Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто обеспечивает оповещение мчс на жд. Системы оповещения го и чс

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.

Что стоит понимать под оповещением

Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.

При этом об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.

Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.

С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.

Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.

Наиболее распространенные ЧС

Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.

Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:

Механических;

Акустических;

Электромагнитных;

Информационных;

Биологических;

Радиационных;

Тепловых;

Химических.

Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.

Оповещение населения о - основы

Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.

Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.

Населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.

При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.

Использование речевой информации

Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.

Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:

Предупреждение об аварии на конкретном предприятии;

Извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);

Обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;

Перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;

включаетинструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;

Информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;

Извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;

Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.

Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.

Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.

Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.

За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

Важные нюансы при организации информирования населения

Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуацияхкрайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.

Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.

Альтернативное использование инструментов оповещения

Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.

Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.

Системы оповещения локального типа

Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.

При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.

Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.

В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.

Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.

Кто отвечает за работу системы

Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.

Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуацияхявляется важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.

По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения - одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

Основной задачей в случае возникновения любых чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни людей, попавших в опасную зону. В настоящее время во главе угла при решении этой задачи стоит своевременное оповещение и информирование всех заинтересованных лиц при помощи современных средств связи. Какова структура действующей системы оповещения в России? В чем ее сильные и слабые стороны?

Прогнозируемые, и возникающие вне прогноза техногенные и природные чрезвычайные ситуации (ЧС) требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС России (РСЧС). В число основных задач РСЧС входит оповещение ответственных должностных лиц в оперативных единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС) МЧС РФ, департаментах, управлениях, отделах, ведомствах, службах, и оповещение населения, находящегося в районе ЧС. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения ГО.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения ГО является составной частью мероприятий по гражданской обороне, которые проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления на соответствующих территориях и в организациях.

Системы оповещения ГО должны охватывать 100% населения страны, в том числе:

  • 96% населения должны оповещаться автоматизированной системой централизованного оповещения РФ;
  • 4% населения должны оповещаться путем использования всех имеющихся действующих средств связи.

Значительная экономическая целесообразность функционирования таких систем оповещения подтверждена на практике. При возникновении ЧС каждая минута промедления часто оборачивается значительными материальными и, самое главное, людскими потерями. Это подтверждается анализом убытков, которые понесла Россия в результате последних техногенных ЧС. В данной ситуации лица, которые занимают руководящие посты разных уровней в сфере гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к работе систем оповещения ГО.

Уровни системы оповещения ГО

В состав системы оповещения ГО России входят:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения

Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО) в автоматическом режиме обеспечивает поступление сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров (РЦ), органов управления по делам ГОЧС, соединений и воинских частей войск ГО, находящихся в подчинении федерального центра, и до федеральных органов исполнительной власти.

Региональные системы оповещения обеспечивают передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления региональных центров (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГОЧС, сил, соединений и частей войск ГО. Их работа сопряжена с работой федеральной системы и обеспечивает оповещение 7 регионов.

Оповещение населения Российской Федерации и органов управления на территории городов, городских и сельских районов обеспечивается 88 территориальными системами оповещения, каждая из которых работает в автоматическом режиме. базовой задачей территориальных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

  • органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов;
  • руководителей организаций и служб, обеспечивающих ГО, в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, и в Москве и Санкт-Петербурге;
  • диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах и других крупных объектах экономики;
  • населения, проживающего на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Структура и комплексы технических средств федеральной системы оповещения, региональных систем оповещения, территориальных систем оповещения представлены на рис. 1. Они построены на базе комплекса технических средств (КТС) типа П-160, который обеспечивает разные ступени резервирования оборудования, используемых каналов и параллельной передачи сигналов по радиоканалам сетей связи.

Оборудование данных систем оповещения работоспособно. но морально устарели принципы и протоколы обмена, которые в нем использованы. К настоящему времени назрела необходимость обновления этого оборудования в рамках модернизации всей системы связи МЧС России.

Система связи МЧС России

В течение последних 10 лет в России происходил цикл активного внедрения телекоммуникационных технологий мировых стандартов:

  • цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN);
  • технология АТМ (B-ISDN);
  • цифровые учрежденческо-производственные АТС с радиодоступом в стандарте DECT;
  • системы сотовой радиосвязи;
  • системы связи в стандарте GSM;
  • персональные мобильные средства радиосвязи;
  • пейджинговые системы;
  • системы сотовой подвижной радиосвязи;
  • спутниковые системы персональной связи.

Помимо этого изменились транспортные технологии, перешедшие с плезиохронной (PDH) на синхронную цифровую иерархию (SDH) скоростей передачи.

Применение данных технологий обеспечит органы управления РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС России и системы оповещения качественной оперативной, мобильной и стационарной, специальной, телефонной, факсимильной связью и передачей данных, которые эти органы могут применять как в повседневной деятельности, так и в режиме предупреждения, оповещения и ликвидации возникших ЧС. Внедрение современных технологий потребовало внести коррективы в приказ МЧС России № 718 от 6 ноября 1996 г. "О Концепции развития системы связи МЧС России (до 2005 года)".

Разработанная и введенная в действие приказом МЧС России № 609 от 9 декабря 2000 года "Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года" более полно учитывает тенденции прогрессивного развития современных технологий.

Местные системы оповещения

Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения сообщаются:

  • оперативным дежурным служб (диспетчерам) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
  • руководящему составу гражданской обороны города, городского и сельского районов, и руководителям районных и городских служб гражданской обороны;
  • населению, проживающему на территории города, городского или сельского района.

Средства местных систем оповещения можно условно разделить на:

  • средства оповещения должностных лиц;
  • средства оповещения населения;
  • средства оповещения трудовых коллективов.

Начиная с уровня местных систем оповещения и ниже, для построения использовались в основном комплексы технических средств (КТС) типа П-164. Данные КТС создавались для оповещения населения при крупномасштабных действиях ГО и слабо адаптированны к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. КТС марки П-164 находятся в эксплуатации более 15 лет (при установленном сроке службы аппаратуры оповещения до списания 12 лет). В связи с этим можно говорить о том, что функционирующие в настоящее время местные системы оповещения ГО морально и физически устарели. Основными факторами, ограничивающими использование данного оборудования в современных системах оповещения, являются:

  • непринцип. возможность совместной работы по каналам современных АТС, которые постепенно сменяют устаревшие ГТС;
  • отсутствие достаточного количества вариантов оповещения, которые выбираются в зависимости от складывающейся ситуации;
  • необходимость значительных эксплуатационных расходов.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий провело Государственные испытания и приняло к использованию КТС третьего поколения П-166, которые планируется внедрять по мере модернизации различных уровней систем оповещения. Данные КТС сопрягаются с используемыми сейчас П-160 и П-164 и могут постепенно устанавливаться на место последних. В настоящее время такие комплексы устанавливаются на территориальных, местных и ниже уровнях системы оповещения.

Рабочее место оператора (автоматизированный пульт управления П-166 АПУ) в составе системы централизованного оповещения позволяет:

  • формировать, корректировать и хранить в памяти ПЭВМ списки абонентов (номер телефона, Ф.И.О и др.);
  • формировать, корректировать и хранить данные о структуре сети оповещения;
  • документировать информацию о работе системы и факты подтверждений оповещения штатным печатающим устройствам ПЭВМ;
  • выводить на экран монитора ПЭВМ номера телефона и Ф.И.О. не ответивших абонентов;
  • программно формировать дополнительные команды управления для запуска системы, расширяя ее функциональные возможности; [=> принимать команды оповещения с КТС верхнего звена, поступление которых сопровождается индикацией номера принятой команды и звуковым сигналом;
  • передавать на КТС верхнего звена автоматические и ручные подтверждения о приеме сигнала оповещения;
  • передавать речевые сообщения непосредственно с микрофона или сообщения, подготовленные загодя;
  • производить речевой обмен с выбранным абонентом сети;
  • осуществлять прием и передачу данных о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществлять передачу и прием информации по выделенным или по 4-проводным каналам связи, взятым у их основных потребителей.

Система позволяет произвести запуск как централизованного оповещения населения во всех зонах, так и выборочного оповещения в отдельных зонах.

Принцип запуска одной ветви системы оповещения населения представлен на рис. 2. При модернизации на уровне запуска электросирен используются оконечные устройства из КТС аппаратуры предыдущего поколения П-164.

Данный тип систем оповещения работает при помощи выделенных линий и каналов тональной частоты (ТЧ), а для работы по цифровым каналам требует дополнительного оборудования. Сложность реализации проектов на базе оборудования КТС П-166 заключается в довольно высокой стоимости их установки и эксплуатации.

Второй конкурирующей и аналогичной по функциональным возможностям системой оповещения является автоматизированная система оповещения (АСО), развитие которой начиналось с автоматизированной системы оповещения должностных лиц и впоследствии разрослось до размеров территориальных, местных и ниже систем оповещения. В этой системе, так же как и в КТС П-166, предусматриваются режимы работы по выделенным линиям, каналам ТЧ. Она сопрягается с оборудованием КТС П-160 П-164 и дорабатывается для сопряжения с КТС П-166. Дополнительно к вышеуказанным режимам работы П-166 АСО предусматривает модемный режим работы с передачей сигнала по аналоговым и цифровым каналам корпоративной сети МЧС, ГТС или МГТС. В этом случае работа осуществляется в следующем порядке: дозвон до оконечных циклорных устройств, запуск сирен (УЗС-1), получ. подтверждения. Такая система не требует размещения на каждой промежуточной АТС дорогостоящего оборудования и может производить запуск как одной, так и всех одновременно электросирен системы оповещения населения. Принцип работы, заложенный в АСО, показан на рис. 3.

В настоящее время возникают большие сложности с реализацией проектов электросиренного оповещения населения. Это вызвано отсутствием достаточного количества производителей электросирен на российском рынке. С целью оповещения, информирования населения и звукофикации объектов экономики часто используется КТС СГС-22М. Оборудование КТС П-166 и АСО сопрягаются с СГС-22М и могут работать совместно. В сетях оповещения населения новые, строящиеся зоны оповещения и зоны с выработавшими ресурс электросиренами можно постепенно переоснащать на оповещение с использованием КТС СГС-22М. Оставшиеся исправные электросирены могут быть использованы для замены выходящих из строя.

Рынок КТС местных систем оповещения в настоящее время ограничивается рассмотренным выше оборудованием. В "Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года" предлагается в ближайший период завершить разработку и провести государственные испытания комплексов технических средств оповещения нового поколения и наладить их серийное производство, что может заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

На объектах экономики (ОЭ) в технологических циклах производства постоянно возрастает степень автоматизации сложных циклов и увеличивается содержание опасных веществ, что в определенных ситуациях предполагает возникновение техногенных ЧС, т.е. возникновение пожаров, взрывов, токсичных выбросов, способных поражать обслуживающий персонал этих предприятий, население, находящееся в районе этого объекта, и окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" № 178 от 1 марта 1993 г. определены потенциально опасные объекты, сформулированы задачи органам власти по созданию ЛСО, установлены зоны действия ЛСО и определен порядок финансирования работ по созданию ЛСО.

Основной задачей ЛСО является обеспечение передачи сигналов и информации оповещения до:

  • объектовых сил и служб гражданской обороны;
  • руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия ЛСО;
  • оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

В настоящее время необходимость обеспечения обязательного оповещения населения, проживающего в зоне действия ЛСО, стимулирует развитие рынка для производителей КТС оповещения. Важным фактом является то, что проектирование и строительство ЛСО на территории предприятий и организаций финансируются из средств этих предприятий.

В настоящее время в ЛСО используется оборудование КТС П-164, которое постепенно заменяется на КТС П-166, АСО и СГС-22М. Построение ЛСО на базе КТС П-166 и АСО управляющими электросиренами аналогично рассмотренному в местных системах оповещения, только цикл оповещения осуществляется с охватом территорий меньшего масштаба.

Особенностью КТС СГС-22М является работа звуковоспроизводящих систем (динамических громкоговорителей) в трансформаторном режиме передачи поступающих сигналов от усилительного оборудования. Данный режим позволяет выносить звуковоспроизводящие системы на значительные расстояния от усилительного оборудования, размещенного на объекте, обеспечивая при этом оповещение в зонах радиусом 2,5 км и более. Данный режим выделяет КТС СГС-22М из числа комплексов, в которых используется традиционный метод подключения звуковоспроизводящих систем, требующий размещения усилительного оборудования в непосредственной близости.

Объектовые (использующиеся в организациях) системы оповещения

При аварии, последствия которой не выходят за пределы объекта, задействуется объектовая система оповещения. Такая система строится на базе существующей производственной сети связи, сети звукофикации объекта и нижнего уровня специальной аппаратуры комплекса оповещения П-164.

Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны.

В настоящее время в объектовых системах оповещения оборудование постепенно модернизируется или заменяется на более современные системы: АСО - для оповещения должностных лиц и СГС-22М - для звукофикации объекта экономики. Использование СГС-22М на объектовых системах оповещения позволяет сразу проектировать и ЛСО и озвучивать как открытые пространства, так и помещения.

Оборудование обеспечивает подачу предупредительного сигнала "сирена" или передачу речевой информации, разъясняющей обстановку и передающей команды для управления действиями населения и сотрудников предприятий. Одновременно оборудование может быть использовано в системе местного вещания как односторонняя командно-поисковая связь и для ретрансляции вещательных программ.

Такая система позволяет оперативно формировать или выбирать подготовленные варианты оповещения:

  • речевые сообщения с микрофона;
  • речевые сообщения с винчестера ПЭВМ;
  • сиренного оповещения, записанного на винчестер ПЭВМ;
  • речевые сообщения с магнитофона;
  • ретрансляция принимаемого вещательного сигнала радиостанций;
  • переключение программ проводного вещания.

Особенностью этой системы является то, что всеми этими режимами работы можно управлять путем использования удаленного доступа с более высокого уровня местной системы оповещения, построенной на базе КТС АСО.

Согласно материалам, представленным в "Концепции развития системы связи МЧС России на период до 2010 года", в качестве средства оповещения должностных лиц на всех уровнях предполагается использовать АСО-16 и АСО-8 из КТС АСО.

Они обеспечивают автоматизированную передачу речевых сообщений по коммутируемым телефонным линиям большой группе абонентов и ориентированы на применение оперативными службами. Системы аттестованы и разрешены к использованию на линиях ГТС и МГТС. База данных оповещаемых абонентов и загодя подготовленные тексты сообщений для оповещения хранятся в ПЭВМ. Программный синтезатор речи с неограниченным словарем позволяет изменять тембр голоса (с выбором из двух мужских и двух женских голосов) и темп синтезируемых из текста сообщений. Имеется также принцип. возможность записи текущего сообщения с микрофона.

Управляющая программа обеспечивает необходимый сервис по подготовке и оперативному редактированию базы данных и текстов сообщений, конфигурирование системы, прослушивание текущего сообщения, запуск сеанса оповещения и контроль за его ходом, просмотр результатов и вывод протокола сеанса оповещения, и сеансового статистического отчета о работе каналов аппаратуры АСО.

Программа поддерживает создание и хранение в базе данных списков абонентов, загодя подготавливаемых для тех или иных прогнозируемых ситуаций, требующих оповещения. В одном сеансе может производиться оповещение одним сообщением произвольной комбинации списков и/или отдельных абонентов, выбираемых оператором АСО.

Для передачи сообщений одновременно используются все подключенные к аппаратуре АСО телефонные линии, что обеспечивает минимальное время оповещения. Для абонентов, остающихся не оповещенными, производится требуемое количество попыток дозвона. В промежутках м. сеансами оповещения телефонные линии и ПЭВМ, работающие в составе АСО, могут использоваться для выполнения любых других задач.

Заключение

Данная статья не претендует на полноту изложения проблем, существующих в области рынка КТС оповещения. Автор хотел показать специфичность этого рынка его размеры, основные задачи и общие возможности КТС, чтобы заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования в проведении работ по данному направлению.

Статья написана на основе опыта, полученного при совместной работе с отделом связи и оповещения ГУ ГОЧС г. Москвы по вопросам модернизации системы оповещения населения г. Москвы, и по итогам проведенных стендовых испытаний опытной зоны системы оповещения населения.

В.Г. Годный
Ведущий научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, к.т.н.

Комиссия по безопасности Мосгордумы намерена инициировать разбирательство, почему 29 мая 2017 года жители Москвы не были оповещены о надвигающемся урагане, жертвами которого стали 16 человек и ещё около 200 получили травмы. Источники Лайфа в МЧС РФ утверждают, что в ведомстве сейчас идёт внутренняя проверка: спасатели пытаются понять, почему не сработала система широковещательных информационных сообщений Cell Broadcast, которая способна без операторов мобильной связи отправлять СМС в потенциально опасные географические точки. Но система дала сбой, поэтому сообщения людям не пришли. Между тем на систему информирования МЧС потратило за последние два года около 15 миллионов рублей.

Можно было бы избежать большого количества жертв, если бы люди знали о том, что на Москву надвигается ураган. Например, москвичка Лариса написала на своей страничке в соцсети, что она пользуется услугами связи сразу трёх операторов, но ни от одного из них СМС-оповещение она не получила.

Кого-нибудь предупреждали СМС о надвигающейся стихии? У меня пять действующих симок трёх операторов: "Мегафон", МТС и "Билайн", не пришло ни одного оповещения! - написала Лариса Денисова на свей странице во "ВКонтакте".

Судя по всему, подавляющее количество москвичей не получили никаких предупреждений о вчерашнем кошмаре. Точнее, так: из моих знакомых нашёлся только один счастливчик. То есть по факту в век информационных технологий, когда у каждого в кармане мобильный телефон, а то и два, МЧС не может наладить банальную рассылку СМС с оповещениями населения, - пишет Денис.

Сейчас городские власти и депутаты Мосгордумы будут выяснять, как такое могло случиться.

Разберёмся, почему СМС-оповещения пришли не каждому пользователю сети на территории города. Хотя это должно было произойти. МЧС заявило оранжевый уровень опасности, но система оповещения действительно сработала не на 100%, - возмущается председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

По её словам, надо будет выяснить, почему через систему оповещения, а это же не только СМС-уведомления о стихийном бедствии, но и сеть мониторов, расположенных в торговых центрах, на вокзалах, в аэропортах, да и просто на улицах столицы, не были распространены короткие инструкции людям, как себя вести во время стихии.

У МЧС своя правда. Спасатели твердят, что достаточно информировали жителей столичного региона о предстоящем урагане.

Было организовано СМС-информирование, и все операторы получили необходимый текст для рассылки. По радио и телевидению также звучали предупреждения, - утверждает собеседник Лайфа в МЧС РФ.

В Главном управлении МЧС по Москве Лайфу заявили, что сообщение с текстом предупреждения было направлено в "Мегафон", "Билайн" и МТС.

Сотовые операторы от этой истории дистанцируются. В МТС Лайфу рассказали, что МЧС разослало уведомления клиентам компании самостоятельно, без участия самого оператора.

МТС не задействован в этом процессе. МЧС направляет уведомления напрямую нашим абонентам с помощью своей платформы и контент-провайдера. Параметры рассылки также устанавливают в МЧС, - пояснил Лайфу начальник отдела по работе со СМИ в МТС Дмитрий Солодовников.

Представители "Мегафона" признают, что проводили СМС-рассылку по просьбе МЧС РФ.

Одна рассылка прошла по Москве, другая - по Московской области. Рассылки были осуществлены в соответствии с требованиями МЧС относительно зоны и времени действия, - рассказала представитель "Мегафона" Ольга Кузичева, но не уточнила, в какое время рассылались СМС-оповещения.

Мы получили запрос от МЧС на проведение оповещения населения во второй половине дня и сразу же по заложенным координатам начали рассылку по технологии CellBroadCast, - сообщила представитель компании Анна Айбашева.

Сотовые операторы так и не смогли пояснить Лайфу, почему большое число абонентов так и не получили сообщения.

Источники Лайфа в МЧС говорят, что в ведомстве сейчас идёт внутренняя проверка. Инженеры и техники выясняют, как сработала система широковещательных информационных сообщений Cell Broadcast. Именно с её помощью информируется население без привлечения сотовых операторов.

Рассылки абонентам проводятся в соответствии с параметрами, которые определяет МЧС. Именно само ведомство решает, в какое время делать рассылку и каких районов города она должна коснуться. Поэтому сообщения получают только те абоненты, которые именно в это время оказались в опасной зоне.

Для этого и разрабатывалась система Cell Broadcast, - говорит источник Лайфа в столичном управлении спасательного ведомства. - Как операторы могут сами делать такие рассылки на основании запроса МЧС, так и мы сами можем делать это через систему Cell Broadcast, без участия оператора.

Сейчас техники МЧС выясняют, по какой схеме проходили информационные рассылки - через сотовых операторов или спасателей. Возможно, система дала сбой, поэтому не все жители столичного региона получили предупреждения.

Как выяснил Лайф, только в 2016 году столичный главк МЧС потратил около 15 миллионов рублей на системы по информированию и оповещению населения о надвигающихся чрезвычайных ситуациях - ливнях, ураганах, превышении допустимых норм содержания углекислоты в атмосфере и радиационном фоне. В 2017 году расходы ведомства на эти же цели составили чуть больше 2,6 миллиона рублей.

О связи", которые обяжут и самих операторов сообщать абонентам об опасностях природного и техногенного характера.

По данным Следственного комитета, жертвами стихии в столичном регионе стали 16 человек: 11 - в Москве и 5 - в Московской области.

Ранения различной степени тяжести получили 170 человек, из которых 22 ребёнка. 108 человек по-прежнему находятся в медучреждениях Москвы и Подмосковья. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв распорядились выплатить по одному миллиону рублей семьям погибших при урагане.

Власти Москвы утверждают, что стихия нанесла колоссальный урон городскому хозяйству, который, по предварительным данным, оценивается более чем в один миллиард рублей. Повреждены оказались более 1,9 тысячи машин, кровля более 180 домов, повалено больше трёх тысяч деревьев. Ликвидацией последствий стихии в Москве занимаются более 20 тысяч сотрудников коммунальных служб и МЧС РФ.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме