Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пенсионная система в советский период. Состояние и перспективы развития пенсионной системы россии

Владимир Ленин отмечал необходимость награждать рабочих пенсией, так как они «…содержат своим трудом все богатые классы и все государство, а потому они не менее имеют право на пенсию, чем чиновники, получающие ее». Тем не менее, упразднив царские пенсии, свои большевики вводить не спешили. Первыми государством были отмечены инвалиды и семьи, потерявшие кормильца. С 1928 пенсий по старости были удостоены рабочие отдельных отраслей промышленности, но уже в 1937-м году все городские рабочие и служащие.

Система пенсионного обеспечения в СССР, несмотря на уникальный политический путь страны, формировалась в русле общемировых тенденций, на перераспределительных принципах «солидарности поколений». Пенсия назначалась мужчинам, достигшим 60-летнего возраста и женщинам от 55 лет, и была по сути государственным пособием. Выплата пенсии осуществлялась госорганами за счёт средств общесоюзных фондов. Как было принято при социализме - все было едино: единые основания для получения выплат, единые требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсии из заработка.

Никита Хрущев в 1956 Законом о государственных пенсиях присоединил к кругу получателей: граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, военнослужащих, учащихся, граждан, ставших инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей или долга по спасанию человеческой жизни, а также членов семей вышеперечисленных. В 1974 численность пенсионеров превысила 40 миллионов человек, а расходы государства на них превзошли 20-миллиардный порог.

В целом проводить такую пенсионную политику было сравнительно легко. Дело в том, что в послевоенный период начался самый настоящий бум рождаемости. Демографическая ситуация тех лет вполне оправдывала с экономической точки зрения принятую перераспределительную систему. Один пенсионер содержался на налоги с 4-х работников.

Пенсия рассчитывалась исходя из суммы, получаемой на последнем месте работы, или за любые 5 лет из последних 10 лет трудовой деятельности перед заслуженным отдыхом. Скажем, если вы получали от 80 до 100 руб., то могли претендовать на обеспечение в размере 55% от вашего оклада. Соответственно от 60 до 80 руб. — от 65%; от 50 до 60 руб. — от 75%; до 50 руб. — 85%. Кроме того в системе пенсионного обеспечения существовал целый ряд надбавок: для работников с непрерывным 25-летним стажем, женщин, имеющих детей и 20 лет проработавших на одном предприятии, мужчин и женщин без детей с 35 годами трудовой деятельности и пенсионеров, имеющих на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Надбавка эта могла составлять от 10 до 25 %.

Средняя пенсия равнялась примерно трем четвертям зарплаты, плюс к этому в Советском Союзе поддерживались дотируемые низкие цены на, если так можно выразиться, «продукты первой необходимости», проезд в городском транспорте, да и та же мебель служила годами. При этом работать разрешалось без всяких ограничений.

В привилегированном положении находились персональные пенсионеры и, как это повелось с давних времен, военные пенсионеры. Персональные пенсионеры, появившиеся в 1923 году, отличались от «обычных» не суммой положенных выплат, а скорее соцпакетом. Их пенсии назначались лично секретариатами ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик или обкомов партии.

При Брежневе для высшего руководства были созданы особые условия: они вообще могли не уходить на пенсию до самой смерти. Но рост числа чиновников, находящихся буквально на иждивении у государства, а также экономические и демографические изменения 90-х годов впоследствии очень негативно сказались на пенсионной сфере, встал вопрос о необходимости проведения реформ.

В начале 1990-х годов, в СССР сложилась собесовская система пенсионного обеспечения. Расходы на выплаты пенсий осуществлялись, как за счет части страховых взносов, уплачиваемых работодателем на государственное социальное страхование в целом, так и за счет бюджета. Своеобразным переходом от советской системы пенсионного обеспечения к началу строительства новой стало создание в 1991-м году Пенсионного фонда России.

Развитие пенсионного обеспечения в нашей стране в целом шло в соответствии с мировым опытом, однако, кардинальное отличие состояло в запоздании его развития..........

Первые прототипы современной пенсионной системы появились в России еще в XVIII веке и были связаны с реформаторскими инициативами Петра I. Первыми российскими пенсионерами стали морские офицеры, которым по Морскому уставу могла быть назначена выплаты по старости. В годы правления Екатерины II денежное содержание из государственной казны было назначено отставным военным.

Во второй половине XIX века в России появилась пенсионная система для бывших чиновников гражданских ведомств. Прослужившие на гражданской службе чиновники при отставке получали пенсию в размере полного годового оклада. Тогда же в российских министерствах в качестве дополнения к казенным пенсиям начали применять механизмы добровольного пенсионного страхования –выплаты накопительного типа из эмеритальных касс. Так, например, пенсионный капитал служащих военного министерства формировался из отчислений в эмеритальную кассу 6% офицерского жалования и государственного софинансирования.

С 1842 года пенсионное обеспечение было распространено на православное духовенство: был подписан царский указ, в соответствии с которым для обеспечения пенсиями беднейших священников, служащих в сельской местности, из отчислений священнослужителей (по 2% жалования) создавался накопительный капитал, который в последующем дополнялся казенными субсидиями. С 1866 года пенсионная система была распространена на все духовенство (размер годового пансиона – 20 рублей), а с 1887 года пенсионное обеспечение духовенства полностью перешло на государственное финансирование.

Реформа местного самоуправления и создание земств потребовали распространения пенсионного обеспечения на широкий штат новых служащих.

С 1861 года особые «страховые» пенсии начали получать служащие и рабочие казенного Горного ведомства, а потом и всех других отраслей промышленности: работники рудников, заводов, железнодорожники. Взимаемые из жалования рабочих отчисления (в размере от 2 до 3 %) софинансировались казенными отчислениями и поступали в пенсионные кассы. Свое название – «страховые» - эти пенсии получили благодаря тому, что они были страховкой работника на случай его нетрудоспособности. К 1917 году пенсионные кассы действовали уже во многих крупных частных фирмах в России.

Уже на заре формирования пенсионной системы, Россия столкнулась с одной из ключевых проблем пенсионного страхования современности – высоким финансовым бременем, создаваемым распределительным механизмом финансирования. Согласно данным историков, уже в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году – на 2,5, в 1868 году- на одного.

Революция 1917 года и изменение конституционного строя способствовали кардинальному пересмотру подходов к построению системы пенсионного обеспечения в стране. Процесс построения пенсионной системы в СССР происходил в два этапа. На первом этапе (1917-1956) происходило формирования централизованной распределительной системы. Особое внимание политического руководства уделялось вопросам социальной политики.

Сразу после революции, в 1918 году, был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за обеспечение социальной справедливости в молодом советском государстве. Тогда же было разработано и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения. В 1920-е гг. началась разработка качественно новой пенсионной системы, основанной на принципах конституционного гарантирования государством пенсионного обеспечения.

В первой Конституции СССР 1924 года было закреплено право социального страхования, распространявшийся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности, позднее система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности (1929), и лишь в 1936 году, после принятия Конституции СССР, пенсионное обеспечение для рабочих и служащих стало всеобщим.

На втором этапе своего развития (1956-1991) пенсионная система СССР приобрела новую архитектуру и стала более универсальной. Ключевым моментом этого периода стало принятие в 1956 году закона «О государственных пенсиях», создавшем правовую базу для всей системы пенсионного обеспечения в СССР. Лишь в 1964 году после принятия закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» в единую систему пенсионного обеспечения были включены жители села.

Выплата пенсий в Советском Союзе осуществлялась за счет средств государственного бюджета, в том числе средств государственного бюджета социального страхования, формируемого из взносов предприятий, учреждений и организаций без отчислений со стороны трудящихся. Пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с законодательством СССР, право на получение пенсии, а также ее размер определялись продолжительностью трудового стажа и величиной заработанной платы работника. Размеры пенсии определялись тажке и величиной прожиточного минимума, что позволяло эффективно бороться с бедностью.

С началом перестройки модернизационные процессы затронули и пенсионную сферу. В основе идей реформирования пенсионного обеспечения лежал целый комплекс факторов, ключевыми из которых были экономический и демографический. Во-первых, выделения пенсионной системы в отдельный финансовый институт требовала сама логика развития пенсионной системы: уже к концу 70-ых пенсионная система СССР практически полностью охватила население страны. Во-вторых, высокий уровень пенсионного обеспечения, который был введен и сохранялся вопреки чисто экономической логике в угоду идеологическим установкам - пенсионное обеспечение в Советском Союзе рассматривалось как форма содержания нетрудоспособных граждан. Таким образом, в результате влияния этих факторов сильно выросло финансовое обременение бюджета. Так, за период 1940-1986 гг. ВВП СССР увеличился в 18 раз, рост расходов бюджета в 24, а государственные расходы на пенсионное обеспечение в 164 раза, удельный вес бюджетных расходов на пенсионное обеспечение возрос с 1,7% до 11,8%. И если сформировавшаяся к 1965 году пенсионная система на первоначальном этапе обеспечивала достаточно низкий уровень замещения заработной платы, однако за последующие 20 лет коэффициент замещения вырос на 43%, к 1990 году он уже составлял 0,4.

Запланированному обновлению советской модели пенсионного обеспечения помешал развал СССР. В постсоветской России начался процесс формирования уже новой, современной российской пенсионной системы. В 1990 году был создан Пенсионный фонд СССР, а пенсионная система официально стала страховой, в 1992 году была заложена правовая основа для функционирования частный пенсионных фондов.

На протяжении десятилетия 1990-ых годов в России как и в Европе усиливались тенденции старения населения. Нарастающее давление демографического фактора сопровождалось негативными явлениями переходной экономики, объемы поступлений в Пенсионный фонд постоянно сокращались. В связи с этим начался поиск вариантов преодоления надвигающегося кризиса пенсионной системы. Выходом из сложившейся ситуации стала начавшаяся в середине 2000 года пенсионная реформа, направленная на унификацию механизмов пенсионного обеспечения в России с теми, что уже зарекомендовали свою эффективность в развитых странах.

После 2002 года в силу вступили новые механизмы пенсионного обеспечения, в корни изменившие механизм формирования пений. Пенсионная система получила трехуровневую структуру, предусматривающую государственное, страховое и негосударственное пенсионное обеспечение. Ключевым источником формирования пенсии стали страховые взносы, формирующие накопительную часть пенсии, размер пенсии перестал определяться стажем работника, теперь он напрямую зависит от размеров отчислений в ПФР.

В 2012 году для поддержания долгосрочной стабильности пенсионной системы Правительством была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Основные цели стратегии – обеспечение долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы. В рамках стратегии в России планируется развитие трехуровневой пенсионной модели в России:

1 уровень – трудовая пенсия системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет бюджета. Предполагается, что в рамках трудовой пенсии коэффициент замещения должен достигнуть 40%

2 уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии и самого работника

3 уровень – частная (негосударственная) пенсия, формируемая самим работником за счет собственных добровольных взносов.

Развитие пенсионного обеспечения в России носит догоняющий характер. Во-первых, в силу исторического наследия наша страна не успела, как это было сделано на Западе, вовремя и адекватно принять превентивные меры по обеспечению стабильности пенсионной системы. Сегодня, когда первые шаги уже сделаны, а главные решения приняты, можно с уверенностью предположить, что при правильном продолжении реформ через 50 лет эффективность пенсионного обеспечения в России не будет ни в чем уступать западным аналогам.

Помимо этого, уже сегодня отметился ряд направлений деятельности в рамках пенсионной системы, в которых опыт Российской Федерации является одним из ведущих в мире. В первую очередь, это относится к информатизации систем пенсионного обеспечения.

С 1 января 2015 года на официальном сайте ПФР был запущен электронный сервис «личный кабинет застрахованного лица», реализованный в рамках IT-системы АИС ПФР.

Вторая мировая война послала Советскому Союзу мощный «социальный вызов» в виде миллионов вдов, сирот, инвалидов, бездомных. Масштаб социальных потрясений потребовал от правящего режима более активной деятельности в социальной сфере. Это нашло отражение, в частности, в увеличении государственных расходов на социальное обеспечение инвалидов Отечественной войны, семей военнослужащих, погибших на фронте, и т.д. Если в 1940 г. расходы на социальное обеспечение составляли 1,8% от всех расходов государственного бюджета СССР, то в 1950 г. эта статья расходов возросла до 5,3% .Данный факт не служил доказательством тому, что в послевоенный период улучшилось материальное положение пенсионеров, но он свидетельствовал о многократно возросшем числе лиц, нуждавшихся в социальной помощи государства. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца были очень маленькими, они не спасали от нужды и лишений и часто служили для пенсионеров источником обид и недовольства. Существовавшее пенсионное законодательство не включало в сферу социального обеспечения (по разным причинам) сотни тысяч нетрудоспособных граждан различных категорий, которые не имели средств к существованию и остро нуждались в материальной поддержке государства. Вот весьма характерное официальное разъяснение от 13 апреля 1954 г., данное Касимовским городским отделом социального обеспечения в ответ на телефонный запрос ЦК КПСС, куда старый больной человек обратился за помощью, считая, что с ним обошлись несправедливо: «… В назначении пенсии гр. Миролюбову Г.П. отказано как не имеющему на нее право. На пенсию по старости гражданин Миролюбов не имеет права ввиду отсутствия 25 летнего трудового стажа (имеет стаж 21 год 11 месяцев). На пенсию по инвалидности гражданин Миролюбов не имеет права ввиду наличия двух перерывов в работе свыше 5 лет: первый перерыв с декабря 1937 года по 29 февраля 1943 года (находился в заключении) и второй с 21 марта 1944 года по 15 апреля 1949 года (не работал)… С 20 января 1950 года гражданин Миролюбов не работает». Этот человек начал работать по найму в Петрограде еще в 1902 г. и к началу Первой мировой войны уже имел 12 лет трудового стажа. Но в Касимовском городском отделе социального обеспечения категорически не соглашались признать дореволюционный трудовой стаж инвалида, несмотря на предъявленные Миролюбовым (как того требовал закон) показания свидетелей.

Изменений в пенсионном законодательстве ждала вся страна. Об этом свидетельствовали, в частности, многочисленные письма граждан, поступавшие в партийные и советские органы всех уровней. Курс советского руководства на социальное выравнивание и повышение реальных доходов малообеспеченных слоев населения был реализован, в частности, путем модернизации системы социального обеспечения. Действовавшие до середины 1950х годов правила пенсионного обеспечения рабочих, служащих и членов их семей в основном были установлены в 1928-1932 годах. Согласно этим правилам, заработок, из которого исчислялись пенсии основной массе пенсионеров, был ограничен установленным еще в 1932 г. условным максимумом в 300 руб., хотя в 1954 г. средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве составляла уже 699 руб. в месяц. Вследствие этого ежемесячные пенсии по старости по общим нормам обычно не превышали 150 руб. для работающих пенсионеров и 210 руб. для неработающих пенсионеров. Такие низкие размеры пенсий имели примерно 70% всех рабочих и служащих. Остальные 30% рабочих и служащих получали так называемые повышенные пенсии, которые назначались на льготных условиях: пониженные требования к возрасту, дающему право на пенсию по старости, и к специальному трудовому стажу, дающему право на эту пенсию. В назначении пенсий как обычных, так и льготных существовал чрезвычайный разнобой и по возрасту, и по стажу работы. Кроме права на пенсию по старости советские рабочие и служащие имели право на пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. Обязательным условием для получения пенсий этого вида было наличие необходимого трудового стажа у инвалида или умершего кормильца. Не имели права на пенсию инвалиды с детства и граждане, ставшие инвалидами вследствие несчастных случаев или от общих заболеваний, если у них не было необходимого трудового стажа. Еще с дореволюционных времен в России существовали пенсии за выслугу лет, в СССР такие пенсии впервые стали выплачиваться с 1925 г. В системе советского пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет в основном получали учителя, врачи, а также некоторые другие педагогические и медицинские работники. Данные пенсии назначались независимо от возраста и состояния трудоспособности за длительный стаж работы по специальности (25-30 лет) в размере 40% ставки (оклада) и выплачивались полностью как работающим, так и неработающим пенсионерам. Пенсии за выслугу лет повышали денежные доходы работающих пенсионеров примерно на 20-30%. Гражданам, имевшим особые заслуги перед советским государством в области революционной, государственной, общественной, хозяйственной, военной или культурной деятельности, назначались персональные пенсии союзного или республиканского значения (мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет). Так, например, народным артистам СССР В.В. Барсовой, И.С. Козловскому, С.Я. Лемешеву, Н.А. Обуховой и некоторым другим были установлены персональные пенсии в размере 4000 руб. По особым правилам осуществлялось пенсионное обеспечение генералов, адмиралов и офицеров, а также работников науки. Наглядное представление о числе лиц, получавших пенсии по различным основаниям в период с 1953 г. по 1955 г., дает таблица (табл. 1, стр. 4).

В 1954 г. на рассмотрение Совета Министров СССР были представлены три варианта пенсионного проекта, по которому отменялось деление пенсий на общие и повышенные, но сохранялось различие в размерах пенсий для городских и сельских жителей. Каждый вариант проекта предусматривал повышение размеров отдельных видов пенсий, но при этом не менял пенсионное законодательство в целом. Первый вариант, представленный в марте 1954 г., устанавливал минимальный размер пенсий по старости 250 руб. для горожан и 180 руб. для сельских жителей, максимальный - 1200 руб. В расчетах к этому варианту проекта учитывались 12727400 пенсионеров всех категорий. Дополнительные расходы в связи с повышением пенсий предусматривались в сумме 3948,3 миллиона рублей, то есть в среднем каждый пенсионер получал прибавку в размере 25 руб. 80 коп. в месяц.

В мае 1954 г. на рассмотрение Совета Министров СССР поступил второй вариант проекта, который не вносил ничего нового, но был более «щедрым» по сравнению с первым вариантом. Минимальный размер пенсий по старости поднимался до 300 руб. для городских жителей и 200 руб. для сельских. Кроме того, «майский» вариант увеличивал размер пенсий инвалидам Отечественной войны I и II группы, но при этом сокращал «мартовскую» прибавку к пенсиям военнослужащих-инвалидов III группы, инвалидность которых не была связана с пребыванием на фронте. Незначительно повышались пенсии семьям военнослужащих, погибших на фронте. Общий дополнительный расход на выплату пенсий по второму варианту проекта при прежней численности пенсионеров составлял 5038,4 миллиона рублей. Таким образом, в среднем каждая пенсия увеличивалась на 33 руб. в месяц. Третий вариант проекта был представлен в августе 1954 г. Он отличался от первых двух тем, что в общую численность пенсионеров включались инвалиды гражданской и империалистической войны и их семьи, а также некоторые другие группы пенсионеров, обозначенные в расчетных документах как «прочие пенсионеры». По этому варианту расчетная численность пенсионеров составляла 12853400 человек, а общие дополнительные расходы исчислялись в сумме 5150,9 миллиона рублей, то есть на каждого пенсионера в среднем приходилось дополнительно в месяц 33 руб. 40 коп. Дополнительные расходы на повышение пенсий, предусмотренные «августовским» вариантом проекта, составляли 24,6% от всех расходов на пенсионное обеспечение, принятых по государственному бюджету на 1954 г.

Ни один из трех вариантов проекта, представленного на рассмотрение в Совет Министров СССР, не получил поддержки ни в правительстве, ни в ЦК КПСС. Архивные материалы не дают возможности назвать конкретные причины, по которым проект был отклонен, так как архивное дело имеет явные следы изъятия отдельных документов. Причин, на наш взгляд, могло быть несколько: это и значительная для того периода нагрузка на государственный бюджет, это и отсутствие единой законодательной базы для всей пенсионной системы. Но главное заключалось в том, что предложенный проект не устранял изъянов в существовавшей модели социального обеспечения и не отвечал задачам социального реформирования.

Осенью 1954 г. началась работа по подготовке нового пенсионного законодательства. Основные задачи пенсионной реформы были сформулированы следующим образом: упорядочить государственное пенсионное обеспечение трудящихся, повысить низкие размеры пенсий, устранить излишества и упростить законодательство. Эти задачи были частично реализованы в проекте «Закона о государственном пенсионном обеспечении», направленном Н.С. Хрущёву 19 марта 1955 г. Названный документ никогда не публиковался и не являлся предметом анализа в научной литературе. Между тем он представляет несомненный интерес, поскольку свидетельствует о попытках формирования новой концепции советской социальной политики, которая отражала «социальный курс» Маленкова. Предложенная стратегия социального реформирования характеризовалась стремлением отступить от широко распространенных в советском обществе патерналистских представлений о роли государства в решении социальных проблем и попыткой освободить государственный бюджет от части социальных расходов, переложив их на плечи трудящихся. Под законопроектом стояли официальные подписи председателя ВЦСПС Н.М. Шверника и министра социального обеспечения РСФСР Н.А. Муравьевой. У нас нет прямых доказательств, что проект разрабатывался под непосредственным руководством Маленкова, тем не менее, мы можем уверенно идентифицировать этот законопроект с его именем. Основанием для такой идентификации служат следующие факты: во-первых, разработка нового пенсионного законодательства велась в тот период, когда правительство возглавлял Маленков. Во-вторых, министр социального обеспечения мог получить задание по подготовке законопроекта только от председателя Совета Министров. В-третьих, представленный в ЦК КПСС пакет документов по реформированию пенсионной системы содержал проекты постановлений Совета Министров СССР, которые не могли быть подготовлены без согласования с Маленковым. В-четвертых, законопроект содержал такие новации, которые ни один рядовой член правительства не рискнул бы вынести на обсуждение без предварительного согласования с высшим руководством страны. Нам точно известно, что Хрущёв не принимал участия в подготовке данного законопроекта и, скорее всего, даже не знал о том, что такая работа ведется. Эти и некоторые другие факты позволяют с уверенностью утверждать, что автором концепции проекта «Закона о государственном пенсионном обеспечении» был именно Маленков.

Первое, что бросается в глаза при анализе законопроекта, это стремление законодателя обеспечить рост материального благосостояния пенсионеров не только за счет увеличения расходов из государственного бюджета, но также путем повышения их трудового вклада в собственное материальное благополучие. В преамбуле к закону отмечалось, что государственное пенсионное обеспечение «должно в большей мере соответствовать социалистическому принципу оплаты труда по его количеству и качеству и повышать материальную заинтересованность работников в развитии производства и росте производительности труда». Далее указывалось, что «переход на государственное обеспечение не лишает пенсионеров возможности участия в трудовой и общественной деятельности. Они могут, благодаря отсутствию у нас безработицы, посильно работать, а государственные органы, кооперативы и общественные организации должны оказывать им помощь в трудовом устройстве». Статья 18 законопроекта вменяла в обязанность всем министерствам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять престарелым и инвалидам работу, соответствующую состоянию их здоровья и трудоспособности; организовывать специальные цехи и мастерские с облегченными условиями труда, создавать необходимые условия для повышения или приобретения новой квалификации. За этой правовой нормой угадывалась не столько забота о поддержании социального статуса пенсионера, сколько попытка убедить получателей пенсий в необходимости улучшать свое материальное положение путем активной трудовой деятельности, а не надеяться на увеличение размеров пенсионного обеспечения. Согласно законопроекту, размер пенсий устанавливался и изменялся не централизованно, путем правительственного распоряжения, как это намечалось по проекту 1954 г., а исчислялся из среднего фактического заработка за 12 последних месяцев работы, включая все виды премий и надбавок. Пенсии по старости рабочим и служащим назначались в размере 55% заработка, а занятым на подземных работах, с вредными условиями труда или в горячих цехах - в раз мере 60% заработка. Пенсии по старости не могли быть меньше 300 руб. для горожан и 200 руб. для сельских жителей и не могли превышать 1200 руб. в месяц. Общая численность пенсионеров, на которых должно было распространяться действие нового закона, составляла на начало 1955 г. 13347200 человек. Работающим пенсионерам намечалось выплачивать пенсию в размере 150 руб. Данное ограничение существенно экономило государственные средства. Общий дополнительный расход (за вычетом экономии) составлял 3275,6 миллиона рублей, или 14,9% от всех расходов на пенсионное обеспечение, принятых по проекту государственного бюджета на 1955 г. В среднем каждый пенсионер мог получить по «маленковскому» проекту дополнительно 20 рублей, то есть значительно меньше, чем по «августовскому» проекту 1954 г.

В целом законопроект не избавлял государственную пенсионную систему от присущих ей недостатков, зато вводил новую правовую норму, содержание которой свидетельствовало о попытках советского руководства привлечь рабочих и служащих к непосредственному участию в расходах на социальную политику. Ввиду концептуальной новизны данной статьи законопроекта приведем ее текст полностью:

«Статья 22. Установить, что наряду с дальнейшим повышением государственного обеспечения рабочих и служащих пенсиями по старости и по инвалидности создается при помощи государства фонд личных сбережений рабочих и служащих, который не входит в состав фонда государственного социального страхования и социального обеспечения. Этот фонд образуется путем ежемесячных отчислений одного процента заработной платы рабочего и служащего с добавлением к ним за счет государства одной десятой суммы, внесенной рабочим и служащим. Средства, образовавшиеся в этом фонде, выдаются рабочим и служащим по достижении или престарелого возраста, или в случае инвалидности независимо от размера пенсии. В случае смерти рабочего или служащего эти средства в полной сумме выдаются его семье».

Как видим, законопроект предлагал новую модель пенсионной системы, основанную на сочетании вкладов государства и самих трудящихся в финансовое оформление системы пенсионных выплат. Закон о государственном пенсионном обеспечении должен был вступить в силу с 1 июля 1955 г., но этого не случилось.

Летом 1955 г. разработкой вопросов пенсионного обеспечения советских граждан занялся вновь учрежденный Государственный Комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы (Госкомтруд). В подготовленном членами Комитета проекте «Закона о материальном обеспечении граждан СССР в старости, в случае потери трудоспособности и при утрате кормильца» сохранялись отдельные положения «социального курса» Маленкова. В частности, законопроект по прежнему предусматривал в качестве одного из источников финансирования пенсионных выплат создание специального фонда личных сбережений трудящихся. Однако вскоре Госкомтруд изменил свою позицию. На расширенном заседании Комитета, состоявшемся 23 августа 1955 г. под председательством Л.М. Кагановича, было принято окончательное решение «считать неприемлемым предложение об образовании фонда путем обязательных вычетов из заработной платы рабочих и служащих».

В последующий Закон о государственных пенсиях 1956 г., который готовился при личном участии Хрущёва, статья о создании фонда личных сбережений рабочих и служащих не вошла ни в каком виде. Советское руководство вернулось к идее формирования страхового фонда за счет обязательных взносов будущих пенсионеров только в конце 1980х годов, то есть в период «перестройки».

25 октября 1955 г. в связи с подготовкой отчетного доклада ХХ съезду партии Н.С. Хрущёв направил в Президиум ЦК КПСС записку, имевшую ярко выраженную социальную направленность, в которой сформулировал ряд вопросов, требовавших, по его мнению, предварительного рассмотрения с тем, «чтобы определить, как эти вопросы ставить на съезде». В числе первых Хрущёв назвал вопрос «об упорядочивании заработной платы». Вторым важнейшим социальным вопросом, требовавшим неотложного государственного вмешательства, значился в записке Н.С. Хрущёва вопрос о пенсионном обеспечении. Партийный руководитель прямо называл существовавшую в СССР пенсионную систему «порочной» и открыто признавал, что «для многих категорий пенсионеров установлен очень низкий размер пенсии». Он не предлагал какого-то особого оригинального пути для решения данной социальной проблемы. По мнению Хрущёва, требовалось, прежде всего, «изменить законодательство о пенсиях, повысить размер пенсий для рабочих и служащих и снизить для некоторых категорий работников, которые получают слишком большие пенсии».

«Эти вопросы, - признавался Хрущёв, - очень волнуют широкие массы трудящихся, они ждут их разрешения. Когда приходится бывать на предприятиях и в учреждениях, то везде рабочие и служащие задают вопросы - когда же будут увеличены пенсии, когда будет упорядочена оплата труда. Партийные работники сообщают, что не проходит почти ни одной беседы, где бы не задавали этих вопросов. В Центральный Комитет партии идет огромный поток писем по этому поводу».

Не остался без внимания и вопрос о домах для престарелых и инвалидов. «Назрела также необходимость, - отмечал в записке Н.С. Хрущёв, - улучшить дело обеспечения престарелых, которые не могут уже работать, а являются одинокими или по каким-либо причинам не могут жить в семье. Надо признать, что такие люди живут в очень плохих условиях. Нужно уделить им больше внимания и заботы, строить дома для престарелых, выделив для этого хорошие участки, например, в совхозах или в дачных местностях. У нас есть такие дома, но их крайне недостаточно, и они плохо работают». Это была не просто критика, это был новый взгляд на социальные проблемы советского общества.

Свое особое внимание к вопросам социальной политики Хрущёв объяснял чрезвычайной актуальностью и остротой этих вопросов, а так-же назревшей необходимостью их решения. В качестве дополнительного аргумента выдвигался и такой довод: у иностранных делегаций, посещающих СССР, складывается неблагоприятное мнение о советской социальной политике, что наносит ущерб престижу социализма. «Вы также знаете, - обращался к членам Президиума Хрущёв, - что многие иностранные делегации, приезжающие в Советский Союз, обращают пристальное внимание на то, как у нас разрешены вопросы зарплаты, пенсионного обеспечения, и некоторые по возвращении в свои страны выступают в печати с неблагоприятными для нас статьями. На конкретных фактах они доказывают, что в ряде буржуазных государств пенсионное обеспечение поставлено лучше, чем в Советском Союзе».

Создание законодательной и нормативной базы новой модели пенсионного обеспечения началось с принятия Закона о государственных пенсиях, проект которого был одобрен Президиумом ЦК КПСС 7 мая 1956 г. и опубликован 9-10 мая в качестве проекта Совета Министров СССР. Принятию этого законодательного акта придавалось такое большое политическое значение, что было решено не только представить его на всенародное обсуждение, но и передать на предварительное рассмотрение Комиссий законодательных предположений Верховного Совета СССР. 14 июля 1956г. пятая сессия Верховного Совета СССР 4-го созыва приняла Закон о государственных пенсиях, который вступал в силу с 1 октября 1956 г.

До принятия Закона о государственных пенсиях советское пенсионное обеспечение регулировалось более чем 960 законодательными актами, разобраться в которых трудящимся массам было не под силу. Закон устанавливал единый порядок государственного пенсионного обеспечения рабочих и служащих, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, а также членов их семей. Общая численность пенсионеров, на которых распространялось действие нового закона, составляла на начало 1956 г. 13,4 миллиона человек, из них 6,2 миллиона человек являлись пенсионерами труда и 6,94 миллиона человек - пенсионерами военнослужащими и членами их семей. Действие закона не распространялось на генералов, адмиралов и офицеров, а также работников науки.

Этот нормативный акт не только значительно упростил пенсионное законодательство, но и заметно повысил уровень пенсионного обеспечения. Нормы пенсий по старости были установлены в размере от 50% до 100% заработка, но не ниже 300 руб. и не выше 1200 руб. Значительно повысились пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

средние размеры пенсий возросли по РСФСР:

пенсии по старости с 221 руб. до 470 руб. (213%);

пенсии инвалидов труда от трудового увечья или профессионального заболевания с 241 руб. до 358 руб. (148,5%);

пенсии инвалидов труда от общих заболеваний с 169 руб. до 263 руб. (156%);

пенсии инвалидов войны с 156 руб. до 270 руб. (173%);

пенсии семьям умерших кормильцев, из числа рабочих и служащих с 149 руб. до 244 руб. (164%);

семьям умерших кормильцев из числа военнослужащих с 99 руб. до 191 руб. (193%).

Достижению относительно высокого уровня пенсионного обеспечения способствовало установление различных надбавок к основным размерам пенсий. Если, например, пенсионер имел одновременно право на надбавку за длительный или непрерывный стаж работы и право на так называемую семейную надбавку, то размер его пенсии в общей сложности повышался на 25%. Кроме того, закону была придана обратная сила: новые, более высокие нормы пенсий были распространены и на ранее назначенные пенсии.

За год действия закона (к 1 октября 1957 г.) численность пенсионеров возросла с 13,4 до 15,12 миллиона человек (по РСФСР с 8,5 миллиона до 10,9 миллиона человек), что объяснялось в первую очередь расширением круга лиц, имеющих право на государственную пенсию. В связи со значительным ростом числа пенсионеров и повышением средних размеров пенсий расходы на выплату пенсий увеличились более чем в 2,1 раза - с 23 миллиардов рублей в 1955 г. до 49 миллиардов в 1957 г. Доля расходов на выплату пенсий в общей сумме расходов государственного бюджета увеличилась с 4,3% в 1955 г. до 8,1% в 1957 г.

На 1 января 1959 г. пенсии выплачивались уже 18,2 миллиона пенсионеров, средний размер назначенной государственной пенсии составлял 303 рубля.

Выплата пенсий финансировалась из государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования. За счет прямых ассигнований из государственного бюджета выплачивались: пенсии военнослужащим рядового и сержантского состава срочной службы и их семьям; пенсии, назначенные постановлениями Совета Министров СССР; пенсии персональным пенсионерам.

За счет средств бюджета государственного социального страхования (с учетом дотации из союзного бюджета) выплачивались: пенсии работающим пенсионерам труда; работающим пенсионерам - инвалидам Отечественной войны III группы; пенсии неработающим пенсионерам. Этот бюджет, аккумулировавший средства на социальное страхование, еще в конце 1930х годов был включен в государственный бюджет СССР. По мнению министра финансов СССР А.Г. Зверева, это улучшало бюджетное планирование, позволяло учитывать и контролировать средства государственного социального страхования через союзный бюджет, что облегчало составление баланса денежных доходов и расходов населения. Такая чрезмерная централизация управления системой социального страхования способствовала, в частности, тому, что «в стране сложилась устойчивая ролевая ситуация, породившая функцию «государство - монопольный распорядитель социальных выплат»». Вместе с тем включение бюджета государственного социального страхования в государственный бюджет СССР (как по доходам, так и по расходам) придавало ему силу закона, создавало твердую финансовую базу государственному социальному страхованию. В той части, в какой расходы бюджета государственного социального страхования не покрывались его доходами, они дотировались из государственного бюджета СССР. Советская модель пенсионного обеспечения базировалась на законодательстве, которое было доступным и доходчивым для широких масс трудящихся, конкретные нормы закона давали прямой ответ на вопросы о праве на пенсию и ее размере. Местные профсоюзные комитеты брали на себя обязанность по оформлению пенсии по старости, чем избавляли граждан от бюрократических формальностей. Любая работница, открыв «Краткую энциклопедию домашнего хозяйства», могла получить конкретные сведения обо всех видах пенсий, об условиях и порядке их назначения, самостоятельно подсчитать размер своей будущей пенсии, а в случае наличия одновременно права на различные пенсии, выбрать одну из них по собственному желанию. Поскольку все права граждан на получение тех или иных видов пенсий, пособий и других социальных выплат были закреплены юридически, они реализовывались автоматически. Социальное законодательство предопределяло объем ресурсов, направляемых на финансирование соответствующих социальных расходов, поэтому говорить об «остаточном принципе» финансирования в данном случае не имеет смысла. Все это вместе взятое делало советскую модель пенсионного обеспечения «одной из самых доступных в мире».

ПЕНСИОННЫЙ ВОПРОС

Секретарю ЦК КПРФ,
руководителю Юридической службы ЦК КПРФ
т. Соловьеву В.Г.

Уважаемый Вадим Георгиевич!
Одним из вопросов Народного референдума является требование о повышении базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума. Это положение вызывает у граждан большой интерес. Вместе с тем у активистов референдума не хватает более полной информации о позиции КПРФ по данному вопросу. В связи с чем прошу вас, как секретаря ЦК КПРФ и юриста, дать по нему подробное разъяснение.

В.А. КУЗНЕЦОВ, пенсионер (Тверь).

Уважаемый Владимир Алексеевич!
Для более полного понимания позиции КПРФ по данному вопросу нам, на наш взгляд, необходимо провести сравнение трех периодов развития пенсионной системы России: дореволюционный, советский и нынешний буржуазный. Их анализ, как нам кажется, и даcт исчерпывающий ответ на ваш вопрос.

I. Пенсионное обеспечение в эпоху царской России

Первые государственные пенсии в России были введены в эпоху Петра I. Пенсионное обеспечение получили военные, а именно морские офицеры, которым согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу по «благоустремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости. В XVIII-XIX веках пенсионное обеспечение постепенно было распространено на всех государственных служащих. Окончательно дореволюционная система пенсионного обеспечения госслужащих сложилась во второй половине ХІХ столетия. В отношении гражданских чиновников эта система была, по сути, страховой. Пенсии уволенным в отставку чиновникам, а также пособия их вдовам и сиротам выплачивались из средств так называемых эмеритальных касс, фонды которых формировались из обязательных отчислений от жалованья.
Различия в размере пенсий были очень велики. Пенсии отставного гражданского «генерала» и мелкого чиновника, скажем, гоголевского Акакия Акакиевича, доживи он до пенсии, могли различаться более чем в 50 раз!
Все трудящиеся слои населения России были полностью лишены какого-либо государственного социального обеспечения как по старости, так и по инвалидности.
Требование распространить систему социального страхования (в том числе и пенсионного обеспечения) на рабочих стало одним из важнейших для революционного и рабочего движения начала ХХ века. Вынужденным ответом на эти требования стал закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих».
Сегодня многие правые публицисты любят превозносить этот закон, величая его чуть ли не самым передовым и прогрессивным для своей эпохи. Реальность, однако, заключается в следующем: по этому закону социальное страхование распространялось только на работающих на предприятиях с числом рабочих не менее двадцати при наличии двигателя (парового или электрического) или тридцати - при отсутствии двигателя. В силу этих ограничений закон касался только примерно 2,5 миллионов рабочих. Остальные же 11,5 миллионов, занятых по найму рабочих и служащих, остались как и прежде без всякого обеспечения по старости и инвалидности. Социальное страхование совершенно не распространялось на транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, не говоря уже о сельском пролетариате - батраках. Законодатель главную тяжесть страховых взносов возложил на самих страхуемых рабочих: 3/5 страхового взноса падали на плечи рабочих и только 2/5 - на работодателя. Таким образом, заработок рабочего сокращался.
При этом объем и качество социальных услуг, получаемых в соответствии с законом, оставляли желать лучшего. Рассмотрим этот вопрос на примере страховой помощи по болезни (до утраты трудоспособности по старости подавляющее большинство рабочих тогда не доживало). В случае болезни холостому рабочему выдавалось пособие в размере от 1/4 до 1/2 заработка, а семейным - не более 2/3, столько же выдавалось и роженицам и то лишь в течение двух недель до родов и двух после родов. Пособие по случаю болезни выдавалось лишь в течение 26 недель, а после этого больной рабочий оставлялся на произвол судьбы. Что же касается качества страховой медицинской помощи, то рабочие предпочитали за последние гроши все же обращаться к частному врачу.
В целом пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало незначительную часть общества (не более нескольких процентов пожилого населения). При этом реальную возможность жить на пенсию имели лишь бывшие государственные служащие. Попытки распространить систему социального обеспечения на часть рабочего класса (по закону 1912 года) носили, как мы видим, скорее декларативный характер. Подавляющая часть населения никакого пенсионного обеспечения не имела.

II. Советская пенсионная система
Становление советской пенсионной системы было основано на ряде идейных установок партии большевиков, сформулированных еще в дореволюционный период. В.И. Ленин писал, что рабочие имеют право на государственные пенсии, так как они «...содержат своим трудом все богатые классы и все государство, а потому они не менее имеют право на пенсию, чем чиновники, получающие ее» (Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 7. С. 175). Введение социального обеспечения было сформулировано еще в программе РСДРП, принятой ІІ съездом партии в 1903 году. На VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП в 1912 году партия большевиков вновь выдвинула требование признать право пролетариата на социальное обеспечение и предложила соответствующие организационно-правовые формы социального обеспечения, гарантирующие реальное осуществление этого права государственную систему страхования. Эти требования были сформулированы В.И. Лениным и вошли в историю под названием «Ленинской страховой рабочей программы». В.И. Ленин определил, на каких важнейших принципах должно быть построено государственное страхование:
- обеспечение всех лиц наёмного труда и их семей;
- обеспечение рабочих во всех случаях утраты трудоспособности (в том числе и по старости);
- возмещение утраченного заработка без каких-либо взносов самих застрахованных;
- осуществление всех видов страхования едиными органами, построенными по территориальному принципу (Полн. собр. соч.
5-е изд. Т. 21. С. 146-149).
Нетрудно увидеть, что все эти принципы были впоследствии реализованы в советской системе социального обеспечения.
Уже в первые недели своего существования Советская власть предприняла шаги по расширению системы социального обеспечения, хотя сложнейшая военно-политическая обстановка, казалось бы, мало этому благоприятствовала. Одним из первых декретов новой власти был Декрет от 10 ноября 1917 года «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев».
В 1918 году были предприняты шаги по переходу от социального обеспечения трудящихся через систему страховых товариществ к единой государственной системе социального обеспечения. 31 октября 1918 года Совет народных комиссаров утвердил «Положение о социальном обеспечении трудящихся». Источниками средств на социальное обеспечение были названы средства работодателей - частных предприятий, национализированных и государственных предприятий и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев.
В период НЭПа в связи с переходом предприятий на хозяйственный расчет имел место обратный переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию. В соответствии с Декретом СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования за счет специальных фондов, формирующихся из взносов, уплачиваемых всеми учреждениями, предприятиями, хозяйствами, пользующимися наемным трудом.
С конца 1920-х годов политика в области социальной защиты снова делает приоритетом расширение государственного социального обеспечения. В результате проведенной реформы пенсионное обеспечение стало осуществляться в форме непосредственного государственного обеспечения. Расходы на выплату пенсий стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата пенсий была передана органам социального обеспечения. В 1936 году Конституцией было закреплено всеобщее право на пенсионное обеспечение рабочих и служащих.
Развивается законодательство о льготных пенсиях. Контингент имеющих право на льготы определялся перечнями профессий и должностей. Льготы заключались в понижении возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении стажа, дающего право на эту пенсию.
Рост числа ведомственных правовых актов по пенсионному обеспечению привели к необходимости систематизации пенсионного законодательства. Такая систематизация была осуществлена в середине 1950-х годов. В 1956 году был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». В этом же году Советом Министров СССР было издано Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», а также еще одним постановлением Совмина были утверждены Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Новое законодательство существенно повысило размер пенсий. Коэффициент замещения заработной платы составлял от 50 до 100%. Были также установлены различные надбавки. Впервые закон установил возможность назначения пенсии при неполном трудовом стаже в размере, пропорциональном этому стажу.
В 1964 году государственная система пенсионного обеспечения была распространена на работников колхозов, что в основном завершило формирование советской системы пенсионного обеспечения.
Отметим только, что в 1973-1974 годах была проведена реформа пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данная реформа значительно улучшила материальное положение инвалидов I и II групп и семей, лишившихся кормильцев. Пенсии по инвалидности были приближены по размерам к пенсии по старости.
Подводя итог развитию советской системы пенсионного обеспечения, надо сказать, что в СССР массовая система пенсионного обеспечения была создана при значительно меньшем уровне общего благосостояния общества, чем в богатейших капиталистических странах. Этот факт подчеркивает социальную направленность советского государства.
Как массовый социальный слой в нашей стране пенсионеры сложились только в советское время.
Система советского пенсионного обеспечения строилась, исходя из принципа «страхования без взносов». Необходимые финансовые средства черпались исключительно из выплат, осуществляемых предприятиями или из государственного бюджета.
В силу этого советская пенсионная система отличалась исключительной надежностью. Выплата пенсий гарантировалась всей экономической мощью Советского государства и, в отличие от капиталистических стран, не зависела ни от игры экономической конъюнктуры, ни от стабильности каких-то отдельных финансовых институтов (пенсионных фондов и т. п.).

III. Пенсионная система нынешней капиталистической России
Реформирование пенсионной системы в рамках рыночно-капиталистических реформ началось фактически с конца 1990 года. В декабре этого года постановлением Верховного Совета РСФСР пенсионное страхование было выделено в автономную систему, а впоследствии сформирована структура Пенсионного фонда. Целью было провозглашено создание автономной от государственного бюджета пенсионной системы. Однако в последующие годы в связи с финансовыми трудностями эта цель так и не была достигнута.
Главным знамением ельцинской эпохи стало резкое падение реального денежного содержания пенсий. Фактически пенсии большинства российских пенсионеров упали ниже прожиточного минимума.
Даже максимальная пенсия оказалась крайне незначительной по размеру. Она складывалась из трех минимальных пенсий, то есть мало учитывался прошлый трудовой вклад пенсионеров. Фактически пенсионная система стала еще более уравнительной, чем в советское время. Но только теперь она уровняла людей в нищете.
Вместе с этим в капиталистической России был создан небольшой, но крайне привилегированный слой пенсионеров в лице высших государственных и муниципальных служащих. Их пенсии начисляются в соответствии с другим, чем у всех прочих пенсионеров, законом и превышают максимальную пенсию «простого» пенсионера в несколько раз.
В целом в ельцинскую эпоху состояние пенсионной системы можно оценить как деградацию без демонтажа. То есть из-за недофинансирования системы жизненный уровень пенсионеров резко упал. Но организационно-правовые основы советской пенсионной системы в основном сохранились. Пенсионная система наряду с системой социальных льгот оставалась, говоря пропагандистским клише, «родимым пятном» социализма на теле российского капитализма. Вызвано это было тем обстоятельством, что у депутатов-коммунистов хватило голосов для блокировки предложенной либералами пенсионной реформы. Однако после победы на выборах в Государственную думу РФ «единороссов» соотношение сил резко изменилось в пользу буржуазных партий, которые и начали реформирование российской пенсионной системы.
Коренное отличие путинской эпохи в том, что теперь это «родимое пятно» начали решительно выводить в ходе нового этапа пенсионной реформы. Эта пенсионная реформа является частью нового витка либерального реформирования, ее проект был заложен еще в 2000 году в так называемую программу Грефа, активно поддержанную партией «Единая Россия».
В нарушение ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издавать законы, умаляющие права и свободы человека, из трудового стажа (так называемого страхового периода), исходя из которого начисляются пенсии, был исключен ряд периодов. По Закону «О страховых пенсиях» от 2001 года были исключены льготные страховые периоды работы, в частности, так называемый северный коэффициент, который позволял при расчете пенсии считать год работы на Крайнем Севере за полтора. Полностью исключены периоды учебы (ПТУ, ССУЗ, вуз и пр.), срочная военная служба, а также обоснованно учитывавшиеся пенсионным законом от 20.11.1990 года периоды такой общественно-полезной деятельности, как уход за престарелым родителем, уход за ребенком, сопровождение супруга в командировках за границу и т.д.
Закон 2001 года, по сути, поменял механизм назначения трудовых пенсий не в интересах пенсионера. По прежнему законодательству размер пенсии зависел в первую очередь от заработка за последние два года перед уходом на пенсию (или пять любых лет по выбору будущего пенсионера), а также от общего трудового стажа. А новый закон поставил во главу угла так называемый страховой стаж, то есть время, когда человек (а точнее, его работодатель) отчислял в Пенсионный фонд определенную часть заработка - платил пенсионные взносы. Государство фактически отказалось от ряда важных социальных обязательств, которые оно в свое время дало людям. Ведь когда шло освоение Севера, государство заявляло о зачете года работы за полтора. Студенты преспокойно учились в вузах, не подозревая о «пустых» годах в трудовых книжках, мамы без боязни уходили в отпуск по уходу за ребенком и т.д.
В феврале 2005 года в результате массовых акций протеста, организованных коммунистами, «единороссы» были вынуждены возвратить в страховой стаж для расчета пенсий периоды службы в армии и ухода за ребенком. Но, как видим, это далеко неполное восстановление тех периодов, которые были исключены из страхового стажа законом 2001 года.
Генеральным направлением пенсионной реформы в путинский период стало сокращение объема государственных пенсионных гарантий и развитие механизмов накопления пенсионных средств самим гражданином. Помимо обычного стремления капиталистического государства сэкономить на низших слоях населения, пенсионная реформа имеет и некоторую объективную основу: из-за тех же капиталистических реформ в России произошло такое падение рождаемости, что в период после 2007-2010 годов соотношение работающих и пенсионеров в стране станет крайне неблагоприятным.
Согласно новому законодательству трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть гарантируется государством всем гражданам, имеющим минимальный трудовой стаж работы в размере не менее пяти лет. Она периодически утверждается федеральной законодательной властью наравне с минимальным размером заработной платы. Для обеспечения ее выплаты в бюджет перечисляется половина ставки пенсионных платежей, то есть 14% от фонда оплаты труда.
Страховая часть пенсии уже не привязывается к зарплате за последние два года, как было ранее, а учитывает весь период фактической работы. Она зависит только от того, сколько смог накопить пенсионного капитала на своем персональном лицевом счете конкретный гражданин. На ее формирование в зависимости от возраста застрахованного лица расходуется 8-14% (при 14% отсутствует накопительная часть) от фонда оплаты труда. Выплаты по этой части рассчитываются следующим образом: накопленный пенсионный капитал делится на 19 лет (столько, по уверению разработчиков системы, в среднем живут российские пенсионеры после выхода на пенсию). При этом для работающих пенсионеров каждый год работы будет вычитаться из знаменателя. Третья составляющая часть пенсии - накопительная. Эта часть вводится только для россиян, родившихся позднее 1967 года. Для этой части работающих вводится шкала в размере 6% от фонда оплаты труда. Эти средства, по мысли авторов реформ, используются в различных инвестиционных проектах. Так, за 2004 год доход Пенсионного фонда от инвестирования средств составил всего 5,44% при инфляции в 12%, что свидетельствует о том, что деньги молодежи, перечисленные в Пенсионный фонд, постепенно тают. Что из них останется к моменту выхода на пенсию - большой вопрос.
Важнейшим положением реформы является то обстоятельство, что часть средств Пенсионного фонда, которые до реформы выплачивались тем, кто сейчас находится на пенсии, после реформы будут использоваться по другому назначению. Эта часть средств (накопительная часть) вместо использования для выплаты пенсий нынешним пенсионерам будет использована в коммерческой деятельности Пенсионного фонда РФ и его собратьев - негосударственных пенсионных фондов. То есть эти структуры уже сейчас выиграли от пенсионной реформы.
Кроме сокращения доли средств на выплату гражданам, вышедшим на пенсию, пенсионная реформа изменила и систему учета пенсионных прав. Если раньше размер пенсии рассчитывался исходя из наивысшей оплаты труда, то теперь этот размер будет рассчитываться на основе средней заработной платы за весь трудовой период. Естественно, что размер пенсий, рассчитанный от наивысшей оплаты, значительно больше, чем от средней оплаты труда.
Авторы пенсионной реформы, правда, подчеркивают, что вся сумма пенсионных взносов учитывается на индивидуальных счетах, и пенсионеры каждый год будут получать из Пенсионного фонда распечатки, в которых будет учтена сумма страховых накоплений.
Но нужно задуматься: а какой собственно в этом смысл? Ведь, когда наступит пенсионный возраст, страховую часть пенсий все равно, как и раньше, будут платить из той суммы, которую соберут с работающих через 5, 10, 20 лет и т.д. Таким образом, учитывай-не учитывай, а результат предопределен.
Месячный размер страховой и накопительной части пенсии фактически определяется путем деления «пенсионного капитала» на 228 - это число месяцев в 19 годах. В действительности же 80% пенсионеров умирают до истечения этого срока. Получается, что число 228 вписано в знаменатель формулы только для того, чтобы платить пенсионерам как можно меньше.
В России, чтобы получать с накопительного счета хотя бы
50 долларов в месяц, пенсионер должен накопить на этом счету 11400 долларов (разумеется, в рублевом эквиваленте). Возможно ли это, если после первых трех лет действия реформы на накопительных счетах числится в среднем не более чем по 200 долларов? (И даже если сможет, то что такое доход в 50 долларов при откладывании в течение 25 лет по 6% зарплаты?) Снижению уровня пенсионного обеспечения будет способствовать и постоянный отток средств из пенсионных фондов, ведь десятки и даже сотни миллиардов долларов, которые осядут на накопительных счетах, - это деньги, которые будут недоплачены нынешнему поколению пенсионеров!
И, наконец, подлинным «шедевром» российской пенсионной системы является механизм конфискации накоплений в случае смерти пенсионера.
Если инвестиционно-накопительные пенсионные системы справедливо считаются социальными технологиями XXI века, то конфискационно-накопительную систему, уничтожающую саму идею накопительных схем, следует считать «российским ноу-хау»: порождена система, смысл которой сводится к тому, чтобы платить пенсионерам как можно меньше и как можно больше отчислять в накопительные пенсионные фонды, чтобы распоряжаться этими средствами.
Не в интересах пенсионеров изменился и порядок индексации пенсий. По ранее действующему пенсионному законодательству правительство должно было индексировать пенсии ежеквартально в соответствии с ростом заработной платы. Теперь же более 50% доходов от роста заработной платы, которые по старому законодательству в течение года должны расходоваться на рост пенсий, остаются в распоряжении Пенсионного фонда и только частично возвращаются пенсионерам по истечении первых трех месяцев следующего года.
Еще до принятия пенсионной реформы, когда пенсии индексировались по уровню средней заработной платы, был изобретен показатель под названием «средняя заработная плата для расчета пенсий», и в то время, когда зарплата по стране, по данным Госкомстата, росла, средняя зарплата для расчета пенсий по воле правительства уменьшалась. Это говорит о том, что тенденция разрыва между ростом заработной платы и ростом пенсий будет углубляться.
Вот несколько цифр, которые наглядно иллюстрируют эту ситуацию. В период с 1995 по 1998 год отношение средней пенсии к средней зарплате по стране колебалось в пределах 37-40%, а в период с 1999 по 2002 год - в пределах 30-32%. При этом, как утверждают в Пенсионном фонде, собираемость пенсионных взносов не упала. Это говорит о том, что несмотря на рост заработной платы материальное положение пенсионеров в тот момент практически не менялось.
По расчетам средний размер пенсии к концу 2005 года составит 2261 рублей, или 106,1% минимального прожиточного уровня российского пенсионера, при том что этот минимум занижен по сравнению с советским периодом примерно вдвое. Удивительным образом в правительственных документах стоимость минимальной потребительской корзины растет гораздо медленнее, чем уровень инфляции. Неудивительно поэтому, что если в 2001 году соотношение средней пенсии к средней зарплате составляло 32%, то по итогам 2005 года оно может составить уже 25,4% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.
Когда пенсионная реформа обсуждалась в Государственной
думе, депутаты из фракции КПРФ выступили против нее именно потому, что она не обеспечивает реального роста пенсий и увеличивает разрыв в доходах между работающими гражданами и пенсионерами. Очевидно, что после реформы пенсионеры будут получать меньше, чем могли бы получать при действовавшем пенсионном законодательстве.
Коммунисты считают необходимым коренное изменение системы индексаций пенсий. Известно, что размер пенсии напрямую связан с размером средней оплаты труда и соотношением количества работающих граждан к количеству пенсионеров. Почему же тогда индексация пенсий должна зависеть от темпов инфляции и роста цен? Ведь формирование доходов Пенсионного фонда от этих показателей напрямую не зависит. Пенсионная реформа началась в 2002 году. По сравнению с 2001 годом соотношение между работающими и пенсионерами практически не изменилось, осталось на уровне 1,7-1,8. А вот номинальный рост заработной платы составил более 35%. Почему же тогда пенсия была проиндексирована только на 16%? Почему в 2002 году пенсии индексировались только 2 раза, хотя Госкомстат фиксирует среднюю заработную плату по стране ежемесячно? Нужно так изменить пенсионное законодательство, чтобы подобные вопросы не возникали.
Надо добиться, чтобы рост пенсий за календарный год не был меньше роста средней заработной платы по стране за этот период.
А до тех пор, пока это требование не будет удовлетворено, у руководителей Пенсионного фонда имеются все возможности использовать пенсионные средства на увеличение фонда заработной платы аппарата, на финансирование всевозможных инвестиционных проектов и другое нецелевое использование средств за счет пенсионеров.
Ключевым моментом в пропаганде пенсионной реформы является утверждение, что накопительная система позволит пенсионеру в будущем получать существенно большую часть заработка, чем он получал в советское время, когда государство якобы недоплачивало пенсионеру за «беззастенчивую эксплуатацию» в течение трудового периода. Это принципиальный момент, поэтому приведем типичные рассуждения сторонников «реформ» по этому поводу:

«Допустим, что мы имеем человека, начавшего свой трудовой путь в 25 лет и вышедшего на пенсию в 60 лет (стаж 35 лет). Также допустим, что его средняя зарплата в течение жизни была равна
170 руб., отчисления в Пенсионный фонд - 10% от зарплаты ежемесячно (17 руб. в месяц), а доходность вложений пенсионных средств - 8% годовых.
Вопрос: сколько он будет получать по выходу на пенсию, если ему будут выплачивать только проценты с накопленной суммы?
Ответ: 234 руб. в месяц! При этом его 204 руб. ежегодных отчислений превратятся в 35152 руб. суммы пенсионного вклада».

На первый взгляд - все замечательно, «надежно доказана» эксплуатация советским государством пенсионеров в течение всей жизни. Действительно, при средней зарплате около 170 рублей, рядовые пенсионеры не могли похвастаться пенсией в 234 рубля.
По данным статистики в 1980 году в РСФСР средняя назначенная пенсия - 58 руб. «Злобное» Советское государство беспощадно обирало пенсионеров! Но все не так просто и очевидно. Укажем на дыры и логические нестыковки в рассуждениях «реформаторов».

Во-первых, основной пенсионный возраст у нас пока 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины). С учетом большей доли женщин в населении (55%) средний стаж при выходе на пенсию не 35 лет, а меньше - около 32 лет. Итак, первая поправка: период накопления будет все же ближе к 30 годам, а не к 35.

Во-вторых, доходность в 8% годовых для пенсионного вклада сильно завышена. Дело в том, что пенсионные деньги, как правило, размещаются в самые долгосрочные и надежные инструменты, доходность по которым в перспективе не может сильно превышать темпы экономического роста в стране. Например, среднегодовая доходность активов США за период 1925-1998 годов была такой:
- долгосрочные облигации коммерческих эмитентов - 6,8%;
- долгосрочные облигации правительства США - 5,3%;
- краткосрочные облигации правительства США - 3,8%.
Но среднегодовая инфляция за тот же период составила 3,1%, и эту цифру надо фактически вычесть из предыдущих.
Среднегодовой реальный рост экономики США за тот же период составил всего 2,5%.
То есть в долгосрочной перспективе пенсионные фонды даже в сверхблагополучных США не могли рассчитывать на доходность свыше 2-2,5% годовых в среднем с учетом инфляции.
А те пенсионные фонды, которые стремятся получить доходность 8% и выше, обычно создают серьезные проблемы своим вкладчикам. Например, фонды, вложившие деньги пенсионеров в акции фирмы Microsoft, понесли огромные потери в ходе резкого падения акций «новой экономики» в 2000 году.
Крупные пенсионные фонды, например Фонд федерального правительства США, вкладывают свои средства в основном в облигации правительства США, а их доходность - около 2-3%, в целом чуть ниже темпов роста экономики США (с поправкой на инфляцию).
И стоит еще поискать другую крупную страну, которая, например, в течение 30-40 лет подряд обеспечивала бы темпы роста экономики хотя бы на уровне 3% в год. Кроме СССР - и не найти, пожалуй. За 70 лет развития СССР средние темпы роста ВВП составили около 2,4% в год - и это по данным самых осторожных исследователей и с поправкой на инфляцию.
Реально советскому пенсионеру можно было надеяться на доходность пенсионных вкладов не более 2%, то есть примерно как в системе cберкасс СССР.
Итак, на что мог рассчитывать советский пенсионер, если накопительная пенсионная система типа нынешней путинской была бы введена в 1950-е годы? Пусть до выхода на пенсию он собирался отработать 32 года, а средняя доходность вклада - 2% годовых. Пусть даже средняя зарплата всю трудовую жизнь нашего пенсионера была бы как в 1980 году - 174 руб. Реально она была значительно ниже (но отбросим влияние войны и послевоенной разрухи: ведь по мысли наших либералов «разруха прежде всего в головах»). Откладывать наш будущий пенсионер стал бы по 17,4 руб. в месяц (10% от зарплаты). Цифра 10% - реальная, нечасто встретишь молодого человека, согласного четверть или треть зарплаты потратить на будущую старость.
Простой расчет дает следующие результаты: за 32 года на вкладе нашего будущего пенсионера накопилось бы 9235 руб., а пенсия бы составила всего 25 рублей в месяц! А Советское государство для всех вышедших на пенсию в 1980 году назначило пенсию в среднем 58 руб. - почти в 2 раза больше!
Как выясняется, распределительная пенсионная система СССР по размеру выплачиваемой каждому пенсионеру пенсии в среднем более чем вдвое опережала возможные гипотетические достижения накопительной пенсионной системы. Этот результат достигался при гигантских расходах на поддержание военного паритета с Западом, при наших сложных климатических условиях.
Вплоть до уничтожения СССР Советское государство платило человеку пенсию примерно вдвое больше, чем он бы смог скопить сам за всю свою жизнь, пользуясь пенсионными вкладами.
Новым направлением наступления государства на пенсионные права граждан станет увеличение возраста выхода на пенсию. Заявления о необходимости увеличения пенсионного возраста звучат из уст государственных руководителей высокого уровня не реже одного раза в несколько месяцев.
Так, председатель правления Пенсионного фонда РФ Геннадий Батанов, выступая на заседании круглого стола «Проблемы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год» в Совете Федерации, не исключил возможность увеличения возраста выхода на пенсию. В качестве возможного увеличения срока выхода на пенсию Батанов называл 5 лет (сейчас пенсионный возраст в России для женщин составляет 55 лет, а для мужчин - 60).
Также время от времени провозглашаются опровержения этих намерений. Очевидно, что имеет место целенаправленное приучение общественного мнения к необходимости такого шага. Но до федеральных выборов 2007-2008 годов «Единая Россия» не может пойти на это повышение ввиду его крайней непопулярности в обществе. Но практически не вызывает сомнений, что после этих выборов, на наш взгляд, повышение возраста выхода на пенсию будет ею произведено.
Необходимость такого шага обычно обосновывается ссылкой на развитые капиталистические государства, в которых пенсионный возраст действительно существенно выше, чем в России. Однако в нынешней капиталистической России резко упала продолжительность жизни, и сегодня она на 10-15 лет ниже, чем в странах, на которые кивают реформаторы. В силу этого повышение пенсионного возраста в нашей стране будет иметь совершенно другой смысл: будут созданы условия, когда большинство потенциальных пенсионеров станут платить пенсионные взносы, но не доживут до пенсии и вообще не обременят капиталистическое государство своим содержанием. Российские мужчины, средняя продолжительность жизни которых 59 лет, уже сегодня в значительной массе не доживают до существующего 60-летнего пенсионного возраста.
Ссылка на объективную необходимость повышения пенсионного возраста, порожденную демографическими процессами, лжива и цинична. Ведь именно капиталистические реформы вызвали в России падение рождаемости, что и создаст в ближайшем будущем ту самую неблагоприятную для пенсионных выплат демографическую ситуацию. Это падение рождаемости не было плавным и объективным процессом, но было крайне резким, вызванным острым социальным шоком, из которого российское общество не вышло до сих пор. Таким образом, российский капитализм, как и до Великой Октябрьской социалистической революции, снова решает за счет людей труда те проблемы, которые он сам породил.
В связи с чем необходимо четко и ясно осознавать, что проводимая «единороссами» и либералами в правительстве пенсионная реформа не направлена на то, чтобы улучшить жизнь ныне живущих пенсионеров. Ничего не получат от нее и лица, которые выйдут не пенсию через 10-12 лет. Ее весьма призрачные плоды возможно хоть немного вкусят те, кто выйдет на пенсию через 15-30 лет, кто наполнит за счет отчислений из заработной платы свой накопительный фонд.
Поэтому реально повысить жизненный уровень нынешних пенсионеров и приближающихся к пенсионному возрасту граждан можно только за счет повышения базовой части пенсии, что и предлагают коммунисты во втором вопросе Народного референдума. При этом средства на это КПРФ предлагает взять не из кармана тех, кто сегодня работает, а за счет прибыли, полученной от продаж в первую очередь нефти и газа, которые полностью должны принадлежать не зажравшейся от бандитской приватизации буржуазии, а государству, то есть всем нам.
С уважением

В.Г. СОЛОВЬЕВ,
секретарь ЦК КПРФ,
руководитель Юридической службы ЦК КПРФ.
О.К. ЧЕРМЯНИНА,
юрист, помощник депутата Государственной думы РФ.

Ретроспективный анализ проблем модернизации пенсионного обеспечения в России способствует разработке современных механизмов их разрешения.

Обеспечение в старости и по болезни лиц, не служивших государству в России до XIX в. осуществлялось без участия государственной казны в рамках благотворительности.

В то время в Российской империи преобладали церковь, благотворительность и механизм взаимопомощи в семье и общине. Государство, в свою очередь, осуществляло обеспечение оставлявших службу в морских войсках по возрасту, увечьям или болезням в виде части получаемого по службе содержания. Позже аналогичные нормы пенсионного обеспечения были распространены и на чиновников, сухопутные войска, ученых, медиков, таможенников и другие отрасли государственной службы. Данный механизм просуществовал в Российской империи до начала XIX века.

В 1827 г. в связи с растущим разнообразием пенсионных положений был принят Пенсионный устав, который систематизировал законодательство в сфере пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения. Назрел переход от пенсии, являющейся лишь личной необязательной материальной благодарностью монарха за определенные заслуги конкретных лиц перед Отечеством к пенсионному обеспечению как неотъемлемому праву каждого человека, который соответствовал ряду критериев. Однако реализация норм данного устава столкнулась с рядом трудностей и выявила множество недостатков нового механизма социального обеспечения, связанного с все возрастающим ростом расходов на выплату пенсий.

Вскоре рост расходов на выплату пенсий превысил все ожидания и стал безмерно обременительным для казначейства. Размер пенсионных выплат в данный период приведен в виде рисунка 1.

Рисунок 1 - Расходы на пенсии в Российской империи, млн. руб.

пенсионер социальный старость инвалидность

Также не была решена задача единообразия пенсионных правил, поэтому вместе с общим Пенсионным уставом пришлось вводить в действие и другие пенсионные уставы, которые отличались сроком службы для выслуги пенсии и ее величиной. При этом, величина пенсии была настолько маленькой, что она обеспечивала даже самых минимальных потребностей пенсионеров.

Основные характеристики пенсионной системы Российской империи представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристики пенсионной системы Российской империи

Неэффективность такой пенсионной системы стала очевидна, поскольку она уступала почти всем державам, в которых наряду с правительственными пенсиями также выплачивались средства из обществ пожизненного страхования и частных пенсионных касс.

Известны следующие причины несостоятельности Пенсионного устава:

Ничем неограниченное право на пенсию практически каждого служащего;

Низкое число лет службы для выслуги высшей пенсии;

Отсутствие принятых в зарубежных странах вычетов из содержания служащих, размер которых пропорционален их окладу.

К началу 1870-х г. опыт применения общего и специальных Пенсионного уставов показал, что решение проблемы обеспечения будущего всех покидающих государственную службу лиц невозможно, необходимо ограничить государственные обязательства по пенсионированию, т.е. осуществлять выплаты только малоимущим и нетрудоспособным гражданам. Было решено, что все остальные должны самостоятельно заботиться об обеспечении своей старости. Однако сформированная на указанных принципах пенсионная система была неспособна в долгосрочной перспективе решить проблему пенсионного обеспечения граждан.

В итоге в XIX веке радикальная реформа механизма пенсионного обеспечения в Российской империи так и не была осуществлена. В дополнение к уже существующим экономическое развитие страны в начале ХХ века обозначило и новые проблемы. Дело в том, что теперь нужно было выработать механизм материального обеспечения при старости и нетрудоспособности городских наемных работников. При этом так и не были решены проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих .

События января 1905 г. (включая петицию рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года) значительно ускорили разработку законопроектов о пенсионном обеспечении. Предполагалось распространить страхование старости и инвалидности на промышленных рабочих и осуществлять его за счет равных взносов рабочих и предпринимателей через государственную кассу обеспечения. Однако из-за давления предпринимательских кругов соответствующий закон Государственной думой так и не был принят.

В первые годы советской власти пенсия выплачивалась исключительно нетрудоспособным лицам, право на ее получение имели только нуждающиеся. Причем сами пенсии исчислялись исходя из минимальной для данной местности тарифной ставки. Инвалид не мог получать пенсию в тех случаях, когда он имел другие источники доходов. Сокрытие получаемых доходов каралось лишением пенсии от шести месяцев до года, а при повторных случаях - навсегда. Помимо местности проживания нормы пенсий дифференцировались в зависимости от степени утраты трудоспособности. В итоге пенсии имели двойной уравнительный характер: они не зависели от причины инвалидности и от конкретного уровня прошлого заработка, т.к. исчислялись из среднего заработка данной местности. В случае, если имущество или натуральный доход пенсионера превышал минимальную норму, которая была установлена особой шкалой учета имущественного положения, то пенсионер также лишался пенсии.

В итоге минимальную тарифную ставку не должна была превышать сумма всех получаемых одним лицом пенсий и пособий, заработка, содержания и прочих доходов (кроме инвалидов I группы). Помимо этого, предписывалось обязательное трудоустройство инвалидов III и IV групп, не достигших 50 лет. Если они не имели работы, то были обязаны зарегистрироваться в местном подотделе распределения рабочей силы. Однако, данные нормы были связаны с военным временем.

В октябре 1918 г. было издано Положение о социальном обеспечении трудящихся, которое имело принципиальное значение, поскольку произошел переход от социального страхования к социальному обеспечению всех членов трудовой коммуны, источником существования которых являлся труд.

Данный переход также был связан с экономическими условиями «военного коммунизма». Введение государственного распределения, национализация промышленности, а также установление всеобщей трудовой повинности потребовали обеспечения всех нуждающихся лиц за счет государства. В сметном порядке из государственного казначейства стали отпускаться средства на социальное, в том числе пенсионное обеспечение.

С экономической стабилизацией СССР постепенно расширился круг лиц с правом на получение пенсии. Пенсия по инвалидности переросла в пенсию по старости, поскольку теперь пенсии стали выплачиваться всему населению в возрасте старше 60 лет, а для женщин, занятых в отдельных отраслях, - с 55 лет. Несколько раз возрастали максимальный доход и сумма пенсии, и постепенно происходил переход к дифференциации ее размера в зависимости от заработка. Отменили и проверку нуждаемости пенсионера, а с середины 1920-х гг. ввели и пенсии по потере кормильца .

Получила большое распространение практика установления льготных пенсий для работников определенных отраслей народного хозяйства. Для них была установлена увеличенная величина пенсий и пониженные требования к стажу и возрасту. Для продолжавших работать пенсионеров в 1931г. были установлены надбавки к пенсии и различные льготы, учитывающие заработок работников при ее исчислении.

В послевоенное время система льготных пенсий охватила геологию и горный надзор, угольную промышленность, строительство угольных шахт, черную и цветную металлургию, асбестовую, химическую и часть рыбной промышленности. Такое льготное нормотворчество возрастало с 1947 г. до первой половины 1956 г., когда наметились перспективы пересмотра пенсионного законодательства.

Долгосрочные резервы в советской пенсионной системе не формировались совсем, страховые тарифы рассчитывались лишь дл того, чтобы обеспечить выполнение текущих обязательств с образованием минимального нормативного запаса финансовых ресурсов. В итоге, за счет текущих страховых сборов покрывались расходы на выплаты пенсий пенсионерам прежних лет и впервые назначенных пенсий. Все это приводило к хроническому дефициту средств, замораживанию размеров выплачиваемых пенсий для большинства пенсионеров. Периодически было необходимо реформировать действующую в СССР пенсионную составляющую системы социального страхования, получившей в итоге название распределительной.

Очередной такой пересмотр был произведен в 1956 г., когда не был пересмотрен тариф страховых взносов, но одновременно были значительно увеличены размеры пенсий. В конечном счете, данная реформа привела к несдерживаемому росту численности пенсионеров, получающих льготные пенсии, росту бюджетных расходов на выплаты пенсий.

Все возрастающий бюджет государственного социального страхования государство было вынуждено наполовину покрывать за счет бюджетных средств. Даже повышение тарифов на социальное страхование, которое было проведено в 1968 г., не смогло изменить ситуацию. За более чем 30 лет средний размер пенсий снизился с 62% от средней заработной платы до 46%. Поэтому в 1980-х гг. были введены новые тарифы, которые были продифференцированы по 24 профсоюзам, действовавшим до января 1991 года.

В целом следует отметить, тот факт, что тенденции развития пенсионной системы нашего государства еще до начала рыночных реформ были обусловлены принципами ее создания в XVIII-XIX вв. и сформировали традиции восприятия пенсионных выплат как государственных обязательств перед обществом, которые недостаточно связаны с результатами индивидуальных усилий каждого конкретного работника. Вместе с тем пенсионной системе были присущи и функции социальной защиты неимущих и нетрудоспособных слоев населения, но в отличие от бытующего сегодня мнения, пенсионное обеспечение тогда не обеспечивало достаточный уровень жизни. Из-за расширения круга лиц, охваченных выплатами пенсий в СССР, и снижения критериев для ее получения, государство было вынуждено установить очень низкий размер пенсии. Остро стояла в то время проблема финансового обеспечения пенсионных обязательств государства. Возникший и набирающий огромные темпы роста дисбаланс между существующими потребностями в финансировании уже назначенных и будущих пенсий и фактическими возможностями аккумулирования денежных ресурсов, сопровождал пенсионную систему СССР во второй половине его существования.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме