Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятия и признаки правоприменительной деятельности. Понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности

Это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества.

Применение права подразделяется на такие формы , как оперативно-исполнительная и правоохранительная. Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.). Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные этапы взаимосвязаны.

В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина.

Истину по делу составляет не только установление достоверности всех фактических обстоятельств дела, но и соответствие выводов правоприменительного органа о них нормам права, т.е. правильная юридическая оценка установленных фактов.

Выбор нормы права . На этой стадии осуществляется так называемая правовая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма (нормы) должна быть положена в основу рассматриваемого дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права (например, Общую часть УК, ГК и т.д.).

Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений (например, в рамках общего порядка купли-продажи особые правила купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.


В некоторых случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого содержания (коллизия норм). Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного изучения норм устраняются, так как несовпадающие по содержанию нормы относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Но возможны и действительные коллизии, связанные с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при принятии новых нормативных актов.

Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а) если коллидирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее; в) если обнаруживается противоречие между нормой международного договора, в котором участвует Российская Федерация, и нормой внутригосударственного законодательства, то действует норма международного права.

Проверка подлинности текста нормы права . Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все указанные действия являются необходимыми предварительными условиями, предпосылками для следующей основной стадии - анализа содержания нормы права, ее толкования.

Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения: а) действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело; б) действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено; в) распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения (см. § 3 гл. XIII).

Вынесение решения компетентным органом . Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их прав.

79. События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, стихийные бедствия - пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред их имуществу, а стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные – юридические акты и юридические поступки (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений) – уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные.

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных действий , вызывающих соответствующие правоотношения, относятся многочисленные акты - документы различных государственных органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, договоры, завещания, соглашения и т.д.). В научной литературе указывается на юридические факты-поступки длящегося характера, например создание художественного произведения, которое в конечном счете приводит к возникновению авторского правоотношения.

Юридические факты - это такие фактические, жизненные обстоятельства, которые необходимы для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Они часто указываются в гипотезе юридической нормы, т.е. в условиях действия правила поведения, если мы говорим о законе. Критерием деления юридических фактов на виды является их связь с волей участников правоотношений. Вот по этому критерию, по их связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события. Сначала охарактеризуем юридические факты как действия. Они, в свою очередь, делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это правомерные действия, совершаемые только праводееспособными лицами, которые порождают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты, в свою очередь, делятся на односторонние юридические акты (например, завещание), двусторонние правомерные действия - их участники должны быть праводееспособными лицами (например, договоры купли-продажи или найма), а также те юридические акты, которые может совершить одно лицо за другое. Здесь мы сталкиваемся с таким институтом, как представительство, т.е. правомерные действия, совершаемые одним субъектом за других.

Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые совершаются необязательно дееспособными лицами. Например, малолетние дети могут совершать юридически значимые поступки. Юридический поступок имеет место и в таких случаях, когда человек, признанный частично дееспособным или недееспособным, является автором произведения. Скажем, он написал картину, не думая о юридических последствиях. Но эти последствия все-таки наступают. Отсюда, возникают и правоотношения. Поэтому тут мы имеем не юридический акт, а юридический поступок как разновидность правомерных действий.

Юридическим фактом может быть также и неправомерное действие - правонарушение. Если совершено правонарушение, то между лицом, совершившим правонарушение, и соответствующим государственным органом возникают правоотношения.

Разновидностью юридических фактов являются события . Если действие - это сознательное волевое поведение (деятельность) граждан, организаций, то события - это такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и сознания людей (естественная смерть человека, стихийные бедствия - пожар, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.). События в качестве юридического факта могут быть относительными и абсолютными. Относительные события - это те события, которые произошли независимо от воли участников правоотношения, но повлекшие за собой его изменение или прекращение. Например, возник пожар, и сгорел дом. Собственник строения не виноват, что сгорело его строение. Не по его воле случился пожар. Но правоотношение возникло между собственником и страховым учреждением. И, наконец, абсолютное событие - стихийное бедствие как юридический факт порождает правоотношение, но оно не зависит ни от чьей воли.

Результатом управленческой нормотворческой деятельнос­ти являются нормы права подзаконного характера, регулирую­щие отношения в сфере управления.

Правоприменительная деятельность органов и должност­ных лиц, осуществляющих исполнительную власть, заключает­ся в действиях субъектов управления по подведению конкретно­го, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. раз­решение на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает в себя: уста­новление фактических обстоятельств дела, выбор, отыскание со­ответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и простран­стве), уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование, принятие по делу решения (индивидуального акта), исполнение акта.

Регулятивная форма правоприменения используется для раз­решения индивидуальных конкретных управленческих дел и воп­росов организационного, хозяйственного, социально-культурно­го, оборонного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан,

государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере исполнительной власти.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управлен­ческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридичес­кие споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, других субъектов в сфере управления, применяются меры госу­дарственного принуждения к лицам, не выполняющим админи­стративно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности делятся на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельнос­ти используются для решения организационно-штатных вопро­сов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и струк­турными подразделениями внутри самого органа, а также управ­ления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспече­ния выполнения возложенных на орган задач и функций, со­ставляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые формы государственного управления делятся на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности пре­допределяется ее юридическими свойствами.

Единственный приемлемый способ выражения правотвор­ческой деятельности - словесный. Результат правотворчества субъектов исполнительной власти - нормативный юридичес­кий акт, который представляет собой официальный акт-доку­мент. Только в своем документально-содержательном ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм. Правоприменительная деятельность выражается письменным, устным и конклюдентным способами.

Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности - индиви­дуальный письменный акт-документ.

Широко используется и устный способ (устные приказы, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может выражаться и при помощи опреде­ленных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта приме­нения права. Воля субъекта управления может выражаться в жестах сотрудника ГАИ, регулирующего движение транспорта и пешеходов.

К неправовым формам управленческой деятельности отно­сятся формы выражения организационных и материально-тех­нических действий. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления, они также должны соот­ветствовать целям и задачам управления.

Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опы­та, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке на­учно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Организационные мероприятия осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.

К материально-техническим действиям относят, например, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформ­ление документов и др. Материально-технические действия при­званы обеспечить четкую и эффективную работу субъектов уп­равления. Они облегчают процесс управления, повышают произ­водительность и культуру управленческого труда. По мере ус­ложнения процессов управления значение и объем материаль­но-технических действий увеличиваются.

В целом эффективность управленческой деятельности за­висит от умелого сочетания правовых и неправовых форм этой деятельности. Что же касается реализации исполнительной вла­сти, то она возможна лишь в административно-правовой форме

(за исключением внутриорганизационной деятельности, кото­рая может быть выражена в обеих формах), ибо исполнительная власть не может быть выражена в инструктажах, совещаниях, семинарах и т.д.

Введение

Понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности

Стадии применения права

Правоприменительные акты: виды, отличие от нормативных актов

Применение права в деятельности органов внутренних дел

Заключение

Список использованных источников

ВЕДЕНИЕ

Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свои социальное назначение. Обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений в настоящее время может только государство. При этом используется такая форма реализации норм права как применение норм права, целью которой является удовлетворение потребностей всего общества.

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Исходной формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, в государстве законодатель следует не только собственным, но и республиканским законам, а так же законам всех субъектов республики.

Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право и т.д.

Актуальность данной темы определяется проходящим в Беларуси становлением правовой системы, изменением устоев правоприменения и основ доказывания.

Оценивая степень разработанности темы исследования, следует отметить достаточно большой объём научных исследований в данной области юридических знаний. Среди теоретиков, занимающихся изучением особенностей правоприменения, следует отметить Н.С. Вишневского, А.Г. Кучинского, А.В. Горбатка, А.А. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева и ряда других теоретиков.

Методология исследования основана на общенаучных и общетеоретических принципах: объективности, конкретности, всестороннем подходе. При написании работы были использованы такие методы, как историко-юридический, относительно-аналитический, сравнительно-правовой, а также логические (анализ, синтез и др.).

Теоретическое и практическое значение данной курсовой работы заключается в исследовании проблем применения права в Республике Беларусь, попытке проанализировать проблему пробелов в праве и способов их восполнения.

Целью данной работы является изучение такой формы реализации норм права как применение и ее характеристика.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности;

Изучить особенности стадий применения права;

Охарактеризовать особенности актов применения права;

Проанализировать особенности применения норм права в деятельности органов внутренних дел.

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

правовой система правоприменительный акт

Применение права - это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и их уполномоченных субъектов . Данное определение указывает на два обстоятельства:

Субъектами применения права выступают преимущественно государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане);

Применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно - властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность - существенный отличительный признак применения права.

В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права обеспечивается государственным принуждением, силой государственного аппарата, однако принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов.

Применение права происходит в случае, когда реализация юридической нормы требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. При этом применение санкции является исключительной прерогативой государства.

Формой правоприменения может быть принуждение, т.е. основанное на законе насилие над личностью. Например, для предотвращения преступления может непосредственно осуществляться принуждение. При этом соответствующим государственным органом издается правоприменительный акт, в котором и реализуются его властные полномочия .

Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений: реализации права на выдвижение кандидатов в депутаты, участия в референдуме, совершения гражданами односторонних сделок, реализации ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным. Так, решение, принятое гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Не меняет сути дела то обстоятельство, что такое решение подлежит последующему утверждению (избирательной комиссией).

Однако природа властных действий граждан, в отличие от деятельности должностных лиц государства применяющих право, несколько отлична. Если граждане преследуют собственные интересы, то должностное лицо действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этого публичного) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, властно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны также средства, механизмы осуществления такого рода действий.

Определим отличительные особенности применения права от других видов реализации норм права:

Применение права носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций (эта особенность правоотношения наиболее точно подмечена проф. П.Е. Недбайло) ;

2. является средством индивидуально-правовой регуляции поведения. Властные правоприменительные действия конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования (Н.Н. Вопленко). При этом правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определённым субъектом, конкретно определёнными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации . С.С. Алексеев утверждает, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям;

3. применение права служит основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Необходимость в правоприменении появляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права;

4. деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер . Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела;

Применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах). Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Однако развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения;

6. применение права имеет четко очерченные законом сферы распространения, т.е. правоприменение может иметь место только в случаях, прямо оговоренных законом. Процедурный порядок правоприменения вводится для того, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел - в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства;

7. правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, а потому применять нормы права не могут;

8. применение права имеет под собой соответствующие юридические основания. Например, когда те или иные юридически значимые действия должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их законности, достоверности и правильности, в силу их особой важности (сделки по купле-продаже недвижимости, выделение земельного участка, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов);

9. правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только республиканского, но и местного уровня ;

Применение права отличается стадийностью, т.е. состоит из ряда последовательных стадий.

Потребность в применении нории права возникает когда:

1. необходимо конкретизировать или удостоверить субъективные права граждан, без чего не может возникнуть правоотношение по поводу реального обладания этими правами (решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

Необходимо удостоверить правомерный характер сделок, иных действий, совершаемых гражданами и их организациями (нотариальное удостоверение акта купли - продажи земельного участка);

Необходимо разрешить спор о праве и устранить препятствие к пользованию правами (такие ситуации возникают в авторском праве, имущественных отношениях);

Необходимо восстановить нарушенное право в результате правонарушения, привлечь правонарушителя к юридической ответственности.

Во всех этих случаях применение права связано с выполнением двух функций:

организации поведения граждан и их объединений по реализации предоставленных им законом прав и возможных обязанностей. Эту функцию можно назвать функцией индивидуального или казуального регулирования;

обеспечение защиты прав и свобод граждан. В этом случае применение права выполняет охранительную, юрисдикционную функцию.

Соответственно выделяют две формы применения права - оперативно-исполнительную и юрисдикционную.

Таким образом, применение права всегда подчинено цели создания правореализующим субъектам благоприятного правового климата, оказанием им содействия, устранения барьеров на пути к достижению фактических целей права.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что именно судьи сегодня несут ответственность за восполнения пробелов в праве, в связи с чем, появляется еще один изъян в аспекте четкого разделения трех ветвей власти, провозглашенного ст. 10 Конституцией РФ. Другими словами, судья из применителей права превращаются неизбежно в его толкователей и создателей.

В силу своей важности и наличия у субъектов правоприменения властных полномочий правоприменительная деятельность протекает в соответствии с рядом требований. Принципы правоприменения в данном случае выступают как основополагающие идеи, выступающие обязательными ориентирами в сфере реализации права:

законность (по отношению к юридической основе правоприменения);

обоснованность (по отношению к фактической основе дела);

целесообразность (в достижении целей наиболее эффективного воздействия на общественные отношения);

социальная справедливость (направленность на стабилизацию общественных отношений, на обеспечение их гармонии) и др.

Такая ситуация, на мой взгляд, себя может оправдать только при том условии, если судьи будут мотивировать вынесенные решения, должным образом обосновывать их. Усугубляет положение то обстоятельство, что при применении аналогии права судьи должны руководствоваться критериями справедливости и добросовестности, которые являются чисто субъективными, и в свою очередь, гибкими и зыбкими.

СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Ученые по-разному подходят к определению стадий процесса применения нрава. Одни из них (А.Б. Венгеров, Н.А. Горбаток, А.С. Пиголкин и др.) указывают на шесть стадий процесса применения норм права, другие (В.В. Лазарев, В.Н. Хропашок, А.Ф. Черданцев и др.) - на три .

Выделяя определенные действия правоприменителей в качестве самостоятельных стадий, одни авторы, таким образом, акцентируют на них внимание, подчеркивают их важность в едином процессе применения права, а другие рассматривают их в комплексе. На практике же все действия но правоприменению теснейшим образом взаимосвязаны и пересекаются. Другими словами, правоприменительный процесс - это сложный, но единый процесс.

Рассмотрим в качестве стадий правоприменительного процесса последовательные действия правоприменителя. Исходя из сказанного, можно выделить следующие основные стадии применения норм права.

  1. установление и анализ фактических обстоятельств дела;
  2. выбор (отыскивание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам;
  3. проверка подлинности текста правовой нормы;
  4. толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий;
  5. принятие решения по делу, издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  6. реализация принятого акта.

Рассмотрим более подробно содержание каждой из названных стадий.

Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

Как известно, юридические нормы применяются к конкретным жизненным обстоятельствам, которые и являются той основой, в отношении которой осуществляется правоприменение. Поэтому применение правовых норм предполагает тщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к конкретному факту и имеющих юридическое значение. Такой анализ позволяет дать объективную, всестороннюю и полную оценку конкретному жизненному случаю и в итоге правильно применить норму права. Так, для того чтобы принять решение о назначении пенсии по возрасту, следует установить наличие необходимого трудового стажа, соответствующего возраста у лица, обратившегося за назначением пенсии, размер заработка, из которого она будет исчисляться. Если же совершено преступление, например кража, то прежде чем применять норму и определять меру наказания лицу, ее совершившему, необходимо установить потерпевшего, определить время, место и предмет хищения, все другие обстоятельства дела, в том числе и характеристики личности преступника, а также все обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, и др.

2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.

Эта стадия заключается в правовой квалификации конкретного жизненного факта, т.е. в решении вопроса о том, на основании какой нормы должен рассматриваться данный случай. Это осуществляется на основе оценки фактических обстоятельств дела и их сопоставления с содержанием определенной юридической нормы. В результате такого сопоставления решается вопрос о том, подпадает ли данный случай под ее действие. При этом уточняется отраслевая принадлежность нормы, ее системные связи с другими нормами, поскольку нередко правовую основу для решения дела могут создать лишь несколько норм в комплексе .

В правовых нормах не всегда можно предусмотреть все возможные обстоятельства, которые потребуют принятия юридического решения. Поэтому в ходе применения норм права в нем могут быть обнаружены так называемые пробелы в праве.

Пробел в праве - это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права.

Или иначе - это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствуют.

Пробелы бывают:

а) первоначальные;

б) последующие.

Первоначальные пробелы - это пробелы, возникающие в силу ряда причин (недостатки юридической техники, проработки нормативного акта, непоследовательности или медлительности законодателя и т.д.) с момента принятия закона или иных нормативных актов.

Последующие пробелы (или пробелы эволюции) возникают в силу развития общественных отношений, отставания законодательства от этого развития, в результате чего появляются новые отношения, которые законодательство не могло предусмотреть.

Пробелы должны восполняться путем правотворчества.

Однако следует иметь в виду, что суд не может отказать в правосудии, и тогда он сталкивается с проблемой разрешения дела при отсутствии соответствующих норм права.

В данном случае он принимает решение по аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона применяется:

а) при наличии определенной ситуации, требующей вмешательства государственных органов для ее разрешения;

б) если отсутствует правовая норма, прямо предусматривающая такую ситуацию;

в) если имеется правовая норма, предусматривающая сходные, аналогичные факты.

Аналогия права используется тогда, когда нет нормы права регулирующей хотя бы сходные ситуации. В этом случае вопрос решается исходя из общих принципов права, принципов регулирования общественных отношений в той или иной отрасли права.

Следует иметь ввиду, что аналогия права и аналогия закона - явления исключительные.

По аналогии решаются только дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражно-процессуального законодательства .

В уголовных делах и делах об административных нарушениях аналогия не применяется.

3. Проверка подлинности текста правовой нормы.

После выбора необходимой правовой нормы (комплекса норм) правоприменитель обязан убедиться в подлинности ее текста, отсутствии в нем ошибок. Это касается, прежде всего, тех случаев, когда норма содержится в акте, помещенном в неофициальном источнике. Следует выяснить, не изменена ли норма права впоследствии. Чтобы избежать применения неподлинных норм и тем самым нарушения законности, следует пользоваться только официальными текстами нормативных правовых актов. Далее необходимо проверить норму с точки зрения действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц, т.е. уточнить, Действует ли она на момент применения, действовала ли она во время происшедшего случая, распространяется ли ее сила на ту территорию, где рассматривается дело, и на лиц, в отношении которых осуществляется правоприменение.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий.

Данная стадия применения правовой нормы заключается в отыскании, выяснении ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятой нормы может быть правильно разрешено дело. Поскольку толкование правовых норм как стадия процесса правоприменения весьма специфично, его целесообразно подробно рассмотреть в отдельном вопросе.

В ходе выбора, отыскания правовых норм, подлежащих применению, и уяснения их смысла нередко обнаруживается, что в отношении конкретного случая действуют несколько (две или более) норм, противоречащих друг другу, т.е. обнаруживается их коллизия. В таких случаях правоприменяющий орган должен руководствоваться нормой, изданной вышестоящим органом. Если же сталкивающиеся нормы изданы одним и тем же органом, то применяется норма, изданная позже.

Если нормы национального законодательства противоречат нормам международного права, то приоритет имеют последние (ст.8 Конституции).

Таковы способы преодоления коллизий, которые должен знать каждый юрист, т.к. это влияет на правильную реализацию норм права.

В любом государстве имеется значительное количество нормативных правовых актов. Поэтому в правоприменительной деятельности возможны и встречаются коллизии (противоречия) между двумя или несколькими нормативными правовыми актами.

Коллизия - это такая ситуация, когда один и тот же вопрос в двух нормативных актах решается по-разному.

У тех, кто реализует эти нормы, возникает проблема, какой же нормативный акт применить.

Основной способ устранения таких противоречий - правотворчество, т.е. путем внесения изменений в нормативный акт или его отмены.

Однако этот путь не всегда бывает приемлем, т.к. правотворчеству не всегда хватает оперативности.

Поэтому, разрешить коллизию могут и сами субъекты реализации норм права, для этого необходимо знать следующие правила:

А) Если противоречивые нормы содержаться в нормативных правовых актах разной юридической силы, то приоритет имеет тот, который обладает высшей.

Б) Если противоречивые нормы содержатся в нормативных актах, обладающих равной юридической силой, то приоритет имеет тот, который принят позднее.

В) Если противоречивые нормы содержатся в нормативных правовых актах равной юридической силы, которые приняты в одно время (день), то для специальных субъектов приоритет имеет специальный нормативный правовой акт по сравнению с общим, т.к. он шире раскрывает существо проблемы.

5. Принятие решения по делу, издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей.

Вынесение решения по делу и издание акта, закрепляющего это решение, является по своей сути заключительной стадией применения норм права. Именно в этой деятельности и проявляется применение права как особая форма его реализации. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения. Вынесение последнего представляет собой связующее звено между соответствующей нормой права и конкретным жизненным случаем. При его помощи действие нормы распространяется на этот случай, и таким путем реализуются права и обязанности конкретных лиц .

6. Реализация принятого акта.

Последней стадией процесса применения норм права следует считать обеспечение реализации принятого акта. Так как бывают случаи, когда принятое и доведенное до сведения исполнителей решение по делу не исполняется. Другими словами, сам факт издания акта применения не всегда гарантирует его проведение в жизнь. В связи с этим принципиально важным является осуществление необходимых мер для того, чтобы предписания правоприменительного акта были своевременно исполнены, реализованы в фактической деятельности субъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем их применения можно считать завершенным.

Ко всем стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования:

Обоснованности, т.е. в процессе правоприменительной деятельности должны быть выявлены и изучены все факты, относящиеся к делу. В основу решения дела должны быть положены только достоверные, проверенные обстоятельства;

Законности, которое предполагает правильный выбор нормы права, точное установление ее смысла и принятие на этой основе правильного решения. При этом орган, применяющий норму, обязан точно соблюдать установленный процессуальный порядок и действовать в рамках своей компетенции;

Целесообразности, которое означает, что правоприменительные органы, с одной стороны, должны действовать в строгом соответствии с нормами права, поскольку в них заложен наиболее целесообразный вариант действий. С другой стороны, в рамках закона они должны учитывать все обстоятельства конкретного дела и выбирать с учетом этих обстоятельств наиболее оптимальное решение. Принятие под предлогом целесообразности решения, выходящего за пределы применяемой нормы, недопустимо;

Справедливости, согласно которому при оценке того или иного. правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Например, справедливым является соразмерное, а вовсе не супержестокое наказание. Справедливым может оказаться даже освобождение от наказания или, напротив, жестокое возмездие за античеловеческие преступления, например террористические акты. Утверждение о том, что «с общетеоретических позиций правоприменение справедливо, если оно одновременно законно, целесообразно, обоснованно и гуманно», не вызывает сомнения .

Таким образом можно сказать, что процесс применения права (правоприменение) осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в современной научной и учебной юридической литературе, применение права - сложная многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены основные стадии, характеризующие логику и последовательность действий при рассмотрении и решении конкретного юридического дела.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ: ВИДЫ, ОТЛИЧИЕ ОТ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Юридическим итогом деятельности компетентных органов по применению права является правоприменительный акт. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Правоприменительный акт - это правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Данное определение позволяет выделить следующие признаки и особенности правоприменительного акта:

Правоприменительный акт имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства, т.е. содержащиеся в акте конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, а поэтому при необходимости могут быть реализованы принудительным путем. Так, осуществление решений но гражданским делам контролируют судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения МВД Республики Беларусь.

Акт применения нрава - это индивидуальный (персонифицированный) правовой акт, поскольку он адресован конкретным субъектам и указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями.

Правоприменительный акт рассчитан на решение конкретного юридического дела, а потому он носит разовый характер.

Правоприменительный акт должен выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Поэтому акт применения права, не соответствующий закону, должен быть отменен.

В связи с тем, что правоприменительные и нормативные правовые акты могут выступать под одинаковым названием, проведем их сравнительную характеристику. Для начала определим их общие признаки (черты):

1. являются правовыми актами и, следовательно, влекут юридические последствия;

2. принимаются и обеспечиваются компетентными, прежде всего государственными, органами ;

Принимаются и реализуются в определенном, юридически установленном процедурно-процессуальном порядке;

Выступают властными по своему характеру документами.

Отличие правоприменительного акта от нормативного правового состоит в следующем:

Акт применения права принимается в результате правоприменительной, а нормативный правовой - правотворческой деятельности;

Правоприменительный акт принимается в отношении определенного субъекта (субъектов) права, в то время как нормативный правовой акт носит неперсонифицированный характер и обладает свойством общеобязательности;

Правоприменительный акт рассчитан на решение конкретного дела, в отличие от нормативного правового акта, устанавливающего общую норму для множества аналогичных случаев;

Правоприменительный акт принимается на основе нормативного правового акта, конкретизируя и реализуя содержащиеся в нем предписания;

Индивидуальные правовые акты не содержат норм права и в силу этого не являются источниками (формой) права.

Правоприменительные акты весьма разнообразны, а потому для их систематизации проводится классификацию по различным основаниям (видам). Так, по субъектам, издающим данные документы, различают правоприменительные акты органов законодательной власти, исполнительной власти, судебных органов, контрольно-надзорных и иных государственных органов, а также правоприменительные акты негосударственных организаций. По времени действия выделяют правоприменительные акты однократного действия (например, протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа) и длящегося действия (например, решение о назначении пенсии, приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы). Во втором случае юридические последствия продолжаются какой-либо определенный или заранее не определенный срок. Правоприменительные акты могут приниматься единоначально или коллегиально.

В зависимости от характера применяемых норм права различают регулятивные и правоохранительные правоприменительные акты. Регулятивными актами устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Эти документы принимаются на основе регулятивных (запрещающих, обязывающих и управомочивающих) норм права в связи с правомерным поведением людей. Например, приказ ректора о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о начислении пенсии. Правоохранительные правоприменительные акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

В зависимости от значения в процессе разрешения юридического дела различают основные и вспомогательные правоприменительные акты. К первым относятся документы, содержащие завершенное решение юридического дела (приговор, решение суда), ко вторым - акты, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (определение суда о назначении экспертизы, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

В зависимости от предмета правового регулирования правоприменительные акты бывают гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

По способу внешнего выражения выделяют акты в форме документа и в форме действия, которые делятся на словесные (устный приказ начальника, указание постового милиционера) и бессловесные, так называемые конклюдентные, передаваемые жестами (сигнал регулировщика). При этом письменная форма больше соответствует юридической природе правоприменительной деятельности, отражая ее государственно-властный характер.

По форме правоприменительные акты могут выступать в качестве указов, постановлений, распоряжений, приказов, приговоров суда, решений суда.

Акт применения права - официальный документ. Чтобы обладать юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованием закона, в частности иметь соответствующие реквизиты, придающие ему официальность: название вида акта; название органа, издавшего акт; место и время его принятия; подписи соответствующих должностных лиц.

Правоприменительные акты являются документами юрисдикционного характера, имеют четкую структуру и содержат следующие элементы:

1. вводную часть, в которой указывается наименование акта (приговор, решение, постановление), место и дата принятия, название органа, издавшего его, по какому делу;

Описательную часть, где излагаются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия;

Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения. Она включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;

4. резолютивную часть, в которой формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, установлении юридического факта и т.д.). В практических целях издаются сборники образцов правоприменительных актов.

Несоблюдение формы издания акта правоприменения может повлечь за собой его отмену или необходимость изменения (до оформления).

В заключение следует отметить, что правоприменительный акт выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. А поэтому не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, грамота, диплом об окончании вуза и др.) .

Так как субъектами, применяющими правовые нормы, являются, прежде всего, органы государства и должностные лица. Они наделены властными полномочиями, выступают от имени государства. Субъектом применения правовой нормы может выступать и общественная организация, например, в тех случаях, когда государство предоставляет ей полномочия принимать правовые решения по конкретным вопросам.

ОВД, осуществляя охрану общественного порядка, реализуют правовые нормы, главным образом, в форме их применения. Организация их работы (подбор кадров, аттестация личного состава, назначение на должность и т.д.) тоже в значительной степени связана с изданием актов применения. Сотрудники ОВД применяют нормы различных отраслей права.

В процессе охраны общественного порядка сотрудники ОВД издают различные по содержанию акты применения:

-предоставляющие гражданам (и другим лицам) определенные права (например, разрешение на приобретение охотничьего оружия);

-устанавливающие обязанности (например, обязанность конкретного гражданина явиться и дать показания в качестве свидетеля);

об административном принуждении, административной ответственности, мерах пресечения в случаях нарушения общественного порядка и др.;

поощрительные (при совершении гражданами, работниками милиции особо полезных для общества поступков по обеспечению общественного порядка (приказы о поощрении).

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности.

В нем можно выделить следующие основные стадии:

1.Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

Пример: Совершена кража. (ст. 205 УК РБ)

Прежде чем применить норму и определить меру наказания лицу ее совершившему, необходимо установить потерпевшего, определить время, место и предмет хищения, все другие обстоятельства дела, в том числе и характеристики личности преступника, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность и т.д.

2.Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным, фактическим обстоятельствам.

Пример: Необходимо отыскать соответствующую статью УК. При этом проверяется ее юридическая сила, т.е. не отменена ли данная норма, какие в нее внесены изменения или дополнения, действие ее в пространстве и по кругу лиц и т.д.

3.Установление точного смысла избранной нормы права, т.е. ее толкование.

4.Издание акта применения нормы права.

Пример: Вынесение следователем постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела; решение исполкома о предоставлении жилого помещения и т.д.

5.Исполнение акта применения.

На этой стадии в конечном итоге и происходит реализация нормы права.

Применение норм права, все его стадии служат цели укрепления законности и правопорядка. Вместе с тем, само правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить за рамки законности.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясь принципом публичности в, установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения.

Применение норм права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.

Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками:

Носит государственно-властный характер (например, деятельность следователя по расследованию уголовного дела);

Индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности);

Применение норм права органами внутренних делосуществляется в строго установленном законом порядке.

Другими словами существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов внутренних дел, причем степень детализации порядка правоприменительной деятельности данных органов весьма высокая. Порядок их деятельности регламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права. Степень регламентации

правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов и должностных лиц всегда намного меньше, чем у следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий, учреждений организаций в Беларуси, занимающихся вопросами приема и увольнения оформления отпусков, пенсий, пособий и другими вопросами правоприменительной деятельности. Столь высокая степень регламентации правоприменительной деятельности органов внутренних дел объясняется тем, что в их деятельности необходимо последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее исследование обстоятельств дела, строгое соблюдение прав личности, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Органы внутренних дел как субъектов правоприменительной деятельности можно охарактеризовать как государственные органы, на которые возлагается выполнение задач уголовного судопроизводства, охрана государственных интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса (раскрытие и расследование преступлений). Сюда относятся: органы дознания, следователь (начальник следственного отдела).

Предварительное следствие в органах внутренних дел производится следователями. Они выполняют функцию расследования, осуществляют возбуждение уголовных дел. В качестве органа предварительного следствия выступает следователь, которым наделен широким кругом полномочий по осуществлению предварительного следствия.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом обязательны для исполнения всеми учреждениями предприятиями, организациями должностными лицами и гражданами.

Органы внутренних дел обеспечивают реализацию, предупреждая и пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенные права, привлекая правонарушителей к ответственности.

В соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» основными задачами ОВД, направленными на обеспечение законности, являются:

защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

оказание помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

На органы внутренних дел могут быть возложены и иные задачи по обеспечению правопорядка.

Граждане обращаются в милицию, прежде всего, за помощью и верят, что помощь им будет оказана. Поэтому выполнение каждым сотрудником своего служебного долга, глубокая заинтересованность в судьбах людей, обеспечение их безопасности - непременное условие успешной деятельности всей милиции.

Для осуществления своих функций органы внутренних дел наделены большими правами. Права, предоставленные законом милиции, обеспечивают ее успешную профессиональную деятельность по охране правопорядка. Права, предоставленные сотрудникам ОВД по службе, не являются их личными правами, не могут быть использованы ими при решении каких-либо бытовых, семейных и иных личных проблем. Всякое использование своего служебного положения в личных, а тем более корыстных целях есть злоупотребление властью, несовместимое со службой в ОВД.

Законные требования сотрудников органов внутренних дел, направленные на обеспечение законности и правопорядка, обязательны для исполнения должностными лицами и иными гражданами. Невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на органы внутренних дел задач, влекут юридическую ответственность, предусмотренную законодательством.

Повседневная деятельность сотрудников ОВД протекает на виду у населения, и авторитет милиции во многом зависит от поведения ее сотрудников при общении с людьми. Не только решительность сотрудника при охране правопорядка, но и спокойная уверенность, корректность и вежливость в обращении с гражданами, образцовый внешний вид и культура речи, способность самокритично оценивать свои промахи и своевременно устранять недостатки - все эти качества создают у граждан уважительное отношение к милиции, способствуют упрочению законности в ее деятельности .

Из выше сказанного можно сказать, что ОВД являются одним из главных субъектов правоприменительной деятельности. Вся деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется нормативно-правовыми актами и законодательством. Вся работа сотрудника является обязанностью реализации этих норм. В противном же случае к сотруднику могут быть применены меры воздействия, будь то административное взыскание или дисциплинарное, что в свою очередь, так же является применением права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые нужно использовать в процессе правового регулирования мер государственно - правового характера, что обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права.

Роль и место правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная цель правоприменительной деятельности - содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а так же осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как стадия в общем, механизме осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе.

Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как законность, справедливость, целесообразность и обоснованность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.В. И. Червонюк. Теория государства и права. 2007 год.

2.А. Б. Венгеров. Теория государства и права. 2008 год.

.В. Н. Асташов. Обществознание. 2007 год.

.Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. И доп. М:. Юристъ, 2004.

.Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ. 2002

.В. Н. Протасов. Теория государства и права: Пособие по подготовке к экзамену. 2007 год.

.В. В. Лазарев и С. В, Липень. Теория государства и права. Учебник для вузов. 2000 год.

.Венгеров А. Б. Тория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 2000.

Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»

Конституция Республики Беларусь

12. Шубадеева М. Ю. Курс лекций по общей теории государства и права.

В теории понятием правоприменения обозначают организационно-правовую форму деятельности государства, направленную на претворение в жизнь правовых предписаний. Эта формулировка считается общепризнанной. В статье рассмотрим подробно особенности правоприменения .

Общие сведения

Правоприменение - это реализация норм в рамках правоотношений и воздействие на обязанных субъектов. Последнее осуществляется посредством совершения гражданами и организациями действий, обладающих юридическим значением.

Без правоприменения зачастую невозможно возникновение многих отношений. Оно необходимо, если требуется:

  • Разрешить спорную ситуацию, когда стороны не могут прийти к согласию самостоятельно.
  • Обеспечить государственный контроль.
  • Официально установить отсутствие/наличие конкретных фактов, признать их юридически значимыми.
  • Пресечь ненадлежащее исполнение обязанностей и осуществления прав.
  • Определить меры ответственности при совершении правонарушений.

Властный характер

Существует ряд признаков, по которым определяется специфика правоприменения. Это , в первую очередь, государственно-властный характер. Правоприменение можно рассматривать как форму управленческой деятельности. Посредством ее осуществления происходит индивидуальное и детализированное воздействие на определенные жизненные ситуации, которые требуют властного контроля или вмешательства. Правом правоприменения наделяются органы, входящие в систему госвласти.

Необходимо понимать, что такая деятельность осуществляется исключительно в рамках полномочий, предоставленных конкретной структуре в конкретной области общественной жизни.

Интеллектуально-волевой аспект

Правоприменение - это своего рода форма перевода общих предписаний, принципов в поведение конкретных лиц, имеющее юридическое значение. Субъекты наделяются определенными обязанностями и правами в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

Правоприменение - это деятельность, обладающая интеллектуально-волевым, познавательным характером. Она требует не только знания и понимания действующего законодательства, но и некоторого жизненного опыта, нравственных установок. Соответственно, к правоприменителям предъявляются повышенные требования в отношении их профессиональных качеств.

Процессуальная форма

Она дисциплинирует участников процесса правоприменения , обеспечивает предсказуемость и согласованность их поступков. Процессуальный характер деятельности, таким образом, обуславливается необходимостью синхронизации действий субъектов, их многоэтапностью и повышенной социальной значимостью.

Процессуальная форма выступает как гарантия принятия справедливых и обоснованных решений.

Практический результат

Правоприменение законодательства завершается принятием юридически значимого, индивидуально-властного решения. В нем приводится не только правовая оценка конкретной ситуации, но также определяется последующее поведение ее участников.

Решения, принятые в результате правоприменения, обязательны не только для непосредственных адресатов, но и для неопределенного числа субъектов, косвенно или прямо причастных к их выполнению. К примеру, приказ ректора университета о зачислении выпускника школы на 1 курс является юридически значимым не только для него самого, но и для разных служб образовательного учреждения, военкомата.

Этапы

Практика правоприменения достаточно обширна и разнообразна. Этот процесс довольно сложный, продолжительный по времени. Реализуется правоприменительная деятельность в несколько этапов. На каждом из них выполняются конкретные задачи, которые последовательно приводят к единой цели - принятию обоснованного решения, регламентирующего определенную ситуацию.

Стадиями правоприменения называют сравнительно обособленные совокупности действий. Они связаны с обеспечением надлежащего исполнения нормы, регулирующей проблемную ситуацию.

Условно выделяют следующие этапы:

  1. Определение фактической основы.
  2. Выбор и исследование юридической нормы.
  3. Принятие и документальное оформление решения.

Определение основы

Каждую ситуацию можно охарактеризовать огромным числом разных фактических обстоятельств. Однако большая часть из них не влияет на юридическую оценку. В этой связи в конкретном деле для решения вопросов правоприменения устанавливают только 2 категории фактических обстоятельств:

  1. Основные. Они вытекают из диспозитивных частей материально-правовых норм. Эти обстоятельства оказывают непосредственное влияние на юридическую оценку конкретной ситуации. К примеру, это могут быть факты наличия субъективных прав, их нарушения и пр. неустановление либо неверное определение таких обстоятельств влечет отмену решения, вынесенного по делу.
  2. Вспомогательные. Их именуют также факультативными. Такие факты непосредственно на квалификацию ситуации не влияют, но способствуют установлению истинного положения дел. В их число входят разные доказательственные факты. После их установления в суде они могут стать подтверждением обстоятельств, включенных в предмет доказывания. В эту же группу входят процессуальные и проверочные факты. Первые используются для определения подведомственности спора, вторые - для опровержения или подтверждения доказательств.

Выбор и анализ нормы

На этом этапе правоприменения осуществляется квалификация ситуации. Она предполагает деятельность уполномоченных субъектов, направленную на сопоставление и юридическую констатацию фактических обстоятельств, реально происходивших в конкретный момент, типовой их модели, отраженной в норме.

Уполномоченный субъект сначала определяет область правоприменения - отрасль, нормы которой регламентируют конкретную ситуацию. Далее устанавливается институт права и конкретное нормативное положение. При этом проводится своего рода "критика" нормы. В частности, устанавливается, имеет ли она силу в данный период времени, распространяет ли она свое действие на данную территорию и пр. После этого уполномоченный субъект устраняет вероятные коллизии и определяет точный смысл нормативного предписания, толкует его содержание и сравнивает с другими нормами.

Необходимо учитывать, что юридическая квалификация зачастую предполагает не только правовую, но и общественно-политическую, а в ряде случаев и нравственно-психологическую оценку.

Принятие и оформление решения

Этот этап правоприменения считается основным. Предыдущие стадии рассматриваются как подготовительные. На этапе принятия и оформления решения объединяются:

  • Сведения о фактических обстоятельствах, которые подвергаются юридической квалификации.
  • Правовая информация, закрепленная в нормах (юридический состав) и отражающая отношения к данной и аналогичным ситуациям со стороны уполномоченных правотворческих структур и всего государства в целом.
  • Социальные сведения. Они выражаются в разных социальных нормах: политических, моральных, религиозных и пр. Эта информация содержит оценку ситуации со стороны общества.

На основе информации, полученной в достаточном объеме законными способами, правоприменителем дается итоговая юридическая оценка, которая и оформляется официальным правовым актом, реализация которого влечет правовые последствия.

Формы

На практике различаются:

  • Бесспорное, простое, упрощенное правоприменение. Оно не предполагает специальное изучение норм и привлечение к процессу других лиц. Примером можно назвать издание приказа директора предприятия о приеме гражданина на работу.
  • Правоприменение, осложненное спором или конфликтом. В этом случае для принятия решения необходимо провести полное исследование ситуации и собрать доказательства.

Юридически значимый спор

Такой конфликт можно рассматривать как своего рода противостояние субъектов права, имеющих разную юридическую позицию для защиты своих интересов. Между участниками правоотношений возникает спор, выраженный в совместном состязании. Оно может быть устным либо письменным. При этом каждая сторона отстаивает свою позицию и отвергает доводы противоположной стороны.

Гарантией объективного и справедливого разрешения спорной ситуации является ее публичность, состязательность и равенство участников. Обоснование позиции осуществляется в форме доказывания. Оно предполагает подачу информации с подтверждением. В результате сведения становятся убедительными и достоверными.

Установление истины

Оно считается одной из ключевых проблем правоприменения . Истиной считается свойство знаний о действительности. Выражается оно в соответствии с событиями, имевшими место реально.

В рассуждениях человек отражает мир таким, каким видит, а не таким, каким он является на самом деле. В этой связи истина зависит от субъективных способностей и возможностей конкретного индивида, средств и условий познания. Она может искажаться под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Существующие погрешности в рассуждениях устраняются путем доказывания. В содержательном плане оно выступает не столько мысленным процессом, сколько коллегиальной процессуальной деятельностью.

Виды правоприменения

Классификацию можно проводить по разным признакам: в зависимости от проблем правоприменения , субъектов, объектов и пр.

Если говорить о субъектном составе, то можно выделить следующие виды:

Исполнительно-распорядительный. В эту категорию включают такие направления правоприменения, как контроль и конкретизация. Соответствующую деятельность осуществляют уполномоченные служащие, замещающие разные должности в исполнительных структурах. Суть их работы заключается в гармонизации публичных и частных интересов. В своей деятельности служащие должны следовать закону и отвечать ряду требований (обладать соответствующим уровнем профессионализма и компетентности).

Правоохранительный. В данном случае речь об установлении фактов, рассмотрении споров, применении санкций за нарушение закона. Эту деятельность осуществляют правоохранительные органы, которые не зависят ни от административных, ни от политических структур. Ключевое место среди них отведено судам.

Правоприменительные акты

Как выше говорилось, они выступают результатом реализации права. Правоприменительные акты представляют собой документы, закрепляющие государственно-властные, индивидуально-конкретные решения уполномоченных органов по определенному юридическому делу. Они рассматриваются как разновидность правовых актов. При этом правоприменительные документы имеют ряд особенностей:

  • Утверждаются уполномоченными госструктурами.
  • Обладают государственно-властным характером.
  • Имеют обязательную силу.
  • Закрепляют индивидуально-конкретные предписания.
  • Их реализация обеспечивается мерами государственного принуждения.

Виды актов

Классификация может осуществляться по:

  • Субъектам, которые принимают акты. В соответствии с этим признаком, выделяют решения исполнительных структур (к примеру, акт о начале призыва в ряды ВС, диплом о получении звания профессора и пр.) и правоохранительных институтов (например, постановления об открытии уголовного производства, об отказе в возбуждении дела и пр.).
  • Ключевым направлениям государственной деятельности в разных сферах. К примеру, акты могут издаваться в экономической области (постановление о выделении дотаций какому-то региону), военного дела (решение о предоставлении отсрочки от службы), культуры (решение о создании культурно-исторического центра народов России), охраны порядка (постановление о вменении денежного взыскания за нарушение ПДД).
  • Специфике предписания. По этому признаку различают регулятивные (они предназначены для фиксации, оформления, реализации правомерных действий) и охранительные акты (направленные на защиту интересов и прав субъектов).
  • Процедуре утверждения. Акты могут приниматься коллегиально (к примеру, решения Высшей комиссии Минобрнауки о присуждении научной степени) или единолично (указ о снятии с должности министра).
  • Времени действия. Существуют акты однократного (постановление о формировании комиссии по организации празднования юбилея города) и длящегося применения (решение о регистрации организации).
  • Значению. По этому признаку различают основные (к примеру, судебные приговоры), вспомогательные (определения о приобщении к делу материалов, предоставленных истцом), дополнительные акты (протокол заседания комиссии).

Правоприменительные документы также классифицируют в зависимости от территории. Акты могут приниматься на федеральном (к примеру, постановления правительства) и региональном уровне (решения областной администрации).

Правоприменительная деятельность – это организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера.

От правоприменительной деятельности как системы действий следует отличать ее процедурно-процессуальные формы.

Процедурно-процессуальные формы правоприменительной деятельности выражаются в регламентированном правом порядке совершения правоприменительных действий, обеспечивающем надлежащее (правильное) применение права, т.е. его законность, обоснованность, целесообразность. Процедурно-процессуальная форма характеризуется наличием прав у участников правоприменительного процесса, а также гарантий, стоящих на страже законности, обоснованности и целесообразности применения норм права .

В рамках процедурно-процессуальных форм особо выделяются процессуальные формы (в строгом смысле). Это – формы правоприменительной деятельности, выраженные в порядке разрешения юридических дел при осуществлении социалистического правосудия и связанные в основном с особенностями правового принуждения (1.16.6).

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.336

Специфическими чертами отличается и процедура правоприменительной деятельности в случаях, когда последняя сводится к административно-правовому индивидуальному регулированию конкретных общественных отношений (например, в области хозяйственного управления). Процедура здесь в определенной мере сходна с правотворческой: в обоих случаях должен быть обеспечен порядок подготовки и принятия решений, который соответствует началам науки социального управления, необходимости полного и правильного урегулирования общественных отношений.

Правоприменительная деятельность выражается в правоприменительных актах, т.е. в промежуточных или завершающих юридических действиях правоприменительного органа, порождающих те или иные последствия в процессе применения права. Завершающий, конечный акт применения права – юридическое действие по решению юридического дела, в результате которого в ткань правовой системы включается новый (отменяется или изменяется старый) элемент – индивидуальное предписание.

Слово «акт» при характеристике правоприменительной деятельности имеет и иное значение. Этим термином обозначается также акт-документ, своего рода юридический и фактический источник, форма существования индивидуального предписания, в котором юридическое действие правоприменительного органа по решению юридического дела закрепляется формально. Здесь понятие «акт применения» отделяется от самого решения юридического дела и его результата – индивидуального предписания. Иначе говоря, перед нами не само по себе действие по применению юридических норм и не сам по себе его результат, а результат действия, выраженный в обязательной, как правило, письменной форме, т.е. акт-документ.



При теоретической разработке правоприменительных актов следует учитывать те смысловые различия, которые существуют между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание» и «акт применения». Если первое из указанных понятий (решение юридического дела) охватывает завершающее правоприменительное действие, второе (индивидуальное предписание) указывает на результат правоприменения, то третье (правоприменительный акт) выражает результат решения юридического дела, рассматриваемый в единстве с его внешней, документальной формой, т.е. акт-документ. Достоин особого внимания вопрос о том, что, в принципе, соотношение между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание», «акт применения» такое же, как и соотношение между понятиями «правотворческое решение», «юридическая норма» и «нормативный юридический акт».

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.337

Характер зависимости, «сцепления» между правотворческим решением, юридической нормой, нормативным актом, с одной стороны, а с другой – между решением юридического дела, индивидуальным государственно-властным велением и актом применения в принципе один и тот же. Не является ли это выражением того, что и тому и другому ряду правовых явлений присущи некоторые общие закономерности. Положительный ответ на этот вопрос, думается, связан с тем, что в обоих случаях (и только в этих случаях) перед нами выражение активной государственной деятельности в сфере правового регулирования, направленной, в частности, на правовое (в одном случае – нормативное, в другом – индивидуальное) регулирование общественных отношений и объективируемой в праве как институционном образовании



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме