Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

1 статья 19.4 коап рф наказание. Ульяновский областной суд - судебный акт

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089; Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4208).

2. Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 182-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4634; Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089).

3. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089).

4. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089).

(Часть 4 введена Федеральным законом от 8 мая 2006 г. N 65-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2066)

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Новая редакция Ст. 19.4 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

2. Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.4 КоАП РФ

1. Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля (надзора). Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определяет государственный надзор как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Однако понятие государственного надзора нецелесообразно ограничивать данным определением, так как положения вышеуказанного Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля и т.д. Поэтому данное понятие государственного надзора не является исчерпывающим и может изменяться применительно к различным видам надзора.

Объектом данного правонарушения выступают только те общественные отношения, которые требуют взаимодействия органов надзора (контроля) и поднадзорных субъектов.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.4 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Неповиновение выражается в открытом отказе поднадзорного субъекта исполнить распоряжения или требования должностного лица, осуществляющего государственный надзор. Воспрепятствование состоит в создании препятствий для осуществления должностными лицами своих обязанностей.

Законность распоряжений или требований заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, должно обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. И эта компетенция должна быть четко закреплена в нормативных актах.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.4 состоит в невыполнении законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна.

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяет континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Федеральный закон от 11 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" определяет исключительную экономическую зону как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным указанным Федеральным законом, международными договорами и нормами международного права.

Полномочия по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны должны быть закреплены в нормативных актах, содержащих компетенцию органов государственной власти.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.4 выражается в воспрепятствовании доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю.

5. Объективная сторона части 4 статьи 19.4 состоит в невыполнении требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно в воспрепятствовании осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей

6. Субъектами правонарушений по части 1 выступают граждане и должностные лица, по части 2 - должностные лица, по части 3 - должностные и юридические лица, по части 4 - должностные и юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.4, совершаются умышленно.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 19.4, рассматриваются судьями, дела, предусмотренные частью 2, рассматриваются пограничными органами. В данный момент функции пограничных органов осуществляются ФСБ России.

9. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, на которые возложен государственный надзор (контроль).

Другой комментарий к Ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В отличие от правонарушения, предусмотренного ст.19.3 КоАП РФ, круг должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), предусмотренный ч.1 комментируемой статьи, значительно шире, чем в ст.19.3, поскольку практически все органы исполнительной власти обладают либо контрольными, либо надзорными, либо контрольно-надзорными полномочиями. Кроме того, такими полномочиями обладают органы прокуратуры и судебные органы нашей страны.

2. Что касается ч.2 комментируемой статьи, то предусматривается ответственность за невыполнение требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ. Такими органами в соответствии со ст.42 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" охрана континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов РФ осуществляется в пределах своей компетенции: федеральным органом по пограничной службе (ФПС России); федеральным органом государственного горного надзора (Госгортехнадзор); федеральным органом по рыболовству (Госкомрыболовство); федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды России). При этом координация использования сил указанных органов охраны осуществляется федеральным органом по пограничной службе. В соответствии со ст.35 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "Об исполнительной экономической зоне Российской Федерации" охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов РФ осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные: федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе; федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды; федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу. Координация использования сил указанных органов охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в пределах своих полномочий.

3. Часть 3 настоящей статьи в качестве контролирующего (надзирающего) органа предусматривает международных инспекционных групп, осуществляющих свою деятельность в соответствии с международным законодательством, в частности, Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г., Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, ратифицированной РФ 5 ноября 1997 г., Соглашением о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе и др.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в наличии нескольких составов, предусматривающих совершение указанного правонарушения путем следующих действий: 1) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); 2) воспрепятствование выполнению должностным лицом органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), своих служебных обязанностей; 3) невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об установке судна; 4) воспрепятствование осуществлению указанными должностными лицами возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна; 5) воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором РФ, на объект, подлежащий международному контролю.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

2. Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Положения статьи 19.4 КоАП РФ используются в следующих статьях:
  • Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
    2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
  • Административный штраф
  • Судьи
  • Органы экспортного контроля
    1. Органы, уполномоченные в области экспортного контроля, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.20, частью 4 статьи 19.4, частью 2 статьи 19.5 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле), частью 2 статьи 19.8 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле) КоАП РФ.
  • Пограничные органы
    1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ.
  • Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    1. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.19, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 15.13, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19.5 КоАП РФ.

СТ 19.4 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

2. Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 19.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за неповиновение законным требованиям и распоряжениям должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор.

Общий порядок деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор, регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, иными федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ определено понятие государственного контроля (надзора), под которым понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При этом отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В настоящее время выделяются два вида государственного контроля и надзора, а также муниципальный контроль.

Под федеральным государственным контролем (надзором) понимается деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации.

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

Под региональным государственным контролем (надзором) понимается деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта РФ, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом РФ. Полномочия субъектов РФ по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ.

Под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Законом также определено такое понятие, как мероприятие по контролю, т.е. действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Таким образом, административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный федеральный или региональный контроль (надзор), а также муниципальный контроль, возможна исключительно в рамках установленных процедур проведения мероприятий по контролю.

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок осуществления государственных функций по контролю и надзору, муниципальному контролю, который предусматривает издание законных (правомерных) административных актов (распоряжений или требований), обращенных к субъектам (физическим или юридическим лицам), в отношении которых осуществляется мероприятие по контролю или надзору.

При этом следует обратить внимание для оценки законности издаваемых распоряжений и требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, на их соответствие требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, установленным в ст. ст. 3, 9 - 18, а также положениям других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления отдельных видов государственного контроля и надзора, муниципального контроля.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в неповиновении законному распоряжению, требованию должностного лица.

Примером может быть законное требование должностного лица в рамках осуществления мероприятия по контролю о предоставлении необходимых документов или сведений, подтверждающих соблюдение обязательных требований. Моментом совершения правонарушения в данном случае будет являться день, следующий за днем, когда лицо, которому были направлены требования, должно было представить документы или сведения.

Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна.

Деятельность по охране континентального шельфа РФ регулируется Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Согласно ст. 1 этого Закона континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Охрана континентального шельфа, его минеральных ресурсов и водных биоресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определяемыми, соответственно, Президентом РФ и Правительством РФ.

К таким органам относятся: ФСБ России (в том числе пограничные органы), Росприроднадзор.

Необходимо отметить, что Приказом ФСБ России от 25.12.2012 N 675 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Данным документом регулируются административные процедуры осуществления государственного контроля, в том числе охраны морских биологических ресурсов на континентальном шельфе.

Согласно Федеральному закону от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона РФ - это морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным данным Законом, международными договорами РФ и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 35 указанного Закона охрану исключительной экономической зоны, ее природных ресурсов, охрану окружающей среды, в том числе морской среды, экономических и иных законных интересов РФ осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые, соответственно, Президентом РФ, Правительством РФ.

К таким органам относятся: ФСБ России (в том числе пограничные органы), ФТС России, Росприроднадзор.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в совершении лицами противоправных действий, направленных на воспрепятствование исполнению установленных законом полномочий должностными лицами органов, обеспечивающих охрану континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ. При этом детализированы полномочия по остановке и осмотру судна.

Субъектами данного правонарушения являются только должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения выражается в прямом умысле на совершение противоправных действий.

4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором РФ, на объект, подлежащий международному контролю.

Объектом административного правонарушения являются правоотношения, связанные с выполнением международных обязательств, которые предусматривают доступ членов международной инспекционной группы на объект, подлежащий контролю.

Права и обязанности членов международных инспекционных групп предусмотрены, в частности, Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанным в г. Нью-Йорке 24 сентября 1996 г. (Российская Федерация ратифицировала Договор 27 мая 2000 г.).

В соответствии с данным Договором предусматривается режим контроля, состоящий из следующих элементов: международной системы мониторинга; консультаций и разъяснений; инспекций на месте; мер укрепления доверия.

Исходя из данных элементов контроля каждое государство-участник имеет право запрашивать инспекцию на месте, т.е. на территории или в любом другом месте, находящемся под юрисдикцией или контролем любого государства-участника, или в любом районе, находящемся вне юрисдикции или контроля любого государства.

Согласно положениям данного Договора инспектируемое государство-участник имеет следующие права и обязанности:

Право и обязательство предпринимать все разумные усилия для того, чтобы продемонстрировать соблюдение им Договора, и с этой целью предоставлять возможность инспекционной группе выполнить свой мандат;

Право принимать меры, которые оно считает необходимым, для защиты интересов национальной безопасности и для предотвращения разглашения конфиденциальной информации, не имеющей отношения к цели инспекции;

Обязательство предоставлять доступ в пределах района инспекции с единственной целью установления фактов, имеющих отношение к цели инспекции, и с учетом любых конституционных обязанностей, которые оно может иметь в отношении прав собственности или обысков и секвестров;

Обязательство не использовать положения Договора для сокрытия любого нарушения своих обязательств;

Обязательство не затруднять возможность перемещения инспекционной группы в пределах района инспекции и осуществления инспекционной деятельности.

Доступ к контексте инспекции на месте означает как физический доступ инспекционной группы и инспекционного оборудования к району инспекции, так и проведение инспекционной деятельности в его пределах.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении любых действий, препятствующих доступу членов международной инспекционной группы на объект, подлежащий международному контролю.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.

5. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Порядок осуществления экспортного контроля регулируется Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Согласно этому Закону под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

В соответствии со ст. 11 указанного Закона экспортный контроль осуществляется специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Им является ФСТЭК России (п. 2 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1085).

Порядок проведения мероприятий по экспортному контролю, а также права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих экспортный контроль, устанавливаются ст. 17 Федерального закона "Об экспортном контроле", а также Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (с учетом особенностей специального закона).

Кроме этого, приказами ФСТЭК России приняты административные регламенты исполнения государственной функции по экспортному контролю в различных областях и в отношении отдельных объектов. В них также содержится перечень прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих экспортный контроль.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, являются правоотношения, связанные с законным и обоснованным осуществлением экспортного контроля.

Объективная сторона правонарушения заключается в невыполнении законных требований должностного лица органа экспортного контроля либо воспрепятствовании осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Субъектами административного правонарушения являются граждане и должностные лица.

Субъективная сторона выражена в умысле на совершение данного административного правонарушения.

6. Часть 5 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль в сфере охраны здоровья включает в себя:

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ об обращении лекарственных средств;

Государственный контроль за обращением медицинских изделий;

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляется Росздравнадзором, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, Роспотребнадзором, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора установлен, в частности, Постановлениями Правительства РФ от 25.09.2012 N 970 "Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий", от 12.11.2012 N 1152 "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности", а также административными регламентами.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок осуществления должностными лицами, указанными выше органов, функций контроля и надзора в сфере здравоохранения.

Объективная сторона правонарушения выражается: во-первых, в невыполнении законных требований уполномоченного должностного лица, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения; во-вторых, в воспрепятствовании указанным лицам в осуществлении ими служебных полномочий по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица.

Субъективная сторона выражена в умышленной форме вины.

7. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно ст. 23 указанного Закона государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

Лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

На Росалкогольрегулирование возложена функция по государственному надзору за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (за исключением государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также государственного надзора, осуществляемого при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в части их соответствия требованиям технических регламентов) (п. 5.3.8 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154). На данный орган также возлагается и лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следует обратить внимание, что полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) реализуются в порядке, установленном Приказом Росалкогольрегулирования от 11.09.2013 N 224 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по организации и проведению проверок юридических лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Объектом данного правонарушения является установленный порядок осуществления уполномоченными должностными лицами государственного контроля и надзора в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона состоит в невыполнении любых законных требований уполномоченных должностных лиц в рамках осуществления государственной функции по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме