Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Православие наши дни преподобный лука крымский. Приход храма воскресения словущего в марьинском парке

11 июня 2014
11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Святитель Лука (27 апреля 1877 – 11 июня 1961), в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в г. Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича. В семье было еще два сына и две дочери. Отец исповедовал католичество, а его супруга Мария Дмитриевна воспитывалась в православии, творила дела милосердия. Как вспоминал в своих мемуарах Святитель Лука, религиозного воспитания он не получил, но религиозность унаследовал от отца. С юных лет в сердце мальчика главенствовали любовь к Богу и ближним.

В детстве Валентин проявлял художественные способности. В 1889 г. вся семья переехала в Киев. Одновременно с гимназией в Киеве он оканчивает художественное училище. Затем недолгое время обучался живописи в частной школе профессора Книрра в Мюнхене. После исканий и раздумий о дальнейшем жизненном пути в 1898 г. поступает на медицинский факультет Киевского университета имени святого Владимира.

В подарок от директора гимназии как напутствие в жизнь Валентин получил Новый Завет и старался уяснить себе Христово учение, желая искренно поработать Богу и людям. Блестяще сдав государственные экзамены в университете в 1903 г., он неожиданно для всех объявил о решении стать земским врачом, чтобы помогать бедным.

Во время русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите. Женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской. Затем семья переехала в г. Ардатов Симбирской губернии, позже – в с. Верхний Любаж и г. Фатеж Фатежского уезда Курской области. В 1907 г. в семье родился первенец Михаил, в 1908 г. – дочь Елена. В 1909 г. Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в хирургическую клинику Дьяконова, затем в Институт топографической анатомии и оперативной хирургии. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию («Регионарная анестезия»).

13 лет он работал земским врачом, не имея воскресных и праздничных дней. В те годы ему пришла мысль изложить свой уникальный опыт в особой книге «Очерки гнойной хирургии». Он составил план и вдруг подумал: «А ведь когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Так вел Господь своего угодника. Стать священником, монахом, епископом он и не помышлял. Как напишет впоследствии Святитель Лука: «Неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу уже когда мы во чреве матери».

В 1915-1916 гг. он заведовал госпиталем для раненых. В начале 1917 г. его супруга Анна Васильевна заболела туберкулезом легких, и вся семья переехала в Ташкент (в семье в 1910 и 1914 гг. родились еще два сына). С марта 1917 г. он становится главным врачом городской больницы Ташкента. В октябре 1919 г. по ложному доносу Валентин Феликсович был арестован. Через несколько дней в возрасте 38 лет скончалась его супруга. После ее смерти Валентин Феликсович вручил попечение о своих детях операционной сестре – Софии Сергеевне Белецкой, которая заменила им мать во все долгие годы ссылок и тюрем их отца. В жизни человека, руководимого Богом, мало случайного. Кто-то назовет это чудесным случаем, а кто-то промыслом Божиим. Однажды, в конце 1920 г., Валентин Феликсович выступил на епархиальном собрании с речью против "обновленцев". Присутствовавший там епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) неожиданно сказал ему: «Доктор, вам надо стать священником!» И знаменитый врач со всей простотой и глубиной веры ответил: «Буду священником, если это угодно Богу!»

Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть. В начале 1921 г. он был посвящен во диакона и рукоположен во иерея. Ташкент был взбудоражен: известный профессор медицины, основатель городского университета во времена воинствующего безбожия стал священнослужителем. Когда другие, убоявшись, снимали с себя сан, ученый, хирург его принимает. Его попытались оклеветать, но не смогли: он был всеми уважаем. В мае 1923 г. ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) совершил его тайный постриг с именем Лука. 31 мая 1923 г. иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. В этом же году он был арестован, и начались многолетние ссылки. Владыка был отправлен сначала в Енисейск, затем Туруханск и деревню Плахино. В январе 1926 г. он вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 г. Святитель Лука Войно-Ясенецкий снова был арестован и приговорен к ссылке в Архангельск, откуда был освобожден в мае 1933 г.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей. В 1934 г. вышла в свет его монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 г. его арестовали в третий раз. С марта 1940 г. он отбывал ссылку в Большой Мурте, где работал хирургом (в 110 километрах от Красноярска). С октября 1941 г. он становится консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Ежедневно он делал несколько сложнейших операций, продолжал научную работу. В середине 1942 г. срок его ссылки закончился. Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В 1944 г. владыка возглавил Тамбовскую епархию. В 1945-1947 гг.

Святитель Лука пишет известный богословский труд «Дух, душа, тело». За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия 1 степени, большую часть которой владыка перечислил в помощь пострадавшим в войну детям. В 1946 г. архиепископ Лука стал главой Крымской епархии, продолжая свою врачебную и педагогическую деятельность. Ушел в мир иной 11 июня 1961 г. в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших. Десятки тысяч людей провожали его. Господь прославил Своего угодника обильными чудесами. В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

По материалам православных интернет-ресурсов

Фильм "Встреча со святым", посвященный святителю Луке

Он мог стать художником, но решил посвятить себя медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания.

Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем, не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1899 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней – в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после – в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз – в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды – Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11 июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: Наука и религия, Дух, душа и тело, О воспитании детей, Евангельское злато, Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы, О семье и воспитании детей, Пасха Господня, Проповеди, Толкование на молитву святого Ефрема Сирина, Я полюбил страдание, Принесем Тебе любовь нашу.

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

С вятител ь Лука Войно-Ясенецкий , просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории.

Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Перед Великой отечественной войной в селе Большая Мурта под Красноярском появился странный ссыльный. Он устроился работать в местную больницу, и сразу стало понятно, что это очень хороший доктор. Но перед операцией – это медсестры видели своими глазами! – он широко крестился и йодом рисовал на месте разреза крест. Церкви в селе давно уже не было, и этот странный доктор уходил в соседний лесок, ставил там на пень икону и молился. По документам звали его Валентин Феликсович Ясенецкий, но рецепты он подписывал двойной подписью – с добавлением «епископ Лука». А через несколько месяцев после начала войны в село прилетел самолет, приземлился на поле за огородами и забрал доктора-епископа.

Доктор, которого прикомандировали к главному красноярскому госпиталю, вытащив из ссылки, и был святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей.

Священник и врач, богослов, проповедник и автор «Очерков гнойной хирургии», которые до сих пор служат учебником для хирургов. Вскоре после Великой Отечественной войны он почти одновременно становится лауреатом Сталинской премии и обладателем самой высшей церковной награды – бриллиантового креста. Уникальный человек, всю жизнь отдавший служению людям, и, наконец, святой, который помогает верующим и после своей земной жизни – по вере и молитве. Как все это соединялось в одном человеке, как это было возможно?

Родился Святитель Лука 27 апреля 1877 года в Керчи. Он с детства обладал талантом к рисованию, увлекался философией и другими гуманитарными науками, но, в конце концов, решил окончить медицинский факультет. С юношеским максимализмом он считал, что сейчас важнее помогать людям и сразу же после окончания института уехал в деревню работать земским врачом.

Молодой доктор работает над диссертацией, делает серьезные научные открытия и ничто не предвещает, что он когда-либо станет священником. Но вот перед самой революцией Валентин Войно-Ясенецкий начинает писать книгу о гнойной хирургии. И однажды совершенно неожиданно у него возникает странная мысль, что когда он закончит этот труд, на титульном листе рядом с его фамилией появится слово «епископ».

Вскоре из-за болезни супруги ему приходится уехать в сухой и жаркий климат, в Ташкент. Начинается гражданская война, гонения на церковь, а он, наоборот, в церковь приходит. Посещает богослужения, выступает на собраниях верующих. Но ни о каком священстве, а тем более о сане епископа все также не думает.

Все происходит неожиданно для него самого. Однажды на епархиальном собрании он очень хорошо выступил. Он говорил о положении дел в епархии, о том, как жить верующему человеку в условиях безбожной советской власти. И после собрания правящий архиерей епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, восторгаясь его выступлением, вдруг сказал: «Доктор, Вам нужно быть священником!». И ни минуты не размышляя, Валентин Войно-Ясенецкий, неожиданно для самого себя, вдруг сказал: «Хорошо, Владыко! Буду, если так Богу угодно!». Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть.И уже в следующее воскресенье в чужом подряснике он вышел к стоящему на кафедре собора архиерею и был посвящен сначала в иподиакона, а потом, во время литургии и в сан диакона. Еще через неделю его рукоположили в иерея, он стал священником.

А наутро в понедельник уважаемый хирург появился в больничном коридоре в необычном виде…

Как оказалось, бывает! Не обращая внимания на удивленные взгляды, Войно-Ясенецкий прошел в свой кабинет, снял церковное облачение, надел халат и стал готовиться к операции. Ассистенту, который обратился к нему по имени и отчеству, сказал – что Валентина Феликсовича больше нет. Теперь есть отец Валентин.

Коллеги недоумевали, студенты пытались устроить обструкцию профессору, коммунисты впрямую издевались. Войно-Ясенецкий не обращал внимания, но уж если вступал в дискуссии, то за словом в карман не лез.

В двадцать первом году чекисты решили устроить показательный суд над коллегами Войно-Ясенецкого. Ясенецкий выступил в их защиту. С научными аргументами, убедительно и весомо. Тогда начальник Ташкентского ЧК Яков Петерс задает, как ему думается, убийственный вопрос, который должен опустить противника в глазах зрителей…

Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Отец Валентин тогда ответил, не задумываясь: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?». Коллег Войно-Ясенецкого на тот момент оправдали, но чекисты впоследствии припомнили ему этот диалог.

А времена надвигались страшные. Разрушения храмов, аресты и расстрелы священников. Опасно было не то, что бы служить, – опасно было просто верить.

Но именно тогда священник Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – он принимает сан епископа. И получает новое имя – в честь евангелиста Луки.

Это почти автоматически означало арест. От него требовали одного: отречься от веры, снять с себя сан и пожалуйста – работай, оперируй, живи, как советская элита. Он выбрал другое – тюрьмы, допросы, пытки и ссылки – в Енисейск, Архангельск, далекий Туруханск.

Работа в маленьких сельских больницах и служба в сохранившихся еще храмах. Суровые условия жизни, морозы, бедность, человеческие страдания.

Как ни странно, освобождение принесла война! Нужно было спасать огромное число раненых, и его уникальный опыт в гнойной хирургии стал жизненно необходим. И более того, он понадобился и как священник, как епископ! В тяжелое военное время Сталин вспомнил о церкви, о том, что она утешает и укрепляет, помогает пережить потери и дает силы. В стране открываются храмы, нужны священники и церковные иерархи, но почти все они уничтожены репрессиями. Войно-Ясенецкого назначают епископом Красноярским.

С утра он оперирует, осматривает раненых, консультирует. А потом – отправляется на службу, принимает по церковным делам.

После Красноярска его направили архиепископом в Тамбов, а после окончания войны – в Ялту. Везде он лечил и проповедовал, устраивал жизнь епархии и помогал людям. За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия.

Казалось, жизнь наладилась. Однако испытания его не закончились.

Он постепенно слепнет, не может уже заниматься врачебной деятельностью. В стране начинаются новые гонения на церковь, закрытие храмов и пропаганда атеизма. До самого конца своей нелегкой жизни он продолжает бороться – как с собственными недугами, так и с непростыми обстоятельствами жизни внешней. Борется за каждый храм в епархии, за каждую душу. Люди записывают его проповеди, передают друг другу простые тетрадки с записями.

Святитель Лука покинул этот мир 11 июня 1961 г. – в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Надпись на могильном камне он придумал заранее. Она включала все, что ему было дорого. То, что он всю жизнь пытался соединить и все-таки соединил. «АРХИЕПИСКОП ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ, доктор медицинских наук, профессор хирургии. Лауреат».

Правда, прошло еще тридцать лет, прежде чем на очередном издании его «Очерков гнойной хирургии» к фамилии автора на обложке добавилось слово «епископ». Но это все-таки произошло, и, значит, все было правильно и верно.

В 1996 году были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 году архиепископ Лука Войно-Ясенецкий был причислен к лику святых как святитель и исповедник. И до сих пор он продолжает помогать тем, кто приходит к нему с молитвой о помощи и исцелении.

Архиепископа Симферопольского и Крымского, который отмечается 11 июня, в Москве в Центральном доме культуры железнодорожников прошла фотовыставка «Святитель Лука», подготовленная ОАО «РЖД» совместно с Фондом Андрея Первозванного. Но не меньшее впечатление, чем выставка, на врачей произвел доклад митрополита Арголидского Нектария (Антонопулоса) , самого большого специалиста по изучению жизни и деятельности русского святого в Греции. Трудами владыки Нектария за последние 15 лет святитель Лука стал одним из самых почитаемых в Греции святых. Более 30-ти греческих храмов носят имя русского врача. Представляем вашему вниманию доклад митрополита Арголидского Нектария (Антонопулоса) «Путь со святым Лукой».

Перелистывая страницы человеческой истории, мы встречаем судьбы людей, которые накладывают печать на целую эпоху, на историю. Их судьбы становятся поворотным пунктом для всех последующих поколений. Эти люди как указатели на дороге. Их жизнь — это жизнь другого качества, далекая от выгоды и пустых целей. Их дело, их вклад в историю получил головокружительный размах, и их наследие бесценно. Источником и двигательной силой их жизни стала любовь — безграничная, граничащая с самопожертвованием и самоотречением. Главное для них — человек, любой, кем бы он ни был.

Двадцатый век ушел. Это, несомненно, был век великих открытий, но и великих потрясений для человечества. Тогда, в атмосфере всеобщей неразберихи, мало кто продолжал держаться нравственного курса. И если великие мира сего писали историю кровью миллионов людей, то иные писали свою светлую историю, были рядом с израненными душами. Они утирали слезы и утешали людей, они исцеляли раны, подобно доброму самарянину.

Одним из таких людей, несомненно, был святой Лука . Знакомство с ним было великой благодатью и поворотным пунктом в моей жизни.

С первых же моментов, как я открыл для себя этого святого, я возжелал как можно больше узнать о его жизни. Поэтому все эти годы я посещал все те места, где жил святой Лука. Материал, который я собрал, опыт, который приобрел, я записал и издал в трехтомном труде, вышедшем в Афинах полгода назад. Из этой своей монографии я хотел бы привести свидетельства людей, знавших святого Луку.

Ташкент: «Очерки гнойной хирургии» еще 500 лет будут актуальны. Это как Евангелие, как Коран хирургической науки

Начнем с Ташкента . Два свидетельства: первое — из больницы Ново-Городска. Центральный ее корпус построен в XIX веке. После революции из военной школы перестроен в больницу. У входа — часовня, расписанная святым Лукой. В одной из аудиторий — его фото. В хирургическом отделении мы познакомились с главным врачом и его заместителем, оба мусульмане.

Врач-мусульманин: «Очерки гнойной хирургии» — это как Евангелие, как Коран хирургической науки

11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

С вятител ь Лука Войно-Ясенецкий , просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории.

Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Перед Великой отечественной войной в селе Большая Мурта под Красноярском появился странный ссыльный. Он устроился работать в местную больницу, и сразу стало понятно, что это очень хороший доктор. Но перед операцией – это медсестры видели своими глазами! – он широко крестился и йодом рисовал на месте разреза крест. Церкви в селе давно уже не было, и этот странный доктор уходил в соседний лесок, ставил там на пень икону и молился. По документам звали его Валентин Феликсович Ясенецкий, но рецепты он подписывал двойной подписью – с добавлением «епископ Лука». А через несколько месяцев после начала войны в село прилетел самолет, приземлился на поле за огородами и забрал доктора-епископа.

Доктор, которого прикомандировали к главному красноярскому госпиталю, вытащив из ссылки, и был святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей.

Священник и врач, богослов, проповедник и автор «Очерков гнойной хирургии», которые до сих пор служат учебником для хирургов. Вскоре после Великой Отечественной войны он почти одновременно становится лауреатом Сталинской премии и обладателем самой высшей церковной награды – бриллиантового креста. Уникальный человек, всю жизнь отдавший служению людям, и, наконец, святой, который помогает верующим и после своей земной жизни – по вере и молитве. Как все это соединялось в одном человеке, как это было возможно?

Родился Святитель Лука 27 апреля 1877 года в Керчи. Он с детства обладал талантом к рисованию, увлекался философией и другими гуманитарными науками, но, в конце концов, решил окончить медицинский факультет. С юношеским максимализмом он считал, что сейчас важнее помогать людям и сразу же после окончания института уехал в деревню работать земским врачом.

Молодой доктор работает над диссертацией, делает серьезные научные открытия и ничто не предвещает, что он когда-либо станет священником. Но вот перед самой революцией Валентин Войно-Ясенецкий начинает писать книгу о гнойной хирургии. И однажды совершенно неожиданно у него возникает странная мысль, что когда он закончит этот труд, на титульном листе рядом с его фамилией появится слово «епископ».

Вскоре из-за болезни супруги ему приходится уехать в сухой и жаркий климат, в Ташкент. Начинается гражданская война, гонения на церковь, а он, наоборот, в церковь приходит. Посещает богослужения, выступает на собраниях верующих. Но ни о каком священстве, а тем более о сане епископа все также не думает.

Все происходит неожиданно для него самого. Однажды на епархиальном собрании он очень хорошо выступил. Он говорил о положении дел в епархии, о том, как жить верующему человеку в условиях безбожной советской власти. И после собрания правящий архиерей епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, восторгаясь его выступлением, вдруг сказал: «Доктор, Вам нужно быть священником!». И ни минуты не размышляя, Валентин Войно-Ясенецкий, неожиданно для самого себя, вдруг сказал: «Хорошо, Владыко! Буду, если так Богу угодно!». Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть.И уже в следующее воскресенье в чужом подряснике он вышел к стоящему на кафедре собора архиерею и был посвящен сначала в иподиакона, а потом, во время литургии и в сан диакона. Еще через неделю его рукоположили в иерея, он стал священником.

А наутро в понедельник уважаемый хирург появился в больничном коридоре в необычном виде…

Как оказалось, бывает! Не обращая внимания на удивленные взгляды, Войно-Ясенецкий прошел в свой кабинет, снял церковное облачение, надел халат и стал готовиться к операции. Ассистенту, который обратился к нему по имени и отчеству, сказал – что Валентина Феликсовича больше нет. Теперь есть отец Валентин.

Коллеги недоумевали, студенты пытались устроить обструкцию профессору, коммунисты впрямую издевались. Войно-Ясенецкий не обращал внимания, но уж если вступал в дискуссии, то за словом в карман не лез.

В двадцать первом году чекисты решили устроить показательный суд над коллегами Войно-Ясенецкого. Ясенецкий выступил в их защиту. С научными аргументами, убедительно и весомо. Тогда начальник Ташкентского ЧК Яков Петерс задает, как ему думается, убийственный вопрос, который должен опустить противника в глазах зрителей…

Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Отец Валентин тогда ответил, не задумываясь: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?». Коллег Войно-Ясенецкого на тот момент оправдали, но чекисты впоследствии припомнили ему этот диалог.

А времена надвигались страшные. Разрушения храмов, аресты и расстрелы священников. Опасно было не то, что бы служить, – опасно было просто верить.

Но именно тогда священник Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – он принимает сан епископа. И получает новое имя – в честь евангелиста Луки.

Это почти автоматически означало арест. От него требовали одного: отречься от веры, снять с себя сан и пожалуйста – работай, оперируй, живи, как советская элита. Он выбрал другое – тюрьмы, допросы, пытки и ссылки – в Енисейск, Архангельск, далекий Туруханск.

Работа в маленьких сельских больницах и служба в сохранившихся еще храмах. Суровые условия жизни, морозы, бедность, человеческие страдания.

Как ни странно, освобождение принесла война! Нужно было спасать огромное число раненых, и его уникальный опыт в гнойной хирургии стал жизненно необходим. И более того, он понадобился и как священник, как епископ! В тяжелое военное время Сталин вспомнил о церкви, о том, что она утешает и укрепляет, помогает пережить потери и дает силы. В стране открываются храмы, нужны священники и церковные иерархи, но почти все они уничтожены репрессиями. Войно-Ясенецкого назначают епископом Красноярским.

С утра он оперирует, осматривает раненых, консультирует. А потом – отправляется на службу, принимает по церковным делам.

После Красноярска его направили архиепископом в Тамбов, а после окончания войны – в Ялту. Везде он лечил и проповедовал, устраивал жизнь епархии и помогал людям. За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия.

Казалось, жизнь наладилась. Однако испытания его не закончились.

Он постепенно слепнет, не может уже заниматься врачебной деятельностью. В стране начинаются новые гонения на церковь, закрытие храмов и пропаганда атеизма. До самого конца своей нелегкой жизни он продолжает бороться – как с собственными недугами, так и с непростыми обстоятельствами жизни внешней. Борется за каждый храм в епархии, за каждую душу. Люди записывают его проповеди, передают друг другу простые тетрадки с записями.

Святитель Лука покинул этот мир 11 июня 1961 г. – в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Надпись на могильном камне он придумал заранее. Она включала все, что ему было дорого. То, что он всю жизнь пытался соединить и все-таки соединил. «АРХИЕПИСКОП ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ, доктор медицинских наук, профессор хирургии. Лауреат».

Правда, прошло еще тридцать лет, прежде чем на очередном издании его «Очерков гнойной хирургии» к фамилии автора на обложке добавилось слово «епископ». Но это все-таки произошло, и, значит, все было правильно и верно.

В 1996 году были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 году архиепископ Лука Войно-Ясенецкий был причислен к лику святых как святитель и исповедник. И до сих пор он продолжает помогать тем, кто приходит к нему с молитвой о помощи и исцелении.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме