Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Прокурорская проверка: пределы полномочий прокурора. Прокурорская проверка Как проходит прокурорская проверка

Внесение изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые касаются порядка проведения прокурорских проверок.

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение - если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ - "решение о проведении проверки". В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.

Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). При осуществлении надзора прокуроры вправе проводить проверки (абзац 2 п. 1 ст. 22, абзацы 2 и 5 п.1 ст. 27 Закона о прокуратуре). Прокурорская проверка - то есть проверка прокурором исполнения законов либо проверка прокурором соблюдения прав и свобод человека и гражданина - это самое распространённое средство прокурорского надзора, применяемое во всех его направлениях и связанное с обнаружением любых правонарушений.
Процедура проведения проверки законодательно не закреплена. Важно, что при ее проведении прокуроры руководствуются нормами Закона о прокуратуре. Права и обязанности проверяющих лиц, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), не распространяются на прокуроров (п.3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Проведение прокурорских проверок имеет свои особенности:
1. Прокурорская проверка проводится, как правило, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (абзац 2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", далее - Приказ N 195). Однако часть проверок проводится на основании собственных планов работы прокуратур на ближайший календарный период. Такие планы являются служебными документами, доступ к которым закрыт. Таким образом, обычно факт проверки для субъектов проверки становится полной неожиданностью.
2. Закон запрещает вмешательство в осуществление прокурорского надзора, в связи с чем прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления (п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре). Никто также не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения (п. 3 ст. 5 Закона о прокуратуре). Таким образом, контроль за действиями прокурора, проводящего проверку, затруднен.
3. Согласно закону, прокурор проверяет исполнение Конституции РФ и законов, а также соблюдение прав и свобод человека органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Закона о прокуратуре). Фактически прокуроры также проверяют исполнение подзаконных актов, изданных на основе и во исполнение конкретного закона (п. 9 Инструкции, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 июня 2011 г. N 168, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.10.2004 г. по делу N А39-4211/2003-148/18, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2012 г. N 33-734/2012), и проводят проверки в отношении юридических лиц (решение Верховного суда Республики Мордовия от 06.07.2012 г. N 7.2-49/2012).
4. Срок проведения проверки законодательством прямо не ограничен. Можно говорить о косвенном ограничении в тридцать дней для проверки, проводимой по факту заявления в прокуратуру, поскольку именно в этот срок прокурор обязан разрешить поступившее к нему обращение (п. 5.1 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. N 45, далее - Инструкция N 45).
5. Прокурорские проверки могут быть как выездными, так и документарными. Инструкция N 45 рекомендует прокурорам проводить выездные поверки по фактам обращений о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, а также обращений по наиболее актуальным (резонансным) вопросам (п. 4.3 Инструкции N 45).
6 При проведении проверки прокурор вправе затребовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).
7. Предмет и пределы проверки не ограничены законом. Однако при осуществлении проверки прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре). Кроме того, органам прокуратуры запрещено подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре), но данные запреты не конкретизируется ни в Законе о прокуратуре, ни в подзаконных актах, ни в судебной практике.
8. Результат проверки оформляется произвольным образом, поскольку законодательство не содержит требований к такому документу. На практике встречаются случаи оформления результатов проверки актом проверки, протоколом проверки, протоколом или актом осмотра, письмом. Такие документы соответствуют нормам Закона о прокуратуре и являются основаниями для применения мер прокурорского реагирования - вынесения представления об устранении нарушений закона либо предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. ст. 23, 24, 25.1 Закона о прокуратуре). Однако иногда по итогам проверки прокурор возбуждает дело об административном правонарушении, вынося соответствующее постановление (п. 2 ст. 22, ст. 25 Закона о прокуратуре, ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ). Такое постановление должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для составления протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4, ст. 28.2 КоАП РФ), в частности, указаны место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Это постановление отсылается для рассмотрения в уполномоченный орган или должностному лицу (ст. 25 Закона о прокуратуре), которые и выносят по итогам рассмотрения решение по существу (ст. 29.9 КоАП РФ).
9. Требования прокурора, выдвинутые им в процессе проверки, должны быть удовлетворены. В противном случае виновные лица могут понести ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ (Невыполнение законных требований прокурора). Санкции очень строгие: для предпринимателей штраф от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц - штраф от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
10. Обжалование действий прокурора возможно:
- в рамках Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", далее - Закон N 4866-1, (обжаловать могут только граждане) - вышестоящему прокурору либо в суд (ч. 1 ст. 4 Закона N 4866-1);
- по правилам главы 25 ГПК РФ (обжаловать могут как граждане, так и организации) - в районный суд по месту нахождения органа прокуратуры или по месту жительства гражданина (ст. 24, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не обжалуется (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 г. N 13АП-24766/13; п. 1 главы 4 Обзора судебной практики Челябинского областного суда за первый квартал 2011 года, утв. постановлением президиума Челябинского областного суда от 15 июня 2011 года). Постановление о назначении административного наказания обжалуется по правилам главы 30 КоАП РФ.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" п ри осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором .

Таким образом, поводами для прокурорской проверки исполнения законов на предприятиях могут быть:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
    2. материалы СМИ;
    3. задание вышестоящей прокуратуры;
    4. указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
    5. проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).

Методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях

Об организации проверки

Эффективность деятельности прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов целиком зависит от правильной ее организации, которая включает следующие составляющие:

    1. конкретизацию направлений в деятельности прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов;
    2. разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры;
    3. надлежащий прием и аналитическую работу с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона;
    4. планирование работы прокурора;
    5. организацию взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами;
    6. собственно прокурорскую проверку.

В приказе Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина » выделяются основные направления надзорной деятельности:

    • надзор за законностью правовых актов, соблюдением и свобод человека и ,
    • надзор в сфере экономики и экологической безопасности,
    • предупреждение преступных проявлений.

Другим элементом следует считать предусмотренное ФЗ "О прокуратуре РФ" разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры. Например, непосредственный надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями, возложен на Генеральную прокуратуру РФ; республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями - на прокуратуры республик; краевыми, областными, автономной области, автономных округов, органами и управления, региональными общественными объединениями - соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры; иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями - на другие территориальные и специализированные прокуратуры.

Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

Прокуратура, осуществляя свою деятельность, ни в коем случае не должна подменять контролирующие государственные органы и должностных лиц. Прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных ей объектов. Задача прокуратуры - это надзор за точным и единообразным исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, интересов , общества и государства.

Надлежащий прием и аналитическая работа с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона. О важности организации работы органов прокуратуры в этом направлении свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с данным приказом работа по рассмотрению обращений и приему граждан является составной частью правозащитной функции прокуратуры. Она в полном объеме подчинена решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Генеральный прокурор РФ требует такого подхода к данной работе, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 04.10.2007 № 158 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» в целях своевременного и надлежащего принятия организационных и надзорных решений органами прокуратуры устанавливается соответствующий порядок представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации.

Планирование работы прокурора. Содержание планирования в работе органов прокуратуры определено приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 № 2, утвердившим регламент Генеральной прокуратуры РФ. Этим Приказом предусмотрено планирование работы на полугодие. Аналогичный подход приемлем и для прокуратур субъектов РФ. Плановые задания составляются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокуратуры. Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от правильного выбора объекта проверки состояния законности.

Важным моментом является правильная организация взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами, которые имеют более многочисленные штаты. Относительно узкая специализация, хорошая техническая оснащенность позволяют контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров.

Собственно прокурорская проверка состоит из следующих этапов:

1) подготовительного , на котором прокурор

    • знакомится с необходимым для проведения проверки законодательством,
    • определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осуществляться проверка,
    • изучает типичные нарушения закона;

2) собственно проверки , которая реализуется путем использования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому;

3) реализации материалов проверки (принимается решение, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона - протест, представление, предостережение или постановление);

4) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона.

Выездная проверка

Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.

Исходя из того, что проверка со стороны прокуратуры исполнения законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее.

Согласование начала проверочных мероприятий в законодательстве не регламентировано, однако просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки. Таким образом, дата начала проверочных мероприятий может согласовываться между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего - обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д.

После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 ФЗ: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятий сотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить.

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников органов, компетентных в определенных аспектах. Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов.

Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер.

Нужно иметь в виду , что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контрол я» не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1). Вместе с этим присутствие руководителя предприятия, учреждения или организации при прокурорских проверках необходимо, поскольку в противном случае проверка может не состояться. Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закреплено право на обжалование незаконных действий должностных лиц прокуратуры .

По результатам проверки и принятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предназначена для посторонних лиц . Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руководителем данной группы и координирует их действия. Представители иных контролирующих органов, присутствующие при данной проверке, представляют сведения о ее результатах и выявленных нарушениях в удобной для прокурорского работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки (так как в законодательстве подобные ситуации не регламентированы, а на практике указания прокурора в данном случае имеют большее значение).

Поскольку главным действующим лицом в данной ситуации является прокурорский работник, который несет всю полноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняют данные им указания, срок проведения проверки и объем проверочных мероприятий устанавливается по его инициативе.

Невыездная (документальная) проверка

Сущность данной проверки состоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе проверочных мероприятий он изучает предоставленные по запросу материалы.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно.

Неисполнение требований прокуратуры , содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запрашиваемой информации (сведений) послужит поводом для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и игнорировало это требование без объективных, зафиксированных документально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помощник или заместитель прокурора может потребовать письменные объяснения у лиц, имеющих отношение к выявленным нарушениям законодательства. Следует заметить, что дача письменных объяснений является обычной формальностью, требующейся для полноты собираемого проверочного материала, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

Проверка по жалобе

Проверка по жалобе или заявлению включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении факты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним.

Работа прокуроров с обращениями граждан и юридических лиц допускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность заключается в следующем: если работодатель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, самостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в кратчайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то в таком случае он имеет шанс получить лишь предостережение о недопустимости нарушения закона.

Если работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему необходимо обосновать свою позицию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и правоприменительную практику.

Завершение проверки исполнения трудового законодательства как документальной, так и выездной, заканчивается принятием мер прокурорского реагирования в случае, если выявлены нарушения .

Для проверки ИП прокуратурой должны быть основания. В большинстве случаев этому процессу предшествует жалоба. Прокурорская проверка в корне отличается от других мероприятий. Главным различием является сам государственным орган. Проверки ИП прокуратурой осуществляются после жалобы недовольного клиента или конкурентов. Все это может отложить огромный отпечаток на репутации организации.

В каких случаях можно ожидать «ревизора»?

Осмотр данного типа несет надзорный характер, осуществляется он представителями прокуратуры. Просто так проверка не производится, на это должны быть определенные основания. К их числу относят:

  • жалобу клиента;
  • получение информации о наличии неправомерных действий;
  • сигнал от СМИ о нарушениях.

Сложность ситуации заключается в том, что пожаловаться может каждый желающий. Но в случае отсутствия предъявленных нарушений наказание понесет человек, предоставивший недостоверную информацию. Источником подачи отрицательных данных может быть кто угодно, особенно если у предпринимателя успешный бизнес.

Спровоцировать проверку способны следующие факторы:

  • причинение вреда жизни или здоровью человека;
  • угрозы в сторону той или иной личности;
  • нанесение вреда растениям, животным;
  • причинение повреждений памятникам культуры и истории.

Прокурорская проверка является молниеносной. Надзорная служба не будет предупреждать о своем решении предпринимателя. Обычно осмотр является внезапным, что позволяет оценить реальную работу организации. Плановые проверки позволяют предпринимателям устранить некоторые недочеты своей компании.

Вернуться к оглавлению

Регламент проведения осмотра

Осмотр надзорными службами славится своей непредсказуемостью. Обусловлено это тем, что прокуратура не имеет регламента проведения данного процесса. В законодательстве четко описаны только три основных пункта.

Во-первых, работники прокуратуры могут проводить осмотр только тех документов, в которых есть нарушения. В хозяйственную деятельность вмешиваться они не способны. Во-вторых, рассматривать обращения необходимо в четко заявленный срок, в большинстве случаев он составляет 30 суток. Согласно общим правилам, результат проверки выдается заявителю в течение месяца. В-третьих, законом установлены особые формы прокурорского реагирования, но только в том случае, если нарушение действительно зафиксировано.

Для предупреждения совершения неправомерных действий прокуратура может направить предостережение. Инициировать осмотр работники надзорного органа способны без разрешения. Данный вид проверки является самостоятельным, более того, он подкреплен определенными правами.

Для индивидуального предпринимателя осмотр его организации компетентными органами — тяжелый процесс, избежать которого невозможно. Если в прокуратуру поступили данные о том, что человек осуществляет неправомерные действия, способные навредить жизни и здоровью других людей, проверка может быть произведена в течение суток.

Вернуться к оглавлению

Предмет проверки и полномочия прокурора

Предметом проверки индивидуального предпринимателя прокуратурой является его организация. Данный процесс осуществляется компетентными органами, осуществляющими специальный контроль. Согласно закону они не имеют права следить за отчетностью и вмешиваться в дела, которые относятся к налоговой службе.

Если в прокуратуру поступило сообщение о серьезных нарушениях в определенной сфере, контроль над которой производится другой службой, работники надзора могут взяться за это дело.

Но в этом случае первая организация должна передать свои полномочия другой подведомственности.

Как упоминалось выше, осмотр для индивидуального предпринимателя всегда неожиданная процедура. Согласно законодательству никаких сроков и предупреждений нет. Несмотря на это, организация должна руководствоваться некоторыми принципами разумности и справедливости. Существуют определенные полномочия прокурора, которые прописаны в ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре». К их числу относят:

  • возможность получения доступа к необходимой документации;
  • беспрепятственный вход на предприятие после предъявления удостоверения;
  • возможность потребовать необходимые документы;
  • привлечение к процедуре должностных лиц.

Осмотр организации — серьезный процесс, требующий высокой квалификации от прокурора. Компетентный орган не имеет права заниматься вопросами, которые не относятся к его деятельности.

Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Управа на прокурора 👮

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона - за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии - в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить - нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя - Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут - можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме