Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Национальные меньшинства в России. Этнические меньшинства Правовое регулирование в разных странах мира

Национальные меньшинства - национальности, составляющие по количеству меньшинство по сравнению с основной массой населения определенной территории. Формировались в процессе исторического развития государств под влиянием целого ряда факторов. Американский исследователь Р. Оливер отмечает среди них следующие. Во-первых, осуществляемая в течение многих веков миграция европейцев и их поселение на других континентах, что сопровождалось притеснением местного населения. Во-вторых, насильственная миграция африканского населения американского континента период работорговли в XVII-XIX вв. В-третьих, завоз в период колониализма государствами рабочей силы в те места, где она была необходима. В-четвертых, массовая миграция из бедных стран в богатые во время экономического подъема в 50 - 60-х годах XX ст. В-пятых, распад Австро-Венгерской, Оттоманской империй и т.д., что повлекло возникновение новых государств. По мнению немецкого ученого Ф. Гекмана, в основе образования национальных меньшинств лежат три базовых принципа: а) происхождение (пути формирования); б) структурно-социальное положение в обществе; в) политические ориентации. Соответственно этому, по Ф. Гекманом, национальные меньшинства являются пяти типов: 1. Национальные меньшинства, которые сформировались в результате возникновения наций государств (национальных государств), для которых важным условием было совпадение государственной самоорганизации и этнической принадлежности их населения. "Островки", которые олицетворяли отличную этничность в рамках образования национальных государств, и были национальными меньшинствами. 2. Региональные меньшинства (группы населения), которые по разным причинам вопреки унификации и ассимиляции сохранили этническую идентичность. С. Мігранський тип меньшинств, который имеет две разновидности - поселенческий и рабочий. Первый образуют иммигранты, прибывающие с целью трудоустройства. 4. Колониальный тип национальных меньшинств. Это потомки древнего населения завоеванных и заселенных колонистами территорий, которые в процессе ограбления, истребления и вытеснения лишались унаследованной ими экономической основы жизни и социальную структуру и культуру которых было почти уничтожено, 5.1, наконец, новые национальные меньшинства, образование которых связано со становлением новых национальных государств вследствие чисто колониального разделения территорий и установление границ без учета этнической специфики.

К указанным факторам, которые приводят Г. Оливер и Ф. Гекман, следует добавить и то, что возникновение национальных меньшинств происходило также под влиянием взаимодействия различных этносов в процессе становления и расширения суверенных государств. В целом сформировался мозаичный в национальном плане мир, где проблема меньшинств приобрела универсального характера и встает фактически перед каждым государством, регионом, а в отдельных из них - чрезвычайно остро. Сейчас в мире практически невозможно найти страну, в которой бы все население говорило на одном языке, исповедовало единую религию, мало одинаковые культурные традиции и ценности.

Этничность в постсоветском пространстве: роль в обществе и перспективы: Материалы конференции. - К., 1997; Права человека в Украине / Информ.-аналит. бюл. Укр.-Амер. Бюро защиты прав человека: Вып. 21. Права меньшинств. - К., 1998.

О. Антонюк


Вопрос национальности всегда стоял очень резко. Это обусловлено не только искусственными факторами, но также историческим развитием человечества. В первобытном обществе чужой всегда воспринимался негативно, как угроза или «досаждающий» элемент, от которого хочется избавиться. В современном мире этот вопрос обрёл более цивилизованные формы, но по-прежнему остался ключевым. Осуждать или давать какие-либо оценки не имеет смысла, так как поведением людей в основном руководит стадный инстинкт, когда речь заходит о «чужих».

Что такое национальное меньшинство?

Национальные меньшинства - это группы людей, которые проживают в являясь её гражданами. При этом они не относятся к коренному или оседлому населению территории и считаются отдельной национальной общиной. Меньшинства могут иметь такие же права и обязанности, как обычное население, но отношение к ним зачастую не слишком хорошее в силу множества причин.

Владимир Чаплинский, польский учёный, который тщательно изучал эту тему, считает, что национальные меньшинства - это консолидированные группы людей, которые чаще всего проживают в отдельных регионах страны, стремятся к автономии, при этом не хотят терять своих этнических черт - культуру, язык, религию, традиции и т.д. Численное их выражение значительно меньше обычного населения страны. Также важно, что национальные меньшинства никогда не занимают в государстве доминантного или приоритетного значения, их интересы скорее отодвигаются на второй план. Любое признанное меньшинство должно проживать на территории данной страны довольно длительный срок. Также примечательно, что они нуждаются в особой защите со стороны государства, так как население и отдельные граждане могут относиться слишком агрессивно по отношению к другой национальной группе. Такое поведение очень распространено во всех странах мира, где проживают определённые людей.

Защита прав национальных меньшинств - это ключевой вопрос в ряде стране, ведь мировое принятие меньшинств не ведёт за собой повсеместно изменение. Многие страны только принимают первые законодательные акты, которые будут направлены на защиту меньшинств.

Возникновение данного вопроса

Меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Конечно, понятие возникло и было введено в обиход из-за дискриминации населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.

Но чем же был вызван интерес к меньшинствам? Всё началось в XIX веке, когда многие империи начали распадаться. Это повлекло за собой то, что население оказалось «не у дел». Распад империи Наполеона, Австро-Венгерской, Оттоманской империи, Вторая мировая война - всё это повлекло за собой освобождение множества людей, даже народов. Многие государства получили независимость после краха Советского Союза.

Понятие "представитель национального меньшинства" стало использоваться только в XVII в международном праве. Сначала оно касалось только небольших региональных меньшинств. Чётко сформулированный и правильно составленный вопрос о меньшинствах был поднят лишь в 1899 году на одном из съездов социал-демократической партии.

Точного и единого определения термина нет. Но первые попытки сформировать сущность меньшинств принадлежали австрийскому социалисту О. Бауэру.

Критерии

Критерии национальных меньшинств были выделены в 1975 году. Группа учёных-социологов из Хельсинского университета решила провести объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств:

  • общее происхождение этнической группы;
  • высокая самоидентификация;
  • ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык);
  • наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его.

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений.

Стоит отметить, что страны, национальным меньшинством которых являются очень незначительное количество людей, склонны относиться к ним более терпимо. Это объясняется психологическим феноменом - в малых группах общество не видит угрозы и считает их полностью контролируемыми. Несмотря на количественную составляющую, культура национальных меньшинств - их главное богатство.

Правовое регулирование

Вопрос о меньшинствах был поднят ещё в 1935 году. Тогда Постоянная палата международного правосудия сказала, что наличие меньшинств - вопрос факта, но не права. Неясное законодательное определение национального меньшинства присутствует в 32 пункте Копенгагенского документа СБСК 1990 года. Там сказано, что лицо может принадлежать к любому меньшинству осознанно, то есть по собственному желанию.

Декларация ООН

Меньшинств существует практически в каждой стране мира. В каждой из них существует определенная общность людей со своим этносом, культурой, языком и т.д. Всё это только обогащает коренное население территории. Во множестве стран мира существуют законодательные акты, которые контролируют развитие меньшинств в национальном, культурном и социально-экономическом плане. После того как была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, данный вопрос стал международного уровня. Декларация закрепляет права меньшинств на национальную самобытность, возможность пользоваться своей культурой, говорить на родном языке и иметь свободное вероисповедание. Также меньшинства могут создавать объединения, налаживать контакты со своей этнической группой, проживающей в другой стране, а также участвовать в принятии решений, непосредственно их затрагивающих. Декларация закрепляет обязанности государства по охране и защите национальных меньшинств, учёте их интересов во внешней и внутренней политике, предоставление условий для развития культуры меньшинств и т.д.

Рамочная конвенция

Создание Декларации ООН послужило тому, что в ряде стран Европы начали создаваться законодательные акты, которые раскрывали права и обязанности национальных меньшинств, проживающих на той или иной территории. Стоит заметить, что действительно серьёзным этот вопрос стал только после вмешательства ООН. Теперь вопрос о меньшинствах должен был регулироваться не самостоятельно государством, а исходя из мировой практики.

Начиная с 80-годов активно шло создание, разработка и усовершенствование многостороннего договора. Завершился этот длительный процесс тем, что была принята Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Она указывала на то, что защита меньшинств и предоставление им надлежащих прав стали полноценной частью проекта по отдельного человека. На сегодняшний день Рамочную конвенцию подписали 36 стран мира. Конвенция национальных меньшинствах показала, что миру небезразлична судьба отдельных этнических групп.

В то же время страны СНГ решили принять свой всеобщий закон о защите меньшинств. Повсеместное создание международных документов о национальных меньшинствах говорит о том, что вопрос перестал быть государственным и стал международным.

Проблемы

Нельзя забывать того, что страны, подписывающие получают новые проблемы. Положения Конвенции предполагают значительное изменение законодательства. Таким образом, стране нужно либо менять свою законодательную систему, либо принимать множество отдельных международных актов. Также следует отметить, что ни в каком международном документе нельзя отыскать определение термина «национальные меньшинства». Это приводит к ряду сложностей, так как каждому государству отдельно приходится создавать и находить признаки, которые признаются общими для всех меньшинств. Это всё занимает длительное время, поэтому процесс идёт очень медленно. Несмотря на международную активность в этом плане, на практике всё обстоит несколько хуже. Кроме того, даже созданные критерии часто являются очень неполными и неточными, что порождает массу проблем и недоразумений. Не стоит забывать о негативных элементах каждого общества, которые единственно желают нажиться на том или ином законе. Таким образом, мы понимаем, что проблем в данной области регулирования международным правом очень много. Решаются они постепенно и индивидуально, в зависимости от политики и собственных предпочтений каждого государства.

Правовое регулирование в разных странах мира

Права национальных меньшинств в разных странах мира значительно разнятся. Несмотря на общее и международное принятие меньшинств как отдельной группы людей, которая должна иметь свои права, всё же отношение отдельных политических лидеров может быть субъективно. Отсутствие чётких подробных критериев отбора меньшинства только способствует такому влиянию. Рассмотрим, каково положение и проблемы национальных меньшинств в разных уголках мира.

В документах Российской Федерации не существует конкретного определения термина. Однако он часто применяется не только в международных документах РФ, но также в Конституции России. Стоит отметить, что защита меньшинств рассматривается в разрезе ведения федерации и в разрезе совместного ведения федерации и её субъектов. Национальные меньшинства в России имеют достаточно прав, поэтому нельзя сказать, что РФ слишком консервативная страна.

Украинское законодательство попыталось объяснить термин «национальное меньшинство», говоря, что это определённая группа людей, которые не являются украинцами по национальному признаку, имеют собственное этническое самосознание и общности внутри себя.

В законе Эстонии «О культурной автономии» говорится, что национальное меньшинство - это граждане Эстонии, которые связаны с ней исторически и этнически, давно проживают на территории страны, но отличаются от эстонцев особой культурой, религией, языком, традициями и т.д. Именно это служит признаком самоидентификации меньшинства.

Латвия приняла Рамочную конвенцию. Латвийское законодательство определяет меньшинства как граждан страны, которые отличаются культурой, языком и религией, но на протяжении веков были привязаны к этой территории. Также указывается, что они принадлежи латвийскому обществу, сохраняют и развивают собственную культуру.

В славянских странах отношение к лицам национальных меньшинств более лояльное, чем в других странах мира. Например, национальные меньшинства в России существуют практически на одинаковых правах с коренными россиянами, тогда как в ряде стран меньшинства даже не признаются существующими.

Другие подходы к вопросу

В мире существуют страны, которые отличаются своим особенным подходом к вопросу национальных меньшинств. Причин тому может быть множество. Одна из самых частых - это длительная вековая вражда с меньшинством, которое на протяжении долгого времени затормаживало развитие страны, угнетало коренных жителей и стремилось занять самое выгодное положение в обществе. К странам, которые иначе смотрят на вопрос меньшинств, можно отнести Францию и Северную Корею.

Франция является единственной страной ЕС, которая отказалась от подписания Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Также перед этим Конституционный совет Франции отверг ратификацию Европейской Хартии региональных языков.

В официальных документах страны говорится, что во Франции нет меньшинств, а также, что конституционные соображения не позволяют Франции подписывать международные акты о защите и присоединении национальных меньшинств. Органы ООН считают, что государство должно решительно пересмотреть свои взгляды в этом вопросе, так как официально в стране присутствует множество лингвистических, этнических и религиозных меньшинств, которые должны иметь свои законные права. Тем не менее на данный момент этот вопрос завис в воздухе, так как Франция не желает пересматривать своё решение.

Северная Корея - это страна, которая по многим признакам отличается от других стран мира. Неудивительно, что в этом вопросе она не согласилась с мнением большинства. В официальных документах говорится, что КНДР - это государство одной нации, именно поэтому вопрос о существовании меньшинств не может существовать в принципе. Однако очевидно, что это не так. Меньшинства присутствуют практически везде, это обыкновенный факт, который проистекает из исторических и территориальных аспектов. Что ж, если негласные меньшинства подняты до уровня коренного населения, это только к лучшему. Однако возможен вариант, когда меньшинства сильно ущемляются в своих правах не только со стороны государства, но и со стороны отдельных граждан, которые с ненавистью и агрессией относятся к меньшинствам.

Отношение общества

Закон о национальных меньшинствах в каждой стране соблюдается по-разному. Несмотря на официальное признание меньшинств, в каждом обществе часто встречается дискриминация меньшинств, расизм и социальная изоляция. Причин тому может быть много: разные взгляды на религию, отвержение и неприятие другой национальности как таковой и т.д. Не стоит говорить, что дискриминация обществом - это серьёзная проблема, которая может привести к множеству серьёзных и сложных конфликтов на уровне государства. В ООН вопрос он меньшинствах актуален уже около 60 лет. Несмотря на это, многие государства остаются безразличными к судьбе какой-либо группы внутри страны.

Отношение общества к национальным меньшинствам во многом зависит от политики государства, её интенсивности и убедительности. Многим людям просто нравится ненавидеть, так как за это всё равно не накажут. Однако ненависть никогда не заканчивается просто так. Люди объединяются в группы, и тут начинает проявлять себя массовая психология. То, что один человек никогда бы не сделал из-за страха или морали, вырывается наружу, когда он в толпе. Подобные ситуации действительно имели место быть во многих странах мира. В каждом случае это приводила к ужасным последствия, смертям и покалеченным жизням.

Вопрос о национальных меньшинствах в каждом обществе должен подниматься с самых ранних лет, чтобы дети приучались уважать человека другой национальности и понимать, что у них равные права. Однородного развития данного вопроса в мире нет: некоторые страны активно преуспевают в просвещении, некоторые ещё захвачены первобытной ненавистью и глупостью.

Негативные моменты

Этнические национальные меньшинства имеют множество проблем даже в современном разумном мире. Чаще всего дискриминация меньшинства основывается не на расизме или ненависти, а на обычных факторах, продиктованных социально-экономическим аспектом. Это во многом зависит от государства, которое, скорее всего, не уделяет достаточного внимания социальной защищенности своих граждан.

Чаще всего проблемы возникают в сфере найма на работу, образовании и жильё. Исследования и интервью с многими ведущими экспертами указывают на то, что практика дискриминации национальных меньшинств действительно имеет место быть. Многие работодатели могут отказать в приёме на работу по разным причинам. Особенно такая дискриминация касается прибывших из Азии и лиц кавказской национальности. Если на низком уровне, когда нужна просто дешёвая рабочая сила, этот вопрос менее явен, но при приёме на высокооплачиваемую должность такая тенденция очень ярка.

Что касается образования, то работодатели часто не доверяют дипломам лиц из меньшинств по многим причинам. Действительно существует мнение, что иностранные студенты приезжают просто для того, чтобы получить пластиковое свидетельство об образовании.

Вопрос жилья также остаётся очень актуальным. Обычные граждане не желают рисковать и сдавать родные стены подозрительным лицам. Они предпочитают отказаться от прибыли, чем связываться с лицами другой национальности. Однако каждый вопрос имеет свою цену. Именно поэтому труднее всего приходится иностранным студентам, которые не имеют в своём распоряжении слишком много денег. Те же, кто может себе позволить хорошее существование, чаще всего получают желаемое.

Защита национальных меньшинств - это важный вопрос для всего мирового сообщества, ведь каждый человек вследствие исторических событий может оказаться членом меньшинства. К сожалению, не все страны готовы понять и принять этнические группы, с которыми в прошлом была вражда. Однако защита национальных меньшинств выходит на новый уровень с каждым годом. Это показывает мировая статистика, поскольку правила становятся всё более лояльными.

В Конституции Российской Федерации провозглашен принцип равноправия народов, проживающих на территории России: согласно п "в" ст.71 в ведении РФ находятся "регулирование и защита прав национальных меньшинств", а согласно п. "б" ст.72, в совместном ведении РФ и ее субъектов находится "защита прав национальных меньшинств".

Однако на данный момент само понятие "национальное меньшинство" не нашло своего отражения в законодательных актах РФ.

Международные договоры с Россией также не содержат понятия национального меньшинства, даже такие специализированные, как "Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств" от 1 февраля 1998 г. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.) // Собрание законодательства. 1999. № 11. Ст. 1256.

Таким образом, часто фигурируя в российском праве, понятие "национальное меньшинство", к сожалению, в настоящее время не обрело своего правового определения.

Так все-таки - как можно определить национальные меньшинства? Национальные меньшинства - это группы людей, которые проживают в определенной стране, являясь её гражданами. При этом они не относятся к коренному или оседлому населению территории и считаются отдельной национальной общиной. Меньшинства могут иметь такие же права и обязанности, как обычное население, но отношение к ним зачастую не слишком хорошее в силу множества причин. См.: Правоведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Комковой. - М.: Проспект, 2013. - С. 74.

Можно также считать, что национальные меньшинства - это консолидированные группы людей, которые чаще всего проживают в отдельных регионах страны, стремятся к автономии, при этом не хотят терять своих этнических черт - культуру, язык, религию, традиции и т.д. Численное их выражение значительно меньше обычного населения страны.

Также важно, что национальные меньшинства никогда не занимают в государстве доминантного или приоритетного значения, их интересы скорее отодвигаются на второй план. Любое признанное меньшинство должно проживать на территории данной страны довольно длительный срок. Также примечательно, что они нуждаются в особой защите со стороны государства, так как население и отдельные граждане могут относиться слишком агрессивно по отношению к другой национальной группе.

Такое поведение очень распространено во всех странах мира, где проживают определённые этнические группы людей. Защита прав национальных меньшинств - это ключевой вопрос в ряде стране, ведь мировое принятие меньшинств не ведёт за собой повсеместно изменение. Многие страны только принимают первые законодательные акты, которые будут направлены на защиту меньшинств.

Права национальных меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Конечно, понятие возникло и было введено в обиход из-за дискриминации населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.

Но чем же был вызван интерес к меньшинствам? Всё началось в XIX веке, когда многие империи начали распадаться. Это повлекло за собой то, что население оказалось "не у дел". Распад империи Наполеона, Австро-Венгерской, Оттоманской империи, Вторая мировая война - всё это повлекло за собой освобождение множества людей, даже народов. Многие государства получили независимость после краха Советского Союза.

По мнению ряда ученых, национальные меньшинства - это часть представителей данной нации, проживающая в инонациональной среде за пределами традиционного поселения, но продолжающая сохранять свою самобытность, язык и культуру. Тэпс Д. Соотношение понятий национальных меньшинств и коренных малочисленных народов // История государства и права. 2006. № 1. - С. 16.

Национальными меньшинствами признаются граждане РФ, которые не имеют на территории РФ своих национально-государственных и национально-территориальных образований и не относятся к коренным малочисленным народам Энциклопедический словарь конституционного права // http: //constitutional_law. academic.ru/263/. .

Общим для понятий подобного рода является то, что согласно их трактовке граждане, относящиеся к национальным меньшинствам, не имеют своего национально-государственного образования на территории РФ и не являются коренным населением данного государства.

Другие ученые считают, что коренные народы (в том числе и малочисленные) представляют собой разновидность национальных меньшинств, поскольку обладают всеми признаками последних: своеобразием этических характеристик по отношению к другой части населения страны, деноминирующей численностью и негосподствующим положением в государстве или регионе проживания, стремлением сохранить свою самобытность См.: Пешперова И.Ю. Международно-правовая регламентация прав коренных народов // Правоведение. - 1998. № 1. - С. 21. .

Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации" от 19. 04.1991 г. № 1032-1 (в последней ред. ФЗ от 09. 03.2016 г. № 66-ФЗ) // Российская газета. 1996. 06 мая; 2016. 11 марта. отнес к национальным меньшинствам и коренные малочисленные народы Российской Федерации.

Некоторые ученые, к примеру, С.О. Иванов, считают, что на практике отдельные народы в РФ были признаны национальными меньшинствами посредством заключения двусторонних международных договоров, заключенных Россией См.: Иванов С.О. Правовая защита национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации // Конституция РФ, конституционная реформа и реформа отраслевого законодательства. Брянск. 2008. - С. 101. .

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве отнесло к национальным меньшинствам азербайджанское меньшинство, проживающее на территории РФ.

Такие соглашения были заключены со многими бывшими союзными республиками, подтверждая тем самым их право считаться национальным меньшинством на территории нашего государства.

Фактически ни один федеральный нормативный акт не дает четкого понятия национального меньшинства, хотя существует множество законодательных актов (Конституция РФ 1993 г., в первую очередь), которые направлены на защиту национальных меньшинств. В условиях нашей страны, когда национальные меньшинства составляют почти 1/5 населения России, принятие Федерального закона "О национальных меньшинствах" является более чем актуальным. См.: Долотказина А.А. Понятие «национальные меньшинства" в Российской Федерации / Вестник ТИСБИ. 2010. № 4. - С. 16.

Этот закон не только даст определение национальных меньшинств, но и на практике будет способствовать осуществлению конституционных принципов, направленных на равноправие всех граждан и всяческую защиту и поддержку национальных меньшинств, а принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ позволят осуществить это и в регионах нашей страны.

Группа учёных-социологов из Хельсинского университета в 1975 году провела объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств: общее происхождение этнической группы; высокая самоидентификация; ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык); наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его. См.: Васильева Н.Л. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации: Автореф. дисс.... к. ю. н. - Хабаровск: 2014. - 32 с.

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений. Ещё одним критерием можно считать положительную дискриминацию, при которой меньшинствам даётся много прав в разных сферах жизни общества.

Такая ситуация возможна только при правильной политике государства. Стоит отметить, что страны, национальным меньшинством которых являются очень незначительное количество людей, склонны относиться к ним более терпимо. Это объясняется психологическим феноменом - в малых группах общество не видит угрозы и считает их полностью контролируемыми. Несмотря на количественную составляющую, культура национальных меньшинств - их главное богатство.

Что касается сущности термина "национальное меньшинство", то это понятие относительное.

Иными словами, в некоторых регионах (это касается в основном национальных республик) в меньшинстве могут оказаться представители титульной нации страны, то есть русские.

Не редкими являются случаи, когда представители одного народа (который может и не составлять большинство населения), используя свое представительство во власти и пользуясь своим служебным положением, принимает решения в интересах лиц своей национальности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА

Попытки дать официальное определение национального меньшинства обусловлены необходимостью защиты тех или иных групп. Имеющиеся определения национального меньшинства можно классифицировать по двум основным группам в зависимости от взглядов того или иного ученого на понятие нации. Современная наука не выработала единого подхода к понятиям «нация» и «национальность». До настоящего времени в западной (прежде всего в англо- и франкоязычной) литературе и практике категории нации и национальности применяются скорее в политико-правовом, нежели этническом значении. Так, Большой юридический словарь содержит два определения понятия «нация»: 1) в теории конституционного права - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки; 2) в конституционном праве англо- и романоязычных стран - термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан» . Примечательно, что в международно-правовых документах, как и в самом названии Организации Объединенных Наций, слово «нация» употребляется в значении «государство». В немецкой и российской науке и повседневном обиходе возобладало понятие нации как типа этноса. Тем не менее исследователи подчеркивают разницу между нацией-государством и нацией-этносом. Если первое включает в себя совокупность граждан одного государства, то второе - людей одного этнического происхождения независимо от гражданства .

Заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по делам национальностей Российской Федерации Ю.Д.Дубровин приводит следующее определение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, применимое в специфических условиях России. Это «граждане Российской Федерации, которые проживают компактно или дисперсно на ее территории за пределами своей исторической этносреды, не относятся к малочисленным коренным народам и имеют такие устойчивые отличия, как язык, самобытную культуру, религию, объединены общим самоназванием и единым самосознанием» . Следует обратить внимание, что в данном определении отсутствует такой общепринятый критерий, как критерий длительности проживания в данном государстве, который исключал бы иммигрантов; также примечательно, что проводится попытка разграничения понятий «национальное меньшинство» и «коренные малочисленные народы» как непересекающихся между собой.

Известный российский исследователь С.С.Юрьев приводит следующее определение национального меньшинства: «национальное меньшинство есть юридическая категория, характеризующая самоорганизованные на основе группового правосознания социальные (прежде всего - этнические) общности, состоящие из лиц, легально находящихся и проживающих на территории данного государства, но не являющихся иностранными гражданами, для которых из-за этнических, языковых, религиозных или культурных признаков в силу действующего внутригосударственного законодательства ограничена или затруднена возможность реализации прав и свобод человека, безусловно распространяющихся на «государствообразующее» (основное) население государства» . Следует отметить, что в данном случае национальные меньшинства понимаются очень широко. Сюда включаются и трудящиеся мигранты, и беженцы, которые могут находиться на территории легально. Также получается, что наличие определенных языковых или культурных особенностей у группы людей может служить основанием для зачисления в национальное меньшинство. Такой широкий подход представляется вряд ли обоснованным.

После Второй мировой войны понятие меньшинства разрабатывалось на сессиях подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1947 и 1950 гг., на иных международных форумах. В 1977 г. специальный докладчик названной подкомиссии Ф.Капоторти в целях реализации статьи 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предложил определение, согласно которому меньшинство - это «меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой - граждане этого государства - обладают с этнической, религиозной или языковой точек зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют, пусть даже косвенное, чувство солидарности в целях сохранения своей культуры, своих традиций, религии или языка» . В этом определении, таким образом, наличествуют пять признаков группы, квалифицирующих ее в меньшинство: 1) критерий численного меньшинства; 2) критерий недоминирования; 3) критерий наличия гражданства: 4) критерий самобытности; 5) критерий солидарности. Многие авторы делят эти критерии на объективные и субъективные ; можно также подразделить их на качественные и количественные . По мнению А.Х.Абашидзе, данная дефиниция является рабочим определением, и последующие попытки не внесли в это понятие «ничего существенно нового» .

Весьма интересен взгляд на вопрос об определении национального меньшинства российских исследователей И.П.Блищенко и А.Х.Абашидзе. Представляя ситуацию с национальными меньшинствами, сложившуюся после распада СССР и образования новых независимых государств, они предлагают новый критерий определения национального меньшинства: «Одним из критериев должно быть дискриминационное положение наций и народов в том или ином регионе... На наш взгляд, критерий дискриминации является не только основным для международной защиты, но и для определения самих меньшинств, нуждающихся в защите... Мы отдаем себе отчет, что введенный нами признак дискриминации ограничивает объем понятия «национальное меньшинство» только теми группами населения, которые подвергаются ограничению в правах и свободах, и что в реальной жизни есть такие национальные меньшинства, которые не подвергаются дискриминации» .

Следует отметить, что такая точка зрения не лишена уязвимости, и, видимо, прав В.В.Кочарян, утверждая, что критерий дискриминации весьма уместен при определении необходимости международной защиты национального меньшинства, но сомнительно, что он может быть признан таковым для определения национального меньшинства как такового в силу заложенной в него определенной противоречивости, так как, чтобы установить факт дискриминации, необходимо наличие «ограничения в правах и свободах», а последние должны быть сформулированы относительно субъекта этих прав - меньшинства, которое в свою очередь определяется через критерии дискриминации. Таким образом, налицо порочный круг: субъект прав не может быть определен через признак нарушения этих прав .

В свою очередь В.В.Кочарян предлагает понимать национальное меньшинство максимально широко, вводя в определение национальных меньшинств альтернативность критериев численного меньшинства и недоминирования. Такой подход видится им «наиболее принципиальным и всеохватывающим, гарантирующим, что ни одно меньшинство, будь то в численном и «негосподствующем» смысле, ни одна группа, нуждающаяся в охране своих прав, не останутся вне понятия национального меньшинства и, соответственно, вне системы международной защиты» .

Одним из критериев для национального меньшинства в правовой литературе нередко называется наличие у членов группы гражданства данного государства. Данный критерий следует считать вполне обоснованным, ибо правовое положение иностранцев и апатридов регулируется обычным правом и специальными международными договорами. Такое явление новейшего времени, как трудящиеся-мигранты, по мнению В.В.Кочаряна, «должны рассматриваться как отдельная проблема, что подтверждает и международная практика по этому вопросу, в частности, принятие отдельных документов, регулирующих эту проблематику» . Вместе с тем следует отметить иную позицию по этому вопросу Европейской комиссии за демократию через право, которая в «Докладе о негражданах и правах меньшинств», принятом на пленарном заседании этой организации 15-16 декабря 2006 г. в Венеции, отмечает, что критерий гражданства не следует рассматривать как элемент определения меньшинства, но более уместным для государств является рассматривать его как одно из условий для доступа к определенным правам меньшинств .

Следует также отметить, что, как верно отмечает британский исследователь Т.Х.Меллой, проблема определения национального меньшинства - это не только проблема соотношения универсального и частного подхода, но также и проблема «мультиконтекстуализации», то есть понимания, что национальные меньшинства - не статичные закрытые однородные группы с ясно определенными границами и идентичностью. Индивидуальный член национального меньшинства в разных случаях может принадлежать и считать себя принадлежащим к разным группам в разное время. Феномен индивидуальной множественной самоидентификации не может в принципе найти отражения ни в одном международном определении национального меньшинства .

Категория «национальное меньшинство» в официальном обиходе появилась недавно, когда указанное словосочетание было употреблено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном 1 августа 1975 г. в Хельсинки . На универсальном уровне термин национального меньшинства начинает употребляться лишь в конце ХХ века с принятием Декларации ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 18 декабря 1992 г., которая, однако, не дает каких-либо толкований этой категории . Более того, ни в одном из международных правовых актов нет определения термина «национальное меньшинство». Исключением не может служить и Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 г., где дается определение не самих национальных меньшинств как коллективных субъектов, но лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам . Это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы и создает проблемы с выработкой каждым государством своего понятия «национального меньшинства» в соответствии с историческими особенностями формирования указанных этносов.

Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г. не дает определения этого термина . Это значит, что нет ясного соглашения о типах групп, покрываемых Конвенцией. Пояснительная записка в параграфе 12 говорит, что составители решили принять данный «прагматичный подход» из-за того, что они посчитали невозможным сформулировать определение, которое вряд ли получило бы поддержку у всех государств - членов Совета Европы. Этот прагматичный подход был также принят Верховным комиссаром ОБСЕ по национальным меньшинствам. Важно отметить, что и в других международных инструментах нет консенсуса по определению национального меньшинства. Можно констатировать, что в международной практике категория меньшинств рассматривается скорее как вопрос факта, а не права .

Заслуживает внимания также выделение некоторыми западными исследователями, наряду с национальными, этнических меньшинств. Так, польский исследователь А.Порембский определяет, что в отличие от классически понимаемых национальных меньшинств - это группы, культура которых не защищается ни в каком ином государстве-нации. Этнические меньшинства находятся, таким образом, в более трудной ситуации, так как существование их культуры должно опираться на иные основания, нежели государство-нация, а значит, по определению, является более затрудненным и подверженным опасностям . Следует отметить, что такое разграничение понятий закреплено и в польском национальном законодательстве о национальных меньшинствах .

Говоря о национальных меньшинствах, нельзя пройти мимо вопроса о так называемых «новых меньшинствах», поднимаемом западными учеными. Следует отметить, что этнические процессы в Европе после Второй мировой войны проходят в двух измерениях: первое, историческое, относится к автохтонным, или «автохтонизированным» меньшинствам и этническим группам и является сравнительно стабильным; второе, современное измерение, связано с «новыми меньшинствами», которые прибыли, как правило, в качестве рабочей силы и поселились в странах Западной Европы. Число последних постоянно растет из-за постоянной иммиграции и естественного прироста. Присутствие иммигрантов ставит перед принимающими государствами необходимость принятия мер по их адаптации и интеграции, тем более, что в настоящее время практически невозможно остановить наплыв иммигрантов . В последнее время система защиты национальных меньшинств в Европе не охватывает мигрантов. В большинстве стран Европы защищены лишь исторические национальные и этнические меньшинства.

Британский исследователь Т.Х.Меллой считает неоправданным распространение понятия национального меньшинства на добровольных или вынужденных иммигрантов. Будучи национальными по названию, иммигранты, которые живут разбросанно среди населения большинства, такие как турки в Германии и Скандинавии, иммигранты из прежних колоний, живущие в Великобритании, Франции, Нидерландах и Португалии, албанцы в Италии, африканцы в Италии и Испании, не рассматриваются как автохтонные национальные меньшинства. Чаще всего они называются «новыми меньшинствами», а сам Т.Х.Меллой предлагает обозначать их термином «этнические группы». При внешней схожести с автохтонными национальными группами, в отличие от них, представители этнических групп решили покинуть свои национальные группы и родную землю, как правило, ради экономических интересов. Различие между национальным и этническим меньшинством в данном случае является решающим. Хотя этнические группы могут также быть тесно связаны со своим родным государством, считается, что они имеют меньшую привязанность, так как в свое время эмигрировали добровольно .

На основании всего вышесказанного можно выделить следующие критерии, которые могут быть положены в определение национального меньшинства как правовой категории:

1) критерий этнического отличия национального меньшинства от основного населения государства - титульной, доминирующей нации (этноса), что выражается в наличии языковых, культурных, религиозных особенностей, особенностей традиций, образа жизни, позволяющих констатировать отдельный этнос;

2) критерий гражданства;

3) критерий длительной исторической связи данной группы с территорией государства, в котором они постоянно проживают;

4) «недоминирующий» характер данной группы, что означает, что фактически, на практике, основная государственная административная, финансовая, правовая и моральная поддержка оказывается поддержанию иной национальной (этнической) культуры;

5) критерий наличия у данной социальной группы воли к сохранению и поддержанию собственной идентичности, своих национально-культурных, религиозных, языковых особенностей.

Не случайно здесь пропущен критерий численного меньшинства. Он не является определяющим. Достаточно констатации недоминирующего положения этноса в государстве.

Следует подчеркнуть, что национальное меньшинство - это, прежде всего, этнос (или часть этноса) - коллективное образование, обладающее собственной волей. Как утверждает Л.В.Андриченко, «этническое, религиозное или языковое меньшинство определяется прежде всего наличием группового самосознания, одним из элементов которого является коллективная воля группы к выживанию. Наличие такой воли - решающее условие выживания меньшинства, особенно в национальном государстве с недемократическим режимом» . Этнос - это не простая совокупность людей со сходными характеристиками, но определенная духовная реальность, объединяющая людей в единый организм. Человек осознает свою принадлежность к данному образованию, сопереживает ему. Представляется, что правовой защитой должны пользоваться не только индивиды - представители этноса, но и сам этнос - определенная духовная реальность, носителями которой в той или иной степени является определенная группа граждан, причисляющих себя к этому этносу. Такой подход должен однозначно и положительно решить вопрос о признании коллективной природы прав меньшинств.

Уместно отметить, что понятие этноса также весьма спорное и неоднозначное в науке. Так, современный российский этнолог Ю.В.Бромлей приводит следующее определение этноса: «этнос (или этнос в узком значении этого термина) может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» . Русский философ и этнолог Л.Н.Гумилев определял этнос как «коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени». Этнос - коллектив особей, имеющий неповторимую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения, причем обе составляющие динамичны. Этнос - элементарное явление, не сводимое ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям .

Автор считает не совсем корректным определять национальное меньшинство через наличие у группы людей определенных культурных, этнических, религиозных, языковых особенностей, как это уже традиционно сложилось в доктрине и законодательной практике государств. Наличие только культурных, или религиозных, или иных характеристик еще недостаточно для констатации этноса, а значит, и национального меньшинства. Например, старообрядцы в России обладают яркими особенностями быта, традиций, религии, характера и даже языка, обладают самоназванием и самосознанием, но вряд ли кто-нибудь посмеет сказать, что они представляют собой национальное меньшинство. Так, Л.Н.Гумилев утверждает, что «нет ни одного признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими, а иногда - нет. Вынести за скобки можно только одно - признание каждым человеком: «Мы такие-то, а все прочие другие»» . Представляется, что наличие этих признаков в существующих на сегодняшний день доктринальных и легальных определениях национального меньшинства имеет целью указать именно на то, что речь идет именно об этносе, этнической группе.

Может возникнуть вопрос, не лучше ли было бы тогда говорить не о национальных меньшинствах, а об этнических? В данном случае автор предлагает разграничивать понятия национального и этнического меньшинства следующим образом. Каждое национальное меньшинство по определению является и этническим меньшинством, но не каждое этническое меньшинство в государстве является национальным. Национальными признаются этнические меньшинства, которые имеют длительную историческую связь с территорией государства, в котором они проживают, т.е. не являются иммигрантами или беженцами, и, значит, обладают определенными моральными правами на данную территорию, данная земля для них родная. Это вовсе не означает, что этнические группы, не признаваемые национальными, не могут обладать культурными или языковыми правами, вовсе нет, но эти права должны регулироваться иными правовыми институтами, и объем прав у них должен быть несколько иным. Иными словами, «принцип почвы», т.е. традиционная историческая укорененность на территории государства, является определяющим для констатации национального меньшинства.

Такой критерий длительной исторической связи именно с территорией данного государства, а не с государством, подчеркивает, что данный этнос обладает более высокими моральными правами на существование и поддержание своей самобытности, нежели иные группы, не признаваемые национальными меньшинствами, например иммигранты, которые приезжают на территорию данного государства, как правило, из прагматических интересов; беженцы, которые должны рассматриваться, прежде всего, как временно пребывающие на территории данного государства лица.

Представляется, что одной из основных задач правового института защиты национальных меньшинств является поддержание межэтнического мира и согласия, что может быть достигнуто через предоставление этносам более или менее равных возможностей для существования и развития, независимо, обладает ли этнос своим государством или нет, оказалась ли этническая группа по ту или иную сторону государственной границы. Данный тезис может служить определенным этическим идеалом, к которому следует стремиться, закрепляя правовой статус национальных меньшинств. Национальные меньшинства - коллективные субъекты права, этносы или части этносов, которым «не повезло» создать собственное государство или оказаться в границах родного государства. Вряд ли когда-нибудь будет возможным признание правового принципа равенства этносов, как невозможно и создание отдельного государства для каждого этноса, но возможно и необходимо признание за каждым этносом права на существование, развитие, сохранение собственной идентичности, самовыражение и пропаганду своих идей и ценностей.

В приведенном выше ряду критериев наиболее важным представляется критерий наличия у группы воли к сохранению и поддержанию своей идентичности, самосознания, чувства солидарности в целях сохранения своих традиций, культуры, языка. Причем, как отмечал еще Р.Давид, критерий самосознания является определяющим для формирования самой нации (народа): «Человек не является рабом ни расы, ни языка, ни своей религии, ни течения рек, ни направленности горных цепей. Крупная совокупность людей, здоровая духом и холодная сердцем, созданная единым моральным сознанием, которая называется нацией» . В то же время следует весьма осторожно относиться к данному критерию. Теоретически возможна такая ситуация, когда этнос прекращает свое существование и ассимилируется иными, более сильными этносами добровольно. Однако следует учитывать, что в тоталитарных и авторитарных государствах выражение воли к самосохранению у недоминирующих этносов может быть затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Поэтому следует признать презумпцию наличия такой воли у каждого существующего этноса.

Таким образом, на основании вышесказанного можно дать следующее определение национального меньшинства как юридической категории: национальное меньшинство представляет собой этническую группу (этнос) граждан данного государства, отличную от государствообразующего доминирующего этноса (этносов), которая имеет длительную историческую связь с территорией данного государства, обладающая самосознанием и волей к самосохранению и поддержанию своей идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

нация этнический меньшинство государство

1. Большой юридический словарь / под. ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Кругских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - VI. - С. 402-403.

2. Юрьев, С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты) / С.С. Юрьев. - 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 259.

3. Дубровин, Ю.Д. Проблема правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации / Ю.Д. Дубровин // Московский центр права [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.lawcenter.ru/publisher/c2.htm. - Дата доступа: 25.03.2009.

4. Юрьев, С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). - С. 259.

5. Юрьев, С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). - С. 16-17.

6. Malloy, T.H. National Minority Rights in Europe / T.H. Malloy. - New York: Oxford University Press, 2005. - С. 19.

7. Кочарян, Н.Н. Национальные меньшинства и их защита в международном праве / Н.Н.Кочарян // Правоведение. - 1995. - № 2. - С. 24.

8. Абашидзе, А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву / А.Х. Абашидзе. - М., 1996. - С. 176.

9. Блищенко, И.П. Права национальных меньшинств в свете мирового опыта / И.П. Блищенко, А.Х. Абашидзе // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. - C. 123-126.

10. Кочарян, Н.Н. Национальные меньшинства и их защита в международном праве. - С. 37.

11. Там же. - С. 37-38.

12. Там же. - С. 38.

13. Report on non-citizens and minority rights (Venice, 15-16 December 2006). - European Commission for Democracy through Law: Strasbourg, 2007. - С. 38.

14. Malloy, T.H. National Minority Rights in Europe. - С. 20.

15. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1 авг. 1975 г. // Абарона правоў асоб, якія належаць да нацыянальных супольнасцей Рэспублікі Беларусь: даведнік / склад. Н.В. Ходар. - Мінск: Энцыклапедыкс, 2006. - С. 70-76.

16. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 дек. 1992 г. // Абарона правоў асоб, якія належаць да нацыянальных супольнасцей Рэспублікі Беларусь: даведнік / склад. Н.В. Ходар. - Мінск: Энцыклапедыкс, 2006. - С. 11-12.

17. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 г. // Абарона правоў асоб, якія належаць да нацыянальных супольнасцей Рэспублікі Беларусь: даведнік / склад. Н.В. Ходар. - Мінск: Энцыклапедыкс, 2006. - С. 91-94.

18. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февр. 1995 г. // Права национальных меньшинств. Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: сб. док. / под общ. ред. О.О. Миронова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - С. 107-108.

19. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Руководство для НПО // Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма [Электронный ресурс]. - Симферополь, 2002. - Режим доступа: http://www1.umn.edu/humanrts/russian/hrtsbook/Rngoguide_minorities.html. - Дата доступа: 31.03.2009.

20. Porebski, A. Problematyka autochtonicznych grup etnicznych we wspolczesnej Europie / A. Porebski // Mniejszo ci narodowe i etniczne w procesach transformacji oraz integracji. - Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Sklodowskiej, 2006. - C. 54.

21. О национальных и этнических меньшинствах и о региональном языке: Закон Респ. Польша, 6 янв. 2005 г. / пер. с пол. В.В. Липницкий // Основы конституционного права Республики Польша / А.Е. Вашкевич. - Минск, 2007. - С. 434-452.

22. Michalik, E. Polityka panstw Europejskich wobec nowych mniejszosci / E. Michalik // Mniejszosci narodowe i etniczne w procesach transformacji oraz integracji. - Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Sklodowskiej, 2006. - C. 125.

23. Malloy, T.H. National Minority Rights in Europe. - С. 23.

24. Андриченко, Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации / Л.В. Андриченко. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. - С. 43.

25. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей; послесл. Н.Я. Бромлей. - 2-е изд., доп. - М.: Изд. ЛКИ, 2008. - С. 57-58.

26. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - С. 53-93.

27. Там же. - С. 53-93.

28. David, R. Q"est-ce-qu"une nation? Conferance prononcee a la Sorbonne, le 11 mars 1882 / R. David // . - 2008. - Mode of access: http://www2.ac-lyon.fr/enseigne/ses/ecjs/renan.html. - Date of access: 05.04.2009. - С. 9.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА

Попытки дать официальное определение национального меньшинства обусловлены необходимостью защиты тех или иных групп. Имеющиеся определения национального меньшинства можно классифицировать по двум основным группам в зависимости от взглядов того или иного ученого на понятие нации. Современная наука не выработала единого подхода к понятиям «нация» и «национальность». До настоящего времени в западной (прежде всего в англо- и франкоязычной) литературе и практике категории нации и национальности применяются скорее в политико-правовом, нежели этническом значении. Так, Большой юридический словарь содержит два определения понятия «нация»: 1) в теории конституционного права - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки; 2) в конституционном праве англо- и романоязычных стран - термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан» . Примечательно, что в международно-правовых документах, как и в самом названии Организации Объединенных Наций, слово «нация» употребляется в значении «государство». В немецкой и российской науке и повседневном обиходе возобладало понятие нации как типа этноса. Тем не менее исследователи подчеркивают разницу между нацией-государством и нацией-этносом. Если первое включает в себя совокупность граждан одного государства, то второе - людей одного этнического происхождения независимо от гражданства .

Заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по делам национальностей Российской Федерации Ю.Д.Дубровин приводит следующее определение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, применимое в специфических условиях России. Это «граждане Российской Федерации, которые проживают компактно или дисперсно на ее территории за пределами своей исторической этносреды, не относятся к малочисленным коренным народам и имеют такие устойчивые отличия, как язык, самобытную культуру, религию, объединены общим самоназванием и единым самосознанием» . Следует обратить внимание, что в данном определении отсутствует такой общепринятый критерий, как критерий длительности проживания в данном государстве, который исключал бы иммигрантов; также примечательно, что проводится попытка разграничения понятий «национальное меньшинство» и «коренные малочисленные народы» как непересекающихся между собой.

Известный российский исследователь С.С.Юрьев приводит следующее определение национального меньшинства: «национальное меньшинство есть юридическая категория, характеризующая самоорганизованные на основе группового правосознания социальные (прежде всего - этнические) общности, состоящие из лиц, легально находящихся и проживающих на территории данного государства, но не являющихся иностранными гражданами, для которых из-за этнических, языковых, религиозных или культурных признаков в силу действующего внутригосударственного законодательства ограничена или затруднена возможность реализации прав и свобод человека, безусловно распространяющихся на «государствообразующее» (основное) население государства» . Следует отметить, что в данном случае национальные меньшинства понимаются очень широко. Сюда включаются и трудящиеся мигранты, и беженцы, которые могут находиться на территории легально. Также получается, что наличие определенных языковых или культурных особенностей у группы людей может служить основанием для зачисления в национальное меньшинство. Такой широкий подход представляется вряд ли обоснованным.

После Второй мировой войны понятие меньшинства разрабатывалось на сессиях подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1947 и 1950 гг., на иных международных форумах. В 1977 г. специальный докладчик названной подкомиссии Ф.Капоторти в целях реализации статьи 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предложил определение, согласно которому меньшинство - это «меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой - граждане этого государства - обладают с этнической, религиозной или языковой точек зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют, пусть даже косвенное, чувство солидарности в целях сохранения своей культуры, своих традиций, религии или языка» . В этом определении, таким образом, наличествуют пять признаков группы, квалифицирующих ее в меньшинство: 1) критерий численного меньшинства; 2) критерий недоминирования; 3) критерий наличия гражданства: 4) критерий самобытности; 5) критерий солидарности. Многие авторы делят эти критерии на объективные и субъективные ; можно также подразделить их на качественные и количественные . По мнению А.Х.Абашидзе, данная дефиниция является рабочим определением, и последующие попытки не внесли в это понятие «ничего существенно нового» .

Весьма интересен взгляд на вопрос об определении национального меньшинства российских исследователей И.П.Блищенко и А.Х.Абашидзе. Представляя ситуацию с национальными меньшинствами, сложившуюся после распада СССР и образования новых независимых государств, они предлагают новый критерий определения национального меньшинства: «Одним из критериев должно быть дискриминационное положение наций и народов в том или ином регионе... На наш взгляд, критерий дискриминации является не только основным для международной защиты, но и для определения самих меньшинств, нуждающихся в защите... Мы отдаем себе отчет, что введенный нами признак дискриминации ограничивает объем понятия «национальное меньшинство» только теми группами населения, которые подвергаются ограничению в правах и свободах, и что в реальной жизни есть такие национальные меньшинства, которые не подвергаются дискриминации» .

Следует отметить, что такая точка зрения не лишена уязвимости, и, видимо, прав В.В.Кочарян, утверждая, что критерий дискриминации весьма уместен при определении необходимости международной защиты национального меньшинства, но сомнительно, что он может быть признан таковым для определения национального меньшинства как такового в силу заложенной в него определенной противоречивости, так как, чтобы установить факт дискриминации, необходимо наличие «ограничения в правах и свободах», а последние должны быть сформулированы относительно субъекта этих прав - меньшинства, которое в свою очередь определяется через критерии дискриминации. Таким образом, налицо порочный круг: субъект прав не может быть определен через признак нарушения этих прав .

В свою очередь В.В.Кочарян предлагает понимать национальное меньшинство максимально широко, вводя в определение национальных меньшинств альтернативность критериев численного меньшинства и недоминирования. Такой подход видится им «наиболее принципиальным и всеохватывающим, гарантирующим, что ни одно меньшинство, будь то в численном и «негосподствующем» смысле, ни одна группа, нуждающаяся в охране своих прав, не останутся вне понятия национального меньшинства и, соответственно, вне системы международной защиты» .

Одним из критериев для национального меньшинства в правовой литературе нередко называется наличие у членов группы гражданства данного государства. Данный критерий следует считать вполне обоснованным, ибо правовое положение иностранцев и апатридов регулируется обычным правом и специальными международными договорами. Такое явление новейшего времени, как трудящиеся-мигранты, по мнению В.В.Кочаряна, «должны рассматриваться как отдельная проблема, что подтверждает и международная практика по этому вопросу, в частности, принятие отдельных документов, регулирующих эту проблематику» . Вместе с тем следует отметить иную позицию по этому вопросу Европейской комиссии за демократию через право, которая в «Докладе о негражданах и правах меньшинств», принятом на пленарном заседании этой организации 15-16 декабря 2006 г. в Венеции, отмечает, что критерий гражданства не следует рассматривать как элемент определения меньшинства, но более уместным для государств является рассматривать его как одно из условий для доступа к определенным правам меньшинств .

Следует также отметить, что, как верно отмечает британский исследователь Т.Х.Меллой, проблема определения национального меньшинства - это не только проблема соотношения универсального и частного подхода, но также и проблема «мультиконтекстуализации», то есть понимания, что национальные меньшинства - не статичные закрытые однородные группы с ясно определенными границами и идентичностью. Индивидуальный член национального меньшинства в разных случаях может принадлежать и считать себя принадлежащим к разным группам в разное время. Феномен индивидуальной множественной самоидентификации не может в принципе найти отражения ни в одном международном определении национального меньшинства .

Категория «национальное меньшинство» в официальном обиходе появилась недавно, когда указанное словосочетание было употреблено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном 1 августа 1975 г. в Хельсинки . На универсальном уровне термин национального меньшинства начинает употребляться лишь в конце ХХ века с принятием Декларации ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 18 декабря 1992 г., которая, однако, не дает каких-либо толкований этой категории . Более того, ни в одном из международных правовых актов нет определения термина «национальное меньшинство». Исключением не может служить и Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 г., где дается определение не самих национальных меньшинств как коллективных субъектов, но лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам . Это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы и создает проблемы с выработкой каждым государством своего понятия «национального меньшинства» в соответствии с историческими особенностями формирования указанных этносов.

Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г. не дает определения этого термина . Это значит, что нет ясного соглашения о типах групп, покрываемых Конвенцией. Пояснительная записка в параграфе 12 говорит, что составители решили принять данный «прагматичный подход» из-за того, что они посчитали невозможным сформулировать определение, которое вряд ли получило бы поддержку у всех государств - членов Совета Европы. Этот прагматичный подход был также принят Верховным комиссаром ОБСЕ по национальным меньшинствам. Важно отметить, что и в других международных инструментах нет консенсуса по определению национального меньшинства. Можно констатировать, что в международной практике категория меньшинств рассматривается скорее как вопрос факта, а не права .

Заслуживает внимания также выделение некоторыми западными исследователями, наряду с национальными, этнических меньшинств. Так, польский исследователь А.Порембский определяет, что в отличие от классически понимаемых национальных меньшинств - это группы, культура которых не защищается ни в каком ином государстве-нации. Этнические меньшинства находятся, таким образом, в более трудной ситуации, так как существование их культуры должно опираться на иные основания, нежели государство-нация, а значит, по определению, является более затрудненным и подверженным опасностям . Следует отметить, что такое разграничение понятий закреплено и в польском национальном законодательстве о национальных меньшинствах .

Говоря о национальных меньшинствах, нельзя пройти мимо вопроса о так называемых «новых меньшинствах», поднимаемом западными учеными. Следует отметить, что этнические процессы в Европе после Второй мировой войны проходят в двух измерениях: первое, историческое, относится к автохтонным, или «автохтонизированным» меньшинствам и этническим группам и является сравнительно стабильным; второе, современное измерение, связано с «новыми меньшинствами», которые прибыли, как правило, в качестве рабочей силы и поселились в странах Западной Европы. Число последних постоянно растет из-за постоянной иммиграции и естественного прироста. Присутствие иммигрантов ставит перед принимающими государствами необходимость принятия мер по их адаптации и интеграции, тем более, что в настоящее время практически невозможно остановить наплыв иммигрантов . В последнее время система защиты национальных меньшинств в Европе не охватывает мигрантов. В большинстве стран Европы защищены лишь исторические национальные и этнические меньшинства.

Британский исследователь Т.Х.Меллой считает неоправданным распространение понятия национального меньшинства на добровольных или вынужденных иммигрантов. Будучи национальными по названию, иммигранты, которые живут разбросанно среди населения большинства, такие как турки в Германии и Скандинавии, иммигранты из прежних колоний, живущие в Великобритании, Франции, Нидерландах и Португалии, албанцы в Италии, африканцы в Италии и Испании, не рассматриваются как автохтонные национальные меньшинства. Чаще всего они называются «новыми меньшинствами», а сам Т.Х.Меллой предлагает обозначать их термином «этнические группы». При внешней схожести с автохтонными национальными группами, в отличие от них, представители этнических групп решили покинуть свои национальные группы и родную землю, как правило, ради экономических интересов. Различие между национальным и этническим меньшинством в данном случае является решающим. Хотя этнические группы могут также быть тесно связаны со своим родным государством, считается, что они имеют меньшую привязанность, так как в свое время эмигрировали добровольно .

На основании всего вышесказанного можно выделить следующие критерии, которые могут быть положены в определение национального меньшинства как правовой категории:

) критерий этнического отличия национального меньшинства от основного населения государства - титульной, доминирующей нации (этноса), что выражается в наличии языковых, культурных, религиозных особенностей, особенностей традиций, образа жизни, позволяющих констатировать отдельный этнос;

) критерий гражданства;

) критерий длительной исторической связи данной группы с территорией государства, в котором они постоянно проживают;

) «недоминирующий» характер данной группы, что означает, что фактически, на практике, основная государственная административная, финансовая, правовая и моральная поддержка оказывается поддержанию иной национальной (этнической) культуры;

Не случайно здесь пропущен критерий численного меньшинства. Он не является определяющим. Достаточно констатации недоминирующего положения этноса в государстве.

Следует подчеркнуть, что национальное меньшинство - это, прежде всего, этнос (или часть этноса) - коллективное образование, обладающее собственной волей. Как утверждает Л.В.Андриченко, «этническое, религиозное или языковое меньшинство определяется прежде всего наличием группового самосознания, одним из элементов которого является коллективная воля группы к выживанию. Наличие такой воли - решающее условие выживания меньшинства, особенно в национальном государстве с недемократическим режимом» . Этнос - это не простая совокупность людей со сходными характеристиками, но определенная духовная реальность, объединяющая людей в единый организм. Человек осознает свою принадлежность к данному образованию, сопереживает ему. Представляется, что правовой защитой должны пользоваться не только индивиды - представители этноса, но и сам этнос - определенная духовная реальность, носителями которой в той или иной степени является определенная группа граждан, причисляющих себя к этому этносу. Такой подход должен однозначно и положительно решить вопрос о признании коллективной природы прав меньшинств.

Уместно отметить, что понятие этноса также весьма спорное и неоднозначное в науке. Так, современный российский этнолог Ю.В.Бромлей приводит следующее определение этноса: «этнос (или этнос в узком значении этого термина) может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» . Русский философ и этнолог Л.Н.Гумилев определял этнос как «коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени». Этнос - коллектив особей, имеющий неповторимую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения, причем обе составляющие динамичны. Этнос - элементарное явление, не сводимое ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям .

Автор считает не совсем корректным определять национальное меньшинство через наличие у группы людей определенных культурных, этнических, религиозных, языковых особенностей, как это уже традиционно сложилось в доктрине и законодательной практике государств. Наличие только культурных, или религиозных, или иных характеристик еще недостаточно для констатации этноса, а значит, и национального меньшинства. Например, старообрядцы в России обладают яркими особенностями быта, традиций, религии, характера и даже языка, обладают самоназванием и самосознанием, но вряд ли кто-нибудь посмеет сказать, что они представляют собой национальное меньшинство. Так, Л.Н.Гумилев утверждает, что «нет ни одного признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими, а иногда - нет. Вынести за скобки можно только одно - признание каждым человеком: «Мы такие-то, а все прочие другие»» . Представляется, что наличие этих признаков в существующих на сегодняшний день доктринальных и легальных определениях национального меньшинства имеет целью указать именно на то, что речь идет именно об этносе, этнической группе.

Может возникнуть вопрос, не лучше ли было бы тогда говорить не о национальных меньшинствах, а об этнических? В данном случае автор предлагает разграничивать понятия национального и этнического меньшинства следующим образом. Каждое национальное меньшинство по определению является и этническим меньшинством, но не каждое этническое меньшинство в государстве является национальным. Национальными признаются этнические меньшинства, которые имеют длительную историческую связь с территорией государства, в котором они проживают, т.е. не являются иммигрантами или беженцами, и, значит, обладают определенными моральными правами на данную территорию, данная земля для них родная. Это вовсе не означает, что этнические группы, не признаваемые национальными, не могут обладать культурными или языковыми правами, вовсе нет, но эти права должны регулироваться иными правовыми институтами, и объем прав у них должен быть несколько иным. Иными словами, «принцип почвы», т.е. традиционная историческая укорененность на территории государства, является определяющим для констатации национального меньшинства.

Такой критерий длительной исторической связи именно с территорией данного государства, а не с государством, подчеркивает, что данный этнос обладает более высокими моральными правами на существование и поддержание своей самобытности, нежели иные группы, не признаваемые национальными меньшинствами, например иммигранты, которые приезжают на территорию данного государства, как правило, из прагматических интересов; беженцы, которые должны рассматриваться, прежде всего, как временно пребывающие на территории данного государства лица.

Представляется, что одной из основных задач правового института защиты национальных меньшинств является поддержание межэтнического мира и согласия, что может быть достигнуто через предоставление этносам более или менее равных возможностей для существования и развития, независимо, обладает ли этнос своим государством или нет, оказалась ли этническая группа по ту или иную сторону государственной границы. Данный тезис может служить определенным этическим идеалом, к которому следует стремиться, закрепляя правовой статус национальных меньшинств. Национальные меньшинства - коллективные субъекты права, этносы или части этносов, которым «не повезло» создать собственное государство или оказаться в границах родного государства. Вряд ли когда-нибудь будет возможным признание правового принципа равенства этносов, как невозможно и создание отдельного государства для каждого этноса, но возможно и необходимо признание за каждым этносом права на существование, развитие, сохранение собственной идентичности, самовыражение и пропаганду своих идей и ценностей.

В приведенном выше ряду критериев наиболее важным представляется критерий наличия у группы воли к сохранению и поддержанию своей идентичности, самосознания, чувства солидарности в целях сохранения своих традиций, культуры, языка. Причем, как отмечал еще Р.Давид, критерий самосознания является определяющим для формирования самой нации (народа): «Человек не является рабом ни расы, ни языка, ни своей религии, ни течения рек, ни направленности горных цепей. Крупная совокупность людей, здоровая духом и холодная сердцем, созданная единым моральным сознанием, которая называется нацией» . В то же время следует весьма осторожно относиться к данному критерию. Теоретически возможна такая ситуация, когда этнос прекращает свое существование и ассимилируется иными, более сильными этносами добровольно. Однако следует учитывать, что в тоталитарных и авторитарных государствах выражение воли к самосохранению у недоминирующих этносов может быть затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Поэтому следует признать презумпцию наличия такой воли у каждого существующего этноса.

Таким образом, на основании вышесказанного можно дать следующее определение национального меньшинства как юридической категории: национальное меньшинство представляет собой этническую группу (этнос) граждан данного государства, отличную от государствообразующего доминирующего этноса (этносов), которая имеет длительную историческую связь с территорией данного государства, обладающая самосознанием и волей к самосохранению и поддержанию своей идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

нация этнический меньшинство государство

1. Большой юридический словарь / под. ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Кругских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - VI. - С. 402-403.

Юрьев, С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты) / С.С. Юрьев. - 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 259.

Дубровин, Ю.Д. Проблема правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации / Ю.Д. Дубровин // Московский центр права [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: #"justify">. Юрьев, С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). - С. 259.

Юрьев, С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). - С. 16-17.

6. Malloy, T.H. National Minority Rights in Europe / T.H. Malloy. - New York: Oxford University Press, 2005. - С. 19.

7. Кочарян, Н.Н. Национальные меньшинства и их защита в международном праве / Н.Н.Кочарян // Правоведение. - 1995. - № 2. - С. 24.

Абашидзе, А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву / А.Х. Абашидзе. - М., 1996. - С. 176.

Блищенко, И.П. Права национальных меньшинств в свете мирового опыта / И.П. Блищенко, А.Х. Абашидзе // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. - C. 123-126.

Кочарян, Н.Н. Национальные меньшинства и их защита в международном праве. - С. 37.

Там же. - С. 38.

13. Report on non-citizens and minority rights (Venice, 15-16 December 2006). - European Commission for Democracy through Law: Strasbourg, 2007. - С. 38.

Malloy, T.H. National Minority Rights in Europe. - С. 20.

15. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1 авг. 1975 г. // Абарона правоў асоб, якія належаць да нацыянальных супольнасцей Рэспублікі Беларусь: даведнік / склад. Н.В. Ходар. - Мінск: Энцыклапедыкс, 2006. - С. 70-76.

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 дек. 1992 г. // Абарона правоў асоб, якія належаць да нацыянальных супольнасцей Рэспублікі Беларусь: даведнік / склад. Н.В. Ходар. - Мінск: Энцыклапедыкс, 2006. - С. 11-12.

Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 г. // Абарона правоў асоб, якія належаць да нацыянальных супольнасцей Рэспублікі Беларусь: даведнік / склад. Н.В. Ходар. - Мінск: Энцыклапедыкс, 2006. - С. 91-94.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февр. 1995 г. // Права национальных меньшинств. Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: сб. док. / под общ. ред. О.О. Миронова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - С. 107-108.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Руководство для НПО // Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма [Электронный ресурс]. - Симферополь, 2002. - Режим доступа: #"justify">. Porebski, A. Problematyka autochtonicznych grup etnicznych we wspolczesnej Europie / A. Porebski // Mniejszo ci narodowe i etniczne w procesach transformacji oraz integracji. - Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Sklodowskiej, 2006. - C. 54.

О национальных и этнических меньшинствах и о региональном языке: Закон Респ. Польша, 6 янв. 2005 г. / пер. с пол. В.В. Липницкий // Основы конституционного права Республики Польша / А.Е. Вашкевич. - Минск, 2007. - С. 434-452.

Michalik, E. Polityka panstw Europejskich wobec nowych mniejszosci / E. Michalik // Mniejszosci narodowe i etniczne w procesach transformacji oraz integracji. - Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Sklodowskiej, 2006. - C. 125.

23. Malloy, T.H. National Minority Rights in Europe. - С. 23.

24. Андриченко, Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации / Л.В. Андриченко. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. - С. 43.

Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей; послесл. Н.Я. Бромлей. - 2-е изд., доп. - М.: Изд. ЛКИ, 2008. - С. 57-58.

Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - С. 53-93.

27. Там же. - С. 53-93.

David, R. Qest-ce-quune nation? Conferance prononcee a la Sorbonne, le 11 mars 1882 / R. David // . - 2008. - Mode of access: http://www2.ac-lyon.fr/enseigne/ses/ecjs/renan.html. - Date of access: 05.04.2009. - С. 9.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме