Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как определяется категория земель. Категории и виды разрешенного использования земли

1) Понятие и виды фискальной политики. Мультипликаторы государственных расходов с учётом изменения налоговых ставок и импорта.

2) Мультипликаторы налоговые и мультипликатор сбалансированного бюджета. Теорема Хаавельмо.

3) Бюджетный дефицит и его финансирование. Теорема Тикардо-Барро.

4) Концепции сбалансирования государственного бюджета

Важность, необходимость фискальной политики

Этот анализ позволяет определить насколько широка степень государственного вмешательства в экономическую систему. Например: какова доля национального дохода, перераспределяемого через гос бюджет. Какова оптимальная налоговая нагрузка. Мы можем определить как изменение гос расходов и гос налогов повлияют на экономическую конъюнктуру. Мы получаем ответ должен ли быть гос бюджет сбалансирован или нет.

Степень гос влияния экономики связана с теми функциями, которые берет на себя государство.

В странах плановой экономики доля дохода, перераспределяемого через гос бюджет 75%. Воздействие государства на уровень деловой активности для достижения полной занятости ресурсов на основе изменения государственных расходов: налогов и состояния государственного бюджета. Если рассматривать в исторической перспективе.

Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политики. В коротком периоде её цель – вывести экономику из циклического спада и уменьшить циклическую безработицу. Методы её:

· увеличение гос расходов

· Снижение налогов

· Сочетание

Долгосрочная цель – увеличение экономического потенциала – увеличение предложения факторов производства.

Стимулирующая фискальная политика сопровождается накоплением бюджетного дефицита.



Рестрикционная политика – сдерживание циклического подъёма. Методы:

· снижение гос расходов

· увеличение налогов

· сочетание этих мер

В долгосрочном периоде – снижение экономического потенциала, стокфляция долговременная и налоговый клин.

В краткосрочном периоде фискальная политика сопровождается действием нескольких мультипликаторов:

1) мультипликатор гос расходов. допустим в рамках кейнсианского креста происходит увеличение гос расходов. Рис 1. (31.10) в результате происходит увеличение планируемых расходов и сдвиг линии планируемых расходов вверх на величину ΔG. Равновесный объём увеличился на величину большую чем ΔG. M(g)=1/(1-MPC). Формула мультипликатора гос расходов можно вывести из системы уравнений.

y= C+I+G , C = _C+MPC*y (подстановка второг в первое - система)

y=1/(1-MPC) * (C+I+G)

2) следующий мультипликатор: y= C+I+G , C = _C+MPC*y(1-t)

t – предельная налоговая ставка – ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

С=_С+MPC(y-Тполное)=_C+MPC(y-(_T+y*t)) Tn=_T+y*t

y=1/(1-MPC(1-t)) *(_C+_I+_G)

m(gt)=1/(1-MPC(1-t))

Прогрессивная система налогообложения способствует ослбалению эффекта мультипликатора, а значит стабилизации занятости и выпуска. Чем ниже t – тем сильнее мультипликатор

3) третий мультипликатор:

Y=C+I+G+Xn & C=_C+MPC*y(1-t) & Xn=_Xn-MPIM*y

Y=1/(1-MPC(1-t) + MPIM) * (_C+_I+_G+_Xn)

Первый множитель – мультипликатор госрасходов в открытой экономике

M(gxn)= 1/(1-MPC(1-t) + MPIM)

Эффект мультипликатора гос расходов в открытой экономике ниже чем в закрытой.

Наклоны линий планируемых расходов Е зависит от величиный МРС. Более высокая МРС соответствует более крутой линии Е, что даёт больший объём равновесного дохода У. (рис 2 от 31.10). Чем больше налоговая ставка t, тем более пологой будет линия планируемых расходов Е. Дело в том, что рост налогов снижает уровень планируемых расходов при каждом уровне дохода. Рост предельной склонности к импортированию ведёт к уменьшению наклона линии Е, так как большая часть расходов будет приходиться на покупку импортных товаров.

ΔД – аккордный(паушальный налог) – налог, который имеет постоянную величину и даёт одну и туже сумму налоговых поступлений при любой величине налога.

Допустим происходит снижение налогов в рамках фискальной политики на величину ΔД, тогда располагаемый доход (y-T) возрастает на величину ΔТ. В результате происходит увеличение потребительских расходов на величину MPC*ΔT. Тогда линия планируемых расходов Е сдвигается вверх на величину ΔТ, при этом равновесный объём выпуска увеличивается на величину Δу, которая равна Δу=- ΔТ*(MPC/(1-MPC)) => Δy/ ΔT=-MPC/(1-MPC)

M T =-MPC/(1-MPC)=-MPC/MPS

Рис1 от 7.11

Δy=- ΔT*(MPC/(1-MPC*(1-t))

Δу/ΔT=-MPC/(1-MPC*(1-t))

Мультипликатор трансферт работает аналогично мультипликатору налогов, но только в противоположных налогах.

Супер мультипликатор государственных расходов Кейнса.

M g-super =1/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

Супер мультипликатор налоговый Кейнса

M T-super =-MPC/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

y=C+MPC*y+I+MPI*y

y-MPC*y-MPI*y…

y(1-MPC)-MPI*y=_c+_I

y=1/((1-MPC)-MPI) *_C+_I

В рамках фискальной политики при манипулировании всеми её инструментами Δу=ΔG*(1/(1-MPC(1-t)+MPIM)) – ΔT*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM)) + ΔTR*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM))

Для управления экономической системой важно знать какой инструмент в борьбе с экономическими спадами сильнее, эффективнее и результативнее.

мультипликационный эффект от увеличения гос расходов сильнее, чем от налогов

Дело в том, что изменения гос расходов оказывают прямое непосредственное влияние на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает влияние косвенное. Налоги сначала повлияют на располагаемый доход, а потом на потребление.

Различия в масштабах влияния ΔG и Δt обсулавливают несколько вариантов фискальной политики. Если цель фискальной политики увеличить государственный сектор, то тогда во время преодоления циклического спада посредством проведения стимулирующей фискальной политики следует увеличивать гос расходы, а при сдерживании инфляционного подъёма в рамках ограничительной политики следует увеличивать налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой. Если же цель фискальной политики уменьшить государственный сектор, то во время спада нужно снижвать налоги, что даст небольшой стимулирующй эффект, а во время подъёма снижать госрасходы, что позволит быстро снизить уровень инфляции. что происходит в экономике, если одновременно с увеличением гос расходов на такую же величину повысить налоги дл сбалансировывания гос бюджета.

ΔG= ΔT=40, MPC=0,8

Δу Δ G - ? за счёт измения гос расходов = ΔG*Mg=40/(1-0,8)=200

Δу Δ T = ΔT*(-MPC/(1-MPC))=40*-0,8/(1-0,8)=-160

Δy Δ g Δ T =200-160=40

Теореме беххаавельма (рис 2)

увеличение госрасходов при равном увеличении налогов для сбалансирования бюджета вызывает рост дохода на туже самую величину. Таким образом мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 независимо от величины MPC. Он получен сложением мультипликатора госрасходов и мультипликатора налогов.

M G = Δу/ΔG=200/40=5

M T =Δу/T=-160/40=-4

M G + M T =1/(1-MPC)-(MPC)/(1-MPC)=1

Теорема Рикардо-вальна

Дискреционная фискальная политика (гибкая или активная) – сознательное и целенаправленное мунипулирвоание со стороны законодательной власти налогобложением, госрасходами и состояние бюджета в результате решения правительством.

Недискреционная фискальная политика – автоматическая или пассивная – это автоматические изменения в уровне чистых налоговых поступлений независимо от решений правительства. Эта политика предполагает автоматические изменения доходов занятости безработицы и инфляции в результате циклических колебаний.

Дискреционная политика – при стимулирующей дискреционной политики во время циклического спада, для увеличения АД целенаправленно создаётся дефицит госбюджета. В результате увеличения гос расходов или снижения налогов. В периоды подъёма при ограничительной дискреционный политики государство осознано идёт на создание профицита бюджета. Проводя дискреционную политику правительство должно быть точно уверено в какой фазе цикла находится экономика и что ожидает + учесть временные лаги. Статистическая информация, которая позволяет определить фазу цикла.Статистическая информация может быть с опозданием и государство опирается на прогнозы, поэтому трудно определить действительно в экономике намечается спад или это видимость. даже если достоверно установлено наличие спада, то всё равно в этом случае государству потребуется время на разработку мер, стимулирующей фискальной политики (это время называется лаг принятия решения). Может случиться, что пока разрабатываются новые меры, а спад пройдёт, то будет нанесён вред. Лаг принятия решения – внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия выработки мер дискреционной политики. Есть ещё внешние лаги – время между моментом выработки мер и моментом проявления результатов от этих мероприятий.

Автоматическая политика – недескриционная – результат действия автомаьтическихили встроеных в систему стабилзаторов.

Стабилизаторы –механизмы, которые позволяют снизить амплитуду циклических колебаний занятости и выпуска не прибегая к изменениям политики правительства к частым обсуждениям и изменениям законов в пардламенте. стабилизаторы уменьшают реакцию реального ввп на изменение АД. В роли стабилизаторов выступают: прогрессивное налогообложение, государственные трансферты, система страхования безработицы, ситсемы участия в прибылях. экономические стабилизаторы ведут к автоматическому появлению дефицитов и профицитов бюджета

рис3 Влияние на экономику

Наклон ломаной линии Т на каждом из участков зависит от изменяющейся предельной налоговой ставки. налоговые поступления в бюджет равны произведению T=у*t. При каждом более высоком уровне дохода повышается налоговая ставка, а кривая Т становится более крутой. Е – точка ситуации сбалансированного бюджета, когда поступления в бюджет равны гос расходам. По мере экономического спада в экономике выпуск снижается и тогда поступления от налогов в бюджет тоже снижаются. Таким образом уменьшается налоговое бремя и тем самым экономический спад смягчается. Иначе говоря во время спадов происходят как бы «приросты доходов» и колебания АД становятся не столь сильными. По мере экономического подъёма выпуск растёт и налоговое бремя растёт. При этом образующиеся циклические бюджетные дефициты помогают бороться со спадом. Ну а профициты помогают сдерживать подъёмы. Стабилизаторы способны сократить размах колебаний примерно на 1/3.

Циклический дефицит – такой дифицит, который вызван автоматическим снижением налоговых поступлений или увеличением госрасходов, гострансфертов во время спада цикла.

Первичный дефицит – общий дефицит госбюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по госдолгу.

Фактический дефецит – разность между фактическими расходами и доходами.

BDфакт=G-y*t

дефицит структурный – разность между расходами и доходами государственного бюджета, расчитанная для состояния полной занятости ресурсов.

BDстр=G-y * *t

Циклический дефицит бюджета = фактический – структурный

BDцикл=BDфакт-BDструкт =t(y* - y)

увеличение степени встроеной стабильности экономики противоречит другой важной долгосрочной цели фискальной политики. А именно такой цели как увеличение стимулов к увеличению роста производства, экономического потенциала.

Стимулы к инвестированию в бизнесе, к предпринимательскому риску, к инициативе сильнее на более пологих участках линии T. Но с другой стороны государству стоит выбирать между краткосрочными и долгосрочными перспективами.

Анализ фискальной политики и бюджетного дефицита по принципу утечки-инъекции.

Экономика не включается экспортные и импортныео тношения, S и T – утечки из экономического кругооборота. I и G – это инъекции. В условиях равновесия сумма утечек должна быть равна сумме инъекций. S+T=I+G

S-I=G-T. Превышение сбережений над инвестициями вызывает ситуацию дефицита госбюджета.

S=I+G-T. Увеличение бюджетного дифицита при неизменном объёме сбережений будет вести к снижению инвестиций, т.е. к эффекту вытесненния.

Финансирование бюджетного дифицита. Степень стабилизирующего воздействия бюджетного дефицита на экономику зависит от способа его финансирования.

денежно-кредитная эмиссия – монетизация дефицита –

1. сеньорож возникает у государства, но он возникает при превышении темпа роста массы денег на темп роста реального ВВП. Агенты в этом случае платят инфляционный налог. Все эти негативные последствия вызываются сверх эмиссией

2. Заимствование у ЦБ – мин фин берёт у ЦБ в долг продав ему ценные бумаги, тогда ЦБ увеличивает сумму на текущем счёте минфина и тогда эти деньги поступают на счета коммерческих денег.

3. расширение кредитов ЦБ госпредприятием по льготным процентным ставкам.

4. отсроченные платежи – ситуация, когда правительство делает закупки, но вовремя не расплачивается. Если закупки такие у частного сектора, то тогда частный сектор накручивает цены заранее, чтобы застроховатьяся от неплатежей правительства. Может быть так, что неплатежи могут накапливаться внути самого госсектора, то они часто финансируются ЦБ и поэтому

Монетизации: увеличение денежной массы: в результате процентная ставка падает, то тогда возрастают инвестици, растёт АД и есть предпосылки для роста ВВП, относительная недолгость.

минусы: эффект Оливера-Тонзи – в случае монетизации дефицита и в условиях роста инфляции возникает ситуация, когда поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться за время с момента получения дохода до уплаты налога. Эффект Оливера-Тонзи возникает из-за сознательного затягивания экономическими субъектами ситуации с уплатой налогов. Такие эффекты наблюдаются при гиперинфляции – в 92 и 93 годах России такое было, Латинская Америка 1970х годов. результат эффекта – рост бюджетного дифицита.

Выпуск гос займов – операции на рынке

1) выпуск гос займов у населения и у коммерческих банков (+: быстрота, - : государство например продаёт свои ценные бумаги, тем самым предъявляя дополнительный спрос на кредитные ресурсы. в результате общий спрос на кредитные ресурсы возрастает. Значит в этих условиях при неизменной денежной массе будет происходить рост процентной ставки, а значит частные инвестиции сократятся и сократятся потребительские расходы, связанные с потребительским кредитом. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики ради успешного проведения которой создавался финансируемый займами дефецит гос бюджета. При данном эффекте гос-во вытесняет с кредитного рынка частных заёмщиков, а значит происходит снижение производственного потенциала страны, так как идёт вымываниеи капитала из реального сектора. при неполной занятости ресурса эффект вытеснения не может быть полным. конечно займы государства на кредитном рынке увеличат процентую ставку, но одновременно гос расходы, увеличиваемые при стиумлирующей фискальной политике и вызывающие дифицит бюджета, эти госсраходы благодаря мультипликтаору вызовут рост равновесного дохода, а значит создастся основа для увеличения сбережений. И тогда полного вытеснения не произойдёт.

2) состояние полной занятости - если произойдёт увеличение гос расходов, то тогда увеличивается АД, а значит и рост уровня цен, тогда реальная денежная масса сократится, произойдёт рост процента и наступит полное вытеснение частных инвестиций с кредитного рынка, т.е. все потенциальные кредиты будут недоступны частным инвесторам, а достанутся государству. дело в том чт при полной занятости нет мультипликатора, а значит у не приростёт, и сбережения не прирастут (при прч равных условиях) минус2 – долговое финансирвоание дефицита считается формально неинфляционной политикй. Угроза инфляции полностью не устраняется, а создаётся отсрочка для инфляции. Центральный банк рано или может скупить свои бумаги на вторичном рынке и всё равно усилется инфляция. теоремя Сарджента-Уолеса. накопление гос долга. 4 минус – дефицит платёжного баланса.

3) увеличение налоговых поступлений в бюджет – комплексная налоговая реформа, направленная на снижение налоговых ставок и повышение налогово облагаемой ставок

Продажа государственных активов.

Стабилизирующее влияние бюджетного излишка.

Наибольшее стабилизрующее его воздействие бюджетного излишка наступает при его полном изъятии, препятствующем выплате процентов по гос долгу, увеличению соц трансфертов и увеличению фин других гос расходов.

Рост циклического и бюджетного излишка бывает в фазе подъёма и любые выплаты государства ввиде процентов по госдолгу именно в данной фазе цикла усилят АД.

Теорема Рикардо-Барро. под влияние кейнсианства до 70-80гг в экономическом мире считалось, что бюджетные дефициты не так страшны, но именно на рубеже указанных десятилетий начались дискуссии по поводу того, насколько допустимы долги и бюдж дефициты. В 1974 г – теорема эквивалентности Барро.

Финансирование гос расходов за счёт долга равно финансированию гос расходов за счёт налогов.

Стандартная логика экономистов до Барро: происходит снижение налогов в рамках стимулирующей фискальной политики, финансируемая за счёт гос займов и за счёт накопления гос долга. При неизменности компонента G. Тогда этим самым стимулируется рост потребительских расходов и сокращение нац сбережений. В итоге растёт процентная ставка, а значит наблюдается снижение инвестиционной активности. Исходя из фиксируемого роста потребления предполагается увеличение АД и соответственно дохода в коротком периоде, но в долгом периоде происходит снижение объёмов накопленного капитала и замедление экономического роста.

Роберт Барро сделал допущения:

· люди настолько рациональны, что обладают абсолютным предвидением будующего налогового бремени

· люди принимают решения в условиях бесконечного периода горизонта планирования

· существуют только паушальные налоги

Барро рассуждал так: если происходит снижение налогов, финансируемые за сёт увеличения гос долга, финансируемое увеличением гос долга, но не происходит роста S, а налоговое бремя распределяется с настоящего поколения на будующее.

Потребление по логике барро зависит не только от текущего дохода, но и от различных ожиданий экономических субъектов. Люди понимают, что сегодняшнее снижение налогов превратится в их повышение завтра. И эк субъекты предвидя это будут снижать потребление и увеличивать сбережения.

Если рассмотреть эту расширительную политику с другой стороны через изменение гос расходов при постоянство налогов последствия будут аналогичными.

Во первых можно упрекнуть модель, люди не всегда рациональны. Люди имеют горизонт планирования не бесконечный.

Эта теорема легла в основу положения о том, что фискальная полтика не может влиять на уровень выпуска и уровень занятости.

Все земли, находящиеся на территории Российской Федерации, согласно действующему законодательству могут иметь свое назначение. И в зависимости от цели их использования земельные участки разделяются на категории.

Как выглядит целевое разделение земель

  • участки сельскохозяйственного назначения;
  • поселения;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • промышленного и другого специального назначения;
  • земли запаса;
  • особо охраняемые объекты и территории.

Для каждого из таких участков предусмотрен особый правовой режим ввиду их существенных отличий от площадей другого типа.

Земли поселений

Для того чтобы лучше понять, что из себя представляют категории разрешенного использования земельных участков, стоит уделить внимание каждой из них. И если коснуться темы поселений, то нужно отметить, что под данным типом подразумеваются земли, которые предназначены и эксплуатируются для застройки и развития сельских, а также городских поселений. Эти земли отделяются собственной чертой от других площадей.

Такая категория земельного участка, как поселение, подразделяется на сельские земли (деревни, села, хутора, станицы и др.) и городские (поселки, города). Данные типы участков могут делить следующим образом в зависимости от численности населения:

  • сверхкрупные города;
  • крупнейшие города;
  • крупные города;
  • большие города;
  • средние;
  • поселки и малые города (более 5 тыс.);
  • большие сельские поселения;
  • средние сельские поселения (2-10 тыс.);
  • малые сельские поселения (на таких участках проживает менее 200 человек).

Каждое поселение, независимо от вида, делится на территориальные зоны, устанавливаемые во время планирования развития конкретной категории участка.

Виды территориальных зон

Если обратить внимание на законодательство РФ, то можно будет заметить, что территориальные зоны имеют следующее разделение:

  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • деловые;
  • специального назначения;
  • сельскохозяйственного использования;
  • выделяемые для транспортных, а также инженерных инфраструктур;
  • для военных объектов;
  • рекреационные (речь идет об участках, которые заняты скверами, городскими лесами, парками, прудами, водохранилищами, озерами или используются для туризма и в качестве зон отдыха).

Если участки находятся в пределах одной территориальной зоны, то для них используется один градостроительный регламент. При этом ему должны следовать все собственники в обязательном порядке.

Важно знать о том, что для определения вида конкретной территории можно использовать коды категорий земельных участков. Эта информация будет иметь значение и в процессе перевода земли из одного вида в другой.

Земли сельскохозяйственного назначения

Рассматривая виды, категории земельных участков, нужно уделить внимание и площадям, которые используются для нужд сельского хозяйства и находятся за границами поселений. В их состав могут входить земли, на которых расположены:

  • замкнутые водоемы;
  • коммуникации;
  • внутрихозяйственные дороги;
  • древесно-кустарниковая растительность, которая используется в качестве защиты от негативных техногенных, антропогенных и природных явлений;
  • сооружения, строения и здания, имеющее производственное значение.

Такие территории охраняются особо тщательно, поскольку имеют приоритет в использовании. По этой же причине для любых несельскохозяйственных нужд, в том числе для возведения строительных объектов, используются угодья, которые непригодны для эксплуатации в рамках сельского хозяйства.

Особо охраняемые объекты и территории

Данная категория земельного участка используется для определения тех площадей, которые обладают особым научным, природоохранным, оздоровительным, эстетическим, рекреационным, историко-культурным или другим ценным значением.

К этой категории можно отнести также земли, полностью или частично изъятые из хозяйственного оборота и использования. В качестве примера можно привести курорты и местности лечебно-оздоровительного значения.

Промышленное и другое специальное назначение

  • транспорта;
  • промышленности;
  • энергетики;
  • обеспечения космической деятельности;
  • радиовещания, информатики, связи и телевидения;
  • безопасности и обороны.

Для многих из этих земель характерным является наличие санитарно-защитных, охранных и других зон, по отношению к которым применимы особые условия использования. Также эта категория земельного участка подразумевает ограниченные права арендаторов, землепользователей и собственников.

Земли лесного, водного фонда и запаса

  • земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности и не используются юридическими и гражданскими лицами (земли запаса);
  • земли, выделяемые для зон охраны водозаборов и установки полос отвода, а также участки, на которых расположены земли водоохранных зон и непосредственно сами водные объекты (территории водного фонда);
  • лесные земли и те участки, которые используются для ведения лесного хозяйства (территории лесного фонда).

Стоит отметить следующий факт: использование земель запаса является допустимым лишь при том условии, что они будут переведены в другую категорию.

Что касается такого вопроса, как изменение категории земельного участка, то здесь есть смысл говорить о трудоемком процессе, поскольку на данный момент нет отработанной схемы действий, которая бы гармонично согласовывалась с действующим законом РФ.

При этом, если действовать грамотно, то можно без особых сложностей оформлять и использовать различные категории земель. Например, для ведения строительных работ на участке сельскохозяйственного значения не нужно переоформлять его категорию, достаточно лишь поменять тип разрешенного использования участка.

Земельные участки льготным категориям граждан

На основании законодательства РФ те граждане, которые попадают в льготные категории, имеют право на бесплатное получение в аренду или собственность участков для следующих целей:

  • ведение дачного хозяйства;
  • для садоводства;
  • жилищного индивидуального строительства;
  • ведения подсобного хозяйства.

В тех случаях, когда необходимым является определение категории земельного участка, данную информацию можно найти в свидетельстве о собственности или воспользоваться ресурсами Федерального управления по единому учету земли.

Как можно заметить, законодательство четко разграничивает назначение различных земель и регламентирует использование их согласно определенной категории. При этом, если внимательно изучить существующие законы, то можно грамотно распоряжаться различными видами земель, используя их для альтернативных целей.

В основу юридической характеристики территорий входит деление земли на категории и виды разрешенного использования. При этом учитываются все особенности участка для принятия решения о целесообразности его использования. Такое дает возможность государству контролировать основные ресурсы страны и уменьшить их потери.

Категории земель - какие они бывают?

Одним из моментов определяющих государственную стратегию является присвоение определенному участку земли категории. представляет собой закрепленное законодательством описание ее стандартных свойств. В дальнейшем она предопределяет, для чего будет использоваться та или иная территория.

Согласно ст. 7 Земельного Кодекса существует семь категорий земель, к ним относятся:

  • Населенные пункты или земли поселений;
  • Земли запаса, находящиеся в резерве государства;
  • Сельскохозяйственные земли;
  • Водный фонд, представляющий собой территории рек, прудов, морей, озер, а также земли возле них;
  • Лесной фонд, необходимый для ведения и восстановления лесного хозяйства;
  • Земли, используемые для производственных целей, на которых расположены различные предприятия и здания вспомогательного назначения;
  • Охраняемые территории.

Земли населенных пунктов

Данная категория земель имеет специальное предназначение, ведь на ней размещаются объекты инфраструктуры и здания для проживания людей. Земли поселений отделяются от других категорий четкой границей и имеют следующие ВРИ:

Сельскохозяйственные

Представляют собой участок, основное назначение которого выращивание продукции сельского хозяйства. Сельскохозяйственные земли имеют такие виды разрешенного использования:

Промышленного назначения

На таких территориях располагаются различные производственные мощности. Данный вид земель предусмотрен для предоставления нужных ресурсов различным организациям. Промышленные земли предполагают не только возведение зданий для производственных целей, но и сооружения для добывания полезных ископаемых. При этом в соответствии с действующим законодательством, промышленные земли могут находиться в собственности граждан страны, государства или муниципальных организаций.

Для ИЖС, огорода и бизнеса по классификатору

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации был рассмотрен и утвержден классификатор видов разрешенного использования земли.

Согласно ему, территория для индивидуального жилищного строительства или огорода обозначена во втором разделе (коды 2.0 – 2.7). Эти цифры кода обозначают, что данную землю можно использовать для:

Исходя из этого, ИЖС предполагает не только возведение домов для проживания, но и подсобное хозяйство.

Земельные участки под бизнес находятся в четвертом разделе классификатора (коды 4.0 –4.9). На данной территории могут сооружаться капитальные строения, предназначенные для производственных целей, торговли, а также складские помещения. К примеру, код 4.4 позволяет сооружать здания для реализации различных товаров, при этом торговая площадь должна быть не больше пяти тысяч квадратных метров.

Виды разрешенного использования по целевому назначению

Распределение по целевому назначению видов разрешенного использования территории представляет собой последствие детального зонирования земли в разных масштабах и носит уточняющий характер. Ведь участок, имеющий одно целевое назначение, может относиться к разным ВРИ. Данные виды разделяются на:

  • Условно разрешенный ВРИ: предполагает некие дополнения или изменения в строениях на участке. Его применение является необходимостью, ведь нельзя создать классификатор на каждый особенный случай. При этом для установления дополнительной нормы, необходимо пройти долгую процедуру, которая включает согласование и слушания;
  • Вспомогательный ВРИ: характерен дополнениями в рамках других типов использования. Это может заключаться в размещении на территории мелких пристроек, например, гаража или какого-либо вспомогательного строения. При этом застройщику необходимо, обязательно иметь основной вид разрешенного использования, а также целевое назначение;
  • Основной ВРИ: предполагает соответствие с категориями, и определяется при помощи классификатора. Изменение этого вида производится в органах государственной власти.

ВАЖНО! Основные ВРИ определяются с помощью градостроительного регламента.

Кто выдает разрешение в РФ: государство или нет?

Территории земель, которые находятся в государственной собственности или принадлежат субъектам РФ, могут передаваться гражданам и организациям. Порядок передачи бывает платный или бесплатный в зависимости от задач использования территории.

Выдача разрешения происходит под контролем Правительства РФ, которое сформировало Постановление No1244, раскрывающее суть разрешения и его содержание. При получении документа, следует аргументировать цели использования территории по ст. 39.34 ЗК РФ . Данное разрешение выдается в письменной форме и дает право на использование земли.

Как определяется разрешенное использование земли?

Для того, чтобы эксплуатировать землю на законных основаниях, исходя из норм и правил, следует узнать ее вид разрешенного использования. Это можно сделать такими способами:

  • Ознакомившись с правилами использования земли, а также застройками земель поселений. В этих документах прописано, какой зоне принадлежит участок, и его ВРИ;
  • Запросив данные в органах местного самоуправления;
  • Заказав данного земельного участка, в случае отсутствия ВРИ, его присвоят в органах местного самоуправления исходя из предъявленного заявления.

Правила зонирования территорий

Зонирование является распределением участков земли на определенные зоны и районы, а также установления некоторых ограничений на ее применение. Исходя из статьи 30 “Градостроительного кодекса Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ правила зонирования имеют такие цели:

При этом правила зонирования территории включает:

  • Порядок их применения, а также внесение всевозможных изменений;
  • Градостроительный регламент, а также карту градостроительного зонирования.

Как можно поменять тип пользования: порядок действий

Первым делом при смене ВРИ территории, необходимо получить информацию в органах местного самоуправления о текущем типе пользования. Изменение ВРИ земли, имеет следующий порядок действий:

  • Написание заявления в органы управления;
  • Установление возможности корректировки, исходя из анализа градостроительного плана;
  • После этого при положительном ответе, документы направляются на рассмотрении;
  • Проведение слушания и внесения возможных корректировок;
  • Направление протокола в администрацию.

Сроки принятия решения

Рассмотрение заявления об изменение ВРИ земельного участка, рассматривается не более шестидесяти дней, если необходимы слушания.

Когда слушания не проводятся, процедура может длиться тридцать дней. Решение принимает глава местной администрации, при этом каждый участник вносит собственные предложения, на основании которых принимается дальнейшее решение. Отказать в изменении ВРИ могут:

  • Если участники слушания считают изменения не рациональным;
  • Если нет возможности внести правки с правовой точки зрения;
  • Если не были предоставлены все необходимые документы.

ВНИМАНИЕ! После успешного рассмотрения заявления, собственник подает пакет документов в Росреестр, для изменения данных в кадастровом учете.

Документы для Росреестра:

  • Заявление написанное собственником участка;
  • Правоустанавливающий документ;
  • Решение администрации об изменении ВРИ.

Документы можно подать лично при посещении Росреестра или отправить почтой, указав все приложения.

Какие изменения вступили в силу в 2018 году?

С начала 2018 года начал действовать измененный порядок расчета налога на землю. Новые правила расчета предполагают, изменение кадастровой стоимости участка при смене ВРИ.

Изначально этот налог мог начисляться исключительно с начала налогового периода.

Сейчас, исходя из нового порядка расчета, начисление налоговой суммы будет происходить с учетом кадастровой стоимости, определенной на день внесения сведений в Росреестр. Таким образом, часть года может считаться по старой цене налога, а остальные месяца после изменения ВРИ по новой.

Вид разрешенного использования земли имеет огромное значение при любом строительстве, несоблюдении этих норм влечет за собой ответственность в виде штрафов. Поэтому очень важно знать тип использования территории, начиная постройку любых зданий. В случае несоответствия ВРИ с предполагаемой постройкой, следует обратиться в местные органы самоуправления для решения этого вопроса.

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарии к ст. 7 ЗК РФ


1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий. Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.

При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий - охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.

Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.

3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст. 7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и от 7 мая 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме