Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

34 понятие виды функции консульских учреждений. Международное право

К функциям консульских учреждений относятся:

1) информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

2) информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

3) учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

4) консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

5) паспортно-визовая работа, т. е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

6) выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

7) консульская легализация,т. е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

8) выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

9) охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, особенно когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

10) совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;

11) выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства. Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания, или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами. Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение. Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства. Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами. Важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, а также обычных средств связи с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания.

Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей международного права . Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части:

а) дипломатическое право;
б) право специальных миссий;
в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций;
г) консульское право.

Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляемые специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации («народная дипломатия»). Во внешних сношениях государство выступает как целостное образование, как единый социальный организм, обладающий в силу своего суверенитета международно-правовой правосубъектностью, которая, как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части в виде правосубъектности на международной арене органов государства , выполняющих функции организации внешних сношений.

Основными институтами права внешних сношений являются дипломатическое и консульское право. Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:

  • активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;
  • пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатическое право состоит из норм обычного права , которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;
  • Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;
  • Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);
  • различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения , предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств

Органы внешних сношений государства подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Первые постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права , однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров , на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

К конституционным относятся высший законодательный орган, глава государства , правительство и его глава.

Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны , мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров ; определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Миссия дипломатического представительства прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания (признание представителя persona non grata).

Виды дипломатических представительств .

  1. Посольство - во главе стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол.
  2. Миссия - во главе стоит Посланник или Поверенный в делах.

Функции дипломатического представительства .

  1. Представительская: представляет свое государство в стране пребывания.
  2. Защитная - защита своих граждан и лиц без гражданства , постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства .
  3. Информационная.
  4. Консульская - дипломатическое представительство вправе осуществлять консульские функции.

Дипломатический корпус - совокупность дипломатических представителей на территории государства пребывания. Во главе дипломатического корпуса стоит декан, которым, как правило, является дипломатический представитель, старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.

Дипломатические иммунитеты и привилегии .

  1. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства.
  2. Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства.
  3. Неприкосновенность архивов дипломатического представительства.
  4. Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью).
  5. Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов.
  6. Личный иммунитет - дипломатические представители, т. е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию , неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции.
  7. Дипломат не обязан давать свидетельские показания.
  8. Таможенный иммунитет дипломата.

Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии

Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений : консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений :

  • генеральные консульства;
  • консульства;
  • вице-консульства;
  • консульские агентства.

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги :

  1. генеральный консул (руководит генеральным консульством);
  2. консул (руководит консульством);
  3. вице-консул (руководит вице-консульством);
  4. консульский агент (руководит консульским агентством).

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания.

Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.

  1. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления .
  2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы.
  3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля , Отказ консулом отдачи показаний недопустим.
  4. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
  5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные задачи консульской деятельности

1. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.

2. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений Российской Федерации с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.

Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности

Консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания.

Статья 3. Установление консульских отношений

1. Установление консульских отношений Российской Федерации с другими государствами осуществляется по взаимному согласию.

2. Согласие на установление дипломатических отношений между двумя государствами означает, если не оговорено иное, согласие на установление консульских отношений.

Статья 4. Осуществление консульской деятельности

1. Консульская деятельность осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (далее - консульские учреждения) и консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации.

2. Консульскую деятельность в пределах своих полномочий, установленных международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

Статья 5. Консульские функции

1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

2. К консульским функциям относятся:

1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

2) оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - российские визы), внесение необходимых изменений в указанные документы, их изъятие или аннулирование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;

5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

7) совершение нотариальных действий;

8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;

9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;

10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;

12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;

13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.

3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.

Глава 2. Консульское учреждение

Статья 6. Статус консульского учреждения

1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

2. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации и действует под его общим руководством.

3. Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет закрепленное за ним имущество, реквизиты, печать (печати) с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также счета в банках.

4. В консульском учреждении не могут создаваться структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов), религиозных объединений.

5. Консульские помещения, включая здания или части зданий, и земельный участок, обслуживающий такие здания или части зданий, независимо от права собственности на них не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

Статья 7. Классы консульских учреждений

Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

Статья 8. Открытие консульского учреждения

1. Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с согласия этого государства.

2. Консульские учреждения открываются по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

3. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ, отводимый консульскому учреждению для выполнения консульских функций, определяются Правительством Российской Федерации и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться только с согласия государства пребывания.

4. Открытие канцелярии, отделения консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется Правительством Российской Федерации с согласия государства пребывания.

Статья 9. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

Статья 10. Использование государственной символики Российской Федерации

1. На зданиях консульского учреждения и резиденции его главы поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в рабочем кабинете главы консульского учреждения, а также размещается на его транспортных средствах, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

2. На фасаде здания консульского учреждения помещается Государственный герб Российской Федерации.

3. На входных дверях консульского учреждения устанавливается щит с наименованием консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания.

4. Положения частей 1 - 3 настоящей статьи применяются с учетом международных договоров Российской Федерации и законодательства государства пребывания.

Статья 11. Консульский архив

1. Все документы, корреспонденция, книги, аудио- и видеоматериалы, электронные носители информации, реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, печатями и штампами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения, являются консульским архивом.

2. Консульские должностные лица обязаны принимать меры по обеспечению неприкосновенности консульского архива.

Статья 12. Режим работы консульского учреждения

Режим работы консульского учреждения устанавливается главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания с соблюдением законодательства Российской Федерации и с учетом местных условий.

Глава 3. Консульские должностные лица

Статья 13. Статус консульского должностного лица

1. Консульским должностным лицом является гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций.

2. Назначение на должность и освобождение от должности консульских должностных лиц осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Статья 14. Глава консульского учреждения

1. Главы консульских учреждений делятся на следующие классы: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.

2. Глава консульского учреждения непосредственно руководит работой консульского учреждения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на консульское учреждение функций, устанавливает должностные обязанности работников консульского учреждения, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Глава консульского учреждения назначается на должность федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и допускается к выполнению своих функций после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания.

4. Глава консульского учреждения при назначении на должность получает от федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, письменное полномочие (консульский патент).

5. На период отпуска или временной нетрудоспособности главы консульского учреждения, в случае досрочного прекращения его работы в консульском учреждении, а также в случае, если должность главы консульского учреждения окажется вакантной, исполнение обязанностей главы консульского учреждения возлагается на другое консульское должностное лицо данного или иного консульского учреждения в государстве пребывания либо на должностное лицо дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.

6. Глава консульского учреждения обязан не реже одного раза в год совершать объезд своего консульского округа.

Статья 15. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц

1. Консульские должностные лица, а также аккредитованные члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

2. Консульские должностные лица и члены их семей обязаны соблюдать законы и правила государства пребывания, уважать местные обычаи и воздерживаться от любых действий, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

Глава 4. Действия по выполнению консульских функций

Статья 16. Консульские действия

1. Под консульскими действиями понимаются принимаемые консульским должностным лицом меры по выполнению консульских функций.

2. Консульское должностное лицо обращается в органы власти государства пребывания по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения.

3. Действия (бездействие) или решения консульских должностных лиц могут быть обжалованы главе консульского учреждения, главе дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и (или) в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции от имени третьего государства только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и с согласия государства пребывания.

5. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции в третьем государстве только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, после уведомления государства пребывания и третьего государства, если данные государства не возражают против этого.

Статья 17. Консульский учет граждан Российской Федерации

В целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Статья 18. Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести

1. В случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо:

1) получает через компетентные органы государства пребывания информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации), а также об обстоятельствах дела и регистрирует эти сведения в специальном журнале;

2) информирует о факте ареста, заключения в тюрьму, взятия под стражу или задержания гражданина Российской Федерации главу консульского учреждения, а в случае необходимости дипломатическое представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

3) принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного;

4) принимает меры для встречи с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным;

5) содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Российской Федерации, находящемуся под арестом, заключенному в тюрьму, взятому под стражу или задержанному.

2. Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.

3. Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.

4. Глава консульского учреждения или глава дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, о мерах, принятых в отношении гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.

5. Консульское должностное лицо незамедлительно обращается в компетентные органы государства пребывания за содействием в розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, в отношении которых имеются сведения о том, что они могут находиться на территории соответствующего консульского округа.

Статья 19. Консульские действия в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства

1. По просьбе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить (удочерить) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации, консульское должностное лицо информирует их о порядке усыновления (удочерения), установленном законодательством Российской Федерации.

2. Консульское должностное лицо, которому стало известно о том, что несовершеннолетний гражданин Российской Федерации остался на территории консульского округа без попечения родителей, извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, оказывает содействие органам опеки и попечительства в установлении над таким гражданином Российской Федерации опеки или попечительства и принимает меры по защите его имущественных и личных неимущественных прав.

3. Консульское должностное лицо, которому стало известно об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, в том числе об усыновлении (удочерении) в соответствии с законодательством государства пребывания без предварительного разрешения на то органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и разъясняет соответствующим органам государства пребывания и усыновителям последствия такого усыновления (удочерения).

4. Консульское должностное лицо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет в государстве пребывания учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории консульского округа, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также информирует о нарушении прав и законных интересов таких усыновленных (удочеренных) граждан и о неблагополучии в семье усыновителей федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Консульское должностное лицо по согласованию с компетентными органами государства пребывания оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства пребывания содействие в установлении опеки или попечительства над находящимися на территории консульского округа недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами Российской Федерации.

6. По просьбе находящегося на территории консульского округа совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, консульское должностное лицо оказывает содействие в установлении над ним попечительства в форме патронажа в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства пребывания.

Статья 20. Консульские действия в случае утраты гражданином Российской Федерации документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, или в случае нахождения гражданина Российской Федерации в государстве пребывания без средств к существованию

1. В случае, если гражданин Российской Федерации утратил документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо после проверки сведений о заявителе и подтверждения его принадлежности к гражданству Российской Федерации оформляет и выдает в установленном законодательством Российской Федерации порядке временный документ, удостоверяющий личность данного гражданина и дающий ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

2. В случае, если гражданин Российской Федерации оказался в государстве пребывания без средств к существованию и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо:

1) устанавливает наличие обязательств лица или организации, пригласивших данного гражданина, по возмещению расходов, связанных с его пребыванием в данном государстве, и содействует их исполнению;

2) оказывает содействие в установлении контактов данного гражданина с членами его семьи, родственниками или иными лицами;

3) оказывает иную необходимую помощь в пределах своих полномочий.

Статья 21. Полномочия консульских должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Консульское должностное лицо в пределах своих полномочий принимает, рассматривает и оформляет документы по вопросам гражданства Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Консульское должностное лицо проверяет сведения, изложенные в заявлении по вопросам гражданства Российской Федерации, рассматривает представленные документы и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения.

Статья 22. Оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации

Консульское должностное лицо оформляет и выдает документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Оформление и выдача российских виз

Консульское должностное лицо оформляет и выдает российские визы иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Консульские действия по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации

1. Консульское учреждение осуществляет регистрацию (учет) граждан Российской Федерации, находящихся на территории консульского округа и обладающих на день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти активным избирательным правом, правом на участие в референдуме Российской Федерации.

2. Избирательный участок, участок референдума Российской Федерации для граждан Российской Федерации, находящихся на территории консульского округа, образуются главой консульского учреждения или главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.

3. Дополнительные избирательные участки, участки референдума Российской Федерации вне помещений консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации образуются только с согласия органов власти государства пребывания.

4. В случае, если при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации в помещении консульского учреждения образуются избирательный участок, участок референдума Российской Федерации, консульское должностное лицо официально информирует об этом органы власти государства пребывания.

Статья 25. Консульские действия по государственной регистрации актов гражданского состояния

Консульские должностные лица:

1) производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;

2) по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства:

а) принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;

б) вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;

в) выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния;

3) осуществляют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Нотариальные действия, совершаемые консульскими должностными лицами

1. Консульское должностное лицо имеет право совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять сделки (в том числе договоры, завещания, доверенности), кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и сделок, направленных на отчуждение либо залог доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, созданного на территории Российской Федерации;

2) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

3) свидетельствовать подлинность подписи на документах;

4) свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой;

5) удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

6) удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

7) удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

8) удостоверять время предъявления документов;

9) совершать морские протесты;

10) принимать меры по охране наследственного имущества.

2. Консульское должностное лицо, совершающее нотариальные действия, обязано соблюдать тайну совершения нотариальных действий. Консульское должностное лицо, виновное в разглашении тайны совершения нотариальных действий, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов после уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов.

4. Совершение нотариальных действий может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений.

5. Лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, по его просьбе должны быть изложены в письменном виде причины отказа и разъяснен порядок его обжалования.

6. Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на государственном языке Российской Федерации.

7. Консульское должностное лицо не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков).

8. Консульское должностное лицо совершает нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Статья 27. Консульская легализация иностранных официальных документов

1. Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.

2. Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.

3. Консульской легализации не подлежат иностранные официальные документы, которые противоречат законодательству Российской Федерации или содержание которых может нанести вред интересам Российской Федерации.

4. Консульское должностное лицо для совершения легализации иностранного официального документа вправе требовать представления его нотариально заверенного перевода на русский язык.

Статья 28. Истребование документов

1. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства консульское должностное лицо истребует от государственных органов Российской Федерации, организаций и учреждений, находящихся на территории Российской Федерации, документы о государственной регистрации актов гражданского состояния, об образовании, о трудовом стаже и другие документы, касающиеся прав и интересов заявителей.

2. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, по запросам организаций и учреждений, находящихся на территории Российской Федерации, консульское должностное лицо истребует от компетентных органов государства пребывания документы, касающиеся прав и интересов заявителей.

Статья 29. Консульские действия в отношении судов, военных кораблей, военно-вспомогательных судов и членов их экипажей

1. Консульское должностное лицо оказывает судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации (далее - суда), военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации (далее - корабли), находящимся на территории консульского округа, содействие в решении вопросов их взаимоотношений с компетентными органами консульского округа и вопросов материально-технического обеспечения.

2. Консульское должностное лицо вправе посещать судно (корабль) и информировать его капитана о законодательстве государства пребывания, местных обычаях, а также о том, что заход судна (корабля) в тот или иной порт представляется нежелательным, небезопасным или невозможным.

3. В случае принятия компетентными органами государства пребывания принудительных мер в отношении судна (корабля) или проведения расследования в отношении членов экипажа судна (корабля) консульское должностное лицо принимает необходимые меры по установлению контакта с капитаном судна (корабля) и (или) с другими членами экипажа судна (корабля) и добивается личного присутствия при проведении компетентными органами государства пребывания следственных действий или иных действий принудительного характера в отношении судна (корабля) и (или) членов его экипажа либо истребует от компетентных органов государства пребывания информацию об обстоятельствах и о результатах принятия таких мер.

4. В случае вызова компетентными органами государства пребывания капитана или другого члена экипажа судна (корабля) для дачи показаний на берегу по вопросам, касающимся судна (корабля) или его груза, применяются положения части 3 настоящей статьи.

5. В случае морских происшествий консульское должностное лицо принимает меры по оказанию необходимой помощи судну (кораблю), членам его экипажа и пассажирам, а также меры по охране судна (корабля), его имущества и груза.

6. Консульское должностное лицо вправе:

1) посещать судно и опрашивать его капитана и других членов экипажа об обстоятельствах плавания;

2) выяснять обстоятельства происшествий, имевших место во время плавания судна (корабля) или во время стоянки судна (корабля) в порту;

3) требовать от капитана судна предъявления судовых документов для ознакомления;

4) обращаться к капитану судна (корабля) за содействием в отправке в порты Российской Федерации граждан Российской Федерации, почты и грузов.

Статья 30. Выдача временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. По письменному заявлению заинтересованных лиц консульское должностное лицо выдает в отношении судов, приобретаемых за пределами Российской Федерации, временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Указанное временное свидетельство действительно с момента его выдачи до регистрации судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации, Российском международном реестре судов или судовой книге, но не более чем шесть месяцев со дня выдачи.

2. Для оформления временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации заявитель в зависимости от оснований приобретения судна представляет документы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. В случае утраты во время нахождения судна за пределами Российской Федерации свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета консульское должностное лицо на основании заявления капитана судна выдает временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временный судовой билет, которые по прибытии судна в порт Российской Федерации подлежат передаче в течение десяти дней в орган, в котором зарегистрировано судно, для получения дубликатов утраченных судовых документов.

Статья 31. Консульские действия в отношении воздушных судов, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта и членов их экипажей (бригад)

В отношении воздушных судов, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и членов их экипажей (бригад), находящихся на территории консульского округа, применяются положения статьи 29 настоящего Федерального закона.

Статья 32. Консульские действия в области санитарной защиты

При появлении в пределах консульского округа карантинных инфекционных заболеваний консульское должностное лицо незамедлительно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, указав наименование района распространения заболевания, количество заболевших и противоэпидемические мероприятия, осуществляемые компетентными органами государства пребывания.

Статья 33. Консульские действия в области фитосанитарной защиты

1. При появлении в пределах консульского округа вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений-сорняков карантинного значения консульское должностное лицо незамедлительно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

2. В случае обращения граждан Российской Федерации консульское должностное лицо предупреждает их о необходимости предъявления при въезде в государство пребывания соответствующих фитосанитарных сертификатов на растения, продукты и сырье растительного происхождения, свидетельств о государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов, а также информирует заинтересованных лиц о правилах ввоза в представляемое государство семян, живых растений, посадочного материала, свежих плодов и овощей.

Статья 34. Консульские действия в области ветеринарной защиты

1. В случае угрозы распространения или распространения в пределах консульского округа массовых заболеваний животных, а также угрозы распространения или распространения болезней, общих для человека и животных, консульское должностное лицо незамедлительно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

2. В случае обращения граждан Российской Федерации консульское должностное лицо предупреждает их о необходимости предъявления при въезде в государство пребывания соответствующих ветеринарных сертификатов на животных, продукты и сырье животного происхождения, а также информирует заинтересованных лиц о правилах ввоза в представляемое государство животных.

Статья 35. Консульские действия по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений

1. Консульское должностное лицо ведет реестр российских воинских и гражданских захоронений, находящихся в пределах консульского округа, и на регулярной основе осуществляет мониторинг их состояния, при необходимости взаимодействуя с компетентными органами государства пребывания.

2. Консульское должностное лицо не реже одного раза в год представляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, предложения о принятии необходимых мер по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, находящихся в пределах консульского округа.

3. В случае причинения ущерба российским воинским или гражданским захоронениям, установленным на них памятникам, памятным знакам или другим мемориальным сооружениям, а также в случае возникновения угрозы причинения такого ущерба консульское должностное лицо извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и обращается в органы власти государства пребывания с требованием о принятии необходимых мер.

Статья 36. Консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов

1. За совершение консульскими должностными лицами консульских действий взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением указанных действий.

2. Ставки консульских сборов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Тарифы сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, утверждаются главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания на основании единой методики расчета ставок указанных сборов, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

4. Граждане Российской Федерации освобождаются от уплаты сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением в отношении их консульских действий.

5. Глава дипломатического представительства Российской Федерации или глава консульского учреждения вправе понижать ставки консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, или освобождать от уплаты таких сборов отдельных лиц по их заявлениям, если указанные ими причины будут установлены и признаны уважительными.

6. От уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, освобождаются:

1) федеральные органы государственной власти;

2) физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф.

7. Консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов, взимаемые за совершение консульскими должностными лицами консульских действий, учитываются и используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Почетный консул Российской Федерации

Статья 37. Статус почетного консула

1. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

2. Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

3. Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации и не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

4. Почетный консул назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

5. Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, поручает такое руководство дипломатическому представительству Российской Федерации или консульскому учреждению, расположенным в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

6. По согласованию с государством пребывания и с согласия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства.

Статья 38. Функции почетного консула

1. Почетный консул может выполнять следующие консульские функции:

1) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, обеспечение защиты их прав и интересов в рамках своей компетенции;

2) принятие мер по розыску граждан Российской Федерации, пропавших без вести на территории консульского округа;

3) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

4) принятие мер по охране прав и интересов постоянно проживающих на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

5) оказание необходимого содействия судам (кораблям), воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, и членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа.

2. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены иные функции почетного консула.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 39. Признание утратившими силу отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате

Признать утратившими силу пункты 3, 4, 12 - 15 части первой статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357).

Статья 40. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года N 4146-IX "Об утверждении Консульского устава СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 27, ст. 404);

2) Закон СССР от 29 октября 1976 года N 4697-IX "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Консульского устава СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 44, ст. 633);

3) статью 4 раздела II Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1981 года N 3908-Х "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о международных отношениях и внешних экономических связях" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 7, ст. 156);

4) Закон СССР от 24 июня 1981 года N 5156-Х "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" в части, касающейся утверждения статьи 4 раздела II Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1981 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о международных отношениях и внешних экономических связях" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 840).

Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Консульские учреждения .

Консульские учреждения – это зарубежные представительства , функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств. Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при отсутствии дипломатических отношений на основании соглашений государств.

Консульские учреждения делятся на четыре вида:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство (п. «а» ст. 1 Венской конвенции 1963 г.).

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:


  • генеральный консул (руководит генеральным консульством);

  • консул (руководит консульством);

  • вице-консул (руководит вице-консульством);

  • консульский агент (руководит консульским агентством).
В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура . В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством.

В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала -консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения ;

Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с его согласия. Местонахождение, класс и консульский округ такого учреждения определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Консульский округ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев к.о. определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов к.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское учреждение должно находиться в своем к.о.

Консульские учреждения как зарубежные представитель­ства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа , определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г. консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.

Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции :

1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства ;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства , и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

46. Классы консулов. Почетный консул. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура. Консульские иммунитеты и привилегии.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

Консул нештатный (почетный ) - лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. Им могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К.н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой . Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается .

Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа и обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.

Работники консульского учреждения . К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.

В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено таковым, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.

Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.

Прекращение консульских функций . Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2) аннулирования экзекватуры;

3) уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).

Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания , а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.

В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:

1) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;

2) представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями , а также законодательством государства пребывания.

Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатическими. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обыска и реквизиции;

3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;

5) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий , совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.

Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности, в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др.

Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:

  • -- информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
  • -- информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;
  • -- учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
  • -- консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
  • -- паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
  • -- выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
  • -- консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
  • -- выполнение соответствующих действий по истребованию документов;
  • -- охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
  • -- совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
  • -- выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть, М., 2005. - с. 311.

Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение.

Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства.

Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.

Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами.

Очень важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания. Работники консульского учреждения пользуются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности Теория международных отношений: Учебное пособие / Цыганков П.А.. - М.; Гардарики, 2004. - с. 364.

В ходе осуществления своей деятельности консульские учреждения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и правила.

Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уважение и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме