Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Установка шлагбаума во дворе МКД – как не нарушить законодательство.

Москвичка Cветлана Ермакова живет во 2-м Хвостовом переулке, дом 10, корпус 12. Недавно между ее домом и соседним снесли ракушки. Территорию облагородили, а потом внезапно установили шлагбаум. Подъехать к своему подъезду ближе чем на пять метров Светлана не может. «А ведь доступ к подъезду должны иметь и машины скорой помощи и пожарной службы, да даже если мебель привезут — к крыльцу приблизиться невозможно», — говорит она.

Светлана пыталась общаться с жильцами, которые установили шлагбаум и владеют ключами от него. Разговора не получилось. Они сказали, что разрешение на установку у них есть, но документы не показали. Тогда Светлана обратилась в управу района Якиманка: «Глава управы меня внимательно выслушал, сказал, да, это неправильно. Пообещал, что проведет собрание жильцов трех домов до 4 июля, но до сих пор никакого собрания не было.

Светлана говорит, что не против шлагбаумов как таковых. Ведь она живет в центре, ездит на автомобиле и проблема с парковками ей известна. Но решение должна принимать не ограниченная группа людей, а все жильцы двора, в котором хотят поставить шлагбаум.

Руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Москве Виктор Бирюков советует в подобных случаях сразу обращаться к участковому. «Если вы видите незаконно установленный шлагбаум, звоните участковому. Он придет, проверит, свяжется с представителями городской административно-технической инспекции (АТИ) и выяснит, законно установлено заграждение или нет. Если ничего не согласовано, шлагбаум уберут очень быстро».

Поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы

По словам Бирюкова, автомобили спецтехники не имеют права ломать заграждения или переставлять машины, мешающие проезду. Поэтому пожарные всегда ищут хозяев автомобилей, перегородивших доступ к дому. Счет в это время идет на секунды, на кону — человеческие жизни, и любые препятствия становятся не просто помехой, а причиной страшных последствий, говорит Бирюков.

Проблема незаконных ограждений столичных дворов вновь стала актуальной после того, как муниципальные депутаты предложили городским властям упростить процедуру

Блогер Илья Варламов считает, что, если мэрия и согласится на это, количество заграждений в Москве не увеличится: «Те, кто хотел ставить заборы и шлагбаумы у своих домов, они их уже поставили или ставят. С упрощением процедуры их станет больше ненамного — от силы на 10%». Варламов говорит, что ему не нравится «город заборов», но он понимает тех, чьи дома стоят у вокзалов, метро или экспоцентров. «Мой друг жил возле экспоцентра, так его соседи во дворе даже организовали дежурство, следили, чтобы чужие автомобили не парковались у них под окнами».

Да, поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы. Но можно ведь найти и иной вариант. Варламов предлагает, к примеру, ввести практику резидентских парковок, когда автоместа во дворе — только для жителей этого дома или района. Если жители видят «чужую» машину во дворе, вызывают эвакуатор, и он увозит ее на штрафстоянку. «К сожалению, у нас всегда идут по пути запрета: поставить забор, шлагбаум. И это очень плохо», — считает блогер.

Дмитрий Кох , руководитель проекта «Сердитый гражданин»

— Если нет протокола собрания собственников дома с более чем 50% голосов за установку шлагбаума, то шлагбаум во дворе — чистое самоуправство. Но даже если шлагбаум установлен по согласованию всех жильцов и управы, его все равно могут снести на законных основаниях.

Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность установки подобных устройств на придомовой территории, которая не оформлена в установленном законом порядке, а в Москве далеко не все кварталы прошли процедуру межевания.

Во-вторых, согласовать проект с пожарными и ГИБДД очень сложно. Представители этих ведомств против подобных экспериментов по соображениям безопасности: в случае пожара или экстренного вызова их машины не смогут проехать к нужному подъезду. Беспрепятственный проезд можно обеспечить лишь при наличии круглосуточной охраны, а к этому жильцы в большинстве своем не готовы.

Если государственные инспекторы пожарного надзора, входящие в структуру МЧС, выявят нарушения в установке шлагбаума, то на собственников объекта (ТСЖ, УК, управа) будет наложен штраф и выдано предписание убрать незаконное ограждение.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ (статья 20.4, часть 8), за ограничение доступа к домам предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении должностных лиц — 10 тыс. руб., для юридических лиц — 150 тыс. руб.

Количество машин на улицах растёт изо дня в день, и зачастую практически невозможно найти для своего автомобиля место во дворе собственного дома вечером в воскресенье. При этом всё чаще организованные парковки, сделанные специально для жильцов того или иного дома, занимают посторонние лица. Желание бороться с этим положением вещей вполне объяснимо, и именно по этому сегодня всё чаще и чаще во дворе можно увидеть, как производится установка шлагбаума.

Тем не менее, двор многоэтажного дома – это не просто ваша личная территория, и монтаж объектов на ней нуждается в процедуре согласования, которую обязательно надо пройти, чтобы потом не демонтировать дорогостоящее оборудование.

Как законно произвести монтаж шлагбаума?

Давайте разберемся, законно или нет производить установку шлагбаума во дворе в РФ, и что для этого нужно. В первую очередь, надо оформить общее долевое владение участком перед домом. Несмотря на то, что он, казалось бы, по умолчанию принадлежит жильцам, это право надо оформить юридически. Делается это следующим образом:

  • На общем собрании жильцов или в Товариществе собственников жилья (если такое есть в вашем доме) нужно принять решение о формировании земельного участка, на котором располагается многоэтажка, а также решение о его постановке на кадастровый учёт. Учтите, что в общем собрании также принимают участие владельцы нежилых помещений дома.
  • В органы государственной власти предоставляется обращение общего собрания жильцов о постановке участка общей долевой собственности на кадастровый учёт.
  • Проводится ещё одно общее собрание жильцов, на котором принимается решение об установке и эксплуатации шлагбаумов дворе. Важно помнить, что согласие подтверждается в письменном виде, а количество поддержавших идею должно быть не менее 51%, хотя в идеале лучше заручиться поддержкой не менее 70% жильцов.
  • Составляется смета по закупке и установке оборудования, подбирается модель, указываются технические характеристики. В Сети вы можете найти множества примеров смет на установку шлагбаума, а некоторые компании, занимающиеся монтажом ограждений, также помогут вам в её составлении (разумеется, под вашим контролем).

После того, как вопрос владения участком решён и согласование с жильцами проведено, можно приступать к сбору необходимых бумаг, которые позволят вам установить шлагбаум, не опасаясь, что его придётся демонтировать.

Необходимые документы и разрешения

Несколько облегчает задачу то, что шлагбаум не относится к объектам капитального строительства, а значит, разрешение именно на строительство получать вам не потребуется. С другой стороны, обязательно нужно согласование монтажа с рядом других органов, а именно:

  • ГИБДД;
  • Пожарная служба.

С точки зрения ПДД установка шлагбаума во дворе регулируется статьёй 15, в которой говорится о запрете на ограждения, затрудняющие движение по дороге. Поэтому чтобы всё-таки получить разрешение, нужно доказать, что участок, предполагаемый для установки, является прилегающей территорией и не предназначен для сквозного проезда. Только в этом случае можно установить шлагбаум во дворе, не нарушая правил дорожного движения.

Согласование с пожарными

Самая важная и сложная задача, которую надо решить перед тем, как установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома, — это согласование вопроса монтажа с пожарной службой. Обычно её представители руководствуются правилами ППБ 01-03, согласно которым все ограждения, препятствующие въезду пожарной машины во двор, являются незаконными. Как же можно обойти это правило?

Законность установки шлагбаума во дворе можно доказать, если ограждение действительно будет всегда готово для открывания перед службой МЧС. Этого можно добиться двумя способами:

  • Наняв охранника, который будет находиться в будке у стрелы и поднимать её для въезда срочных служб (скорой помощи, пожарных, газовой службы и т.д.). Сторож должен быть всегда на связи – например, должен быть указан его мобильный телефон. Этот вариант надёжный, но и не самый бюджетный – не все жильцы дома могут согласиться на содержание такого работника.
  • Установка видеонаблюдения: сигнальная система располагается на шлагбауме во дворе, а пульт – в круглосуточно работающей диспетчерской, где проезд срочным службам откроют в любое время суток одним нажатием кнопки.

Только получив эти два основных разрешения, вы можете приступать к монтажу. Учтите, что установку шлагбаума на придомовой территории надо проводить по закону, иначе вас ждёт неминуемый демонтаж и потеря всех средств, которые вы вложили в устройство конструкции. К тому же, если, например, ограждение не было согласовано с пожарными, но его всё-таки поставили, а потом приехала пожарная машина, она не только снесёт шлагбаум (конечно, без возмещения материального ущерба), но и подаст на вас иск в суд за нанесение материального ущерба автомобилю.

Если же вы считаете, что у вашего дома произвели незаконную установку ограждения или шлагбаума и ищете, куда жаловаться, то в первую очередь необходимо обратиться в орган государственной службы, который после проверки наличия разрешения на монтаж вынесет решение о его законности или незаконности. Проверка производится с участием тех же органов, что и при получении разрешения (ГИБДД, МЧС).

Что нужно, чтобы поставить шлагбаум в РБ?

Ситуация для Беларуси имеет и свои отличия, и свои схожие черты: например, в РБ тоже нет чёткого закона об установке во дворе многоквартирного дома шлагбаума, поэтому порядок согласования определяется скорее обстоятельствами. В любом случае, желательно получить разрешения от всех компетентных органов, которые могут иметь возражения против монтажа.

Сначала собирается согласие жильцов, при этом поддерживающих проект должно быть не менее 70%. Далее следует обратиться в администрацию района с просьбой об установке автоматических шлагбаумов в определённом дворе. В этой просьбе нужно указать как можно больше причин того, почему вам действительно нужно заграждение, поэтому составление обращения надо тщательно продумать.

После получения разрешения администрации начинается процесс согласования с местными службами: в первую очередь, УП «Мингаз», а также, как и в Российской Федерации, с ГАИ и пожарной службой. Только после того, как вы получили все соответствующие постановления на установку шлагбаума в Вашем дворе, можно приступать к составлению сметы, подбору производителя и конструкции. Если нужных разрешений нет, то тратиться на незаконный монтаж не стоит: опять же, демонтировать конструкцию вам придётся довольно скоро и за собственные средства.

Какой же вывод можно сделать о том, как поставить шлагбаум на придомовой территории? В первую очередь, надо иметь поддержку большинства жильцов и быть готовым к отказам и длительному рассмотрению ваших просьб и заявлений. Также стоит учитывать особенности своего города и района: нередко на местном уровне вводятся дополнительные правила в отношении монтажа ограждений и шлагбаумов. Если у вас остались вопросы по тонкостям процедуры сбора документов, задайте их в комментариях – или же поделитесь своим собственным опытом.

Одним из самых эффективных способов ограничения проезда на прилежащую территорию к многоквартирным домам является установка шлагбаума. Ведь для жителей многоэтажек важно, чтобы двор не превращался в парковку чужого транспорта. Ещё бы, совсем не приятно, когда приезжаешь на своем автомобиле домой, а твое место во дворе занято, и некуда поставить машину. Вот соседи и задумываются, как установить шлагбаум.

Прежде надо получить разрешение. Иначе вас могут оштрафовать и соответственно попросить демонтировать незаконно установленный шлагбаум. Без соответствующей документации вы не сможете отказаться от данного предложения. Жаль будет потраченных средств на само устройство и на его установку, а это немалая сумма. Начинать следует с дворовой территории. Поставьте её на кадастровый учёт, и пусть органы самоуправления признают её собственностью жильцов многоэтажек. На данное действие понадобится месяц, подробная процедура процесса описана в первом документе ниже.

У нас на портале скачайте:

После этого проведите общее собрание соседей, на котором нужно поставить вопрос об установке шлагбаума . Если “за” проголосуют 2/3 жителей многоквартирного дома, то решение считается принятым. Всё должно быть внесено в протокол. Ещё понадобится обсудить проект установки, модель устройства, её стоимость и цену за ежемесячное обслуживание шлагбаума . Ведь если нет лица, которое будет открывать, закрывать автошлагбаум, вы не получите разрешения от пожарной инспекции. Пожарники мотивируют отказ тем, что в случае возникновения пожара их автомобиль должен без препятствий въехать на территорию двора для исполнения своих служебных обязанностей. Также в конце протокола все участники собрания ставят свою подпись. Для того чтобы сделать разработку проекта размещения устройства, надо нарисовать его схему, подсчитать смету. Учтите, что местоположение ограждающего устройства не должно мешать движению пешеходов, ограничивать проезд владельцам автотранспорта из других дворов и служебному транспорту. Если вам самим не под силу разработка проекта, то закажите документацию у специалистов . Следующий шаг – это предоставить весь пакет бумаг (кадастровый паспорт, протокол, проект) в муниципальный округ. Там депутаты решат, можно ли вам установить шлагбаум во дворе или нет. Обычно процесс одобрения длится месяц. По истечении вам напишут резолюцию. Останется согласовать процесс установки с пожарниками и ГИБДД. В этих государственных организациях тоже понадобятся все ваши документы, в том числе и решение депутатов местного округа. Теперь после получения разрешения можно заказывать монтаж шлагбаума у понравившейся компании. Самостоятельно установку такого дорогого оборудования обычно не делают. Если вам все же интересно, как монтируют устройство, то читайте следующий пункт. Установка шлагбаума производится двумя методами: блочным и с помощью бетонного основания. Блочный метод заключается в том, что устройство крепится к специальным блокам анкерами. Перед установкой шлагбаума блоки фиксируют штырем на поверхности земли. Для бетонного основания требуется:
  • Выкопать яму в размер опоры (габариты указаны в инструкции).
  • Залить раствором.
  • Пока бетонная смесь не застыла, опустите основание.
  • Выровняйте опору уровнемером.
  • Когда бетон затвердеет, анкерами укрепите столб шлагбаума.

Опора стрелы устанавливается по тому же принципу, что и стойка (столб) ограждающего устройства.

Внимание! Статья содержит много информации и потребует время на изучение. Для удобства посетителей моего блога планируется создание видео-обзора данной темы на собственном канале youtube. Следите за новостями в блоге!

В данной статье ставим задачу защитить двор от «набегов чужаков» и планируем действия жильцов.

1 С чем боремся? Постановка задачи

Боремся с типично московским злом, проникающим впрочем и в регионы:

  • сквозным проездом через двор в объезд пробок транспортных средств, не принадлежащих жильцам;
  • парковкой во дворе транспортных средств, не принадлежащих жильцам.

Пробка на Ленинградском проспекте у стадиона «Динамо», 1949 год.

Реконструкция старой дорожной сети ведётся достаточно медленно, а машин становится с каждым годом всё больше и больше. Возникают заторы, т.н. «пробки». И, к сожалению, желание объехать пробку пересиливает здравый смысл автомобилистов. Водители, в нарушении ПДД, производят «сквозной» проезд через жилые дворы.

В Москве проблема резко обострилась в 2012 году, с введением платной парковки в центре. Плавное (и не очень) «расползание» платной парковки всё дальше от центра только усилило проблему.

Что же делать?

Установить технические средства, контролирующие проезд транспорта во двор. Речь о автоматическом шлагбауме (либо альтернативе — антивандальном шлагбаумы с приводом): системе видеонаблюдения за въездом во двор; технологическую связь с диспетчером и при необходимости — консьержем. Давайте разбираться .

2 Правовые основы.

К сожалению просто установить шлагбаум не получится. Вернее, это будет противозаконно и повлечет за собой меры административного воздействия. Штраф за установку шлагбаума без разрешения пожарной службы обойдется физическим лицам в 1-2 тысячи рублей, а юридическим - в 120-150 тысяч рублей и повлечет за собой немедленный демонтаж шлагбаума за счет собственников жилья.

В экстренной ситуации пожарная спецтехника просто снесет незаконно установленный шлагбаум. Если при этом пожарная машина будет повреждена, пожарная служба может подать иск в суд на инициаторов установки шлагбаума. Разумеется, никакой компенсации за порчу шлагбаума жильцы не получат.

3 Этапы согласования

Для законного монтажа такой конструкции необходимо неукоснительное соблюдение следующих требований:

  1. Более половины жильцов дома должны дать письменное согласие на установку. Важно! Если предполагается, что шлагбаум будет регулировать въезд на территорию двух и более домов, то для согласования нужны протоколы собраний каждого дома.
  2. Установить площадь участка вокруг дома, обратившись в БТИ. Участок, на котором находится жилое здание, считается объектом долевой собственности каждого жителя (ст. 36 ЖК РФ). На этом основании территорию возле дома следует оформить в собственность путем собрания собственников жилья, для чего составляется заявление на формирование придомового участка.
  3. Знающие люди советуют на том же собрании выбрать уполномоченного, который возьмет на себя все договоренности и будет отвечать за процесс согласования шлагбаума с муниципальными властями и другими инстанциями.
  4. Деньги на установку шлагбаума можно взять из резервов ТСЖ. Если у ТСЖ нет ресурсов, или самого ТСЖ нет, а домом управляет сторонняя компания, деньги придется собирать с жильцов. Стоит отметить, что решение части собственников приравнивается к воле всех собственников. И если для принятия решения было необходимо получить 2/3 голосов и при этом голосование состоялось без нарушений - такое решение будет обязательным для всех собственников, хотя бы они и не голосовали вовсе. Поэтому кто-то из жильцов будет вынужден заплатить за шлагбаум, который ему не нужен. Можно попытаться оспорить решение собрания собственников в суде, однако это не означает, что суд в любом случае признает такое решение недействительным.
  5. Заявка на установку шлагбаума, проект-схема размещения шлагбаума (ограждения), протокол составляются в свободной форме.При составлении проекта необходимо учитывать проект межевания двора, так как внутри него могут располагаться различные организации, использующие двор для проезда к себе.Данные для проекта-схемы размещения шлагбаума ((точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума, его размерами и др.) берутся из документации о придомовой территории (кадастровый паспорт). Пока межевания придомовой земли не требуется. Далее схема направляется на согласование в ГБУ «Жилищник» для проверки границ дворовой территории.
  6. После установления прав на придомовую территорию в районной администрации согласовывается право на установку средств управления дорожным движением.Муниципалитет, получив от жильцов дома обращение-заявку на установку шлагбаума, выдает список требований к проекту установки, а также рекомендацию проконсультироваться с юристами для правильного оформления документов. Несоблюдение требований установки шлагбаума влечет за собой отказ в разрешении на установку.В случае положительного заключения глава управы направляет проект установки шлагбаума на согласование руководителю местного муниципального собрания.Чтобы получить разрешение, жильцы должны подготовить точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума. Ограждение во дворе может быть установлено только в том случае, если жильцы обязуются организовать постоянное наблюдение за шлагбаумом и обеспечат беспрепятственный проезд пожарным, полиции, скорой помощи и аварийным службам в любое время суток. Выход в этом случае - нанять смотрящего за шлагбаумом: консьержа/охрану либо аутсорсинговую компанию.Ответственные жильцы (уполномоченный или старший по подъезду) подкрепляют обязанность обеспечить наблюдение за ограждением и допуск транспорта экстренных служб во двор 24 часа в сутки: найм аутсорсинговой компани, установка видеонаблюдения и т.п. собственными подписями.
  7. Данное право согласовывается также с МЧС, ГИБДД и ЖКХ.

Разрешение на установку дает Муниципальный Совет депутатов. Возможный список документов на установку шлагбаума:

  1. Обращение к муниципальным депутатам
  2. Протокол общего собрания жильцов
  3. План земельного участка из ТБТИ
  4. План установки шлагбаума
  5. План парковочных мест
  6. Заявление в ГУИС о самостоятельном содержании шлагбаума жильцами дома
  7. Проект договора на установку шлагбаума
  8. Предварительное соглашение на удаленную диспетчеризацию
  9. Вид, цвет, модель, безопасное открытие шлагбаума
  10. Описание удаленной диспетчеризации и обеспечение круглосуточного доступа для спецслужб
  11. Регламент по пользованию парковкой жителей дома.

При успешном прохождении всех вышеприведенных этапов можно смело устанавливать во дворе шлагбаум, поскольку процедура будет проведена в соответствии со всеми законодательными требованиями. Что касается установки в Москве, городские власти приняли решение об упрощенном порядке согласования.

Чтобы получить разрешение, необходимо:

  1. Собрать все необходимые документы в соответствии


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме