Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Административная ответственность за бездействие должностного лица.

).

АО должностных лиц (Статья 2.4. КоАП):

АО подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах МСУ, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций , а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут АО как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административно-распорядительные функции:

· руководство коллективом,

· расстановка и подбор кадров,

· поддержание дисциплины,

· применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным,

Административно-хозяйственные функции:

· полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений,

· иные действия.

В некоторых статьях Особенной части КоАП должностные лица конкретизируются :

· работодатель или лицо, его представляющее;

· председатель участковой избирательной комиссии или комиссии референдума;

· капитан судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства и другие.

АО должностных лиц предусмотрена в большинстве составов административных правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность (АО) – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (Статья 2.1 КоАП от 30.12.2001 ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

административная ответственность юридических лиц - это применение к организа­циям, обладающим административной правосубъектностью, адми­нистративных наказаний за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение установленных государством правил, норм и стандартов в целях государственного осуждения противоправной деятельности юридических лиц и выполнения возложенных на них обязанно­стей, а также предупреждения новых правонарушений

Статья 2.10. КоАП.

1. Юридические лица подлежат АО за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к АО за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к АО за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к АО за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к АО за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, АО за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к АО юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

В Особенной части содержится более 200 юридических составов , субъектом которых является юридическое лицо:

· правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, в области промышленности, строительства и энергетики, с/х, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела;

· нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты государственной границы РФ и др.

В случае привлечения юр. лица к АО на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об админ. правонарушениях, правила назначения админ. наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. (юр. и физ. лица не могут нести дважды АО за одно и то же)

Юридическое лицо признается виновным в совершении админ. правонарушения , если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена АО, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Юр. лицо считается невиновным , пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом юридическое лицо не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности юридического лица, привлекаемого к АО, толкуются в пользу этого лица.

Вина юр. лица обычно определяется через вину физ. лиц , занимающих руководящие должности в органах управления юр. лица, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющих специальные полномочия, предусмотренные должностной инструкцией, и в силу этого ответственных за их соблюдение.

Учитывая, что во всех случаях нарушений юридическим лицом норм и правил, установленных государством, сформулированных в Особенной части КоАП, усматривается вина должностного лица, целесообразно вину юридического лица определять через вину должностного лица . Такой подход обусловлен и тем, что по юридической конструкции практически все составы имеют формальный характер , т.е. формы вины (умысел или неосторожность), цели и мотивы совершения правонарушения не влияют на размер санкции.

Административные наказания , применяемые к юр. лицу:

· предупреждение;

· административный штраф;

· возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Вид и размер наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

  • 8. Административное правонарушение: юридический состав.
  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений.
  • 11. Административно-правовой статус гражданина.
  • 12. Административно-правовой статус общественных объединений.
  • 13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
  • 14. Административно-правовые отношения: понятие, особенности.
  • 15. Административно-предупредительные меры.
  • 16. Административные наказания.
  • 18. Административный штраф.
  • 19. Виды административно-правовых отношений.
  • 20. Виды правовых актов управления.
  • 22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 23. Давность привлечения к административной ответственности.
  • 24. Дисквалификация.
  • 25. Исполнительная власть: понятие, соотношение с государственным управлением.
  • 27. Классификация органов исполнительной власти.
  • 29. Меры административного пресечения.
  • 30. Место исполнительной власти в системе разделения властей.
  • 31. Метод административного права: понятие, особенности.
  • 32. Назначение административных наказаний.
  • 33. Общее понятие управления и его виды.
  • 34. Органы (должностные лица), назначающие административные наказания.
  • 35. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Глава 3 – «органы исполнительной власти субъектов рф»
  • 36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления.
  • 38. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 39. Понятие административного принуждения.
  • 40. Понятие и признаки административной ответственности.
  • 41. Понятие и виды административно-правовых методов управления.
  • 42. Понятие и виды административно-правовых норм.
  • 43. Государственные должности и должности государственной службы:
  • 44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы.
  • 45. Понятие и признаки органа исполнительной власти.
  • 46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.
  • 47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления.
  • 48. Поощрение и ответственность государственных гражданских служащих.
  • 49. Права и обязанности государственных гражданских служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы.
  • 50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами государственной власти.
  • Глава III фкз. Полномочия Правительства:
  • 51. Право жалобы.
  • 52. Предмет административного права.
  • 53. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы.
  • 54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • 55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением.
  • 56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 57. Федеральные министерства.
  • 58. Федеральные службы и агентства.
  • 59. Формы реализации исполнительной власти: понятие и виды.
  • 60. Функции административного права.
  • 61. Обязательные работы.
  • 62. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
  • 63. Административное приостановление деятельности.
  • 64. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.
  • 65. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  • 66. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости.
  • 2. Административная ответственность должностных лиц.

    Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм.

    правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих

    служебных обязанностей.

    Впервые в законодательстве об адм. ответственности закрепляется понятие должн.

    лица. В отличие от понятия должн. лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. Под должностным лицом , согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в

    установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц,

    не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее

    организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в

    государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

    муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и

    воинских формированиях РФ. К должностным лицам КоАП относит также руководителей

    и других работников иных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а

    также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.

    К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство

    коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение

    мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к

    административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению

    имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских

    счетах организаций и учреждений, и иные действия.

    Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов

    адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

    Из 442 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 330 статьях (75% статей Особенной части). Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушений должностных лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.

    При этом назначение наказания за соответствующее правонарушение организации не освобождает от одновременной административной ответственности за правонарушение и виновное должностное лицо.

    Административная ответственность юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в современных условиях становится мощным рычагом государственного управления экономическими процессами, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

    Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции:

    Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

    Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке . Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

    Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

    В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и др. решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ.

    Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) к административной ответственности. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

    Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам.

    Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совсрше- ние которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

    Административное правонарушение и ответственность

    §1 Административная ответственность должностных лиц

    Статья 2.4 посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. Более чем в 300 статьях КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

    Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушениями, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

    Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

    В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. 201, 285, 318 УК РФ.

    Прежде всего данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

    Необходимо обратить внимание на оговорку, сделанную в примечании к данной статье. Суть ее в том, что лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приобретают статус должностного лица только при условии, если они работают (проходят службу) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

    Руководители и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в иных учреждениях (например, в коммерческих структурах, различных фондах, общественных объединениях), должностными лицами, согласно примечанию к ст. 2.4, не являются. Тем не менее, когда встает вопрос об административной ответственности таких лиц, то КоАП РФ предусматривает возможность их привлечения к ответственности именно как должностных лиц.

    По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3533). Теперь в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

    Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

    Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу. В целях усиления личной ответственности должностных лиц запрещено относить наложенные на них штрафы за счет соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций.

    Чаще всего административные правонарушения совершаются должностными лицами по неосторожности.

    Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако, исходя из того, что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

    В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

    Административная ответственность должностных лиц

    Административная ответственность физических и юридических лиц

    Административная ответственность: понятие и особенности

    Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание...

    Административное правонарушение и ответственность

    Статья 2.4 посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. Более чем в 300 статьях КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица...

    Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

    Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится административное законодательство...

    Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации

    Более мягкой форма ответственности. Предусмотрена статьей 13.14. Кодекса РФ об административных нарушениях "Разглашение информации с ограниченным доступом"...

    Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

    Действующим КоАП РФ установлена административная ответственность только за три вида из 18 нарушений бюджетного законодательства, перечисленных в главе 28 БК РФ. Составы этих административных правонарушений содержатся в ст. 15...

    Ответственность о нарушении закона о труде

    Административная ответственность устанавливается в отношении физического или юридического лица за совершенное им правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие)...

    Ответственность органов местного самоуправления

    Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится административное законодательство...

    Ответственность работников и работодателей за нарушение норм трудового законодательства

    За нарушение требований трудового законодательства в ряде случаев установлена административная ответственность. Так, административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП)...

    Понятие и виды юридической ответственности

    Административная ответственность обладает специфическими признаками, отличающими её от других видов юридической ответственности. К таким признакам можно отнести: 1...

    Юридическая ответственность

    Административная ответственность - одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения и которая выражается в применении органами исполнительной власти мер...


    Введение

    1 Понятие и отличительные признаки административной ответственности

    1 Понятие и признаки административного правонарушения

    2 Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве

    Заключение


    Введение


    Нет такого общества или государства, которые бы не были заинтересованы в успешном управлении своими социальными делами. Именно социальные дела отражают общий интерес и потребности общества, государства и граждан к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности. Для решения этих целей необходимо организовать, упорядочить и постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных органов, должностных лиц, социальных институтов, а также поддерживать общественный порядок.

    Если говорить об актуальности выбранной мною тематики, то можно отметить следующее. На мой взгляд, сегодня далеко не новы такие понятия, как взяточничество и коррупция, нарушающие государственные интересы не только в области экономики, но и других сферах жизни. Нерадивый чиновник, принимая то или иное решение, порой даже не предполагает какие могут наступить последствия. Да, они часто не касаются области уголовного права, следовательно, и не влекут жесточайшего, на мой взгляд, уголовного наказания, что часто дает правонарушителю лишний повод расслабиться и преступить закон. Но интересы государства должны отстаиваться на всех уровнях и во всех отраслях российского законодательства, и особенно в административном. Проблематика ответственности должностных лиц долгое время назревала, пока не достигла высочайших пределов на современном этапе.

    Данная курсовая работа посвящена одному из насущных вопросов современности, касающихся административного управления - административной ответственности должностных лиц. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на подпункты, и заключения.

    В первой главе рассматривается вопрос о понятиях, видах и принципах административной ответственности.

    Во второй главе описывается административное правонарушение, его состав.

    Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве, а также ответственность должностных лиц приведены в третьей главе.

    Целью данной курсовой работы является получение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

    При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.
    2. Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.

    Глава 1. Понятие административной ответственности


    1.1 Понятие и отличительные признаки административной ответственности


    Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

    По сути, административная ответственность- реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения правовой нормы, охраняемой административно- правовыми санкциями.

    В этом смысле административная ответственность представляет собой юридическую обязанность лица претерпеть определенные нормами административного права лишения и ограничения за нарушение охраняемых этими нормами правил. Такие неблагоприятные лишения и ограничения могут иметь для нарушителя моральный, имущественный, личный, правовой характер.

    Говоря иначе, административная ответственность как реализация административно-правовых санкций призвана компенсировать причиненный административным правонарушением необратимый вред и является для правонарушителя бременем или наказанием.

    Свое выражение административная ответственность находит в административном правоотношении, складывающемся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности, и лицом, на которое возлагается обязанность претерпеть установленные нормами административного права лишения и ограничения за нарушение охраняемых этими нормами правил.

    Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

    Административная ответственность характеризуется следующими признаками:

    1)она урегулирована нормами административного права, содержащимися в Федеральных законах и законах субъектов РФ;

    2)основанием ее применения является административное правонарушение;

    )она состоит в применении к виновным административных наказаний;

    )к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические;

    )она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти;

    )порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

    Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

    нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

    фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

    процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам)

    Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д.

    Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

    Для наступления реальной ответственности необходимо чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание- правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

    Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушением постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.


    2 Принципы административной ответственности


    Принципами административной ответственности являются:

    ) равенство перед законом,

    ) презумпция невиновности,

    ) обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением,

    ) ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

    Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Презумпция невиновности как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Одним из важнейших принципов административной ответственности является принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Этот принцип состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    Ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.


    Глава 2. Административное правонарушение как основание для административной ответственности


    2.1 Понятие и признаки административного правонарушения


    Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях определяет его следующим образом "Административным правонарушением, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность".

    В определении административного правонарушения употребляются такие понятия, как действие или бездействие.

    Действие - это активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей законных требований, нарушением запрета.

    Бездействие - это пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований.

    Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ), часть - путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету - ст. 21.5 КоАП РФ). Есть и "смешанные" правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств - ст. 16.2 КоАП РФ).

    Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

    Антиобщественность.

    Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое нет.

    Противоправность.

    Заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и иных отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности.

    Виновность.

    Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.

    Наказуемость.

    Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.


    2 Состав административного правонарушения


    Под составом административного правонарушения следует понимать, установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

    Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

    Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть призванным проступком или преступлением.

    Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

    Объективная сторона проступка - это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

    Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимости от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

    неоднократность - совершение двух или более однородных административных правонарушений;

    повторность - совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

    длящееся правонарушение - деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенного на виновного законом под угрозой административной ответственности. Оно является единым независимо от продолжительности.

    Субъектами административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица, и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например, водители или должностные лица; организации, к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

    Существует два вида субъектов административного правонарушения:

    ) Индивидуальный - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных функций.

    ) Коллективный - юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, правоохранительное и т.д.

    Существует два вида признаков субъекта административного правонарушения:

    Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности - вменяемость и достижение на момент совершения, 16-летнего возраста;

    Специальные - признаки, отражающие особенности труда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане или военнослужащие.

    Согласно ч. 4 ст. 2 Кодекса об административных правонарушениях "Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей".

    Субъективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

    Умысел - умышленное деяние. Лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

    Неосторожность - административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло, было их предвидеть.

    Различают две формы неосторожной вины:

    ) Легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

    ) Небрежность - не предвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

    От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте. При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный государственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.

    Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.

    К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

    ) Не достижение установленного законом возраста.

    ) Невменяемость лица, совершившего правонарушение, то есть лицо вследствие хронической, душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.

    ) Крайняя необходимость - противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

    ) Необходимая оборона - противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

    Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица.

    Из этого правила есть частные и конкретные исключения, например филиалы предприятий, могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства.

    Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций чаще всего отражаются в деяниях тех или иных физических лиц, чаще должностных.

    Если деяния в законе обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники, также субъектами такого правонарушения могут быть признаны как должностные лица, так и организация в целом.

    Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природа - заповедного, оздоровительного, рекреационного назначений может быть наложен штраф на граждан, должностных и юридических лиц.

    Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также и другие меры ответственности. Так, за правонарушение в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензий на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.

    Административная ответственность организаций может иметь и имеет конкретные особенности в зависимости от того, за нарушение каких отраслей законодательства она установлена. Но не всегда все особенности оправданы. Они могут быть результатом свободного усмотрения, широкие возможности, для которого открывает отсутствие общих правовых основ и принципов административной ответственности коллективных образований.

    административный ответственность должностный дисциплинарный

    Глава 3. Административная ответственность должностных лиц


    1 Должностные лица как отдельная группа субъектов административных правонарушений


    Административная ответственность должностных лиц является сложным, многоплановым явлением, сущность которого определена социальным характером его происхождения и раскрывается через взаимоотношения личности и общества.

    Административная ответственность должностных лиц представляет собой связь между двумя субъектами, где одна сторона (ответственная) - должностное лицо - обязывается в силу своего правового статуса строить свое поведение в процессе осуществления служебной деятельности в соответствии с ожидаемой моделью, содержащейся в нормах права, охраняемых административными санкциями, а другая сторона - орган административной юрисдикции - контролирует, оценивает такое поведение и его результаты, и в случае их отрицательной оценки и наличия вины вправе применить соответствующее административное наказание, предусмотренное нормами административного права. Должностным лицам назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом под должностным лицом понимается физическое лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К члену Совета Федерации ФС РФ, депутату Государственной Думы ФС РФ, депутату законодательного органа субъекта РФ не применяются меры административной ответственности, назначаемые в судебном порядке (ст. 19 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ"). Решение и привлечении к административной ответственности прокурора, совершившего административное правонарушение, принимается на основании проверки, проводимой соответствующим органом прокуратуры (ст. 42 ФЗ "О прокуратуре РФ).

    В соответствии в ч. 4 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в РФ" решение по вопросу о привлечении судьи, совершившего административное правонарушение, к административное ответственности принимается:

    в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

    в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

    К должностным лицам также приравниваются при привлечении к административной ответственности руководители и другие работники негосударственных и немуниципальных организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие соответствующие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

    3.2 Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве


    Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Так, оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления или должностных лиц в осуществлении дисциплинарной власти.

    Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения.

    В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

    Дисциплинарная ответственность некоторой категории лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др.

    Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определенных категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.

    В общем, дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что ее основанием является дисциплинарный проступок; за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами или должностными лицами; пределы дисциплинарной власти этих органов или должностных лиц определяются правом.

    Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности по нормам уголовного права.

    По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнением работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами трудового распорядка.

    Субъектом таких проступков является основная масса работников, но не все они. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих, определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, уставами и положениями.

    Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объём и содержание которой определяется различным способом.

    Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными или должностными лицами на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.

    Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это область гражданского и трудового права.

    Тем не менее, административное право, хотя и своеобразным образом, но проявляет себя и в этой области. Прежде всего, с помощью его норм определяются полномочия органов и должностных лиц, связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке:

    Во-первых, при отказе работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма ущерба, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка;

    Во-вторых, взыскание в административном порядке сумм, полученных в результате незаконного повышения цен на продукцию.

    Законодательством предусматриваются такие случаи, когда материальная ответственность устанавливается именно в контексте административного права.

    Отдельным органом исполнительной власти или должностным лицам предоставляется законодательное право применения санкций имущественного характера.

    Так, Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители могут обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:

    уплатить штраф в доход местного бюджета;

    возместить дополнительные расходы лечебных учреждений на оказание помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    Административная и дисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, т.е. карательных санкций, в целях общей и частной превенции правонарушений. Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен ущерб (прямой, реальный; при исполнении служебных обязанностей; противоправным деянием; виновно), если между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причиненная связь.

    Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержаться в Федеральном законе "О материальной ответственности военнослужащих".

    Материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия - часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива.

    От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; что виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; что санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия. Сам же вред носит имущественный характер.

    Карательные и право восстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству.

    Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом. На основании Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" имущественный ущерб может быть взыскан с любых военнослужащих, в том числе призванных на сборы военнообязанных.


    Заключение


    На сегодняшний день, к сожалению, вопрос об административной ответственности должностных лиц остается одним из самых жгучих и животрепещущих вопросов, не только в науке административного, но также и уголовного права.

    Одной из основных функций административной ответственности должностных лиц, показывающих ее социальную ценность как средства обеспечивающего соблюдение дисциплины и законности должностными лицами при осуществлении своей служебной деятельности, является стимулирующая. С этой позиции административная ответственность должностных лиц представляет собой систему мер морального, материального и психического воздействия уполномоченных на то государственных органов (субъектов административной юрисдикции) на сознание, волю должностного лица в целях достижения в соответствии с требованиями, закрепленными в нормах административного права, должного поведения, соответствующего интересам общества.

    Юридическим основанием административной ответственности должностных лиц является должностное административное правонарушение- противоправное, виновное действие или бездействие должностного лица, совершенное им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, отличающееся от других административных правонарушений физических лиц повышенной общественной опасностью, возникающей в силу обладания должностным лицом специального правового статуса (положения), и за которое КоАП РФ и законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Среди элементов, образующих совокупность необходимых признаков юридического состава должностного административного правонарушения, самым определяющим, характеризующим всю специфику должностных правонарушений является субъект состава - должностное лицо. Именно наличие специального правового статуса должностного лица со всеми присущими ему признаками обусловливает особые черты всех остальных элементов состава. Его правильное понимание обеспечивает правоприменительным органам правильную квалификацию должностного административного правонарушения и определение соответствующего вида административного наказания.

    Отдельные положения КоАП РФ являются весьма спорными в теоретико-правовом плане, и это будет восприниматься нормативноправовыми актами субъектов Федерации об административных правонарушениях. Отсюда, возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании содержания КоАП РФ.


    Список используемой литературы


    Нормативно- правовые акты

    ФЗ РФ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 №3-ФЗ (ред. от 06.08.2014) // Российская газета, №229, 25.11.1995.

    ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета, №229, 25.11.1995.

    Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 №3132-1(ред. от 04.06.2014) // Российская газета, №170, 29.07.1992.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ с изм. и доп. от 06.08.2014) // Российская газета, №256, 31.12.2001.

    Научная литература

    Кикоть В.Я. Административное право России: Учебник для студентов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.

    Котельникова Е.А. Административное право: Учеб. пособие. - Ростов на Дону: "Феникс", 2003.

    Попов Л.Л. Административное право России: учебник. - М.: "Проспект", 2010.

    Стахов А.И. Административная ответственность: учеб. пособие для студентов - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Статья 2.4 посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. Более чем в 300 статьях КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

    Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушениями, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

    Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

    В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. 201, 285, 318 УК РФ.

    Прежде всего данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

    Необходимо обратить внимание на оговорку, сделанную в примечании к данной статье. Суть ее в том, что лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приобретают статус должностного лица только при условии, если они работают (проходят службу) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

    Руководители и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в иных учреждениях (например, в коммерческих структурах, различных фондах, общественных объединениях), должностными лицами, согласно примечанию к ст. 2.4, не являются. Тем не менее, когда встает вопрос об административной ответственности таких лиц, то КоАП РФ предусматривает возможность их привлечения к ответственности именно как должностных лиц.

    По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3533). Теперь в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

    Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

    Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу. В целях усиления личной ответственности должностных лиц запрещено относить наложенные на них штрафы за счет соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций.

    Чаще всего административные правонарушения совершаются должностными лицами по неосторожности.

    Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако, исходя из того, что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе. В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме