывные стволы и стволы с водораспылителями;

· если нет надобности в стволе, быстро прекращать действие водяных струй путем перекрывания ствола (если перекрывающее устройство на нем имеется) или вывода струи наружу через ближайший дверной, оконный или иной проем;

· прекращение струи с перекрыванием ствола необходимо также и тогда, когда ствольщик перестает видеть очаг огня.

Решающим обстоятельством, которое позволяет сократить расходование воды, является умение ствольщиков работать со стволами. Чем квалифицированнее ствольщики, тем меньше требуется времени и средств на ликвидацию пожара, тем с меньшими убытками от огня и воды будет ликвидирован пожар.

Если на пожаре подается не один, а несколько стволов, очень важно правильное взаимодействие ствольщиков. Для успешного тушения пожара ствольщикам полезно знать не только свою непосредственную задачу, но и задачи, поставленные перед ствольщиками соседних позиций. Это необходимо для того, чтобы путем тесного взаимодействия нескольких стволов огонь был быстро окружен, и для него была исключена возможность распространения, особенно между позициями смежных стволов.

Взаимная поддержка ствольщиков, работающих по соседству друг с другом, очень важна также тогда, когда на одной из позиций создается тяжелое положение (угроза прорыва и дальнейшего распространения огня), а одного ствола на данном участке явно недостаточно. В таких случаях на помощь может прийти ствольщик соседней позиции. Однако, перенос струи или перевод ствола на поддержку соседней позиции может быть произведен только по указанию командира. И лишь в случае явной угрозы для соседнего ствольщика пожарный решает такие вопросы самостоятельно, но одновременно он не должен ослаблять работу на своей позиции.

Подствольщик - ближайший помощник ствольщика. В его обязанность входит помогать ствольщику в прокладке рукавов, в достижении позиции ствола, подменять ствольщика в случаях продолжительной его работы со стволом или работы в тяжелых условиях, а также в других случаях.

В обязанность пожарного, выполняющего обязанности подствольщика, входит также при высоком давлении в линии помогать ствольщику работать со стволом; закреплять рукавную линию при подъеме ее на высоту; обеспечивать позицию ствола необходимым запасом рукавов; осуществлять временную починку рабочей линии; осуществлять связь ствольщика с командиром,соседними ствольщиками, бойцом, работающим на разветвлении, или шофером на пожарном автомобиле (мотопомпе); наблюдать за конструкциями в пределах позиции ствола и производить работы по вскрытию и разборке конструкций на позиции.

Подствольщик должен обладать знаниями, иметь практический опыт и навыки, как и ствольщик.

От слаженности совместной работы ствольщика с подствольщиком зависит успех ликвидации горения на пожаре.

Оставление ствольщиком позиции ствола допускается, как правило, только с разрешения или ПО распоряжению непосредственного или вышестоящего командира. Исключением из этого правила являются случаи, когда жизни ствольщика угрожает явная опасность вследствие обрушений, отравления ядовитыми газами или парами и т. д. В таких случаях ствольщик, оставив позицию ствола, обязан без промедления доложить об этом своему командиру.

Перемена позиции (а не маневрирование) ствола допустима только по разрешению командира. Однако, когда командира поблизости нет и с ним нельзя связаться, ствольщик может принять самостоятельное решение о перемене позиции ствола, если он совершенно уверен в том, что это необходимо. Например, это следует делать для оказания помощи людям, нуждающимся в спасении; или в случае неожиданного распространении огня на участок, где отсутствие струи может осложнить обстановку пожара.

О всяком изменении позиции ствола и о соображениях, которыми при этом ствольщик руководствовался, необходимо по возможности быстрее докладывать командиру.

Прежде чем менять позицию ствола по собственной инициативе, ствольщик должен всесторонне обдумать создавшееся положение и только после этого принять соответствующее решение, всегда помня, что необоснованное изменение позиции ствола может лишь осложнить обстановку.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме