Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Очищается ли душа при чтении псалма. Как я читала псалтирь

Великий пост приближается. Именно к периоду Великого поста относится такой благочестивый обычай, как чтение Псалтири по кругу прихожанами. Об этом содержание данного материала, взятого мною с сайта "Православное Заволжье".

«Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…»
Святитель Афанасий Великий

Псалтирь царя Давида

Великим постом во время богослужения мы слышим, что в храме очень много читают и гораздо меньше поют. Из-за этого человеку, незнакомому с содержанием православного богослужения, бывает трудно сосредоточиться, службы кажутся бесконечными. Но если постараться вникнуть в читаемое, то богослужение станет понятным, а молящийся извлечет большую пользу для души. О Псалтири ученикам нашей церковной школы расскажет иеромонах Спиридон (Савин).

Наименование Псалтири происходит от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Авторами псалмов, судя по надписаниям, были пророк Моисей, цари Давид и Соломон, Асаф, Еман, Идифум и сыны Кореевы. Но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов приписываются ему же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.
Книга псалмов воспитывает благочестие, наставляет в вере, учит целомудрию. «Это такой инструмент, — говорит святитель Иннокентий Херсонский, — который издает различные звуки. В ней излагаются несчастья, лишения, покаяние, оправдание, многие частные отношения человека». О чтении Псалтири сказано очень много, и очень многих людей чтение псалмов не оставило равнодушным. На Руси, например, Псалтирь была настольной книгой, об этом говорится в книге «Ключ к Псалтири». По ней учили детей грамоте и страху Божию, ибо псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все это, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге псалмов.
Псалтирь состоит из 20 частей — кафизм, или седальнов, т. е. таких отделений, после которых в древней Церкви позволялось сидеть. В это время читалось объяснение текстов псалмов. Каждая кафизма, в свою очередь, поделена на три части, так называемые славы.

Чтение во время богослужения

В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах.
Вечерня, например, начинается пением или чтением 103-го псалма: здесь внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления Вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, даже день и ночь — всё во власти Господа и всё живет и обновляется действием Духа Его. С воспоминания о творении мира начинается суточный круг богослужений.
Кроме того, за богослужением Православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого поста — дважды за седмицу.
Как правило, большинство прихожан знают на память 50-й покаянный псалом, так как он входит в состав утренних молитв, и 90-й, начинающийся со слов «Живый в помощи Вышняго…» — его часто носят на специальных поясках. Но Псалтирь не ограничивается ими. Она представляет обильный источник нравоучительных правил и утешений в трудных и скорбных обстоятельствах жизни. Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возношению прошений о ниспослании Небесной помощи среди скорбных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельной милости. По слову преподобного Анастасия Синаита, без усердия и прилежания в молитвах и чтении Божественного Писания невозможно ни получить исполнения прошений, ни истинно познать Бога.

Чтение Псалтири прихожанами

Существует благочестивая традиция во время многодневных постов читать Псалтирь. Для этого прихожане объединяются в группы по 20 человек. Каждый прочитывает в день по одной кафизме, а все вместе — всю Псалтирь целиком. После первой «славы» читаются имена священнослужителей храма, прихожан, которые объединились для чтения Псалтири, а также их живых родственников (по несколько имен). После второй «славы» молятся об усопших родственниках, а после третьей «славы» каждый поминает всех своих близких.
Многие задаются вопросом: «Будет ли польза при чтении имен и как чтение псалмов может помочь нашим родственникам живым и уже отошедшим в мир иной?» Что происходит с душами тех, о ком мы молимся, знает только Господь, Который и может разрешить наши проблемы и трудности. Нам же, исследуя Священное Писание, следует подобно первым христианам прилежно молиться, и тогда Господь обязательно поможет, как помог, например, апостолу Петру выбраться из заточения, послав ему своего Ангела, чтобы провести через стражу (см.: Деян. 12, 1-23). Отчаянные прошения, слезы и пост — так можно описать состояние Церкви во время заключения апостола Петра. Христиане непрестанно молились о нем, ибо понимали, как нужен он для совершения дела Господня. В итоге сама только весть о том, что апостол чудесным образом освободился из темницы и от смерти, разнеслась по окрестным странам и многих привела к вере во Христа.
Святитель Афанасий Великий о Псалтири говорил так: «Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…»
Нам нужно надеяться, что Господь освободит из плена страстей тех наших родственников и знакомых, за кого мы молимся. Едва начав духовную жизнь, мы любим давать советы, как жить духовно, забывая о самом главном: одна добрая, сердечная молитва обладает силой большей, чем тысячи слов. Старец Паисий Святогорец, например, считал своим настоящим приношением миру те полтора часа, в течение которых он читает Псалтирь, а не беседы с приходящими к нему за советами.
В сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: «Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»

Ничего не понятно

Преподобный Амвросий Оптинский на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь». А святитель Иоанн Златоуст говорит нам: «Кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу».
Не понятно еще и потому, что Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. Об этом нам свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту. Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».
Для тех, кто не понимает смысла псалмов, рекомендуется читать толковую Псалтирь, там каждый стих псалма тщательно разбирается и истолковывается.

Непрестанно возноситься к Богу

Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он установил ежедневно читать в храме Псалтирь двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, причем читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи. Преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно.
Сейчас во многих монастырях возобновлена практика чтения так называемой «неусыпаемой Псалтири». Например, Никольский скит Валаамского монастыря несет такое послушание. Братия попеременно читает Псалтирь, поминая на каждой «славе» духовенство, живых и усопших, о ком просят помолиться паломники. Существует такая практика и в обителях нашей митрополии.
Да и всякий желающий может испросить благословение на чтение Псалтири в любое время года, кроме Светлой седмицы. Вообще, ко всем своим ежедневным делам обязательно нужно прочитывать хотя бы несколько псалмов со вниманием и любовию, и только тогда почувствуем изменение внутри себя. Преподобный авва Исаия говорит о псалмопении: «Сколько можно, более упражняй душу твою в поучении псалмов: ибо это сохранит тебя от нечистой жизни».

Кафизмы — это музыка

Так говорил преподобный Анатолий Оптинский; когда за всенощным бдением начиналось чтение их, он не мог наслушаться. Наш урок хотелось бы закончить словами святителя Василия Великого, который советовал ни одного дня не оставлять без Псалтири. А если случится оставить это правило, то на следующий день обязательно вернуться к нему. «И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его».

Как это работает, и к каким результатам можно прийти, читая Псалтырь:

1. Очищение работает, как и любая православная молитва, через звуковую вибрацию. Поэтому Псалтырь читается вслух.

2. За счет звукового вибрационного воздействия происходит энергетическая чистка.

3. Процесс чтения вслух требует сосредоточения и переключения внимания на незнакомый текст и ударения, что приводит к выравниванию баланса между процессами возбуждения и торможения головного мозга. Таким образом, ум успокаивается.

4. После чтения Псалтыри улучшается ясность восприятия, а, соответственно, из контекста перестают «выпадать» куски текста и слова. Поэтому у человека появляется способность видеть и воспринимать смысл, который изначально был заложен в текст. На фоне этого понимания возрастает доверие к Богу и Пространству, что приводит к улучшению качества жизни.

Прежде, чем приступить к чтению Псалтыри, нужно учесть некоторые особенности работы интерпретатора, с которыми придется столкнуться в процессе.

1. Как только начинается чтение, интерпретатор сразу же пытается вывести информацию на уровень понимания для мозга. Наличие в тексте большого количества незнакомых слов или знакомых слов, которые «никак не связаны по смыслу», на начальной стадии вызывает внутреннее сопротивление (из-за некорректной работы интерпретатора) и отторжение.

2. Если продолжать чтение, то происходит переход на другую стадию: «неинтересный текст», который не может расшифровать интерпретатор, читаемый вслух, вызывает переход к автоматическому чтению с листа, без попыток понимания. Это, в свою очередь, приводит к тому, что появляется большое количество мыслей, которые «наскакивают» друг на друга. Не стоит пытаться остановить этот мыслепоток. Нужно продолжать чтение вслух, стараясь переключать внимание с текста на произносимые звуки и обратно.

3. Энергетическое очищение иногда ощущается, как головокружение или легкая тошнота. Интерпретатор, пытаясь как-то это «прояснить», рано или поздно приходит к выводу, что чтение Псалтыри пагубно сказывается на здоровье. На фоне этих выводов появляется желание отказаться от данного занятия. На этом просто не нужно концентрироваться.

Существуют определенные правила чтения Псалтыри для достижения максимально возможного результата.

2. Существуют «Молитвы перед началом чтения Псалтыри». Это небольшой цикл молитв, который помогает настроить тело и интерпретатор, включая их в процесс очищения. Поэтому есть смысл начинать чтение именно с них. Делается это в самом начале, один раз.

3. Читать Псалтырь можно по одному псалму в день или кафисмами. Кафисма – объединение нескольких псалмов по смыслу с последующими «завершающими» молитвами. Чтение одного псалма следует начинать и заканчивать «Молитвой Господней» («Отче наш»).

4. Существуют также «Молитвы по окончанию чтения Псалтыри». Они помогают завершить процесс очищения тела и интерпретатора. Читаются они тоже один раз, после прочтения всех псалмов или кафисм

Строка поиска: псалтир

Найдено записей : 236

Здраствуйте. Я парализован, воды самостоятельно выпить не могу. Какой плод я могу принести во спасение души? Какие молитвы нужно читать во время чтения Псалтыри?

Иван

Здравствуйте, Иван. Чтение Псалтири уже само по себе - молитва. Есть такая техника чтения псалмов, которая называется "псалмопение". Это не пение в собственном смысле, а очень медленное, протяжное чтение, без выкрутасов голосом, негромко, вслух себе. Внимание надо стараться удерживать в словах псалма. Рекомендую Вам почитать или послушать в аудиоварианте книгу свт. Игнатия Брянчанинова "Аскетические опыты". Она есть тут: http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/svjatitel-ignatii-brjanchaninov/

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, мой сын, 15 лет, заболел, психическое заболевание, врачи говорят, шизофрения, но мнения разные и окончательного диагноза нет. Скажите, можно ли вымолить душевнобольного, и как, Псалтырью? Я точно знаю, за мои грехи. Все неправильно я сделала в моей жизни. Вышла замуж, видела, что не туда иду, плохо будет. Вот результат. Что-то конкретное в искупление нужно делать? Да я же теперь привязана. И такое уныние, и нет покоя и выхода. Кажется, все так сложно и безвыходно. Сын мой не сказать, что совсем "ку-ку". Но дома все сидит за компьютером. И как-то будет жить? За границей таких как-то адаптируют врачи к жизни, а у нас такого нет, только ПНД.Или деньги большие и частная клиника, которые только возникли. Приходится только на Бога надеяться нам. Но сидеть сложа руки тоже нельзя. Дайте совет, батюшка, и помолитесь об ИРИНЕ и отроке ЕВГЕНИИ. Спасибо.

Ирина

Да поможет Господь Вам, Ирина, и Евгению. Когда будет окончательный диагноз, тогда врач назначит соответствующее лечение. Режим, лекарства, – все что надо по земным соображениям сделать, тогда будете применять. А молиться, конечно, необходимо. "Просите, и дастся вам" (Матфея 7, 7) – сказал нам Господь. Только "вымолить Псалтирью" - не совсем правильное понятие. Неотступность и вера делают возможным чудо Божие, а не читаемый текст. Посоветую Вам читать Евангелие по одной-две главе, как будет по силам, предваряя чтение молитвой своими словами об исцелении сына, о Вашем укреплении, чтобы Господь устроил все по своей святой воле. На исповеди в храме спросите священника, что он посоветует Вам добавить; при личном общении ему будет это сделать легче. Да поможет Вам, да укрепит Вас Христос!

иерей Сергий Осипов

20 ноября годовщина смерти моей тещи. Нужно ли чтение Псалтири по усопшей в годовщину смерти, и каков порядок чтения?

Владимир

Здравствуйте, Владимир. Хорошо будет почитать Псалтирь по усопшей, как это сделать, подробно описано тут: http://azbyka.ru/dictionary/15/poryadok_chteniya_psaltiri_po_usopshim-all.shtml Можно почитать не обязательно в день смерти, ведь Вы, наверное, сначала в храм пойдете, на могиле помолитесь и можете устать. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Читаю по усопшей бабушке 17 кафизму, но несколько дней пропустила по разным причинам. Скажите, что в таких случаях делать? Собираюсь сказать об этом на ближайшей исповеди, а до этого дополнительно прочитать Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Но, возможно, в таких случаях ещё что-то надо делать? Спаси Бог!

Мария

иерей Владимир Шлыков

В июле погиб мой единственный сын в возрасте 14 лет. Мне очень тяжело жить без него. В нашем населённом пункте нет храма, подскажите, какие молитвы я могу читать дома для моего сына. Спасибо.

Надежда

Дорогая Надежда, примите мои соболезнования! Без священника можно читать последование литии (опуская ектению). Вот пример: http://www.molitvoslov.com/text233.htm Можно читать дома канон о усопшем: http://mkirill.ru/molitvy-zaupokojnye/160-kanon-o-usopshem-usopshej Очень хорошо будет читать святое Евангелие, предваряя и завершая чтение молитвой, которая указана в этом чине: "Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго..." Можно читать Псалтирь, по силам – по одной кафизме в день или по одной "славе" (три части в кафизме, разделяемые славословием "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Аллилуиа (трижды), тоже с этой же молитвой. Да поможет и укрепит Вас Господь!

иерей Сергий Осипов

Мария

Чтение Псалтири - занятие, в основном, монашеское. Какого-то особого устава для чтения псалтири нет. Можно читать по одному псалму или по кафизме, прочитав перед ней начальные молитвы (с Царю Небесный... по Отче наш). Лучше всего побеседовать на эту тему с батюшкой в храме, определившись с количеством и взяв благословение. Во время занятий физическим трудом можно читать краткие молитвы, которые Вы знаете наизусть: Иисусову молитву, Богородице Дево, радуйся... и т.п.).

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Заказала Неусыпаемую Псалтирь в монастыре. Достаточно в одном, или нужно в нескольких? Спасибо.

Виктория

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли заказать неусыпаемый Псалтырь за всю свою семью, просто потому,что хочу, чтобы за нас лишний раз помолились? И если можно, то скажите, как часто можно заказывать. И еще, мне сказали, что Псалтырь следует заказывать в трех монастырях сразу. Так ли это?

Кристина

Кристина, все зависит о Вашего усердия. Можно заказывать поминание на Псалтири сколько угодно часто, в одном или нескольких монастырях. Это очень хорошо. Но и сами не оставляйте храм Божий, молитесь за себя и близких.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! О какой молитвенной помощи говорится в Неусыпаемой Псалтири? Если можно, поподробнее. Например: я заказала эту молитву для себя, значит ли это, что и моих детей тоже будет оберегать она?

Анна

Здравствуйте, Анна. Неусыпаемой Псалтирью называется круглосуточное чтение Псалтири монахами в монастыре с молитвенным поминовением жертвователей – тех, кто подает записочки для поминовения на определенный срок. Поэтому, если Вы хотите, чтобы и о Ваших детях помолились, впишите их в записку тоже. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я читаю Псалтырь за живых, и хочу начать читать Псалтырь за усопших. Как правильно это делать? Ведь нужно читать тропари. А какой мне читать, за здравие или за упокой? Спасибо.

Галина

Галина, лучше всего Вам посоветоваться с батюшкой, который благословлял Вас на чтение псалтири. Особо четких указаний устава по этом поводу нет, поэтому можно поминать и живых, и усопших после каждой кафизмы, либо читать одну кафизму о здравии, а другую за упокой попеременно.

иерей Владимир Шлыков

При чтении Псалтири за здравие, обязательно ли говорить: "болящего"?

светлана

Светлана, Господь все видит, и уточнять, что человек болящий, не обязательно.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, разрешите задать несколько вопросов! 1) Если, например, застолье или общая трапеза с нецерковными сродниками, нужно ли молиться при них, или читать молитву перед едой мысленно? И как тогда перекрестить еду, чтобы никого не смутить? 2) При чтении молитвенного правила дома (вечерних и утренних молитв, акафистов и т.д.) нужно читать вслух? Голова должна быть покрыта? Всегда нужно зажигать лампадку? 3) Сколько кафизм в день читается о здравии? 4) Мой папа душевно болен, можно ли о нём читать Псалтирь? 5) Как молиться за человека, который сильно сквернословит?

Катерина

Екатерина, можно прочитать краткую молитву перед едой и перекрестить ее. Этим Вы никого не смутите. 2. При чтении молитвенного правила дома голову женщине нужно покрывать. Читать можете вслух или про себя – как Вам удобнее. Зажженная лампада символизирует милость Божию к нам и наше молитвенное горение к Богу, поэтому хорошо, если Вы будете молиться с зажженной лампадой или свечой. 3. Чтение Псалтири обсудите со своим духовником. Особого устава для домашнего чтения кафизм нет, поэтому лучше взять благословение у батюшки в Вашем храме и посоветоваться, в каком объеме это будет для Вас по силам и на пользу. 4. Можно и нужно молиться о душевнобольных, в том числе читать Псалтирь. 5. Молиться о сквернословящем нужно как о болящем (духовно) человеке.

иерей Владимир Шлыков

Тамара

Здравствуйте, Тамара. При чтении Псалтири о здравии после каждой славы добавляем молитву, например, из утренних молитв: "Спаси, Господи, и помилуй..." и поминаем отца духовного и всех, о ком хотим помолиться. Потом: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь", - и следующую славу. По третьей "Славе" читаются Трисвятое по Отче наш, тропари и молитва, положенные после каждой кафизмы. Если в Вашем храме прихожане читают Псалтирь, то хорошо присоединиться к ним. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Недавно услышала, что при чтении Псалтири пропускают 15 кафизму, и вместо нее 2 раза читают 20 кафизму. 15 кафизма читается только когда в доме покойник. Так ли это?

Марина

Марина! Церковный устав не имеет четких указаний порядка чтения псалтири дома. Есть традиция. Традиционно об усопших читается 17-я кафизма (а не 15-я), но это не значит, что ее можно читать только за упокой. Можно читать подряд.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста! В воскресенье я причастился, но после этого на меня напала леность. Сохранил ли я полученного Христа? У меня душевное психическое заболевание. Начал заново читать псалтирь.

Антон

Дорогой Антоний, не переживайте, что после службы отдохнули. Она требует большой концентрации сил, и если Вы не смогли после службы сделать то, что задумывали до нее, не отторгает Вас от Господа. Хорошо будет на следующий раз запланировать отдых после Божественной Литургии. Благослови Вас Бог.

Иерей Сергей Осипов

Любовь

Здравствуйте, Любовь. Есть молитва для келейного (только домашнего, личного) чтения преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Попробуйте спросить благословения духовника заменить чтение Псалтири этой молитвой. Благослови Вас Бог!

иерей Сергей Осипов

Здравствуйте, батюшка! Дайте, пожалуйста, совет, как правильно молиться о упокоении людей разного пола, в Псалтири о усопших говорится: "Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или: усопшия рабы Твоея) (имя)... Молитву читать, сначала упоминая всех одного пола, а потом всю молитву заново, упоминая всех другого пола, или как?

Людмила

Людмила, во время поминовения называйте имя того, за кого вы хотите помолиться, и совсем не важно, какого он пола. Заново читать не нужно. Читайте один раз.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите! Подскажите, пожалуйста, у меня проблемы с детьми и хочется усиленно молиться. Кроме акафиста "Воспитание" читаю Псалтирь, Евангелие. Читала,что можно читать канон молебный Богородице и другие каноны Богоматери из Богородичника, Псалтирь Богородице, акафист. Но меня смущает то, что во всех этих молитвословиях молишься о себе, нет конкретно, чтобы о о детях. Как это понимать? Хочешь о детях молиться, а там все о себе.

Строка поиска: 40 день

Найдено записей : 25

Ирина

Ирина! В церковной практике существует традиция поминовения усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщины. Такого понятия, как «двадцатый день» нет. Ваш батюшка сказал о самом главном, что сейчас необходимо усопшему – о церковной молитве. Святые отцы считают поминание за Литургией наибольшей помощью умершим христианам. "Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. ... душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе», - пишет св. Иоанн (Максимович). Таким образом, сейчас главное – молиться за Вашего родственника и подавать милостыню за него, а не устраивать поминальные трапезы для родственников и знакомых. Чтение Псалтири тоже похвальное желание.

иерей Владимир Шлыков

Доброго здоровья, батюшка! Вопрос насчет чтения Псалтыри. Если я хочу просто для себя читать по 1 псалму в день, надо ли читать молитвы до и после чтения псалма? И в каких случаях, и какие молитвы читаются? Вопрос насчет милостыни. Если я подаю милостыню не от чистого сердца, а ради будущей участи моей души, засчитывается ли такая милостыня?

Алексий

Алексей, при чтении Псалтири читаются молитвы только один раз - перед началом чтения (молитвы указаны в псалтири). Каждый раз их читать не нужно. Как прочитали полностью Псалтирь, так опять заново нужно читать молитвы. После чтения кафизмы читаются молитвы только по усопшим, о здравии эти молитвы не читаются. Давать милостыню очень полезно для нас же самих: «Милостыня спасает от смерти и покрывает множество грехов». Подавать милостыню от чистого сердца может далеко не каждый, и это нужно в себе тоже воспитывать. Очень хорошо, что Вы вообще подаете, и это тоже полезно и засчитывается как благое дело: «Всякое даяние да будет благо».

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер, батюшки! Скажите, пожалуйста, когда прочитываешь одну кафизму в день, какие молитвы надо читать после нее? Сзади псалтири есть молитвы, читаемые после прочтения одной кафизмы, но я так понимаю, это для тех, кто больше одной кафизмы читает, и после каждой произносит эти молитвы, потом после каждой третьей, сзади еще есть молитвы соответствующие. В общем, как заканчивать чтение Псалтири, если читаю только по одной кафизме в день?

Елена

Елена, Псалтирь можно читать как по усопшим, так и по живым, или просто для себя. Молитвы в конце кафизмы читаются, только когда мы читаем за упокой чей то души, в других случаях эти молитвы не читаются. После кафизмы молитесь своими словами как сможете.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Я уверена, что на моем муже порча, поможет ли заказ неусыпаемой Псалтыри от этого? Где в Москве можно заказать?

Анна

"Порча"? А кто поставил такой диагноз вашему мужу?! Не могли бы Вы объяснить, что с ним происходит: пьет, болеет, грешит? Вот тогда и будем рассуждать, что делать. А то у нас много добровольных грехов списывают на "порчу" от злых людей, чтобы самим за себя не отвечать. А Псалтырь читайте сами, можете заказать сорокоусты в храмах.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день, святой отец, хотел уточнить, при каких обстоятельствах читать 108 псалом?

Максим

протоиерей Максим Хижий

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку о здравии человека, который занимается колдовством, черной магией, когда желаешь искренне помочь этому человеку встать на путь Божий? Нам знакомая матушка посоветовала заказывать таким людям Неусыпаемую псалтырь о здравии. Скажите, пожалуйста правильно ли это? Заранее благодарна.

Марина

Марина, если этот человек Вам не родственник, тогда не дерзайте за него молиться – не нужно. За таких людей не все могут молиться. Спасайте свою душу, этого будет достаточно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Спасибо большое игумену Никону (Головко) за ответ на мой предыдущий вопрос, очень помогли. Подскажите, пожалуйста, мой отец упокоился 18 июля, 40-ой день приходится на 26 августа, понедельник. Это будет Успенский пост. Можно ли приготовить поминальную пищу с растительным маслом, или всё-таки придерживаться сухоедения? Просто мы в растерянности, что можно приготовить без масла? И еще, после его ухода я каждый день читаю по кафизме, молюсь за него, заказала в храмах сорокоусты на год, а всё равно огромная тревога. Каждый день переживаю за него и с волнением жду 40-й день. Умер он без покаяния и причащения. Может, ему очень плохо? Может, я ещё что-то не сделала? Заранее благодарю за ответ.

р.б. Наталия

Да, Наталья, на масле приготовить пищу можно. Что касается сухоядения, то этот устав прописан преимущественно для монастырей, а в миру возможны некоторые послабления. За отца продолжайте молиться так, как молитесь, и старайтесь чаще подавать поминание в храме. Вы все делаете правильно, делаете все, что можете, так положитесь на милость Божию - Господь ведь милосерден. Бог да упокоит его душу в селениях праведных!

игумен Никон (Головко)

Добрый день. Нашла у бабушки (она умерла) книги 1900 года выпуска, Псалтырь, состояние довольно плохое. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно с ними поступить, может, отнести в храм? И второй вопрос: в доме бабушке уже никто не живет 4 года, иконы висят. Правильно ли это, или их нужно забрать к себе в дом?

Мария

Мария, старинный Псалтырь, если Вам он не нужен, можно отнести в церковь, его поместят в библиотеку. Иконы должны быть в каждой православной семье. Если Вы не живете в том доме, то иконы можно забрать себе.

иеромонах Викторин (Асеев)

8 августа будет год, как я похоронила сына, я каждое воскресенье подаю записки за упокой, заказываю панихиду или литию, сорокоусты. Что я могу еще сделать для моего сыночка в годовщину смерти? Хочется как-то по особому помолиться в этот день. Подскажите адрес, где можно заказать вечное поминовение или неусыпаемую Псалтирь? Храни Вас Господи!

Наталья

Наталья, Вам надо подать записку о упокоении на Литургию, которая будет совершаться 8 августа, и, конечно, молиться за этой службой и самой. После службы нужно совершить панихиду, а также дома устроить поминальную трапезу. Для этой трапезы, кроме обычных блюд, Вы можете приготовить кутью, которую нужно будет принести в храм, на панихиду, чтобы священник благословил ее. Из всего прочего, что Вы перечислили, лучше всего подать записку о упокоении на год. В отношении так называемого "вечного" поминания должен Вас разочаровать - такая треба не имеет благословения священноначалия, принимать ее в храмах не должны, а если где-то это и делается, то по неведению. Что касается неусыпаемой Псалтири, то ее читают в крупных монастырях, в частности, в Сретенском монастыре в Москве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня умерла бабушка, 24 июля будет 40 дней, собираемся заказать в Храме панихиду. Но нам сказали, что нужно еще пригласить домой женщину, которая будет всю ночь читать Псалтырь (все знакомые почему-то называют таких женщин монашками, несмотря на то, что они живут в миру и постиг не совершали). Очень хочется все сделать правильно, подскажите, пожалуйста, нужно ли приглашать такую женщину? И еще один вопрос: мы думали, что поминать и заказывать панихиду нужно на 40-й день, а все говорят, что накануне 40-го дня, т.е. На 39-й. Так ли это? Заранее большое спасибо за ответы!

Юлия

Нет, Юлия, делать это совсем необязательно, а что касается Псалтири, то читать ее должны вы – близкие родственники, и не по ночам, а по несколько кафизм днем после утреннего молитвенного правила. Панихиду и поминки надо совершить в 40 день, но в некоторых храмах принято заказывать требы накануне, чтобы утром служащий священник уже знал, что и когда ему надо совершать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! После смерти мамы прошло 40 дней. Месяц сама Псалтирь не читала, плохо себя очень чувствовала, только молилась об упокоении души ее и заказывала в храмах молебны и сорокоусты. Теперь сама хочу молиться за маму. Псалтырь читать тяжело, душа сжимается и наполняется каким-то страхом. А вот акафист по единоумершему читаю и плачу, и легче становится. Сколько читать его можно? Есть какие-то ограничения? Спасибо.

Татьяна

Татьяна, читать акафист за единоумершего можно столько, сколько у Вас хватит сил. Мы молимся о усопших постоянно, каждый день поминая их на утренних молитвах, подавая записки на церковное богослужение, соответственно, молитва о них не прекращается никогда. Но если есть желание почитать что-то сверх того минимума, который мы исполняем, это очень хорошо, и делать это можно столько, сколько есть у Вас произволения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно читать Псалтырь по усопшим: по одной кафизме каждый день? Но ведь их всего 20, а дней 40.

елена

Елена, очень хорошо читать Псалтирь по усопшим в течение сорока дней. Можно читать и более одной кафизмы в день – сколько угодно, сколько по силам. Когда прочитывается весь Псалтирь, его читают снова, и так все сорок дней. И после сорока дней можно, по желанию, читать Псалтирь каждый день, хотя бы по одной кафизме в таком же порядке – закончился Псалтирь, читайте снова.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я начала читать Псалтирь, по одной кафизме в день, дошла до 17 кафизмы, и не знаю, что делать, читать ее или нет, т. к. мои родители и родственники, за которых я молюсь, умерли давно. И еще один вопрос: как правильно читать Псалтирь, на каких Славах какие читать молитвы, а то, может, я неправильно читаю. Буду ждать ответ. Большое спасибо.

Валентина

Валентина, если Вы читаете псалтирь полностью, весь подряд, то и 17 кафизму тоже нужно читать в обычном порядке. После каждой славы молитвы не читаются. Молитвы о упокоении читаются только в конце каждой кафизмы, они есть в конце каждой кафизмы. Можно читать Псалтирь одновременно и о здравии, и о упокоении: в таком случае, после первых двух слав поминаются имена о здравии, после третий славы читаются молитвы, которые там указаны в конце кафизмы, и поминаются имена о упокоении. Если читать Псалтирь только о упокоении, то кафизма прочитывается сразу полностью, и после третьей славы читаются молитвы и поминаются имена усопших, и не имеет значения, когда умер человек, недавно или давно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Я в день читаю по две, а иногда по четыре кафизмы. Не знаю, с чего начинать утром чтение Псалтыря и что читать перед началом следующей кафизмы? После СЛАВА что нужно читать?

Наталья

Наталья, Вы можете начинать чтение Псалтири словами "Приидите, поклонимся", а заканчивать Трисвятым по Отче наш и молитвой, положенной по кафизме.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Ирина, Псалтирь по усопшему читается обычно весь подряд. Перед началом чтения Псалтири читаются молитвы предначинательные: Царю Небесный, Трисвятое по Отче Наш. После каждой кафизмы есть молитвы, их нужно читать, они как раз для упокоения читаются, и так читается весь псалтирь. Дома земной поклон делать, конечно, можно, и даже нужно. На пасху и в Светлую седмицу по церковному уставу чтение Псалтири отменяется, мы в эти дни Псалтирь не читаем. На Пасху усопшие тоже получают отраду. В церкви установлен день для поминовения усопших, он называется Радоница. Он совершается всегда во второй вторник после Пасхи. На кладбище нужно ходить на Радоницу а не Пасху.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.

Те, кто давно воцерковлены, без Псалтири не могут. Но не так легко даётся верующим путь к книге! Новокрещёные смотрят на Псалтирь со страхом: и это всё надо читать?! Где найти силы, время… желание, наконец?… Затем, по мере воцерковления, люди начинают интересоваться Псалтирью, пробуют читать… И вот тут практически каждого настигает искушение: чтение Псалтири оставляют. После многих лет хождения в храм, возвращаются к Псалтири… Начинают пробовать вновь читать, как положено – всю Псалтирь за неделю. Поначалу отмечают палочками, как Робинзон Крузо дни на острове, сколько раз прочли… Доходят до 40 – очень тяжек путь! Бывает, что не раз ещё Псалтирь перестают читать, потом снова возвращаются к ней… Наконец, когда прочтение книги перевалит за 40 раз, вдруг начинают ощущать в Псалтири сладость, покой, умиротворение, защиту… Псалтирь изгоняет страх и смятение в душе, Псалтирь даёт силы пережить трудные ситуации. Псалтирь, вычитанная враз, без перерыва за несколько часов, одолевает беду, приносит победу… И уже никто не помечает палочками прочитанные 20 кафисм: те, кто навыкли в чтении Псалтири, уже не представляют себе жизнь без этой книги; им палочки не нужны – читают всегда, всю жизнь, бессчётное количество раз.. Скорее солнце не взойдёт, чем оставит христианин Псалтирь!
Что же является камнем преткновения в Псалтири для тех, кто только начинает её читать? В чём искушение? Человек пугается жестокости. В недоумении приходит мирянин к батюшке: объясните, Христа ради, почему так жестоки Псалмы? Чего уж не прочтёшь! И пусть дети будут сиротами, а жена вдова, и младенцев разобьём о камень… Батюшки говорят, что во всём нужно видеть духовный смысл. То есть, то, что видишь своими глазами в книге — это совсем не то, что ты видишь… Ну, разбитые младенцы, это не младенцы, а грехи в своём зачатке… И так далее…
Новоначальные как-то не очень воспринимают: откуда берутся такие витиеватые объяснения? Ведь сказано же предельно ясно! Можно, конечно, 136 или 108 псалом как-то красиво объяснить, придумать, взять с потолка. Но ведь из текста видно же, о чём на самом деле идёт речь! И Псалтирь оставляют. Зачем читать такую жестокую книгу? И зачем именно она введена в ход православного богослужения?
Такие сложные моменты в книгах Ветхого завета за историю человечества не раз истолковывались превратно и породили много ересей. В принципе, манихейство берёт своё начало отсюда же – из превратного толкования малопонятных текстов. Что говорил основоположник манихейства Мани? В двух словах: было два равных первоначала – Добро и Зло. Они извечно борются друг с другом. А человек – заложник этой борьбы.
Православие учит нас иной картине мира: начало всему – Бог. Бог не имеет в себе зла. Зла вообще нет. То, что мы называем злом – это искажённое добро. Зло – это искажённое восприятие. Наши прародители не имели откровенного злого намерения, когда нарушили заповедь Божью. Они лишь по-своему, неверно оценили ситуацию… и получили зло! В человечестве вечно борются истинное и ложное восприятие событий. И в каждом из нас, при самых добрых намерениях, порою прорастает такое зло, что становится страшно от самих себя!
Вот самые простые примеры… Муж решил ходить в храм, а жена не собирается ходить по улице в косыночке, не перестаёт краситься… и вообще ей нравятся мини-юбки. Намерения у мужа самые добрые: пусть жена выглядит нормально! Но как отвратительны скандалы, которые он устроит дома! И уже жалко заплаканную жену, а не мужа! Или ребёнок не учит уроки. А вы его хотите во что бы то ни стало заставить их выучить и не приносить домой «двойку». Но дитя оказалось строптиво. И что в конце концов слышат соседи? Ну, что-то типа такого: я тебя породила, я тебя и убью! Мы извергнем из себя уйму бранных слов! И где наш православный облик? Что же с нами произошло? А то и произошло: мы хотели добра, но в погоне за добром, кое должно случиться немедленно, по нашему желанию и во что бы то ни стало, мы исказили добро. Добро начало размахивать кулаками, ремнём, хворостиной. И мы получили явное зло. Хотя можно, конечно, оправдать и его: если не наказывать, то вырастет плохим человеком… А в душе — … на душе гадко.
А кому не знакома ситуация, когда мы просили нашего близкого: не делай так! Но он не послушал. И случилась беда. И вот мы обличаем его: «Я тебе говорил(а) этого не делать? Вот теперь пожинай!» Но если мы прислушаемся к себе, заглянем в себя, мы почувствуем отвращение от самого себя: я ведь явно злорадствую! Как приятно чувствовать себя правым! Как приятно возвыситься над тем, кто уже и без нас унижен! Чехов писал, что человеку нужно всю жизнь выдавливать из себя раба по капле. Это не так сложно. Куда тяжелее из себя по капле выдавливать гордость! Зло ведь без гордости не стоит! Там, где проросло в нас зло, были посажены семечки гордости.
При чём тут Псалтирь, спросите вы? А при том, что в Псалтири – весь человек. Там все человеческие чувства. И добрые, и злые, и величественные, и низменные… Это вопль человека к Богу. Немецкий философ Ницше говорил о том, что «человеческое слишком человеческое». Что это значит? Человек утерял божественное величие. Он сильно приземлил себя. В нём появилось слишком много недобрых чувств. Даже там, где мы близки к истине и добру, есть опасность, что мы всё перепортим. Человек ощущает себя праведным перед людьми и Богом. Может, он действительно абсолютно прав. Но сколько зла может проснуться в нашей душе, когда нас неправедно, лживо укорят! Такая буря грянет в нашей душе, что самим в себя заглянуть страшно. Да, есть исповедь. Покаешься, поплачешь, но бывает так, что легче не становится. Отчего? На исповеди сказали: каюсь в гневе, ярости, брани, несправедливых обвинениях. Да с кем не бывает? Но вы и только вы знаете, как вам было мерзко осознавать, что это – вы: вот такой… яростно орущий своему родному ребёнку: «Я тебя прибью, скотина такая!» При этом, когда мы слышим, на улице подобные излияния, мы почти всегда родителей осудим: как кричит на ребёнка! Но после собственной гневной эскапады нам так противно от самих себя: и это я?! – вопрошаем мы себя…
В Псалтири весь человек перед Богом. Вот какой уж есть: со всеми гадкими и величественными сторонами души. И когда мы читаем: «да облекутся оболгающие меня в срамоту…», «да не будет ему заступника», — мы вспоминаем себя в минуты падения.
Но в Псалтири есть главное: как бы ни вознёсся человек ввысь душою и как бы низко не пал в проклятиях – человек уповает только на Бога! Пусть порою он и Бога представляет неверно: Бог «шумен от вина»…Но псалмопевец любит Господа. И только к Нему очи его! И вот это конечное устремление — оно человека спасает. Без Бога я – ничто, – это есть конечная истина. Бог – последняя инстанция для человека. И человек, который только что клял своих врагов и желал им лютой смерти, уже и сам повержен к ногам Бога с одной молитвой: «Твой есмь аз… призри на мя и помилуй мя»… «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя»…
Пронеслась буря в нашей душе. А в Боге мы обрели покой. И вспоминается: совлеки с себя ветхого человека… Новое вино в новые мехи. Новый человек – божий человек. Он старается изо всех сил не пустить в себя зло. Читаем Псалтирь в обиде – плачем, просим вместе с авторами псалмов покарать наших обидчиков… Читаем далее – и расходятся тучи в нашей душе, и мы способны спокойно пережить обиду, уповая, что Господь Сам всё управит. Вот в этом сила Псалтири: человек в ней — без прикрас. Читая строки Псалтири, мы видим, сколько может (из абсолютно добрых намерений!) вырасти в нас зла! И мы становимся мудрее, осторожнее, спокойнее. Но как бы мы ни пали низко, мы видим по псалмам: человек может восстать, воспарить ввысь. Псалмопевец поднял себя – и мы поднимемся! Нет и не может быть никаких двух начал в мире, ибо зло – отвратительно. Есть только Бог. А зло – изуродованное нами добро.
Тогда становится понятен принцип исихастов: кто слишком настаивает, что он прав – не прав. Приходит на ум и другое изречение: Ницше… далёк он от православия со своим «сверхчеловеком»… далёк от истины. Но истина посещала и его. И там, где он прав, почему бы не послушать? Так вот Ницше говорил: «Кто сражается с чудовищем, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем». (Ницше. По ту сторону добра и зла. Минск, 2005, Харвест) Вдумайтесь! Всегда, когда вы правы и боретесь со злом, напоминайте себе эти слова!
Слова сии вспоминаются всякий раз, когда сталкиваешься с православными, очень озабоченными, какой-нибудь борьбой: против паспортов, СНИЛС, денежных карточек, ИНН… Давайте прислушаемся к себе; к тому, как мы говорим о людях: «Да это же быдло! Стадо баранов! Их будут резать, а они будут молчать»… Это о тех, кто паспорт имеет и в армии служит, кто закончил институт или университет… А почему, собственно говоря, мы так говорим о людях, трудами которых пользуемся? Представьте себе жизнь в России, если бы враз исчезли все полицейские, военные, спецназ, инженеры, медики и прочие люди с высшим образованием. Как бы мы тогда жили?! Если мы считаем себя правыми, а других видим погибающими и наследующими только ад, то, по вере христианской, мы с величайшим добром и слезами на глазах должны молиться о спасении погибающих. Но говорить: «Да так им и надо, быдлу!» — это не христианский взгляд на ближних, не православный. В нас, пышущих праведным гневом, новый человек куда-то уходит в глубину, а на поверхности оказывается человек ветхий… вот тот, который кричал Богу: «Да будет трапеза их пред ними в сеть… и ярость гнева Твоего да постигнет их… да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый…»
Но это поправимо. Дай Бог, чтобы и мы, вслед за псалмопевцем, сказали смиренно: «Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце моё смятеся внутрь мене…»
О чём надлежит помнить? Жизнь на земле жестока. Увы! Жестокость порождает в душе жестокость. Не устояв, впав в «праведный гнев», мы отравим себе душу злом. И выльем это зло на ближнего. Мы отравляем ядом зла сердце противника. И это наш грех! Не уберегли себя и толкнули в бездну тех, с кем нас свёл Господь. Слишком страшно, всю жизнь яростно воюя за Божью правду, прийти в ад, потому что на нашу озлобленную душу даже нам самим в конце концов станет страшно смотреть.
Псалтирь лечит. Читая чужие излияния яростных слёз, мы проходим эту беду и выбираемся на свет Божий. Пожар обошёл нас стороной, не тронув по-настоящему душу. Мы пережили своё огорчение на чужих чувствах и в чужих словах… и через них же обрели покой: «Твой есмь аз, спаси мя…» Вот потому так ценна Псалтирь. Это лекарство, которое лечит и очищает душу. И когда нам страшно читать: разобью младенцев о камень, — это слава Богу, что страшно. Но пора призадуматься: а не похож ли и я в своих чувствах? И вот к чему мы приходим? А к тому, что говорил нам батюшка, а мы не поверили: речь не о младенцах, а о зачатках греха, которые мы должны разбить о камень и не дать им гнездиться в нашей душе. То есть, читая псалмы, мы прошли весь круг: мы восприняли слова буквально, ужаснулись, стали искать в своей душе подобные злые настроения, ужаснулись им тоже и постарались их искоренить. И вышли на то, о чём нам говорили: искорени грехи в зачатке! Почему же не восприняли слова священника сразу? Это трудно. Но потом приходит понимание, что подобные объяснения псалмов не взяты с потолка! Они имеют под собою чужой опыт. И в следующий раз надлежит не отметать слова священника, а призадуматься над ними. Вы всё равно рано или поздно выйдете на этот опыт чужих обобщений: вы станете под воздействием святой книги искать в себе зло и будете его искоренять, и просить у Бога прощения, и умиротворитесь. Грех убит в зачатке. Вы ни на кого ещё не выплеснули его. Почувствовав бурю внутри души – уединились с книгой… и спасли себя и ближних от бесовской брани.
Каков бы ни был ход ваших размышлений, вы придёте к одному выводу: Псалтирь спасает! И слава Богу, что у нас есть эта дивная книга, по которой мы можем отслеживать все движения и порывы души и вовремя исправить своё сердце!
Просматривая иконы царя Давида, я нашёл в интернете два очень контрастных изображения. На одном – певец поёт, и вы видите всю мятежную его душу, пережившую много горя: здесь и враги, и воспоминания о собственных бедах, и ангелы… А другая – мирная пастораль. В душе – тишина и Божья благость. Полагаю, что в этих двух, столь разных по характеру иконах, вся наша жизнь, весь путь человеческий: через бурю и борьбу – к тишине, покою, умиротворению.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме