Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственная система обеспечения единства измерений метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц. Государственный метрологический контроль и надзор Не тратьте время на поиск изданий на портале

8.1 Обязательность метрологического контроля

Национальное законодательство может устанавливать контроль с целью подтвердить, что весы, используемые в определенных сферах, соответствуют требованиям настоящего стандарта.

Если установлен контроль над соответствием, то он может заключаться в процедуре утверждения типа и первичной поверке (или эквивалентных процедурах оценки соответствия), и последующих поверках, например периодических поверках или надзоре в эксплуатации, или других эквивалентных процедурах метрологического контроля.

Весы, на которые распространяются требования 6.4-6.9 настоящего стандарта, не должны подлежать процедуре утверждения типа, и для особых применений таких весов национальное законодательство может разрешать только первичную поверку без утверждения типа.

8.2 Утверждение типа

8.2.1 Заявка на утверждение типа

Заявка на утверждение типа должна предусматривать предъявление органу, утверждающему тип как правило одного образца, представляющего тип весов. Модульный подход (3.10.2) и испытания семейства весов или модулей (3.10.4) могут быть рассмотрены как более приемлемые и эффективные.

Заявитель, насколько приемлемо и соответствует национальному законодательству, должен предоставить следующую информацию и документацию.

8.2.1.1 Метрологические характеристики

Характеристики весов согласно 7.1;
- характеристики модулей или компонентов измерительных систем согласно 3.10.2.

8.2.1.2 Описательные документы

Все приведенные ниже номера пунктов, указанные в скобках, относятся к разделам настоящего стандарта.

Требуемая документация

1 Общее описание весов, описание работы весов, назначение, разновидность весов (например, платформенные, "плюс-минус" весы, весы с печатанием чека)

2 Основные данные (изготовитель, класс точности, , , , одно- или многоинтервальные, многодиапазонные, температурный диапазон, напряжение питания и т.д.)

3 Список описаний и характеристик всех устройств и модулей весов

4 Рисунки общего вида и метрологически значимых деталей, включая детали любых блокировок, мер безопасности, ограничителей, пределов и т.д.

4.1 Элементы защиты, устройства юстировки, управления и т.д. (4.1.2), защищенный доступ к установочным и юстировочным операциям (4.1.2.4)

4.2 Места для установки контрольных знаков, элементов защиты, поясняющих надписей, знаков идентификации, соответствия и/или утверждения типа (7.1, 7.2)

5 Описание устройств весов

5.1 Вспомогательное отсчетное устройство или отсчетное устройство с расширением (3.4, 4.4.3, 4.13.7)

5.2 Многоцелевое использование показывающих устройств (4.4.4)

5.3 Печатающие устройства (4.4.5, 4.6.11, 4.7.3, 4.14.4, 4.16)

5.4 Запоминающие устройства (4.4.6)

5.5 Устройства установки на нуль и слежения за нулем (4.5, 4.6.9, 4.13.2)

5.6 Устройства тарирования (4.6, 4.10, 4.13.3) и устройства предварительного задания значения массы тары (4.7, 4.13.4)

5.7 Устройство установки по уровню и индикатор уровня, датчик наклона, верхняя граница наклона (3.9.1)

5.8 Устройства арретирования (4.8, 4.13.5) и вспомогательное устройство для поверки (4.9)

5.9 Выбор диапазонов взвешивания в многодиапазонных весах (4.10)

5.10 Подключение различных грузоприемных устройств (4.11)

5.11 Интерфейсы [типы, назначение, защищенность от внешних воздействий (5.3.6)]

5.12 Периферийные устройства, например: принтеры, дополнительные дисплеи, для указания в свидетельстве об утверждении типа и для подключения к весам при испытаниях на воздействие помех (5.4.2)

5.13 Функции весов с вычислением стоимости (например, весы, используемые при прямой продаже населению) (4.14), весы для самообслуживания (4.13.11), весы с печатанием чека (4.16)

5.14 Другие устройства или функции, например для иных целей, чем определение массы (не являющихся объектом оценки соответствия)

5.15 Подробное описание состояния стабильного равновесия весов

6 Информация, касающаяся особых случаев

6.1 Описание разбиения весов на модули, например на весоизмерительные датчики, механическую систему, индикатор, дисплей, показывающее функции каждого модуля и составляющие . Для модулей, которые уже прошли процедуру утверждения, должна быть ссылка на свидетельства об утверждении типа (3.10.2), ссылка на оценку по МР60 для весоизмерительных датчиков (приложение F)

6.2 Специальные условия эксплуатации (3.9.5)

6.3 Реакция весов на промахи (5.1.1, 5.2, 4.13.9)

6.4 Работа дисплея после включения (5.3.1)

7 Техническое описание, рисунки и схемы устройств, блоков и т.д., в частности 7.1-7.4:

7.1 Грузоприемного устройства, рычажных систем, если рычажные системы выполнены не в соответствии с (6.3.2-6.3.4), силопередающих устройств

7.2 Весоизмерительных датчиков, если они не представлены в качестве модулей

7.3 Электрических соединительных элементов, например для связи весоизмерительных датчиков с индикатором, включая длину сигнальных линий [необходимо для испытаний на микросекундные импульсы по В.3.3 (приложение В)]

7.4 Индикатора: блок-схему, принципиальную схему, обработку и обмен данными через интерфейс, назначение всех клавиш клавиатуры

7.5 Декларации изготовителя, например для интерфейсов (5.3.6.1), для защиты доступа к установкам и юстировке (4.1.2.4), для других основных программных операций

7.6 Образцы всех возможных распечаток

8 Результаты испытаний, проведенных изготовителем или другой лабораторией, на протоколах по форме, приведенной в международной рекомендации , включая доказательство компетентности

9 Свидетельства об утверждении типа или отдельных испытаний модулей, или других частей, указанных в документации, вместе с протоколами испытаний

10 Для программно-управляемых весов или модулей дополнительная документация в соответствии с

11 Рисунок или фотография весов, показывающая тип и местоположение знака поверки и контрольного знака, которые должны быть включены в описание типа или отчет об испытаниях

Орган, проводящий испытания и утверждающий тип, должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей документации на весы, кроме рисунка или фотографии (пункт 11). Исключения допускаются с согласия изготовителя.

8.2.2 Оценка типа

Представленные документы должны быть изучены в целях проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Необходимые проверки должны быть проведены, чтобы убедиться в правильности выполнения функций в соответствии с представленными документами. Реакции на промахи не следует вызывать.

Весы в соответствии с 3.10 и гири в соответствии с 3.7.1 должны быть представлены на испытательные процедуры согласно приложениям А и В, если применимо. Периферийные устройства - согласно 3.10.3.

Допускается проводить испытания не только на предприятии уполномоченного органа.

Уполномоченный орган по утверждению типа может в особых случаях потребовать от заявителя предоставления испытательных грузов, оборудования и персонала для проведения испытаний.

В соответствии с положениями международных документов , уполномоченным органам по утверждению типа рекомендуется по согласованию с заявителем учитывать результаты испытаний, полученные другими национальными уполномоченными органами, не проводя снова эти испытания.

Уполномоченный орган на свое усмотрение и под свою ответственность может принимать результаты испытаний, выполненные заявителем для представленного типа, и сократить соответственно объем своих испытаний.

8.3 Первичная поверка

Первичная поверка может быть проведена уполномоченным персоналом в соответствии с национальным законодательством.

Первичную поверку не следует проводить до тех пор, пока не будет установлено соответствие экземпляра весов утвержденному типу и/или требованиям настоящего стандарта. Экземпляр весов необходимо поверять во время установки и подготовки к использованию на месте предстоящей эксплуатации, кроме случаев, когда весы могут легко быть перевезены и установлены после первичной поверки.

Первичная поверка может быть выполнена у изготовителя, в месте эксплуатации или в любом другом месте, если:

а) для перевозки весов до места эксплуатации не требуется демонтаж весов;

в) для ввода в эксплуатацию на месте использования не требуются сборочные или другие технические установочные операции, влияющие на характеристики весов;

с) весы настроены на ускорение свободного падения на месте эксплуатации весов или если весы нечувствительны к изменениям ускорения свободного падения.

Во всех других случаях испытания проводят на месте эксплуатации весов.

Если весы чувствительны к изменениям ускорения свободного падения, то поверку можно проводить в два этапа. Второй этап включает в себя все проверки и испытания, результаты которых зависят от ускорения свободного падения. На первом этапе выполняют остальные проверки и испытания. Второй этап выполняют на месте эксплуатации весов.

Взамен места эксплуатации может быть определена гравитационная зона или зона эксплуатации, в которой весы соответствуют национальным или региональным требованиям, относящимся к гравитации.

8.3.1 Соответствие

Декларация соответствия утвержденному типу и/или требованиям настоящего стандарта должна включать в себя:

Заявление о правильной работе всех устройств, например устройства установки на нуль, устройства тарирования и вычислительных устройств;

Заявление о материале и конструкции весов ввиду их метрологической значимости;

Подтверждение совместимости модулей, если выбран модульный подход в соответствии с 3.10.2;

Перечень испытаний, которые были проведены.

8.3.2 Визуальная проверка

Перед испытаниями весы подвергают визуальному осмотру в целях:

Ознакомления с метрологическими характеристиками, то есть: классом точности, , , ;

Идентификации программного обеспечения, если оно имеется;

Идентификации модулей, если применен модульный подход;

Проверки наличия обязательных надписей и мест для поверочного и контрольного знака.

Если место и условия эксплуатации весов известны, то рекомендуется проверить, насколько они соответствуют требуемым условиям эксплуатации весов.

8.3.3 Испытания

Испытания проводят для проверки соответствия следующим требованиям:

3.5.1, 3.5.3.3 и 3.5.3.4: погрешность показания [см. А.4.4-А.4.6 (приложение А), пяти значений нагрузки обычно достаточно, выбранные нагрузки должны включать в себя , если только 100 мг];

4.5.2 и 4.6.3: точность устройства установки на нуль и устройства тарирования [см. А.4.2.3 и А.4.6.2 (приложение А)];

3.6.1: повторяемость [см. А.4.10 (приложение А), третий абзац];

3.6.2: нецентральное приложение нагрузки [см. А.4.7 (приложение А)];

3.8: реагирование [см. А.4.8 (приложение А)]; на весах с цифровой индикацией испытание не проводится;

4.18: наклон для передвижных весов [см. А 5.1.3 (приложение А)];

6.1: чувствительность весов с неавтоматическим установлением показаний [см. А 4.9 (приложение А)].

В особых случаях, например при необычной конструкции, при сомнительных результатах или, если указано в соответствующем отчете об испытании типа, могут быть проведены другие испытания.

Уполномоченный для утверждения типа орган в особых случаях может потребовать от заявителя предоставления испытательных нагрузок, оборудования и персонала для проведения испытаний (см. 3.7).

Для всех испытаний в качестве предельных погрешностей, приняты пределы допускаемой погрешности, установленные при первичной поверке. Если весы после первичной поверки должны быть отправлены в другое место, то должно быть учтено изменение ускорения свободного падения. Например, выполнение второго этапа первичной поверки весов на месте эксплуатации (после юстировки) или введение в весы корректирующего коэффициента на ускорение свободного падения (в месте эксплуатации), во время проведения первичной поверки не на месте эксплуатации.

8.3.4 Маркировка и защита

В соответствии с национальным законодательством результаты первичной поверки подтверждают клеймом о поверке. На клейме могут быть указаны месяц или год проведения первичной поверки или дата проведения следующей поверки. Национальным законодательством могут быть установлены меры защиты компонентов, демонтаж или перенастройка которых приводит к изменению метрологических характеристик весов, если при этом факт вмешательства может остаться незамеченным. Должны быть соблюдены положения 4.1.2.4 и 7.2.

8.4 Последующий метрологический контроль

Последующий метрологический контроль может быть проведен уполномоченным персоналом в соответствии с национальными правилами.

8.4.1 Последующие поверки

В ходе последующих поверок, как правило, проводят только контроль и испытания, указанные в 8.3.2 и 8.3.3, при этом пределы допускаемой погрешности устанавливаются, как для первичной поверки. Маркировочный знак о поверке и защита могут быть выполнены согласно 8.3.4 с указанием даты проведения следующей поверки.

8.4.2 Надзор во время эксплуатации

Надзор во время эксплуатации, как правило, осуществляют только в виде контроля и испытаний согласно 8.3.2 и 8.3.3. Пределы допускаемой погрешности устанавливаются, удвоенными по сравнению с первичной поверкой. Маркировочные знаки о поверке и защите могут оставаться неизменными или могут быть обновлены в соответствии с 8.4.1.

6.4.1. Понятие о надзоре и контроле

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществ­ляемая органом ГМС (государственный контроль и надзор) или МС юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Метрологические службы юридических лиц осуществляют мет­рологический контроль и надзор путем:

Калибровки средств измерений;

Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдачи обязательных предписаний, направленных на пре­дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологи­ческих правил и норм;

Проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения надзо­ра осуществляется в соответствии с рекомендациями МИ 2492-98.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуще­ствляемые с целью проверки соблюдения метрологических пра­вил и норм, распространяются на жизненно важные для государ­ства сферы деятельности, перечисленные в ст. 13 Закона "Об обес­печении единства измерений" (см. 6.3.2). ■

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений (см. 6.4.2);

Поверку средств измерений, в том числе эталонов (см. 6.4.3);

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измере­ний.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованны­ми МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологичес­ких правил и норм на предприятиях, деятельность которых отно­сится к сферам, определенным ст. 13 указанного Закона;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении тор­говых операций. Этот вид надзора проводится в целях определе­ния массы, объема, расхода или других величин, характеризую­щих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Он осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскры­тия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.



Первый вид надзора проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002-94. Основными задачами надзора является определе­ние соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояния и правильности применения СИ; наличия и правильности приме­нения аттестованных МВИ, а также контроль соблюдения метроло­гических правил и норм в соответствии с"действующими норматив­ными документами.

Результаты каждой проверки оформляются соответствующим ак­том, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия, а копия - органу ГМС и заинтересованным организа­циям. Руководитель проверенного предприятия на основе акта провер­ки утверждает план организационно-технических мероприятий, на­правленных на устранение выявленных нарушений.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспек­торы по обеспечению единства измерений, действующие на соот­ветствующих территориях и аттестованные в установленном по­рядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебно­го удостоверения вправе беспрепятственно:

Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ре­монтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ незави­симо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

Проверять соответствие используемых единиц величин допу­щенным к применению;

Поверять средства измерения - их состояние и условия приме­нения, а также соответствие утвержденному типу;

Проверять применение аттестованных МВИ, состояние эта­лонов, используемых для поверки СИ;

Проверять количество товаров, отчуждаемых при соверше­нии торговых операций;

Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому кон­тролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

Запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповерен­ных;


Гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена ддта очередной поверки;

При необходимости изымать СИ из эксплуатации;

Представлять предложения по аннулированию лицензии на из­готовление, ремонт, продажу и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

Давать обязательные предписания и устанавливать сроки уст­ранения нарушений метрологических правил и норм;

Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать зако­нодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, пре­вышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть при­влечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

6.4.2. Государственные испытания средств измерений

В сферах распространения государственного метрологического контроля средства измерения подвергаются обязательным испы­таниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведе­ния испытаний и утверждения типа СИ включает:

Испытания СИ с целью утверждения их типа. Утверждение типа СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;

Принятие решения об утверждении типа, его государствен­ную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;

Испытания СИ на соответствие утвержденному типу. Соот­ветствие утвержденному типу СИ - правовой акт ГМС, заключа­ющийся в признании соответствия выпускаемых серийно СИ ра­нее утвержденному типу;

Признание утвержденного типа или результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;

Информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Указанные испытания проводят ГНМЦ и иные специализи­рованные организации, аккредитованные в качестве государствен­ных центров испытаний (ГЦИ) средств измерения. Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом России порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94.


Испытания СИ с целью утверждения их типа проводят по ут­вержденной ГЦИ программе, которая должна содержать следующие разделы:

Рассмотрение технической документации;

Экспериментальное исследование СИ;

Оформление результатов испытаний.

В ходе испытаний необходимо проверить соответствие докумен­тации и характеристик СИ требованиям задания на его разработку, технические условия и нормативные документы на них, включая методики поверки. Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт России по результатам испытаний и удостоверяет сер­тификатом, срок действия которого устанавливают при выдаче. Ут­вержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ, кото­рый ведет Госстандарт в соответствии с правилами ПР 50.1.011-94. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. На СИ утверж­денного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установлен­ной формы.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на терри­тории РФ контролируют органы ГМС по месту расположения изго­товителей или пользователей. Контроль осуществляется путем ис­пытаний отобранных образцов СИ, проводимых по утвержденной ГЦИ программе.

Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:

При наличии информации от потребителей об ухудшении ка­чества выпускаемых или импортируемых СИ;

При внесении в их конструкцию или технологию изменений, влияющих на их нормированные MX;

При истечении срока действия сертификата об утверждении типа

По результатам испытаний составляют акт, который направля­ют во ВНИИМС.

6.4.3. Поверка средств измерений

Поверка средства измерений - это установление органом ГМС (другими уполномоченными на то организациями) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяе­мых MX и подтверждение их соответствия установленным обяза­тельным требованиям.

По действующему законодательству СИ, подлежащие государ­ственному метрологическому контролю и надзору, должны подвер­гаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России в соот­ветствии с МИ 2273-93, а требования к организации и проведе­нию поверки СИ устанавливают правила ПР 50.2.006-94. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утвер­ждаемыми по результатам испытаний.

Результатом поверки является:

Подтверждение пригодности СИ к применению. В этом случае на него и (или) техническую документацию наносится оттиск пове- рительного клейма и (или) выдается Свидетельство о поверке. Пове- ритвльное клеймо - знак установленной формы, наносимый на СИ, признанные в результате их поверки годными к применению. Прави­ла использования клейм описаны в ПР 50.2.007-94;

Признание СИ непригодным к использованию. В этом случае оттиск поверительного клейма и (или) Свидетельство о поверке аннулируются и выписывается Свидетельство о непригодности.

Форма клейма и Свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливает Госстандарт России.

Средства измерения подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Такой поверке подвергается, как правило, каждый экземпляр СИ.

Периодическая поверка выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящи­еся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подле­жащих поверке, составляют их владельцы - юридические и физичес­кие лица. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологи­ческих норм и правил проверяют правильность составления этих перечней.

Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении. Результаты такой поверки действительны в течение меж­поверочного интервала. Первый интервал устанавливается при ут­верждении типа СИ, последующие определяются на основе различ­ных критериев, обзор которых дан в разд. 4.4.


Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока его периодической поверки в случаях:

Повреждения знака поверительного клейма или утрате Свиде­тельства о поверке;

Ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

Проведения повторной настройки, известном или предполага­емом ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;

Отправки потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала;

Применения СИ в качестве комплектующих по истечении сро­ка, равного половине межповерочного интервала.

Инспекционная поверка проводится органами МС при осуще­ствлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Ее допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки. Результа­ты инспекционной поверки отражаются в акте.

Экспертная поверка проводится при возникновении спорных вопросов по MX, исправности СИ и пригодности их к использо­ванию. Ее проводят органы ГМС по письменному требованию за­интересованных лиц.

Порядок представления СИ на поверку устанавливает Госстан­дарт России. Поверка проводится в соответствии с методиками, тре­бования к которым изложены в МИ 187-86 и МИ 188-86. Экс­пертная поверка включает следующее:

Установление периодичности работ (определение межпове­рочных интервалов) в соответствии с ИСО 10012, МИ 2187-92, МИ 1872-88;

Разработку и документирование методик проведения работ в соответствии с инструкцией РД 50-660-88;

Ведение соответствующих протоколов, отражающих резуль­таты проведенных работ;

Организацию хранения и использования документации по поверке СИ.

Основной MX, определяемой при поверке, является погреш­ность. Она находится на основании сравнения показаний поверя­емого СИ и более точного рабочего эталона:


Сличением (методами противопоставления или замещения) с более точной мерой посредством компарирующего прибора. Общим для этих методов поверки СИ является выработка сигнала о нали­чии разности размеров сравниваемых величин. Если этот сигнал пу­тем подбора образцовой меры будет сведен к нулю, то реализуется нулевой метод измерения;

Измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой ме­рой. В этом случае поверка часто называется градуировкой. Градуи­ровка- нанесение на шкалу отметок, соответствующих показаниям рабочего эталона, или определение по его показаниям уточненных значений величины, соответствующих нанесенным отметкам на шкале поверяемого СИ;

Способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из отметок шкалы многознач­ной меры, а действительные размеры других мер определяются пу­тем их взаимного сравнения в различных сочетаниях на приборах сравнения и при дальнейшей обработке результатов измерений.

Поверка измерительных приборов проводится:

Методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами соответствую­щего разряда или класса точности. Значения величин на выходе мер выбираются равными соответствующим (чаще всего оцифрованным) отметкам шкалы прибора. Наибольшая разность между результатом измерения и соответствующим ему размером эталонов является в этом случае основной погрешностью прибора;

Методом непосредственного сличения показаний поверяемого и эталонного приборов при одновременном измерении одной и той же величины. Разность их показаний равна абсолютной погрешнос­ти поверяемого СИ.

Существуют и другие методы поверки, которые используются реже .

Важным при поверке является выбор оптимального соотноше­ния между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяе­мого СИ. Обычно это соотношение принимается равным 1:3 (исхо­дя из критерия ничтожно малой погрешности), когда при поверке вводят поправки на показания образцовых СИ. Если поправки не вводят, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5. Соот­ношение допускаемых погрешностей поверяемых и эталонных СИ Устанавливается с учетом принятого метода поверки, характера погрешностей, допускаемых значений ошибок первого и второго Рода и иногда может значительно отличаться от указанных ранее цифр. . ■;< ..

По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц, де­ятельность которых осуществляется в соответствии с действую­щим законодательством и нормативными документами по обеспе­чению единства измерений. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом руководств

Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:

Экспертиза документов, представленных МС;

Аттестация МС комиссией из представителей ГНМЦ и ГМС;

Принятие решения об аккредитации по результатам эксперти­зы;

Оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата аккредитации на срок до пяти лет. Аккредитуемая МС должна иметь:

Положение, разработанное в соответствии с ПР 50-732-93;

Квалифицированный и опытный персонал, аттестованный в установленном порядке в качестве поверителей в соответствии с ПР 50.2.012,- 94;

Помещения и окружающую среду, удовлетворяющие требо­ваниям нормативных документов;

Поверенные эталоны и иное вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки, определенной областью акк­редитации;

Документированные методики и процедуры поверки, обработ­ки и использования измерительной информации, а также актуали­зации нормативных документов;

Систему менеджмента качества проведения поверочных ра­бот;

Документированные правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку;

Систему регистрации, использования и хранения результа­тов поверки.

Детальные требования по перечисленным выше этапам опи­саны в МИ 2284-94.

Аккредитованная МС имеет право:

Проводить поверку СИ в рамках, определенных аттестатом ак­кредитации, выдавать Свидетельство о поверке, ставить клеймо на поверенные СИ или гасить поверительные клейма;

Разрабатывать предложения по корректировке межповероч­ных интервалов;

Участвовать в разработке и корректировке нормативной документации, регламентирующей вопросы аккредитации МС.

Госстандарт осуществляет периодический инспекционный кон­троль за деятельностью аккредитованной МС.

Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве доверителя органом ГМС в соответствии с ПР 50.2.012-94. Поверитель (физическое лицо) - сотрудник органа ГМС или юри­дического лица, аккредитованного на право поверки, непос­редственно производящее поверку СИ и прошедшее аттестацию в установленном порядке.

Проводятся два вида аттестации: первичная и периодическая (не реже одного раза в пять лет), к которым допускаются лица, имею­щие специальную подготовку и практический стаж работы в пове­рочных подразделениях. Аттестация проводится специально создава­емой комиссией из числа высококвалифицированных специалис­тов-метрологов.

6.4.4. Калибровка средств"измерений

В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка. Ка­либровка (калибровочные работы) - совокупность операций, вы­полняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к при­менению средства измерений, не подлежащего государственному мет­рологическому контролю и надзору.

Для проведения калибровочных работ создана Российская сис­тема калибровки (РСК) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метроло­гическому контролю и надзору и действующих на основе установ­ленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Деятельность РСК регулируется правилами ПР 50.2.016-94 и ПР 50.2.017-95.

Основные направления деятельности РСК:

Регистрация органов, осуществляющих аккредитацию МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения ка­либровочных работ:

Калибровка СИ;

Установление основных принципов и правил РСК, организа-

9 Метрология,

Стандартизация, сертификация


ционное, методическое и информационное обеспечение его дея­тельности;

Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованны­ми МС требований к проведению калибровочных работ.

Российская система калибровки имеет свой знак, наносимый на калиброванное СИ. Его форма и размеры приведены в правилах ПР 50.2.017-95.

Организационная структура РСК приведена на рис. 6.3. Цент­ральный орган и научно-методический центр РСК назначает Гос­стандарт. Центральный орган РСК выполняет следующие функции:

- Рис. 6.3. Структура РСК

Устанавливает основные принципы и правила РСК;

Принимает решения о регистрации аккредитирующих орга­нов в соответствии с правилами ПР РСК 001-95;

Осуществляет контроль за их деятельностью;

Рассматривает апелляции по результатам аккредитации;

Взаимодействует с калибровочными службами других стран и международными калибровочными союзами.

Основные задачи научно-методического центра:

Разработка нормативных документов, регламентирующих ка­либровочную деятельность в стране;

Ведение реестра РСК;

Подготовка и представление на утверждение в центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитирующих орга­нов, участие в их проверках;

Организация и координация разработки, экспертизы и аттеста­ции методик калибровки СИ;

Создание и ведение базы данных по нормативным документам и калибровочной деятельности в РФ;

Осуществление консультативной деятельности по вопросам РСК;

Проведение мероприятий по повышению квалификации кад­ров в области калибровочных работ.

Из числа руководителей МС государственных органов управ­ления, аккредитирующих органов, представителей ГМС и ГНМЦ центральный орган формирует совет РСК, который:

Разрабатывает предложения по основным принципам работы РСК;

Рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки и готовит предложения по их изменению;

Определяет основные направления проведения исследований в области калибровки;

Рассматривает экономические и финансовые аспекты в ра­боте РСК.

Главными задачами аккредитирующего органа РСК являются:

Проведение аккредитации МС в соответствии с правилами ПР 50.2.018-95;

Осуществление инспекционного контроля, требования к ко­торому приведены в правилах ПР РСК 003-98.

Основой РСК являются аккредитованные МС юридических лиц. Их главной функцией является калибровка СИ в области аккреди­тации и в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. Требования к подразделениям, проводящим калибровочные Работы, изложены в рекомендациях Р РСК 001-95.

Организация, выполняющая калибровочные работы, должна иметь:

Поверенные и идентифицированные средства калибровки - эта­лоны, установки и другие СИ, применяемые при калибровке в соответствии с установленными правилами. Они призваны обеспе­чить передачу размера единиц от государственных эталонов калиб­руемым СИ;

Актуализированные документы, регламентирующие органи­зацию и проведение калибровочных работ. К ним относятся доку­мент на область аккредитации, документация на средства измере­ний и калибровки, нормативные документы ГСИ на калибровку, процедуры калибровки и использования ее данных;

Профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;

Помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.

Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком,

наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.

Требования к калибровочным лабораториям приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000.

6.4.5. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования

Метрологическая аттестация- это признание средства измере­ний (испытаний) узаконенным для применения (с указанием его метрологического назначения и MX) на основании тщательных ис­следований метрологических свойств этого средства, проводится в соответствии с ГОСТ 8.326-89.

Метрологической аттестации могут подвергаться СИ, не под­лежащие государственным испытаниям или утверждению типа орга­нами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, вы­пускаемые или ввозимые из-за границы в единичных экземплярах или мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.

Основными задачами аттестации СИ являются:

Определение MX и установление их соответствия требовани­ям нормативной документации; ;

Установление перечня MX, подлежащих контролю при по­верке;

Опробование методики поверки.

Метрологическая аттестация проводится органами государ­ственной или ведомственной МС по специально разработанной и утвержденной программе. Результаты оформляются в виде прото­кола определенной формы. При положительных результатах выда­ется Свидетельство о метрологической аттестации установленной формы, где указывают его установленные MX.


Как известно (см. разд. 5.1), между измерением и испытанием имеется различие, состоящее в том, что погрешность испытания складывается из пофешности измерения и пофешности воспро­изведения режимов испытания. Измерение можно считать част­ным случаем испытания, при котором условия последнего не пред­ставляют интереса.

В соответствии с этим существует различие в аттестации СИ и испытательного оборудования, основные положения и порядок проведения которого приведены в ГОСТ Р 8.568-97.

Основная цель аттестации испытательного оборудования - подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допустимых отклонений и установление пригодности использования данного оборудования в соответствии с его назна­чением.

Аттестация, как и поверка, бывает первичной, периодичес­кой и повторной.

Первичная аттестация заключается в экспертизе эксплуатаци­онной и проектной документации, экспериментальном определе­нии технических характеристик испытательного оборудования и подтверждении пригодности его к использованию. Технические и метрологические характеристики, подлежащие определению, вы­бирают из числа нормированных и установленных в документа­ции характеристик. Они должны определять возможность оборудо­вания воспроизводить условия испытаний в течение установленно­го времени.

В процессе первичной аттестации устанавливают:

Возможность воспроизведения внешних воздействующих фак­торов и (или) режимов функционирования объекта испытания, установленных в документах на методики испытаний конкретных видов продукции;

Отклонения параметров условий испытаний от нормирован­ных значений;

Обеспечение безопасности персонала и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;

Перечень характеристик оборудования, которые должны про­веряться при периодической аттестации, а также методы, сред­ства и периодичность ее применения.

Периодическую аттестацию проводят в процессе эксплуатации испытательного оборудования в объеме, необходимом для подтвер­ждения соответствия его характеристик требованиям нормативных документов на методики испытаний и экcплyafaциoнныx докумен­тов. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положи­тельных результатах на оборудование выдается аттестат определен­ной формы и делается запись в эксплуатационные документы.

6.4.6. Система сертификации средств измерений

Система предназначена для проведения добровольной серти­фикации средств измерения в соответствии с законами "Об обес­печении единства измерений" и "О сертификации продукции и услуг".

Система сертификации - это система, располагающая соб­ственными правилами процедуры проведения сертификации со­ответствия (см. Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.1). Сертифика­том соответствия называют документ, который выдается после проведения сертификации. В нем указывается, что должным об­разом идентифицированная продукция, процесс или услуга со­ответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Основные положения и порядок проведения работ в рамках системы сертификации средств измерения, не подлежащих приме­нению в сферах распространения государственного метрологическо­го контроля и надзора, определяют МИ 2277-93.

Основными целями системы сертификации СИ являются обес­печение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями сис­тема выполняет следующие функции:

Проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требова­ниям;

Проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;

Проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган по сертификации.


Система является открытой для вступления и участия в ней юридических лиц и предусматривает свободный доступ к инфор­мации о ее деятельности. Сертификацию СИ проводят аккредито­ванные органы по результатам испытаний, проведенных независи­мыми испытательными лабораториями (центрами), как самостоя­тельными, так и входящими в состав органов по сертификации. Аккредитацию испытательных лабораторий (центров) проводят в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.010-94. При ак­кредитации выдается аттестат с приложением к нему, устанавлива­ющим область аккредитации.

Организационно система сертификации СИ состоит из цент­рального органа, координационного совета, апелляционного коми­тета, научно-методического центра, органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий. Центральный орган системы:

Организует, координирует и осуществляет методическое ру­ководство работами по сертификации;

Устанавливает основные принципы и правила сертификации;

Осуществляет аккредитацию органов по сертификации и ис­пытательных лабораторий;

Выполняет функции органа по сертификации при его отсут­ствии;

Организует инспекционный контроль за деятельностью акк­редитованных органов по сертификации;

Взаимодействует с международными и зарубежными органи­зациями по вопросам сертификации;

Осуществляет признание документов об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испытаний средств измерений;

Ведет реестр системы - книги и (или) электронного журна­ла, содержащего сведения об объектах, участках работ и докумен­тах в области сертификации. Подробно этот процесс изложен в МИ 2279-93.

Научно-методический центр системы осуществляет:

Разработку основных принципов, правил и структуры системы;

Организацию работ, связанных с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

Формирование банка данных и информационное обеспече­ние системы, касающиеся сертифицированных средств измере­ний, органов по сертификации, испытательных лабораторий (цен­тров) и нормативных документов.

Координационный совет разрабатывает рекомендации по воп­росам совершенствования системы. Апелляционный комитет рас­сматривает случаи несогласия с результатами сертификации СИ, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабора­торий (центров), испытаний или инспекционного контроля.


Орган по сертификации должен располагать необходимыми сред­ствами и документированными процедурами, позволяющими про­изводить сертификацию, включая: квалифицированный персонал, актуализированный фонд нормативных документов на СИ и мето­ды испытаний, административную структуру, юридические и эко­номические возможности (условия) для управления сертифика­цией, в том числе для организации испытаний, испытательную базу, аккредитованную в качестве испытательной лаборатории (цен­тра).

Основные функции органа по сертификации, установленные в Положении об органе по сертификации:

Формирование и актуализация фонда нормативных докумен­тов, используемых при сертификации СИ;

Проведение и (или) организация испытаний СИ;

Рассмотрение заявок на сертификацию, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении серти­фикации;

Определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории (центра), организация испытаний на основе взаимо­действия с ней;

Оформление на основе лицензионного соглашения с централь­ным органом системы сертификата соответствия, регистрация в ре­естре системы и выдача его заявителю;

Организация инспекционного контроля стабильности харак­теристик СИ;

Отмена и приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;

Организация повышения квалификации и аттестации персо­нала испытательных лабораторий (центров).

Детальные требования к органам по сертификации изложены в МИ 2278-93.

Порядок проведения сертификации в общем случае включает:

Представление в центральный орган заинтересованной орга­низацией заявки на проведение сертификации;

Рассмотрение заявки и направление решения по ней;

Проведение испытаний по утвержденной программе, вклю­чающей объем и сроки проведения испытаний, методы и сред­ства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора об­разцов, представляемых на испытания;

Анализ полученных результатов, оформленных в виде дати­рованного и зарегистрированного отчета, включающего наиме­нование и адрес испытательной лаборатории, проводившей ис­пытания, ссылку на документ, на соответствие которому проводи­лись испытания, идентифицирующие данные испытанных образ­цов, наименование и адрес изготовителя, время и место проведе­ния испытаний, заключение о соответствии образцов требованиям нормативных документов;

Принятие решения о возможности выдачи сертификата соот­ветствия;

Регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;

Информацию о результатах сертификации.

Орган по сертификации рассматривает результаты испытаний СИ, оформляет сертификат соответствия и направляет его ко­пию, подписанную руководителем органа, вместе с одним экзем­пляром отчета об испытаниях с приложениями в научно-методи­ческий центр системы на регистрацию. Научно-методический центр оформляет дело по сертификации, регистрирует сертификат и сообщает его номер по реестру систему органу по сертификации.

После получения регистрационного номера орган по серти­фикации выдает организации сертификат соответствия. При по­лучении сертификата соответствия заявитель обеспечивает мар­кировку образцов, тары, упаковки и документации знака соот­ветствия.

Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертифика­тов. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию СИ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сер­тификат.


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

(СТАНДАРТ

V J РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

Издание официальное

Стандартинформ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2015 г. № 553-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

Экономические меры, применяемые руководством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия;

Оформление официального обращения к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты, с указанием последствий неустранения нарушений.

9.2 В зависимости от потребностей предприятия (производства) и возможностей метрологической службы, а также от условий договора по осуществлению метрологического надзора на стороннем предприятии, метрологическая служба может брать на себя выполнение следующих функций по устранению нарушений:

Замена неповеренных (неоткалиброванных) средств измерений на поверенные (откалиброванные) из обменного фонда метрологической службы;

Организация (осуществление) поверки (калибровки) средств измерений;

Аттестация методик измерений или испытательного оборудования;

Метрологическая экспертиза конструкторско-технологической документации;

Организация дополнительного обучения персонала и др.

9.3 Осуществление метрологического надзора должно в обязательном порядке предусматривать проведение анализа обнаруженных нарушений, с целью устранения причин их возникновения. Метрологический надзор должен носить характер корректирующих и предупреждающих действий.



В период с «_»_

наосновании_

комиссия в составе: п ред седател ь ко м и сси и

члены комиссии _

провела проверку_


Форма акта проверки

АКТ ПРОВЕРКИ в рамках метрологического надзора

наименование подразделения предприятия _по «_»_20_г.

наименование, дата и номер распоряжения о проверке


должность, инициалы, фамилия


должности, инициалы, фамилии


конкретные направления проверки



1 Состояние средств измерений

2 Состояние эталонов

3 Состояние методик измерений

Комиссия предприняла:_


указывают действия, предпринятые комиссией




Председатель комиссии Члены комиссий: Сактом ознакомлен:



личная подпись инициалы, фамилия


должность руководителя проверяемого подразделения,



наименование подразделения предприятия

от_20_г. Выдано на основании акта проверки

При проверке

(конкретные направления проверки) были обнаружены следующие нарушения:_

(факты нарушений)

На основании Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с (указывают документ, на основании которого проводят метрологический надзор на данном предприятии) запрещены к применению:

(конкретные объекты: средства измерений, методики измерений, эталоны и т. п.) Изымаются из эксплуатации:

(перечень средств измерений с указанием причин изъятия)

(перечень и сроки устраняемых нарушений)


Предписывается устранить:

инициалы, фамилия

Председатель комиссии по проверке _

Библиография

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

УДК 389.14:006.354 ОКС 17.020

Ключевые слова: метрологический надзор, метрологическая служба, нарушения метрологических правил и норм

Редактор АС. Коршунова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.С. Кабашова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 15.07.2015. Подписано в печать 19.08.2015. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,89. Уч.-изд. л. 1,40. Тираж 50 экз. Зак. 2835.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru [email protected]

ГОСТ Р 8.884-2015

1 Область применения...................................................1

3 Термины и определения................................................2

4 Общие положения....................................................2

6 Порядок проведения метрологического надзора.................................5

7 Оформление результатов метрологического надзора..............................6

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор....................7

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм...........7

Библиография........................................................11

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological supervision performed by the metrological

services of legal entities. General principles

Дата введения - 2016-06-01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, порядку проведения и оформлению результатов метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, методик измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, содержащихся в нормативных документах по обеспечению единства измерений (далее - метрологический надзор), осуществляемому метрологическими службами юридических лиц.

1.2 Стандарт предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.

1.3 Областями применения настоящего стандарта являются:

Производство продукции, в том числе средств измерений;

Испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;

Использование и применение средств измерений, испытательного оборудования;

Техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования, технических устройств, выполняющих измерительные функции;

Аттестация и применение методик измерений;

Осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с ;

Осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с ;

Осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с .

2 Нормативные ссылки

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля проверяют:

Правильность отнесения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательногооборудования, средств допускового контроля ктехническим устройствам, используемым в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (включая составление перечня средств измерений, подлежащих поверке);

Обеспеченность средств измерений поверкой (калибровкой). Наличие доказательств прослеживаемости результатов поверки (калибровки);

Правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств компетентности в соответствии с требованиями ГОСТИСО/МЭК17025;

Соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений, аттестации испытательного оборудования, стандартных образцов и паспортизации средств допускового контроля требованиям нормативных документов;

Наличие оттисков поверительных клейм, калибровочных клейм (знаков), свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки, калибровки или аттестации;

Соответствие сроков проведения поверки (калибровки, аттестации испытательного оборудования) требованиям нормативных документов;

Наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных клейм (знаков);

Отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

Правильность использования средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля по назначению;

Соответствие условий эксплуатации требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации ит. д.);

Правильность монтажа и установки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность настройки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Полноту и качество комплектации средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

Правильность хранения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, которые не используют постоянно;

Соответствие средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, их размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2 Метрологический надзор за методиками измерений

При осуществлении метрологического надзора за методиками измерений проверяют:

Наличие аттестации методик измерений, применяемых в сферах государственного регулирования и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

Правильность определения метрологических характеристик методик измерений, применяемых вне сфер государственного регулирования;

Соответствие фактических условий применения методики измерений условиям, регламентируемым в документе на методику измерений;

Полноту и правильность проведения процедуры и оформления результатов измерений в соответствии с требованиями документа на методику измерений.

5.3 Метрологический надзор за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов (см. ГОСТ 8.315) (далее - эталоны) проверяют:

Наличие доказательств прослеживаемости эталонов к государственным эталонам, свидетельств о поверке (сертификатов о калибровке) эталона;

Наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов;

Наличие договора(ов) с государственными региональными центрами метрологии или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

Соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативных документов.

5.4 Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

Правильность паспортизации средств допускового контроля, контрольных образцов продукции и дефектов.

5.5 Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

Наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

Наличие перечня средств измерений, входящих в сферу государственного регулирования, и графика их представления на поверку, согласованного с региональными государственными центрами метрологии или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

Наличие графика калибровки средств измерений;

Соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений;

Наличие и соблюдение графика аттестации испытательного оборудования.

5.6 Объекты, содержание и функции метрологического надзора на каждом конкретном предприятии могут быть расширены с учетом выполнения специфических задач, стоящих перед производством.

5.6.1 Желательно, чтобы перечень объектов, подлежащих метрологическому надзору, был максимально конкретизирован.

В качестве объектов метрологического надзора могут быть представлены конкретные перечни средств измерений, эталонов, методик измерений, испытательного оборудования, средств допускового контроля с указанием их места эксплуатации и приоритета при осуществлении метрологического надзора с точки зрения вероятности и тяжести последствий нарушений технических и метрологических требований.

5.6.2 Описание содержания и функций метрологического надзора должно быть также конкретным, соответствующим объектам метрологического надзора. В ряде случаев метрологический надзор может брать на себя функции метрологической экспертизы.

5.6.3 Функции метрологического надзора могут распространяться на соблюдение метрологических требований к технологическим процессам изготовления продукции, включая: изготовление средств измерений, стандартных образцов, контрольныхобразцов продукции, контрольныхобразцов дефектов, фасованных товаров в упаковках, продукции, изготавливаемой по рецептам и др.

6 Порядок проведения метрологического надзора

6.1 Порядок проведения метрологического надзора, осуществляемого метрологической службой юридического лица, устанавливают в нормативном документе, утверждаемом руководителем данного юридического лица [стандарт предприятия (организации), регламент, инструкция и т. п.].

6.2 Порядок проведения метрологического надзора на крупном предприятии или в холдинге может предполагать многоуровневое осуществление метрологического надзора, включая ответственных за состояние и применение объектов метрологического надзора на местах их эксплуатации, руководителей соответствующих подразделений, инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии, должностное лицо предприятия (холдинга), определяющее политику по метрологическому обеспечению предприятия (холдинга), с указанием функций и способа документирования результатов метрологического надзора на каждом уровне.

6.3 Проверки в рамках метрологического надзора могут быть оперативными, осуществляемыми инспекторами по обеспечению единства измерений предприятия (организации), и плановыми (внеплановыми), осуществляемыми комиссией. Состав комиссии, порядок ее формирования и полномочия устанавливают в нормативном документе, регламентирующем проведение метрологического надзора.

6.4 Порядок проведения метрологического надзора должен предполагать не только процедуры обнаружения нарушений метрологических правил и норм, но и процедуры принятия мер по устранению обнаруженных нарушений и по предотвращению нарушений в дальнейшем.

6.5 Порядок проведения метрологического надзора следует устанавливать с учетом взаимодействия инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии с ответственными за состояние и применение объектов метрологического надзора в подразделениях предприятия и с другими лицами, полномочия которых распространяются на объекты метрологического надзора.

6.6 Порядок, содержание и условия проведения метрологического надзора, выполняемого в качестве услуги для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяют условиями этого договора.

7 Оформление результатов метрологического надзора

7.1 В соответствии с порядком проведения метрологического надзора на предприятии оформление результатов метрологического надзора может осуществляться одним из следующих способов или их сочетанием:

Ведение лицом, выполняющим функции инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии, журнала проведения метрологического надзора, в котором фиксируют все оперативные данные по проводимым инспектором проверкам, включая: дату проверки; перечень объектов метрологического надзора, подвергнутых проверке; содержание проверки и другие сведения, необходимые для последующего анализа;

Наличие у подразделения, применяющего объекты, подлежащие метрологическому надзору, журнала мониторинга состояния объектов метрологического надзора, ведение которого поручают ответственным за состояние и применение этих объектов;

Оформление акта проверки, осуществляемой либо инспектором(ами) по обеспечению единства измерений на предприятии, либо комиссией, назначаемой руководством предприятия.

7.2 При проведении проверки в рамках осуществления метрологического надзора комиссией оформление акта проверки (приложение А) является обязательным.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

7.3 Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него не допускается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагают к акту.

7.5 Акт проверки составляют, какправило, в двух экземплярах. Первый экземпляр передают руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр оставляют у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копию акта направляют руководству предприятия для принятия необходимых мер.

7.6 Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии, должны быть определены руководителем предприятия и зафиксированы в нормативном документе предприятия.

7.7 Выдача обязательных предписаний

7.7.1 При обнаружении нарушений комиссия или лица, проводившие проверку, выдают предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения Б.

7.7.2 В случае, если характер обнаруженных нарушений такой, что они по объективным причинам не могут быть устранены силами проверяемого подразделения предприятия, лица, проводившие проверку, обязаны официально обратиться к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты для устранения обнаруженных нарушений с указанием последствий, если данные нарушения не будут устранены.

7.8 Оформление результатов метрологического надзора, выполняемого для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяется условиями данного договора.

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор

8.1 Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

Руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством, требованиями настоящего стандарта, требованиями документа, определяющего порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии;

Соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

Обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок;

Применять все доступные им меры по предотвращению, прекращению и устранению нарушений метрологических правил и норм;

Осуществлять анализ обнаруженных нарушений с целью устранения причин их возникновения и доводить его до сведения руководства предприятия.

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

Посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений и другие объекты метрологического надзора, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

Получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим стандартом;

Осуществлять проверки в соответствии с разделом 5 и выдавать соответствующие предписания;

Гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

Запрещать применение в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденных типов, не соответствующих утвержденному типу, и неповеренных;

При необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

В случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм, чреватых неизбежными отрицательными последствиями для производства, безопасности, охраны окружающей среды и здоровья людей, направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения о немедленном устранении недостатков;

Руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм

9.1 В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, могут применяться следующие меры:

Выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

Гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

Выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме