Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Право собственности на животный мир. Собственность на недра в российской федерации Как устанавливается право собственности на недра

Право собственности на недра, как и на иные природные ресурсы, в объективном смысле, т. е. как правовой институт, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу недр. Право собственности в объективном смысле определяет содержание субъективного права собственности, тех правомочий, которыми обладает носитель такого права - собственник природных ресурсов и тех обязанностей, которые закон возлагает на третьих лиц и на самого субъекта права собственности.

Субъективное право собственности на недра и иные природные ресурсы представляет собой установленную объективным правом меру возможного поведения обладателя такого права и наделяет собственника правом требования к лицу, которое препятствует или нарушает правомочия обладателя субъективного права собственности. Особенности субъективного права собственности на недра и другие природные ресурсы заключаются в следующем. Право собственности - это первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. Субъективное право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над принадлежащим ему имуществом - природными ресурсами. Право собственности на недра и другие ресурсы природы предполагает возможность собственника использовать принадлежащие ему недра по своему усмотрению в пределах, установленных законом.

Право собственности на недра и иные природные ресурсы является наиболее полным имущественным правом (титулом), предусмотренным гражданским законодательством, законодательством о недрах и о природных ресурсах. В основе этого права лежит принцип дозволения совершать любые действия, не запрещенные законом, с учетом принципа публичного характера регулирования отношений собственности на землю и иные природные ресурсы (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Наиболее важные положения, касающиеся регулирования отношений собственности на недра и иные природные ресурсы, закреплены в Конституции РФ. Согласно части 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Специфика отношений собственности на природные ресурсы отражена в законодательстве о природных ресурсах, в том числе в горном законодательстве.

Вопрос о праве собственности на недра урегулирован следующим образом. В ст. 1.2 Закона РФ “О недрах” сказано, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Право же пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Таким образом, все недра в нашей стране являются государственной собственностью.

Статья 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (с изм. от 10 января 2002 г.) также регулирует отношения собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни . Так, вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение федеральной собственности и собственности субъектов Федерации на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ “О недрах”, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр ее континентального шельфа, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни являются собственностью указанных субъектов, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Законодательство предусматривает также и иные, кроме права собственности, права на недра. Вопрос о правах на ресурсы континентального шельфа урегулирован в ст. 5 Федерального закона “О континентальном шельфе Российской Федерации”. Россия осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Россия не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы, никто не может этого делать без ее согласия. Кроме того, Россия осуществляет исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе.

Федеральный закон “Об исключительной экономической зоне” (ст. 5) предусматривает, что неживые ресурсы исключительной" экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации, т. е. государство регулирует деятельность по разведке, разработке и охране таких ресурсов. В исключительной экономической зоне Россия осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения неживых ресурсов и управления такими ресурсами; в целях разведки морского дна и его недр, а также разработки минеральных и других неживых ресурсов и его недр. Россия имеет исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей.

Правовая природа суверенных прав на недра континентального шельфа и исключительной экономической зоны обусловлена содержанием их правового режима. Эти районы не находятся под суверенитетом государства и не входят в состав его территории. Однако прибрежное государство обладает суверенными правами в отношении природных ресурсов таких районов. Характер и объем этих прав определяются нормами международного права, например Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В пределах этих прав государство вправе издавать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок деятельности в данных районах. Что касается иных вопросов, то на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы международного морского права.

  • СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; 2002. № 2. Ст. 131.

Юридический статус недр подразумевает наиболее специфичную форму реализации права собственности. Недра полностью изъяты из оборота и представляют из себя природный объект, который практически не подлежит точной количественной и качественной оценке. Признание в отношении недр исключительно права государственной формы собственности создает уникальный правовой режим владения и пользования участками недр.

Понятие права собственности на недра

Статьей 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра, расположенные в границах территории Российской Федерации, являются государственной собственностью. Таким образом, недра, как системный природный объект, не могут быть предметом других форм собственности, в отличие от ресурсов, добываемых из них.

Указанной статьей определены составные части недр, составляющих государственную собственность:

  • подземное пространство земной коры;
  • минерально-сырьевые ресурсы (полезные ископаемые), содержащиеся в недрах;
  • энергетические и иные ресурсы, содержащиеся в недрах.

Ключевой моментом, разграничивающим возможность возникновения различных форм собственности на содержимое недр, является факт из извлечения (добычи). С момента извлечения на поверхность в отношении ресурсов могут возникать иные формы собственности, кроме государственной.

Важной особенностью государственной собственности на недра является практическая невозможность определения их точной количественной и качественной характеристики. Так как недра входят в понятие государственной казны, они подлежат учёту и оценке. Тем не менее, даже по итогам геологического изучения, поиска и разведки месторождения минерально-сырьевых ресурсов, сведения об их запасах носят лишь приблизительный характер. Ввиду указанных обстоятельств, недра в целом невозможно определить в качестве самостоятельного объекта недвижимости, право собственности на них не подлежит государственной регистрации.

Все недра, являющиеся государственной собственностью, подразделяются на две категории:

  1. Используемые участки, имеющие установленные границы и субъекта, которому на основании лицензии предоставлено право пользования данным участком;
  2. Неиспользуемые участки недр.

Недра, как природный объект, не входят в перечень недвижимого имущества, определенный статьей 130 Гражданского кодекса. Объектами недвижимого имущества выступают только участки недр в пределах установленных границ. Совершение любого рода сделок по отчуждению участков недр законодательством запрещено, допускается только предоставление их в пользование (ст. 1.2 Закона «О недрах» ). Переход права пользования на участок недр разрешается только в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так как недропользование является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, меры государственного управления, направленные на регулирование отношений по использованию недр, осуществляются как на федеральном, так и на региональном уровне.

В рамках системы мер по управлению собственностью на недра государство осуществляет нормотворческие функции (принимает общеобязательные нормы и правила), разрешительные функции (выдача лицензий), контрольные и надзорные функции за недропользованием.

Распоряжение недрами, как объектом государственной собственности, осуществляет Федеральная служба по недропользованию (Роснедра).

Предоставление или использование земельных участков для осуществления недропользования

Статьёй 6 Закона «О недрах» определены следующие виды использования недр:

  1. Геологическое изучение (геофизические, геологические, научные, инженерные и иные работы), не связанные с существенным нарушением целостной системы недр;
  2. Изучение, поиск, оценка месторождений минерально-сырьевых ресурсов и участков недр, не связанные с извлечением (добычей) ресурсов;
  3. Разведка и добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  4. Строительство, эксплуатация подземных сооружений, не связанная с извлечением минерально-сырьевых ресурсов;
  5. Сбор геологических коллекционных материалов;
  6. Создание и функционирование особо охраняемых геологических объектов.

Так как недропользование является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ряд указанных видов деятельности осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для ведения работ, связанных с использованием недр, предоставляются участки из земель государственной или муниципальной собственности на условиях аренды без проведения торгов. Земельное и горное право практически не содержит других особенностей в отношении процедуры заключения данного типа договоров, поэтому процесс предоставления земельных участков для работ, связанных с использованием недр, осуществляется по общим правилам землепользования.

Заключение договора аренды участка земли сопровождается выдачей разрешения на использование земель для осуществления геологических работ (ст. 39.34 Земельного кодекса РФ ).

Основными элементами данного вида договора аренды, обусловленными целью из предоставления, являются:

  • срок договора аренды. Он зависит от срока первичного права пользования земельным участком, определённым в лицензии;
  • чётко определённая цель предоставления земли в аренду;
  • возможность изменения размера участка земли, предоставленного в аренду, в случае изменения границ и пределов участка недр.

Статьей 12 Закона «О недрах» установлено, что лицензия на право использования участков недр должна содержать, помимо прочего, границы территории земельного участка, предоставленного для ведения работ. Эта норма подразумевает, что заключение договора аренды земли должно предшествовать выдаче лицензии на недропользование.

Так как субъектами недропользования могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели (т.е. субъекты предпринимательской деятельности), аналогичный субъектный состав применяется и в отношении заключения договора аренды участка земли.

По общим правилам гражданского законодательства, договор аренды и вытекающее из него вещное право пользования подлежат государственной регистрации. Исключение из этого правила составляют договоры, заключенные на срок менее одного года.

Отдельная норма закона регулирует порядок установления сервитута (ограничений) в отношении участка земли, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данные ограничения могут заключаться в определении дополнительных видов работ, которые могут или не могут осуществляться в ходе использования участка недр.

Расторжение указанного договора аренды участка земли напрямую связано с прекращением права пользованием участком недрами, то есть с прекращением срока действия лицензии или её досрочном прекращении.

Право собственности на недра

Недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являются государственной собственностью.

Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц.

Правомочия, составляющие право государственной собственности на недра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

Согласно п.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п.2 указанной статьи. В силу п.2 ст.8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.

В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Право собственности на животный мир

Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами*.

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.

Недра

НЕДРА - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим НЕДР регламентируется горным законодательством. К НЕДРАМ относятся только природные объекты - сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовой режим искусственных объектов в НЕДРАХ - подземных сооружений и выработок - определяется горным законодательством лишь в пределах, необходимых для охраны НЕДР и безопасности горных работ. Правовой режим подземных вод определяется также и водным законодательством. По законодательству РФ НЕДРА предоставляются в пользования для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых, вт. ч. для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и др.); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Пользователями НЕДР могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т. ч. юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством. НЕДРА предоставляются в пользование на основе лицензий, т.е. документов, удостоверяющих право их владельцев на пользование участками НЕДР в определенных границах и в соответствии с указанными целями в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий на пользование НЕДРАМИ осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Вода - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса различают:

водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. См. ситуации: "Охрана окружающей среды", "Земли водного фонда".

2. Основные положения по данному вопросу см. в Водном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 10.01.2002 N 7ФЗ "Об охране окружающей среды".

3. Основные нормативные акты см. в ярлыке "Документы".

Комментарии и консультации по данному вопросу см. в ярлыке "Консультации, комментарии".

См. ярлык "Образцы и формы" из раздела "Образцы правовых и деловых документов".

См. также дополнительную информацию, приведенную ниже.

4. О водопользовании см. Глава 5. Водопользование Водного кодекса РФ.

О налогах и сборах за пользование водными объектами см. ситуации: "Плата за пользование водными объектами", "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".

5. См. также ситуации: "Водный транспорт", "Байкальская природная территория", "Правовой режим атмосферного воздуха", "Правовой режим земель", "Правовой режим недр", "Правовой режим животного мира", "Правовой режим лесов".

Дополнительная информация

В зависимости от особенностей режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. См. статью 5 Водного кодекса РФ.

Статус и правовой режим внутренних морских вод (статья 1), территориального моря (статья 2) и прилежащей зоны Российской Федерации (глава III), включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, установлен Федеральным законом от 31.07.98 N 155ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с Положение о ведении государственного водного реестра, его ведение осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Основные принципы ведения государственного водного кадастра Российской Федерации изложены в Положении о ведении государственного водного кадастра Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 26.02.98 N б/н.

Об ответственности за нарушение водного законодательства см. главу 7 Водного кодекса РФ, статью 256 Уголовного кодекса РФ, статьи 7.6 - 7.7, 7.10. Кодекса РФ об административных нарушениях.

Леса (правовой режим)

1. Основным нормативным актом по данному вопросу является Лесной кодекс Российской Федерации.

2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст.5 Лесного кодекса РФ).

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (см. ситуацию "Земли лесного фонда").

В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны (гл. ХVI ЗК РФ), землях населенных пунктов (гл. ХV ЗК РФ).

3. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (подробнее см. главу 15 Лесного кодекса, и ситуацию "Правовой режим защитных лесов и особо защитных участков лесов");

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (подробнее см. главу 16 Лесного кодекса);

Резервные леса - леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам (подробнее см. главу 16 Лесного кодекса).

3. Об ответственности за лесонарушения см. дополнительную информацию, приведенную ниже.

4. Основные нормативные акты по данному вопросу см. в ярлыке "Документы".

5. См. также ситуации: "Использование лесов", "Права на лесные участки", "Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов", "Воспроизводство лесов и лесоразведение", "Охрана и защита лесов", "Правовой режим защитных лесов и особо защитных участков лесов", "Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений".

Животный мир - один из компонентов природной среды, естественных экологических систем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т.д., а также окружающей среды в целом.

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубки лесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Поэтому охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст.1 Федерального Закона "О животном мире").

Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном мире - кодифицированный Федеральный Закон "О животном мире" 1995 г. Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных актов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира: "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" от 10 ноября 1996 № 1342, "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 19 января 1998 № 67, "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" от 13 августа 1996 № 997, "О Красной книге РФ" от 19 февраля 1996 № 158, "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" от 29 сентября 1997 № 1251 (с изменениями от 15 ноября 1997) и др.

Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного законодательства: Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 (с изменениями от 23 июня 1993), Постановление Правительства РФ "О любительской и спортивной охоте в РФ" от 26 июля 1993, Положение об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 (с последующими изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" от 18 июля 1996 и др.

Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования животного мира и среды его обитания, содержатся в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральных законах "Об исключительной экономической зоне РФ", "О континентальном шельфе РФ", в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском законодательстве.

Наиболее важное значение в характеристике правового режима использования животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства.

Действующее охотничье законодательство признает охотой выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.

Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.

Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).

Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.

Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

В состав рыбных запасов РФ согласно Положению об охране рыбных запасов и регулированию рыболовства в водоемах РСФСР входят природные запасы рыб в водоемах РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Рыболовство, как и охота, может быть промысловым (осуществляется предприятиями рыбной промышленности и другими рыбозаготовительными организациями) и спортивным или любительским. Последнее не включает в себя добывание морских млекопитающих.

Организация указанных видов рыболовства осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995; Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995, Постановлением Правительства РФ "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" от 18 июля 1996, Правилами рыболовства, принимаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, и другими нормативными актами.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст.129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможности по совершению и сделок и возможностью находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Основные направления правовой охраны окружающей человека среды

Правовая охрана окружающей человека среды обеспечивается по двум основным направлениям - в отраслях народного хозяйства (в промышленности сельском хозяйстве, энергетике, в военной деятельности, на транспорте и др.), а также в пределах отдельных территорий (городских и сельских поселений, рекреационных зон и др.).

В отраслях экономики правовая охрана окружающей человека среды осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса: проектирования, размещения, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других производственных объектов; при эксплуатации указанных объектов, включая выпуск готовой продукции, а также выброс вредных веществ и размещение производственных и других отходов.

На всех этапах производственного процесса важными элементами правовой охраны окружающей человека среды являются соблюдение требований экологического законодательства и экологический контроль.

Основные экологические требования, предъявляемые на стадиях хозяйственной деятельности, предусмотрены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст.40-55). При размещении, техникоэкономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунальнобытовом хозяйстве, прокладке коммуникаций, линий связи, электропередач, трубопроводов, каналов и других объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Вместе с тем правовая охрана окружающей человека среды имеет свои характерные направления применительно к отдельным стадиям производственного процесса.

(Дудиков М. В.) («Юрист», 2007, N 1)

СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕДРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. В. ДУДИКОВ

Дудиков М. В., кандидат юридических наук, заместитель директора по правовым вопросам АНО «Аудит недропользования и консалтинг».

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и иной форме собственности. При этом, указывая правовой режим оборотоспособности природных ресурсов, нормы п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Устанавливая такие правовые нормы, законодатель исходил из того, что отнесение участков недр исключительно к государственной собственности обосновано соображениями государственной и общественной безопасности, а также охраны экономических интересов государства. Необходимо также помнить, что пользование недрами связано с повышенным экологическим воздействием на окружающую природную среду, повышенной угрозой безопасности для людей, а также исчерпаемостью, невозобновляемостью ресурсов недр, изменчивостью их параметрических характеристик в результате техногенного воздействия (исключением в отдельных редких случаях могут быть только подземные воды для непитьевого водоснабжения). При этом добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. По-видимому, ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» содержит специальные нормы, на которые ссылается п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ст. 1.2 этого Закона заложен один из принципов правового регулирования отношений собственности на недра. Следовательно, целесообразно предположить, что это политика и идеология государства. Кроме законодательства Российской Федерации о недрах нормой ст. 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях пользования недрами, а также исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей. Аналогичная норма указана в ст. 5 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В свете приведенных норм необходимо рассмотреть понятие государства, которое упомянуто в перечисленных законах. В основном в литературе указано на государство как на организацию публичной власти <1>, которая, как известно, осуществляется посредством функционирования системы органов, установленных законодательством Российской Федерации. ——————————— <1> Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. М., 2000. С. 77; Алексеев С. С. Государство и право. М., 1993. С. 28; Юридическая энциклопедия. М., 2006. С. 210 и т. д.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Соответственно, реализация правомочий собственника осуществляется государственными органами. Целесообразно обратить внимание на то, что, как отмечено в научной литературе, термины «публичная собственность» и «государственная собственность» «не синонимы, и стоящее за первым термином понятие шире, чем стоящее за вторым» <2>. ——————————— <2> Андреева Г. Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в Российской Федерации и концепция публичной собственности.

Недра как объект регулирования отношений собственности имеют в первую очередь публичное значение. Это обусловлено тем, что горная промышленность России является базовой отраслью, которая формирует промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и оборонную безопасность. В подтверждение сказанного имеет смысл привести мнение одного из ученых. А именно — «с юридической точки зрения публичный интерес характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности» <3>. ——————————— <3> Тихомиров Ю. А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов.

Отсутствие законодательного разделения правового режима государственной и публичной собственности может привести к коллизиям в процессе оборота общественно значимого имущества, а также к запутанным ситуациям в процессе законотворческой деятельности. В настоящее время уже имеются предложения внести поправки в законодательство Российской Федерации о недрах, предусматривающие частную собственность на участки недр. Такое положение может привести не только к ущемлению интересов общества, но и к нерациональному использованию невозобновляемых, социально значимых ресурсов недр, а также к другим непредсказуемым последствиям. Целесообразно также обратить внимание на отмеченную в научных работах в отношении собственности на недра «нечеткость позиции», которая «приводит к постоянному смешению… административных функций «ведения», «управления» с гражданско-правовыми правомочиями «владения, пользования и распоряжения» <4>. ——————————— <4> Клюкин Б. Д. Многообразие форм собственности на природные объекты.

Более того, в научной литературе также указывалось, что «за последние годы отношение к государственной собственности резко изменилось. Начало формирования в стране рыночной экономики повлекло за собой снижение роли госсобственности, некогда имеющей безоговорочное признание приоритетности и универсальности. Государственное имущество стали признавать «ничейным» и бесполезным…» <5>. ——————————— <5> Котелевская И. В. Государственная собственность: юридические режимы и управление.

На основании п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению многих ученых, «природные ресурсы квалифицируются… как среда обитания народов, проживающих на соответствующих территориях, но отнюдь не как объекты собственности именно этих народов» <6>. Действительно, ресурсы недр далеко не во всех случаях могут быть объектом собственности народов, проживающих на соответствующей территории. Тем не менее если учесть то обстоятельство, что согласно п. 1 ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет прямое действие, то участки недр как природные ресурсы, а также ресурсы таких участков, включая полезные ископаемые, могут быть истолкованы как правомочие пользования ими только для народов, проживающих на соответствующей территории. В настоящее время уже имеются прецеденты, когда Конституционному Суду Российской Федерации приходилось давать соответствующие пояснения, о которых будет сказано ниже (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О). ——————————— <6> Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994. С. 93.

Более конкретизирована роль народа как субъекта правоотношений в нормах Закона Российской Федерации «О недрах». В соответствии с ч. 2 ст. 2 этого Закона владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Частью 1 ст. 35 этого Закона определено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. При этом в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует такой субъект права, как народ, а также такой объект права, как публичная собственность. Следует отметить справедливость высказывания о том, что «в СМИ отмечаются разрыв между провозглашением недр публичным достоянием и реализацией этой декларации, недостаточное использование публичных средств воздействия на недропользователей в целях обеспечения прав других граждан РФ» <7>. ——————————— <7> Боголюбов С. А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан.

Такое положение сложилось из-за того, что в законодательстве Российской Федерации о недрах отсутствует определение основных принципов, указывающих на приоритетные направления правового регулирования отношений по рациональному использованию и охране недр. Имеются и другие недостатки правового регулирования отношений собственности на недра. Например, не совсем удачна конструкция нормы ч. 3 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», устанавливающей, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любых формах собственности. Непонятно, с какого момента ресурсы недр переходят в собственность. Проблема обусловлена тем, что согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. То есть собственник получаемого ресурса недр при пользовании недрами несет ответственность за загрязнение окружающей среды по причине потерь в результате добычи полезного ископаемого, за деформационные процессы на прилегающих к используемому участку недр территориях из-за антропогенного воздействия на систему массива участка недр и т. д. Преамбулой Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. На основании ч. 2 ст. 2 упомянутого Закона государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. При этом ст. 7 этого Закона посвящена критериям, которые позволяют определить статус участка недр (геологический или горный отвод). Однако в приведенных нормах отсутствует определение границ объекта регулирования. То есть непонятно, где заканчивается такой объект регулирования законодательством о недрах, как участок недр, в случае выхода месторождения полезного ископаемого на поверхность. Например, россыпное золото. Или где заканчиваются границы участка недр при строительстве котлована глубиной более 5 метров при возведении крупного объекта. Как было упомянуто ранее, ч. 3 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любой, в том числе в частной и в иных, форме собственности. Нормами ст. 1.2 законодатель разделил собственность на недра и собственность на ресурсы недр. Однако образовавшиеся после добычи полезного ископаемого полости в структуре массива участка недр также является определенным ресурсом. При этом такой ресурс может принести как пользу, если, например, применить его как хранилище, так и необратимые негативные последствия вследствие его обрушения из-за отсутствия мониторинговых и соответствующих инженерных мероприятий. Требуется уточнение правового регулирования принадлежности карьеров, которые являются результатом разработки месторождения полезного ископаемого открытым способом. С одной стороны, это объект недвижимости, тогда это чья-то собственность. С другой стороны, кому эта собственность принадлежит. В условиях пользования недрами, которые устанавливаются в лицензионных соглашениях, принадлежность карьеров, как правило, не прописывается. Преамбула Закона Российской Федерации «О недрах» указывает на то, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Пункт 3 ст. 6 Закона определяет использование этих отходов как один из видов пользования недрами. Частью 4 ст. 11 установлено, что лицензия удостоверяет право использования таких отходов. В то же время в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 22 пользователь недр имеет право использовать эти отходы. Более того, согласно п. 3 ст. 23.3 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других), складирование, учет и сохранение временно неиспользуемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты. В свете приведенных норм остается открытым вопрос принадлежности отвалов и других отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. В органы управления государственным фондом недр неоднократно обращались пользователи участками недр, у которых закончился срок действия лицензии. В то же время при наличии лицензии, предоставленной на срок отработки месторождения, не урегулировано решение проблемы неиспользования таких отходов. Действительно, с одной стороны, согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии. С другой стороны, при прекращении действия лицензии он уже не недропользователь, и, следовательно, на основании ч. 3 ст. 12 этого Закона, являясь собственником таких отвалов, он не вправе их использовать. Следует отметить справедливость мнения, высказанного в научной литературе, о том, что «причины возникновения… проблемы во многом могут быть объяснены отсутствием механизма определения правового режима отходов производства (к примеру, старых отвалов горного производства) в качестве особых объектов права» <8>. ——————————— <8> Новикова Е. В. О проблемах распределения экологических обязательств между природопользователями // Экологическое право. 2003. N 2. С. 3.

Остается также открытым вопрос, как рассматривать упомянутые отходы. С одной стороны, если это твердые компоненты, то при определенных обстоятельствах их можно рассматривать как движимое имущество. В случае присутствия жидкой составляющей, а также при наличии структурной связи с основанием отвала это будет являться объектом недвижимости. Во втором случае необходимо решение проблемы государственной регистрации такого объекта с определением бремени и ответственности его содержания. Законодательством также не установлен момент перехода собственности на упомянутые отходы и отвалы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

1. Недра, а также ресурсы недр Российской Федерации являются непроизводственным объектом отношений, не имеющим вложенной стоимости. Исторически сложилась ситуация, при которой недра принадлежат всем гражданам. Следовательно, необходимо законодательное закрепление принципа публичной собственности на недра. В России уже имеется опыт юридико-технической формулировки такого принципа. Например, ч. 4 п. 3.1 упомянутого выше Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П и ч. 5 п. 4.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О отмечено, что «лесной фонд… представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим». Конституционный Суд при этом указал, что «сходные правовые режимы установлены в отношении других природных ресурсов». Целесообразно также обратить внимание на предыдущий опыт декларации правового регулирования собственности на недра. Статьей 6 Конституции СССР 1936 г. было установлено, что «недра… являются… всенародным достоянием». Такие же положения были изложены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 1975 г. (ст. 3) и в Кодексе РСФСР о недрах (ст. 3). По-видимому, статус недр как «всенародное достояние» практически выводил их из гражданского оборота. По мнению одного из ведущих ученых, «смысл общественного достояния в том, чтобы обеспечить особые условия защиты и сохранности наиболее ценных и необходимых обществу природных и иных ресурсов, поставить их на службу обществу, предоставить при этом всем членам общества равные возможности пользоваться достоянием и непосредственно присваивать его плоды. Без такого участия… происходит, как показывает исторический опыт, огосударствление достояния и его отчуждение от общества» <9>. В случае если государство будет управлять объектами общественного достояния, «оно обязано подчинять свои действия общественному интересу» <10>. ——————————— <9> Сосна С. А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2. С. 59. <10> Сосна С. А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2. С. 61.

При этом соответствующие принципы должны быть заложены не только в конституционную отрасль права, но и в межотраслевые нормы. Например, административное и гражданское. Определяя предмет регулирования — участки недр как всенародное достояние, необходимо определить соответствующий особый правовой режим, который ориентирован на определенный метод юридического регулирования. Установка такого правового режима позволит ограничить государство как собственника. Особенно это актуально в случае выполнения обязательства из оснований, предусмотренных ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с нормами п. 1 этой статьи гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Не вдаваясь в подробный анализ перечисленных оснований возникновения прав и обязанностей, очевидно, что для каждого из них объектом могут быть участки недр. Целесообразно также обратить внимание на то, что перечень оснований, по своей правовой конструкции, является открытым. Пунктами 1 и 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени государства могут выступать органы государственной власти (п. 1), а от имени этих органов — органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3). При этом п. 2 и 3 ст. 214 этого Кодекса определено, что недра являются государственной собственностью, и от имени государства права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому ограничение государства как собственника позволит исключить субъективизм в принятии решений при выполнении указанных в нормах ст. 8 Гражданского кодекса обязательств государства. Следует подчеркнуть справедливость указанной в научной литературе презумпции использования ресурсов недр при «условии, если доход, создаваемый этим богатством, делится поровну между всеми гражданами страны» <11>. ——————————— <11> Клюкин Б. Д. О совершенствовании права собственности на недра. Проблемы горного и экологического права в нефтегазовом комплексе. Научные труды кафедры горного права. Вып. 1. М., 2001. С. 22.

2. Необходимо законодательное закрепление механизма перехода права собственности на природные ресурсы. Следует отметить правильность высказывания о том, что такой механизм будет состоять из системы элементов, структура каждого из которых будет зависеть от вида ресурса недр <12> (более подробно там же). ——————————— <12> Певзнер М. Е. Горное право. М., 2001. С. 83 — 85.

Кроме этого, целесообразно рассмотреть возможность обращения к прошлому опыту регулирования перехода права собственности на ресурсы недр к недропользователю. В первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», п. 6 ст. 12, было предусмотрено соглашение о долевом распределении согласованного уровня добычи минерального сырья по взаимной договоренности между государством и недропользователем. 3. Остающиеся после разработки месторождений полезного ископаемого открытым способом карьеры должны принадлежать бывшему пользователю недр до тех пор, пока он в состоянии выполнять обязанности по его содержанию (платежи за пользование землей, обеспечение функционирования систем безопасности, обеспечение экологических требований и т. д.). Очевидно, что основная нагрузка здесь будет принадлежать контрольно-надзорным органам. В противном случае эта собственность должна перейти государству. Аналогичное решение проблемы с принадлежностью отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств также должно быть отражено в законодательстве Российской Федерации. То есть независимо от того, закончился ли срок действия лицензии на пользование недрами, бремя содержания таких отходов необходимо возложить на пользователя недрами. В случае его несостоятельности такие отходы должны перейти государству. При этом в зависимости от возможности перемещения этих отходов они могут иметь статус как движимого, так и недвижимого имущества с соответствующими правовыми последствиями. Однако во втором случае, при переходе права собственности на такие отходы государству, могут возникнуть коллизии, которые обусловлены отнесением их к объекту регулирования как недвижимости, расположенной на земельном участке, или как к участку недр. По-видимому, презумпция такого регулирования, с учетом упомянутой выше значимости объекта, должна сохраняться за законодательством Российской Федерации о недрах. Переработка отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, в случае принадлежности таких отходов государству, должна осуществляться на основании как лицензий на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и лицензий на использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, предусмотренных п. 3 ст. 6 и ч. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах». В случае если владелец лицензии на пользование участком недр будет осуществлять переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в неполном объеме, на основании решения уполномоченных органов переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им соответствующих лицензий. В случае если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии на пользование участка недр должны учитывать интересы всех заинтересованных лиц. 4. При определении объекта регулирования нормами законодательства Российской Федерации о недрах следует в преамбуле закрепить положение о том, что недрами является часть земной коры, не только расположенной ниже почвенного слоя, но и выходы на поверхность залежей полезного ископаемого. В случае строительства фундамента глубокого заложения вопросы недропользования должны решаться в зависимости от значимости и степени опасности объекта правового регулирования. Учитывая значимость участков недр для государства, юридический приоритет должен быть таким, чтобы презумпция недропользования превалировала. То есть имеет смысл рассматривать основания под такие фундаменты как один из видов недропользования, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах». Правовые предпосылки в земельном законодательстве имеются. В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах. Следовательно, остается только предусмотреть соответствующую норму в Законе Российской Федерации «О недрах».

——————————————————————



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме