Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Существует ли понятие высшее профессиональное образование. Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

Высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса.

Принимая во внимание их предложения и мнения, ожидается, что они примут наиболее благоприятные решения для образовательной системы страны. Высшее образование - это место, где революции не работают. Университеты больше не могут существовать, как сейчас.

Необходима реформа высшего образования. Мы имели внутреннее знание многих прекрасных университетов, работающих людей, которые больше всего нужно, чтобы быть благодарным за то, что наши университеты все еще относительно высокое положение в мире. Следует напомнить, что даже сегодня 4 литовских университетов является одним из 3 процентов лучших университетов мира - и все это несмотря на то, что в течение последнего десятилетия, Литва из национального бюджета в области науки и исследований, посвященных почти половина меньше средств, чем в соседней Польше или Эстонии.

В.п.о. имеет целью подготовку и переподготовку специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, могут получать В.п.о. по сокращённым ускоренным программам.

В Рос. Федерации для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, установлены следующие ступени В.п.о. с присвоением квалификации (степени): "бакалавр" (срок для получения квалификации - не менее четырёх лет); "дипломированный специалист" (срок для получения квалификации - не менее пяти лет); "магистр" (срок для получения квалификации - не менее шести лет). В.п.о. можно получить в университете, академии, институте по дневной, вечерней и заочной форме обучения.

Конечно, мы не должны быть уверенными в себе, и это не оправданная ситуация, которую мы должны исправить в долгосрочной перспективе. Не нормально, когда удостоен докторской степени в человеческой зарплаты ниже, чем в среднем по стране, и первая работа в жизни получил даже изучать информатику зарплату превышает максимально возможный высокий класс профессора зарплату.

Финансирование - это лишь одна из самых важных, но не единственных явлений в системе высшего образования. Сегодня мы сталкиваемся не только литовский демографический кризис, наблюдается снижение числа абитуриентов, но и с предыдущими реформами высшего образования.

Историческая справка. В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за мн. тысяч лет до н.э. В школах высшей ступени молодёжь изучала произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодёжи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон в предлагаемой им трёхступенчатой системе образования аристократической молодёжи выделял высшую - третью - для незначительной части юношей, проявивших способности к теоретическому мышлению. По мере развития науки, техники, культуры расширилось содержание и непрерывно повышался научный уровень высшего образования. В 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии и других странах Европы стали возникать университеты. Они стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины и философии. Восприняв идеи гуманизма в период Реформации, европейские университеты готовили образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. Университеты стремились сосредоточить в себе сумму наук, которая в своём латинском определении - universitas literarum (совокупность искусств) - отразилась в самом названии высшей школы.

По моему мнению, была ошибка в увязывании финансирования университетов с рыночными механизмами - привлечение потоков студентов и студенческих корзин. Сформулированные правила игры привели к ситуации, когда выживание университетов зависело от количества студентов, которые их выбирают. В результате, мы получили побочный эффект, который не предусматривает для более ранних реформаторов, которые бы ожидать, что студенты будут выбирать только качественные программы обучения и неисправно умирают естественную смерть.

В образовательной системе революции развитые страны не. Реформа высшего образования должна осуществляться систематически, наряду с другими секторами образования. В самом деле, многие вещи в образовании не должны даже назвать «реформы», а просто постепенное улучшение в цепи. Везде есть хорошие вещи, которые мы должны поддерживать и укреплять, и вещи, которые мы должны отказаться.

В 1632 создано первое русско-украинское высшее учебное заведение - Киево-Могилянская академия. В 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Начиная с 18 в. отечественное образование, заимствованное по воле Петра I из Германии, развивается преимущественно в традиции германского образования, нацеленного не столько на "элитное" университетское образование, сколько на подготовку специалистов в конкретных областях жизни государства. Светский характер школы, появление высшего образования в европейском его понимании - заслуга Петра I. Возникшая в России высшая школа являлась государственным учреждением, находилась под покровительством государства и служила государственным целям. Она возникла и создавалась прежде всего как школа профессиональная, преследующая цель обеспечить определённую выучку в области тех знаний, которые государству были нужны. В 1725 в Петербурге осн. Академия наук и при ней Академический университет. В 1755 создан первый классический университет в Москве (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).

Дополнительные образовательные системы мира никогда не революции - не только о в скандинавских странах или швейцарцев, он не сделал, и мы закрываем эстонцев, которые сегодня под образовательных результатов является мировой элиты, вблизи Финляндии. Вы совершенно правы, что это не большое количество школ, но только систематический и последовательный подход к высшему образованию может помочь решить все проблемы.

Говоря «системные» не против «министерского», который часто случается на практике и приводит ко многим проблемам. Миссия университетов - развивать профессионализм. В нынешних дебатах есть недоразумение о том, что такое и должно быть современным университетом, какова его миссия. В отличие от колледжей или других школ профессионального образования, суть классического университета заключается не только в том, чтобы предоставить человеку знания по специальности, но и образование, широкий подход к окружающему миру, способность учиться и адаптировать свои компетенции к тем областям, которые еще не на рынке труда, для создания будущей работы мест.

Общий прогресс знаний, развитие промышленности и международной торговли обусловили создание в стране высших специализированных школ. В 1773 в Петербурге осн. приравненное к академии Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России (после ряда организаций с 1866 - Горный институт). В 1779 в Москве при Межевой канцелярии открыта Землемерная школа (ныне Московский университет инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). В 19 в. процесс становления высшей технической школы протекал медленно. В 1809 в Петербурге создан Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне С.-Петербургский университет путей сообщения), в 1828 осн. Петербургский практический технологический институт, а в 1830 - Московское ремесленное учебное заведение "для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями" (впоследствии МВТУ им. Н.Э. Баумана). В конце 19 - начале 20 вв. был открыт ряд высших технических учебных заведений: Электротехнический институт в Петербурге (1891), Московское инженерное училище (1896), Томский технологический институт (1896, открыт в 1900), Петербургский политехнический институт (1899), который представлял новый тип высшего технического учебного заведения по богатству оборудования и новым отделениям (металлургическое, электромеханическое, кораблестроительное, экономическое).

Технологические и специализированные университеты, в отличие от колледжей или технических колледжей, также не готовят студентов к определенному рабочему месту, но обеспечивают высокий уровень знаний специальности, адаптированный в самых разных контекстах, позволяющий разрабатывать новые уникальные технологические решения. Таким образом, университеты - это место, где рождается будущее нашего общества, а не настоящее. Этот стратегический подход часто отсутствует в Литве, потому что иногда кажется, что мы хотим, чтобы университеты проводили профессиональную подготовку «кузнецов».

Организация высшего сельскохозяйственного образования началась в России в конце 18 в. Указом Павла I в 1797 учреждена Практическая школа земледелия с обширным земельным участком близ Петербурга (просуществовала 5 лет). Предыстория Лесного института началась в 1803 с образования в Царском Селе Практического лесного училища. В 1865 в Москве начала функционировать Петровско-Разумовская академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Существовали агрономические отделения при университетах и политехнических вузах.

Университеты - это очень специфические учреждения, которые выполняют уникальную миссию в государстве. Университеты в развитых мирах находятся на переднем крае научного обоснования. Поддерживая и укрепляя университеты, государство, в то же время, укрепляет качество своего общества, предотвращает единое мнение, основывается на одиночных победных выборах или больших суммах денег.

Университеты - это место, которое должно обеспечить нашу культурную преемственность, быть другим подходом и консенсусом по важным для государства вопросам, которые помогут достичь стратегической платформы. Размер не-университетов определяет качество науки и исследований.

Первым типом экономических учебных заведений были коммерческие училища, возникшие во 2-й половине 18 в. В начале 20 в. появились высшие курсы коммерческих знаний, а в 1906 организованы коммерческие институты. Московский коммерческий институт создан усилиями Общества распространения коммерческого образования и меценатов, среди которых необходимо назвать купца А.С. Вишнякова.

Если мы посмотрим на лучшие в мире рейтинги университетов, мы заметим, что нет прямой связи между объемом университетов и качеством их исследований или исследований. В этих рейтингах средние и малые университеты являются преимущественно ведущими, а крупные университеты образуют два столпа - как среди лучших, так и среди худших. Это означает, что размер самого университета не является источником хорошего, но все зависит от того, что происходит внутри конкретного университета, как управляются этими университетами.

Во-первых, это означало бы открытие нескольких крупных, почти монополистических научных учреждений в стране, что привело бы к разрушению даже частичной конкуренции между университетами, что необходимо для динамики всей страны. Во-вторых, чем больше структура, тем больше она становится бюрократией, административный аппарат расширяется, а отношения между учителем и учеником безличны. В настоящее время, когда университеты проводят онлайн-исследования, ведущие университеты мира подчеркивают работу небольших студенческих групп, а создание крупных университетских заводов, выделяющих большие потоки студентов, будет возвратом к старым временам.

Осн. типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии, учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения; учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты или высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Первым самостоятельным педагогическим высшим учебным заведением был Гл. педагогический институт (1816). В начале 20 в. стало быстро развиваться высшее женское педагогическое образование. Наибольшей известностью пользовались Петербургские Бестужевские курсы, Московские Высшие женские курсы В.И. Герье (см. ).

Самые успешные глобальные университеты. Однако здесь сравнение заканчивается, особенно когда речь идет о различиях бюджета. Годовой бюджет Гарвардского университета в четыре раза выше, чем литовский годовой бюджет и примерно в 400 раз выше, чем в Вильнюсском университете, и даже с добавлением одного или нескольких небольших университетов эти цифры мало изменится. Кроме того, говоря о ведущих университетах мира, таких как Кембридж или Оксфордский университет, мы должны помнить, что они чрезвычайно децентрализованы.

Они состоят из отдельных колледжей с большими правами внутренней автономии. Реформа правительства Сквиннеля сейчас движется в этом направлении. Таким образом, эти университеты представляют собой, по-видимому, большие структуры, и внутри они состоят из множества небольших активных «ячеек». Между тем, крупные университеты в нижней части рейтинга часто имеют общую точку зрения, что они выступают в качестве бюрократических государственных учреждений, где лица, принимающие решения из отдаленных администраций, отправляются в науку и учиться.

Преподавание медицины в России стало более или менее регулярным со 2-й половины 17 в. При крупных военных госпиталях были открыты госпитальные школы (первая создана в Москве в декабре 1707 при Сухопутном госпитале). В 1764 в Московском университете начал действовать медицинский факультет. В 1798 Московский и Петербургский медико-хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии. В 1895 основан на частные пожертвования Петербургский женский медицинский институт (с 1904 - на государственном финансировании). В начале 20 в. подготовка врачей в России велась 10 медицинскими факультетами университетов, высшими женскими курсами, Военно-медицинской академией. Дореволюционная медицинская школа воспитала плеяду всемирно известных учёных и врачей-практиков, в числе которых Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, Н.М. Якубович, Н.Ф. Филатов, В.М. Бехтерев и др.

Города с несколькими конкурентоспособными университетами - это правило, а не исключение из мировой практики. В Вильнюсе или Каунасе есть много городов, по крайней мере, один успешный классический, технологический и специализированный университет в мире. Мы можем посмотреть на такие страны, как Швейцария, Австрия или соседняя Польша, а в международной практике это более быстрое правило, а не исключение.

Пока что дискуссия в Литве касается только трансформации государственных университетов, но очень мало обсуждается о других высших учебных заведениях - колледжах и частных высших учебных заведениях. Что касается качества высшего образования, то их нельзя оставлять в кулуарах дискуссии. Если сегодня мы скорее односторонне пытаемся оптимизировать только сеть государственных университетов, вполне вероятно, что многие неопубликованные студенты предпочтут учиться в частных высших учебных заведениях или эмигрировать.

Развитие профессионального музыкального образования началось в 1-й половине 18 в. В 1740 при Придворной капелле, которая св. 200 лет готовила квалифицированных хористов, дирижёров, композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский), был учреждён "инструментальный класс". Музыкальные классы были открыты в Академии художеств. В 1779 в Петербурге начала работу первая в России специальная школа сценических и музыкальных искусств - Театральное училище. Первая отечественная консерватория открыта в Петербурге в 1862, в 1866 создана Московская консерватория. В становлении художественного образования большую роль сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петербургской типографии. В середине 18 в. возникли Рисовальная и Гравировальная палаты при АН. В 1757 осн. Академия трёх знатнейших художеств, преобразованная в 1764 в Рос. имп. АХ. В 1893 на базе училища при АХ учреждено Высшее художественное училище. Существовали также художественные учебные заведения, осн. обществами и частными лицами.

Не будем забывать, что литовские университеты конкурируют с университетами соседних стран, особенно с Скандинавией, предлагая бесплатные университетские исследования. Община является важной основой успеха университетов. Университеты - это место, где сообщество студентов и учителей является главной движущей силой организации. Поэтому любые изменения в высшем образовании должны проводиться только путем диалога, формирования консенсуса и поддержки среди академического сообщества. На мой взгляд, модель, одобренная Сеймом классических, технологических и специализированных университетов, вполне оптимальна.

С быстрым развитием экономики в конце 19 - начале 20 вв. придавалось всё большее значение В.п.о., обеспечивающему профессиональную компетентность и высокую квалификацию специалистов. В 30-70-х гг. 20 в. во главу угла в процессе В.п.о. ставилось усвоение совокупности знаний, обеспечивающих овладение основами наук. Образование отождествляется с профессиональной подготовкой.

Современное состояние. Система отечественного В.п.о., несмотря на признаки кризисного состояния, является в настоящее время одной из самых развитых в мире. В 2000 насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 90 госуд

В 1994 Правительство России утвердило Федеральную программу развития образования, в соответствии с которой определены гл. задачи и для системы высшего и среднего профессионального образования: создание надёжных гарантий реализации государственной политики в области профессионального образования; обеспечение широкого доступа к профессиональному образованию, повышение его качества и конкурентоспособности; сбалансированное развитие системы профессионального образования; его высокая социальная и экономическая результативность. Осн. инструменты реализации этих задач: децентрализация управления системой; автономия вузов (см. Автономность) и академические свободы; диверсификация образовательных программ и образовательных учреждений. Законом РФ об образовании (1992) предусмотрено последовательное развитие принципов демократизации управления и автономии учебных заведений путём самостоятельного определения ими содержания образования и методов обучения, установления своей организационной структуры, схемы управления и финансово-хозяйственного механизма с учётом реальных условий в регионах. Развиваются осн. принципы и организационные формы демократического, государственно-общественного управления деятельностью системы В.п.о. Введены новые стандарты и классификаторы направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированные программы обучения. Осуществляется процесс преобразования специализированных институтов в университеты, отраслевые академии. Учреждения В.п.о. ведут научные исследования как фундаментального, так и прикладного назначения; при них развита большая сеть научно-исследовательских институтов и отраслевых, проблемных лабораторий, которые выполняют более 90% всего объёма научных исследований.

Законом РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996) определены гл. задачи вузов: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения (подготовка студентов к профессиональной деятельности); подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов.

Управление системой В.п.о. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования является составной частью социально-экономической политики и представляет целенаправленную деятельность органов государственной власти России и её субъектов по обеспечению развития этих ступеней образования на принципах, заложенных в законах Рос. Федерации об образовании и о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Организационной основой государственной политики стала "Федеральная программа развития образования", утверждённая Федеральным законом РФ (№ 51-ФЗ) в апреле 2000, а также образовательные программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В.п.о. является Министерство образования РФ. В нижней палате Федерального Собрания (Государственная Дума) в составе Комитета по науке и образованию имеется подкомитет по высшему образованию, осуществляющий законодательный контроль за прохождением и исполнением бюджета, а также обеспечивающий работу по подготовке, обсуждению и принятию всех законодательных актов в области высшего образования. В Совете Федерации также есть Комитет по науке, культуре и образованию, который на своём уровне осуществляет функции контроля по всем вопросам В.п.о.

К компетенции федерального органа государственного управления высшим образованием (Министерства образования РФ) относится: разработка и реализация целевых федеральных программ в области среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; формирование структуры, перечня специальностей и направлений среднего и высшего профессионального образования, разработка федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов и установление требований к содержанию образовательно-профессиональных программ различного уровня; проведение лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; установление форм документов о среднем, высшем, послевузовском профессиональном образовании, определение их эквивалентности, проведение нострификации иностранных документов о соответствующих уровнях образования; разработка прогнозов подготовки специалистов и предложений по объёмам бюджетного финансирования и капитальному строительству; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем среднего, высшего и послевузовского образования по определению объёмов и структуры подготовки специалистов, установление объёмов и структуры приёма студентов, аспирантов и докторантов в государственные образовательные учреждения на обучение за счёт средств федерального бюджета. Для оценки качества подготовки и деятельности системы высшего образования в системе государственных органов создана государственная аттестационная служба, для которой предусмотрены следующие функции в области В.п.о.: контроль над соблюдением федеральных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; контроль над лицензированием и государственной аккредитацией вузов; контроль над качеством подготовки выпускников по завершению каждого уровня высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными стандартами. Каждое высшее учебное заведение независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости проходит аттестацию не реже одного раз в 5 лет.

Федеральной программой развития образования России в части высшего и среднего профессионального образования предусмотрены следующие основные положения: сохранение бесплатности на конкурсной основе государственного высшего и среднего профессионального образования, расширение доступа к высшему образованию с увеличением удельного веса очно-заочных и нетрадиционных форм получения образования на расстоянии (), постепенный переход на нормативное и стабильное финансирование. Важнейшей задачей является сохранение и развитие единого образовательного и информационного пространства России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 46-48)

Образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 101)


Педагогический терминологический словарь. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое "Высшее профессиональное образование" в других словарях:

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования и подтвержденный дипломом об окончании вуза. В языковых …

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Высшее профессиональное образование - 1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным… … Официальная терминология

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, подготовку квалифицированных педагогических кадров и научных работников, а… … Профессиональное образование. Словарь

    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА - в целях подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области финансов и кредита Минобразование РФ в рамках Государственного стандарта (государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки) 2000 утвердило… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель приспособление учащихся к особенностям избранной… … Российская энциклопедия по охране труда

    Социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и … Педагогический терминологический словарь

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс трудовой подготовки личности, обеспечивающий ее ориентацию в мире профессий и овладение конкретной специальностью. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. зафиксированы соответствующие уровни… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Профессиональное образование - Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Профессиональное образование - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Профессиональное образование (также профессионально техническое образование) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально… … Википедия

1. Образование, содержание которого сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников. 2. Уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.д.) В.о. – результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники. Специфика в.о. в непосредственном взаимодействии образования и научной деятельности, преподавании учебных дисциплин на уровне, максимально приближенном к актуальным достижениям науки к практики, повышенные требования к социально-гражданской и деловой подготовке выпускников учебных заведений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

уровень образования, получаемый на базе среднего в высших уч. заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т. п.). В. о. - результат усвоения такой совокупности систематизиров. знаний и навыков деятельнос! и, к-рая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследоват. и практич. задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки, техники. Прагматич. понимание В. о. только как приобретения высшей по специальности квалификации не вполне адекватно: цель В. о. - развитие личности человека, его интеллектуальных способностей, нравств. качеств. Специфика В. о. - непосредств. взаимодействие образования и науч. деятельности, преподавание уч. дисциплин на уровне, максимально приближенном к актуальным достижениям науки и практики, повышенные требования к социально-гражд. и деловой подготовке выпускников уч. заведений. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в сфере В. о. (см. также Высшие учебные заведения).

Попытки организац. выделения обучения для лиц, предназначавшихся к деятельности на высших ступенях социальной иерархии, отмечены еще в гос-вах Др. Востока, т.е. в раннеклассовом обществе. Содержание В. о. впервые четко оформилось в период античности. Платон впервые выделил элементарную, среднюю (общеобразоват.) и высшую ступени обучения. Древнегреч. идеал образования признавал достойными свободнорожденного только предметы, способствовавшие духовному совершенствованию. На содержание обучения на высш. стадии оказывал влияние быт антич. гос-в, участие граждан в собраниях, выборность и т. п., достаточно высокий уровень развития науки и связанный с этим интерес к филос. знанию. Основой В. о. был признан канон «круга знаний», или «энциклопедии», позже, в Др. Риме, получивший назв. семи свободных искусств. В Др. Греции после овладения этим каноном юношам надлежало получать подготовку по философии (как считал Платон) или по риторике (как считал Исократ). Аристотель впервые указал на необходимость сочетания широкого общего образования с изучением профессии, причем общеоб-разоват. подготовка должна быть направлена на выработку ориентации во мн. предметах и способностей к самостоят. суждению. Через труды Аристотеля идеалы В. о. на базе широкого общего образования перешли в средневековье и сохранили свое значение практически до современности.

Важный этап в истории В. о. - возникновение первых университетов. Они создавались как корпорации ученых неск. специальностей и школяров, избравших для будущей проф. деятельности богословский, мед. или юрид. ф-ты. Становление в 15-16 вв. «. латинских школ», гимназий и т. п. способствовало перенесению изучения свободных иск- в на среднюю ступень, к-рая, однако, в течение неск. веков была организационно связана с высшей (см. Коллегии, колледж). Предпринимались попытки организации проф. образования на рационалистич. основе. Напр., зародившаяся еще в доуниверситетскую эпоху отд. мед. школы с течением времени сумели выработать такие метод. системы преподавания, к-рые обеспечивали воспитанникам высший для своего времени уровень проф. подготовки. Таковы мед. школы в Салерно (Италия; осн. в 9 в., достигла особой известности в 11 - 12 вв.), в Монпелье (Франция; осн. в 13 в.).

Науч. подъем, начавшийся в эпоху Возрождения и приведший в 17 в. к созданию классич. науки нового времени, распространение гуманистич. идеалов и представлений о значимости человеческой деятельности для благополучия гос-ва способствовали переориентации практики В. о.

На базе механистич. естествознания был накоплен Значит. материал, сделавший возможным широкую дифференциацию наук и, т. о., специализацию их преподавания. В 17-18 вв. еще на традиционных для ун-тов богословском, мед. и юрид. ф-тах началось преподавание новых систематич. курсов естеств. права, естеств. истории, гражд. истории, физики, фармации и др. Специализация предметов влекла за собой открытие соответствующих новых кафедр и ф-тов. На базе последних нередко создавались и новые уч. заведения.

В 17-18 вв. подготовку специалистов на основе новейших данных с использованием в уч. процессе лабораторных опытов, экспериментов, участие в экспедициях и т. п. взяли на себя науч. об-ва и академии наук, пользовавшиеся покровительством гос-ва (Лондонское королевское об-во, Парижская АН, Петерб. АН и др.). Однако фактически за об-ва-ми и АН на продолжит, время закрепилась подготовка исследователей по осн. направлениям фундаментальных естеств. наук.

Усиление практич. начал в содержании образования было шагом на пути к утверждению реального направления в деятельности высш. школы. Оно впервые оформилось как общенац. система в уч. заведениях, открытых во Франции в период революции 1789 (Политехн. школа, Нац. школа мостов и дорог и др.); в них преподавали ведущие ученые страны. В новых уч. заведениях как самостоятельные предметы стали преподаваться механика, геометрия, рисование, экономика и др. Созданные как светские проф. школы, они с развитием техн. наук и накоплением метод. опыта преподавания стали

высш. уч. заведениями. Подобная эволюция характерна в 18-19 вв. для мн. центров проф. образования в Европе, в т. ч. в России (Горное уч-ще в Петербурге и др.). В 19 в. оформились оси: совр. отрасли В. о. и их группы. На понимание В. о. в 19 в. сильное воздействие оказала реформа, осуществленная по инициативе В. Гумбольдта при основании Берлинского ун-та: тесная связь преподавания с науч. исследованиями, в к-рых участвовали как профессора и преподаватели, так и студенты. На подобную практику организации В. о. стали ориентироваться ведущие уч. центры мн. стран.

Ун-ты ставили целью широкое гуманитарное или естеств.-науч. образование, а отраслевые вузы - прочные практич. знания, и в нек-рых случаях, в силу субъективных факторов, они обеспечивали своим выпускникам достаточно широкое общенауч. образование. Такой положит. опыт, получивший междунар. признание, связан, напр., с деятельностью Моск. техн. уч-ща (ныне Моск. техн. ун-т), где в 70-х гг. 19 в. была разработана т. н. русская система техн. образования, Петерб. технол. ин-та, Петерб. медико-хирургич. академии (ныне Военно-мед. академия). Организация и программы В. о., сложившиеся в зап.-европ. странах в нач. 19 в., послужили образцом для вузов США и мн. др. стран. В 19 в. между уч. и науч. деятельностью зап.-европ. ун-тов наметился разрыв: науч. работа все более концентрировалась в специализи-ров. НИИ при ун-тах, постепенно отдаляясь от уч. задач. В целом В. о. было нацелено на передачу будущим специалистам такой относительно завершенной совокупности знаний, к-рых им хватит на весь период практич. деятельности. Определенное тяготение В. о. к стабильным уч. курсам в условиях пром. революции последней трети 19 в. и ускорения науч.-техн. прогресса приводило к отрыву В. о. от потребностей науки и произ-ва.

В сер. 20 в. НТР привела к серьезному изменению и перестройке связей В. о. с обществом, наукой, произ-вом: В. о. становится важным и активным фактором экон. и социальной жизни. Расширяются функции В. о. как в сфере непосредственно образования и воспитания, так и в сфере науки и ее практич. освоения, в т. ч. в произ-ве. Это требует повышения качества В о., т.е. прежде всего уровня получаемых специалистами знаний и навыков и их соответствия реальным потребностям практики. Существенно преобразуются цели В. о. С возрастанием темпа науч.-техн. прогресса меняется характер работы специалиста. Образования, полученного в уч. заведениях, хватает лишь на непродолжит. период, и специалист. постоянно сталкивается с новыми, не освоенными практикой проблемами. Содержание В. о. переориентируется на выработку умения самостоят. анализа новой информации, освоения новых знаний. Возрастают требования к проф. мобильности, к быстрой переквалификации. В. о. призвано давать наряду с общей и проф. подготовкой базу для систематич. продолжения образования в течение всей трудовой деятельности; обучение в вузе становится, т. о., одним из этапов в освоении постоянно развивающихся проф. знаний.

НТР превращает интеллектуализацию трудовой деятельности в ведущий фактор развития проф. функций практически всех категорий экономически активного населения. Качеств, сдвиги в характере труда вызывают Значит. возрастание в общем числе занятых доли специалистов, получивших образование в вузах. Повышение требований к качеству труда привело к обновлению мн. профессий; вузы стали готовить студентов по тем профилям, к-рые раньше не относились к группе вузовских: нек-рые категории экономистов и управленцев, медиков и педагогов, работников сферы услуг и др. Превратилась в массовые профессии деятельность исследовательская и связанная с науч. обслуживанием. Одновременно увеличивается подготовка в вузах специалистов с учеными степенями.

Уровень и динамика развития В. о. в Значит. мере определяют культурный, науч. и техн. потенциал общества как один из осн. факторов долговременного воздействия на его прогресс. В системе В. о. формируется тот корпус специалистов, к-рый обусловливает темп и масштабы проникновения новых науч. идей в культуру, экономику, хоз. практику. Наукоемкий характер совр. произ-ва, расширение применения науки в социальной сфере формируют новый тип взаимодействия науч. знания, образования и труда. Изменилась трактовка связи между уровнем проф. знаний и навыков, приобретаемых в вузе, и квалификацией специалиста. Сохранив как базовый первый уровень проф. квалификации (напр., инженер), мн. страны стали вводить кроме него дополнит, уровни (напр., мл. инженер, инженер-исследователь и т. п.). Аналогичный подход наметился и в отношении к науч. квалификациям. Высшая школа стала приобретать характер многоступенчатой, активно включая в свою сферу образоват. циклы (ранее в большинстве стран остававшиеся целиком в системе ср. школы), а также нек-рые аспекты среднего спец. образования. Эта перестройка позволяет вузам более гибко реагировать на запросы практики, делает возможным для студента более раннее вступление в проф. жизнь, не прерывая его образования (см. Вечернее обучение, Заочное обучение).

Содержание В. о., его организация и методы находятся в стадии непрерывного обновления, ориентируются на прогнозируемые наукой и практикой перспективы. Совр. В. о. призвано учитывать особенности НТР, когда выпускник вуза сталкивается со Значит. числом практич. проблем, к-рых преподавание в вузе не могло учесть в силу их новизны. Решение таких проблем возможно лишь на основе актуальных данных науки и при творческом отношении к своему делу. Т. о., система В. о. отходит от простой передачи учащимся готовых знаний, навыков исполнения нек-рых, некогда жестко определенных проф. и должностных функций. Гл. задачей высш. школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые науч. идеи, анализировать и применять их в условиях самостоят. проф. деятельности. В. о. может оставаться эффективным, отыскивая резервы совершенствования в самом характере знаний, приобретаемых студентами, в методах преподавания и изучения вузовских курсов наук. Как никогда прежде, задачи проф. подготовки сближаются с целями развития личности, ее гражд., нравств. и культурного совершенствования. В. о. по своей природе - системный объект, сложный как по своей структуре, строению и функциям, так и по многообразному взаимодействию со всей социальной сферой, и исследование В. о. возможно только на позициях системного подхода. Действие системы В. о. как социального института в эпоху науч. u технол. революции не вполне осмыслено пед. наукой.

Центр. проблема совершенствования В. о. - определение содержания образования. Оно находится в зависимости от сложных и быстро меняющихся условий, в к-рых приходится работать совр. специалисту. По нек-рым оценкам, совр. прикладные знания обесцениваются наполовину в течение 5 лет, т.е. фактически за время, меньшее срока обучения в вузе. Одновременно динамично меняются профессии и специальности; практически во все профессии проникают новые объекты и методы труда. Эти процессы вызывают необходимость систематической корректировки и обновления уч. материала и специальностей подготовки. Но экстенсивное расширение уч. программ, постоянное дробление специальностей уже не приводят к желаемому совершенствованию В. о. Мн. подходы к В. о. радикально меняются в условиях информатизации общества и образования.

Формирование содержания В. о. подчиняется общим дидактич. принципам: единства воспитания и обучения, единства теории и практики, оптимизации уч. информации, системности обучения. Теоретич. подготовка специалиста должна быть достаточной для науч. понимания явлений, процессов и закономерностей той сферы знания, в к-рой будет протекать его проф. деятельность. Ведущей тенденцией совершенствования В. о. в условиях НТР стала его фундаментали-зация, т.е. ориентация на расширение общетеоретич. кругозора будущего специалиста. При этом осн. функцией практич. подготовки становится формирование навыков самостоят. исследоват.-поисковой деятельности, освоение спец. знаний и практич. навыков должно совпадать, а в своем содержании они должны быть преемственными к теоретич. подготовке как к своему науч. базису. Специалисты, получившие подготовку в вузе, должны владеть знаниями как системой, и это требование диктует необходимость определять содержание образования по каждой специальности как относительно целостную отрасль знаний. В уч. планах и программах предполагается учет внутрипредметных и межпредметных логич. связей. Целесообразный объем уч. материала, к-рый может быть освоен в течение определенного времени, устанавливается с учетом психофизиол. возможностей студентов и рациональными, в т. ч. экономически оправданными, сроками обучения.

Определение содержания В. о. и его переработка в систему уч. предметов и в конкретный уч. материал проходят неск. этапов. Среди них первое место занимает анализ области проф. деятельности. В ходе такого анализа выявляются объекты труда, функции и его содержание как в целом по отрасли знания, так и в отд. видах проф. деятельности. Это позволяет обоснованно сформулировать систему требований к знаниям и навыкам, необходимым для выполнения проф. обязанностей. Формируется т. о. квалификац. характеристика совокупного специалиста. На ее основе определяется профиль специальности и специализации подготовки, к-рые дают основания для построения общих схем уч. планов, установления соотношения в нем разл. уч. дисциплин, в т. ч. обязательных и альтернативных.

Избранная модель специалиста служит основой для формирования образоват. стандартов, создания системы уч. программ, для диверсификации функций самих вузов, их специализации и т. п.

Уч. дисциплины В. о. по конкретному профилю делятся на общенаучные, общепрофессиональные и спец. циклы подготовки. К общенауч. циклу относятся как фундаментальные дисциплины соответствующей отрасли знания, так и группа уч. курсов, призванных способствовать формированию личностных и гражд. качеств специалиста. Эта группа предметов включает (вне зависимости от избранного профиля) широкий набор курсов истории, философии, логики, экономики, эстетики и др. и в Значит. степени связана с довузовской общеобразоват. подготовкой, в т. ч. школьной. Воспитат. потенциал этих курсов ориентирован на широкое понимание специалистом целей и социальной значимости избранной профессии и собств. трудовой деятельности. Включение в подготовку специалистов широких общеобразоват. программ, нацеленных на освоение принципов, осн. концепций, методов науч. анализа из разл. отраслей знания, в т. ч. не связанных непосредственно с проф. знаниями, но формирующих широкий кругозор и общенауч. ориентацию, рассматривается как важный элемент В. о. Хотя не во всех странах эти курсы считаются обязательными, степень их изученности учитывается при оценке академич. успешности обучения студента. Среди др. дисциплин общенауч. цикла выделяются обязательные для прохождения, альтернативные и факультативные (в зависимости от профиля). Общенауч. цикл служит теоретич. базой для всей подготовки в вузе.

Объем и уровень преподавания общепрофессиональных предметов в Значит. мере определяют широту профиля подготовки в вузе, а состав и содержание соответствующих уч. дисциплин меняются в зависимости от задач спец. обучения. Для общепрофессиональной подготовки характерными стали интеграция дисциплин в нек-рый широкий курс, на единой мето-дол. основе освещающий общие принципы деятельности по профессии. Осваивая уч. дисциплины спец. цикла, студенты получают знания и навыки, соответствующие непосредственным проф. функциям специалистов и позволяющие переходить к практич. деятельности. Содержание спец. дисциплин - наиб. мобильный компонент подготовки в вузе.

В условиях НТР ведущую роль в стратегии развития В. о. стала играть подготовка специалистов широкого профиля по укрупненным специальностям, перечень к-рых регулярно пересматривается самими вузами совм. с учреждениями и орг-циями, для к-рых осуществляется подготовка. Спрос. на рынке труда определяет количеств, масштабы подготовки по конкретным специальностям и специализациям. При небольшой потребности в нек-рых из них практикуется индивидуализация уч. программ, дополнит, подготовка, в т. ч. в рамках т. н. последип-ломного обучения. По массовым профессиям сохраняется традиц. специализация.

Уровень подготовки специалистов в Значит. степени определяется качеством уч. плана, программ и их соответствием требованиям совр. развития культуры, науки, техники. Важное значение имеют традиции, сформировавшиеся в конкретном вузе или в нац. системе высш. школы. Для оптимизации планирования совр. уч. процесса используются структурно-логич. схемы и сетевые графики отд. дисциплин всего курса обучения. Эффективны в этих целях ЭВМ. С их помощью возможно выявлять, анализировать и упорядочивать связи между отд. дисциплинами уч. курса, а также связи между разл. элементами уч. процесса. Результатом планирования становятся расписания занятий, в к-рых учитываются разл. аспекты: метод. изложение в соответствии с логикой уч. предмета и психофизиол. возможностями студента, организац., индивидуальные (учитывающие необходимость самостоят. работы студентов).

Решающее значение в усвоении студентами сложного содержания образования, в реализации совр. принципов организации уч.-воспитат. процесса принадлежит непосредств. пед. процессу, т.е. взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности преподавателей и студентов. Поэтому в совр. В. о. с особой остротой стоят проблемы совершенствования форм и методов работы как студентов, так и профессоров и преподавателей.

Дидактич. цикл обучения в совр. высш. школе интегрирует традиционные, оправдавшие себя в длит. практике принципы и приемы преподавания, с новейшими методами организации передачи и усвоения знаний; система организац. форм обучения предусматривает четкую регламентацию соотношения, объема и последовательности разл. видов и форм уч. работы. Центр. звено в дидактич. цикле обучения в вузах большинства стран - лекция. По отношению к процессу усвоения знаний она носит обеспечивающий характер, но как наиб. гибкая форма обучения способна компенсировать известное отставание в обновлении уч. информации, присущее учебникам и нек-рым др. видам пособий, и т. о. активизировать познават. деятельность и творческие интересы студентов. Важное место в системе форм и методов обучения в В. о. занимают аудиторные практич. занятия под руководством преподавателя: семинары, лабораторные работы и др. Они содействуют овладению студентами методами работы, наиб. типичными для конкретной уч. дисциплины, и, хотя не лишены «ученичества», при творческом использовании способны усиливать проблемный характер обучения, индивидуализацию занятий и т. п. Широкое распространение получило программированное обучение.

К внеаудиторным практич. занятиям относятся производств. практика, курсовые и разл. итоговые, в т. ч. выпускные, работы, обеспечивающие единство теоретич. и практич. подготовки. Среди этих занятий особое место принадлежит практике в условиях проф. деятельности. В 80-х гг. в вузах большинства стран мира перешли к непрерывной практике обучающихся по профессии, начиная с первого года обучения. Итоговые работы трактуются как наиб. полно моделирующие задачи проф. деятельности будущих специалистов и наиб. объективно демонстрирующие достигнутый ими уровень освоения профессии и специальности, творческого осмысления проф. задач. В 70- 80-х гг. сформировалась устойчивая тенденция к усилению исследоват. характера этих работ.

Уч. процесс в высш. школе в совр. условиях в возрастающей степени приобретает для студентов характер самостоятельного и поискового, направляемого преподавателями на основе психол.-пед. стимулирования мотивации уч. труда. Самостоят. работа в вузе имеет сисТематич., усложняющийся, непрерывный характер. Элементы самостоят. работы органически включены во все виды уч. работы, а качество самоподготовки студентов определяет и эффективность аудиторной их работы. Повышение удельного веса самостоят. работы при одновременном усилении ориентирующих функций аудиторных занятий - одно из направлений совершенствования организации уч.-воспитат. процесса.

Эффективное управление познават. деятельностью студентов и уч. процессом в целом предполагает точное знание результатов обучения. Разл. формы уч. контроля (проверочные и домашние работы, рефераты, отчеты, зачеты и экзамены) с дидактич. точки зрения представляют собой прежде всего этапы уч. процесса, на к-рых происходит оформление знаний в систему. В совр. вузах используются все виды оперативного (непосредственно в процессе обучения), текущего (по результатам изучения определенного раздела и темы) и итогового контроля. Вместе с тем в системе В. о. эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки уч. процесса, совершенствования преподавания. Во мн. странах выпускные экзамены принимаются спец. гос. комиссиями, по решению к-рых молодому специалисту выдается документ, удостоверяющий получение образования и квалификации.

Для вузов мн. стран участие студентов в исследоват. работе - давняя традиция. В совр. условиях эта тенденция охватила большинство отраслей В. о. Взаимосвязь исследоват. деятельности и обучения создает условия для развития творческих способностей личности и приобретения необходимых навыков науч. труда. Сложная проблема интеграции исследоват. деятельности и обучения решается чаще всего на путях включения элементов науч. исследований или разделов исследоват. характера в аудиторные и самостоят. работы, подготовку студентами науч. обзоров, рефератов и т. п. по общенауч., общепрофессиональным и др. дисциплинам, выполнения исследований в соответствии с уч. планом и в процессе подготовки итоговых работ. Интеграция науки и образования возможна и успешна лишь при достаточно развитом науч. потенциале вуза, к-рый опирается на необходимую науч.-техн. базу.

Рост техн. оснащения уч. процесса в высш. школе, в т. ч. внедрение компьютерной техники и др. ТСО, рационализирует мн. аспекты обучения и контроля уч. деятельности студентов. Это вовсе не означает принижения роли педагогов. Наоборот, повышение степени индивидуализации обучения наполняет труд вузовского преподавателя новым содержанием; в центр внимания ставится задача руководства познават. деятельностью студента, развитием творческих начал его личности, воспитанием проф. качеств специалиста. Возрастают требования к квалификации вузовского педагога: он должен быть не только хорошим специалистом по своему предмету, но и обладать навыками дидактич. обработки уч. материала, знанием психол.-пед. закономерностей процесса обучения. Решающее значение имеет пример его как морально ответственной личности, осознающей нравств. аспекты деятельности специалиста и гражданина.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме