Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Спортивное право,как комплексная отрасль права:концептуально-правовые вопросы. Физкультурно-спортивное право как новая комплексная отрасль российского права Под методом спортивного права понимается

Жукова Юлия Игоревна/Zhukova Yulia Igorevna , Российский Государственный Университет Дружбы Народов

Аннотация : в статье рассматривается роль спортивного права в правовой системе РФ ….

Ключевые слова : анализ, право,спортивное право

В современный период в России и во всем мире возрастает роль законодательства, регулирующего сферу физической культуры и спорта. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемой частью здорового образа жизни населения и предметом особого внимания со стороны государства, что обусловливает необходимость более глубокого изучения и понимания внутренней логики и закономерностей развития правовых норм, совокупность которых в настоящее время объединяется в систему спортивного права.

Вопросы, поднимаемые и обсуждаемые ведущими специалистами в области правового регулирования физкультуры и спорта в монографических и диссертационных исследованиях , а также в иных научных публикациях охватывают достаточно широкий спектр вопросов исследуемой комплексной отрасли права. Возрастающий интерес к спортивному праву со стороны юристов и общественности продемонстрировала также состоявшаяся 3 апреля 2015 года Девятая Международная научно-практическая конференция «Спортивное право. Перспективы развития».

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем в определении соотношения спортивного и иных отраслей права.

Рассмотрение законодательства, регулирующего спортивные отношения, его предметной и целевой структуры, а также специфики и обособленности в общей системе законодательства позволяет с определенностью утверждать, что спортивное право, несомненно, представляет новую сложившуюся комплексную отрасль. Вместе с тем нельзя отрицать существование корреляции законодательства о спорте и административного законодательства России.

Основным нормативным документом, регламентирующим отношения в сфере физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", вступивший в силу в 2008 году. Но за время, прошедшее с момента принятия закона, в него было внесено достаточно изменений, наиболее значимыми из которых являются введение в закон понятий всероссийского реестра видов спорта и антидопинговых правил.

Так, в 2011 г. целях введения юридической ответственности за применение допинга были внесены соответствующие поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье 6.18 КоАП РФ закреплено, что «нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет», а аналогичные действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, влекут дисквалификацию на срок три года.

Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте конкретизирован федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. В частности, к запрещенным субстанциям дополнительно отнесены миметики и триметазедин; каратэ исключено из списка видов спорта, по которым в соревновательный период запрещен алкоголь; бета-блокаторы дополнительно запрещены в соревновательный период по подводному плаванию.

Следует заметить, что вопрос о соотношении административного и спортивного права в определенной степени можно считать дискуссионным, и с утверждением о том, что спортивное законодательство представляет собой структурную часть административного законодательства, вряд ли можно согласиться.

Специфика метода регулирования общественных отношений в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что регулирование определенной части этих отношений осуществляется без обращения к императивному методу правового регулирования. Таким образом, следует признать, что спортивное право, будучи органически и родственно связано с административным правом, в целом и основном от него отличается.

Если согласиться с той схемой отношений законодательства и права, которая представляется в работах А.Ф. Шебанова и С.С. Алексеева , то следует признать, что обособившееся законодательство в сфере физической культуры и спорта активно формируется в комплексную отрасль права – спортивное право.

В данном отношении С.С. Алексеевым совершенно точно отмечено, что "в большинстве случаев, когда исторически формируется отрасль законодательства, это одновременно означает, что перед нами становление особой отрасли права... Это связано с тем, что само по себе обособление той или иной области законодательства уже означает... известное преобразование в самой правовой материи"

Вышеизложенное, а также специфика формирующихся в сфере спорта и физической культуры особых общественных отношениях, подтверждает обоснованность выделения комплексной отрасли права - спортивного права.

Предмет спортивного права как комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов – это общественные отношения, связанные с различными направлениями в сфере физической культуры и спорта, а также возникающие между физкультурно-спортивными организациями и другими субъектами. Здесь могут возникать и некоммерческие отношения, а также отношения, связанные с государственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов общества и государства

Механизм управления физкультурно-спортивной деятельностью отличается многоэлементностью, поэтому очевидно, что в нем должны ассоциативно использоваться различные методы правового регулирования, что характерно для комплексных отраслей права.

Конкретизация основных функций спортивного права позволяет выделить регулятивную (фиксирование физкультурно-спортивных правоотношений, формирование прав и обязанностей сторон физкультурно-спортивных правоотношений; определение фактов, с которыми нормы спортивного права связывают начало юридических последствий) и охранительную (установление санкций и составов правонарушений, которые образуют основания для юридической ответственности) функции.

В силу того, что отношения в спорте развиваются достаточно стремительно, в современной практике появляются проблемы, задающие векторы совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Федеральным законом от 03.11.2015 N 308-ФЗ "О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплена необходимость обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки.

Тем не менее, правовая регламентация спортивной подготовки, закрепляющая механизмы установления требований к тренировочному процессу, совершенствование федеральных стандартов спортивной подготовки, регламентации деятельности тренеров, нуждается в совершенствовании.

Еще одним, не менее значимым направлением развития спортивного права, является исследование правового статуса спортивных федераций, а также совершенствование правового механизма их взаимодействия с органами государственной власти.

Особое отражение в спорте приобретают институты гражданского права (проблемы спонсорства), трудового права (правовые отношения между работодателем и спортсменом, тренером и работодателем), институт аттестации (допуск спортсмена к соревнованиям и определение квалификации тренера\спортсмена), институт страхования спортсменов, а также агентская деятельность. Необходимо обратить внимание также и на то, что своеобразие спортивного права определяется не только особенностями институтов, которые его составляют, но и системой, спецификой взаимодействия этих институтов.

Спорт, с одной стороны, это комплексное явление с множеством функций: имиджевой, экономической, инвестиционной и спонсорской, с другой стороны, спорт интерпретируется как динамично развивающаяся сфера, что обусловливает необходимость своевременного совершенствования законодательства. В числе приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства следует отметить урегулирование отношений в сфере детско-юношеского спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта.

Представляется, что рассмотрение системы спортивного права на концептуально-правовом уровне, позволит дальше строить работу по его совершенствованию, результатом которого станет повышение уровня правовой регламентации общественных правовых отношений в сфере физической культуры и спорта, соответствующего прогрессивным интересам развития личности, общества и государства.

См., например, Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2013; Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право: правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2011; Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте: Монография / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011 и др.

См., например, Жабин Н. А. Административно-правовое регулирование отношений в области спорта: автореф. дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 25 с.; Гребнев Р. Д. Конституционное право на спорт: сравнительно-правовое исследование: дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 27 с.; Понкина, А. И. Государственное управление и самоуправление в области спорта: дисс. …к.ю.н.- М, 2013.- 217 с.; Бабаев Р. Ю. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации: дисс. …к.ю.н.- М, 2014.- 173 с.

См., например: Шебанов А.Ф. О понятиях источника и формы права. // Правоведение. 1965. № 4

См., например, Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 томах. Свердловск, 1973.

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте».

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые » отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Таким образом, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, например жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.


Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права . Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета, их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

Использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

Обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

Использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

Учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

Ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

Обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

Восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры;

Обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

Целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

Учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий «спорт » и «физическая культура » как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом », однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право ».

Переход экономики от планового ведения хозяйства к рыночным отношениям должен сопровождаться фундаментальной правовой реформой. В настоящий период в Российской Федерации в существенной мере сформирована новая законодательная основа для проведения дальнейших рыночных реформ. Приняты новые основополагающие рыночные за­коны - Консти­туция и Гражданский кодекс РФ, которые позволили осуществить переход от административно-командных ме­тодов управления народным хозяйством страны к экономическим, фи­нансовым и другим рычагам регулирования деятельности производителей, большая часть которых из адресатов плановых заданий, обязательных для неукоснительного исполнения и исходящих от государства, превратилась в самостоятельно хозяйствующие субъекты.

Данные изменения не могли не затронуть и нормативно-правовой комплекс, регулирующий сферу физической культуры и спорта в России. Формируется и обновляется физкультурно-спортивное законодательство страны, принимаются новые законы, подзаконные нормативно-правовые акты, соответствующие рыночным отношениям, целям и задачам развития гражданского общества и формирования правового государст­ва. В условиях интеграции России в мировой рынок новое отечественное законодательство должно основываться на опыте международного сотрудничества и коррелироваться с меж­дународными соглашениями и конвенциями.

Правовое воздействие на деятельность в сфере физкультуры и спорта осуществляется, в частности, в следующих направлениях:

определение статуса субъекта физкультурно-спортивной деятельности, его прав и обязанностей;

установление юридической ответственности участника физкультурно-спортивной деятельности;

опосредствование отношений субъекта физкультурно-спортивной деятельности с другими юридическими и физическими лицами, а также органами государственной власти и местного самоуправления;

регламентация порядка деятельности и управления физкультурно-спортивной организации на локальном уровне.

В ходе развития и совершенствования современной правовой теории и практики, предопределяемых переходом России к рыночной системе хозяйствования, объективно вырастает новая отрасль права - юридическая наука, и учебная дисциплина - «Физкультурно-спортивное право (Правовое регулирование физической культуры и спорта в Российской Федерации)». В последнем должны выделяться наиболее важные аспекты, связанные именно с регулированием физкультуры и спорта, оно наиболее полно освещено законодательством, регламентирующим данную деятельность и специфику ее применения. Это новое направление права должно охватывать, на наш взгляд, широкий круг проблем, в частности:

физическая культура и спорт в Российской Федерации как объект правового регулирования;

организационно-правовые основы государственного управления физической культурой и спортом;

правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации;

правовое регулирование сферы студенческого спорта в Российской Федерации;

правовое регулирование детско-юношеского спорта в Российской Федерации;

правовое обеспечение общественных физкультурно-спортивных объединений;

правовое положение Государственного фонда физической культуры и спорта в Российской Федерации;

правовое положение Олимпийского комитета России;

правовое положение Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО).

Раскрывая понятие и содержание физкультурно-спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юридической доктрине. Согласно общей теории права, принято считать, что базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкое соединение правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособ­ленные объединения общественных отношений, играющих сущест­венную роль в организации общественной жизни. Вместе с тем обособленный нормативно-правовой массив, являющийся специфическим компонентом отрасли права и регулирующий разно­видность определенного вида общественных отношений, пред­ставляет правовой институт. Родственные ин­ституты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью права является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обо­гащения, предусмотренные главой 60 ГК РФ, а одна из норм этого института, наименьший элемент системы права, (ст. 1105 ГК РФ) регламентирует вопросы возмещения стоимости неоснователь­ного обогащения.

Основаниями для деления права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими способами регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего собой метод правового регулирования. Таким образом, предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора станет обособление предмета этой отрасли от смежных отраслей и выяснение особенностей метода правового регулирования.

В юридической науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права. К базовым относятся отрасли конституционного, уголовного, трудового, гражданского, административного права. Вместе с тем в системе российского права имеются образования комплексного характера, такие как транспортное, банковское, коммерческое, конкурентное, информационное, налоговое, экологическое и, как нам видится, физкультурно-спортивное право. Данные образования являются комплексными, так как входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы физкультурно-спортивного права можно совершенно четко распределить по следующим основным отраслям: гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое и процессуальное право. Все это говорит о том, что с позиции принципов построения российской правовой системы физкультурно-спортивное право не представляет собой самостоятельную отрасль, как, к примеру, конституционное, административное, гражданское, трудовое, международное, уголовное право. Оно является комплексной отраслью, поскольку в физкультурно-спортивном праве интегрируются нормы, которые по своей природе являются админи­стративными, гражданскими и др., что детерминируется спецификой обществен­ных отношений, регулируемых физкультурно-спортивным правом. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское физкультурно-спортивное право является вполне самостоятельным предме­том, содержащим большой правовой массив, который отлича­ется многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Предметом физкультурно-спортивного права как норматив­но определенной комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов, являются горизонтальные обществен­ные отношения, связанные с различными направлениями физкультурно-спортивной деятельности и возникающие между физкультурно-спортивными организа­циями и другими субъектами. Это могут быть и некоммерческие отношения, а также связанные с го­сударственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предмет права в сфере физической культуры и спорта имеет следующий ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении метода правового регулирования:

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

многосторонние физкультурно-спортивные и производственно-хозяйственные отношения, возникающие в силу различной деятельности субъектов РФ, участвующих в физкультурном движении, а также из-за разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных спортивных организаций;

самостоятельность физкультурно-спортивных организаций в выборе организационно-правовой формы федерации, общества, клуба, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, ассортимента выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, системы управления, стратегии развития и т.п.;

возможность создания физкультурно-спортивными и физкультурно-оздоровительными организациями собственных акционерных механизмов взаимодействия по мере развития акционерного предпринимательства;

организация деятельности и управления на базе разнообразных по своей природе механизмов.

В правовой науке получили распространение различные взгляды на метод правового регулирования. Господствующей является следующая научная позиция: каждая отрасль характеризуется специфическими правовыми средствами воздействия на определенный вид общест­венных отношений. Вместе с тем нередко отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, тесно связанные с ними. В таких случаях метод правового регулиро­вания включает характерные не только для данной отрасли, но и для других от­раслей права юридические средства и представляет собой сочетание нескольких методов правового регулирования, а строже говоря, некий интегрированный метод.

В общетеоретическом аспекте метод правового регулирования включает в себя следующие элементы:

характер общего юридического положения субъектов, т.е. правоспособность, дееспособность, компетенция, отношения внутри себя (подчиненности, соподчиненности, равноправия);

характер оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридических фактов (договор, решение суда по гражданскому делу, приговор по уголовному делу, являющийся основанием для возникновения исправительно-трудового правоотношения, акты действия);

характер юридических последствий для субъекта права (положительные, отрицательные, штраф, взыскание, пеня и пр.).

В соответствии с предметом физкультурно-спортивного права, законодательством предусматривается возникновение прав и обязанностей как на основании за­ключенного договора, так и в силу акта применения права, например предписания органа исполнительной власти - Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму. Кроме того, права и обязанности могут прямо вытекать из закона, например, обязанность лицензирования некоторых спортивных услуг. Диспозитивные нормы физкультурно-спортивного права предоставляют возможность в дискреционном порядке, по собственному усмотрению решать вопрос об объеме прав и обязанностей. Также существуют рекомендательные нормы компетентных органов, которые необходимо принимать во внимание в ходе физкультурно-спортивной деятельности. Императивные нормы носят обязательный характер, исчерпы­вающе предписывают объем или обязанность субъективного права. Субъекты физкультурно-спортивных правоотношений могут находиться в равноправном положении, например при горизонтальных отношениях между спортивным магазином и покупателем или при вертикальных отношениях между субъектами физкультурно-спортивной деятельности и государством, в частности предприятием спортивного бизнеса и антимонопольным органом. Охрана установленных прав и применение санкций за невыпол­нение обязанностей могут осуществляться различными средствами: граждан­ско-правовыми, административными, уголовными – тогда, когда это диктуется публичными интересами.

Таким образом, метод правового регулирования представляет собой соединение императивного и диспозитивного регулирования, а основные способы (приемы) правового регулирова­ния сводятся к пози ивному принуждению, дозволению и запрету.

Метод правового регулирования есть поте нциал права, реализующий его задачи, т.е. обеспечивающий обращение к праву и его реализацию в ответ на возникнове­ние либо возможность возникновения (проектирование) неко­торой группы юридических фактов, образующих часть предме­та права. Этот потенциал реализуется через систему средств воздействия на различные общественные отношения. Каждое из этих средств имеет собственно преобразующее дей­ствие и может оказаться критерием классификации отраслей, ин­сти утов

Механизм управления спортивно-хозяйственной деятельностью носит комплексный характер, следовательно, в нем должны комплексно использоваться различные методы правового регулирования. В связи с этим правовое регулирование сферы физкультуры и спорта невозможно вместить в рамки одного метода. В то же время и сама эта сфера имеет комплексный характер и ей присущи методы, характерные для комплексных отраслей права.

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что в качестве метода физкультурно-спортивного права выступает синтез-метод, сочетающий в себе диспозитивный, рекомендательный и императивный регулятивный режим.

Рассматривая физкультурно-спортивное право как формирующуюся комплексную отрасль российского права, нельзя не остановиться на характеристике её принципов и функций. В общетеоретическом плане под принципами права понимаются основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. В пере­воде с латинского слово "принцип" означает первооснову какого-либо явления, базовое положение. Принципы являются объективными свойствами права. Они отражают за­кономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соот­ветствуют природе и истории»

Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, они являются органически присущими праву каче­ствами. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование.

Что касается принципов правового регулирования в сфере физической культуры и спорта, то они представляют собой основополагающие начала, которые должны распространяться на всю систему правовых норм, регулирующих физкультурно-спортивную и производственно-хозяйственную деятельность, и обеспечивать целенаправленное воздействие на физкультурно-спортивную деятельность и её субъекты.

Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, а также могут и логически выводиться из их совокупности. Для физкультурно-спортивного права можно выделить ряд основных прин­ципов правового регулирования данной деятельности, включая следующие.

I. Принцип законности. Он является общеправовым, а его реализация - основой построения правового государства. Применительно к физкультурно-спортивному праву законность в маркетинговой деятельности предполагает реализацию трех основных положений:

Физкультурно-спортивная деятельность должна осуществляться строго в рамках требований существующего законодательства.

В основе регулирования большей части физкультурно-спортивной деятельности лежит правило: разрешено все то, что не запрещено законом.

Органы государства, связанные со сферой физкультуры и спорта, должны применять другую формулу: запрещено все то, что прямо не разрешено. Государство должно обеспечить закон­ность правовых актов, а также деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих физкультурно-спортивную деятельность. Например, ст. 13 ГК РФ устанавливает условия и порядок признания недействитель­ным акта государственного органа и органа местного самоуправления. Укреплению законности содействует также правило о необходимости регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Ми­нюсте РФ.

II. Принцип свободной экономической деятельности. Он провозглашен в ст.ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное ис­пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности подразумевает, в частности, право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начи­нать и вести ее в любой не запрещенной зако­ном форме, с применением любых, допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достовер­ной информации; свободу от принудительной и неправомерной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность субъекта физкультурно-спортивной деятельности обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и долж­ностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; и, наконец, право на защиту законных интересов экономически слабой сто­роны в процессе физкультурно-спортивной деятельности (например, защита прав потребителей продукции (работ, услуг) организаций, оказывающих и выполняющих физкультурно-оздоровительные и спортивные, в том числе спортивно-технические, услуги и работы, а также производящих и реализующих физкультурно-оздоровительную, спортивную и туристскую продукцию).

Не имеют права на вмешательство в частные дела субъектов физкультурно-спортивной деятельности и любые третьи лица, не связанные с ними соответствующими договорными отноше­ниями. Так, одним из принци­пов банковских сделок, расчетов в народном хозяйстве является невме­шательство банка в договорные отношения предприятий.

В то же время необходимо отметить, что эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (например, лицензирование деятельности и сертификация товаров, работ и услуг).

III. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Очевидно, что свободная рыночная экономика может быть таковой лишь в условиях государственного регулирования. При этом в настоящий период в ходе государственного регулирования физкультурно-спортивной деятельности во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов участников данной деятельности и публичных интересов государства и общества.

IV. Принцип единого экономического пространства. Ст.ст. 8 и 74 Конституции РФ провозглашают на всей территории Российской Федерации свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств. Другими словами, согласно Основному закону, на территории Российской Федера­ции не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансо­вых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные ис­полнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной ини­циативе. Данный общеправовой принцип актуален прежде всего в сфере реализации продукции отечественными организациями, связанными с бизнесом в области спорта, в различных каналах товарораспределения.

V. Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты. Данный конституционный принцип провозглашен в ст. 8 Конституции РФ и закла­дывает основы имущественного правопорядка в экономике. Так, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ственности. В соответствии с этим принципом законодательством не могут устанав­ливаться какие-либо преференции или ограничения любых форм соб­ственности для субъектов, осуществляющих маркетинговую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, а действующее законодательство предусматривает одинаковые для всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности правила защиты любой формы собственности. Таким образом, сегодня устранен существо­вавший ранее приоритет в защите государственной собственности. Согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ, а также ст.ст. 16, 235 ГК РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьи 235, 237 - 243, п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК РФ устанавливают исчерпывающий перечень основа­ний принудительного прекращения права собственности. При этом безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонаруше­ния. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, прекращающие право собственности, могут быть обжалованы в судебном порядке. Споры о возмещении убытков также разрешаются судом.

VI. Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости предпринимательской дея­тельности в сфере физкультуры и спорта, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию. Этот принцип также представляет собой одно из основополагающих правовых начал физкультурно-спортивного бизнеса и вытекает из статей 8 и 34 Конституции РФ. Государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных начал рынка как основного регулирующего механизма, ограни­чение и пресечение монополизма в любых его противоправ­ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст­вия на области естественных и государственных монополий, а также принятие и реализацию законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количе­ства поставщиков, покупателей и других субъектов предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта на отечественных рынках. Симптоматично, что в п. 1 ст. 1 ГК РФ закреплено равенство участ­ников предпринимательской деятельности, неприкосновен­ности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и вос­становления нарушенных прав в сфере экономической дея­тельности, их судебной защиты.

Данный принцип развивается и конкретизируется в Законе РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистичес­кой деятельности на товарных рынках», а также в новом Федеральном законе от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Соблюдение этого начала является непременным ус­ловием развития рыночной системы хозяйствования и осуществления физкультурно-спортивного бизнеса в Российской Федерации.

VII. Принцип свободы договора, опосредующего отношения в сфере физкультуры и спорта. Особое место в ряду специальных начал физкультурно-спортивного права занимает принцип свободы договора, который необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Договор могут заключить любые лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере физкультуры и спорта и удовлетворяющие требованиям хозяйственной правосубъектности. Субъекты физкультурно-спортивного права свободны в выборе контрагента по договору.

Участники хозяйственной деятельности в сфере физкультуры и спорта свободны в за­ключении договора. Понуждение к заключению договора не допуска­ется, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом или другим законом (в частности, обязанность коммерческой организации в публичном договоре - ст. 426 ГК РФ) или добровольно принята на себя в обязательстве (напри­мер, в предварительном договоре - ст. 429 ГК).

Стороны имеют право вы­брать любой из предусмотренных в законе вид договоров или заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовы­ми актами, в том числе представляющий синтез-конструкцию, сформированную из элементов различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Кроме того, в соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны, по общему правилу, определяют условия договора в дискреционном порядке.

Юри­дические функции права представляют собой направления правового воздействия на об­щественные отношения, где право реализуется через специаль­ные, присущие только этой нормативной системе юридические средства шеуказанными принципами в отношении предмета физкультурно-спортивного права путем применения метода физкультурно-спортивного права осуществляются функции этой отрасли. Существуют две основные юридические функции физкультурно-спортивного права: регулятивная и охранительная.

Суть регулятивной функции, заключающейся в регламентации физкультурно-спортивных правоотношений, можно характеризовать следующими положениями:

фиксация субъектного состава физкультурно-спортивных правоотношений;

определение круга юридических фак­тов, с которыми нормы физкультурно-спортивного права связывают наступление тех или иных юридических последствий;

формирование прав и обязан­ностей участников физкультурно-спортивных правоотношений.

В основе регулятивной функции физкультурно-спортивного права лежат дозволяющие и обязывающие юриди­ческие нормы.

Сущность охранительной функции физкультурно-спортивного права, в основе которой нахо­дятся прежде всего запрещающие правовые нормы, заключается в пра­вовом воздействии, направленном на охрану физкультурно-спортивных отношений. Охранительная функция включает установление санкций и составов правонарушений, образующих основания для юридической от­ветственности как гражданской, так и административной или уголовной.

Нельзя не обратить внимание на то, что дифференциация регулятивной и охра­нительной функций как отдельных видов правово­го воздействия имеет некоторую теоретическую условность, поскольку и регулятивная, и охранительная функции реализу­ют основное назначение физкультурно-спортивного права – регулировать физкультурно-спортивные отношения и обеспечивать их стабильность, устой­чивость, независимость от внешних негативных факторов.

И последнее. Сегодня в России происходят серьезные изменения в правовом пространстве, обусловленные переходом к рыночной экономике. Возрастает и расширяется роль законодательства, обслуживающего сферу физкультуры и спорта в Российской Федерации. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни населения и развития спорта. Велика и бесспорна роль развития физкультуры и спорта и в формировании мирового общественного мнения. В этой связи физкультура и спорт являются предметом особого внимания государства во многих странах. Однако если сравнить российское законода­тельство, связанное с этой темой, с западной системой законов, то можно все-таки проследить раздробленность, даже разобщенность нор­мативных документов о физкультуре и спорте в РФ. Поэтому необходимо объединить, систематизировать и допол­нить все уже действующие положения в единую отрасль. Это позволило бы ориентироваться в данной теме не только профессиональным юристам, но и студентам, аспирантам и преподавательскому составу юридических учебных заведений, а также институтов и техникумов физической культуры, училищ олимпийского резерва, научным сотрудникам, руководителям различных спортивных организаций страны, тренерам и спортсменам, работникам органов государственной власти.

А.ШАТИЛОВ

Из общей теории права известно, что отрасли права выделяются как самостоятельные и отличаются друг от друга, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования, а также по целостности или однородности составляющих их правовых норм.

Следует ли вообще считать спортивное право отраслью российского законодательства? Как известно, отраслям законодательства присуща известная "обозримость" нормативного материала, допускающая управление им из единого центра системы – возглавляющего отрасль закона, выступающего в качестве первичного нормативного правового акта. Спортивное законодательство соединяет такое огромное число разнообразных по своему содержанию актов, что управление ими при помощи единого активного центра становится невозможным.

В силу крайней разнородности своего предмета спортивное право, впрочем, как и административное право, не поддается кодификации. Французский ученый Ж. Ведель отмечает, что все то, что называется административным кодексом, представляет собой сборник законов и декретов, сгруппированных в зависимости от предмета регулирования по инициативе того или иного издателя.

Разделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права: частное – гражданское, семейное, трудовое право; публичное – все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.

Как и при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслей права предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всех элементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям нрава предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования – дополнительный.

Точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует. Профессор Ю. Н. Старилов, оговариваясь, что ни одна из существующих теорий не реализована на практике, все-таки привлекает внимание к следующим трем из них .

  • 1. Теория интересов – определяет интересы (частные или публичные), обеспечиваемые образуемыми правоотношениями.
  • 2. Теория субординации (соподчинения ) – в зависимости от проявляющихся интересов определяет характер взаимосвязей между субъектами возникающих правоотношений.
  • 3. Теория относительности и допустимости правовых норм – являясь формальной по своей сути, исходит из того, что публично-правовые нормы могут создавать правоотношения между точно установленными субъектами нрава, а число адресатов частноправового регулирования носит неограниченный характер.

Спортивное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из отраслей частного права России. Отметим, что точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует.

Предметом спортивного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время пока еще нет единого научного взгляда на предмет спортивного права России.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определœенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. К примеру, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 ᴦ. N 2445-XII ʼʼО физической культуре и спортеʼʼ.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в ʼʼпрофилирующие, базовые ʼʼ отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых ʼʼхарактерно соединœение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслейʼʼ. При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, к примеру жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти всœе они прописаны в базовых отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определœенной отрасли права . Под методом принято понимать способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определœенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта͵ которые не бывают отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в данном состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователœей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всœех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определœенной группы отраслей, к примеру для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета͵ их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Οʜᴎ дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

‣‣‣ использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населœения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

‣‣‣ обеспечения доступности всœех слоев населœения к занятиям физической культурой и спортом;

‣‣‣ использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

‣‣‣ учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

‣‣‣ ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

‣‣‣ обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

‣‣‣ восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на базе использования средств лечебной физической культуры;

‣‣‣ обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

‣‣‣ целœенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

‣‣‣ учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта͵ так и крайне важно стью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целœесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определœение содержит всœе необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий ʼʼспорт ʼʼ и ʼʼфизическая культура ʼʼ как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать ʼʼфизкультурно-спортивным правом ʼʼ, однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта͵ с некоторой долей условности мы именуем как ʼʼспортивное право ʼʼ.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права." 2017, 2018.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме