Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О совете безопасности российской федерации. Совет Безопасности рф: состав, основные направления деятельности Чем занимается совет безопасности рф

НацБез.ру

Прообразом российского Совета Безопасности можно считать Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990 г. "Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

В 1991 году еще в рамках союзного государства в некоторых его республиках также стали создаваться советы безопасности. Причем это осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции соответствующих республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР". Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (п. 9 ст. 5). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)" названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

19 июля 1991 г. при Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был подготовлен проект Закона Российской Федерации "О безопасности", который был принят 5 марта 1992 г. В Законе были определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 был образован Совет Безопасности Российской Федерации "для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

Постоянными членами СБ являются Президент, председатель Правительства и секретарь Совета безопасности, членами Совета - руководители силовых структур, МИДа и других министерств и ведомств.

Секретари Совета Безопасности Российской Федерации:

18 июня 1996 года секретарем Совета Безопасности РФ и помощником президента Б. Н. Ельцина по национальной безопасности становится занявший третье место по итогам президентских выборов генерал Александр Лебедь.

С подачи Бориса Березовского в конце октября 1996-го секретарем Совета безопасности РФ и полномочным представителем президента России в Чеченской Республике назначается Иван Рыбкин . Сам же Борис Абрамович номинально становится заместителем секретаря Совбеза, а фактически на целый год, вплоть до своей отставки - встает у руля этого важнейшего государственного органа. 29 октября 1996 г. указом президента РФ, Борис Березовский был назначен заместителям секретаря Совета безопасности РФ Ивана Рыбкина (назначенного на эту должность вместо смещенного Александр Лебедя). Многие политики и эксперты расценили это назначение как следствие протекции главы администрации президента Анатолия Чубайса.

3 марта 1998 г. Указом Президента Секретарем Совета Безопасности РФ назначен Андрей Кокошин , выходец из института США и Канады АН СССР, соратник Георгия Арбатова.

14 сентября 1998 года на должность секретаря Совбеза назначен генерал-полковник Николай Бордюжа , возглавлявший до этого Федеральную пограничную службу.

29 марта 1999 года президент Борис Ельцин подписал Указ о назначении Путина Владимира Владимировича Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации с сохранением за ним исполнения обязанностей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

16 ноября 1999 года Сергей Иванов , согласно указу президента России, назначен секретарем Совета безопасности РФ. По некоторым сведениям, кандидатуру Иванова предложил Ельцину Владимир Путин. Ранее С.Иванов занимал пост заместителя директора ФСБ.

31 мая Президент РФ В.Путин своим указом назначил некоего Михаила Фрадкова первым заместителем Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

28 марта 2001 года в правительстве РФ произошли серьезные перестановки. Новым министром обороны назначен секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, обязанности секретаря Совета безопасности РФ были возложены на министра внутренних дел Владимира Рушайло .

24 апреля 2004 года секретарем Совета Безопасности РФ назначен Игорь Иванов , бывший министр иностранных дел.

Три с половиной года назад обозреватель «Независимой газеты» Михаил Ходаренок предсказывал превращение Совбеза в недалеком будущем в административного супермонстра, объединившего функции Ставки Верховного Главнокомандования, Государственного комитета обороны и Генерального штаба одновременно.

Тем не менее этого не произошло, более того Совбез стал подвергаться нападкам за пассивность и размытость формулировок. По некоторым утверждениям, это было связано с личностью бывшего секретаря Совета Владимира Рушайло, который в своё время считался человеком Березовского, что в последние годы зачастую звучало как приговор.

Тем не менее, нельзя сказать, что чиновники Совета даром ели свой хлеб. С их участием были приняты важнейшие документы, такие как «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Военная доктрина Российской Федерации», «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации». В частности, последняя явилась обоснование создания Морской коллегии – органа, комплексно занимающегося как военными, так и экономическими аспектами.

К заслугам Совета Безопасности РФ относится и создание системы базового мониторинга на всех стратегически важных объектах страны. Ее разработку с целью защитить население от возможных техногенных аварий, а также природных катастроф и террористических угроз называют одним из главных результатов работы Совета безопасности РФ в уходящем году.

Безусловно, многое из деятельности Совбеза спорно, по каждому из принятых документов до сих пор идут яростные дебаты. Но критика – это всего лишь один из показателей работы.


Другие материалы раздела:

Власти Новгородской области поддержали благотворительный проект Вячеслава Кантора по гериатрической реабилитации
Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор считает пожизненный приговор террористу Неммушу адекватным жестокости его преступления
Пивоварня Carlsberg в Дании - в новом проекте Владимира Познера
Новую совместную инициативу реализуют Coca-Cola в России и Российский Красный Крест

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Совет Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности) является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - национальная безопасность), организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.

3. Задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

г) подготовка Президенту Российской Федерации предложений:

о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;

о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;

о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;

об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;

д) формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

е) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

ж) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

4. Функциями Совета Безопасности являются:

а) рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, в том числе строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, планирования их применения, вопросов оборонного производства, мобилизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

б) проведение стратегической оценки на основе анализа информации:

о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;

о социально-политической и об экономической ситуации в стране;

о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

о состоянии правопорядка и законности в стране, об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму;

о военной опасности и военной угрозе;

о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения национальной безопасности;

о ходе реализации государственной антинаркотической политики;

о состоянии военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

о состоянии информационной безопасности Российской Федерации и о развитии информационного общества в Российской Федерации;

о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

в) разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

г) осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в том числе:

оценка эффективности работы по реализации документов стратегического планирования;

корректировка документов стратегического планирования и стратегических национальных приоритетов;

координация деятельности по разработке в федеральных округах документов стратегического планирования;

д) участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

е) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;

ж) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

з) организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

и) организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

к) рассмотрение ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

л) рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации;

м) рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

н) организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

5. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.

а) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;

б) Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности);

в) постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

8. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

9. Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности.

10. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

По решению Председателя Совета Безопасности могут проводиться совместные заседания Совета Безопасности и совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.

11. Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности, как правило, один раз в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета Безопасности.

Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности.

12. Повестка дня заседаний Совета Безопасности, порядок их организации и проведения определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организацию подготовки заседаний Совета Безопасности и проектов его решений осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности обязательно.

Делегирование постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

В зависимости от содержания рассматриваемых вопросов к участию в заседаниях Совета Безопасности могут привлекаться другие лица.

13. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от общего числа присутствующих постоянных членов Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

14. В целях обсуждения текущих вопросов обеспечения национальной безопасности, требующих принятия управленческих решений, Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания Совета Безопасности, как правило, один раз в неделю.

Оперативные совещания Совета Безопасности проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

Повестка дня оперативных совещаний Совета Безопасности и состав участников определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организацию подготовки оперативных совещаний Совета Безопасности и проектов его решений осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

15. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

В целях реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

16. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

17. В целях подготовки заседаний Совета Безопасности и оперативных совещаний Совета Безопасности Секретарь Совета Безопасности может проводить рабочие совещания с постоянными членами Совета Безопасности, членами Совета Безопасности, иными представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

18. Информационно-аналитическое обеспечение подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

Организационно-техническое обеспечение заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет Управление протокола Президента Российской Федерации.

19. В целях подготовки решений Президента Российской Федерации по стратегическим направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Секретарь Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

Повестка дня, состав участников совещаний по стратегическому планированию из числа постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности. Состав иных участников совещаний по стратегическому планированию определяется Секретарем Совета Безопасности.

Совещания по стратегическому планированию проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

Решения совещаний по стратегическому планированию оформляются протоколами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности. В целях реализации решений совещаний по стратегическому планированию могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

Организацию подготовки материалов к совещаниям по стратегическому планированию осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение совещаний по стратегическому планированию осуществляет аппарат Совета Безопасности.

20. В целях подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, а также в целях рассмотрения отдельных проблем обеспечения национальной безопасности и совершенствования координации деятельности в данной области Секретарь Совета Безопасности по поручению Президента Российской Федерации проводит совместные с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах выездные совещания в субъектах Российской Федерации с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и иных должностных лиц.

Выездные совещания проводятся по согласованию с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах в соответствии с планами, утверждаемыми Секретарем Совета Безопасности.

Повестка дня и состав участников выездных совещаний определяются Секретарем Совета Безопасности.

Решения выездных совещаний оформляются протоколами, утверждаемыми Секретарем Совета Безопасности. Протоколы выездных совещаний направляются в федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации.

Организацию подготовки материалов к выездным совещаниям осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение выездных совещаний осуществляют аппарат Совета Безопасности и аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

21. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности организует работу Совета Безопасности и руководит аппаратом Совета Безопасности.

22. Секретарь Совета Безопасности:

а) информирует Президента Российской Федерации о состоянии национальной безопасности;

б) разрабатывает планы работы Совета Безопасности и вносит их на утверждение Председателя Совета Безопасности;

в) формирует повестку дня заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, выездных совещаний;

г) подготавливает и представляет на утверждение Председателя Совета Безопасности проекты протоколов заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, при необходимости представляет проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации;

д) организует и координирует деятельность рабочих органов Совета Безопасности - межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации (далее - межведомственные комиссии Совета Безопасности) и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности), в том числе вносит Председателю Совета Безопасности предложения об их образовании, реорганизации, упразднении, задачах, функциях и составе, а также в случае необходимости проводит совещания с председателями межведомственных комиссий Совета Безопасности;

е) координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке материалов к заседаниям и оперативным совещаниям Совета Безопасности, совещаниям по стратегическому планированию, выездным совещаниям;

ж) осуществляет контроль за исполнением решений Совета Безопасности, а также контроль деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе с привлечением государственных контрольных и надзорных органов;

з) представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

и) организует работу по осуществлению стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны, стратегических национальных приоритетов;

к) организует разработку и представление Президенту Российской Федерации предложений по реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности при подготовке ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

л) организует проведение экспертизы проекта бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части, касающейся обеспечения национальной безопасности;

н) проводит по поручению Президента Российской Федерации мероприятия, направленные на укрепление международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

о) представляет Совету Безопасности предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с чрезвычайными ситуациями;

п) координирует проведение научно-исследовательских работ, подготовку федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности, а также работу по осуществлению контроля за их реализацией, привлекает для выполнения отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;


Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции - конституционный совещательный орган при Президенте Российской Федерации , осуществляющий подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности , общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности .

Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом России его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина , охране суверенитета Российской Федерации , её независимости и государственной целостности .

Неофициальные сокращённые наименования - Совбез России , СБ России .

Полные названия:

Статус и полномочия [ | ]

Президент России Владимир Путин проводит совещание Совета безопасности России. Москва, Кремль, 30 марта 2018 года

Законодательное решение о создании Совета Безопасности Российской Федерации было принято одновременно с учреждением поста Президента РСФСР : законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к конституции от 24 мая 1991 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета Безопасности Российской Федерации и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён федеральным законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом Президента от 24 декабря 1993 года № 2288. После принятия закона Российской Федерации «О безопасности» 3 июня 1992 года указом Президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.

В действующей (1993 года) Конституции Российской Федерации Совет Безопасности упоминается в статье 83 п. "ж" («Глава 4. Президент Российской Федерации»), о котором говорится только то, что его статус определяется федеральным законом и что он формируется и возглавляется президентом России.

Статус СБ определяется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», который гласит (Статья 13. «Совет Безопасности»): «Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.»

В настоящее время действует «Положение о Совете безопасности Российской Федерации», утвержденное указом Президента России от 6 мая 2011 года № 590.

В числе основных задач Совета Безопасности Федеральный закон «О безопасности» называет: 1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности; 2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; 3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации.

Решения Совета Безопасности Российской Федерации принимаются на его заседаниях постоянными членами в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, и вступают в силу после утверждения Президентом; в целях реализации решений Совета Безопасности Президентом могут издаваться указы и распоряжения.

Состав [ | ]

Порядок формирования Совета безопасности определяется Президентом России в соответствии с Конституцией и Законом России «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются Президентом - председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает Президент.

В настоящее время постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются на персональной основе (а не по должности) . Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 года) до 19 (в -2002 годы) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.

Эволюция политической роли СБ [ | ]

Политическая роль Совета безопасности (СБ) в различные этапы была различной. В период конституционным кризисом и противостоянием президента Б. Н. Ельцина с Верховным Советом (1992-1993) Совет безопасности был органом координации силовых ведомств с президентом, а также их консолидации вокруг его фигуры. Таким образом, если до сентября 1993 года СБ был коллегиальным органом в составе руководителей исполнительной и законодательной власти (то есть все постоянные члены СБ входили в него по должности), то после издания от 21 сентября 1993 года президент взял на себя формирование персонального состава СБ (включая постоянных членов), тем самым превратив его в совещательный орган при президенте. Должности в нём занимали люди, поддержавшие действия Б. Н. Ельцина по отношению к Верховному Совету.

Назначение на этот пост после президентских выборов в июне 1996 года А. Лебедя стало знаком коалиции Б. Н. Ельцина с занявшим третье место на выборах генералом и карт-бланша Лебедю на урегулирование конфликта в Чечне , что стало важнейшей функцией СБ в тот период.

В 1998 году, на фоне ухудшения здоровья Б. Н. Ельцина и актуальности вопроса о преемстве, пост секретаря СБ вновь получил политический вес: его занимал Н. Н. Бордюжа , рассматриваемый как возможный преемник Б. Н. Ельцина, а затем В. В. Путин , бывший некоторое время одновременно и директором ФСБ России .

Начиная с 2001 года СБ де-факто выполняет функции координационного центра по вопросам национальной безопасности при активной роли в его деятельности непосредственно Президента России.

Руководство аппарата Совета Безопасности Российской Федерации [ | ]

В списках секретарей Совета Безопасности Российской Федерации, его заместителей и помощников после даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего указа или распоряжения Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2000 года № 835 были приняты заявления об освобождении от занимаемых должностей секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и его заместителей (в связи с вступлением в должность Президента Российской Федерации В. В. Путина). Впредь до сформирования Администрации Президента Российской Федерации и осуществления в установленном порядке назначений на соответствующие должности им было поручено исполнять свои обязанности.

Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.

Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета его председатель, заместитель и руководители секций образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.

Конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Совет безопасности обеспечивает условия для реализации президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
В состав СБ РФ входят Председатель, Секретарь, постоянные члены и члены СБ РФ. Решения СБ РФ имеют для Президента РФ рекомендательный характер и оформляются указами Президента.
Основной документ, определяющий статус СБ РФ, - Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ № 949 от 2 августа 1999 года.
Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к Конституции от 24 мая 1991 года. Статус Совета безопасности и порядок его формирования были установлены законом «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Совет безопасности непосредственно был создан указом президента от 3 июня 1992 года. Тогда же было утверждено первое положение о нем. В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определял председатель Совета безопасности по представлению секретаря Совета безопасности.

Политическая роль Совета безопасности в различные этапы новейшей российской истории была различной. В период противостояния президента Б.Н. Ельцина с Верховным советом России , Совет безопасности стал органом координации силовых ведомств и политических сил вокруг президента. Если до сентября 1993 года Совет безопасности был коллегиальным органом в составе руководителей исполнительной и законодательной власти, и все постоянные члены Совета безопасности входили в него по должности, то после издания президентского указа № 1400 от 21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин взял на себя формирование персонального состава Совета безопасности, включая постоянных членов, фактически превратив его в совещательный орган при президенте. В связи с вступлением в силу Конституции 1993 года статус Совета безопасности был изменен. Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом, который является председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который руководит аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совета безопасности.

С 31 июля 1996 года постоянными членами Совета безопасности назначались на персональной основе шесть человек: президент, председатель правительства, секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, министр обороны, директор Федеральной службы безопасности . Позднее постоянными членами Совета безопасности стали также председатели обоих палат российского парламента . Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами президента, иные решения - протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности не определено: в разное время составляло от 7 до 19 человек; все они имеют только право совещательного голоса.
Во время президентских выборов 1996 года на пост секретаря Совета безопасности был назначен А.И. Лебедь , что стало знаком его союза с Б.Н. Ельциным. В конце 1990-х годов пост секретаря Совета безопасности занимали лица, рассматривавшиеся в качестве преемников Б.Н. Ельцина. С приходом к власти В.В. Путина пост секретаря Совета безопасности в значительной степени потерял политическое значение, обычно его занимали отставные министры (В.Б. Рушайло, И.С. Иванов , Н.П. Патрушев).

Аппарат Совета безопасности является самостоятельным подразделением администрации президента и имеет статус управления. Совет безопасности образует межведомственные комиссии - свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета безопасности при нем образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ. Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ "О безопасности" (в редакции от 24 декабря 1993 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ (в редакции от 15 ноября 1999 г.) утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности, в частности, являются:

    определение жизненно важных интересов общества и государства,

    выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности,

    разработка основных направлении стратегии обеспечения безопасности,

    подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций,

    подготовка предложений Президенту РФ о введении, продление или отмене чрезвычайного положения,

    разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ,

    разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества н государства.

В соответствии с этими задачами строятся функции Совета Безопасности, которые весьма широки.

В состав Совета Безопасности входят: Председатель (Президент РФ), Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ , Секретарь Совета Безопасности, директор ФСБ, министры обороны и иностранных дел. Членами Совета являются Руководитель Администрации, председатели палат Федерального Собрания, полномочные представители в федеральных округах, директор Службы внешней разведки, Генеральный прокурор, Генеральный директор ФАПСИ, министры МЧС, юстиции и МВД, директор Федеральной пограничной службы, Президент Российской академии наук.

Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимости проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после Утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ. Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.

Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет.

В период 1996-1998 гг. в Российской Федерации существовал Совет по обороне, который затем был слит с Советом Безопасности.

При Президенте создано несколько комиссий и советов (по вопросам предоставления правительственной и специальной связи, по вопросам помилования, по правам человека, гражданства и др.).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме