Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что дарят на 9 дней на поминках. Поминальные дни после похорон (видео)

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Поминовение усопшего - давняя традиция, которая зародилась еще во времена восхода христианства. Согласно религии, душа каждого человека бессмертна, она наиболее нуждается в молитвах в загробном мире. Долг любого живого христианина - молить об упокоении духа близкого умершего человека. Одной из самых важных религиозных обязанностей считается организация поминок с участием всех, кто еще при жизни знал покойного.

Почему поминают на 9 день?

В Библии сказано, что человеческая душа не может умереть. Это подтверждает практика поминок тех, кого уже нет рядом в этом мире. В Церковном Предании рассказывается, что после смерти дух человека в течение трех дней находится в тех местах, которые были ему дороги еще при жизни. После этого душа предстает перед Творцом. Бог показывает ей все блаженства рая, в которых пребывают души людей, ведущих праведный образ жизни. Ровно шесть дней душа пребывает в этой обстановке, блаженствует и восторгается всеми прелестями рая. На 9 день дух вновь во второй раз предстает перед Господом. Именно в память об этом событии родственниками и близкими устраиваются поминальные обеды. В этот день в Церкви заказываются молебны.

Почему поминают на 40 дней?

Сороковой день со дня смерти считается самым важным для загробной жизни. С 9 по 39 день душе показывают ад, в котором мучаются грешники. Ровно на сороковые сутки душа вновь предстает перед Высшей Силой для поклона. В этот период происходит суд, по окончанию которого будет известно, куда отправится дух - в ад или . Поэтому очень важно в этот решающий и важный период просить у Бога милостыни по отношению к усопшему.

Почему православные поминают 6 месяцев после смерти?

Обычно поминальные обеды спустя полгода после смерти устраиваются в честь светлой памяти родственников об усопшем. Эти поминки не являются обязательными, про них ничего не говорит ни Библия, ни Церковь. Это первая трапеза, которая устраивается в семейном кругу родственников.

Вековая традиция – устраивать для родных, близких и друзей покойного поминки .

Ошибочно думать, что люди собираются лишь вкусно покушать в этот день. Целью скорбного мероприятия является почитание доброй памяти об усопшем, моление за упокой его души. Для того, чтобы избавиться от лишних хлопот на кухне в эти тяжелые дни, многие предпочитают организовывать трапезу в столовой, кафе или ресторане.

Поминки на 9 дней после смерти

Со смертью родных людей сталкивается каждый человек, но не все знают, как организовать поминки на 9 дней. В этот день не принято созывать гостей к столу, друзья и близкие усопшего приходят на поминки по своему желанию. Обычно они заранее интересуются о времени и месте проведения мероприятия. Именно поэтому трапеза в этот день в народе именуется незваной. Прогонять из-за стола человека, пришедшего почтить память покойного, но по какой-либо причине неугодного «хозяевам» печального праздника, не только недопустимо, но еще и греховно. Необходимо угостить и напомнить о молитве об упокоении души усопшего как можно большему количеству народа, дабы душе покойного легче давалась дорога в райские обители. В этот день не следует забывать о нуждающихся и нищих людях, раздавать угощение всем, кого встретите.

Правила поведения во время поминок

Как вести себя во время поминальной трапезы:

  • вспоминать благие дела, которые при жизни творил усопший;
  • в минуты, специально отведенные для общей молитвы, совершать моление вместе с присутствующими;
  • нельзя плакать, горевать, выказывать свою боль и скорбь – это один из смертных грехов в православии, означающий отрицание веры;
  • нельзя громко разговаривать, смеяться, желательно отключить или перевести в режим «без звука» мобильные телефоны;
  • в случае некорректных действий кого-либо из присутствующих, необходимо напомнить человеку о должной манере поведения и том, как проводят поминки на 9 сутки по упокоении: все мысли нужно сконцентрировать на человеке, память о котором дорога;
  • во время трапезы следует соблюдать умеренность, начав прием пищи с традиционных поминальных угощений.

Угощение на поминках

Собравшись за столом, принято прочитать заупокойную молитву или Отче наш. После прочтения каждый из гостей накладывает в тарелку кутью. Это ритуальное блюдо приготавливается из вареных цельных зерен риса или пшеницы, смешанных с медом и изюмом. Блюдо принято заранее освящать в церкви, но если нет возможности совершить это действо, то кутью следует трижды взбрызнуть святой водой. После кутьи принято вкушать блины или оладьи. В этой последовательности присутствует некий символизм: зерно олицетворяет способность жизни возрождаться и приумножаться, а кружок блина – это символ солнца, «умирающего» на закате и вновь рождающегося на рассвете.

  • Первые блюда. По традиции гостей угощают куриным супом с лапшой, борщом, свекольником, солянкой.
  • Вторые блюда. Каша с мясом или рыбой, гуляш или жаркое, картофельное пюре, котлеты, жареная печень, плов.
  • Закуски. Ассорти из мяса, рыбы или овощей, соленья, салаты, винегрет, фаршированные половинки яиц, холодец или заливное, пирожки с разнообразными начинками.
  • Третьи блюда. Чаще всего гостям предлагают кисель, фруктовый компот, морс, напитки на основе меда.

На поминальном столе не приветствуется наличие горячительных напитков. Но вопреки традиции, многие игнорируют это правило, ссылаясь на то, что спиртное помогает снять стресс. Но в то же время его употребление способствует неуместному веселью. Обычно гостям предлагается коньяк, водка и сладкие вина.

Как проводят поминки на 9 дней во время православного поста

В постные дни вносятся коррективы в меню. Мясные блюда принято заменять рыбными, например: холодные закуски из рыбы, селедка, шпроты, пироги с рыбой. Рекомендуется подавать овощные и грибные салаты, суп из фасоли, чечевицы, овощной плов, картофель тушеный с грибами, котлеты из капусты или моркови.

Что надеть на поминки

Собираясь на девятину, важно подумать о своей внешности и о том, как одеваться на 9 дней поминки. Выглядеть нужно просто, без особых изысков, но с достоинством:

  • Мужчины должны быть с непокрытой головой. Предпочтителен темный костюм и светлая рубашка, галстук сдержанной расцветки.
  • Женщины должны отказаться от пышных причесок, голову желательно покрыть косынкой или платком. Недопустимы яркие, пестрые одежды. Рекомендуется надеть темное закрытое платье или костюм классического фасона.
  • Дети. Одежда должна быть выдержана в спокойном стиле.

Поминание памяти покойного – ответственная миссия. Важно от всей души проститься с навечно ушедшим из земного мира человеком и оставить в памяти только добрые моменты его жизни.

Особое место в православных обрядах занимает поминание усопших. Самыми важными считаются с 1 по 40-й дни, 9 дней после смерти имеют собственное значение. Что необходимо сделать родственникам, что означает эта дата?


Достойные проводы

Уход близкого - всегда потрясение, даже если он был в летах, долго болел и готовился к переходу в мир иной. Сталкиваясь с тем, что от любимого человека осталась лишь неподвижная оболочка, многие задумываются о том, что и сами смертны. Пугающим кажется существование за гранью. Ведь по эту сторону мы можем лишь догадываться о том, что ждет нас там. Но благодаря учению Церкви, мы все же в общих чертах знаем, что происходит на 9 день после смерти. В этот день начинаются воздушные мытарства.

Что это такое? Считается, что душа проходит все грехи, совершенные при жизни. Особенно важно именно в период с 9 по 40-й день после смерти поддержать близкого усиленной молитвой. Много важных дел необходимо сделать, главное, чтобы земные заботы не заслонили попечение о душе. Молитвы - это для нее как проходные баллы на экзамене, только его можно пересдать, а переход в мир иной осуществляется лишь один раз.

Если кончина произошла 1 числа, 9-й день и наступит 9-го (а не 10, если бы применялось обычное сложение). Возможно, такое правило связано с тем, что в духовном мире не действуют привычные нам меры вещей.


Что необходимо сделать?

Закончены самые суетные дни, состоялось отпевание, погребение, первые поминки. На 9 дней после смерти можно с большим усердием приняться за достойное христианское поминовение. Оно состоит из двух частей - церковной и частной молитвы, все остальное имеет менее важное значение, хотя и стол по необходимости организовать надо.

  • Церковное поминание: сорокоуст (если не был заказан ранее), Псалтирь за упокой (в монастырях можно заказать вариант, который читается круглосуточно), панихида.
  • Частная молитва: чтение Псалтири, это могут быть любые кафизмы, но вообще за упокой принято читать 17-ю. Личное присутствие на Литургии, панихиде. Можно прочесть панихиду и над могилкой, взять сокращенный текст для мирян.

Очень полезным для души считается раздача милостыни. Можно отнести продукты в церковный дом, пожертвовать одежду, которая уже не нужна (раздают иногда и вещи покойного). При этом людей надо просить, чтобы они молились за помин души усопшего.


Застолье

По окончании молитв, которые подобает вознести в 9 дней после смерти, оставшееся время можно провести за поминальной трапезой. Настоящие христианские поминки не только исключают водку, на них не допускается спиртное вообще. Такой порядок связан с тем, что даже за столом следует продолжать молитвы. Темой для беседы должны стать добрые качества ушедшего, хорошие дела, которые он совершал при жизни. Не следует сильно убиваться, плакать. Это никак не облегчит положение.

Организовать поминки можно в любом месте - в кафе или на квартире, это не имеет значения. Столы можно оформить траурными лентами. Однако стоит избегать искусственных украшений. Христиане и в храмы, и на поминальные столы ставят только композиции из свежих цветов. Они символизируют жизнь, которая не прерывается.

Кушанья должны быть простыми. Обязательные блюда:

  • сладкая рисовая или пшеничная каша (коливо);
  • блины (тоже сладкие);
  • кисель.

Сладость символизирует наслаждения в раю, которые вкушают праведники. Также во время поминок на 9 день после смерти можно подать блюдо, которое любил покойный.

Следует избегать бессмысленных действий на кладбище:

  • ставить на могилу или на стол стакан с водкой, даже если покойный любил выпить;
  • лить на могилу спиртное;
  • оставлять деньги, вещи на кладбище - лучше пожертвовать их беднякам, которые смогут с благодарностью помянуть покойного в своих молитвах.

Необходимо знать, что церковное поминовение совершается лишь для крещеных, надо постараться выяснить этот факт. Люди, рожденные до 2-й мировой войны, как правило, все являются крещеными. Если человек носил крест, но в храм не ходил, молитвы должны быть усиленными. Ведь христианин, более месяца не ходивший в церковь, уже считается вероотступником.

За тех, кто умер вследствие греха самоубийства, можно ставить свечи. Но записки подавать уже нельзя. Не следует делать это и при помощи обмана - так можно даже навредить покойному. Сознательно отвергая церковь при жизни, отказываясь от Божьих даров, человек делает свой выбор, как ни печально это осознавать. В 9 дней после смерти следует начать усиленные молитвы, которые будут продолжаться до самого дня предварительного суда над душой.

Важность духовной жизни

Многие святые отцы были удостоены различных откровений, о чем составили специальные труды. Оттуда известно, как именно восходит душа в небесные обители. Чем больше людей будет искренне просить за покойного, тем легче ей находиться по ту сторону.

На 9 день после смерти душа начинает проходить испытания всеми возможными страстями. Всего их насчитывается 20 видов. Здесь и воровство, и плотские утехи, даже такой, казалось бы, малозначительный грех, как пустословие, злоречие, ругань. Мытарствам посвящены различные письменные произведения, иконы. Ужасающие картины боли, мучений, вызывают довольно неприятные чувства.

Но вполне возможно, что бесы будут не пугать, а наоборот, прельщать пролетающую мимо душу. Пытаться задержать ее, приманить тем, что при жизни она очень любила. Очень важный урок здесь заключается в том, что грешная душа самостоятельно выбирает путь в ад, не к Богу. Господь не гневается на людей - они сами отвращаются от Него тем, что подчиняются своим страстям.

Страсть от греха отличается тем, что способна поработить человека, заставить его любой ценой стремиться к удовлетворению своих пагубных желаний. Недаром это слово переводится как «страдание». Ведь получив то, чего так хотелось, человек не делается счастливым. Он только отвергается награды за гробом, потому что и там будет подвержен дурному влиянию. Только оно будет в тысячу раз сильнее.

Когда наступает 9 дней после смерти, это значит, что дух возносится на поклонение к Господу. После этого до самых сороковин душе показываются адская бездна и мучится она теми злыми делами, которые совершила в течение жизни. Усердная молитва ближних может облегчить эти скитания, которые способны ввергнуть в ужас и отчаяние. Пребывая на земле, человек может воспитать душу. Для этого существуют проверенные средства - пост, молитва, разные виды воздержания. За гробом прибегнуть к ним будет уже невозможно.

Находясь в теле, христианин может получить передышку от чувств, которые его охватывают - будь то злость или вожделение. Помогают простой сон или смена деятельности. Освободившись от тела, он будет намного острей воспринимать духовную реальность. По ту сторону душа притягивается к тому, чего хотелось ей здесь, на земле. Так она может попасть в лапы демонов. Избавить от них способны молитвы и пост, которые должны взять на себя близкие, если желают облегчить участь умершего.

Очень важно понимать, что просто подав записочку и постояв на Литургии, вы совершаете лишь ритуал. Он наполнится смыслом и станет действенным лишь тогда, когда человек понуждает себя вложить в молитву всю душу.

Почему нужно поминать умерших на 9 день

В проведении поминальных мероприятий особо выделяют третий, девятый и сороковой дни, принимая за 1-й день отсчета день смерти. В эти дни поминовение усопшего человека считается освященным многовековыми церковными обычаями и согласуется с христианским учением о состоянии души за порогом смерти.

Третий день: поминки проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на 3-й день и в образ Пресвятой Троицы. Считается, что первые 2 дня душа остается на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, а на 3-й ей предстоит вознестись на небо и впервые предстать перед Богом.

Девятый день: проведение поминок в этот день совершается в честь 9-ти чинов ангельских, которые могут ходатайствовать о помиловании усопшего. Когда душа в сопровождении Ангела попадает в райскую обитель, вплоть до 9-го дня ей показывают загробный мир. Затем, на 9-й день, с трепетом и страхом душа снова предстает перед Господом на поклонение. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу – о водворении души усопшего вместе со святыми.

Сороковой день: душа 3-й раз возносится к Господу на поклонение. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познает совершенные грехи, Ангелы сопровождают душу в Ад, где показывают ей муки и страдания нераскаявшихся грешников. Теперь, на 40-й день, должна решиться и ее участь: в соответствии с земными делами усопшего и его духовным состоянием душе назначается Господом место ожидания Страшного Суда. Поминовение и молитвы в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. На выбор для особого поминовения 40-го дня существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своем вознесся на Небо святое именно в этот срок.

Очень желательно в каждый из особых дней поминовения заказывать в церкви панихиду. На поминки в 3-й день – день прощания с почившим – могут быть приглашены все участники похорон, поминальную трапезу в этот день традиционно проводят сразу после них. На поминки в 9 дней обычно приглашают близких родственников и друзей усопшего. А на 40-й день приходят все желающие помянуть ушедшего из жизни человека. Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. Ритуальные услуги в Москве по организации поминок оказывают многие заведения общественного питания, от кафе до ресторанов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме