Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный земельный кадастр и мониторинг земель. Землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр (ст. 67-70)

Статья 67. Государственный мониторинг земель

  1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
  2. Задачами государственного мониторинга земель являются:
    • своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
    • информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
    • обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
  3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
  4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 68. Землеустройство
  1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
  2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

  1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
  2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
  3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
  4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
  5. В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.
  6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По вопросу, касающемуся порядка проведения землеустройства, см. также Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". Статья 70. Государственный земельный кадастр
    1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
    2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
    3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре. По вопросу, касающемуся государственного земельного кадастра, см. Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 918, от 06.09.2000 N 660, от 08.04.2000 N 316, применяемые в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ.

Рациональное использование земли и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обусловливают необходимость организации всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 Л1> 622 было принято Положение о Государственном земельном кадастре, 4 августа 1995 г. был издан указ Президента РФ за № 748 "О совершенствовании ведения земельного кадастра в России", а в январе 2000 г. принят Государственной Думой и подписан президентом РФ Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О Государственном земельном кадастре".

Государственный земельный кадастр состоит из четырех частей и представляет собой получаемый в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков систематизированный свод документированных сведений:

  • 1) о правовом положении (о предоставлении земли в собственность, во владение или в аренду);
  • 2) количестве (дается описание общей площади, место расположения участков, их конфигурация);
  • 3) качестве (состав и качество угодий): земельно-кадастровое районирование, классификация земель, характеристика по экологическим, технологическим и природостроительным свойствам, группировка почв по определенным показателям качества - совокупности свойств, которыми обладает данный участок земли;
  • 4) оценке (доходность и цена земли).

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • - государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • - государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • - мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • - землеустройства;
  • - экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • - установления обоснованной платы за землю;
  • - иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Ведение государственного земельного кадастра на всех уровнях возложено на соответствующие органы по земельным ресурсам. Местные органы власти, координирующие использование земельных ресурсов, выполняют следующие задачи:

  • - регистрируют данные об объектах и субъектах собственности, владения, пользования и аренды земли;
  • - создают банки данных о наличии и качественном состоянии земельных ресурсов канала;
  • - собирают от собственников земли сведения о прошедших изменениях и вносят изменения в земельно-кадастровую документацию;
  • - ежегодно, не позднее 1 февраля представляют отчет о наличии и использовании земель в вышестоящие органы.

В результате кадастрового учета каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Первый этап кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации. Второй - кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий по административным районам и землевладениям. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту Российской Федерации определяется умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации, условно принятый равным 33 годам.

При рыночной оценке земельных участков используются методы сравнения продаж и капитализации земельной ренты. Для проведения оценки в границах земельного участка отдельно рассматривают сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, деревьями и кустарниками, защищающими участок от различного вредного воздействия. При оценке учитывается не только плодородие, но и влияние экологических факторов.

В процессе формирования кадастра земель сельскохозяйственного назначения проводят следующие операции:

  • - государственную регистрацию землепользователей;
  • - количественный и качественный учет земель;
  • - бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Каждая часть земельного кадастра имеет свое конкретное назначение, содержание и характеризуется соответствующими методами ведения. Вместе с тем между ними имеется определенная взаимосвязь и логическая последовательность их осуществления. Поэтому только в полном единстве каждая часть кадастра представляет земельный кадастр как систему.

Регистрацию осуществляют на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, во владение, пользование, распоряжение и аренду после уточнения границ участка в натуре, оформления и выдачи документов. Сведения о правовом положении земельного участка записывают в государственную кадастровую книгу земель; в ней содержатся также данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земель, о целевом назначении земельных угодий.

Количественный учет земель заключается в определении их наличия и распределении по объектам земельной собственности и землепользователям, видам угодий: пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения.

Земля как основное средство производства должна быть оценена по качеству для организации ее использования, налогообложения, залога и т.д. Следует различать оценку земли по состоянию и плодородию почв.

Оценка ведется с точки зрения пригодности к сельскохозяйственному использованию. Это приближенная оценка по таким качественным показателям, как степень сельскохозяйственного освоения территории (удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади), структура сельскохозяйственных угодий, признаки внешнего состояния (культурно-технические признаки) и степень их распространения.

Оценка по качеству и плодородию предполагает классификацию почв (угодий) по типам, подтипам, разновидностям и выделение агропроизводственных групп почв по качеству и пригодности для использования.

Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию, характеристику по экологическим и технологическим свойствам, группировку почв.

При ведении учета земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, малопродуктивные, деградированные сельскохозяйственные угодья.

Бонитировка представляет собой сравнительную оценку почв по плодородию, проводимую при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Бонитировка производится по 100-балльной системе. Высшую оценку получает почва с лучшими условиями для ведущей культуры или определенной группы культур: зерновые и травы; картофель и овощи и др. Усредненная оценка по полям с учетом показателей качества позволяет судить о качестве почв в целом по сельскохозяйственной организации. На основании урожайности ведущей культуры определяется балл почвенного бонитета. Для этого фактическая урожайность делится на максимальную урожайность и умножается на 100 баллов.

Бонитировка - основа экономической оценки. Земля оценивается как средства производства в сельском хозяйстве и как объект земельных отношений. При этом оценивается потребительская стоимость земли, ее способность дать соответствующее количество продукции при определенных условиях. При экономической оценке земли определяется влияние качества почвы на важнейшие экономические показатели, в том числе урожайности на валовую продукцию. В настоящее время в качестве критериев экономической оценки земли чаще всего используется урожайность, валовая продукция, чистый доход, то есть оценка предполагает учет выхода продукции и затрат.

Оценка проводится по следующим направлениям:

  • - общая экономическая оценка земли как средства производства. Она осуществляется на основе учета затрат и результатов по всей совокупности возделываемых культур;
  • - частная оценка земли по эффективности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур. Определяется степенью эффективности возделывания конкретных сельскохозяйственных культур на разных почвах.

Экономическая оценка земли исчисляется в относительных величинах - баллах - как отношение валовой продукции или чистого дохода, получаемых с единицы оцениваемой площади, к валовой продукции, чистому доходу с единицы площади лучших эталонных земель, умноженной на 100.

Оценивают землю на основе массовых данных о фактической урожайности сельскохозяйственных культур и затратах на их производство за длительный период (не менее пяти лет).

Важную роль в осуществлении контроля за использованием и охраной земельных ресурсов призван сыграть мониторинг земель. Его ведение на территории России предусмотрено в соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель". Мониторинг земель - система наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

  • - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • - информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  • - обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Земельный кадастр представляет собой систематизированную сводку документированных данных о природном, экономическом и правовом положении участков. Правила его составления и внесения изменений установлены в ЗК РФ. Индивидуализация и описание в Едином госреестре участков наделяет каждый из них такими характеристиками, которые позволяют выделить его среди прочих территорий и выполнить его экономическую и качественную оценку. Учет сопровождается присвоением кадастрового номера каждому наделу.

Государственный земельный кадастр и мониторинг

2) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ. Это правило исходит из того, что в период освоения новых или мелиорирования уже используемых земель, эти угодья являются бесхозными. Освобождение от платы таких участков представляется даже не льготой, а финансово правовым выражением известного экономического факта. В настоящее время многие мелиорированные проекты не содержат полного «расписания» намечаемых работ, то есть, не предусматривают точных сроков их начала и окончания. Это серьезный пробел. Приведенное правило может быть полезно для ликвидации указанного пробела. Вместе с тем закон не предусматривает альтернативного варианта регулирования, а именно, отсрочки (переноса) платежа за осваиваемый участок на более поздний срок. Этот вариант более справедлив и более выгоден для «казны», т.к. невыплаченные пользователем земли суммы не пропадают для нее вовсе, а только востребуются позднее. Для этого есть и экономическое основание: после проведения мелиорации участок должен давать больше дохода, чем раньше. Указанный вариант регулирования имеет немалое дисциплинирующее значение. Он препятствует проведению недостаточно продуманных или недостаточно обеспеченных мелиоративных работ, при которых пользы не получает ни общество, ни пользователь земли;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

Государственная регистрация прав на земельный участок – внесение в установленном порядке сведений в государственную земельно-кадастровую книгу о праве собственности и других вещных правах на земельные участки, ограничениях этих прав, об их возникновении, переходе и прекращении в соответствии с требованиями ГК РБ и Кодекса РБ о земле.

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, а также сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учёт земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому участку кадастрового номера. Под земельным участком понимают часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. В него включается всё, что находится над и под поверхностью земельного участка.

Государственный земельный кадастр и мониторинг земли

Формиривание и функционирование государственного кадастра недвижимости (сведения о земельных участках и территориальных зонах) Цели, задачи и принципы ведения государственного кадастра недвижимости Сведения об объекте недвижимости, вносимые в ГКН. Сведения о государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, вносимых в ГКН. Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, вносимые в ГКН. Состав сведений ГКН о кадастровом и геодезических основах кадастра. Реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и кадастровые карты как разделы ГКН. Порядок предоставления сведений ГКН. Информационное взаимодействие при ведении ГКН

Государственный земельный кадастр и мониторинг земель в системе управления земельным фондом

Земельный кадастр предназначен для обеспечения федеральных, субъ­ектных и местных органов власти и заинтересованных предприятий, организации и учреждений, а также граждан сведениями о земле в целях организации ее рацио­нального использования и охраны регулирования иных земельных отношений, зем­леустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной дея­тельности и других действий, связанных с использованием земли (ст. 110, 111 ЗК РСФСР).

В помощь студентам

Состав сведений земельной регистрации включает такие сведения о землях, как категория земель (целевое назначение), цель использования, наименование земельной собственности, землевладения, землепользования, местоположение, адрес, общая стоимость землевладения, включая стоимость самого земельного участка и связанного с ним имущества, величина земельного налога.

Государственный земельный кадастр и мониторинг земли

4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

Земельные отношения и земельный кадастр

— для информирования широкого круга заинтересованных лиц о стоимости городских земель для осуществления их прав и обязанностей в отношении принадлежащей им недвижимости и планируемых сделок с недвижимостью. Основным правовым документом, регламентирующим сферу государственной кадастровой оценки земель, является принятое в августе 1999 года постановление Правительства Российской Федерации «О государственной кадастровой оценке земель».

Земельные отношения и земельная рента, рынок земли

· Земельные отношения — это отношения в связи с земельной рентой как дополнительным чистым доходом, создаваемым благодаря применению труда на лучшие по плодородию или местоположению землях, а также вследствие более интенсивного использования земель в результате добавочных вложений трудной и капитала.

Кадастр недвижимости и мониторинг земель

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

Государственный земельный кадастр и мониторинг земли

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории, акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. На их территориях устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Могут быть выделены различные функциональные зоны: заповедные, особо охраняемые, познавательного туризма, рекреационные, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и хозяйственного назначения.

Земельный кадастр и мониторинг земель

Государственный земельный кадастр – это единая информационная система описания на бумажных и электронных носителях всех земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в границах государства, в разрезе его административных территориальных подразделений по правам собственности владений и пользования местоположения физических и технических характеристик и параметрам, оценочным стоимостям, ограничение в использовании, которое сопровождается кадастровыми картами, индивидуальными номерами (кодами зем. уч.).

Глава XI

состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Земельный кодекс РФ

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Статья 67.

Государственный мониторинг земель

1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 68.

Землеустройство

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Статья 69.

Организация и порядок проведения землеустройства

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

5. В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка проведения землеустройства, см. также Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».

Статья 70.

Государственный земельный кадастр

1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

КонсультантПлюс: примечание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В системе государственного землеустройства, мониторинга и учета земель государственный кадастр недвижимости (ГКН) в настоящее время играет особую роль.

Система государственного землеустройства включает в себя государственный кадастр недвижимости как основу технического учета земель, государственный мониторинг земель как основу актуализации сведений о состоянии земель и непосредственно землеустройство как основной механизм рационального управления земельным фондом.

К сожалению, на сегодняшний день из всей связанной системы государственного землеустройства финансируется только ГКН, хотя в развитых европейских странах в полной мере финансируется вся система землеустройства в целом.

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс - земельный. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным.

Постоянно нарастает потребность и в землях для несельскохозяйственных целей. Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования земельных ресурсов является организация мониторинга земель, как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.

1. Понятие и современная система кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, а также сведений об административно-территориальном и кадастровом делении.

Государственный кадастр недвижимости -- систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

На сегодняшний день основными задачами ведения государственного кадастра недвижимости являются: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости является основным информационным ресурсом, обеспечивающим защиту прав на недвижимое имущество и управление земельным фондом. Документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, находятся в собственности РФ и подлежат постоянному хранению.

Государственный кадастр недвижимости содержит кадастровые карты, кадастровые дела и книги учета документов. Кадастровое дело открывается на каждый объект кадастрового учета, включает в себя все принятые на государственный кадастровый учет документы и идентифицируется тем же кадастровым номером, что и объект кадастрового учета. Книги учета документов содержат сведения:

1) о документах, представляемых для проведения государственного кадастрового учета, а также для получения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

2) об извещениях о принятии к рассмотрению заявлений о проведении государственного кадастрового учета, об отказе в принятии к рассмотрению указанных заявлений, о решениях о приостановлении проведения государственного кадастрового учета или об отказе в его проведении;

3) о выданных кадастровых паспортах объектов кадастрового учета, выписках из государственного кадастра недвижимости, служебных каталогах, справочных и аналитических материалах.

В первом томе государственного кадастра недвижимости содержатся: сведения о государственной границе РФ; записи о правовых зонах, установленных решениями органов государственной власти РФ; кадастровая карта, которая содержит сведения о местоположении и границах кадастровых округов, границах субъектов РФ и границах правовых зон, установленных решениями органов государственной власти РФ.

Во втором томе государственного кадастра недвижимости содержатся сведения и идентификаторы кадастрового округа и субъектов РФ.

В третьем томе государственного кадастра недвижимости содержатся сведения и идентификаторы кадастрового района и муниципальных образований.

1. Геодезическая и картографическая основы ГКОН.

2. Объекты недвижимости.

3. Государственная граница Российской Федерации, границы субъектов РФ, муниципальных образований и населённых пунктов.

4. Кадастровое деление территории РФ.

5. Территориальное зонирование РФ.

В базе данных о геодезической и картографической основе ГКОН должны содержаться собственно топографические и кадастровые карты и планы, каталоги координат пунктов опорных межевых сетей, местоположение этих пунктов и типы знаков, закрепляющих их на местности. В этой базе данных также должны содержаться сведения о принятой системе координат.

В базе данных об объектах недвижимости должны содержаться сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение и т.д.), о его местоположении, площади, вещных правах и правообладателях, обременениях вещных прав, о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для земельных участков дополнительно должны содержаться сведения о категории земель и о разрешённом виде использования земельного участка. Для зданий, сооружений и отдельных помещений дополнительно должна содержаться информация о назначении здания, сооружения или помещения, а также его технические характеристики.

В базе данных о границах должны содержаться картографическое описание государственной границы РФ, описание границ между субъектами РФ, описание границ муниципальных образований, описание границ отдельных населённых пунктов. Здесь же должны содержаться правовые документы, устанавливающие эти границы.

В базе данных о кадастровом делении территории России должны содержаться сведения о наименовании кадастровых округов и кадастровых районов, о местоположении границ этих единиц кадастрового деления.

Что касается базы данных о территориальном зонировании РФ, то здесь должны храниться, как правило, сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории и условия ограничений использования объектов недвижимости в пределах этих зон.

Таким образом, государственный кадастр объектов недвижимости является очень ограниченной по содержанию информационной системой и не может в полной мере решать задачи управления территориями, а необходим исключительно в фискальных целях.

2. Государственный мониторинг земель: понятие, объекты, иерархическая структура

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ.

Мониторинг земель включает в себя:

· сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

· непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

· анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846, в перечень задач государственного мониторинга земель входят:

· своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

· информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля над использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

· обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Получение информации при осуществлении мониторинга может проводиться с использованием:

· дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

· сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

· наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

· соответствующих фондов данных.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни:

1. Мониторинг земель Российской Федерации;

2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации;

3. Мониторинг автономных областей и автономных округов, краев и областей;

4. Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно - территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

2. Мониторинг земель населенных пунктов;

3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5. Мониторинг земель лесного фонда;

6. Мониторинг земель водного фонда;

7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель. Глобальный мониторинг ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках. Региональный мониторинг - это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.). Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг - это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг - это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на:

1. базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);

2. периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами);

3. оперативные (проводимые непрерывно);

4. ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы:

1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения;

2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель;

3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель;

4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

В результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Мониторинг городских земель.

Объектом мониторинга городских земель являются все городские земли (с учетом надземных и подземных территорий), независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера их использования. Предметом мониторинга городских земель является характеристика покомпонентных и комплексных изменений состояния городских земель и процедура их измерения. Эта информация включает инженерно-строительную, экологическую, санитарно-гигиеническую, архитектурно-градостроительную и имущественно - правовую составляющие. Основным содержанием мониторинга городских земель является осуществление регулярных, программных наблюдений, включающих реинвентаризационные, режимные и специальные наблюдения. В процессе наблюдений выявляются: изменения городской черты - границы города, границ административно-территориальных образований, отдельных земельных участков (землепользований), зон с различными режимами землепользования; изменения площадей городских земель различных классификационных единиц; особенности процессов на городских землях; состояние отдельных земельных участков и территории города в целом; изменения правового статуса и цели использования земельных участков.

Ключевой научной проблемой системы мониторинга городских земель является анализ негативных процессов в городской среде, проецирующихся на состояние земель.

Мониторинг земель с.-х. назначения.

Земельно-ресурсный потенциал России - это 1709 млн. гектаров земли (12,5% мировой территории) и 420 млн. гектаров континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55% черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород.

Вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения, их рационального использования являются наиболее актуальными, представляют стратегическую цель государственной политики. Она реализуется с помощью государственного мониторинга с.-х. земель.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель - система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель с.-х. назначения.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения: за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации; за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях.

При проведении государственного мониторинга с.-х. земель решаются следующие задачи:

§ своевременное выявление изменений состояния с.-х. земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

§ получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием с.-х. земель как основного ресурса с.-х. деятельности;

§ мониторинг состояния растительности с.-х. угодий;

§ ведение реестра плодородия почв с.-х. земель и учет их состояния;

§ формирование государственных информационных ресурсов о с.-х. землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;

§ обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии с.-х. земель;

§ участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств).

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель с.-х. назначения, поскольку показатели их качественного состояния низки (деградация почв, ухудшение плодородия, низкое содержание органического вещества и т.д.). Большое значение имеют вопросы охраны земель и их рационального использования, систематические наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Очень важным критерием мониторинга является получение и улучшение методов сбора информации о землях с.-х. назначения для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Заключение

кадастровый земельный государственный

Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель. Среди опасных негативных процессов на территории РФ интенсивно развиваются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание с.-х. угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия и выводу их из хозяйственного оборота.

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории) и многообразия способов их использования весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

Литература

1. Антоненко, И.В. Мониторинг и охрана городских земель / И.В. Антоненко. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 96 с.

2. Варламов, А.А. Мониторинг земель: учебное пособие/ А.А. Варламов, С.Н.Захарова - М.: МСХ РФ, ГУЗ, 2000. - 158 с.

3. Григорьев, С.А. Учеб. пособие к лекциям по курсу "Основы кадастра недвижимости" / С. А. Григорьев - М.: Изд-во МИИГАиК, 2008. - 120 с.

4. Земельный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 15 октября 2003г. - М.: Проф. юрид. системы "Кодекс"; ТК Велби; Изд-во Проспект, 2003. - 79с.

5. Козаченко, А.П. Научные основы мониторинга, охраны и рекультивации земель / А.П. Козаченко, О.Р. Камеристова, И.П. Добровольский, А.Ю. Даванков. - Челябинск, 2000. - 247 с.

6. Король, Е. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

7. Мельников, А.В. О мониторинге земель в Российской Федерации / А.В. Мельников, А.Е. Басманов, А.А. Жиров // Земел. вестн. России. - 2002. - № 1. - С. 40-44.

8. Мясоутова, Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. - 2008. - №8. - С.8-14.

9. Сладкопевцев, С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2006.-№3. - С.77-82 .

10. Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости: Закон от 24 июля 2007г. № 221-фз // Экономика и учет в строительстве. - 2008. - №7. - С. 19-60.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений. Рассмотрение особенностей подготовки межевого плана. Анализ принципов ведения государственного кадастра недвижимости. Способы подготовки кадастрового паспорта земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Понятие, принципы и содержание государственного кадастра недвижимости. Порядок и особенности осуществления кадастрового учета земель. Ошибки в государственном кадастре недвижимости. Обеспечение контроля в сфере формирования объектов кадастрового учета.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2012

    Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости. Основания и условия для перехода жилого помещения в нежилой фонд. Предоставление документов на государственную регистрацию прав. Организация работ по технической эксплуатации зданий.

    реферат , добавлен 03.03.2015

    Правовое и информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости. Понятие и классификация земель с обременениями в использовании. Земельно-кадастровое деление территорий. Порядок установления границ. Организация процесса учета земель.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости. Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    реферат , добавлен 21.05.2013

    Анализ действующего законодательства, регулирующего порядок ведения кадастрового учета земельных участков. Понятие и принципы государственного кадастрового учета, процесс его проведения. Состав и виды документов государственного земельного кадастра.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Роль государственного кадастра недвижимости в системе гражданско-правовых отношений. Создание единой системы государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним. Нормативно-правовое регулирование системы ГКН.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2015

    Ведение государственного кадастра недвижимости в административном районе. Порядок предоставления внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости. Понятие и этапы межевания объекта недвижимости. Порядок государственной регистрации сделок.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Рассмотрение современного государственного кадастра недвижимости, его функции: учетная, фискальная и информационная. Принципы и основы проведения мониторинга земель в Российской Федерации. Анализ действующего законодательства по мониторингу земель.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Государственный учет объектов недвижимости. Государственный земельный кадастр. Кадастровая оценка городской, сельскохозяйственной земель и земель лесного фонда. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. Порядок установления границ участков.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме