Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игры на диалогическую речь. Игры и упражнения по развитию диалогической речи для младших школьников

«Речевые игры для развития диалогической речи»

Составила:

учитель-логопед

Останкова Е.И.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.

Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.

Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор». (Приложение 1).

Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность ребенка в целом. (Приложение 2).

Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д.

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

    Лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);

    Грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба"?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).

А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

Предлагаемую подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям разных возрастных фупп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи в дальнейшем.

Приложение 1

Гуси-гуси.

Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке».

Воспитатель

Гуси-гуси!

Воспитатель

Есть хотите?

Воспитатель

Ну, идите!

Нам нельзя.

Воспитатель

Серый волк под горой-

Не пускает нас домой!

Воспитатель

Ну, летите, как хотите!

«Гуси» бегут к дому, «волк» бросается ловить их. «Гуси» собираются в «домике». Пойманный становиться «волком». Игра повторяется.

Зайцы

«3айцы» скачут на полянке.

Воспитатель

Зайцы серые играют.

Скок да скок!

Скок да скок!

Воспитатель

В лесу ягоды собирают.

В кузовок, в кузовок!

Воспитатель

Ой, красивая лужайка.

А за нею лес, лес… (зайцы разбегаются в разные стороны)

Воспитатель

Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

Наигрались, зайки, спите,

Только лес не уснет…

(«Зайцы» отдыхают; садятся на корточки, руки – под щечку.)

Воспитатель

Зайцы серые, бегите!

Волк идет!

Волк идет!

Светофор

У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.

Ведущий поднимает красный кружок.

Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!

Ведущий поднимает желтый кружок

Дети: (хором). Желтый тоже подожди!

Ведущий поднимает зеленый кружок.

Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»

Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»

Опоздавший. Задержал светофор.

Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.

Приложение 2

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

Фи, футбол!

Сказала мама:

    Фу, футбол!

Сестра сказала:

Ну, футбол...

А я ответил:

    Во, ФУТБОЛ!

Г. Сапгир

    Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).

    Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).

    Какой первый слог, какой второй слог?

    Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

СОРОКА И МЫШЬ

    Мышка-трусишка, ты треска боишься?

    Ни крошки не боюсь!

    А громкого топота?

    Ни капельки не боюсь!

    А страшного рёва?

    Нисколечко не боюсь!

    А чего же тогда ты боишься?

    Да тихого шороха...

Н. Сладкое

    Изобрази шорох, топот, рёв.

    Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).

    Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере­дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

СОРОКА И ЗАЯЦ

    Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!

    Э-э, Сорока, всё равно плохо...

    Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

    Э-Э, Сорока, невелико счастье!

    Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

    Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья...

Н. Сладков

    Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?

    Как ты понимаешь слово ДУША?

    Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

    Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

    Я-то? Да ем.

  • И днём ем.

  • А вечером?

    И вечером.

    А когда же ты не ешь?

    Когда сыт бываю.

    А когда ты сытым бываешь?

    А никогда.

Н. Гладков.

    В какое время суток медведь не ест?

    Утро, день, вечер - это СУТ-...

    Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).

Яму копал?

    В яму упал?

    В яме сидишь?

    Лестницу ждёшь?

    Яма сыра?

    Как голова?

    Значит, живой?

  • Ну, я пошёл домой.

О. Григорьев

    Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).

    Подними руку, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ (ждёшь, сижу, живой).

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

    Кто там ходит в огороде?

    Это я, козёл Мефодий.

    По каким таким делам?

    Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю

Каждый лист оберегаю.

    Почему капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Ты забыл о них, выходит?

Ничего я не забыл,

Но на всех не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста - хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Самый вкусный лист капустный.

А. Крылов

    Какие овощи растут на огороде?

    Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).

Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок).

В ТИХОЙ РЕЧКЕ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

    Здравствуй!

    Здравствуй!

    Как дела?

    На рыбалке я была.

Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

    Где же твой рыбак? Попался?

    Нет, ушел хитрец, Сорвался!

Е. Череповецкий

    Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?

    Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

КТО КОГО

    Кто кого обидел первый?

  • Нет, он меня!

    Кто кого ударил первый?

  • Нет, он меня.

    Вы же раньше так дружили!

    Я дружил.

    И я дружил.

    Что же вы не поделили?

  • И я забыл.

В. Орлов

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

    Лизавета, здравствуй!

    Как дела, зубастый?

    Ничего, идут дела, голова ещё цела.

    Где ты был?

    На рынке.

    Что купил?

    Свининки.

    Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

    Кто отгрыз?

Жив ли, милый куманёк?

    Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?

    На базаре я была.

    Что ты так устала?

    Уток я считала.

    Сколько было?

    Семь с восьмой.

    Сколько стало?

    Ни одной!

    Где же эти утки?

    У меня в желудке.

    Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.

    Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?

    Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК, (ль, и, с,.), в, о, л, к)

СТУК-СТУК

    Стук-стук!

  • Мяу-мяу, мяу!

    Кошка ты?

    Мяу-мяу, мяу - Я!

    Кошка, хочешь молока?

    Стук-стук!

  • Ав-ав-ав! Это - Я!

    Я за косточкой пришла!

    Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)

    Кто что ест?

    Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).

    Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).

    Что ты тащишь, мышка?

    Сыр несу детишкам!

    Где взяла?

    Купила, крону заплатила!

    Что ты сдачу не взяла?

    А хозяйка ведь спала!

С. Маршак

    Чем ещё питается мышка?

    Где живёт мышка? (в норке)

    Кто у мышки детки? (мышата)

    Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

- Ёжик, ёжик,

Почему такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

    Почему ёжик колючий?

    Чем питаются ежи?

    Кого боится ёжик?

    Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).

    Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

Медведь

    Ты куда идёшь, медведь?

    В город, ёлку приглядеть.

    Да на что тебе она?

    Новый год встречать пора.

    Где поставишь ты её?

    В лес возьму, в своё жильё.

    Что ж не вырубил в лесу?

    Жалко. Лучше принесу.

Г. Виеру

    В какое время года происходит эта история?

    Назови зимние месяцы.

    В каком месяце встречают Новый год?

    Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?

    Как называется жильё медведя? (берлога)

    Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)

    Где ты, брат Иван?

    В горнице.

    А что делаешь?

    Помогаю Петру.

    А Петр что делает?

    Да на печи лежит.

    Кто ленивый? Кто трудолюбивый?

    Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

    Филя, есть хочешь?

    Да нет, батюшка, я перекусил.

    А чем перекусил?

    Да съел кусок пирога,

Горшок сметаны и решето калачей.

    Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).

    Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА (ль, мь, ть).

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

    Кто что должен убрать?

    Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)

    Нарасти слово ЁЖ (Ёж- ежи - ежиха - ежовый).

Не забывайте о том, что:

Развитие у ребенка интереса к языку - это необходимый процесс: объясняйте ему значение слов, показывайте их связь, следите за грамматической правильностью, за связностью речи;

Речи нужно уделять как можно больше внимания: наблюдайте ее, исследуйте ее, анализируйте ее вместе с ребенком. Исследование должно быть спрашиванием и беседой, т. е. диалогом;

Помощь ребенку в рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов совершенствует диалогическую и развивает монологическую речь;

Участие в жизни ребенка поможет научить его учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться.

Приятного вам общения!

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый - Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное - настроиться на Диалог и на Творчество!

Литература:

    Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М. 2008.

    Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. - СПб. 2004.

    Жукова Н.С Мастюкова Е.М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.1973

    Селеверстов В.И Игры в логопедической работе с детьми. М. 1987.

Несомненным достоинством игр является то, что игры создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представлена картотека подвижных и дидактических игр по методике Бизиковой О.А., направленная на развитие диалогической речи детей.
«Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Бизикова О.А.
Картотека дидактических игр.
Блок «ВОПРОС - ОТВЕТ»

«Почта»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры:
Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:
—Динь-динь-динь.
—Кто там?
—Почта.
—Откуда?
—Из Нижневартовска. (Называется любой город.)
—И что там делают?
—Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).
Все играющие должны изобразить названные действия.

«Краски»
Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры:
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:
- Тук-тук!
- Кто там? - Покупатель.
- Зачем пришел? — За краской.
- За какой? - За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

«Все ли мы увидели?»


Материал. Картинка с изображениями различных предметов фишки.
Ход игры
Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на это? картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Время на обдумывание — 1—2 минуты.
Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.
По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.

«Что в чудесном мешочке?»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход игры:
Игра может проводиться в дополнение к занятию.
Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

«Вопрос с подсказкой»

Цель. Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы.
Материал. Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Пустая карточка — «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами — «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами - «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки - «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)?
В дальнейшем вводятся новые символы:
—схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»;
—изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом — «Где?»;
—карточка с цифрами - «Сколько?»;
—карточка с изображением кисти руки человека — «Для чего?»;
—изображение вопросительного знака - «Почему?»;
—изображение часов — «Когда?»;
—изображение уходящего человека — «Куда?»;
—изображение подходящего человека — «Откуда?».

«Вопрос – ответ»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход игры
Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10—15).
Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».
Время для рассматривания — 3—4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

«Да и нет»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры
Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?
- Его надевают на тело?
- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
Вариант игры.
Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Спрашиваем сами»


Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки; сюжетная картинка, к которой можно задать вопросы, вскрывающие причинно-следственные связи, например: Почему девочка плачет? Почему мышь оказалась в бутылке?
Ход игры
Воспитатель разъясняет содержание игры: «Сегодня мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я уже не буду показывать, какой вопрос надо задать. Все карточки со значками находятся перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появились две новые карточки. Постарайтесь задать вопросы и по ним. Первая карточка означает, что надо задать вопрос, начинающийся со слова «почему»; на второй карточке изображено, как люди занимаются спортом, — значит, надо задать вопрос, который начинается со слов «что делают». Все поняли? Ничего не забыли? Давайте вместе повторим, какие вопросы можно задавать. (Показывает на ту или иную карточку и называет слова, с которых начинается вопрос.) Сегодня мы будем играть командами (дети делятся на команды). За каждый вопрос команда получает фишку. Выигрывает та, которая получит больше фишек. Внимательно посмотрите, что изображено на картинке. По моей команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».
Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в течение 10—12 минут. В конце подводится итог.

«Играем в КВН»

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.
Материал. Все карточки с символами, обозначающими разные вопросы; фишки двух цветов.
Ход игры
Знакомые детям карточки раскладываются в поле зрения детей, остальные лежат на столе воспитателя. Он говорит: «Сегодня мы будем играть в КВН. Веселые и находчивые дети стараются быстро задать вопрос и быстро на него ответить. Давайте разделимся на две команды и подберем названия для своих команд».
Воспитатель напоминает: «Одна команда спрашивает, а другая отвечает потом они меняются ролями. За каждый заданный вопрос члены команды получают синюю фишку, за каждый правильный красную фишку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество фишек. Но сначала небольшая разминка. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та команда, которая даст ответ быстрее, получает фишку. - Когда люди завтракают? - Куда течет река? - Откуда идет школьник? - Когда тает снег? - Почему весной текут ручьи? - Когда садится солнце? Молодцы, хорошо отвечали. Мы размялись, а теперь команды
будут играть между собой».
Игра проходит в течение 10—15 минут. Затем подводится итог. Желательно спросить: понравилась ли детям игра? Было ли интересно? Хотели бы они еще раз поиграть в такую игру?

«Угадай, какой предмет загадали»

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.
Материал. Шесть-семь различных по назначению предметов; карточки с символами всех вопросов; фишки двух цветов.
Ход игры
Воспитатель в игру «Угадай, какой предмет загадали». Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Задавать вопросы вам помогут карточки. Вспомните, какие вопросы нельзя задавать?
В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек набрал. Воспитатель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета...», «Где он стоит?»).
Игра проводится несколько раз. Время проведения - не более 10—15 минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли бы.

«Что под салфеткой?»

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.
Материал. Карточки с символами вопросов; пять-семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга); три салфетки.
Ход игры
На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача - с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».
Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям и предлагают угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут.
В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай вопрос»; «А теперь ты спроси» и т.п.), поощряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быстрее отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства предмета».
Примечание. При вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку. Можно предложить следующие варианты ответов:
—игрушка — чтобы играть;
—элемент одежды — это человек надевает на себя;
—овощ — нужен для приготовления пищи, например салата, супа
(в зависимости от того, какой овощ используется);
—фломастер — чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;
—нож — разрезать что-либо;
—книга — можно узнать много интересного.

«Смешинки» (1-й вариант)

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение использовать различные падежные формы существительных.
Материал. Набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.
Ход игры
Играющим раздаются картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т.д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.
Вариант игры.
Меняются наборы картинок и вопросительные слова. А дети упражняются в употреблении другой падежной формы. Например:
—Картинки: чашка, тарелка, ванна, таз, стакан, лейка, чай
ник, ведро и др. Вопросы: «Из чего ты ешь суп? Пьешь молоко?
Поливаешь цветы?» побуждают детей употребить существительные
в родительном падеже.
—Картинки: метла, ванна, тарелка, кровать, телевизор, самолет,
ковер, пылесос и др. Вопросы: «На чем ты приехал в детский сад?»,
«На чем ты спишь?» и т.п. побуждают детей использовать названия
предметов в предложном падеже.

«Смешинки» (2-й вариант)

Цели. Активизировать сообразительность детей в придумывании разнообразных вопросов; воспитывать выдержку: сдерживать желание засмеяться при ответе.
Ход игры
Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя: кочерга, ухват, помело, светофор, светильник, паяльник и др. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те отвечают тем словом, какое ему дано.
—Ты кто? — Ухват.
—Что ты ел сегодня? — Светильник.
—Кто твой брат? — Кочерга. И так далее. Вопросы задаются разным детям. Кто засмеется, платит фант. В конце фанты разыгрываются.

Блок «СООБЩЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ»

«Игровые диалоги»

Цель. Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность.
Ход игры
Педагог, исполняя роль домовенка Кузи, ведет с детьми диалог. Перед ними в определенной последовательности лежат предметы или картинки (шубка, шалаш, груша, шашки и т.п.).
—Кузя! Ку-зя!
—Аюшки.
—Мы хотим подарить тебе шубку.
—Спасибо за заботу. А шубка — это что такое?
—Одежда такая меховая, чтобы не мерзнуть в сильные морозы.
—Большое спасибо! Давайте ее, эту шубку. (Педагог указывает на ребенка, тот передает Кузе картинку.) Стоящая вещь! Мягкая.
Буду на ней спать!
Диалог повторяется, видоизменяется, приобретает шутливый характер. Так, шалаш Кузя собирается носить, надевать, когда начнутся морозы, в груше он собирается спать, а шашки намерен съесть.

«Хорошо – плохо»

Цели. Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение.
Ход игры
Игра «Хорошо — плохо» построена по системе ТРИЗ, предполагающей замечать в одном и том же предмете (явлении) хорошие и плохие стороны.
Для проведения игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.). Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится. Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой участник (команда), наоборот, называет отрицательные стороны объекта.
Во втором варианте игры объект обсуждения может вызывать стойкие отрицательные (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор) ассоциации. В данном случае диалог строится так же, только задача взрослого — помочь увидеть другую, хорошую или плохую, сторону объекта.

«Похожи – непохожи»

Цели. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Материал. Предметные картинки с изображением различных животных, растений, предметов.
Ход игры
Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.
Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т.п.
—Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая.
—Они похожи, так как они обе живые (животные).
—Они непохожи: собака – зверь, а пчела — насекомое.
—А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.
—Они выглядят по-разному.
—И пчела, и собака могут укусить и т.д.
Обсуждение каждой пары — отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.

«Отвечай быстро»

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

«Угадай, кто я?»

Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.
Ход игры
Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.
Например:
- Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.
- Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.
- Нет. Я не девочка, а мальчик.
- Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
- Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.
- Я думаю, что ты – Жихарка.
- правильно.
Угадавший ребенок становится ведущим.

«Так бывает или нет?» (Небылицы)

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
—Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
—Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
—У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

«Ошибка»

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
Примеры суждений:
—Карлсон жил в маленьком домике у леса.
—Пятница идет после среды.
—Буратино — один из жителей цветочного городка.
—Мыть руки вредно для здоровья.
—Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
—Если на деревьях есть листья, то это лето.

Блок «ПОБУЖДЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА ПОБУЖДЕНИЕ»

«Справочное бюро»

Цели. Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п.
Формировать грамматически правильную речь: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе родительного падежа.
Материал. Картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:
— Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем
их к маме. Кто хочет помочь малышам?
Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает:
- Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где
живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.
В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике». Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

«Вежливые поиски»

Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.
Количество участников в игре не ограничено, игра может проводиться фронтально, подгруппами и индивидуально с 2—3 детьми.
Ход игры
Водящий ребенок выходит из группы или закрывает глаза. Воспитатель прячет игрушку (картинку). Водящий входит и пытается найти спрятанный предмет. Дети помогают ему словами: «Холодно. Тепло. Теплее. Горячо». Затем водящему предлагается вежливо попросить кого-нибудь из детей о подсказке. Водящий обращается к кому-либо из детей при помощи одной из формул речевого этикета: «Таня, если можешь, подскажи, где спрятана игрушка (картинка)?». Ему отвечают: «Подскажу, конечно. Игрушка спрятана под розовым вкладышем на среднем окне». Ребенок благодарит, находит игрушку и получает ее в постоянное пользование.
Усложнение. Можно усложнить игру: половина из присутствующих детей знает, где спрятан предмет, половина не знает. Если водящий обращается к ребенку, не знающему, где спрятана игрушка, то ответ должен быть примерно таким: «Извини, Андрей, я не могу тебе помочь. Спроси еще у кого-нибудь».

«Волшебный ключ»

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется». Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
—Пропустите меня, пожалуйста.
—Позвольте пройти.
—Разрешите, пожалуйста.
—Разрешите пройти.
—Вы не могли бы пропустить меня?
—Если можно, пропустите, пожалуйста.
—Извините, я могу пройти?

«Секрет в сундучке»

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.
Ход игры
Игра проводится либо фронтально, либо подгруппами, либо индивидуально. Воспитатель сообщает, что у куклы Тани в сундучке что-то спрятано. Если Таню попросить вежливо, то она покажет свой секрет. От лица Тани воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы («Если можно, покажи, что у тебя в сундучке», «Будь добра...», «Покажи, пожалуйста...», «Ты можешь показать?..» и т.п.).

«Угощайся пирожком»

Цель. Учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение.
Материал. Картинки с изображением яблок, картофеля, капусты, клубники, брусники и т.д.
Ход игры
Перед игрой дети рассматривают картинки. Закрепляются названия изображенных овощей, фруктов, ягод.
— Давайте поиграем, — предлагает педагог, — пусть это будут не картинки, а пирожки. Это пирожок с картошкой, это с брусникой и т.д. Будем угощать друг друга.
Картинки складываются в коробку. Воспитатель достает одну картинку и, обращаясь к ребенку, говорит: «Угощайся, Юра, пирожком с яблоками». А ты можешь ответить: «Спасибо. Я люблю пирожки с яблоками» или «Спасибо, я сыт. Можно я угощу Олю?».
После объяснения условий игры дети по очереди вынимают картинки и «угощают» друг друга пирожками.

«Звонок на работу маме (папе)»

Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточ­нить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход игры
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родите­лям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши роди­тели могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокой­ство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не поме­шает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспита­тель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.

«Звонок в поликлинику»

Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.
Ход игры
1. Беседа.
— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень груст­но, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному. Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.
— Нет ли насморка и головной боли?
— Нет, только кашель.
— Имя, фамилия девочки? Возраст?
— Ваш адрес?
— Наш адрес...
— Врач придет во второй половине дня.
— Спасибо. До свидания.
— Всего доброго.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонно­го разговора.

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

«Волшебное эхо»

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речево­го общения.
Ход игры
В игре участвуют все дети группы.
Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».
Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант. Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присо­единяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотиви­ровку:
—Лови мяч, пожалуйста.
—Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.
Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повто­ряет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».

«Вежливые отгадки»

Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать доб­рые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.
Ход игры
Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середи­не круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:
Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит? С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотра­гивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто ска­зал комплимент.

«За что спасибо?»

Цель. Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания».
Ход игры.
В детском саду появилась ужасно любопытная обезь­янка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут:
- А спасибо кому? — спрашивает она.
- Светлане Юрьевне.
- А спасибо за что? — не унимается обезьянка.
- За то, что нас завтраком накормила.
Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять:
- А спасибо кому?
- Маше, - отвечает Вера.
- А спасибо за что?
- За то, что шарф помогла завязать.
Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали.
Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает.
Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей:
- Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстег­нуть.
Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят:
- Спасибо, Светлана Юрьевна, за вкусный обед.
- Спасибо, Светлана Юрьевна, борщ был очень-очень вкусный.
- Спасибо, Светлана Юрьевна, за заботу о нас.
Обезьянка только моргает от удивления.

Игры и упражнения на развитие диалогической речи у дошкольников

Упражнение «Давай знакомиться»

Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.

Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я - Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.

Игра «Паша - Наташа - Юля»

Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени.

Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня - Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.

Упражнение «Просьба»

Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.

Игра «О чём спросить при встрече?»

Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков - передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.

Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?

На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).

Упражнение «Вопрос - ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?»:- «Ловишки» и т. д.).

Игра «Вежливые слова»

Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.

Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.

Игра «Приглашение»

Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.

Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой - принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.

Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.

Игра «Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог - поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила

учитель-логопед

Галяутдинова З.А.

Речевые игры для развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Разговорно-диалогическая речь - довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.

Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.

Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр - развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога - игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор». (Приложение 1).

Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность ребенка в целом. (Приложение 2).

Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д.

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

  1. Лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
  2. Грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба"?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).

А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

Предлагаемую подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям разных возрастных фупп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Овладение разговорно-диалогической речью - это непременное условие перехода к связной речи в дальнейшем.

Приложение 1

Гуси-гуси.

Отмечается место - дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке».

Воспитатель

Гуси-гуси!

Дети

Га-га-га!

Воспитатель

Есть хотите?

Дети

Да-да-да!

Воспитатель

Ну, идите!

Дети

Нам нельзя.

Воспитатель

Почему?

Дети

Серый волк под горой-

Не пускает нас домой!

Воспитатель

Ну, летите, как хотите!

«Гуси» бегут к дому, «волк» бросается ловить их. «Гуси» собираются в «домике». Пойманный становиться «волком». Игра повторяется.

Зайцы

«3айцы» скачут на полянке.

Воспитатель

Зайцы серые играют.

Дети

Скок да скок!

Скок да скок!

Воспитатель

В лесу ягоды собирают.

Дети

В кузовок, в кузовок!

Воспитатель

Ой, красивая лужайка.

Дети

А за нею лес, лес… (зайцы разбегаются в разные стороны)

Воспитатель

Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

Наигрались, зайки, спите,

Только лес не уснет…

(«Зайцы» отдыхают; садятся на корточки, руки - под щечку.)

Воспитатель

Зайцы серые, бегите!

Дети

Волк идет!

Волк идет!

Светофор

У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.

Ведущий поднимает красный кружок.

Дети: (хором). Красный - ясно, путь опасный!

Ведущий поднимает желтый кружок

Дети: (хором). Желтый тоже подожди!

Ведущий поднимает зеленый кружок.

Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди - проходи!»

Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»

Опоздавший. Задержал светофор.

Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.

Приложение 2

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

Фи, футбол!

Сказала мама:

  1. Фу, футбол!

Сестра сказала:

Ну, футбол...

А я ответил:

  1. Во, ФУТБОЛ!

Г. Сапгир

  1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
  2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
  3. Какой первый слог, какой второй слог?
  4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

СОРОКА И МЫШЬ

  1. Мышка-трусишка, ты треска боишься?
  2. Ни крошки не боюсь!
  3. А громкого топота?
  4. Ни капельки не боюсь!
  5. А страшного рёва?
  6. Нисколечко не боюсь!
  7. А чего же тогда ты боишься?
  8. Да тихого шороха...

Н. Сладкое

  1. Изобрази шорох, топот, рёв.
  2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
  3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

СОРОКА И ЗАЯЦ

  1. Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
  2. Э-э, Сорока, всё равно плохо...
  3. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
  4. Э-Э, Сорока, невелико счастье!
  5. Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
  6. Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья...

Н. Сладков

  1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
  2. Как ты понимаешь слово ДУША?
  3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

  1. Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?
  2. Я-то? Да ем.
  3. А днём?
  4. И днём ем.
  5. А утром?
  6. И утром.
  7. А вечером?
  1. И вечером.
  2. А когда же ты не ешь?
  3. Когда сыт бываю.
  4. А когда ты сытым бываешь?
  5. А никогда.

Н. Гладков.

  1. В какое время суток медведь не ест?
  2. Утро, день, вечер - это СУТ-...
  3. Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).

ЯМА

Яму копал?

Копал.

  1. В яму упал?
  2. Упал.
  3. В яме сидишь?
  4. Сижу.
  5. Лестницу ждёшь?

Жду.

  1. Яма сыра?
  2. Сыра.
  3. Как голова?
  4. Цела.
  5. Значит, живой?
  6. Живой.
  7. Ну, я пошёл домой.

О. Григорьев

  1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
  2. Подними руку, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ (ждёшь, сижу, живой).

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

  1. Кто там ходит в огороде?
  2. Это я, козёл Мефодий.
  3. По каким таким делам?
  4. Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю

Каждый лист оберегаю.

  1. Почему капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Ты забыл о них, выходит?

Ничего я не забыл,

Но на всех не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста - хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Самый вкусный лист капустный.

А. Крылов

  1. Какие овощи растут на огороде?
  2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).

Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок).

В ТИХОЙ РЕЧКЕ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

  1. Здравствуй!
  2. Здравствуй!
  3. Как дела?
  1. На рыбалке я была.

Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

  1. Где же твой рыбак? Попался?
  2. Нет, ушел хитрец, Сорвался!

Е. Череповецкий

  1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
  2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

КТО КОГО

  1. Кто кого обидел первый?
  2. Он меня!
  3. Нет, он меня!
  4. Кто кого ударил первый?
  5. Он меня!
  6. Нет, он меня.
  7. Вы же раньше так дружили!
  8. Я дружил.
  9. И я дружил.
  10. Что же вы не поделили?
  11. Я забыл.
  12. И я забыл.

В. Орлов

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

  1. Лизавета, здравствуй!
  2. Как дела, зубастый?
  3. Ничего, идут дела, голова ещё цела.
  4. Где ты был?
  5. На рынке.
  6. Что купил?
  7. Свининки.
  8. Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
  9. Кто отгрыз?
  10. Собаки.

Жив ли, милый куманёк?

  1. Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
  2. На базаре я была.
  3. Что ты так устала?
  4. Уток я считала.
  5. Сколько было?
  6. Семь с восьмой.
  7. Сколько стало?
  8. Ни одной!
  9. Где же эти утки?
  10. У меня в желудке.
  1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
  2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
  3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК, (ль, и, с,.), в, о, л, к)

СТУК-СТУК

  1. Стук-стук!
  2. Кто там?
  3. Мяу-мяу, мяу!
  4. Кошка ты?
  5. Мяу-мяу, мяу - Я!
  6. Кошка, хочешь молока?
  7. Стук-стук!
  8. Кто там?
  9. Ав-ав-ав! Это - Я!
  10. Я за косточкой пришла!
  1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
  1. Кто что ест?
  1. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
  2. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).
  1. Что ты тащишь, мышка?
  2. Сыр несу детишкам!
  3. Где взяла?
  4. Купила, крону заплатила!
  5. Что ты сдачу не взяла?
  6. А хозяйка ведь спала!

С. Маршак

  1. Чем ещё питается мышка?
  2. Где живёт мышка? (в норке)
  3. Кто у мышки детки? (мышата)
  4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

- Ёжик, ёжик,

Почему такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

  1. Почему ёжик колючий?
  2. Чем питаются ежи?
  3. Кого боится ёжик?
  4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
  5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

Медведь

  1. Ты куда идёшь, медведь?
  2. В город, ёлку приглядеть.
  3. Да на что тебе она?
  4. Новый год встречать пора.
  5. Где поставишь ты её?
  6. В лес возьму, в своё жильё.
  7. Что ж не вырубил в лесу?
  8. Жалко. Лучше принесу.

Г. Виеру

  1. В какое время года происходит эта история?
  2. Назови зимние месяцы.
  3. В каком месяце встречают Новый год?
  4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
  5. Как называется жильё медведя? (берлога)
  6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)
  1. Где ты, брат Иван?
  2. В горнице.
  3. А что делаешь?
  4. Помогаю Петру.
  5. А Петр что делает?
  6. Да на печи лежит.
  1. Кто ленивый? Кто трудолюбивый?
  2. Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).
  1. Филя, есть хочешь?
  2. Да нет, батюшка, я перекусил.
  3. А чем перекусил?
  4. Да съел кусок пирога,

Горшок сметаны и решето калачей.

  1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
  2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА (ль, мь, ть).

ВСТРЕЧА

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

  1. Кто что должен убрать?
  2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
  3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж- ежи - ежиха - ежовый).

Не забывайте о том, что:

. развитие у ребенка интереса к языку — это необходимый процесс: объясняйте ему значение слов, показывайте их связь, следите за грамматической правильностью, за связностью речи;

. речи нужно уделять как можно больше внимания: наблюдайте ее, исследуйте ее, анализируйте ее вместе с ребенком. Исследование должно быть спрашиванием и беседой, т. е. диалогом;

. помощь ребенку в рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов совершенствует диалогическую и развивает монологическую речь;

. участие в жизни ребенка поможет научить его учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться.

Приятного вам общения!

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное — настроиться на Диалог и на Творчество!

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М. 2008.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. — СПб. 2004.
  3. Жукова Н.С Мастюкова Е.М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.1973
  4. Селеверстов В.И Игры в логопедической работе с детьми. М. 1987.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме