Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Система органов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора.

Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве се подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом, входящим в общую судебную систему. Но не все судебные органы относятся к судам общей юрисдикции. Так, данным понятием не охватываются Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Следовательно, понятия "суды общей юрисдикции" и "судебная система РФ" соотносятся между собой как философские категории части и целого.

Законодательство о судах общей юрисдикции, помимо Конституции РФ, составляют следующие федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации"; "О военных судах Российской Федерации"; "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В данных актах содержатся положения, отражающие систему судов общей юрисдикции, их структуру, полномочия, особенности организации и взаимодействия между судами и иными государственными органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из двух групп судов - федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. В основу такой дифференциации положен не функциональный признак, а способ формирования различных судебных органов. К федеральным судам относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов РФ - суды (точнее - судебные должностные лица), избрание или назначение которых происходит в порядке, установленном законодательством того либо иного субъекта РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

Верховный Суд РФ;

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (т.е. суды субъектов РФ);

Районные суды, городские суды, межрайонные суды;

Военные суды различных уровней;

Специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. (В настоящее время такие суды еще не созданы.)

К судам общей юрисдикции, образованным субъектами РФ, относятся мировые судьи.

Все суды общей юрисдикции в своей деятельности равным образом применяют федеральное законодательство, а в необходимых случаях - законодательство субъектов РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, а также международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход.

Процедура разрешения споров в судах общей юрисдикции определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Бóльшая часть исков, направляемых в суды общей юрисдикции, вначале рассматривается мировым судьей или районным судом. Гражданский процессуальный кодекс четко определяет конкретные виды исков, которые должны рассматриваться федеральными судами общей юрисдикции субъектов РФ и Верховным судом Российской Федерации.

Федеральные суды общей юрисдикции являются одним из важных элементов одноименной системы Российской Федерации. Функционирование этих органов регулируется нормативно-правовыми актами, принятыми Государственной Думой. Основная их задача - защищать права и интересы граждан.

Федеральные суды общей юрисдикции РФ

Давайте посмотрим в законодательстве определение сущности названной ветви власти. В законе РФ "О судебной системе Российской Федерации" указано, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные органы, которые вправе рассматривать гражданские, уголовные и административные дела, основываясь на нормах российского законодательства.

В названии используется слово "общей", потому что сюда могут обращаться все без исключения граждане государства с целью защиты собственных прав и реализации интересов. Российское правосудие достаточно гуманно, поэтому граждане всегда могут рассчитывать на справедливость и реальную защиту в суде.

Система федеральных судов общей юрисдикции Российской федерации

Прежде чем говорить о полномочиях российских судов, стоит ознакомиться с их утвержденным законодательно перечнем. Итак, федеральными судами общей юрисдикции являются:

  1. Верховные суды республик (например, Верховный суд Республики Коми), областные (Московский областной суд) и краевые (Ставропольский краевой суд). К этому уровню системы приравниваются суды автономных областей и главные судебные учреждения городов федерального подчинения (Москва, Санкт- Петербург и т.д.), а также главные суды военных округов. Все эти организации именуются и так - федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. После Верховного суда это вторая ступень судебной иерархии нашего государства.
  2. Инстанции в городах областного и районного подчинения, а также местные гарнизонные судебные инстанции. Это наиболее массовая по количеству часть созданных в России судов.
  3. Мировые судьи (в основном такие люди проводят судебную деятельность в небольших районных городах либо селах, так как в населенных пунктах такого класса невыгодно создавать полноценные суды).

Мировые судьи, их полномочия

На самой низкой ступени описываемой системы стоят мировые судьи. В законодательстве также существует термин "мировые суды". Фактически, это синонимы, потому что работает здесь один судья.

Хоть их и причисляют к общей федеральной системе судебных органов, назначаются они местными законодательными органами. Мировой судья, по возможности, должен быть в каждом населенном пункте, где функционирует орган местного самоуправления.

В своей деятельности названные лица должны следовать установленным законом правилам поведения:

  • соблюдать принцип верховенства права и презумпции невиновности;
  • руководствоваться нормами международного и национального российского права;
  • не быть членом или агитатором политической партии;
  • не заниматься предпринимательской или депутатской деятельностью.

Наверное, главное, чем должен обладать человек для успешной работы мировым судьей, - это высокие моральные качества и большой авторитет в обществе.

Мировые судьи используют в работе законы, принятые Государственной Думой. Они могут принимать в производство уголовные, административные и гражданские дела. Каждое свое решение федеральные суды общей юрисдикции (мировые суды, если говорить конкретно) принимают именем России.

Городские (районные) суды

Это самая многочисленная ступень в системе правосудия российского государства. В отличии от мировых, районные (городские) суды имеют свою структуру.

Возглавляют данный орган председатели, которые выполняют организационную работу. Кроме того, они ведают решением всех хозяйственных вопросов, которые влияют на жизнедеятельность вверенного им подразделения.

Во всех районных (городских) судах штатным расписанием предусмотрена должность заместителя председателя, функциональные обязанности которого утверждаются председателем суда. Отметим, что руководство, наряду с рядовыми судьями, ведет и судебные процессы.

В структуре рассматриваемого подразделения действует и вспомогательный аппарат. Основные задачи у него такие:

  • прием исковых заявлений у граждан;
  • регистрация новых дел во всех журналах, ведение которых предусмотрено законодательством;
  • введение информации о деле в электронную систему;
  • распределение дел между судьями;
  • послесудебное оформление дел для сдачи их в архив;
  • ведение деловой переписки с другими организациями.
  • контроль над оплатой судебных сборов;
  • контроль вручения истцу, ответчику, а также свидетелям повесток в суд.

Структура областных и приравненных к ним судов

По иерархии и полномочиям выше ранее описанных находятся федеральные суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевые судебные органы, а также суды автономных округов и областей. Их структура несколько иная.

Во главе организации здесь также стоит председатель, и предусмотрена должность его заместителя. Но в них дополнительно создается Президия и коллегии по гражданским и уголовным делам. Исходя из коллегиального образа работы данной инстанции, можно понять, что при принятии решений на этом уровне судебной системы действует принцип большинства.

Состав и полномочия Президиума областных судов

Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.

Президиум имеет достаточно широкие полномочия:

  • рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
  • анализ и систематизация судебной практики;
  • контроль над работой аппарата суда;
  • анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
  • утверждение членов коллегий.

Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ "О судебной системе", заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.

Состав и полномочия коллегий судов

Как мы уже отмечали, федеральные суды общей юрисдикции РФ на областном уровне работают по коллегиальному принципу. Состав судей гражданской и уголовной коллегий, а также численность этих комиссий, утверждается на заседании Президиума суда.

Эти органы рассматривают в рамках своей компетенции судебные дела в кассационном и порядке надзора. Кстати, федеральное судебное законодательство предоставляет названным коллегиям и функции суда первой инстанции.

Безусловно, на таком уровне не будут рассматриваться вопросы о разводе между сельскими жителями. Под их юрисдикцию будут подпадать дела, рассмотрение которых имеет большой резонанс в обществе. Также на заседаниях коллегий для вынесения максимально верных решений рассматривается юридическая практика других судов и анализируется правильность и логика принятия решений.

Верховный Суд Российской Федерации

Вот мы и дошли до самой вершины судебной иерархии - Верховного Суда РФ. Уникальность этого органа состоит в том, что он один в Российской Федерации, и, соответственно, его юрисдикция распространяется на всю огромную территорию государства.

Сначала давайте уточним, кто может работать в ВС судьей. Это должен быть человек старше 30 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 10 лет. Зачастую в состав Верховного Суда избираются наиболее авторитетные председатели судов.

В процессе своей деятельности названный орган решает несколько важнейших задач:

  • рассмотрение кассационных жалоб на решения судов более низкой инстанции;
  • контроль над работой всех судов общей юрисдикции в порядке надзора;
  • разработка и предоставление практических рекомендаций для использования их в работе судьями всех российских судов.

Заключение

Федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи составляют судебную систему России. Каждый орган выполняет утвержденные законом задачи на отведенной для него административной территории. Для соблюдения законности и гарантирования возможности обжалования несправедливого судебного решения создана их иерархия во главе с Верховным судом РФ. Ну а если физическое или юридическое лицо не будет согласно с вердиктом последней инстанции, государство гарантирует возможность обращения в Европейский суд по правам человека.

Система судов общей юрисдикции - это совокупность судов общей юрисдикции (в том числе и военных), перечисленных в ФКЗ "О судебной системе", осуществляющих судебную власть в России в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Обычно в названии конкретного суда общей юрисдикции термин "общей юрисдикции" не упоминается. Например, "Федеральный суд Центрального округа г. Тюмени", "Военный суд Западно-Сибирского военного округа", "Верховный Суд Российской Федерации" и т.д. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Также суды общей юрисдикции можно подразделить на суды общей юрисдикции субъектов РФ (мировые судьи) и федеральные суды общей юрисдикции, к которым относятся все остальные суды общей юрисдикции, в том числе и специализированные, если таковые будут созданы. Единство системы судов общей юрисдикции в РФ обеспечивается - единством задач; - единством принципов организации и деятельности; - единством применяемых материальных и процессуальных законов;

Систему судов общей юрисдикции Российской Федерации можно представить схематически (рис. 2).

Рисунок 2 - Система судов общей юрисдикции

Верховный суд

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» указанные суды входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и к числу судов субъектов Российской Федерации не относятся.

Районные суды

Основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами).

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Мировые судьи

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

Дела о выдаче судебного приказа;

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

Дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

Дела об определении порядка пользования имуществом;

Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

Военные суды

Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а так же граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов военного управления по правоотношениям, возникшим в период прохождения военной службы, и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно?КоАП РФ судам общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции подразделяются на:

федеральные суды, к которым относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автоном-ных округов, районные (городские) суды, военные и специали-зированные суды;

суды субъектов Российской Федерации, к которым относят-ся мировые судьи.

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об ад-министративных правонарушениях. Помимо того они уполно-мочены на осуществление правосудия по подсудным им граж-данским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают во-просы, связанные с исполнением приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве, уголовно-процессуальным (ст. 2 УПК), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) и административным законами (ст. 1 КоАП) перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подверг-нут справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголов-ной ответственности и осужден;

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государ-ственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.

Цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка;

б) профилактика преступности и правонарушений;

в) правовое и нравственное воспитание граждан;

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, граждан-ском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что выявление по каждому уголовному и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению преступлений и иных правона-рушений, и принятие надлежащих мер к их искоренению явля-ются важными задачами суда, вытекающими из закона.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

2.1. Состав, структура и порядок формирования Вер-ховного Суда РФ

Верховный Суд РФ -- высший судебный орган по граждан-ским, уголовным, административным и иным делам, подсуд-ным судам общей юрисдикции. Он высший орган, как для фе-деральных судов, так и для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют:

Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Военная коллегия;

Кассационная коллегия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представ-лению Президента РФ, основанному на заключении квалифи-кационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Пред-седателя Верховного Суда РФ.

Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья Верховного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения попра-вок в конституцию РФ.

2.2. Полномочия Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

1) рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв-шимся обстоятельствам;

2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует су-дебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федера-ции, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3) осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

4) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, выте-кающие из международных договоров Российской Федерации;

5) реализует право законодательной инициативы в Феде-ральном Собрании РФ.

6) устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

7) изменяет территориальную подсудность уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное по-ложение;

8) представляет на рассмотрение Президента РФ или Пра-вительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

9) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов госу-дарственной власти и договоров между ними;

10) готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:

доклад о деятельности Уполномоченного по правам челове-ка в Российской Федерации за год;

постановления и заключения Конституционного Суда РФ.

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Как минимум, он обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу из-бирательного объединения, избирательного блока об отказе Центральной избирательной комиссии РФ в приеме докумен-тов и выдаче копий списков кандидатов, выдвинутых по одно-мандатным избирательным округам;

б) принимать участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации общего числа мировых судей и коли-чества судебных участков в этом субъекте;

в) установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

2.3. Пленум Верховного Суда РФ

Пленум Верховного Суда РФ -- это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образо-ванием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Вер-ховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух тре-тей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициа-тиве в нем может принять участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Вер-ховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государ-ственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полно-мочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судеб-ной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения за-конодательства Российской Федерации; при обсуждении во-просов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей судов второго звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

3) рассматривать и решать вопросы о внесении представле-ний в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы и о тол-ковании законов Российской Федерации;

4) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

5) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству Российской Федерации;

6) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве руководя-щие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в поста-новлениях Пленума Верховного Суда РФ.

2.4. Президиум Верховного Суда РФ

Президиум Верховного Суда РФ - это специально созда-ваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положи-тельного заключения квалификационной коллегии судей Вер-ховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федераль-ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, осно-ванному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Вер-ховного Суда РФ.

Президиум принимает постановления большинством голо-сов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими пол-номочиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в по-рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судеб-ной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры, решения и определе-ния Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной кол-легии по гражданским делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 321 ГПК), а по уголовным делам -- также на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (ч. 3 ст. 374 УПК);

рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся об-стоятельствам в отношении определений Кассационной колле-гии Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 388 УПК);

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои постановления, вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. ЗЗЗ ГПК).

2.5. Судебные коллегии Верховного Суда РФ

2.5.1. Общая характеристика

Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают де-ла, подсудные Верховному Суду РФ, в следующих составах:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоя-щая из трех судей, а уголовные дела -- коллегия, состоящая из трех судей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления непосредственно нижестоящих судов (судов республик, краевых, областных судов, окружных военных судов и т.п.), принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, рассматривает кол-легия, состоящая из трех судей;

4) гражданские дела по вновь открывшимся обстоя-тельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, со-стоящая из трех судей.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная колле-гия по уголовным делам и Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.

Помимо осуществления правосудия (по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам) они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие пол-номочия, предоставленные им законодательством.

Кассационная коллегия утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной кол-легии судей Верховного Суда РФ.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и протестам на ре-шения, приговоры, определения и постановления Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по граждан-ским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Ею также пересматриваются по вновь открывшимся обстоя-тельствам собственные определения, вынесенные в кассацион-ной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое ре-шение.

2.5.2. Особенности и полномочия Военной коллегии

Военная коллегия является одной из судебных коллегий Верховного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая су-дебная инстанция по отношению к окружным (флотским) во-енным судам. В ней могут быть образованы судебные составы. Соответственно Военная коллегия Верховного Суда РФ состо-ит из председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Военной коллегии.

В первой инстанции Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает:

1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена воен-ная служба, если эти акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее хода-тайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии хода-тайства обвиняемого.

В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Су-да РФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и поста-новлений, принятых в первой инстанции окружными (флотс-кими) военными судами. Она же в надзорном порядке рас-сматривает дела по протестам на решения, приговоры, опреде-ления и постановления военных судов, вступившие в силу.

Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рас-сматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в от-ношении собственных решений и приговоров, вступивших в силу.

Помимо осуществления правосудия Военная коллегия Вер-ховного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов и иные материалы.

2.5.3. Кассационная палата

В Кассационной коллегии Верховного Суда РФ образованы составы суда (палаты). Одним из таких составов является кас-сационная палата Верховного Суда РФ. Она состоит из предсе-дателя и работающих там судей Верховного Суда РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном суде и суде города фе-дерального значения.

Кассационная палата вправе изменить соответствующее су-дебное решение, если при этом оно не ухудшает положения осужденного или оправданного. Более того, она не может от-менить оправдательный приговор, определение о прекращении дела или иное решение, вынесенное в пользу подсудимого, по мотивам существенного нарушения его прав.

Кассационная палата не вправе пересматривать приговор по мотиву нарушения председательствующим принципа объектив-ности в его напутственном слове, если сторонами не были за-явлены возражения непосредственно после того, как оно было произнесено. Она также не может направить дело на новое расследование.

2.6. Председатель Верховного Суда РФ

Председатель Верховного Суда РФ:

1) является судьей и соответственно осуществляет процес-суальные полномочия, установленные УПК и ГПК;

2) приносит в пределах и порядке, установленном зако-ном, протесты на судебные акты по гражданским и уголов-ным делам;

3) вправе приостановить их исполнение;

4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

5) вносит представления в государственные органы, обще-ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших пра-вонарушениям;

6) организует работу по контролю над выполнением руко-водящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

7) вносит материалы на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ;

8) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председатель-ствует на его заседаниях;

9) приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховно-го Суда РФ судей, членов Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представителей министерств, государ-ственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций;

10) созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит во-просы на его рассмотрение; председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

11) вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ представление о несоответствии его руководящих разъяснений законодательству Российской Федерации;

12) подписывает постановления Пленума и Президиума Вер-ховного Суда РФ;

13) распределяет обязанности между своими заместителями;

14) руководит организацией работы Кассационной колле-гии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верхов-ного Суда РФ;

15) возлагает обязанности на председателя Военной колле-гии Верховного Суда РФ и его заместителя;

16) привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой;

17) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

18) может принять участие в заседаниях Правительства РФ;

19) может участвовать в работе Пленума Высшего Арбит-ражного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ -- ив заседаниях его Президиума;

20) может принять участие в работе коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

21) продляет до 10 лет (но не свыше достижения возраста 65 лет) срок военной службы судьям военных судов, достиг-шим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании;

22) выделяет средства на аппарат Военной коллегии Вер-ховного Суда РФ;

23) знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судеб-ного департамента при Верховном Суде РФ;

24) с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верхов-ном Суде РФ -- и заместителей последнего;

25) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должности;

26) готовит для Президента РФ представление о составе Президиума Верховного Суда РФ и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;

127) докладывает Президенту РФ свое мнение по поводу не-обходимости назначения того или иного кандидата судьей Верховного Суда РФ; 28) готовит для утверждения Пленумом Верховного Суда РФ представление о составе судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда РФ, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; 29) осуществляет иные полномочия.

2.7. Организация работы в Верховном суде РФ. Аппарат суда.

Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу судов по осуществлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде законодательства и др. Подчиняется он Председа-телю Верховного Суда РФ.

В составе аппарата Верховного Суда РФ образуются отделы и другие структурные подразделения. Начальники этих подразде-лений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РФ. В Кассаци-онной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РФ состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспекторы, другие служащие. Работники аппарата суда являют-ся государственными служащими, им присваиваются классные чины и специальные звания.

Штатное расписание Верховного Суда РФ, положения об от-делах и других структурных подразделениях утверждаются его Председателем.

2.8. Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ

Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципи-альным вопросам судебной практики, в том числе по проектам:

а) разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по примене-нию законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б) представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

в) инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ.

Перед Советом стоит также задача оказания методической помощи в организации работы научно-консультативных советов при верховных судах республик, краевых и областных судах.

Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета -- руководители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Су-да РФ и председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ по должности.

Возглавляет работу Совета его председатель. Сопредседате-лями Совета являются председатели секций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-кон-сультативным советом.

Ученый секретарь обеспечивает деятельность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполне-ние и реализацию решений, принятых Советом и его секция-ми, организует их заседания, обеспечивает членов Совета не-обходимой документацией и научно-справочными материалами.

Все остальные члены Научно-консультативного совета уча-ствуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выпол-няют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют некоторые другие поручения.

В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ», систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. К первым относятся 1. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ);2. районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);3. мировые судьи.Суды общей юрисдикции в Российской Федерации рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, осуществляя наибольший объем судопроизводства.

Низовым звеном системы территориальных судов общей юрисдикции являются мировые судьи . Формально являясь судами субъектов, они, тем не менее, осуществляют правосудие от имени РФ и финансируются за счет федерального бюджета. Вопросы осуществления правосудия мировыми судьями регулируются ФКЗ, ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и законами субъектов РФ о мировых судьях.

Компетенция мирового судьи установлена в ст. 3 ФЗ «О мировых судьях». Поскольку мировой судья является «общинным» судом, в его компетенцию входит рассмотрение простых, «обыденных дел». Например, к компетенции мирового судьи относится рассмотрение в первой инстанции:

1. уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ).

2. дела о выдаче судебного приказа – то есть судебного постановления о взыскании задолженности, которое выдается судьей единолично в явных, бесспорных случаях;

3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуют спор о детях; а также – о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска – не более пятидесяти тысяч руб;

4. другие дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, за исключением:

Всех дел по спорам о детях (об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства и т.д.);

О лишении и ограничении родительских прав;

Об усыновлении (удочерении) ребенка;

О признании брака недействительным;

5. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, за исключением:

Дел о наследовании имущества;

Дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности;

6. дела об определении порядка пользования имуществом;

7. дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции мирового судьи.

Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствах в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.


Все дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются им единолично.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков , которые определяются законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысячи человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Поскольку мировые судьи являются судьями субъектов, порядок назначения их на должность определяется ФЗ «О мировых судьях» и законами субъекта РФ. Кандидат на должность мирового судьи должен являться гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет; кроме того, он должен сдать квалификационный экзамен.

Закон предусматривает два способа назначения мировых судей на должность. Так, мировые судьи могут либо назначаться или избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий должен составлять не менее пяти лет.

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, структура и штатное расписание которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ.

Следующим звеном в подсистеме территориальных судов являютсясуды общей юрисдикции города или районав формулировке ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» - районный суд.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе , территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Закон допускает создание судебных районов, охватывающих несколько административно-территориальных единиц субъекта РФ (межрайонный суд).

Районный (городской) суд общей юрисдикции является тем звеном судебной системы, на которые возложено исполнение наибольшего объема работы. В компетенцию районного суда входит:

I. осуществление правосудия, а именно :

1. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел в первой инстанции;

2. пересмотр в апелляционном порядке решений мирового судьи;

3. пересмотр дел по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

II. Реализация иных видов судопроизводства, а именно:

1. рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

2. вынесение решения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста или залога, а также – о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста;

3. осуществление судебного контроля на основании положений Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.;

4. вынесение судебных решений об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действия, нарушающих конституционные права и свободы граждан;

5. обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.

Что касается организации судов общей юрисдикции города (района), то она зависит от штатной численности судей. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем суда общей юрисдикции в соответствующим субъекте. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Федеральными судами общей юрисдикции в субъекте РФ являются: верховные суды республик в составе РФ, краевые суды, областные суды, городские суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов. Данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассматриваемые суды действуют в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ состоит из председателя суда, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ обладает судебными и несудебными полномочиями. Как судебный орган, он рассматривает:

1. дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей,

2. апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

3. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Как несудебный орган Президиум решает наиболее общие вопросы организации и деятельности суда (например, утверждает составы судебных коллегий, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и т.д.).

Судебные коллегии суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Председатель суда общей юрисдикции субъекта РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, а также - по вновь открывшимся обстоятельствам.

Так, в первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам рассматривает:

1. гражданские дела, связанные с государственной тайной,

2. дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права и свободы граждан;

3. дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности региональных отделенный политических партий, общественных объединений, религиозных организаций;

4. дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

5. дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

5. дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6. дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.

Подсудность уголовных дел , рассматриваемых судами общей юрисдикции субъектов РФ, установлена ч. 3 ст. 31 УПК в виде перечня дел о преступлениях, предусмотренных конкретными статьями УК РФ. В частности, к ним относятся дела об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК РФ), о похищении человека с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 126 УК РФ), об изнасиловании с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 131 УК РФ) и о некоторых других, как правило, тяжких преступлениях.

Кроме того, судебные коллегии рассматривает:

1. в качестве суда апелляционной инстанции дела:- по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;- по жалобам и представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;2. в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

Судьи (в том числе председатели, заместители председателя) судов города, района или субъекта Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего уровня.

Кроме территориальных судов, к судам общей юрисдикции относятся военные суды, которые вошли в судебную систему РФ в 1999 году, сменив военные трибуналы, которые все время своего существования функционировали обособленно и не входили в единую судебную систему страны. 23 июня 1999 г. был принят ФКЗ «О военных судах РФ», который определил военные суды как федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

В компетенцию военных судов входит рассмотрение следующих категорий дел:

1. гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2. дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

3. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Кроме того, военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Система военных судов на территории РФ построена не по территориальному, а по функциональному принципу, то есть военные суды дислоцируются по месту нахождения территориальных единиц органов военного управления - гарнизонов и военных округов (флотов).

Первым (основным) звеном военных судов является гарнизонный военный суд . Он создается на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов, и образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Судом второго (среднего) звена подсистемы военных судов является окружной (флотский) военный суд в составе председателя, его заместителей, других судей. В нем образуется президиум, а также могут быть созданы судебные коллегии и (или) судебные составы. Он действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Военная коллегия Верховного Суда РФ – суд высшего звена для военных судов. Она организационно входит в состав Верховного Суда РФ.

К судьям военных судов предъявляются те же требования, что к судьям других судов общей юрисдикции. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме