Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Герб семьи своими руками - как создать фамильный герб? Правила составления герба семьи Каким должен быть герб.

Представляемое здесь изложение гербоведческих и геральдико-правовых норм подчинено практической задаче: облегчить работу тех, кто разрабатывает государственную символику субъектов Российской Федерации и официальную символику муниципальных образований. Многие из перечисляемых норм широко известны благодаря популярным и учебным изданиям, другие знакомы только исследователям и до сих пор не рассматривались (или почти не рассматривались) в общедоступных публикациях. Рекомендации готовились в расчете на широкий круг адресатов; предполагается, что они будут небесполезны и для начинающих любителей геральдических художеств, и для тех, кто интересуется этой темой уже давно, а также для официальных лиц органов власти и самоуправления, связанных с геральдической проблематикой по долгу службы.

Обращаясь к перечисленным здесь нормам, стоит учитывать, что формально гербоведческие принципы неразрывно связаны с такими важнейшими функциями герба, как юридическая (герб является объектом права и в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права), репрезентативная (герб - парадный, торжественный знак) и прежде всего - опознавательная. Некоторые правила составления гербов могут показаться на первый взгляд архаичными, неактуальными, недостаточно логичными и т.д. Однако их несоблюдение неизбежно наносит урон гербу - его правовой корректности, парадности и узнаваемости.

Некоторые положения поясняются примерами (...).

При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).

Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ - всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6).

Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).

Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).

Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита - также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).

В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика - орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).

Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.

II. Право на герб

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д.
_______________
Так, Новооскольский район Белгородской области, включающий в себя г. Новый Оскол, в качестве районного герба утвердил старинный герб райцентра. Белгородский район (представляющий собою муниципальное образование, отдельное от Белгорода) оказался вынужден создавать для себя новый герб (хотя при этом была вполне резонно использована та же символика, что и в гербе г. Белгорода).
Рассмотрим несколько условных, абстрактных примеров.
Представим себе некий район А, являющийся муниципальным образованием, в состав которого входят два города: А (центр района) и Б. В принципе органы самоуправления района могут установить три разных герба: общерайонный, города А и города Б (два последующих - для использования, наряду с общерайонным, в соответствующих городах). Более того, возможно создание и употребление четвертого, соединенного герба, в котором встретятся символы района и двух городов. Эта возможная, но громоздкая модель поддается упрощению; так, можно ограничиться принятием герба района и вообще не ставить вопрос о символике обоих городов (но если они - или один из них - имеют исторический герб, такой маневр безусловно нежелателен); установить единый герб для района А и города А (если население Б не воспротивится); установить гербы обоих городов и в виде соединенного герба пользоваться как районным символом.
Иная ситуация - в районе В, где райцентр В выделен в самостоятельное муниципальное образование. В этом случае район В и райцентр В должны иметь разные гербы (хотя вполне закономерным было бы использование общей символики и даже зрительное сходство - но не совпадение! - обоих гербов). При этом не имеет значения, является ли райцентр городом или нет.
В любом случае действует принцип, согласно которому герб служит отличительным знаком: один муниципалитет может при определенных обстоятельствах иметь более одного герба; но два разных муниципалитета (или тем более муниципалитет и субъект Федерации) не могут и не должны иметь одинаковый герб.

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (...), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее.
Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были "автоматически" отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе - в качестве территориальных и моральных преемников - воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но "знаковое ядро" сохранится.

Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего - Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:
3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов;
3.2. соединение гербов в один составной;
3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

III. Значение и символика герба

4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба - репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это "необщее выражение лица" во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).

История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика - надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

6. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом "самых геральдических" знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13.

IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы

8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый" и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).

При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червлени (рис. 1), лазури (рис. 2), зелени (рис. 3), пурпура (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро - незаштрихованной поверхностью (рис. 6). Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь (рис. 7), а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами (рис. 8). Приведены также основные типы воспроизведения горностаевого меха (рис. 9, 10) и беличий мех (рис. 11). Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые на рис. 9 и 10. Соболий мех эквивалентен черному цвету.

10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".

Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с "запрещенным" сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует - хотя бы без такого утверждения - более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.

11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа.

Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.

12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).

13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.

14. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль - пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее "формулу герба". Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.

15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.

При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.
_______________
Слияние городов Борисоглебска и Романова в 1822 году подразумевало и слияние их гербов. Но составной герб, принятый в городе без запроса в Герольдию (щит пересечен; вверху, на "губернском" месте - герб Борисоглебска; внизу - герб Романова), оказался несостоятельным и в геральдическом, и в правовом плане. Окончательно вопрос о гербе города (который сегодня называется Тутаевом) решился только в 1995 году, когда из 6 вариантов гербоведчески корректного, "уравновешенного" соединения обоих старых гербов городская администрация выбрала и утвердила один.

В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.

16. В состав герба может входить девиз - лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты - главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.

Иное помещение надписей в гербах - как в пределах, так и за пределами щита, - не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).

Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются "освященными давностью" и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб - классический пример геральдического дурного тона.

Герб является "изобразительным именем", и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.

17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.

Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям - условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит. Значение этих элементов, их историческая роль и возможное место в современных гербах поясняются ниже (...).

18. КОРОНЫ в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического правления (недаром они часто встречаются в гербах республик). Геральдическая корона - это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления - в случае с муниципалитетами, государственной власти - в случае с субъектами Федерации). Правила геральдики и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому или иному статусу (правовому, историческому и т.п.).

Использование корон в российской территориально-административной геральдике имеет давние традиции. С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории: так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д. В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами.

Совершенно иной характер имели короны, введенные для территориальных и городских гербов Указом 1857 года. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной "древней царской короне" в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Собственно, все эти короны не были губернскими, областными или уездными символами; они были знаками верховной власти и принадлежали не территориям, как таковым, а ячейкам определенной территориально-административной системы.

Подобным образом короны (башенные и иные), введенные в 1857 году для городов и посадов, были неразрывно связаны с той же системой управления и знаменовали не собственную идентичность города, но его административный статус (центр губернии, уезда и т.п.).

С отменой губернско-уездного деления и введением новой территориальной системы в 1920-х годах все короны, установленные Указом 1857 года, лишились своего геральдико-правового основания. Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.).

Если существует старинная "собственная" корона региона (из числа введенных в 1730 году или аналогичная), она вполне может быть использована в гербе нынешнего субъекта Федерации. Так, в гербе Пермской области присутствует историческая корона (шапка) образца 1730 года.

Несколько иные принципы действуют в отношении гербов муниципальных образований. Общая система городских, посадских и уездных корон, утвержденная в 1857 году, совершенно неприложима к сегодняшней ситуации; необходимо на федеральном уровне вводить новую систему статусных корон, и проект соответствующего документа сейчас обсуждается. (...)

Исключение в отношении исторических столиц упоминалось выше. Муниципалитет Ярославля, пользуясь исторической привилегией, зарегистрировал герб города с шапкой Мономаха над щитом, но до утверждения общих норм тактично воздерживается от введения этой полной версии герба в повсеместное употребление.

19. ВЕНКИ в российских гербах тоже традиционно рассматриваются как знаки статуса, и до общей федеральной систематизации их имеет смысл избегать (поскольку вне общей системы знак статуса оказывается бессмысленным и неприличным). Включение в герб венка какого-либо нового образца (не употреблявшегося ранее в русской геральдике) также не может считаться удачным, поскольку такой элемент приобретает значение знака статуса по аналогии с историческими версиями венков.

В силу разных причин это относится и к дореволюционным орденским лентам, включавшимся в гербы в соединении с различными атрибутами (теми же венками или иными знаками, отражавшими местную специфику). Сегодня для восстановления подобных украшений в местных гербах нет должных оснований.

20. НАГРАДЫ (ордена, медали), принадлежащие субъекту Федерации или городу, могут быть отражены в гербе. Возможно помещение ленты таковой награды вокруг щита или же изображение знака ордена (медали), подвешенного к щиту на своей ленте. В принципе утверждать такие знаки в составе гербов совершенно необязательно, даже нежелательно, т.к. это противоречит российской традиции. Согласно общим геральдическим нормам, герб обладателя награды (территории, города и т.п.) допускается официально воспроизводить с соответствующим наградным знаком (как это описано выше) даже тогда, когда никакие документы и акты о гербе этого не предусматривают.

21. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ , или фигуры в опорах щита - особые элементы герба, связываемые в российской геральдике (и в большинстве других локальных геральдических традиций) с определенным высоким статусом гербовладельца.

Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в России право на щитодержателей для центров обширных регионов; сегодня им соответствуют центры субъектов Федерации. Так, Новосибирск пользуется гербом со щитодержателями, поскольку является областным центром. Выборг (в прошлом - центр лена, провинции, губернии) сохраняет своих щитодержателей, поскольку они были утверждены за ним не в качестве административного атрибута, но в качестве "индивидуального отличия". Однако это - уникальное исключение. Прочие муниципалитеты, если они не являются центрами своих субъектов Федерации, не могут использовать щитодержателей.

Государственный статус субъектов Федерации дает каждому из них безусловное право помещать щитодержателей в собственных гербах.

Одновременно со щитодержателями в герб вносится подножие, на котором они стоят (в случае с летучими существами подножие не обязательно). Обычно это - условная орнаментальная "подставка" или зеленая земля. Однако подножие может иметь иную, более сложную форму.

22. Не допускается произвольное внесение общероссийских символов в местные гербы.

Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов - все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части.

Дореволюционная общероссийская символика (двуглавый орел в версиях, употреблявшихся до 1917 года; императорская корона и т.п.) может сохраняться в гербе, если это основано на исторической традиции и на конкретных узаконениях. Так, в гербе Санкт-Петербурга сохраняется скипетр, увенчанный двуглавым орлом, поскольку помещение этой почетной эмблемы в герб города было санкционировано императорскими указами (1730 и 1780 годов).

23. Внесение региональных гербов или их элементов в состав муниципальных гербов тоже не может быть произвольным.
Для уяснения того, каким оно может быть, понадобится еще один исторический экскурс.

В 1778 году впервые в качестве официального принципа было провозглашено помещение элемента земельного герба в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. Эта схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась "подавлена"), вызывала справедливую критику и была реформирована Указом 1857 года.

По этому Указу все верхние "губернские" части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась т.н. вольная часть - четырехугольник, примыкающий к краю щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Аналогичные правила применялись и в отношении губернской символики в гербах уездов, а также областной символики в гербах уездов и городов, хотя в Указе это не было указано прямо.

Соответствующая Указу трансформация герба представлена на рис.9. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено; в большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П.П. фон Винклера) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с геральдико-правовой точки зрения реформа была проведена, а "пересеченные" гербы отменены.

После территориально-административных реформ конца 1920-х годов городские гербы (практически уже не употреблявшиеся, но в принципе и не отмененные) утратили не только короны, но и вольные части с региональной символикой.

Когда сегодня заходит речь об использовании старинного местного герба, следует помнить, что до сегодняшнего дня этот герб дошел без корон и прочих атрибутов, а также без земельных эмблем в щите (не только без верхней губернской половины, но и без губернской вольной части!); именно в этом виде герб сохранился и, следовательно, в этом виде должен использоваться до новой реформы.

Сегодня обозначение принадлежности муниципального образования к субъекту Федерации вполне возможно, но требует соблюдения определенных условий.

Во-первых, у самого субъекта Федерации должен быть герб. Во-вторых, Положение или Закон об этом гербе должен предусматривать возможность воспроизведения герба этого субъекта Федерации в муниципальных гербах.

В случае соблюдения этих двух условий герб субъекта Федерации может быть беспрепятственно внесен в вольную часть муниципального герба - так же, как это делалось с губернскими гербами в дореволюционную пору.

В противном случае можно лишь помещать в муниципальном гербе, в качестве одной из фигур общей композиции, какие-либо элементы традиционной символики региона. Впрочем, иногда этого бывает вполне достаточно для создания эффектной композиции с легко узнаваемым обозначением территориальной принадлежности. Но при этом необходимо соблюдать определенный геральдический такт, поскольку фигуры из исторического герба региона в большинстве случаев нельзя воспроизводить без существенных изменений - иначе это будет неправомерное использование чужого герба.

V. Общие замечания

24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ - это обеспечит соблюдение всех норм.

25. Никакие консультации, "регистрации" и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Геральдическом совете.
Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.

Герб Российской Федерации является одним из официальных государственных символов нашей страны, описание и правила использования которого закреплены в Конституции и законе «О Государственном гербе Российской Федерации».

Государственный герб Российской Федерации - это красный геральдический щит прямоугольной формы с закругленными нижними углами и заостренной нижней гранью, на котором изображен двуглавый золотой орел с распущенными крыльями, коронами на каждой голове и одной большой короной над обеими головами. В лапах орел держит символы государственной власти: в правой - скипетр, в левой - державу. На груди орла изображен красный щит со сценой победы серебряного всадника над черным змеем (драконом). Автор композиции герба - Евгений Ухналев. При соблюдении официального описания герба допускается вольная художественная трактовка изображения этого государственного символа.

В зависимости от носителя графической информации, целесообразности и возможностей размещения герб РФ может изображаться:

  • в полном многоцветном варианте со щитом или без щита;
  • в черно-белом варианте со щитом или без щита;
  • в одноцветном тонированном варианте для печати на бланках.

При размещении рядом герба РФ и гербов субъектов РФ предусматривается особый порядок расположения государственных символов:

  • герб РФ должен быть больше или равен по размеру остальным гербам изображения;
  • герб РФ должен располагаться выше или на одном уровне с остальным гербами изображения;
  • при одновременном размещении двух гербов герб РФ размещается слева от герба субъекта РФ;
  • при одновременном размещении нечетного количества гербов герб РФ размещается в центральной части изображения между равным числом гербов субъектов РФ;
  • при одновременном размещении четного количества гербов герб РФ размещается слева от центральной части изображения между гербами субъектов РФ.

Не допускается противоречие изображения герба РФ приведенному в законе описанию:

  • всадник на груди орла должен ехать, а не скакать;
  • направление движения всадника не должно изменяться;
  • цвета изображения герба должны соответствовать конституционному описанию;
  • допускается только одноцветное цветное тонирование с изменением описанных в законе цветов.
Не допустимы изображения герба РФ противоречащие приведенному в законе описанию
Всадник на груди орла должен ехать, а не скакать Направление движения всадника не должно изменяться Цвета изображения герба должны соответствовать конституционному описанию Цвет тонирования герба должнен соответствовать цветам описанным в законе

Любое использование изображения герба допустимо только с соблюдением описанных в законе правил его использования. Даже сувенирная продукция коммерческих организаций и использующий изображение государственной символики бизнес-сувенир должны строго соблюдать эти требования.

Геральдисты и художники Российского Центра Родословия имеют большой опыт создания личных, семейных, родовых и корпоративных гербов. Эти работы соответствуют современным правилам и историческим основам геральдики.
Мы с радостью продемонстрируем Вам процесс создания герба, а так же расскажем о том как и для чего можно его использовать в повседневной жизни.

Создание герба начинается со знакомства

Вначале геральдист задаёт будущему гербовладельцу общие вопросы об истории его рода, причинах принятия герба, составе семьи. Общие вопросы дополняются уточняющими: о выдающихся представителях рода или их достижениях, об их деятельности и профессиях, о местах происхождения или проживания рода, об идеалах и стремлениях будущих гербовладельцев. Также уточняются предпочтительные цвета герба и конкретные символы, которые обязательно должны присутствовать. Вам не нужно придумывать изображение герба, это работа для геральдиста.

Помимо этого, производится специальный опрос, позволяющий создать психологический портрет гербовладельца. Благодаря этому, изображение герба, как эмблема семьи, помимо демонстрации глубокого смысла вызовет подсознательные положительные эмоции и действительно станет предметом гордости и символом рода.

Сочинение герба

Получив ответы на необходимые вопросы, геральдист приступает к сочинению герба. При этом учитываются пожелания будущего владельца, его психологические характеристики, исторический фон существования рода, и все актуальные геральдические требования.

Первые эскизы

Геральдист подготавливает от 6 до 12 разных эскизов , содержащих всевозможные варианты изображения. Эскизы сопровождаются подробным описанием значений символов, обоснованиями и рекомендациями. Вы выбираете наиболее понравившийся эскиз и предлагаете корректировки - заменить тот или иной элемент, изменить цвет, добавить желаемые символы.

Редакция эскизов

Геральдист вносит корректировки в эскизы с учётом представленных пожеланий и всех требований геральдики. Предоставляются новые варианты с пояснениями. Работа ведётся таким образом до окончательного утверждения эскиза.

Написание (Художественная отрисовка)

После утверждения эскиза будущим владельцем он передаётся в отрисовку художнику . В зависимости от выбранного варианта исполнения герб исполняется графическим художником в цифровом виде или традиционным художником на бумаге или холсте с использованием масла, акварели, темперы, гуаши, туши. Благодаря этому герб приобретает живописный вид. Прорисовываются мелкие детали , такие как шерсть у животных, перья у птиц и различные другие подробности.

Регистрация и грамоты с описанием герба

Герб проходит процедуру регистрации в гербовнике , составляются сопровождающие грамоты: о принадлежности герба и внесении его в Гербовник, о значении символов герба, а также специальное геральдическое описание - блазон . Это описание является главной составляющей герба. Руководствуясь им, любой геральдический художник сможет изобразить герб заново или в своей манере. В геральдике принято, что герб может выглядеть совершенно по-разному (при условии сохранения всех символов, их положения и окраски). При этом, все варианты изображения считаются действительными. Говорят, что герб «живёт», будучи изображён со временем разными художниками в соответствии с блазоном.

Все созданные гербы заносятся в матрикул Российского Центра Родословия с присвоением номера, указанием имён владельцев и даты внесения, а также приводятся блазон и семантическое значение символов герба. В конце каждого года разрешённые к публикации (открытые) гербы публикуются в открытом матрикуле Российского Центра Родословия, и через Российскую книжную палату распространяются по библиотекам. Гербы, не разрешённые владельцами к регистрации, хранятся в матрикуле РЦР без открытой публикации.

Передача комплекта гербовладельцу

Комплект грамот, оригинал и копия герба на холсте в красивых рамах передаются гербовладельцу. При необходимости, комплект отправляется курьерской службой по всей России.

Легитимность и качество герба

Все необходимые права на герб официально передаются(отчуждаются) от Центра Родословия, его составителей и художников Заказчику.
Качество составления герба Вы можете проверить обратившись к независимым экспертам в этой области.

Гарантии государственной регистрации

На данный момент идет дискуссия о государственной регистрации личных гербов. Специалисты Центра Родословия создают гербы, ориентируясь на исторические правила геральдики Российской Империи и рекомендованную государством современную методику по территориальной геральдике, которая является достаточно строгой. Мы гарантируем , что созданные гербы будут одобрены при введении государственной регистрации. В случае непредвиденных претензий со стороны регистрирующего органа, мы обязуемся бесплатно исправить изображение и описание герба, под требования Органа государственной регистрации гербов.

Использование герба владельцем

Герб - эмблема, которая, как правило, призвана демонстрироваться окружающим. Герб может быть изображён в различных формах. Можно изобразить герб в металле: отлить или выковать большую настенную фигуру или изготовить небольшую копию из драгоценного металла , которой украсить родословную книгу, заветную шкатулку; изготовить гербовый перстень с печатью или сургучную гербовую печать , украсить гербом родовое столовое серебро.

Герб также может быть вылеплен из гипса с последующим нанесением покрытия, под металл или камень.
Изображение герба может быть нанесено на семейную коллекцию фарфора, на одежду, на автомобиль и любые другие предметы.
На основе герба могут быть созданы гербовая печать (штамп) и экслибрис.

Актуализация герба

В герб со временем могут вноситься изменения. Традиционно, рисунок в щите остаётся неизменным. Чаще меняются окружающие его атрибуты - форма щита, намёт, шлем, девиз и даже нашлемник. Изображённый другим художником-геральдистом, герб также выглядит обновлённым.
Однако, при желании изменения могут быть внесены и в композицию щита .
К примеру, автомобильный брэнд Cadillac использует герб основателя Детройта в качестве своего символа с момента создания, однако вид герба претерпевал изменения 38 раз.

В последний раз такое обновление произошло в 2014 году.
Новая вытянутая форма в первую очередь олицетворяет изменение формы самих автомобилей. В то же время изменения внесены и в сам щит, чтобы обойти споры о законности использования в гербе французского исследователя Антуана Ломэ де-ля-Мот Кадиллак (Antoine de la Mothe Cadillac) элементов герба его знатного французского соседа - а именно, трёх геральдических птичек-матлетов и красного «пояса». Эти элементы убраны, а пояс поменял свой цвет.

Обновление герба бывает продиктовано новыми заслугами и достижениями (например, в некоторых случаях в герб может быть помещена полученная владельцем государственная награда ), а также демонстрирует эволюцию личности, рода. Такое обновление может отразить значимые события и перемены в ценностях владельца или всего рода. Помимо того, Вы сможете исправить элемент герба , который «не прижился» со временем, вызвал сомнения или отрицательные эмоции.

Для этих целей Российский Центр Родословия предлагает услугу Актуализации герба. Через пять лет после принятия герба мы свяжемся с гербовладельцем, узнаем, всё ли устраивает его в гербе и предложим актуализировать его - передать новому художнику, чтобы отрисовать заново, не меняя содержания, обновить нашлемник и девиз, не касаясь самой важной части, как это часто случалось в геральдической практике, или исправить неудачный элемент в самом щите. Для этого потребуется лишь ответить на ряд простых вопросов , после чего геральдист предложит варианты обновления герба.

Примеры использования герба

Эмблема фирмы Porsche основана на гербе германской земли Баден-Вюртемберг: красно-черные полосы и оленьи рога. В её столице - Штуттгарте - и расположена фирма. Гарцующий жеребец в центре эмблемы - герб самого Штуттгарта, напоминающий о том, что родной для марки город был основан как конная ферма в 950 году.

Cтоит заметить, что эмблема Porsche не совсем верна с геральдической точки зрения: герб не может нести в щите буквы и цифры. Однако, к логотипам таких требований нет.

Москва, Варварка, дом 10. Палаты бояр Романовых XV–XVII веков.
Вход украшен изображением герба дворян Романовых после 1856 г.

Санкт-Петербург, дом Бенуа на 3 линии Васильевского острова, дом 20.
Фасад украшен самим гербом Бенуа, а также его элементами - геральдическими лилиями.

ЗАКАЗАТЬ ГЕРБ можно позвонив по телефону или оставив заявку.

Анализ специфики городского маркетинга (на примере города Омска)

Город и маркетинговые коммуникации

В маркетинге города, как и любой территории, весомую роль играет символика. Городскую символику традиционно составляют:

Официальные символы города - герб, флаг и гимн;

Официальные символы территориальных единиц и общин города - гербовые эмблемы и флаги, утверждаемые территориальными властями;

Архитектурно-мемориальные символы - изображения архитектурных и исторических памятников города (обычно содержащихся в перечне, утверждаемом городскими властями);

Словесные символы - название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе сокращения), кроме фамилий и имен собственных.

Если для любого государства самыми существенными и популярными официальными символами выступают флаг и гимн, то в городских коммуникациях почетное место в официальной символике принадлежит городским гербам. Историческое преимущество здесь - за европейскими городами, хотя городские и провинциальные гербы есть и за пределами Европы. Возникновение гербов связано с рыцарством, воинскими достижениями: не случайно само слово "герольд", от которого произошел термин "геральдика", означает: воин, особо отличившийся в походах, а потому назначенный распорядителем рыцарского турнира. Герольдам было передано право определять правила составления и использования гербов. В большинстве городов Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы существуют гербы, возникшие в разное время и отражающие определенные исторические события и традиции.

Термин "городской герб" впервые в России официально появился в царском указе 1692 г., предписывавшем изготовить для города Ярославля печать с изображением ярославского герба и надписью: "Печать града Ярославля". Указ царя исполнили, поместив на печати эмблему Ярославского княжества: стоящий на задних лапах медведь держит в правой лапе положенную на плечо алебарду. Эта эмблема используется до сих пор.

В 1722 г. Пётр I основал Герольдмейстерскую контору - специальное учреждение для составления гербов, где были собраны опытные рисовальщики. Сюда со всей страны по специальным анкетам собирались сведения о городах для создания гербов, рассказывающие о том, "сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные, или деревянные, или земляные, и от каких причин какими имянами названы...".

Герб отражает многогранный и неповторимый облик города - его историю, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев и "фирменные" городские товары, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов, предприимчивость деловых людей. Со времен Петра I в гербе могло отражаться название города - тогда получался "говорящий герб". Примеры этому - гербы городов Великие Луки (три больших лука), Зубцова (стена с зубцами), Архангельска (архангел с огненным мечом и щитом поражает чёрного дьявола). На рисунке 1 представлен герб города Великие Луки, Пскова и Печор. Многие российские города, не имевшие явных особенных черт, получили от Военной коллегии гербы, содержавшие символику воинских частей, которые были расквартированы в них: Коломна (белый столб с короной наверху, по обеим сторонам колонны звёзды), Рыльск (чёрная кабанья голова), Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зелёной траве).

Рисунок 1. Герб города Великие Луки; Герб города Пскова; Герб города Печор

В конце XVIII в. российское правительство пожаловало гербы многим российским городам. Создание и пожалование городских гербов было серьезным государственным мероприятием, связанным с большими административными реформами, начавшимися в 1775 г.

В геральдических традициях и новациях довольно показательно пересекались интересы наместничества, губернии и города, местных властей. Новое административное деление России - объединение губерний в наместничества - привело к изменению формы городского герба: герб наместничества стал размещаться в верхней, главной части щита, городская эмблема - в нижней, второстепенной.

Только в середине XIX в. приоритет города в городском гербе был восстановлен: герб губернии стали размещать в вольной, т.е. пустой, не несущей какой-либо фигуры части щита городского герба, вправо или влево. При переходе города в новую губернию менялся губернский герб в вольной части щита. Были также введены новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие гербовый щит (императорская, шапка Мономаха, корона с тремя башнями вместо зубцов); обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу города.

Как справедливо утверждает председатель Геральдической комиссии РАН академик Ю.А. Поляков, в России в XVIII-XX вв. городские гербы утвердились во всех губернских, большинстве уездных и ряде других городов. После 1917 г. многие гербы, отражающие монархическую или религиозную символику, были практически упразднены. Но тяга к гербам, этим красочным знакам, олицетворяющим сплав минувшего и настоящего, оказалась сильнее бюрократических запретов. Геральдическая традиция доказала свою жизненность. Период, который Ю.А. Поляков назвал временем дегеральдизации, сменился геральдическим бумом. С 60-х гг. в разных городах - больших и малых, древних и юных - стали создаваться новые гербы. С начала 90-х гг. наступил качественно новый этап - возрождения и переоформления городских гербов, существовавших до 1917 г., своеобразный геральдический ренессанс. Стали меняться и гербы молодых городов.

Понятно, что никакой герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни; он отражает ее обобщенно, в главных чертах, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности, обеспечивая главное: научно-историческую обоснованность, художественность, выразительность и наглядность. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий 2-е изд. , дополн. - СПб. Питер, 2006.- С. 335-337.

Герб Омска. Год основания города 1716 г. Омск отмечает день города в 1-е воскресенье августа. В этом году день города пройдет 5 августа. Омск - центр Омской области, находится на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и реки Иртыш. 7 июня 2012 года депутатами Горсовета был поднят вопрос 200-летней давности. Оказалось, герб города нелегитимен и в нем используются элементы герба Тобольска. Вопрос начал обсуждаться в связи с тем, что народные избранники решили обновить дизайн значков депутата, на котором изображен герб Омска. В ходе обсуждения выяснилось, что герб Омска не утвержден геральдической комиссией, то есть, по сути, нелегитимен.

Вопрос о редизайне герба поднимался еще во втором созыве экс-спикером Горсовета, а в те времена - депутатом ОГС Сергеем Алексеевым. В этом созыве с предложением изменения герба выступил Вячеслав Двораковский. В новом варианте герба предлагается изменить верхушку.

По словам начальника правового управления Денис Голушкова: « Герб утвержден еще в 18 веке, когда Омск был подконтролен Тобольску»

Как пояснил Голушков, такой плагиат никаких юридических санкций и последствий не несет. Но депутаты всерьез задумали исправить это историческое недоразумение. Поэтому изменение герба плавно перейдет в изменение внешнего вида флага Омска. Однако вопрос с редизайном герба может затянуться - скоро у депутатов Горсовета начнутся официальные каникулы, и вопрос может быть перенесен на осень 2012 года. http://infokanal55.ru/news/view?id=9105 (Депутаты Горсовета намерены изъять плагиат из герба Омска)

На протяжении своей истории герб Омска три раза менял свой облик. Первый омский герб был создан и утвержден императрицей Екатериной Алексеевной 17-го марта 1785 года, после того как Омская крепость получила статус заштатного военного окружного города Тобольского наместничества. Описание герба гласило: «В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в серебряном поле часть укрепленной из кирпича линии».

Верхняя часть означала, что город Омск подчиняется столице Сибирского царства городу Тобольску, на гербе которого: «В синем поле золотая пирамида с воинскою арматурою, «красными» знаменами, барабанами и алебардами». Нижняя часть геральдического щита - собственно герб Омска: линия укреплений показана «натуральным» кирпичным цветом (рисунок 2.).

Второй вариант герба утвердил в 1973 году Омский городской совет депутатов трудящихся.Его описание было следующим: «В центре герба - золотистый колос, переходящий в часть шестерни; они неразрывно связаны между собой, как неразрывен союз рабочего класса и крестьянства.

Внутренняя линия этих элементов образует колбу с нефтью. Вся композиция символизирует современность города Омска - города развитого машиностроения, нефтехимии и науки, центра крупной сельскохозяйственной области. Многоугольник у места слияния рек - символ старого города, указывает на историческое прошлое города, возникшего как крепость в Сибири. На декоративной ленте цифра «1716» - дата возникновения Омска» (рисунок 3.).

Рисунок 3. Герб города Омска 1973 года

В 1995 году был разработан третий герб Омска (рисунок 4.). Основным его элементом стал «золотой крест», символизировавший крестообразный каркас расселения Омского региона. Этот крест указывал и на тот факт, что Омск расположен в географическом центре России и является связующим звеном между Западом и Востоком, между Севером и Югом страны. Горизонтальная часть креста символизирует транссибирскую магистраль, давшую новый импульс к экономическому развитию города и региона в целом.

Рисунок 4. Герб города Омска 1995 года.

Решением Омского городского Совета от 20 марта 2002 г. №481 восстановлен исторический городской герб образца 1785 года (рисунок 5.). Описание герба Омска: «Современный герб города Омска представляет собой изображение, расположенное на горизонтально рассеченном лазурево - серебряном геральдическом щите, представляющим прямоугольник, ширина которого равна 8/9 долей высоты, нижняя часть которого имеет радиальные углы равные 1/8 доле ширины и остроконечный выступ, образованный двумя радиальными линиями. Лазурево - серебряный цвет фона геральдического щита имеет отношения как 1:1. Изображение на верхнем лазуревом фоне представляет собой золотую пирамиду с воинской арматурой в виде: червленых знамён по три с каждой стороны пирамиды, двумя золотыми алебардами и двумя горизонтально расположенными перед пирамидой золотыми барабанами. На нижнем серебряном фоне расположена часть кирпичной линии укреплений натурального цвета. Полный Герб имеет обрамление в виде золотых дубовых ветвей, соединенных Александровской лентой. Герб может иметь дополнительные геральдические элементы, утверждаемые Омским городским Советом в соответствии с Российской геральдической традицией и действующим законодательством. После утверждения в установленном порядке их изображение вносится в изображение Герба.

Флаг Омска. В 90х годах в городе использовали белый флаг с изображением в центре герба Омска, под которым была надпись зелёными буквами «ОМСК». Но утверждён ли этот флаг официально не известно.

Флаг муниципального образования городской округ город Омск Омской области Российской Федерации является опознавательно-правовым знаком, составленным и употребляемым в соответствии с российскими и международными вексиллологическими (флаговедческими) правилами, служащим символом муниципального образования город Омск, единства его территории и населения.

Флаг города утверждён 20 марта 2002 года решением Омского городского совета. Решение Омского городского совета от 20.03.2002 № 481 «Об утверждении Положения о символике города Омска» Флаг Омска представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с односторонним изображением в его центре герба города (рисунок 6.). Отношения ширины флага к его длине равно 2:3. Габаритная ширина изображения герба на флаге должна составлять 2/5 части длины полотнища флага.

Город стремится по возможности приблизить свою символику к населению, горожанам. Художественное оформление города в дни торжественных мероприятий осуществляется с преимущественным использованием основных цветов символов Омска. Жители города могут свободно использовать городскую символику в дни государственных, городских и семейных торжественных мероприятий. Вместе с тем не допускается использование омской городской символики: в сочетании с текстом и изображениями, посягающими на права жителей Омска, их честь и достоинство, национальные и религиозные чувства и профессиональную принадлежность; в искаженном и неточном виде.

Регулирование рекламной активности в городе Омске. Важное место сегодня занимает размещение рекламы на территории нашего города Омска. Это не только источник доходов бюджета Омска, но и одно из условий формирования единого визуального пространства города. Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, заключение договоров на их установку и использование - эти и многие другие функции, связанные с рекламой, находятся в ведении департамента имущественных отношений.

Департамент имущественных отношений установило следующие этапы взаимодействия по установке рекламных конструкций:

1. Порядок рассмотрения заявлений на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска;

2. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности. В него входит:

Общие положения;

Права и обязанности организатора аукциона, комиссии, участников аукциона:

Извещение о проведении и результатах аукциона;

Аукционная документация;

Порядок приема заявок. Допуск к участию в аукционе;

Финансовое обеспечение заявки на участие в аукционе;

Порядок проведения аукциона и определения победителей;

Оплата права на заключение договора;

Заключение договора;

Дизайн городской среды и рекламы - одно из приоритетных направлений деятельности департамента имущественных отношений. Специалисты управления дизайна городской среды и рекламы создают современный облик города: работают над эскизами социальной рекламы и оформлением городских объектов, в преддверии общероссийских и городских праздников разрабатывают концепции праздничного оформления Омска.

30-го ноября 1993-го года был утвержден современный герб Российской Федерации. Сегодня гербу РФ исполняется двадцать лет. В Комиссию по созданию герба входил Председатель Геральдического совета при Президенте РФ Георгий Вилинбахов, который рассказал корреспонденту сайт об истории российского двуглавого орла.

Каждая семья может создать свой герб

Яна Раловец, сайт: - Георгий Вадимович, расскажите, пожалуйста о направлениях деятельности Геральдического совета сегодня. Каков фронт работ?

Георгий Вилинбахов : - Мы занимаемся всеми теми вещами, которые были утверждены в Положении о нашем Совете, утвержденном Президентом Российской Федерации. Идет экспертная работа, когда мы рассматриваем те проекты официальных лиц, которые нам присылают. Мы должны их рассмотреть, чтобы сделать замечания для дальнейшего внесения в государственный геральдический регистр. Кроме того, мы обсуждаем теоретические вопросы, связанные с геральдикой.

- Наблюдаете ли Вы интерес к геральдике? Много ли семей создают фамильные гербы?

Сейчас интерес к семейной геральдике стал меньше, чем в начале 90-ых годов. Тогда был настоящий «бум», связанный с изучением истории семей - чтобы как-то обозначить свою семью, семейные традиции. В последнее время, уже достаточно давно, к нам никто не обращается с вопросами о том, как создать свой личный герб. В 90-е же годы это был регулярно поднимавшийся вопрос. Более того, в связи с таким интересом мы проводили специальные заседания, советы и конференции, посвященные истории семейных гербов и тому, какое место они могут занимать с современной геральдической системе России.

- Свой герб может создать любая семья?

Смотря, что понимать под гербом. Если под гербом понимать некое изображение, которое вы решили сделать для себя, то здесь никакой проблемы нет. Каждая семья вправе иметь рисунок, который она будет рассматривать как семейный герб. Это знак семья может принимать как знак собственности и размещать его на предметах, которые принадлежат этой семье, передавать по наследству своим детям. Этого нельзя запретить. Главное - чтобы это было сделано грамотно с точки зрения геральдики и чтобы не было узурпации чужих гербов - например, нельзя просто перерисовать герб Шереметева и начать его использовать. Другое дело - в какой степени государство должно регламентировать этот процесс, участвовать в этом процессе - или же это целиком частная инициатива. Есть художники, которые готовы нарисовать такие гербы. Есть общественные организации, которые готовы поставить на свой учет. В соответствии с Положением о государственном геральдическом регистре, такие гербы в регистр не вносятся.

О символах на российском гербе

- Каковы национальные черты герба Российской Федерации? Присутствует ли в нем иностранное влияние?

Естественно, присутствует. Геральдика - это язык знаков, и в нем, как и в русском языке, есть иностранное влияние. У каждого языка есть свои диалекты. Понятно, что в петровское время, когда Россия меняла свою знаковую систему, имея ориентир для своей внешней политической активности и культурной деятельности - Европу - в качестве такого важного знака, как герб, использовались европейские образцы. По европейскому образцу для создания герба использовался щит. Двуглавый орел - это одна из древнейших геральдических эмблем, которая существовала на протяжении нескольких тысячелетий в разных историко-культурных регионах. Двуглавого орла в России можно рассматривать со времени великого князя Ивана III. Проследить его появление очень сложно. Есть раскопанные памятники более раннего времени, где есть изображение двуглавых птиц. В Тверском княжестве в XV веке уже был двуглавый орел. Также он встречается на монетах тюркских народов, фигурирует на многих памятниках балканских народов. Двуглавый орел известен в Византии - это эмблема тех родов, которые занимали императорский престол - в частности, Палеологов. Зоя Палеолог, жена Ивана III, могла привезти герб в Россию. К тому времени двуглавый орел был государственным символом священной Римской Империи. Мы не знаем, на что именно ориентировался Иван III.

Герб Российской Империи первой половины XIX века. Изображение из книги Г. В. Вилинбахова "Государственный герб России. 500 лет"

- Поясните, пожалуйста, другие символы. Почему на гербе именно три короны?

Это вещь, которая не сразу появилась. На изображениях, начиная с XV века, было изображение двух корон. Потом постепенно начали появляться изображения с одной и с тремя коронами. Особой логики это не имело. Официальное изображение в петровское время стало с тремя коронами. Когда создавали наш герб, стали исходит из традиции, которая уже закрепилась, начиная с XVII века.

- Всадник на гербе - Георгий Победоносец?

Нет, уже начиная с XV века это было изображением «государя на коне». Это просто всадник, поражающий копьем дракона. Можно рассматривать его как светского всадника, так и как Святого Георгия, потому что он схож, только на гербе он без нимба. Таким он изображался на протяжении всей истории.

Герб создавали три года

- Какие требования существуют в создании гербов?

Существуют определенные традиции для разных регионов. В Японии не используют щит для создания герба. В европейской геральдике щит является основой, на которой изображается герб. На флагах можно использовать изображение герба без щита.

- Расскажите об истории создания современно герба в 93-м году.

Эта история имеет несколько лет своего развития. Началось все в 90-м году, когда решением Правительства РСФСР была создана правительственная комиссия для решения вопросов о символике РСФСР. Это было связано с тем, что к тому времени уже многие республики, которые входили в состав Советского Союза, изменили свою символику, вернув себе исторические гербы и флаги. Правительственная комиссия создала экспертную группу, которая получила название Круглого стола. Она работала под руководством Рудольфа Германовича Пихоя, руководителя Росархива. В качестве экспертов были приглашены специалисты, которые занимались вопросами государственной символики. Это была Елена Ивановна Каменцева из Историко-архивного института, Надежда Александровна Соболева из Института истории, Станислав Владимирович Думин - это все московские специалисты. Из Петербурга был приглашен я. Работа Круглого стола шла с декабря 90-го года до марта 91-го.

Герба РСФСР 1918-го года.

Сейчас я не буду говорить обо всех спорах и перипетиях, которые были. Важно, что финалом было предложение экспертной группы, чтобы в качестве флага был установлен бело-сине-красный полосатый флаг, а в качестве герба был золотой двуглавый орел на красном фоне. В связи с выборами первого Президента страна комиссия решила не усложнять ситуацию и вернуться к этому вопросу уже после выборов. Вернуться не удалось по причине августовских событий 91-го года. Осенью начался проект по разработке герба на основе двуглавого орла. Проекты были представлены Правительству в декабре 91-го года, рассматривались на заседании в Верховном Совете в 92-м году. 30-го ноября 93-го все документы были подготовлены. Борис Николаевич рассмотрел варианты цветов герба и выбрал золото на красном фоне.

- Как разрабатываются гербы в городах России? Их тоже рассматривает специальная комиссия?

В некоторых субъектах Российской Федерации есть геральдические комиссии и советы. В некоторых местах этим занимаются энтузиасты. Когда все сделано и принято, они должны прислать герб к нам, в Геральдический совет при Президенте, на экспертизу. Если у нас есть замечания, они должны сделать исправления перед внесением в государственный регистр. Замечания могут быть по изображению, по неправильному расположению каких-то фигур, сочетанию цветов

Герб РФ 1993-го года. Изображение из книги Г. В. Вилинбахова "Герб и флаг России"

- Есть ли в городах России необычные гербы?

Все гербы необычные. Каждый герб должен иметь свое лицо. Прежде всего, это - различительный знак. По гербу нужно четко определять, какому городу он принадлежит. В частности, в этом была беда флагов республик, которые входили в состав Советского Союза - они были очень похожи. Набор полосок давал едва уловимые различия, а такого быть не должно. Если гербы и флаги будут похожи, они потеряют смысл.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме