Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Э мошковская не надо больше ссориться читать. Лилия Пушкова — о детской травме, насилии в семье и приемных родителях


Он прыгнул на дорогу…
А я уж ставил ногу
И чуть не наступил!
И чуть я не убил!



Как подпрыгнул тот кузнечик,
Он весёлый! Он живой!
Хорошо, что я заметил!
Хорошо, что он живой!

О ком это стихотворение?

«Не надо больше ссориться…»


Не надо больше ссориться!
А то и мяч не ловится,
И книжка не читается,
И дождик начинается.

Что бывает, когда люди ссорятся?

К чему призывает поэтесса?

Зинаида Александрова

НА ПРОГУЛКЕ


Мяч, ведёрко и лопатка,
Вам приходится не сладко.
Если взяли вас гулять,
Надо рыть, носить, скакать.
По земле зелёный мячик
Целый час лягушкой скачет.
И лопатке недосуг -
Раскопала всё вокруг.
У ведёрка дело хуже -
Воду черпает из лужи.
Только в луже – вот беда! -
Не кончается вода!

Какие ты знаешь игры, в которые можно играть на улице?

На улице ты обычно играешь один или с друзьями?

МОЙ МИШКА


Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
– На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу тебе салфетку -
Ешь котлетку,
Ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей.
Это куры, это утки.
Чёрный Шарик возле будки.
Мы его не позовём,
Убежим гулять вдвоём.
Пьёт козлёнок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся – это гусь.
Я сама его боюсь.
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться к речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.
Мишка топал, баловался -
Лёгкий мостик зашатался.
По реке идут круги…
– Шарик, Шарик, помоги!
Мишка мокрый, будто губка.
Сохни плюшевая шубка!
Шарик убежал вперёд…
Нам от мамы попадёт!

Как девочка относится к Мишке?

Расскажи о своей любимой игрушке.

ШАРИК


На верёвочке у Вари
Красный шарик с петушком.
Ой, какой красивый шарик!
Все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг -
Шарик выхватил из рук.
Улетает красный шарик
Высоко под облака.
Чуть не плачет наша Варя:
Очень жаль ей петушка.
Подошла к подружке Таня,
Стала Варю утешать:
– Шарик твой мы не достанем,
Так давай моим играть!
Зайчик беленький на нём,
Будем с ним играть вдвоём!

Как Таня утешала Варю?

Можно ли назвать Таню настоящим другом?

ЛОШАДКА


Мы бегаем вокруг двора,
И с нами вместе Натка.
Ей очень нравится игра -
Она теперь лошадка.
Лошадка может звонко ржать,
Упрямо гривой машет,
За вожжи трудно удержать
Уже лошадку нашу.
А в небе молнии блестят,
Ползёт сырая туча.
– Тпру-у, поворачивай назад! -
Велит лошадке кучер.
Из тучи дождик припустил,
Сердитый гром грохочет.
Лошадка из последних сил
Копытцами топочет.
Мы ей кричим:
– Домой, бегом!
Но отвечает Натка:
– Нельзя лошадкам бегать в дом,
А я ещё лошадка!

В какую игру играют дети?

Нравится ли им эта игра?

РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ!


Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!



Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола,
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!

Валентин Берестов

ВЕЛОСИПЕДИСТ


Мчат колёса
По дороге.
Над дорогой
Мчатся ноги.
Это еду я
Бегом.
Это я бегу
Верхом!

Есть ли у тебя велосипед? Любишь ли ты на нём кататься?

Прочитай стихотворения об игрушках.

«В добрых глазах приручённого зверя…»


В добрых глазах приручённого зверя
Каждый ребёнок прочтёт без труда:
«Я полюбил тебя! Я тебе верю!
Ты ведь не бросишь меня никогда?»

Чему учит это стихотворение?

ЮЛА


Куклы вальс танцуют стаpый,
Паpа кpужится за паpой,
А юла, юла, юла
Паpы так и не нашла.
Кто с юлой подpужится,
Тот совсем закpужится.

Есть ли у тебя юла? Нарисуй её.

ПЕТРУШКА


Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я – Петрушка!
Остёр колпачок.
Ещё острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы расхохочетесь сами!

Видел ли ты Петрушку?

Как он выглядит?

КИСТОЧКА


Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух какая красота!

Есть ли у тебя кисточка и краски?

Любишь ли ты рисовать?

ПРО МАШИНУ


Вот девочка Марина,
А вот её машина.
– На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали.
Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой «Мишка».
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате,
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает всё на свете.
Первоклассный доктор – Петя
(Петя кончил первый класс).
И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
– Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела -
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять -
И завести!

Что нужно машине, чтобы она выздоровела?

Что нужно мальчикам и девочкам, чтобы они выздоровели?

ЗА ИГРОЙ


Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

Чему учит это стихотворение?

КОТ У ВОРОТ


Дрожа от лютой стужи,
Кот просит: – Отопри!
Как холодно снаружи!
Как голодно внутри!
Впустите,
Накормите
Несчастного кота,
Согрейте, пожалейте,
И будет красота!

Нравится ли тебе это стихотворение?

Как ты относишься к коту?

КОШКА И МЫШКА


Мышка кошку угостила.
Кошка мышь не проглотила.
Почему не проглотила?
Угощения хватило.4

Беседа «Дружбой сильны»

Цель : воспитание доброжелательных отношений в классе, умения дружить.

Ход занятия.

Не умею быть один,

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться.

И невкусно одному

Есть две груши,

Потому,

Потому что, потому

Легко в крутую горку шагается пятеркой.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется брат…

Я б от дождя укрыться мог,

Но я, как все друзья, промок.

Зато сушиться – вместе!

Зато смеяться – вместе!

Нам вместе лет за двести.

А если друг на друга встать,

до неба можем мы достать.

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне!

В. Коркин.

  • Почему же так получается, что у одного человека друзей много, а у другого мало или нет вообще? Может такие люди не умеют дружить?

(рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».)

  • Хорошо ли человеку жить на свете без друзей и без близких?
  • Как надо относиться к другим людям?
  • Что Е. Пермяк называет «самым страшным»?

Инсценировка по произведению М. Пляцковского «Урок дружбы».

Чик. Спасибо, бабушка! А Чирику я ничего не скажу. Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется! Ну вот и все! Ох и наелся я! (засыпает, появляется Чирик)

Чирик. Кто-то ящик выбросил… а в нем пшено было… соберу-ка я зернышки! Полечу поищу Чика. Здравствуй, Чик!

Чик. Привет, Чирик!

Чирик. Я сейчас нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

Чик . Не надо…Зачем?.. Ты нашел – ты и ешь!

Чирик. Но мы же с тобой друзья. А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

Чик . Ты, наверно, прав.

Автор . Чику стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – значит обидеть его.

Чик . Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы!

  • Кто объяснит, чему научил Чирик Чика?

Конкурс пословиц о дружбе.

(Новых друзей наживай, а старых не теряй. Старый друг лучше новых двух. На деньги друга не купишь. Друга узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. Дружба дороже богатства. Дружба дружбой, а служба службой.)

Стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».

Рассказ С. Прокофьевой «Самый большой друг».

  • Почему девочка маленьких Щенка и Бабочку назвала самыми большими друзьями?
  • Чтобы обрести друзей, не стоит сидеть сложа руки и ждать. Нужно искать. Как? Жить активной жизнью: принимать участие в различных внеклассных мероприятиях, посещать кружки, спортивные секции, отдыхать в лагерях. И тогда среди множества знакомых обязательно отыщется человек, который станет близким, с которым захочется общаться и дружить.
  • Может быть, кто-то хочет рассказать о своем друге, о том, где и при каких обстоятельствах произошло знакомство с ним?
  • Среди даже самых замечательных друзей иногда случаются размолвки. Вы согласны? Как вы поступаете в таких случаях, когда вышла ссора?
  • Давайте потренируемся прощать обиды.

Не надо больше ссориться

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается…

И будем мы завидовать,

Завидовать всем людям –

Все будут видеть ясный день,

А мы с тобой не будем!

Э. Мошковская

Рисунок «Домик дружбы».

  • Пусть он напоминает вам о том, что было сказано о дружбе. И если кто-то из вас поступит с другом неправильно, пусть посмотрит на этот домик и вспомнит, как надо поступить.

Подведение итога.


Народные подвижные игры

Паучок, паучок,

Маленькие ножки,

Красные сапожки!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили —

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Золотые ворота,

Проходите, господа!

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Хлеб, соль, вода —

Закрывайте ворота!

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит!

Во время игры в мяч:

Оля, Коля,

Зайка серый,

Дуб зеленый,

Ландыш белый —

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели!

(Говорить в медленном темпе.)

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, дети, не спешите —

(темп постепенно замедляется) —

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два —

(хлопать в ладоши и медленно говорить)

Вот и кончилась игра.

Как на наши именины

Испекли мы каравай!

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю вас всех,

А Наташу больше всех!

Стихи русских поэтов

О. Высотская «В нашем детском саду»

В нашем детском саду —

Песенки и сказки.

В нашем детском саду —

Кубики и краски.

В нашем детском саду —

Маленькие столики.

В нашем детском саду —

Голуби и кролики.

Мы сидим за столом

И рисуем елочку,

Рядом с елочкой — дом,

Рядом с домом — телочку.

Вот летает птица,

Вот бежит лисица,

У лисицы — рыжий мех.

Чей рисунок лучше всех?

О. Высотская «Детский сад»

Мы приходим в детский сад,

Там игрушки стоят.

Дожидаются ребят.

Там картинки на стене

И цветы на окне.

Захочу —

На игрушечном коне!

В этом доме все для нас —

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс,

Тихий час —

В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!

В нем растем мы

С каждым днем,

Подрастем,

Вместе в школу пойдем.

Э. Мошковская «Не надо больше ссориться»

Не надо больше ссориться,

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается.

И будем мы завидовать,

Завидовать всем людям —

Все будут видеть ясный день,

А мы с тобой не будем!

Э. Мошковская «Сто ребят — детский сад!»

Сто ребят — детский сад —

Жили на даче. Это значит:

Побарахтались в реке,

Повалялись на песке,

Понастроили ходов

И песчаных городов,

Нагулялись вволю

По лесу и полю.

Стали крепки, вроде репки,

Тело бело почернело!

Смотрят мамы:

— Где же наши

Саши, Маши и Наташи?

Где же белы ноги-руки?..

— Чьи такие эти внуки? —

Спрашивают бабушки.

Отвечают дедушки:

— Загорели, загорели,

Загорели детушки!!!

Э. Мошковская «Капризы»

Все капризы у Оксанки

Соберем в большие санки,

И оставим возле елки...

Пусть едят их злые волки!

Э. Мошковская «Молоко на беду...»

Дали в детском саду,

И в стакане

У всех на виду

И у стенки

Заплавали Страшные Пенки!..

Дайте мне мою цедилку,

Дайте мне мою поилку!

А не то —

Я не буду гулять,

Я не буду,

Не буду играть,

Здесь останусь сидеть

И на пенки глядеть.

И все пере-

и переживать...

Э. Мошковская «Я пою»

Пою про ногу свою,

Пою про башмак,

Пою просто так!

Про солнце пою,

Про всяких людей, про дома, про зверей,

Про песню мою,

Про все, что люблю!

Если только не ем,

Если только не сплю, —

Э. Мошковская «Митя — сам!»

Отправился в лес.

На березу полез.

Ухватился за ветку.

Оцарапал коленку.

Свалился с березы.

Закапали слезы.

Он сам свои слезы вытер.

Никто-никто их не видел.

Один только ветер увидел.

Видел, но ветер не выдал!

И даже виду не показал!

И никому-никому не сказал!

Саша Черный «Дети» (в сокращении)

Ах, сколько на свете детей!

Как звезд на небесном челе...

По всей необъятной земле

Кружатся, как стаи чижей...

Все любят сласти, игры и сказки,

Все лепят и строят — подумай, дружок.

У каждого ясные детские глазки.

И каждый смеется и свищет в свисток.

Ах, когда б собрать всех вместе,

Верст на двести

Растянулся б хоровод...

Завертеться б, закружиться,

Сразу всем остановиться,

Отдышаться всем на миг —

И поднять веселый крик.

Из книги Слово живое и мертвое автора Галь Нора

Уходя, оставить свет – это больше, чем остаться В этой книжке я толковала больше о том, как не надо писать и переводить. Стараясь же показать, как надо, нередко ссылалась на мастеров той школы художественного перевода, которую создал Иван Александрович Кашкин. Школа

Из книги Поединок крысы с мечтой автора Арбитман Роман Эмильевич

Ставок больше нет В. Кунин. Русские на Мариенплац. СПб.: Новый ГеликонПисательская судьба прозаика-киносценариста Владимира Кунина так и просится в роман типа «Рулетенбург». Согласно классическому канону, автору до поры до времени упорно не давалась в руки фортуна: он с

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Больше, чем действительность» (Г. Аполлинер) Термин «сюрреализм» – впервые употребил в 1917 г. Гийом Аполлинер, обозначив этим словом то «совершенно новое искусство», которое должно было явиться как ответ навызов «абсурдного мира». Сюрреалистическими, то есть

Из книги Сталин и писатели Книга вторая автора Сарнов Бенедикт Михайлович

Из книги В лабиринтах детектива автора Разин Владимир

Глава 7. Секретов больше нет… Остросюжетная документальная проза в отечественной литературеАнализ документальной литературы, которая в столь обильном количестве свалилась на бедного читателя за последнее десятилетие, изначально не входил в планы нашего исследования.

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

«Мы больше ни о чем не говорим…» Мы больше ни о чем не говорим. Нам безразлично все и жалко всех. От жалости мы часто лжем другим (утешить этих, не обидеть тех – Какой же грех?) От безразличия мы лжем себе: нет правды в мире, смысла нет в борьбе – о чем же спор? Спор о любви.

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

Из книги Чужая весна автора Булич Вера Сергеевна

«Он мне больше никогда не снится…» Он мне больше никогда не снится, Постаревший деревянный дом С башенкой и солнечным крыльцом (Под ногою гнулась половица…) Как в чертах любимого лица, Каждую в стене морщинку знала. В комнатах неслышно обитала Музыка замолкшая

Из книги В начале жизни (страницы воспоминаний); Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания; Проза разных лет. автора Маршак Самуил Яковлевич

Помнить надо! В одном из горьковских рассказов есть замечательные слова о том, как надо помнить людей, которые недаром прожили свой век.Старик, герой этого рассказа, говорит, протянув руки к могилам:«Я должен знать, за что положили свою жизнь все эти люди, я живу их трудом и

Из книги Вред любви очевиден [сборник] автора Москвина Татьяна Владимировна

Летать не надо Такое у меня сейчас развлечение: смотрю диски с нашим послевоенным кино, выстраивая некую собственную картину «эволюции привидений» и отслеживая в личном восприятии сложную работу Времени. Многие выдающиеся фильмы ничего не потеряли с годами, а даже и

Из книги Избранное: Проза. Драматургия. Литературная критика и журналистика [сборник] автора Гриценко Александр Николаевич

Больше чем… Критики об Андрее писали мало и скудно. Я не нашёл нигде настоящего анализа его текстов. Им либо восхищаются взахлёб, либо называют его тексты мёртвыми, устаревшими и т. д., но почти никто не говорит ничего по сути. Единственно, кого можно выделить из плеяды

Из книги Алогичная культурология автора Франк Илья

Из книги Страшные немецкие сказки автора Волков Александр Владимирович

Крови становится больше Злодей девицу губит. Ей праву руку рубит. Пушкин А.С. Жених Персонаж сказок типа 955 - не дух, не животное, не колдун, а человек. Он мог бы считаться обыкновенным разбойником (так его и величают в большинстве сказок), если бы не одна особенность. Он -

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

«Мне нечего больше отдать…» Мне нечего больше отдать. Вся юность души и желанья, И смех - были первою данью Тому, кто нас учит страдать. Где все, что мне было дано? Где песни мои и одежды? А радостные надежды Разве не взяты давно? Отымется кров и жилище, Чем дальше, тем

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

196. «Сказать, чего сказать не надо… Надо: говори…» Сказать, чего сказать не надо… Надо: говори, Срывая купола, ладони обагряя… Как все, ты проживешь до этой лишь зари. Но надо: говори! И, вспомни, что иная - Иная власть: не гул и гром цитат, Иная власть: не верность до

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме