Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Саксонское право в картинках XIV века. Восточная литература - библиотека текстов средневековья

Выявив необходимость составлять не известный документ, советуем в разуме разложить процесс на три главных составляющих. Они не обязательно должны быть написаны в такой же последовательности. Сначала правильно сформулировать к чему именно вы требуете в итоге, справивишись, найдите мотивы. Весомыми могут оказаться деловые обычаи, местные порядки, постановления. Начало критично важная часть, который формирует отпечаток. Также стремитесь понять кому будет адресован готовящийся просительный документ и кто конкретно должен его читать.

«Каролина» – общегерманское уложение, составленное в 1932году и имеющее направление уголовно-судебного характера. Свое название уложение получило в честь императора Карла V. Помимо обычного германского права, источниками уложения «Каролина» является положение из римского права и некоторые правовые итальянские установления. Основным содержанием общегерманского уложения являлись правила уголовного судопроизводства, а предназначением было восполнение пробелов в местных законах Германии. «Каролина», в отличие от современных кодексов, не имеет деления на части и главы, однако некоторые группы статей объединены по содержанию, схожему между собой.

КАРОЛИНА (УГОЛОВНО-СУДЕБНОЕ УЛОЖЕНИЕ КАРЛА V).

Уголовное право.

По ленному праву (наследование ленов) – наследник старший сын. По земельному праву – нисходящие, восходящие. Женщина наследует вдовью и женскую доли.

Имущество реальное и персональное. Реальное наследуется по принципу майората. Отменяет в 1925 году. Персональное имущество – наследуют 1/3 – дети, 1/3 - переживший супруг, 1/3 – церковь.

Крайняя неопределенность:

N Множество источников, определяющих ответственность за преступления;

N Отсутствие исчерпывающего перечня деяний, признаваемых преступными;

N Жестокость наказания;

Ужесточение связано с эпохой абсолютизма. В этот период система наказаний напоминает восточные системы наказаний. Идея устрашения – до XVIII века.

Бомануар попытался систематизировать преступления по наказаниям, которые следует назначать за их совершение. Широко применялся штраф, иногда – смертная казнь. Постепенно уголовные наказания становились все более жесткими. В период абсолютизма – Большой Уголовный Ордонанс.

Виды преступлений:

¥ Против публичных порядков;

¥ Религиозные;

¥ Против частных лиц;

Система наказаний:

N Смертная казнь (115 составов в простой и квалифицированной форме);

N Каторжные работы (в том числена галерах гребцами и т.д.);

N Тюремное заключение (в том числе и карцер);

N Телесные наказания (болезненные, членовредительские, позорящие – стояние в ошейнике в публичном месте);

Те же тенденции, что и во Франции. Немалое значение имеет местное право.

История создания и общая характеристика юридических особенностей памятника (источники, структура, действие по кругу лиц и по территории).

Каролина – общегерманское уголовно-судебное уложение Карла V, составленное в 1532 году.

Источники :

ª Германское обычное право;

ª Положения, заимствованные из римского права;

ª Некоторые итальянские правовые установления;

При этом за каждой землей было сохранено ее особое право. Каролина лишь восполняет пробелы в местных законах.

Этот акт не имеет систематического деления на части или главы. Нормы изложены достаточно четко и ясно. Основная масса статей – правила уголовного судопроизводства. Уголовное право – на втором месте (более 100 статей). Некоторые группы статей объединены по сходству содержания особыми подзаголовками.

Изданная через 7 лет после Крестьянской войны в Германии, Каролина положила в основу уголовной политики почти безграничную жестокость.

Это практическое руководство по судопроизводству для шиффенов. Нет четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Круг преступлений:

1) Государственные :

Þ Измена;

Þ Нарушение земского мира;

Þ Злостное бродяжничество;

Þ Оскорбление императорского величества;

Общегерманское уголовное уложение Каролина 1532г. как правовой памятник средневековья.

Основная тенденция: децентрализация. Государство образовалось как самостоятельное феодальное государство на землях восточных франков после распада державы франков.

Периодизация.

Относительно централизованное раннефеодальное государство в рамках империи (X-XII вв.).

Период территориальной раздробленности (XIII - начало XIX вв.) и развития автономных княжеств-государств, форма сеньориальной монархии с элементами сословно-представительной.

В XIV-XVI вв. в княжествах устанавливаются сословно-представительные монархии, в XVII-XVIII вв. - абсолютные монархии.

Раннефеодальное государство (X-XII вв.).

Социальная структура.

В XI-XII вв. сформировались основные классы.

Военно-рыцарское сословие - верхушка:

герцоги - племенные князья, крупные землевладельцы;

графы - служилая аристократия;

фогты - королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах;

церковные магнаты, эта верхушка к XIII в. оформляется в особое сословие духовных и светских князей;

средние и мелкие рыцари - к XIII в. превращается в рыцарское сословие.

Крестьянство - свободное и несвободное. Свободное - крестьяне-чиншевики - держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности - чинша, и арендаторы - получали землю на временную обработку. Несвободное - полусвободные литы, занимавшие промежуточное положение между крестьянами-общинниками и рабами; батраки и лично зависимые крепостные. По мере развития феодализма грани между крестьянами стирались.

горожане - бюргеры.

Государственные органы. В X-XII вв. центральный аппарат сохранял черты дворцово-вотчинной системы управления. Император избирался феодалами, разъезжал со своим двором по империи. Важнейшие государственные функции исполняли высшие слуги дворца - канцлер, маршал. Эти должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей - герцога Саксонского, архиепископа Майнцского - они управляли землями в отсутствие императора.

В начале XI в. при императоре образуется королевский совет - гофтаг, который рассматривал важнейшие государственные дела.

Феодалы со всей Германии собирались на общие съезды для решения важнейших государственных дел.

С XII в. происходит процесс постепенного разложения системы королевской администрации на местах. В княжествах графы создают свои органы управления.

Судебная система:

для крестьян - суды феодалов в своих владениях;

для свободных - сословные суды: княжеские, графские;

церковные суды;

городские суды в освободившихся вольных городах;

представители имперских городов.

На уровне княжеств появились земские сословия:

дворяне княжеств;

духовенство княжеств;

горожане княжеских городов.

Сословия на уровне городов:

патрициат - городская верхушка;

бюргерство - средняя часть населения;

городской плебс - низший, неимущий слой.

Из сословия имперских князей выделились курфюрсты - князья-избиратели короля. Полностью исчезло среднее дворянство.

Крестьянство. В Германии в XIV в. выделились три района с различным положением крестьянского населения.

Саксония - существовала практика отпуска крестьян на волю без земли, наделы предоставлялись им в аренду.

Юг и Юго-Запад - крестьяне находились в положении крепостных, барщина была заменена денежной рентой.

Восток - крестьяне владели значительными земельными наделами, обладали экономической самостоятельностью и личной свободой.

Государственные органы. Номинально с XIII в. центральный аппарат находился в руках императора, а фактически страной управляли курфюрсты. Выборы короля стали осуществляться узкой коллегией князей, которые перестали учитывать права наследников умерших императоров. В отличие от Франции и Англии Германия фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального центрального суда.

С XV в. имперская власть закрепляется за династией Габсбургов. Император оставался главой государства, выполнял функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Внутреннее управление сосредоточивалось в руках коллегии семи курфюрстов под председательством архиепископа Майнцского. Это положение было юридически закреплено «Золотой Буллой» в 1356 г. принятой Карлом IV. «Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику.

В XIV-XV вв. в Германии образуются два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг - общеимперский съезд, состоявший из трех коллегий: курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Компетенция съезда не была точно определена. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы, император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам.

Члены имперского суда назначались курфюрстами и князьями, городами, а председатель - императором.

К середине XIII в. княжества оформились в независимые государственные образования. Именно отдельные княжества развивались по образцу централизованных западноевропейских монархий.

В XIV в. отдельные княжества-государства трансформируются в сословно-представительные монархии, в которых формируются три замкнутых курии - духовенство, рыцари и горожане. Представители этих земских сословий назначались в ландтаги (сословно-представительные органы).

В начале XVII в. Австрия и Пруссия становятся наиболее крупными абсолютными монархиями. Пруссия развивалась по типу военно-полицейского государства. Австрия являлась многонациональной нецентрализованной монархией.

Право средневековой Германии

Особенности.

Правовой партикуляризм (обособленность) в течение всего периода средневековья. С XII-XIII вв. формально отсутствовало «общегерманское право», за исключением императорского законодательства по отдельным вопросам. Существовало право различных территориальных образований, включая право городов. Примеры партикулярных правовых систем: каноническое, городское и рецепиированное римское право.

В праве видно отчетливое обособление норм ленного права (правовые нормы, касающиеся высшего феодального сословия).

Деление германского права на ленное и земское (право земли, территории).

Различные правовые системы (ленное, земское, городское, каноническое право) регулировали одни и те же отношения по разному, в зависимости от сословной принадлежности субъекта права и территории.

Наличие в германском праве некоторых общих правовых принципов и институтов, которые в последующем легли в основу «общего права» Германии.

Источники права.

Обычное право («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»).

Городское право - две основные «семьи» городского права - любекское (Северный и Балтийский регион) и магдебургское (на восточных землях, включая Восточную Саксонию, Бранденбург, отдельные области Польши).

Торговое право (выделилось из городского права).

Каноническое право.

Рецепция римского права (c XIV-XVI вв.).

Общеимперское законодательство содержало в основном уголовно-правовые нормы - «статуты мира», издаваемые в XII-XIII вв. императором и рейхстагом.

Законодательство княжеских органов власти, которое легло в основу земского права.

«Саксонское зерцало» как источник обычного права Германии в средние века. «Саксонское зерцало» было написано в 1220-е гг. Эйке фон Репгауи, оно содержало нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии, специальные разделы были посвящены земскому праву.

В стихотворном предисловии к «Саксонскому зерцалу» (около 1230 г.) дается следующее объяснение его названия: «Названье примет пусть оно «Зерцало саксов» от того, Что право в нем дано, И чтоб его правдиво отражало Как образ женщины Зерцало».

«Саксонское зерцало» делилось на две части.

Земское право содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, в отношении «неблагородных» свободных.

Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными.

Земское право по «Саксонскому зерцалу» содержало:

«конституционные» принципы - вопросы устройства империи;

правовой статус сословий, родства;

семейные и наследственные отношения;

уголовное право и процесс.

1. «Конституционные» принципы империи:

верховенство права;

доктрина «двух мечей» (с XII в. «духовный» меч принадлежит папе римскому, а «светский» - императору);

император - первый феодал, обладал правом высшей юрисдикции «повсеместно», верховным правом на землю и недра, правом суда, чеканки монеты, взимания пошлин;

император должен был избираться князьями.

2. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью по рождению.

3. Семейные и наследственные правоотношения. В семье характерно приниженное положение женщины. При наследовании имущества существовали ограничения для женщин. В семье действовал принцип общности имущества мужа и жены. Без разрешения мужа жена не могла совершать сделки с имуществом. В случае развода жена могла пожизненно пользоваться предоставленной ей мужем собственностью, «женской долей» (предметами личного пользования, украшениями, домашней утварью), приданым. В случае смерти мужа женщина сохраняла за собой «утренний дар» (свадебный подарок мужа), «женскую долю» и пожизненное содержание.

Наследство передавалось только по закону. Наследовали все сыновья в равных долях. Существовала также замаскированная форма завещания в виде дарения.

Обязательственное право. Основное внимание уделялось обязательствам из причинения вреда, меньше из договоров, что связано со слабым развитием товарно-денежных отношений.

4. Уголовное право и процесс. Преступления делились на умышленные (наказывались смертной казнью в квалифицированной форме) и на совершенные по неосторожности (уплата штрафа - вергельд). Позже появились телесные наказания, ссылки.

Судебный процесс по гражданским и уголовным делам носил состязательный характер до XIV-XV вв. Виды доказательств: свидетельские показания, присяга, «божий суд» в виде судебного поединка, пытка. С XV-XVI вв. процесс становится розыскным (следственным, инквизиционным). Орудия пыток при расследовании могли применяться только с разрешения высшего уголовного суда. От пыток освобождались больные, инвалиды, старики, малолетние, люди высших сословий. В начале XIX в. пытка почти повсеместно была отменена.

Ленное право. Предусматривался принцип единонаследия, лен (земельное владение) переходил только одному сыну. Основу ленной системы составлял договор о верности между господином и вассалом. Ленник давал присягу, на него возлагались три обязанности - верность, служба и участие в феодальной курии сеньора. Ленник имел определенные обязательства по отношению к своему господину, поскольку он был его человеком и от него держал лен.

«Каролина» 1532 г. как источник германского средневекового уголовного права. «Каролина» - это судебно-наказательное уложение законов империи, предназначенное для руководства в судах империи, в частности, для судей и шеффенов. Шеффены - представители народа, которые, в отличие от суда присяжных, образовывали с профессиональным судьей единую коллегию. В современной Германии с 1950 г. это заседатели из числа граждан, проживающих на территории соответствующего судебного участка.

«Каролина» была принята в правление Карла V (1500-1558 гг.). Название «Каролина» происходит от латинского перевода слова «Уложение» и от имени германского короля.

«Каролина» состоит из 219 статей, примерно треть их них (статьи 104-180) посвящены карательному (уголовно-наказательному) праву, остальные - судебно-процессуальному регулированию.

Структура «Каролины».

Статьи 1-32 - состав суда, присяга судей, шеффенов и писца, понятые, основания для ареста.

Статьи 33-47 - доказательства и улики.

Статьи 48-103 - судебное заседание.

Статьи 104-129 - наказание.

Статьи 130-156 - о наказании злостных убийц.

Статьи 157-192 - о краже.

Статьи 193-219 - вынесение приговора.

«Каролина» действовала в течение 300 лет.

Особенности «Каролины».

Практическое руководство для судей и шеффенов. Цель - установить единообразие судопроизводства, единообразие состава преступлений.

В «Каролине» закреплены некоторые новые моменты в организации правосудия и в толкованиях составов преступлений. «Каролина» зафиксировала переход от обвинительно-состязательного процесса к розыскному (следственному, инквизиционному). Судопроизводство было тайное, письменное и включало три последовательных стадии: дознание (сбор тайной информации), общее расследование (краткий допрос) и специальное рассмотрение (в суде).

Были включены общие принципы законодательства о преступлениях и наказаниях: признание ответственности только при наличии вины (иногда по принципу «объективного вменения»); признание своей виновности после пытки; содержался перечень смягчающих (отсутствие злого умысла) или отягчающих вину обстоятельств либо обстоятельств, исключающих наказание (правомерная оборона).

В «Каролине» предусматривалась широта судейского усмотрения: право судьи назначить одно или сразу несколько наказаний, принять во внимание местные обычаи, право обращаться за разъяснениями к законоведам.

В «Каролине» предусматривалось широкое применение смертной казни в виде колесования, сожжения, четвертования, утопления, погребения заживо для женщин.

Виды преступлений:

против религии;

против государства;

против порядка отправления правосудия (лжеприсяга);

против собственности;

против порядка торговли (обмер и обвес);

против личности (убийство, членовредительство, изнасилование, клевета, оскорбление);

против нравственности (двоеженство, супружеская неверность, разврат, кровосмесительство, сводничество, совращение несовершеннолетних).

Цель наказания - устрашение.

1 Общая характеристика "Каролины" - уголовно-судебного уложения феодальной Германии

2 Основные черты уголовного процесса

3 Основные черты уголовного права – преступления и наказания

Заключение

Список литературы

Введение

Исходный "строительный материал″ средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI-XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной. Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и другие правовые документы, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи даже при сохранении местных различий отличались тождественностью многих своих институтов и подходов. И это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему.

Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, т.е. его усвоение и восприятие средневековым обществом. После падения западной части империи римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств сфера его применения в Западной Европе сузилась. Оно сохранилось прежде всего на юге, у испано-романского и галло-романского населения. Постепенно синтез римской и германской правовых культур привел к тому, что римское право стало оказывать влияние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и других германских народов.

Рецепцию римского права санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, а, следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Именно римское в это время проявило себя как наиболее разработанное, рациональное и универсальное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.

«Варварские правды» были важными, но не единственными источниками раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей. Первый капитулярий был написан при Хлодвиге, особенно часто они издавались при Каролингах.

К источникам раннефеодального права можно отнести также и иммунитетные грамоты, выдаваемые королями крупным феодалам, формулы-грамоты, устанавливающие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки: дарение, купля-продажа и пр. Основным же источником права оставались обычаи, являющиеся продуктом народного (общинного) творчества, которые основывались на таких понятиях, как честь, клятва, возмездие, примирение (и его цена), коллективная ответственность и пр.

Одним из наиболее важных источников права Германии является "Каролина″, о котором более подробно будет рассказано в данной курсовой работе. В ней выделяются 3 раздела. В первом дана общая характеристика уголовно-судебного уложения феодальной Германии - "Каролина″. Во втором разделе рассматривается процессуальная часть уголовно-судебного уложения. В третьем говориться об основных чертах уголовного права, а точнее, освещаются вопросы преступлений и наказаний по "Каролине".

1 Общая характеристика "Каролины " - уголовно-судебного уложения феодальной Германии

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское уголовное уложение 1532г. - так называемая Каролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V. Ввиду партикуляристских стремлений отдельных земель, восстававших против издания общеимперского законодательства, в предисловии к Каролине было сказано: "Однако мы хотим при этом милостиво упомянуть, что старые, установившиеся законные и добрые обычаи курфюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть умаления". Таким образом, за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право, Каролина предназначалась лишь для восполнения пробелов в местных законах.Уложение составлено в жанре наставления императора, написанного по его же просьбе учеными-юристами и предназначенного для использования на всем обширном пространстве империи.В структурном отношении Каролина подразделялась на 219 статей. Из них 142 были посвящены процессу, а остальные 77 статей (со 104-й по 180-ю) содержали нормы уголовного права. В целом, разграничение норм на уголовные и процессуальные было проведено достаточно условно, так что практическое применение Каролины в судах (а именно эта цель была продекларирована законодателем в качестве основной) встречало значительные трудности.

Уложение сделало не во всем последовательную попытку ввести уголовную репрессию в рамки жесткой (насколько было возможно по времени) законности: в случае каких-либо непредусмотренных прямо в законах преступлений или обстоятельств ст.119 Каролины рекомендовала судьям и шеффенам "просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних сложных обычаях". Структура "Каролины" состоит из подразделов, которые изложены в следующем порядке:1. состав суда, присяга судей, шеффенов и писца ("присяга судить по крови"), понятые, основания для ареста (ст.1-32);2. доказательства и улики (ст.33-47);3. судебное заседание (ст.48-103);4. наказание (ст.104-129);5. о наказании совершителей злостных убийств (ст.130-156);6. статьи о краже (ст.157-192);7. вынесение приговора (ст.193-219).

Каролина предусматривала довольно многочисленный круг преступлений:

ü государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.);

ü против религии (богохульство, колдовство и др.);

ü против личности (убийство, отравление, клевета и др.);

ü против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.);

ü против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение);

ü а также некоторые другие виды преступных деяний.

В Каролине получили более или менее точное определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия уголовного права: покушение, соучастие (например, пособничество), неосторожность, необходимая оборона и т.д. В основу наказаний, предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения, что в значительной мере является реакцией на события Крестьянской войны 1524-1525гг. Карательные меры Каролины отличаются жестокостью: многие преступления наказывались смертной казнью, причем виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр. Существенное место среди наказаний занимают телесные. Нередко применялось вырывание языка и отсечение руки. Смертная казнь и лишение частей тела производились публично.При маловажных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. Обращает на себя внимание установление жестоких наказаний за посягательства против императорской власти и против собственности.Большая часть статей Каролины посвящена вопросам судопроизводства. Каролина сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый - оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки». В целом основной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства "по долгу службы". Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками.Широко осуществлялись средства физического воздействия на подозреваемого, например допрос под пыткой. При этом Каролина подробно регламентирует условия применения пытки. Чтобы улики были признаны достаточными для применения допроса под пыткой, их должны были доказать два "добрых" свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказательством. Ряд статей Каролины определяет порядок доказывания преступления истцом, если обвиняемый не сознавался. Большинство статей посвящено свидетелям и свидетельским показаниям.Окончательный приговор следовало выносить на основании собственного признания или свидетельства виновного.Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Общее расследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела и имело целью уточнить некоторые данные о преступлении.Специальное расследование, основывавшееся на теории формальных доказательств, представляло собой подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника. 2 Основные черты уголовного процесса

В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г.) дается сле­дующее объяснение его названия, типичного для средневековых па­мятников вообще и для немецких памятников права в частности: «Названье примет пусть оно // «Зерцало саксов» от того, // Что пра­во в нем дано, // И чтоб его правдиво отражало, // Как образ жен­щины зерцало» (пер. Дембо). Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII В. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репкова. По­следний был не только составителем сборника, но и его истолкова­телем. Репков с определенных политических позиций высказывает возражения против человеческой несвободы, в частности рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской власти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только «равных» по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отношениях между монархом и подданны­ми, между господином и вассалами. Справедливость была нацелена На Защиту работника в деле гарантированною получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нор­мирования феодальных повинностей. Довольно необычным вариан­том защиты справедливости в подобных взаимоотношениях стало признание права на сопротивление несправедливости и правонару­шениям вплоть до вооруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, должностного лица, господина и т. д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время И Поддержку, И Прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил - у борцов за осво­бождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и де­мократов, а также у монархистов и консерваторов. В таких конфрон-тациях на первый план выдвигались самые важные и самые адекват­ные политическим установкам положения «Саксонского зерц

ала» относительно регулирования имущественных отношений, а также отношений семейных, наследственных И Др. Например, предусмат­ривались ограничения в применении пыток, испытаний огнем и др.; судебная защита достоинства женщины, в особенности прав вдовы и детей; провозглашалось равноправие славян и немцев (крестьян); право подсудимого, не говорящего по-немецки, на помощь перевод­чика.

Своеобразный раздел сборника составили правила и требования к рациональному ведению хозяйства: культуре земледелия, животно­водства, строительства, добычи ископаемых, водопользования и до­рожного транспорта, к использованию заповедников и иных при­родных богатств.

Структура сборника. Сборник состоит из двух крупных разде­лов - Земского права (Ландрехта, 3 книги) и Ленного права (Ленрех-та, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства И О городском лене). Ландрехт содержит положе­ние о сословном делении. Свободные делились на благородных и неблагородных, именуемых шеффенским сословием. Несвободные люди делились на крепостных и зависимых людей, которые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе аренда­тора, или батрака, или лита. Самый желаемый статус - статус сво­боды. «По правде говоря, - пишет составитель, - мой ум не может Понять Того, что кто-нибудь должен быть в собственности у друго­го». И далее: «Воистину крепостная зависимость имеет своим источ­ником принуждение и плен и несправедливое насилие, что с давних времен выводится из неправедного обычая, И Теперь хотят возвести его в право» (Ландрехт III, Ст. 42, § 6). Как и Бомануар, фон Репков полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной прин­цип: человек может стать собственностью другого.

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-за­висимых) отношений - порядок получения, держания и Утраты Ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шеффенов, выбор­ных уважаемых лиц для участия в судебном разбирательстве). Боль­шое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе со «злодеяниями против собственности». На­казания в этих случаях отличались особенной жестокостью. Помимо традиционных штрафа и вергельда, практиковалось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, закапывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни применялись колесование, сожжение на костре, повешение, отсечение головы и такие изувечи­вающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

"Церковь и империя. Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный (меч), императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен дер­жать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противит­ся папе и не может быть принужден церковным судом, того импера­тор обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послу­шен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается» (1.1).

Повинности. Наиболее обстоятельно расписаны годичные циклы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории - Шеффенские люди (участ­вовали в суде епископа), Чиншевики (заседали в суде пробства, руко­водителя монастырского хозяйства) и Поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

Особенно выразительна ст. 58 § 2 кн. 2, где говорится о том, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохозяйст­венного года. «Теперь внимайте, когда что причитается. В день св. Варфоломея (24 августа) причитаются всякого рода чиншы и повин­ности. В день св. Вальбурги (1 мая) причитается десятина с ягнят. В праздник Успения Богородицы (15 августа) - десятина с гусей. В день св. Иоанна Крестителя (24 июня) всякого рода десятина с мяса, где ежегодно десятина выкупается деньгами. Там, где десятина не выкупается деньгами, там срок взноса наступает тогда, когда жи­вотное получает потомство. В день св. Маргариты (13 июля) - все десятины с хлебов, со всего, что раньше заскирдовано, десятина причитается уже тогда. В день св. Урбана (25 мая) причитается деся­тина с виноградников и садов. Чей-либо посев, который он произве­дет своим плугом, принадлежит ему с того момента, как прошла бо­рона, сад - с того момента, когда он засажен и расчищен. Чинш с мельницы и с пошлины, и с монет, и с виноградников причитается тогда, когда наступает день, назначенный для его уплаты» (2.58).

В области семейно-наследственных отношений самым характер­ным было положение о том, что при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из ро­дителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследова­ния.

На время брака все имущество пребывало в режиме общности, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась такой воз­можности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая пред­назначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей (Gerade), хотя распоряжение ею было в безраз­дельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться».

В особом режиме пользования пребывали вещи с целевым назна­чением, например «утренний дар» (Morgengabe) - свадебный дар в первый день брачной жизни. Для него существовал особый порядок использования в случае развода. Другой вид - имущество мужа из разряда недвижимости, выделяемое для пожизненного содержания жены в случае смерти мужа. Предусматривалась также «продуктовая доля», устанавливаемая только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.

Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей род­ственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизнен­ное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).

Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распростра­нялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных до­лях.

Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц: клирики, женщины, крестья­не (полусвободные литы, чиншевики и батраки), купцы, а также «лишенные прав», «незаконнорожденные», «все нерыцарского зва­ния» со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).

В области обязательственных отношений самое большое внима­ние уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отношений. Основа ленной системы - договор о верности между господином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязан­ным, поскольку он его человек и от него держит лен (1.8).

У ленника было три обязанности - верность, служба и участие в феодальной курии сеньора. У господина перед ленником также были определенные обязанности: не обременять чрезмерной службой, не отказывать ему в правосудии, не переводить в более низкий ранг, не лишать лена бесправным способом и др. В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать сво­им клятвенным заверением (присягой).

Судебная защита прав. В сборнике даны ответы и содержатся ре­комендации по следующим вопросам: как защитить свои права? ка­кие необходимы доказательства для охраны своих прав? в какой суд нужно обратиться? как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?

Власть судейских чиновников была подкреплена собственностью, т. е. их должностные полномочия были дополнены правом на судеб­ный лен. Обладающее судебной властью лицо (Gerichtsherr) являлось одновременно крупным земельным собственником (Grundlierr). Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вас­салы, заседающие в земском суде шеффены и т. д.) занимали каж­дый свое место на ступенях судейской иерархии в полном соответст­вии с их земельной собственностью, их земельными правами. Так, например, шеффен вместе с земельной собственностью наследовал и шеффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также дол­жен был владеть земельным участком.

Король был в равной мере источником ленного владения и вся­кой судебной власти (таково характерное для феодального строя со­четание землевладения с политической властью). В то же время еди­ная судебная система отсутствовала - не было суда, равного для всех. Суды подразделялись на церковные, ленные, земские, город­ские и королевский. Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды - под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свобод­ных сословий), суда сельского старосты. Последний ведал только мелкими делами, по которым предусматривались штраф и телесные наказания.

«Саксонское зерцало» - один из хорошо известных сборников на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других землях, в том чис­ле в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебург-ского права 1 2 6 1 г.). Они сделались возможными в силу того обстоя­тельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воплотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник при­менялся в судах на протяжении свыше 600 лет. В отдельных германСких Государствах Он Действовал до 1 января 1900 г., когда вступило В действие Германское гражданское уложение. На современный не­мецкий язык «Зерцало» переведено в 1976 г. В настоящее время со­храняется около 219 рукописей этого сборника из общего количест­ва 341. Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, раз­брос мнений - от 1221 до 1235 г.

Таким образом, из всей многочисленной плеяды старинных «зер­цал» - жанра поучительного содержания, особенно процветавшего в XIV-XVI вв., самыми древними оказались труды о праве: сначала «Саксонское зерцало», затем «Немецкое зерцало».

Во Франции большую известность получило «Тройное (или Большое) зерцало» Венсана де Бове (1190-1264 гг.), вобравшее док­трины теологии, природы и истории. «Образцовое зерцало» Эгидия Колонны (XIII В.) поучало тому, как надо править в мирное время И Во время войны и одновременно обсуждало общие вопросы полити­ки и морали.

Правовым отношениям посвящено испанское «Зерцало всех прав», которое известно также под более адекватным его содержа­нию названием «Семь партид (Семь частей)». Оно составлено около 1255 г., в период правления короля Леона и Кастилии Альфонса X Мудрого.

Юридическое: «Саксонское Зерцало»

Саксонское Зерцало и саксонское ленное право. Иллюминированный манускрипт XIV века / Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. 14. Jh. Cod. 3.1 Aug. 2°, 199. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel.

Все иллюстрации – из рукописи Cod. 3.1 Aug. 2° , изготовленной между 1348 и 1362/71 годами, озаглавленной «Саксонское Зерцало и саксонское ленное право» /Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht, хранящейся в Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel /Библиотеке герцога Августа в городе Вольфенбюттель , что в Нижней Саксонии, Германия.

Разумным сделать не смогу
Я всех людей сегодня
И праву всех не научу
Без благости господней.
Кто, не поняв меня, за то

Ругать начнет мое ученье,
Пусть знает - это неумно:
Считать неловкому пловцу
Виною многоводную реку,
А не свое уменье...

3.

Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 51. 14. Jh. Pergament. 35 × 27 cm. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel.

А право наше с давних пор
От предков перешло.
Не хочет этого понять,
И только то, что им дано

Нам хочет навязать.
Ну что ж, так надобно узнать,
Кто этот муж и каково
Его действительно лицо?
Затем проверка здесь нужна,

Чтоб не было бы нам вреда;
Известно ибо нам давно:
Не может птичка петь зело
Сильнее горла своего.
Любой пусть скажет, если может,

И глубже и умней,
И если людям тем поможет,
Он будет чародей. {36-53} <...>

4.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 62

А между тем какой закон
Способен вечно и везде
Всем полностью быть по душе.
.

И право то, что здесь дано,
Не выдумано мной оно,
А с давних пор от предков перешло.
Наука - благородный клад,

Его кто для себя лишь сохраняет,
Тот каждый день себя тем уменьшает,
Мудрец пусть думает о том
И честно делится во всем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов», оттого
Что право саксов в нем дано
И чтоб оно правдиво отражало,
Как образ женщины - зерцало...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.

Итак, вы все благодарите
Фон Фалькенштейна назовите
Графа Хойера - за то,
Что на родной язык передано.
Его совету вняв,
Эйке фон Репков сочинял.
Сперва он неохотно предпринял,
Но вот, когда же он узнал,
Как велико желанье господина,
Не мог он просьбу отклонить,
Господскую любовь забыть,
Когда к работе приступал
И по латыни излагал,
Без помощи не мог мечтать
Он по-немецки написать. {123-275}

6.


Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 63

Книга первая

Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается .

7.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 65

§ 1. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия участвовать трижды в году в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные же люди бывают трех родов: люди, могущие быть шеффенами , которые должны участвовать в епископском суде, чиншевики в суде пробства и поселенцы [ландзассы] в суде декана [архипастыря].

§ 2. Равным образом они должны участвовать в светских судах. Шеффены - в суде графа через каждые 18 недель по королевскому приказу [банну]. Если же суд по поводу преступления назначается через 14 ночей после очередного суда , то [шеффены] обязаны участвовать в нем для того, чтобы осуществить суд над преступлением. Тем самым они оправдали свою земельную собственность перед судьей, и, таким образом, их земельная собственность свободна от судебной повинности . <...>

8.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 66

§ 1. Origines предсказывал в свое время, что должно быть шесть веков, каждый век по тысяче лет, а на седьмом веке мир должен погибнуть. Так вот, нам известно из священного писания, что с Адама начался первый век, с Ноя второй, с Авраама третий, с Моисея четвертый, с Давида пятый, с рождением Христа - шестой. В седьмом мы живем без определенного счета.

§ 2. Равным образом установлено 7 военных щитов , из которых королю принадлежит первый; епископам, аббатам и аббатисам - второй; светским князьям - третий, если они становятся вассалами епископов; сеньорам - четвертый; лицам, могущим быть шеффенами, и вассалам, - пятый, а их вассалам - шестой. Как христианство в седьмом веке в точности не знает, как долго этот век будет существовать, точно так же и о седьмом щите неизвестно, имеет ли он ленное право и военный щит . Шестой щит превратился в седьмой благодаря тому, что светские князья стали вассалами духовных князей , чего раньше никогда не было. Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и родство заканчивается седьмой степенью .

9.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 74

§ 3. Далее заметим, где родство начинается и где оно кончается: в голове находятся муж и жена, которые соединены законным браком. Место шеи занимают дети, если они полнородные, происходят от того же отца и той же матери. Неполнородных [единокровных или единоутробных] отодвигают в следующую часть тела. Если, однако, два брата женятся на двух сестрах, а третий брат на сторонней женщине, то их дети все же равны при получении наследства, если они равного рождения. Дети полнородных братьев находятся там, где плечи сходятся с руками; равным образом и дети сестер. Это первая степень родства, которую причисляют к родным, - дети братьев и дети сестер . В локтевом суставе находится вторая [степень родства] . В запястье - третья. В первом суставе среднего пальца - четвертая. Во втором суставе - пятая. В третьем суставе среднего пальца - шестая степень родства. На седьмом месте находится ноготь, а не сустав, поэтому здесь кончается родство, и его называют ногтевым родством. Те, которые находятся между головой и ногтем и могут причислить себя к одинаковой степени родства, получают наследство в равной доле. Кто может причислить себя к более близкому родству, тот прежде получает наследство 19. Родство кончается на седьмой степени для наследования, хотя папа разрешил брать жену в пятой степени родства. Но папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или ленное право.

10.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 75

На уродов и на карликов не переходит ни наследство, ни лен, равно как и на детей-калек. Наследники и их ближайшие родичи должны тогда принять на себя попечение о них. Далее, если родится ребенок немым, или безруким, или безногим, или слепым, то он наследник по земскому праву, но не наследует лена. Но если он получил лен до того, как он таким стал, то он лена не теряет. Прокаженный не получает ни лена, ни наследства. Но если он получил их до заболевания, то он сохраняет и передает их по наследству, как другой человек.

11.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 79

§ 1. Если сын при жизни отца возьмет жену, равную по рождению, и приживет с ней сыновей, а затем умрет раньше своего отца, не будучи еще выделен, то его сыновья участвуют в наследстве своего деда наравне с братьями их отца вместо своего отца. Но все они получают только долю одного лица. Не может быть такого положения в отношении детей дочери, чтобы они получили одинаковую долю, что и дочь из наследства деда или бабки.

12.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 81

§ 2. Дочь, которой в [родительском доме] не выделена ее доля, не делит материнскую долю с дочерью, которая выделена. Однако то, что причитается ей по наследству, то она должна делить с сестрой. Женщина нецеломудренным поведением вредит своей женской чести; своих прав, однако, она не теряет, равно как и своего наследства.

13.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 83

§ 3. Священник участвует в равной доле с сестрой в материнско-женской доле и имеет равную долю с братьями в земельной собственности и наследственном имуществе. Никто не может считаться на положении священника , разве только он был обучен и посвящен в священники и был пострижен в священники раньше, чем ему стало причитаться материнское имущество. Если же женщина не имеет другого брата, кроме священника, то она получает равную долю, как и он, в наследстве и в материнском имуществе. После смерти священника из его достояния не выделяется материнского имущества, ибо все, что он оставляет, является наследственной массой . Не выделенная сестра не делит материнского имущества со священником, если он имеет церковь или приход. <...>

14.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 87

Часть вторая. Lehnrecht /Ленное право .

Примечания:

[*] В написании имени автора «Саксонского Зерцала» существует большой разнобой: Эйке (Eike), Эйко (Еіко, Еісо), Хекко (Нессо) или Хейко (Неіко). Его родная местность сейчас называется Реппихау . Это наименование в XIII в. звучало иначе. В источниках к личному имени Эйке добавляетеся: фон («ван», «де») Рипихове, Рибекове, Репехове, Рипхове, Репхове, Репгау, Репхов, Репгов, Репго, Репегоув и т. д. Эйке фон Репков имел серьезный юридический опьіт и был признанным знатоком права.

[**] В XIII в. вся территория тогдашней «Большой Саксонии» делилась на несколько частей, в том числе на Вестфалию и Остфалию. Единое Саксонское герцогство распалось в конце XII в. В «Саксонском зерцале» Эйке фон Репков свел воедино право главным образом тогдашней Восточной Саксонии, т. е. Остфалии, практически охватывавшей всю восточную часть Германии.

[***] Саксонское зерцало. – М. Наука, 1985. Содержащийся в книге перевод на русский язык обеих частей «Саксонского зерцала» - Земского права (с немецкого языка XIII в.) и Ленного права (со средневековой латыни) - был выполнен в конце 40-х - середине 50-х годов видным советским ученым-правоведом и историком, ленинградским профессором Л.И. Дембо, перу которого принадлежит в основном также комментарий, сопровождающий текст перевода.

Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, в качестве законного признается система управления и пользования, или система соединения имуществ супругов. Эта система характеризуется тем, что сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов; муж осуществляет единое управление и пользование семейным имуществом; в отношении своего отдельного имущества жена сохраняет самостоятельность.

Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом, если он не лишен ее. К матери родительская власть переходит лишь после смерти отца или лишения его родительской власти, но и тогда к матери может быть назначен советник, контролирующий ее действия. Родительская власть обширна по объему. Дети могут являться объектом эксплуатации со стороны родителей. Если родители содержат детей, то последние обязаны работать в хозяйстве родителей сообразно со своими силами и своим положением в жизни. От такой обязанности освобождались дети из буржуазных семей.

Внебрачные дети по отношению к матери и к ее родственникам занимают юридическое положение законных детей. Однако права матери несколько уже по сравнению с теми, какими пользуется мать по отношению к детям рожденным в браке. Незаконный ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве. Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления содержания соответственно общественному положению матери до достижения 16-летнего возраста. Однако такая обязанность отпадала, если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной. Такой связи не придавалось значения, когда по обстоятельствам дела невозможно было допустить, чтобы мать зачала ребенка от этой связи.

Наследование . Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему «парантелл» (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу – родители и их нисходящие, третью – дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленно оно бы ни было. В отличие от Кодекса Наполеона, переживший супруг занимал более привилегированное положение. Он частично наследовал вместе с наследниками первых двух парантелл, если таковых не было, то супруг получал все наследство полностью (параграф 1931 ГГУ).

Более последовательно, чем кодекс Наполеона, ГГУ проводит принцип свободы завещаний. Совершать завещание можно было с 16-летнего возраста, однако до достижения 21-года делалось это в публичной форме.

Охраняя интересы законных наследников, ГГУ установил некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением, в частности, является обязательная доля. Лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, вправе требовать ее предоставления в размере половины стоимости доли данного наследника при наследовании по закону. При этом лицо, имеющее право на обязательную долю, наследником не является.

В Германии, так же как и во Франции, право отличалось пестротой. Нормы права группировалась применительно к сословным и общественным группам, чтобы лучше обеспечивать социальное неравенство: споры феодалов разрешались «ленным правом», «дворовое право» определяло обязанности крестьян, «служилое» право – холопов. Городское население судилось по рано возникшему и развившемуся городскому праву. Как и везде в немецком праве этого периода, преобладает обычай. Нормы обычного права не были записаны и передавались устно. Они получали свое подтверждение на общинных сходках и судах, что носило название указаний. Дополнение к этим нормам были приговоры судов шеффенов. Приговоры основывались на совести. Около 1230 года антгальский рыцарь и судья Эйхе фон Ренгоф составил право восточной части Саксонии и получил название «Саксонского зерцала».

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право саксов в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало.»

«Саксонское зерцало» делилось на две части: земское и ленное право. Первая включает в себя гражданское, уголовное и государственное право. Вторая содержит в себе положения, определяющие взаимоотношения между феодалами.

«Саксонское зерцало» санкционирует феодальную иерархию и эксплуатацию феодалами трудящихся масс. Характерной чертой «Сак5сонского зерцала» является его отрицательное отношение к притязанием римского папы на главенство в феодальном мире. «Саксонское зерцало» требует не только ограничения власти германских императоров, но и настаивает на том, чтобы один из крупнейших феодалов Германии имел право суда над императором.

Таким образом «Саксонское зерцало» выражало интересы крупных феодалов, противодействующих преодолению феодальной раздробленности, стремившихся добиться полной независимости от центральной власти и совершенно не желавших установления каких бы то ни было границ их произволу. «Саксонское зерцало» было распространено, главным образом, на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга, откуда оно распространилось в южную Германию, Голландию и Польшу.

Другой сборник, который был составлен неизвестным лицом, получил название «Швабского зерцала». Иначе этот сборник назывался «Императорским правом», т.к. в нем подробно говорится о взаимоотношениях императора с папой. В противоположность «Саксонскому зерцалу» этот сборник рьяно пропагандирует идею господства папы в феодальном мире. В Германии действовало также каноническое право и под его влиянием складывались брачно-семейные отношения. Единственной формой брака был брак церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Кроме достижения определенного возраста, необходимо было учитывать степень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после помолвки с другим лицом, или с лицом, не получившим крещения. В Германии семейные отношения супругов строились на общности имущества, но женщина находилась под опекой мужа и управление имуществом осуществлялось мужем. Сама форма заключения брака выражала тот факт, что муж покупал право опеки над женщиной, уплачивая отцу жены покупную цену (витуум). Церковь категорически отвергала развод, однако, в некоторых случаях, (например, при супружеской измене), допускала раздельное жительство. При этом имущество подлежало разделу, доля жены составляла одну треть или половину.

Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

В наследственном праве долгое время существовала общность семейного имущества, и завещание первоначально было неизвестно. В разделе семейного имущества участвовал и умерший. Доля его шла вначале на погребальные обряды, а впоследствии поступала церкви за упокой души. Женщины первоначально были отстранены от наследования, т.к. они могли жить в родительском доме и получить обратно свое приданное. В городах женщины получили довольно рано равное с мужчинами право на наследование имущества.


Средневековая Германия

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г. ) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало » 1 .

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.

Сборник состоит из ^ 2ух крупных раз­делов :


  1. Земского права (Ландрехта, 3 книги)

  2. Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).

ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении .

Свободные делились на:


  • благород­ных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,

  • и неблагородных .
Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает.

Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:


  1. шеффенские люди (участвовали в суде епископа),

  2. чиншевики (заседа­ли в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)

  3. и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):

Наёмные бойцы (судебный поединок),

Дети наёмных бойцов,

Актеры,

Все незаконнорожденные,

Осужденные за кражу / грабеж,

Откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.

Несво­бодные люди делились на:


  • крепостных

  • и зависимых людей (холопов ), кото­рые:
▪ несли денежные повинности,

▪ платили чинш,

▪ пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.

Самый желаемый ста­тус - статус свободы .

Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен , однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого .

Кроме того, Земское право регулировало нормы:

Государственного,

Имущественного,

Семейного,

Наследственного,

Уголовного права,

Уголовного процесса,

Которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия .

В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской влас­ти, трактующемся в духе концепции двух мечей : «Два меча предоста­вил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназ­начен духовный, императору - светский. Папе предназна­чено ездить верхом в положенное время на белом коне, и импера­тор должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это зна­чит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе . Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается » 2 .

ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений :


  • порядок получения, держания и утра­ты ленов,

  • обсуждает виды ленов, в том числе городских,

  • и особен­ности ленного быта и нравов.

^ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЕЩНОЕ ПРАВО

Ленное право было основой всех имуществен­ных отношений между лицами благородного происхождения. Правовое положение человека вообще оп­ределялось по его месту в феодально-служебной иерархии (ранее упоминались условных 7 «щитов», начиная с короля). Только принадлежность к одному из таких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных 3 земель.

^ Не являлись субъектами ленного права:

Духовенство,

Женщины,

Кре­стьяне,

Незаконнорожденные дети,

Лица, лишенные своего статуса

Соответствен­но, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству.

^ Причисление к ленному праву было напрямую связано с рыцарским достоинством : никакие другие юридические основания не давали прав на лен.

Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор . Он заключался в определенной процедуре и с учетом взаимных обязательств сеньора и вассала . Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу,

Обязаться оказывать «уважение»,

Участвовать в суде сеньора

И нести службу,

Однако право жестко ограничи­вало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только ^ 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требова­ли согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель .

^ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Собственнические права имели свои ограничения .

1) Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. П.

2) Во-вторых, права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника» . ЗП кн.1 ст.35: «Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивае т плуг, принадлежат королевской власти ».

Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени - серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. КОНЦЕССИИ ) того, кому принадлежали верховные сеньори­альные права на эти земли.

ВЛАДЕНИЕ. Наряду правом собственности признавалось вла­дение , в том числе, и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения - в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) - владелец становился соб­ственником.

^ Владение признавалось и за женщинами . Счита­лось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она са­ма («утренний дар» ). Однако наследование по женской линии огра­ничивалось , «так как женщины по своему полу все лишены наслед­ства вследствие греха их предков ».

Владению придавалось большое значение. Владельцем, в отличие от римского права, признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем вещи считался также и залогоприниматель .

СЗ также уделяет внимание разграничению понятий «добросовестного » и «недобросовестного » владения и защите прав добросовестного приобретателя (как и во французском праве), купившего вещь, находясь в заблуждении относительно того, что продавец был ее собственником (ЗП кн.2 ст.36).

^ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

В области обязательственных отношений самое большое внимание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вре­да (ЗП кн.2 ст.38, 40, 47, 48), гораздо меньше внимания привлекают обязательства из договоров , что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений .

Обязательства в феодальном праве делились на:

- ленные

- чиншевые

Т.к. 2 основные формы землевладения: лен и чинш .

ЛЕННОЕ обязательство – это обязательство вассала по отношению к сеньору.

У ленника было 3 обязанности :


  1. верность,

  2. служба

  3. уча­стие в феодальной курии сеньора.

У сеньора перед ленником так­же были определенные обязанности:


  • не обременять чрезмерной службой,

  • не отказывать ему в правосудии,

  • не переводить в более низкий ранг,

  • не лишать лена бесправным способом и др.

Основа ленной системы - договор о верности между гос­подином и вассалом . Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен (1.8).

Невыполнение обязательств влекло за собой потерю чести в судебном порядке .

^ ЗЕМСКОМУ ПРАВУ известны договоры:

Купли-продажи,

Хранения,

Личного найма,

Аренды,

Поручительства

Подробно проработаны договоры личного найма .

Господин мог расторгнуть договор со слугой досрочно, при этом будучи обязан заплатить ему за отработанное время. Если же слуга по своей инициативе досрочно уходил от господина, то обязан уплатить господину сумму своего жалования, а уже полученное вернуть в 2-ном размере (за исключением случаев, когда расторжение договора по инициативе работника было вызвано женитьбой последнего, либо наложением на него обязанностей опекуна.

Пропажу имущества слуги без его вины, происшедшую на работе, хозяин должен возместить ущерб.

^ Способы обеспечения обязательств :

Поручительство,

Присяга.

Недействительность обязательств :

Если оно дано под принуждением . Если обещание было дано под страхом причинения вреда жизни или здоровью, то давший его освобождался от ответственности.

Если оно дано захваченным в плен человеком.

^ СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Вопросы заключения брака регулировались нормами канонического права.

В области семейно-наследственных отношений самым харак­терным было положение о том, что


  • при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа ,

  • а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы ,

  • и были соответственно ограничены в правах наследования (см. ниже).

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти (ЗП кн.1 ст.31 §§1,2), но распоряжался им один муж , жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой, а до этого момента все ее имущество находилось во владении мужа на правах опеки .

Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей (Gerade), хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа .

Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться ».

В особом режиме пользования пребывали вещи с целевым на­значением , например «утренний дар» (Morgengabe) - свадебный дар в первый день брачной жизни (ЗП кн.1 ст.20 §1). Для него существовал особый порядок использования в случае прекращения брака.

Другой вид - имущество мужа из разряда недвижимости, выделяемое для пожизненного содержания жены в случае смерти мужа (ЗП кн.1 ст.21 §2). Предусматривалась также «продуктовая доля» , устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства (ЗП кн.1 ст.24 §2).

^ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗЕМСКОМУ ПРАВУ:

ЗП в ст.6 §1 кн.1 дает определение понятию «наследство» - это все, что человек оставляет после себя из своего имущества.

ЗП ст. 6 §2 кн.1: «тот, кто принимает наследство отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости движимого имущества», за исключением обязательств из деликтов (влияние РЧП).

Правила земского права требовали, чтобы все сыновья были вознаграждены из общей суммы наследства (в отличие от ленного права).


  • уроды,

  • карлики,

  • дети-калеки 4 .
(по­скольку на них не могли быть возложены военно-служилые обязан­ности). Ближайшие родственники должны взять на себя попечение о них.

Кроме того, права ребенка могут быть оспорены :

Если он родился раньше положенного срока, после заключения брака (§1 ст.36 ЗП кн.1),

Если он родился позже положенного срока после смерти мужа (§2 ст.36 ЗП кн.1)

Ограничения наследственных прав:

В ЗП кн.1, ст.17 говорится: «Кто не равен другому по рождению, тот не может получить его наследства».

В ст.37 кн.1 ЗП также сказано, что тот, кто открыто прелюбодействует с чужой женой или изнасилует женщину или девушку, тот, если даже он и женится на ней, никогда не получит от нее законных детей (!!!). Т.о. дети не будут равны по статусу своему отцу, а значит, не смогут претендовать и на его наследство.

^ НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЛЕННОМУ ПРАВУ:

В отличие от Земского права, Ленное право предусматривало принцип единонаследования (ПРИНЦИП МАЙОРАТА). Лен отца переходил старшему сыну, но это правило не распространялось на земское право , где все сыновья призывались к наследованию.

^ Лишенными права на получение лена и на защиту по ленно­му праву были следующие категории лиц 5 :

- клирики,

- женщины,

- крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки),

- купцы ,

А также «лишенные прав» ,

- «все нерыцар­ского звания» со стороны отца и их предков.

В течение 1 года и 6 недель новый владелец лена должен был принести присягу сеньору в присутствии других вассалов. Если этого не происходило (по вине сеньора), то ленник становился само­властным собственником.

Нельзя было отобрать у наследника лен, не принять его присягу - в этих случаях права собственности так­же охранялись неукоснительно: «Согласно праву, ленник сохраняет то, чем господин вопреки справедливости отказался его наделить». До вступления в права наследства будущий ленник (юность опреде­лялась возрастом от 12 до 24 лет ) оставался под опекой сеньора. Но с 13 лет он уже мог быть признан полноценным ленником, с 12 лет имел право получать доходы от лена.

^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Хотя в статьях 13, 14, 16, 32 кн.2 ЗП в достаточно изложены виды преступлений и наказаний за них, в Саксонском Зерцале тем не менее не приводится четкой классификации преступлений (ЗП кн.2 ст.13). Однако, учитывая и общеимперское законодательство, можно выделить следующие категории преступлений :

1) нарушение земского мира :

- нарушения привилегий церкви (неповиновение церковным властям, неуважение духовных лиц, еретичество и т. п.),

- нарушения императорских привилегий (незаконный сбор пошлин, фальшивомонетничество, мятежи), а также использование в год «земского мира» своего кулачного права, грабежи на больших дорогах и вблизи городов.

2) злодеяния:

Умышленные убийства

Поджоги

Грабежи

Отравления

Колдовство

3) проступки – прочие преступления (напр., если кто-то рубит дрова, косит траву, ловит рыбу в местах, принадлежащих другому → штраф в размере 3 шиллинга (ЗП кн.2 ст.28 §1,2))

За преступления, отнесенные к категории «злодеяния» и некоторые преступления из разряда «нарушение мира» обычно предусматривалась смертная казнь в квалифицированной форме :

Повешение,

Отсечение головы,

Сожжение на костре,

Колесование (как правило, за преднамеренные преступления).

Практико­вались также:


  • выкалывание глаз,

  • посажение на кол,

  • сдирание кожи,

  • зака­пывание живьем в землю (за преступления «против Его Величества»)
и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Суровые наказания влекло покушение на собственность . Мелкая кража (на сумму менее 3-х шиллингов) влекла по Саксонскому Зерцалу потерю чести и прав + телесное наказание (побои и выстригание волос) 6 .

За крупную кражу полагалось повешение. Причем ночного вора дозволялось безнаказанно убить на месте.

Предусматривалось также наказание за укрывательство (штраф → ЗП кн.3 ст.23)

+ Должностные преступления (судья) → ЗП кн.2 ст.13 §8: «Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник . Никто не обязан посещать судебное заседание этого судьи и участвовать с ним в суде, поскольку он сам пренебрег правосудием ».

За проступки назначались телесные наказания и штрафы .

Уклонившийся от суда объявлялся находящимся «под подозрением» . В некоторых случаях он подвергался «королевской опале» и если продолжал скрываться больше 1 года, то в его адрес объявлялась «высшая опала». Такой человек лишался всех прав, в том числе имущественных и семейных. Очиститься от опалы можно было только путем явки в суд.

Среди наказаний упоминается вергельд и указываются его размеры (ЗП кн.3 ст. 45).

Саксонское Зерцало знает также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

^ Обстоятельства смягчающие наказание:

Беременность женщины-преступницы (ЗП кн.3 ст.3),

Слабоумие и сумасшествие (там же),

Необходимая оборона, и если убивший скрылся с места преступления (ЗП кн.2 ст.14 → к уплате высшего вергельда, но не к смертной казни).

^ Отягчающие вину обстоятельства:

Размер украденного,

Ночное время совершения преступления,

Клятвопреступничество (изобличенному в судебном поединке → смертная казнь).

^ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Процесс носил состязательный характер . Судья (граф) только руководил процедурой рассмотрения спора в качестве председательствующего, но сам в вынесении решения не участвовал.

«Проект» решения выносили судебные заседатели (шеффены – в земском суде, вассалы – в ленном суде и т.д.). Недовольная сторона оспаривала этот «проект». Затем судебные заседатели голосовали, после чего выносилось окончательное решение суда.

Германскому праву было известно обжалование судебного приговора в вышестоящий суд. Высшей инстанцией являлся королевский суд.

+ ^ 4 уважительных причины для неявки в суд (ЗП кн.2 ст.7):

Болезнь,

Служба Богу за пределами страны,

Имперская служба.

Доказательства:

1) свидетельские показания,

2) очистительная присяга (+ клятва соприсяжников),

3) судебный поединок (ЗП кн.1 ст.63).

В некоторых случаях очистительная присяга освобождала от обязательств или обвинений. Зачастую вместе с испытуемым присягали и соприсяжники – 2-6 человек.

ЗП кн.1 ст.39 – не могут очистить себя присягой: лишенные прав за грабеж или кражу при вторичном обвинении в грабеже или краже.

К ним применялся ордалий → 3 возможности на выбор:

Испытание раскаленным железом,

Кипящей водой (опустить руку по локоть в котел с кипящей водой),

Судебный поединок.

Предусматривалась возможность нанять вместо себя бойца для судебного поединка. Ответственность наемного бойца за поражение на поединке → отсечение руки.

Постепенно ордалии перестают применяться в гражданских спорах. К ним прибегали только в делах о нарушении мира, причинении телесных повреждений (нанесении ран), и преступлениях, совершенных с применением насилия (грабеж).

1 пер. Дембо

2 Теория 2-ух мечей приводится в Саксонском Зерцале как выражение идеи равноправия папы и императора в противовес притязаниям папства на всемирное господство над светскими властями.

3 ЛЕН (т. е. феодальное пожалование) мог быть предоставлен не только в виде земельных владений. В качестве лена могло быть дано право на сбор в свою пользу таможенных пошлин, на чеканку моне­ты, виноградники, судебный лен (право вершить сеньориальный суд и получать в свою пользу штра­фы), городской лен (такой лен­ник не нес собственно военной службы, но, живя в городе, обязы­вался защищать город в случае нужды; пользовался он и другими привилегиями) и пр.

4 СЗ, Земское право кн.1 ст.4

5 ст. 4 гл.1 Ленрехта

6 СЗ, ЗП кн.2 ст. 13 §1.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме