Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности в рф. Оценочная деятельность в Российской Федерации: регулирование и организация

Основным нормативно-правовым актом регулирующим оценочную деятельность является ФЗ №135 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.98 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Глава 1. Закон №135 ФЗ посвящена:

· Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

· Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

· Понятие оценочной деятельности

· Субъекты оценочной деятельности

· Объекты оценки

· Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

· Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

· Обязательность проведения оценки объектов оценки

Глава 2. Закон №135 ФЗ посвящена:

· Основания для проведения оценки объекта оценки

· Обязательные требования к договору на проведение оценки

· Общие требования к содержанию отчетаоб оценке объекта оценки

· Достоверность отчета как документа, содержащегосведения доказательственного значения

· Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

· Права оценщика

· Обязанности оценщика

· Обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор

· Независимость оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор

· Эксперт саморегулируемой организации оценщиков

· Экспертиза отчета

Глава 3. Закон №135 ФЗ посвящена регулированию оценочной деятельности. Оценочная деятельность РФ регулируется как государственными органами, так и саморегулируемыми организациями. Можно выделить 3 уровня регулирования оценочной деятельности:

· Правительство РФ

· Национальный совет по оценочной деятельности

Государственный орган, в частности правительство уполномочено министерство торговли и экономического развития на регулирование и контроль в сфере оценочной деятельности.

Основными функциями федеральных органов являются:

· Выработка государственной политики в области оценочной деятельности

· Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности в частности утверждение ФСО (фед. стандартов оценки)

· Ведение единого государственного реестра СРО

· Осуществление надзора за выполнением СРО требований ФЗ №135

· Обращение в суд с заилением об исключении СРО единого гос. реестра

Государство > Правительство > МЭРиТ утвержденным ФСО

ФСО №1 «Общие положения и понятия оценки, подходы и требования проведения оценки», утвержден приказом Министерства экономического развития от 20 июля 2007г №256.

ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержден приказом Министерства экономического развития от 20 июля 2007г №255

ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» утвержден приказом Министерства экономического развития от 20 июля 2007г №254

ФСО №4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» утвержден приказом Министерства экономического развития от 22 октября 2010г №508

ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» от 4 июля 2011 года N 238

ФСО №6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6)» от 7 ноября 2011 года N 628

МЕЖДУНАРОДНЫЕ стандарты оценки разрабатываются международным комитетом по стандартам оценки. IVSC –

· International

Международная организация, объединяющая профессиональную организацию оценщиков более чем 50 стран мира.

ЕВПРОПЕЙСКИЕ стандарты оценки разрабатываются европейской группой. The European group accoctators values.

Цель – создание общественной СРО представляющей взгляды профессиональной организации оценщиков в странах европейского союза.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности (далее также - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности.

Функциями уполномоченных федеральных органов являются:

· выработка государственной политики в области оценочной деятельности;

· нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности

· осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;

· обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки в сроки, предусмотренные программой разработки федеральных стандартов оценки.
Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, утверждает программу разработки федеральных стандартов оценки, представленную Национальным советом, а также изменения в программу разработки федеральных стандартов оценки, которые представляются по необходимости Национальным советом.

Разработанные федеральные стандарты оценки направляются Национальным советом для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Утвержденные федеральные стандарты оценки подлежат опубликованию уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Утвержденные федеральные стандарты оценки и методические указания о государственной кадастровой оценке не подлежат государственной регистрации.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить настоящему Федеральному закону и федеральным стандартам оценки.

Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ. ТРЕБОВАНИЯ К ДОГОВОРУ НА ОЦЕНКУ НЕДВИЖИМОСТИ

Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, является заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме.
Договор на проведение оценки должен содержать:

· описание объекта или объектов оценки, позволяющее провести их идентификацию

· вид стоимости имущества (способ оценки);

· размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

· сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с настоящим Федеральным законом;

· наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

· указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

· указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.

В отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Оценочная деятельность – это профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов. В Российской Федерации, в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

Нормативное регулирование оценочной деятельности

Оценщик – это специалист, который имеет право проводить оценку и подписывать отчет об оценке недвижимости, транспортных средств, оборудования, предприятий, прав требования, работ и пр.

Деятельность оценщиков регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями.

Национальный совет по оценочной деятельности, созданный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполняет следующие функции:

    формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;

    координация деятельности оценщиков;

    разработка федеральных стандартов и правил оценки.

Договор по оказанию оценочных услуг

Статьей 10 Закона N 135-ФЗ определены обязательные требования к договору по оказанию оценочных услуг.

Так договор по оказанию оценочных услуг должен содержать:

    основания заключения договора;

    вид объекта оценки;

    вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

    денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

    сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Объекты оценочной деятельности

К объектам оценочной деятельности относятся:

    все виды недвижимости;

    транспортные средства;

    ценные бумаги;

    объекты интеллектуальной собственности;

    бизнес (действующее предприятие);

    машины и оборудование.

Кто занимается оценочной деятельностью

Оценочной деятельностью занимаются профессиональные оценщики.

Профессиональные оценщики – это физические лица, которые являются полноправными членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховали свою ответственность согласно требованиям действующего законодательством об оценочной деятельности.

При осуществлении оценочной деятельности применяются специальные методики и правила.

Требования к деятельности профессиональных оценщиков

К деятельности профессиональных оценщиков в Российской Федерации предъявляют следующие требования.

Оценочная деятельность: подробности для бухгалтера

  • Основные фейковые постулаты в оценочной учебной и научной литературе, в законодательстве РФ об оценочной деятельности, в Федеральных и международных стандартах оценки

    Литературе, в законодательстве по вопросам оценочной деятельности и в стандартах оценки неправомерно... насаждении химеризации, хаотизации и фейковизации оценочной деятельности. В «мутной воде» легче « ... бакалавров и магистров, якобы обученных оценочной деятельности? Как остановить поток лженауки в... преподавателям учебных заведений. Почему регулятор оценочной деятельности в стране (Минэкономразвития РФ) практически... и научная литература, законодательство об оценочной деятельности в РФ, международные и...

  • Две первоочередных задачи в сфере оценочной деятельности в России

    Первоочередными две задачи в сфере оценочной деятельности (ОД) в России. Именно... задач. И, наконец, регулятору оценочной деятельности в России следует запретить применение... и учебную литературу по вопросам оценочной деятельности, понимать неадекватность словосочетания «оценка... развития науки и совершенствования практики оценочной деятельности. Необходимо сделать всё возможное для... оценщиков и государственных экспертов результатов оценочной деятельности по проблемным активам освободит арбитражные...

  • Самые первые из первых (первейшие) люди современной России в области оценочной деятельности по направлению «оценка бизнеса» (c дополнениями от 17 января 2019 г.)

    Верхушка совремённой элиты в оценочной деятельности в России по направлению « ... (первейших) людей в области оценочной деятельности, относительно малочисленная группа просто первых... упоминаемой элиты в указанной области оценочной деятельности предлагаю составить другим знатокам... представлена верхушка совремённой элиты в оценочной деятельности в России по направлению... PwC (Россия). Высокая экономическая эффективность оценочной деятельности этих людей неопровержимо подтверждается уровнем...

  • Поведенческие проблемы профессиональной этики, чести и совести оценщиков стоимости предприятий (с дополнениями от 10.08.2019)

    Однако, основной доход непосредственно от оценочной деятельности, касающейся доходоприносящих активов, поимели зарубежные... американский опыт, занимаются «научным» обеспечением оценочной деятельности, разработкой «липовых» учебников, учебных пособий... нормативно-правовых документах, подготовленных для оценочной деятельности, используется термин «рыночная стоимость», ... практике отечественной оценочной деятельности по указанному направлению. --- х --- Эффективные институты оценочной деятельности в стране...

  • «Троянские кони» в аудите, консалтинге и в оценке стоимости экономически значимых предприятий и компаний России

    Рейтингования компаний, аудита, консалтинга и оценочной деятельности, в частности, по направлению... быть переработаны Федеральный закон об оценочной деятельности, федеральные стандарты оценки, существующие... дорожные карты, образовательные стандарты оценочной деятельности; учебники, учебные пособия и... научные монографии по оценочной деятельности, а также соответствующие программы... хаоса в понятийно-терминологическом аппарате оценочной деятельности, в частности, в рассматриваемом...

  • Узаконенная фейковая оценка стоимости экономически крупных предприятий России

    Управления объединений. Созданная система фейковизации оценочной деятельности в стране сравнительно молода, ей... понятийно-терминологического аппарата оценочной деятельности, нужной для «затуманивания мозгов» регуляторов оценочной деятельности, законодателей в... хаоса в понятийно-терминологическом аппарате оценочной деятельности в России. Мошенническое навязывание условий... » (Плане мероприятий) по программе «Совершенствование оценочной деятельности», утверждённой распоряжением Правительства РФ от...

  • Концепция корректного решения задачи определения достоверной стоимости предприятий

    Таких оценочных работ (закон об оценочной деятельности, федеральные стандарты оценки, образовательные... действующем у нас законодательстве об оценочной деятельности, в федеральных и международных... действующей законодательной базы, существующих стандартов оценочной деятельности, образовательных стандартов оценки, научной... Чиновники, отвечающие за состояние оценочной деятельности в стране в целом совершенно... честные отечественные и зарубежные теоретики оценочной деятельности, которые смогут успешно решить...

  • Прямые и косвенные участники оценки стоимости предприятий (полная зависимость оценщика от соучастников оценки)

    Получаемых окончательных результатов их «профессиональной» оценочной деятельности, обусловленная недопустимыми, вынужденными нарушениями ими... - все сотрудники Минэкономразвития РФ – регулятора оценочной деятельности в стране, непосредственно занимающиеся её ... Председателя ликвидированного Национального Совета по оценочной деятельности РФ, вице-президент РСПП – ... получаемых окончательных результатов их «профессиональной» оценочной деятельности, обусловленная недопустимыми, вынужденными нарушениями ими...

  • Внутрицеховой сговор «теоретиков», преподавателей вопросов оценки и оценщиков экономически значимых предприятий против использования современных креативных методов определения их достоверной стоимости

    На печальном отечественном опыте оценочной деятельности в области оценки стоимости... , профессоров и доцентов, занимающихся оценочной деятельностью. Трудно себе даже представить, ... терминологического аппарата, применяемого сегодня в оценочной деятельности. Вместо корректного словосочетания «оценка... модернизацией широко известного в теории оценочной деятельности - метода прямой капитализации годового... занимающимся или интересующимся вопросами оценочной деятельности представителям органов власти и...

  • О недостоверности оценок стоимости предприятий. Что с этим делать?

    В российские Закон об оценочной деятельности и Федеральные стандарты оценочной деятельности, вследствие этого экспертиза... по совершенствованию законодательства в области оценочной деятельности под руководством Грачёва И. ... соответствии с 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлены... регулируется законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности». Необходимо все виды стоимостей... регулирующего и контрольного органа за оценочной деятельностью. В настоящее же время...

  • О мотивированном активном противодействии «элиты» оценочного сообщества страны прогрессивному развитию теории и практики оценки стоимости предприятий

    При участии нескольких отечественных энтузиастов оценочной деятельности (ОД) был завезен «метод определения... , считая профессиональный стандарт «Специалист в оценочной деятельности», и «работа» продолжается – кипит! (Существуют...); - противозаконное разрушение Национального совета по оценочной деятельности, неправомерная передача его компетенций нынешнему... : предприятия, доходоприносящие активы, стоимость, оценка, оценочная деятельность (ОД), стандарты оценки, оценка квалификаций...

  • Проблемы развития методов оценки стоимости экономически значимых предприятий

    При участии нескольких отечественных энтузиастов оценочной деятельности (ОД) был завезен... при участии нескольких отечественных энтузиастов оценочной деятельности (ОД) был завезен... считая профессиональный стандарт «Специалист в оценочной деятельности»). [ Любой здравомыслящий человек знает... квалификаций и компетенций специалистов в оценочной деятельности. Сегодня взять их негде... противозаконное разрушение Национального совета по оценочной деятельности, неправомерная передача его компетенций нынешнему...

  • Случаи обязательной оценки имущества

    Регламентируются не только законодательством об оценочной деятельности, но и указами Президента, ... с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. б) Оценка вкладов в... с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. в) Оценка имущества федерального... соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости... с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. б) Оценка земельных участков, ...

  • Проблемы адекватного перевода с английского языка на русский язык слов “value”, “worth”, “cost” и “price”

    Слов, широко применяемых в оценочной деятельности. Результатом такой ситуации является... деле позволяет получать результаты оценочной деятельности путём мошеннически контролируемого «гадания... Шедеврами» переводной словесной эквилибристики в оценочной деятельности можно считать неадекватное употребление вместо... рукописей отечественных авторов на темы оценочной деятельности выступали люди, глубоко профессионально... слов, широко применяемых в оценочной деятельности. Результатом такой ситуации является...

  • Должны ли оценщики сдавать очередной экзамен и что делать аудиторам, получившим квалификационный аттестат СРО?

    Сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности. Ныне сдача квалификационного экзамена... проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности,…» , совершенно непонятно, сколько... То есть, законом об оценочной деятельности предлагается выдавать квалификационные аттестаты на... В соответствии с законом об оценочной деятельности, профессиональное обучение оценщиков осуществляется... во времени. Законом об оценочной деятельности не предусмотрено получение особенного...

Основным нормативным актом, регулирующим оценку имущества и хозяйственных обязательств, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее - Закон об оценочной деятельности), а также Федеральные стандарты оценки (ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3). Данный акт определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для других целей.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, представлено не только этими нормативно-правовыми актами, но также состоит из иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную деятельность в соответствии с федеральным законом. Кроме законодательства, регулирующего оценочную деятельность, особое внимание у оценщиков вызывает законодательство, регулирующее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения относительно объектов оценки.

Основой такого законодательства служит Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс и другие законодательные и нормативные акты, в том числе по приватизации, банкротству, аренде, залогу, ипотеке, доверительному управлению и пр.

Кадастровая оценка недвижимости будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В указанный закон включена глава, регулирующая государственную кадастровую оценку и устанавливающая порядок принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки (соответствующими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, которые могут передавать эти полномочия органам местного самоуправления), порядок формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, порядок определения кадастровой стоимости, составления отчета об определении кадастровой стоимости и экспертизы такого отчета, порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости, их опубликования, а также, в частности, порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (предусматривающий, в том числе, возможность рассмотрения таких споров в специальных комиссиях, порядок работы которых подробно регламентирован). Большинство указанных положений вступит в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона; в отношении них установлены переходные положения, в соответствии с которыми текущая процедура государственной кадастровой оценки земель не изменяется.

С 1 января 2011 года вступит в силу изменение, внесенное в Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц", устанавливающее, что порядок расчета инвентаризационной стоимости подлежащего налогообложению недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (в настоящее время им является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, подведомственная Минэкономразвития РФ).

В Земельный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся, в частности, порядка оценки земельных участков. Установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. До внесения изменений Земельный кодекс РФ предписывал при определении рыночной стоимости земельного участка устанавливать его кадастровую стоимость в процентах от рыночной стоимости.

В перечисленные законодательные акты внесены и другие изменения, в том числе уточняющие ограничения на осуществление оценочной деятельности в отношении оценщиков, имеющих имущественный интерес к объекту оценки, а также, в частности, уточняющие порядок определения видов разрешенного использования земельных участков.

В становлении и развитии оценочной деятельности в Российской Федерации активное участие принимают саморегулируемые организации оценщиков. Законом предусмотрено помимо государственного регулирования саморегулирование деятельности оценщиков. За рубежом саморегулируемые организации оценщиков играют важную роль в регулировании оценочной деятельности. В связи с этим государственное регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации должно быть тесно увязано с саморегулированием оценщиков.

Характеризуя нормативно-правовую базу государственного регулирования оценочной деятельности необходимо так же отметить важность ФЗ №94. Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Действующая в настоящее время правовая основа землепользования, в т. ч. городского землепользования, базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, развитых в ряде Федеральных законов, Указов Президента РФ, законов субъектов РФ, Постановлений Правительства РФ ведомственных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, решений и определений судов различного уровня.

Любая система городского землепользования опирается на Государственный земельный кадастр, который создается и ведется по единым принципам. Это существенно облегчает использование новых решений, отраженных в основных подсистемах кадастра. Краткое описание целей и задач системы городского земельного кадастра и его основное содержание даны ниже. Система земельных отношений в России базируется на фундаментальных положениях, установленных Конституцией РФ, соответствующих как историческим традициям, так и основным мировым стандартам.

В настоящее время широкое распространение в Российской Федерации получила форма владения землей в виде аренды. Договор аренды земельного участка после его подписания и государственной регистрации -- основной правоустанавливающий документ землепользователя. Договором предусматриваются также ответственность сторон за нарушение его условий и разрешение споров в арбитражном порядке.

Кроме аренды, для отдельных категорий землепользователей предусмотрены бессрочное, постоянное пользование и пожизненно наследуемое владение, а также временное возмездное и безвозмездное пользование. Соответствующие условия некоммерческого использования земельных участков юридическими и физическими лицами отражаются в государственных актах и свидетельствах.

Государственный земельный кадастр - это установленная государством система учета и оценки земель и регистрации прав на землю, направленная на регулирование и совершенствование земельных отношений и включающая сведения о правовом, хозяйственно-экономическом, экологическом и природном состоянии городских земель. Учитывая современное определение Недвижимости по Гражданскому кодексу РФ, городской земельный кадастр фактически становится кадастром недвижимости. Государственный земельный кадастр обеспечивает защиту прав как города в целом, так и зарегистрированных землепользователей, инвесторов, обеспечивает государственные и муниципальные органы, юридические и физические лица достоверной информацией о земельной недвижимости, об условиях и формах ее использования. Он включает системы регистрации, учета и кадастровой оценки городских земель, обеспечивающие формирование экономически обоснованных тарифов всех видов земельных платежей, а также сбор земельных платежей в бюджет города.

Основным документом, регламентирующим оценочную деятельность, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм., внесенными от 18.07.2009 №181-ФЗ, в ред. от 01.07.2011 г. №169-ФЗ).

Он основан на Конституции Российской Федерации, а также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации. Многие положения Закона разработаны с учетом прогрессивных, применимых в России методах мировой практики и опыта.

Зарубежный опыт послужил основой для формирования правовых аспектов оценочной деятельности, базовых положений, трактовок различных объектов оценки. Например, формирование основ категории недвижимости, т. е. связь объектов оценки с землей, определение недвижимого имущества, формирование права собственности на объект недвижимости и его ограничения и т. д.

Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает единообразие в определении стоимости движимого и недвижимого имущества вне зависимости от того, принадлежит ли это имущество юридическому или физическому лицу, находится ли оно в государственной или частной собственности.

В нем дан исчерпывающий перечень объектов оценки:

  • - отдельные материальные объекты (вещи);
  • - совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • - право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • - права требования, обязательства (долги);
  • - работы, услуги, информация;
  • - иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Законом установлена: обязательность и основания проведения оценки; обязательные требования к договору между оценщиком и заказчиком; общие требования к содержанию отчета об оценке.

В обязательном порядке оценка проводится в следующих случаях:

  • - при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;
  • - при возникновении спора о стоимости объекта оценки.

Таким образом, произвольное назначение стоимости государственного имущества чиновниками в перечисленных случаях, а также в ряде иных, оговоренных в законе, законом исключается.

Оценочная деятельность может осуществляться на основании: определения суда, арбитражного суда и третейского суда; решения уполномоченного органа; договора. Первые два пункта являются основанием для проведения обязательной оценки, последний - для необязательной.

В перечне случаев, в которых необходима обязательная оценка имущества, отсутствуют сделки, осуществляемые между гражданами. В то же время федеральный закон не препятствует проведению независимой оценки имущества граждан по их желанию, в том числе в случае несогласия с установленным налогообложением.

Правовое регулирование необязательной оценки осуществляется на основе договора, который заключается по общему правилу, в соответствии с ГК РФ. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме существенных условий.

Существенными являются:

  • - основания заключения договора;
  • - вид объекта оценки;
  • - вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
  • - денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
  • - сведения о страховании гражданской ответственности оценщика;
  • - сведения о принадлежности оценщика к соответствующей организации профессиональных оценщиков.

В соответствии со статьей 15 оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Саморегулируемые организации способствуют развитию профессии посредством организации дополнительного обучения и повышения квалификации своих членов, установления этических норм и профессиональных правил, контролируют работу своих членов на предмет соблюдения требований законодательства, федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности и профессиональной этики.

Помимо этого, саморегулируемые организации оценщиков выступают гарантом перед потребителями оценочных услуг за деятельность своих членов. Для этих целей они формируют компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов, который расходуется только в том случае, если для покрытия ущерба, нанесенного виновными действиями оценщика, не хватает суммы страховки. В некоторых случаях саморегулируемые организации вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, вплоть до исключения из состава членов, что фактически является лишением права заниматься оценочной деятельностью.

Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы деятельности негосударственных организаций.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.

Функциями уполномоченных федеральных органов являются:

  • - выработка государственной политики в области оценочной деятельности;
  • - нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки, программы разработки федеральных стандартов оценки, а также разработка федеральных стандартов оценки в случае нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки;
  • - ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
  • - осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Закона;
  • - обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Помимо этого регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности. Национальным советом является некоммерческая организация, созданная саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрированная уполномоченным федеральным органом, членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков. Национальный совет по оценочной деятельности участвует в разработке государственной политики в сфере оценочной деятельности, разрабатывает федеральные стандарты оценки, рассматривает проекты нормативных правовых актов и дает рекомендации по их утверждению уполномоченным федеральным органом, разрабатывает кодекс этики оценщиков и т.д..

Стандартами определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Стандарты оценочной деятельности делятся на две основные категории:

  • 1) федеральные стандарты оценки, которые по букве Закона должны разрабатываться Национальным советом, а потом утверждаться и публиковаться уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;
  • 2) стандарты и правила оценочной деятельности, которые должны разрабатываться и утверждаться каждой СРО оценщиков.

В настоящее время Минэкономразвития России утверждено шесть федеральных стандартов оценки:

ФСО № 1 - «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256). В нем описываются и раскрываются основные понятия, применяемые в области оценки, в том числе закрепляются понятия объектов оценки, цены, стоимости и затрат, подходов к оценке, процесса оценки, определяются основные этапы оценки.

ФСО № 2 - «Цель оценки и виды стоимости» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255). В нем устанавливаются общие критерии определения рыночной стоимости и понятие цели оценки. В Стандарте перечислены основные случаи использования результатов оценки, даны определения видов стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая) и общепринятые случаи применения каждого из них.

ФСО № 3 - «Требования к отчету об оценке» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254). Он содержит требования к содержанию и оформлению отчета об оценке. В Стандарте устанавливаются обязательные разделы отчета об оценке, а также требования к описанию в нем: объекта оценки; информации, используемой при проведении оценки; методологии оценки; расчетов.

ФСО № 4 - «Определение кадастровой стоимости» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508) Содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости (общие требования к определению кадастровой стоимости и порядок её расчета).

ФСО № 5 - «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 328). Стандарт устанавливает виды экспертизы отчета об оценке, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

ФСО № 6 - «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 года № 628). Он устанавливает требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков и обязательность применения данного стандарта аттестационной комиссией Национального совета по оценочной деятельности при определении уровня знаний при проведении единого квалификационного экзамена.

Оценочная деятельность как объект правового регулирования представляет с одной стороны услугу оценщиков - независимых экспертов по определению рыночной стоимости, с другой стороны - юридическим фактом, устанавливающим стоимость объекта оценки для определенных в договоре об оценке целей. Так, юридический факт - это факт реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношении. Поэтому оценка, проведенная в соответствии с законодательством РФ может повлечь за собой определенные правовые последствия.

С развитием в России рыночных отношений категория стоимости имущества из объекта планового регулирования переросла в рыночную категорию. Стоимость имущества определяет намного большее число факторов, по сравнению с плановой экономикой. Определение стоимости, в экономике, где основным фактором цены товара является соотношение спроса и предложения, представляет сложный процесс, осуществление которого требует серьезного экспертного исследования. Экспертное установление стоимости имущества необходимо во многих ситуациях делового оборота, а отчет о стоимости, составленный экспертом оценщиком должен иметь доказательственное значение. В целях упорядочивания деятельности экспертов-оценщиков, а также в целях установления их правового статуса Российская Федерация установила ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность.

Если широко определить понятие оценочной деятельности, то оценка представляет собой суждение кого-либо обладающего специальными знаниями об объекте окружающей действительности. Оценка в рамках законодательства РФ об оценочной деятельности рассматривается в контексте установления суждения о стоимости объекта оценки.

Под оценочной деятельностью, в рамках законодательства об оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Исходя из логики законодательства об оценочной деятельности деятельность, направленная на установление рыночной стоимости, осуществляемая не субъектами оценочной деятельности, не подпадает под регулирование законодательства об оценочной деятельности и не может иметь доказательственного значения и не является рекомендуемой для совершения сделок с имуществом. Однако такая деятельность не запрещена законом. На практике инвестиционные, аналитические компании, другие юридические и физические лица, государственные органы определяют и анализируют стоимость отдельных видов имущества, эта деятельность не запрещена и не может быть запрещена законом, однако такое суждение о стоимости не подпадает под сферу правового регулирования законодательства об оценочной деятельности и не может являться независимым экспертным заключением о стоимости объектов оценки, и не имеет законного доказательственного значения. Таким образом, одним из существенных условий признания доказательственной силы суждения о стоимости объектов оценки является осуществление этой деятельности субъектом оценочной деятельности. Косорукова И.В. Учебное пособие по дисциплине «Основы оценочной деятельности». Московская финансово-промышленная академия, 2005.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно.

Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

  • - определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки;
  • - определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью; данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики;
  • - определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, регулирование оценочной деятельности осуществляется советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (далее - совет по оценочной деятельности), а также национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций оценщиков в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики осуществляется этими саморегулируемыми организациями.

Среди них немаловажным является вопрос ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке, так как риск совершения оценщиком ошибки или упущения при осуществлении своих профессиональных обязанностей является достаточно высоким. Гущин В.В. Правовое регулирование оценочной деятельности. Право и экономика. 2011. № 10 Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности.

Вызывает вопрос создание компенсационного фонда как предназначенного и достаточного для покрытия любых убытков, в частности при возникновении убытков по результатам оценки акций промышленных предприятий - субъектов естественных монополий. В этих случаях убытки могут исчисляться миллиардами рублей.

Идея полного возмещения убытков за счет оценщиков неуместна, следует, как мы считаем, определить иную цель - компенсации в связи с некачественной оценкой ущерба, причиненного клиенту. Образование компенсационного фонда, расширение функций саморегулируемых организаций, а равно и закрепление ответственности за результат оценочной деятельности является фактором, направленным на стимулирование качественного развития рассматриваемых общественных отношений и вытеснение с рынка оценочных услуг недобросовестных оценщиков.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме