Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Неожиданный визит инспектора: внеплановая проверка или административное расследование? Административное расследование 13 документы оформляемые на этапе административного расследования.

Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами. Только хорошо проведенное административное расследование дает возможность правильно разрешить дело, применить меру воздействия, соответствующую характеру правонарушения и личности виновного.

Указанная цель может быть достигнута путем полного, объективного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела при использовании сил и средств, приемов и методов, имеющихся на вооружении органов внутренних дел.

Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении, особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, процедура для установления обстоятельств происшествия, дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения.

В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного

правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.

Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:

1. Принятие решения о проведении административного

расследования.

Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Формальное основание проведения административного расследования установлено в части 2 статьи 28.7. КоАП РФ и заключается в оформлении решения о проведении расследования в письменной форме путем вынесения определения или постановления прокурора.

Административное расследование проводится после выявления дел административных правонарушений, которые перечислены в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, а именно в области:

Антимонопольного, патентного законодательства,

Законодательства о естественных монополиях,

Законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах,

Законодательства о выборах и референдумах,

Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

Законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах,

Законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним,

Миграционного законодательства,

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

Законодательства о защите прав потребителей,

Законодательства об охране здоровья граждан,

Законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,

Законодательства в области налогов и сборов,

Законодательства об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

Таможенного дела,

Экспортного контроля,

Государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги),

Законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

Законодательства в области охраны окружающей среды,

Производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

Пожарной безопасности,

Дорожного движения и на транспорте,

Несостоятельности (банкротства),

Размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Административное расследование в указанных случаях может производиться путем осуществления предусмотренных главой 26 КоАП РФ процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, таких как:

Экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ),

Взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ),

Сбора и фиксации вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ),

Истребования сведений и оценки доказательств (ст. 26.10, 26.11 КоАП

При выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

2. Установление фактических обстоятельств дела. Данный этап характеризуется установлением перечня обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

Наличие события административного правонарушения,

Лицо, совершившее противоправное деяние,

Виновность лица,

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением,

Обстоятельства, исключающие производство по делу,

Причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказывание, применительно к стадии расследования - это

процессуальная деятельность должностного лица, проводящего расследование, по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, представляющих собой фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющих значение для дела, а также деятельность иных участников производства по представлению доказательств.

3. Приостановление административного расследования. КоАП РФ не

предусматривает правовых оснований приостановления административного расследования. Однако в правоприменительной практике данный этап фактически осуществляется при возникновении обстоятельств, препятствующих установлению обстоятельств правонарушения и

своевременному составлению итогового документа (протокола об

административном правонарушении). Например, уклонение правонарушителя от явки по вызову препятствует назначению экспертизы по делу, т.к. закон установил его обязательное ознакомление с определением о назначении экспертизы. В подобных случаях после истечения сроков давности материалы дела об административном правонарушении теряют юридическую силу и дело прекращается.

Временное психическое или иное тяжкое заболевание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении также является основанием для приостановления производства. Наличие заболевания должно удостоверяться врачом соответствующего медицинского учреждения. Заболевание должно быть тяжелым, но временным расстройством, возникшим после совершения административного правонарушения. По данному основанию приостановление расследования осуществляется до выздоровления лица - полного либо частичного, главное, чтобы его состояние позволяло учувствовать в производстве по делу.

Нахождение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в длительной командировке (отпуске) является препятствием для осуществления производства по делу. В таких случаях должностному лицу, проводящему административное расследование, известно местопребывания лица, но привлечь его к участию в производстве не удается. Расследование необходимо возобновлять сразу же по возвращении лица из командировки (отпуска).

4. Процессуальное оформление результатов административного

расследования. КоАП РФ предусматривает две формы окончания административного расследования: составление протокола об

административном правонарушении, либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. От грамотности, обстоятельности и мотивированности его составления зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность назначения административного наказания.

5. Направление материалов расследования на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу. Это заключительный этап административного расследования. Он реализуется лишь тогда, когда должностное лицо, проводившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы. Основная задача указанного этапа - определение предметной подведомственности и территориальной подведомственности. Перечень органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушений, закреплен главой 23 КоАП РФ.

Расследование по делу об административном правонарушении проводится по месту его совершения или выявления. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству сотрудника полиции, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа - на срок до шести месяцев

В рамках этих сроков сотрудник органов внутренних дел, проводящее административное расследование, должно провести все необходимые процессуальные действия, направленные на установление значимых обстоятельств административного правонарушения, исследовать данные обстоятельства, зафиксировать и дать их юридическую квалификацию.

Необходимо остановиться на особенностях рассматриваемой стадии в случае назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, что предусматривается статьей 28.6 КоАП РФ.

Данная норма определяет случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Это, как правило, возможно, при очевидности правонарушения и признании вины лицом, его совершившим. В случае, когда протокол об административном правонарушении не составляется, уполномоченное на то должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо назначает административный штраф, выписывая постановление-квитанцию.

Если лицо, в отношении которого возбуждено такое дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события

административного правонарушения и (или) назначенное ему

административное наказание, то в этом случае составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в общем порядке.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в виде постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления.

Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности, если юрисдикционный орган не уполномочен рассматривать данное правонарушение.

КоАП РФ имеет недостатки, которые устраняются либо путем внесения изменений (дополнений) законодательными органами, либо утверждении обязательных разъяснений Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует выяснить ряд вопросов, среди которых и определение места рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ст. 29.1. КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

В силу ч. 2 ст. 29.5. КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6.

9. Административное расследование

КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 года № 623-О-П и от 15.01.2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции РФ принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

По мнению автора данной публикации суд не может отказаться от применения положений ч.2 ст. 29.5. КоАП РФ, если придет к выводу, что административное расследование было проведено «формально» несмотря на оформление данных действий в процессуальных документах и без исключения указанных документов из доказательственной базы.

Следует обратиться к положениям ст. 28.7. КоАП РФ, согласно которым решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3. КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

То есть КоАП РФ содержит положение о том, что административное расследование оформляется определением должностного лица уполномоченного органа и минимального срока для проведения расследования нет.

Если суд признаёт административное расследование не проведенным, то должен исключать из доказательств определение о возбуждении дела об административном правонарушении и вернуть материалы дела об административном правонарушении, если не истекли сроки привлечения лица к административной ответственности.

При этом следует отметить, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования - это единый процессуальный документ, который является основанием для суда при разрешении вопроса о принятии к производству.

Можно смоделировать в связи с этими выводами и следующее: если определения о проведении административного расследования не было, то суд вправе по собственной инициативе прийти к выводу, что оно фактически было проведено, так как проводилась процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. В связи с этим может измениться территориальная подсудность любого дела без определения о проведении административного расследования.

Вопрос о проведении административного расследования решается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3. КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а не судом.

В связи с указанным для более точного понимания вопроса о том, может ли суд одно административное расследование оценивать как таковое и применять положения ч.2 ст. 29.5. КоАП РФ, а в другом случае ссылаться на его «формальность» и применять общие правила о подсудности, следует иметь официальную позицию ВС РФ или ВАС РФ. Однако разъяснений Пленума по данному вопросу не имеется, что сказывается на единообразии судебной практики.

Для отстаивания позиции по делам об административных правонарушениях можно воспользоваться юридическими услугами на любой стадии рассмотрения. Даже после вынесения постановления и вступления его в законную силу существует вероятность для его отмены по процессуальным основаниям. С учетом позиций Конституции РФ вопрос о территориальной подсудности является обязательным при рассмотрении дел и нарушение правил о подсудности ведут к отмене судебных актов.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

В отличие от проведения проверки, которая представляет собой действия инспекторов труда, направленные на обеспечение соблюдения работодателем требованийтрудового законодательства и защиту трудовых прав работников, административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, проводимых государственными инспекторами труда в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП, которые направлены исключительно на установление факта совершения работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства, фиксирование всех обстоятельств правонарушения и привлечение работодателя к административной ответственности.

Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее – Закон № 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении трудовыми инспекторами административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). То есть требования Закона № 294-ФЗ, в частности, касающиеся предварительного уведомления работодателя, согласования с органами прокуратуры на действия государственных инспекторов труда при проведении административного расследования не распространяются.

Административное расследование проводится по окончании проведения проверки, когда выявлено нарушение работодателем трудового законодательства, однако инспектору труда необходимо осуществить определенные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в частности:

  • получить объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, если получить такое объяснения или показания при составлении протокола невозможно (ст. 26.3 КоАП);
  • истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст.

2. Продление сроков проведения административного расследования

26.10 КоАП).

Кроме того, административное расследование может быть проведено инспектором труда и в том случае, когда поступившие материалы, сообщения или обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается самостоятельно должностным лицом Роструда или должностным лицом его территориального органа — государственной инспекции труда, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 иприказом Роструда от 02.09.2015 № 238, которым утвержден перечень таких лиц (п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.7 КоАП).

Соответственно, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и вынести определение о проведении административного расследования в отношении юридического лица вправе только должностные лица, указанные в п. 2 Переченя должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.09.2015 № 238, то есть должностные лица занимающие должности главного государственного инспектора труда и выше (заместители начальников структурных подразделений инспекции, начальники структурных подразделений инспекции, заместители руководителя инспекции, руководитель инспекции).

Такое решение оформляется в виде определения, в котором указываются (ч. 3 ст. 28.7 КоАП):

  • дата и место составления определения;
  • должность, фамилия и инициалы инспектора труда, составившего определение;
  • повод для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ;
  • данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • статья КоАП , предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение в области трудового законодательства;
  • запись о разъяснении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено определение, а также иным участникам административного производства их прав и обязанностей.

Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП).

Срок проведения административного расследования составляет не более одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству государственного инспектора труда, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен решением руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) на срок не более одного месяца (п. 1 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Ведет административное расследование, как правило, тот государственный инспектор труда, который вынес соответствующее определение, но по решению руководителя инспекции или его заместителя он может быть заменен другим государственным инспектором труда (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

По окончании административного расследования, если данные о совершении работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства не подтвердились, то государственным инспектором труда, проводившим административное расследование, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 24.5 ,ч. 6 ст. 28.7 ,ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Если же в ходе административного расследования установлен факт совершения работодателем нарушения трудового законодательства, то по его окончании уполномоченным должностным лицом государственной инспекции труда составляется протокол об административном правонарушении в отношении виновного физического лица и (или) законного представителя юридического лица (ч. 3 ,п. 3 ч. 4 ст. 28.1 ,ч. 1 ст. 28.5 ,ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, подлежит рассмотрению непосредственно должностными лицами государственной инспекции труда в течение 15 дней со дня составления протокола (ст. 23.1 ,ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Судьи районных судов рассматривают дело лишь в том случае, когда по окончании административного расследования государственный инспектор труда передает его на рассмотрение в соответствующий суд (определение ВАС РФ от 23.01.2009 № 14892/08).

Читайте также:

В какой срок должно быть закончено административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

(Часть дополнена со 2 ноября 2002 года Федеральным законом от 30 октября 2002 года N 130-ФЗ; дополнена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ; дополнена с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ; дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; дополнена с 9 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 193-ФЗ; дополнена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ; дополнена с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 8 мая 2006 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 139-ФЗ; дополнена с 5 августа 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 126-ФЗ; дополнена с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ; дополнена с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ; дополнена с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 112-ФЗ; дополнена с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; дополнена с 27 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 413-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 186-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 311-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 159-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (часть дополнена с 22 января 2006 года Федеральным законом от 5 января 2006 года N 10-ФЗ; дополнена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (часть дополнительно включена с 22 января 2006 года Федеральным законом от 5 января 2006 года N 10-ФЗ; дополнена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (часть дополнена с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;
4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

(Пункт дополнительно включен с 6 декабря 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 311-ФЗ)
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем (часть дополнительно включена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ).

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему (часть дополнительно включена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ).

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств , их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица , уполномоченные составлять , в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Пожалуй, каждый из нас слышал о таком процессуальном документе, как . И все мы знаем, что именно с момента составления протокола начинается производство по делу об административном правонарушении.

Однако Кодексом Российской Федерации также в качестве одного из моментов обозначено проведение административного расследования , которое представляет собой особый этап производства, направленный на изучение данных, свидетельствующих о событии административного правонарушения, но еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении.

Порядку и срокам проведения административного расследования посвящена настоящая статья.

Понятие административного расследования в законодательстве не закреплено. Однако для понимания сущности АР следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому административное расследование (далее также — АР) представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и / , проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)", имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.


Вместе с тем, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Должностное лицо органа надзора может принять решение о проведении административного расследования , которое принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении. Особенности принятия такого решения и процедура АР будет подробно описана в следующих разделах настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ АР проводится в случае выявления в областях законодательства, перечисленных в ч.1 статьи 28.7 КоАП РФ (в том числе законодательства об охране здоровья граждан; о противопожарной безопасности; о защите прав потребителей; о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах), и при необходимости :


  • Проведения экспертизы;
    или
  • Проведения иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Решение о проведении АР принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 2 ст. 28.7 КоАП), которое оформляется соответствующим определением, отвечающим требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ.


Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в статье 28.1 КоАП РФ и могут быть в частности :

  • Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается :


  • Должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения;
  • Прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях .


В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются :

  • Дата и место составления определения,
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
  • Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
  • Статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении данного процессуального документа физическому лицу или , в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности , о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения АР установлен частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ и не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.


КоАП РФ предусмотрена возможность продления срока проведения АР. Указанный выше срок проведения АР продлевается только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело.

КоАП РФ предусмотрены различные варианты продления срока проведения АР, которые зависят от того, какое административное правонарушение (в какой сфере законодательства) совершено. В сфере здравоохранения продление срока проведения АР возможно на срок не более одного месяца и такое продление осуществляется на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.

Решение о продлении срока проведения АР принимается в виде определения, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.

Процедура проведения административного расследования КоАП РФ не регламентирована. Кодексом лишь указано то, что административное расследование проводится либо по месту совершения , либо по месту выявления административного правонарушения.


Представляется, что действия лица, проводящего АР, зависят от конкретного административного правонарушения и могут предусматривать осуществление следующих мероприятий :

  • Получение , показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;
  • Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • Отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • Получение показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
  • Направление различных запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
  • Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (в присутствии двух понятых!) (ст.27.8 КоАП РФ).

По окончании АР:

  • Составляется протокол об административном правонарушении (что означает, что факт совершения административного правонарушения установлен, и производство по делу продолжается);
    либо
  • Выносится .

Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП , в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Важно также помнить, что дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме