Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как происходит защита прав потребителей. Московское общество защиты прав потребителей Суд, как орган защиты прав потребителей

Эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего функционирования собственно торговли (оказания услуг) и проблемы, вытекающие непосредственно из потребительских отношений. Такие субъекты, как известно, представлены как официальными органами власти различного уровня, так и общественными структурами. Именно они нередко выступают первичным звеном в механизме защиты прав потребителей, предваряя судебные споры, связанные с нарушением прав потребителей. Между тем в литературе справедливо указывается на необходимость использования более широкого подхода при определении субъектов, осуществляющих публичную защиту прав потребителей, и включения в их число органов местного самоуправления. Это представляется вполне логичным. Большинство проблем, связанных с защитой прав потребителей, решается на местном уровне. Как известно, на местах, при администрациях создаются специальные подразделения (отделы), в функции которых входит содействие потребителям в эффективной защите их прав.

Уполномоченные органы осуществляют защиту прав потребителей в административном порядке, который предполагает, что гражданин-потребитель в случае нарушения его прав обращается не в суд, а в специальные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав граждан-потребителей.

Реализация права потребителя на государственную и общественную защиту его интересов проявляется в двух аспектах: 1) государство обеспечивает правовое регулирование отношений с участием потребителей, прежде всего имея целью охранять права последних; 2) потребитель имеет возможность обратиться с жалобой (заявлением) на деяния его контрагентов, обозначенных в Законе "О защите прав потребителей", в уполномоченные государственные или муниципальные органы либо в общественные организации потребителей.

На федеральном уровне в сфере защиты прав потребителей представлены специальные органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ был образован Роспотребнадзор. На него возложены функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На сегодняшний день Роспотребнадзор является единственной федеральной структурой, которая выполняет функции, переданные ей от трех федеральных министерств. От Министерства здравоохранения РФ были переданы функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора; от Министерства экономического развития и торговли РФ - функции по надзору в сфере потребительского рынка; от упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - функции по защите прав потребителей.

Следовательно, основными направлениями контрольно-надзорной деятельности органов Роспотребнадзора являются:

а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

б) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей;

в) контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

г) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

д) надзор за качеством и безопасностью продовольственного сырья и продуктов питания.

Основным и приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора по исполнению обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка является государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должностные лица Федеральной службы при выявлении нарушений имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В качестве самостоятельных направлений контрольно-надзорной деятельности органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует рассматривать:

а) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

б) государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок данной продукции для государственных нужд, а также при поставке муки в государственный резерв; при ввозе (вывозе) на территорию РФ;

в) осуществление в соответствии с законодательством лицензирования отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы;

г) регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; впервые ввозимых на территорию РФ.

Исполнение органами Роспотребнадзора возложенных функций по контролю и надзору в области потребительского рынка, в том числе и в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предполагает осуществление следующих последовательных процессуальных действий (административных процедур).

1. Проверка соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к производству и реализации товаров.

2. Выдача обязательных для исполнения предписаний (например, о прекращении нарушения прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам) в том случае, если ответственность за нарушение не предусмотрена КоАП РФ.

3. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (ст. ст. 6.3 - 6.7 КоАП РФ); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (ст. ст. 8.2, 8.5 КоАП РФ); в сельском хозяйстве и ветеринарии (ст. 10.8 КоАП РФ); в области предпринимательской деятельности (ст. 14.4 КоАП РФ).

4. Принятие административных мер принудительного характера (приостановление производства или реализации товаров; отзыв с внутреннего рынка или от потребителя товаров, не соответствующих обязательным требованиям).

5. Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии.

6. Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

7. Обращение в судебные органы с заявлениями в защиту прав потребителей либо с заявлениями о ликвидации изготовителя, продавца, импортера или о прекращении их деятельности за неоднократное или грубое нарушение требований действующего законодательства.

Для реализации результатов контроля Роспотребнадзор наделен широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три группы:

1) полномочия, осуществляемые непосредственно Роспотребнадзором или его территориальными органами;

2) направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Предусмотрен следующий перечень нарушений: продажа товаров с истекшим сроком годности; продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены (но не установлены) сроки годности или сроки службы; продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел РФ и др.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Третью группу полномочий Роспотребнадзора составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

В известной степени в рамках охраны публичных интересов функции по защите прав потребителей выполняют органы внутренних дел. Полномочия данных органов в рассматриваемой сфере касаются в основном контроля за соблюдением правил торговли и состоят: в охране общественного порядка, обеспечении личной и общественной безопасности; в защите жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств в сфере торговли, в том числе и защите прав потребителей; в предупреждении преступлений и административных правонарушений в сфере торговли; в осуществлении контрольно-надзорной деятельности в пределах своей компетенции за исполнением законодательства хозяйствующими субъектами; в оказании в пределах своей компетенции помощи торговым предприятиям в осуществлении их законной торговой деятельности; в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Однако предметно, охраняя права потребителей, специальные подразделения и службы внутренних дел осуществляют: охрану общественного порядка в местах стихийной и организованной торговли; обеспечение на рынках режима свободной торговли доброкачественными товарами; пресечение фактов противоправного воспрепятствования гражданам в реализации собственной продукции со стороны группировок, монополизирующих торговлю; контроль за поступлениями в местный бюджет сборов за право торговли и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также соответствием фактического товарооборота и поступлением выручки от мелких предприятий торговли; проверки хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов уклонения от регистрации и налогообложения торгующих субъектов; обмана потребителей, в том числе путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров; незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажи товаров без документов, в том числе похищенных и контрабандных, без применения контрольно-кассовых машин, с иными нарушениями правил торговли; нарушений государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли; продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм; выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан; незаконного повышения или поддержания цен, совершенного в результате монополистической деятельности путем изъятия товаров из обращения, сдерживания их от реализации; участия в противоправной коммерции лиц, ранее судимых, без определенного места жительства и рода занятий, а также разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления.

Кроме перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти к органам, уполномоченным в сфере защиты прав потребителей, можно отнести также Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Особая роль принадлежит Федеральной антимонопольной службе, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

По сути, Закон "О защите прав потребителей" не предоставляет субъектам РФ никаких полномочий по регулированию отношений в области защиты прав потребителей, за исключением полномочий, предоставляемых ст. 44 Закона. Вместе с тем существует множество вопросов, решение которых напрямую связано с реализацией потребителями прав, предоставленных Законом. Это и размещение на улицах городов нестационарных объектов торговли, и сдача в аренду торговым организациям муниципальной собственности, и многое другое. Кроме того, должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов РФ имеют также право давать указания контролирующим органам проводить дополнительные проверки по имеющейся у них информации о нарушениях Закона "О защите прав потребителей", принимать решения по применению ответственности к лицам, виновным в нарушениях в области защиты прав потребителей, а также осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимать иные меры.

Например, по вопросам некачественного предоставления жилищных услуг (протечка кровли, разгерметизация межпанельных швов, несоответствие жилого помещения принятым нормам) потребители могут обращаться в Государственную жилищную инспекцию или Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Круг подобных полномочий не является закрытым, что оставляет возможность относить к компетенции высших органов исполнительной власти субъектов решение иных вопросов, не отнесенных к ведению соответствующих профильных органов и контролирующих структур.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" среди вопросов местного значения нет функции по защите прав потребителей. Кроме того, в настоящий период органы местного самоуправления утратили право приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления соответствующей информации в случаях, если выявлено, что их продажа не сопровождается достоверной и достаточной информацией или товары продаются с просроченными сроками годности или без срока годности, если установление этих сроков обязательно.

Поэтому в настоящий момент законодательство как не запрещает, так и прямо не обязывает органы местного самоуправления реализовывать функцию по защите прав потребителей. Несмотря на ограничения контрольных функций органов муниципальной власти в сфере торговли, оказания услуг и выполнения работ, наиболее социально востребованные функции оставлены без изменений. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), т.е. подавать исковые заявления в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.

Таким образом, органы местного самоуправления являются необходимым звеном национальной системы защиты прав потребителей, поскольку действуют на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Деятельность муниципальных образований направлена на решение тех потребительских проблем, которые являются актуальными именно для данной территории. Если проверкой по жалобе потребителя будут установлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, органы муниципальной власти вправе направить полученные материалы в территориальное управление Роспотребнадзора.

Что касается местных органов власти, то их функции определяются деятельностью по координации, планированию и регулированию отдельных направлений торговли.

Органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня в сфере управления потребительским рынком в пределах своей компетенции осуществляют: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цен по отдельным группам товаров, за качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля в соответствии с возложенными на органы управления задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Органы управления в сфере потребительского рынка выполняют следующие основные функции: проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца; осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров; контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием; принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан; рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке).

В случае нарушения прав потребителей указанные организации прибегают к такому воздействию на нарушителей, как выдача предписаний. Так, предписания, направляемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, подлежат исполнению в установленный в них срок. Неисполнение в срок предписаний уполномоченных органов влечет административную ответственность.

Статья 45 Закона "О защите прав потребителей" предоставляет общественным объединениям достаточно широкие полномочия. В частности, они имеют право проводить независимую экспертизу товаров, работ и услуг, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства и, при обнаружении нарушений, передавать эту информацию в компетентные органы.

Произвол Обществ по защите прав потребителей.

Как защититься коммерческой организации?

Общества по защите прав потребителей имеют точно такой же объем прав, как и отдельный потребитель. Такой орган не вправе проверять трудовые книжки, медицинские книжки, акты санитарных служб, гос.пош.надзора, правильность применения контрольно кассовых машин, но может требовать: акты сертификации, стандартизации, наличие ценников и т.п. документы. Такие документы рекомендуется предоставлять. Если на момент проверки документов нет, их необходимо отправить по почте. Также можно отправить обществу материалы об устранении выявленных недостатков. По итогам проверки, как правило, составляется акт и ошибка коммерческих организаций – их отказ подписывать акт. Рекомендуется подписывать акт, но указать с чем организация не согласна.

Законом не регламентируется длительность проверок

Периодичность проверок


Сумма чистого долга баз штрафных санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры предусмотренные законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Приводится по: Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.1. – 6-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 549.

Так, в соответствии со ст. 609 ГК подлежит государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 3 ст. 560 ГК договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Лицо, обозначенное в векселе плательщиком (трассатом), не обязано принимать документ к платежу. Он вправе отказать в платеже – не акцептовать вексель. В то же время векселедатель переводного векселя отвечает и за акцепт, и за платеж.

Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 25.



Выделяют «юридически безразличные» то есть неохраняемые элементы произведения и «юридически значимые» (охраняемые элементы).

Паушальный (нем.pauschal) – взятый в целом; паушальная сумма – общая сумма без дифференцирования на составляющие ее части, напр., при торговой сделке – общая сумма платы за партию товара, за определенные услуги.

См., например: ст.ст. 54, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113 115 ГК РФ, ст.7 Закона «О банках и банковской деятельности», ст. 4.1 Закона «Об организации страхового дела в РФ», ст.2 Закона «О ломбардах», ст.5 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле».

Лицензия – разрешение использовать объект исключительной собственности, защищенный патентом (изобретение, товарный знак и др.) на определенный срок и определенной территории.

Для квалификации данного деяния как преступления необходимы такие признаки как неоднократность и причинение крупного ущерба. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Однако Россия (в силу отсутствия опыта) еще не заключила ни одного такого соглашения.

От лат. сoncludo – заключаю, делаю выводы – действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку)

Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», «в настоящее время в отношениях между организациями и гражданами Российской Федерации подлежат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка Российской Федерации по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования)».

Требования к форме договора аналогичны тем, что предъявляются в отношении сделок.

Базисные условия поставки (базис поставки) – условия договора о распределении между продавцом и покупателем обязанностей и расходов по доставке товара, а также о порядке распределения риска утраты или повреждения товара во время доставки. (нет санкций, нет условий о форс мажоре, о существенных затруднениях, о предмете)

Третейский суд не является государственным органом, но его решения имеют обязательную силу и обеспечиваются мерами государственного принуждения, как и решения государственных судов.

Арбитражным судам подведомственны споры с участием граждан только в случаях установленных законом (отказ в государственной регистрации, споры между АО и акционерами и др.)

Третейское разбирательство в России [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://arbitrage.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=468&Itemid=0.

Ефимова Е.В. и др. Третейское разбирательство: практические вопросы / Е.В. Ефимова, А.В. Катаев. Томск: Печатная мануфактура, 2005.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3.

Перечень технически сложных товаров утвержден Правительством Российской Федерации.

Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется, утвержден Правительством РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и особенности рынка товаров и рынка услуг. Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Беларуси. Факторы, влияющие на развитие этой сферы. Экономическая деятельность ОАО "МАЗ" на внутреннем и внешнем рынках РБ.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2015

    Понятие сегментации рынка товаров и услуг, требования к эффективной сегментации. Сегментация рынка промышленных товаров производственного и потребительского назначения на примере ООО "СКАД". Мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности организации.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Особенности новосибирского рынка тортов. Сегментирование рынка по группам потребителей. Характеристика положения на рынке г. Новосибирска предприятия ООО "Сладкоежка". Программа маркетингового исследования потребительского рынка кондитерских изделий.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2014

    Анализ взаимосвязи потребительского спроса и дохода покупателей. Изучение рынка розничной торговли продуктов питания, парикмахерских услуг, рынка жилья, фармацевтических товаров, мебели, оргтехники. Рассмотрение состояния пищевой промышленности в городе.

    отчет по практике , добавлен 30.03.2011

    Исторические аспекты развития потребительского рынка, понятие инфраструктуры и особенности ее формирования. Состояние, перспективы потребительского рынка Саратовской области и его инфраструктуры, направления и характеристика инновационных преобразований.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2013

    Понятие регионального потребительского рынка, его структура и основные участники, роль в экономике региона и государства. Сущность концепции геомаркетинга и ее место в изучении механизмов регионального потребительского рынка. Экономические регионы РФ.

    реферат , добавлен 01.09.2009

    Проблемы развития конкурентной среды потребительского рынка в РФ и Республике Татарстан. Роль отдела инспектирования и координации потребительского рынка в муниципальном образовании города Нижнекамска. Мероприятия по развитию конкурентной среды.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

В 1992 году в России вступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей». В настоящее время действует уже Федеральный закон «О защите прав потребителей» в редакции от 09 января 1996 года.

Кто такой потребитель? Потребителем является гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал услугу, но и гражданин пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театре, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

Однако из данного правила есть исключения. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только тот гражданин, который указан в билете.

Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству.

Существенный недостаток – это недостаток, который:

Делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;

Либо не может быть устранен;

Либо проявляется вновь после устранения;

Либо для устранения которого требуются большие затраты;

Либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Главное отличие существенного недостатка от недостатка, состоит в том, что он делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением.

Право потребителей на информацию.

Очень важное значение для государственной политики защиты интересов потребителей играет право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации, на основе которой он может сделать компетентный выбор.

Закон РФ «О защите прав потребителя» устанавливает общие требования к информации, предоставляемой потребителю. Потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).

Под необходимой информацией следует понимать ее полноту. Обычно потребитель не имеет достаточных знаний о товаре (работе, услуге), которые он желает приобрести.

Поэтому продавец (либо исполнитель) должен предоставить потребителю информацию в таком объеме, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения интересующего его товара, его свойства, его качество, правила пользования и хранения товара и на основе этого сделать правильный и нужный выбор товара или услуги, а в дальнейшем использовать товар по назначению без помощи профессионалов.

Под достоверной информацией понимается соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) реальной действительности, то есть точное соответствие действительным свойствам товара.

Информация должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме изготовителем или продавцом при заключении договора купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг.

Информация о продавце.

Продавец обязан довести до сведения потребителя:

- Фирменное наименование организации. Оно дает возможность потребителю отличать одних изготовителей (исполнителей и продавцов) от других. Фирменное наименование может представлять собой полное название (например, "Тульский хладокомбинат") или сокращенное название (ГАЗ, ЗИЛ, "Тулэнерго"), или оригинальное название ("Рот-Фронт", "Лакомка", "Чайка").

Место нахождения организации. В соответствии с российским законодательством все предприятия, действующие на территории страны, проходят государственную регистрацию. Таким образом, место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, т. е. юридическим адресом.

Если потребитель вступает в товарно-денежные отношения с индивидуальным предпринимателем, то этот предприниматель должен предоставить потребителю сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Значение юридического адреса велико, так как он определяет точное местонахождение организации, дает возможность потребителю предъявлять претензии и судебные иски, исполнять в отношении организации различные обязательства и решать многие другие проблемы.

Режим работы продавца (исполнителя).

Продавцы, исполнители и индивидуальные предприниматели самостоятельно устанавливают режим функционирования своей организации (за исключением государственных (муниципальных) организаций.

Организация обязана соблюдать установленный режим работы и предоставить потребителю информацию о нем. В этой информации сообщается время начала и окончания работы (например, с 9.00 до 20.00; круглосуточно и т. д.), если есть - то время перерыва; дни недели, когда организация работает; санитарные и сокращенные дни, выходные дни. Режим работы предприятия должен соответствовать объявленному.

Информация о продавцах (исполнителях), режиме их работы должна находиться на вывеске предприятия. Если продавцом или исполнителем является Индивидуальный предприниматель, он кроме указанной информации на вывеске указывает и номер своего свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя.

Информация о товарах (работах, услугах).

Исполнитель или продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах работах или услугах обеспечивающую ему возможность правильного выбора.

Таковой информацией, например, является:

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

- цена и условия приобретения товара и т.д.

Информация о продуктах питания помимо вышеуказанной должна содержать в себе:

- сведения о составе продукта;

- сведения о весе или объеме продукта;

- калорийность продукта и т.д.

Ответственность за ненадлежащую информацию.

Если потребителю не предоставлена возможность получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков

Защита прав потребителей при продаже товаров

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

1. Потребовать замены на товар этой же марки;

2. Потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

3. Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

4. Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

5. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Что касается технически сложных товаров, потребитель имеет право предъявить продавцу только требования, указанные под № 1 и 2, т.е. потребовать замены товара. Остальные же требования потребитель предъявляет только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации. В него в частности входят:

- Автотранспортные средства, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. При этом потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Но, о данном праве потребитель должен заявить.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Если гарантийный срок не истек - здесь все понятно: продавец отвечает за недостаток товара. А если не истек?

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца.

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

Потребитель вправе предъявить к продавцу вышерассмотренные требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Здесь особых сложностей нет.

А вот е сли гарантийный срок не установлен, потребитель вправе предъявить к продавцу требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.

Устранение недостатков товара продавцом.

Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Максимальный срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

В отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта другой товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

Товары длительного пользования: Автомобили, Мебель, электробритвы, электрощипцы для завивки волос, бытовые печи СВЧ, электрочайники, электроподогреватели и другие товары.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления требования. Требование о замене товара ненадлежащего качества подлежат удовлетворению в течение 20 дней с момента предъявления требования.

Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя.

За нарушение предусмотренных Законом сроков, а также за невыполнение требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара продавец, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен проводится, товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек.

Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу , потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Данное требование потребителя подлежит удовлетворению в течение 3-х дней со дня возврата указанного товара.

Некоторые особенности защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

Назначить исполнителю новый срок;

Поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

Отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

При отказе от исполнения договора о выполнении работы исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу, за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена договором не определена - общей цены заказа.

Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа.

Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

ЗАЩИТА НАРУШЕННЫХ ПРАВ .

Куда можно обжаловать действия продавца.

С жалобой на действия продавца можно обратиться в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей. Таковым является Роспотребнадзор.

Судебная защита прав потребителей.

Подсудность по делам о защите прав потребителей отличается от общей, установленной гражданским кодексом. Так, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

Нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

Жительства или пребывания истца;

Заключения или исполнения договора.

При этом если цена иска составляет менее 50 тысяч рублей, то необходимо обращаться к мировому судье. Дела, по которым цена иска составляет более 50 тысяч, рассматриваются в районных судах.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако данное правило действует не всегда. Если сумма иска превышает 1 000 000 рублей, в этом случае потребитель уплачивает государственную пошлину.

В наш век безостановочного спроса и предложения сложно не потеряться среди разнообразия товаров и услуг. Еще сложнее не растеряться, если выбранный продукт совсем не оправдал ожиданий. Многие из нас - обычных потребителей - в этом случае чаще всего выскажут робкие претензии продавцу да еще раз вспомнят о неудачной покупке за семейным ужином. А? может, не все так безрадостно? И стоит побороться за свои права? Как это сделать, подумаем вместе.

Общество защиты прав потребителей: чем помогут?

К счастью, в таких ситуациях человек не один в поле воин. Уже давно существует межрегиональная общественная организация, созданная нам в помощь, - Общество защиты прав потребителей (ОЗПП). Его целью, как указано в Уставе ОЗПП от 15 августа 2003 года, «является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов». Проще говоря, всесторонняя защита по принципу «клиент всегда прав». Именно в ОЗПП и можно обратиться каждому, чьи потребительские права были нарушены.

ОЗПП рассматривает жалобы граждан, исследует качество товаров и услуг, проводит независимую экспертизу безопасности товаров, собирает информацию о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, оказывает помощь в предъявлении судебного иска. Но чтобы отстаивать свои права, их нужно знать. А прав у вас (как у потребителя) четыре: на информацию, на безопасность, на качество, на возмещение ущерба. Но обо всем по порядку.

Заявление: инструкция по применению

Конечно, и вам как потребителю, и продавцу (или исполнителю услуги) лучше решить проблему самим, не доводя дело до суда. Так и нервы убережете, и денежные траты не обременят. Достаточно показать свою правовую грамотность, и справедливость, скорее всего, восторжествует. Но если ваши законные требования не выполняются, обратитесь в отдел защиты прав потребителей по месту жительства.

Чтобы к вашему заявлению отнеслись с должным вниманием, потрудитесь составить его правильно. Грамотность - и юридическая, и орфографическая - не помешает. Несмотря на то, что вы явно находитесь под влиянием негативных эмоций, постарайтесь оставить их за пределами обращения. Писать нужно конкретно, официально, деловым языком. Не лишним будет и знание соответствующих статей законов РФ, сошлитесь на них в своем письме. Обязательно необходимо указать, от кого и кому оно направлено, написать свой адрес и данные паспорта. Эти сведения заполняются в первую очередь. Желательно оставить свой контактный телефон для связи. Далее расскажите, в чем состоит ваша претензия, какие ваши права как потребителя были ущемлены, когда и при каких условиях это произошло. Не забудьте указать точную дату и время случившегося. Обязательно оставьте сведения о продавце или исполнителе услуги.

Безусловно, чтобы обращение имело вес, необходимы документальные подтверждения. Здесь пригодятся сохраненные справки, гарантийные талоны, чеки, другие официальные бумаги. Приложите их к своему заявлению.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме