Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями Примечании 1 к ст 285 ук

Коррупция и преступления, связанные с ней, существуют в мире с древних времен. Однако именно с развитием рынка произошел яркий всплеск подобной преступности. И это неудивительно. Ведь с тех пор в личных и корыстных целях стало приносить существенный доход. В европейских странах уже более двухсот лет в законе прописан запрет на коррупционные действия. В России за незаконную деятельность, осуществленную с помощью должностных полномочий, предусмотрена ответственность по ст. 285 УК РФ.

История коррупции

В переводе с латинского языка это слово означает «подкуп». В российской криминологии коррупцией называют социальное явление, которое характеризуется продажностью государственных служащих. В Уголовном кодексе присутствует целый ряд статей, призванных предотвращать подобную незаконную деятельность. Одна из них - ст. 285 УК РФ. С комментариями к этой статье можно ознакомиться далее. Но прежде следует сказать, что различные коррупционные действия являются самым распространенным мотивом в совершении незаконной деятельности, но далеко не единственным.

Служебные преступления

Должностное лицо - гражданин, который обладает определенными правами, необходимыми ему исключительно для выполнения своих обязанностей. Именно с этой целью он и наделен подобной властью. Но на практике довольно часто граждане, занимающие руководящие должности в различных государственных учреждениях, пользуются возможностями, нарушая границы служебной деятельности.

Преступления, связанные с неправомерным использованием полномочий, прописаны не только в ст. 285 УК РФ. Действия, которые осуществляются при помощи служебных возможностей, но противоречащие интересам службы, - это получение и дача взятки, служебный подлог, незаконная регистрация сделок с землей, превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ заключает описание преступлений, которые являются, как правило, предпосылкой для вышеперечисленных видов нарушения закона.

Объективная сторона

Нормальная, полноценная работа государственных органов находится под угрозой при совершении таких служебных преступлений, как деяния, которые прописаны в ст. 285 УК РФ. Злоупотребляя положением, человек, занимающий определенную должность, наносит ущерб прежде всего учреждению, в котором трудится. Таким образом, можно сказать, что объектом этого деяния являются интересы государственной службы.

Такое деяние, как злоупотребление полномочиями, которые полагаются человеку лишь по должностной инструкции, характеризуется определенными действиями. Эти действия производятся вопреки службе. Они к тому же влекут за собой Должностными правами человека наделяет закон исключительно для осуществления своих обязанностей. Преследование любых других целей в рамках своей службы карается по закону.

Минимальное наказание

Корыстная или личная заинтересованность не имеет никакого отношения к государственной деятельности. А потому при осуществлении таких действий должностное лицо, согласно ч. 1 ст. 285 УК РФ, может быть оштрафовано на сумму от восьмидесяти тысяч рублей. За подобное преступление наказанием может служить также лишение права в ближайшие пять лет занимать руководящие должности. Что касается денежного штрафа, то он не обязательно представляет собой фиксированную сумму. В некоторых случаях он может быть назначен исходя из дохода обвиняемого за последние шесть месяцев.

Другие виды наказания

Обвиняемый по ч. 1 ст. 285 УК РФ может быть приговорен судом к принудительным работам на протяжении четырех лет. Лишение свободы также предусмотрено в этой уголовной статье. От последствий, которые вызваны подобными деяниями, прежде всего зависит срок заключения. Максимальный составляет десять лет. Те же формы наказания предусмотрены законом при совершении такого преступления, как

Ст. 285 УК РФ говорит о том, что служебные преступления имеют более тяжкие последствия для виновного в том случае, если он, совершая их, занимал государственную должность и права, которые она предполагает, использовал преимущественно в корыстных и личных целях. За подобное деяние также предусмотрены различные формы наказания.

Чем грозит злоупотребление полномочиями человеку, занимающему государственную должность? Каким может быть приговор? Ст. 285 УК РФ предусматривает следующие виды наказания:

  • штраф от ста до трехсот тысяч рублей;
  • принудительные работы (до пяти лет);
  • лишение свободы (до семи лет).

Денежный штраф зависит от дохода обвиняемого. В случае если наказанием в соответствии с приговором судьи стали принудительные работы, виновный также лишается права занимать определенные должности сроком на три года.

Субъективная сторона

Кто может выступать в роли обвиняемого по делу, возбужденному на основании статьи «Злоупотребление должностными полномочиями»? Ст. 285 УК РФ предусматривает наказание за преступление, объектом которого могут выступать представители власти, выполняющие следующие функции:

  1. Организационно-распорядительная.
  2. Административно-хозяйственная.

Осуществляется подобная деятельность в различных государственных либо муниципальных учреждениях, в органах самоуправления местного значения, а также вооруженных силах и других воинских формированиях.

Признаки

Преступление, о котором идет речь в ч. 1 ст. 285 УК РФ, всегда связано с прямым умыслом. Деяния, совершенные по неосторожности или ввиду халатности, регламентируются другими уголовными статьями. Мотивом же злоупотребления или превышения полномочий может быть или корысть, или преследование сугубо личных целей.

Уголовные дела по ст. 285 УК РФ возбуждают вследствие неправомерной деятельности, которая может повлечь за собой и весьма тяжелые последствия. Такие обстоятельства прописаны в третьей части этой уголовной статьи. И должностные лица, привлеченные к уголовной ответственности на основании ч. 3 ст. 285, могут быть приговорены к десяти годам лишения свободы.

Влияние на общество

Во многих подобных преступлениях в роли дополнительного объекта выступают законные интересы граждан. Нет сомнения, что, если представитель власти активно злоупотребляет своими полномочиями, это не может не отразиться на обычных людях. В некоторых случаях подобное влияние напоминает мину замедленного действия. В других - негативное отражение незаконной деятельности на жизни граждан происходит почти моментально.

В ряде преступлений этого вида субъектом может выступать собственность граждан и даже их здоровье. Для установления факта преступления следует определить круг полномочий того или иного должностного лица. регламентирует комментарий к ст. 285 УК РФ в новой редакции.

Расходование средств

Привлекается к уголовной ответственности, если, злоупотребляя своим служебным положением, оно осуществило нецелевой расход средств. Как и в прочих случаях, мера наказания за такие действия может быть различна. Все зависит от обстоятельств, при которых было совершено преступление. Если подобные действия должностным лицом были осуществлены самостоятельно, по виновник должен будет выплатить штраф от ста до трехсот тысяч рублей. Но в случае если запланировано группой лиц, размер штрафа для каждого из них составит более существенную сумму. Такая форма наказания, как лишение свободы, в подобном деле может быть также применена.

Мотивы

Преступление, о котором идет речь в этой статье, связано, как правило, с корыстными побуждениями. Получение имущественной выгоды - цель, которую преследовала некогда большая часть осужденных по ст. 285. Временное заимствование бюджетных средств является также преступным деянием. Но не только материальная выгода служит предметом этого преступления. Рабочая сила и транспорт, относящиеся к определенному учреждению, также не могут быть использованы человеком, который занимает даже весьма значительную должность в этой государственной организации. А потому привлечение сотрудников организации и использование служебного автомобиля в личных целях также можно назвать злоупотреблением полномочий.

В уголовной статье, которая упомянута выше, среди мотивов были также приведены иные личные цели. Под ними понимают побуждения, которые не имеют прямого отношения к наживе, но также не могут быть названы бескорыстными. Карьеризм, семейственность и протекционизм - мотивы, руководствуясь которыми руководители государственных учреждений зачастую совершают многочисленные преступления. Самыми распространенными среди них являются именно деяния, которые предусмотрены 258-й статьей.

Существенные нарушения

Злоупотребляя своими полномочиями, представитель государственной власти затрагивает интересы государства и общества. Такие действия носят негативный характер и могут создавать нарушения. Наиболее существенными называют те действия, которые нарушают права граждан, прописанные в Конституции, подрывают существенно авторитет органов власти и осуществляют помехи в их работе. Существенны ли созданные нарушения или нет, решает суд в каждом отдельном случае. Особенных признаков в этом отношении нет. Как правило, суд делает вывод на основании степени негативного влияния на общество, которое оказали действия виновного по 258-й статье.

Тяжкие последствия

В третьей части этой уголовной статьи речь идет о преступлении, которое влечет за собой особые последствия. За совершение этого деяния гражданин, занимающий руководящую должность в государственной организации, может быть осужден на десять лет заключения. Что это за последствия? И почему они называются тяжкими?

Под такими последствиями понимают аварийные ситуации, которые произошли в результате преступных действий должностного лица. Также тяжкими последствиями можно назвать крупный материальный ущерб, причиненный в результате превышения или злоупотребления своими полномочиями одного из руководителей.

Вина подозреваемого в преступлении, предусмотренном 258-й статьей, не может быть доказана, если отсутствует хотя бы один из признаков, которые характерны для этого деяния.

Уголовный кодекс РФ в ст. 285 УК формулирует данное преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Непосредственным объектом

Объективная сторона заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы, если это приводит к существенному нарушению указанных в статье прав и законных интересов.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ ), как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.15 постановления,судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности, но совершенные вопреки интересам службы.

Преступные последствия по данному составу состоят в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Пленум Верховного Суда РФ (в п. 18 постановления) разъяснил, что под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Поскольку преступление имеет материальный состав, необходимым признаком объективной стороны является причинная связь между использованием виновным своих должностных полномочий и наступившими общественно опасными последствиями.

Субъективная сторона злоупотребления служебными полномочиями характеризуется умышленной виной. Обязательными признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует считать:

Корыстную заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

Иную личную заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. (п.16).

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК, как указывалось выше, является должностное лицо.

Квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями образует то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.10 постановления, под главой органа местного самоуправления следует понимать только главу муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Особо квалифицированный вид злоупотребления служебными полномочиями будет в том случае, если деяния, предусмотренные ч.1 или ч.2 настоящей статьи, повлекли тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Тяжкие последствия являются категорий оценочной и их наличие определяется обстоятельствами конкретного уголовного дела. К тяжким последствиям могут быть отнесены такие виды вреда, как крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, предприятия, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п.

Корыстное злоупотребление служебными полномочиями следует отграничивать от хищения чужого имущества, совершаемого путем растраты или присвоения с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК).

Эти преступления различаются по объекту, объективной стороне и содержанию умысла. Объектом должностного злоупотребления является нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы, органов местного самоуправления, а факультативным - интересы потерпевшего, в т.ч. и имущественные. Объект хищения путем должностного злоупотребления - отношения собственности.

Объективную сторону должностного злоупотребления составляет использование виновным своих должностных полномочий, влекущее нарушение правоохраняемых интересов. Причем такие действия виновного и нарушение законных интересов не связаны с противоправным в корыстных целях безвозмездным изъятием чужого имущества и обращением его в свою собственность или по корыстным мотивам в собственность других лиц, что имеет место при совершении хищения с использованием должностных полномочий. Различается и содержание умысла.

2.2. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Ч. 1 ст. 286 УК предусматривает ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Непосредственным объектом данного состава преступления является нормальная деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий при условии, что они существенно нарушают права и находящиеся под охраной закона интересы граждан, общества и государства.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 постановления от 16.10.2009 № 19 разъяснил, что в отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы, ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

Относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

Могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

Совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

Никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В объективную сторону анализируемого преступления в качестве необходимого признака входят также общественно опасные последствия, перечисленные в законе. Стало быть, по своей конструкции данный состав материальный , преступление окончено с момента наступления последствий - существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Необходимым признаком объективной стороны превышения служебных полномочий является причинная связь между выходом лица за пределы предоставленных ему полномочий и последствиями в форме одного из нарушений, указанных в законе.

Субъективная сторона выражается в прямом или косвенном умысле. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Субъект преступления - должностное лицо.

Часть 2 ст. 286 УК предусматривает совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или главой органа местного самоуправления. Превышение этими лицами имеющихся полномочий делает преступление более тяжким, может причинить самый серьезный вред личности, государственным или общественным интересам.

Особо квалифицированным превышение служебных полномочий становится тогда, когда оно совершается:

а) с применением насилия или с угрозой его применения.

Под насилием в рассматриваемом преступлении понимается любое физическое воздействие против или помимо воли потерпевшего: физическое ограничение свободы, побои, истязание, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью. Если в процессе применения насилия умышленно будет причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности п. «а» ч. 3 ст. 286 УК и ст. 111 или ст. 105 УК. То же относится и к любому насилию сексуального характера.

Этот квалифицирующий признак включает также угрозу применения физического насилия. При этом угроза должна быть воспринята потерпевшим как реальная, которая может быть незамедлительно реализована.

б) с применением оружия или специальных средств.

При квалификации действий лица по пункту «б» части 3 статьи 286 УК, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению.

Отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральном законе от 17 февраля 2011 г. 3-ФЗ «О полиции»).

К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.;

в) с причинением тяжких последствий.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. (п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Следует иметь в виду, что при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

1.4. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК)

Это преступление в ст. 288 УК РФ определяется как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Объективная сторона преступления заключается в самовольном, путем обмана, присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, которые в действительности должностными лицами не являются, полномочий должностного лица и совершении на этой основе действий, существенно нарушающих права и законные интересы граждан или организаций.

Присвоение полномочий возможно в двух случаях:

а) когда служащий выдает себя за должностное лицо;

б) когда служащий, не называя себя таковым, по существу берется за исполнение функций должностного лица.

В законе не раскрывается способ присвоения виновными полномочий должностного лица. Они могут быть разнообразны. Наличие форменной одежды, поддельного документа, устное заявление о том, что лицо является должностным либо представляет органы власти. При наличии поддельного документа совершенные затем действия виновного, названные в данной статье, квалифицируются по совокупности (ст. 288 и ст. 327 УК).

Полномочия должностного лица присваиваются виновным для совершения неправомерных, в т.ч. и преступных действий, что вытекает из указания на то, что последствием таких действий является существенное нарушение правоохраняемых интересов.

Необходимый признак данного преступления - наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Между действиями виновного, совершенными в связи с незаконным присвоением полномочий должностного лица, и указанными в законе последствиями должна быть установлена причинная связь.

Следовательно, данный состав сконструирован как материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий - существенного нарушения правоохраняемых интересов.

Примером данного преступления может быть присвоение виновным полномочий следователя или оперативного работника правоохранительных органов, проведение им обыска в квартире, где, по его сведениям, проживают обеспеченные люди, изъятие при этом ряда ценных предметов.

Если в результате присвоения должностных функций служащий безвозмездно с корыстной целью завладевает чужим имуществом, то содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 288 и ст. 159 УК.

Субъективная сторона - прямой умысел. Лицо сознает, что оно самовольно и незаконно присваивать себе полномочия должностного лица и совершает действия, используя присвоенные полномочия, предвидит, что эти действия существенно нарушат охраняемые законом права и интересы граждан или организаций, и, злоупотребляя присвоенными полномочиями, желает их нарушить.

Мотивы и цели таких действий в диспозиции статьи не предусмотрены. Чаще всего это корыстная или иная личная заинтересованность. На квалификацию они не влияют, но могут быть учтены судом при избрании вида и размера наказания.

Субъект преступления - специальный. Им может быть лишь указанное в законе лицо: государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (примечание 4 к ст. 285 УК РФ).

Рассматриваемое преступление имеет некоторое сходство со злоупотреблением служебными полномочиями (ст. 285 УК). Однако имеются между ними и различия.

При совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК, лицо злоупотребляет действительными полномочиями, которыми оно наделено в законном порядке, используя их во вред интересам службы.

В ст. 288 УК лицо не обладает должностными полномочиями.

Субъектом злоупотребления служебными полномочиями может быть только должностное лицо, субъектом присвоения должностных полномочий - государственный служащий либо служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.


В России остро стоит проблема коррупции и использования полномочий . Незаконное использование прав и возможностей нередко приводит к нанесению значительного ущерба, причинению как имущественного, так и неимущественного вреда гражданам или организациям. В Российской Федерации введена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Наказание за злоупотребление должностными полномочиями.

Юридическое понятие

Неправомерные попадают под статью 285 УК РФ, устанавливающую санкции. Важно правильно определить тяжесть деяния и отличить злоупотребление от превышения. Статья 285 Уголовного кодекса РФ злоупотребления должностными полномочиями определяет как:

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.

Понятие превышения же дано в ст. 286 УК РФ:

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Отличительной чертой является взаимосвязь поступков виновного с его непосредственными служебными обязанностями. Нельзя привлечь к ответственности должностное лицо по статье 285 УК РФ, если его действия привели к нарушению прав граждан или организаций, но не стали следствием его профессиональной деятельности.


Комментарий того, может ли являться виновным госслужащий, дан в ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»:

Государственная должность - должность в федеральных органах гос. власти, органах власти субъектов Российской Федерации, а также в иных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации… с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Состав преступления

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть исключительно представитель власти. Субъект наделен правом выполнять распорядительные, организационно-управленческие или хозяйственные функции. Примеры должностных лиц:

  • служащие госаппарата;
  • работники муниципалитета;
  • должностные лиц Вооруженных сил.

Ограничение субъектов вытекает из сути деяния, нельзя инкриминировать злоупотребление тому, кто не является должностным лицом. Объектом злоупотребления должностными полномочиями выступает нарушенный в результате действий обвиняемого порядок взаимоотношений в аппарате государственного или муниципального управления. В составе преступления, инкриминируемого статьёй 285 УК РФ, выделяют и дополнительный объект. Таковым считаются , организаций или учреждений. В ряде случаев допускается нарушение общественных интересов или прав государства в целом.


Субъективная сторона определяется умыслом и мотивом. Умысел бывает прямым или непрямым, а мотив – корысть либо личный (моральный) интерес субъекта. Умысел – обязательный элемент для квалификации.

Объективной стороной является непосредственное совершение деяний, направленных на получение выгоды. Необходимо учитывать, что злоупотребление возможно лишь в рамках непосредственных обязанностей и прав обвиняемого. Если деяние выходит за рамки его возможностей, то такое действие следует квалифицировать как превышение. Объективная сторона может проявляться в двух формах: действие или бездействие. Первая является активной, а вторая – пассивной формой совершения.

Рассмотрим отличие на примерах:

Пример 1: Руководитель учреждения Петров приобрел частный дом. Деньги продавцу были переведены со счета учреждения и не являются личными средствами Петрова.

Пример 2: Ответственное на совершение платежей лицо – Иванов – использовав свое служебное положение, совершил перевод денежных средств со счета учреждения на личный банковский счет. Руководитель Иванова Петров заметил несанкционированный перевод, однако не сообщил вышестоящему руководству. За свое молчание Петров получил от Иванова плату. Действия Иванова и Петрова в равной степени попадают под уголовную ответственность.

Описанные примеры демонстрируют, что злоупотребление может носить различный характер и проявляться в разных формах. Поэтому важно правильно квалифицировать действия должностных лиц.


Квалификация деяния

При квалификации выделяют основной и квалифицирующий составы. Преступление является завершенным (составами) в момент нарушения законного порядка взаимодействия в рамках государственного или служебного аппарата. То есть, планирование и подготовка не относится к уголовно наказуемым деяниям, однако учитываются как доказательства умысла.

ВАЖНО! Без наличия умысла и корысти (материальной или личностной) преступление не может быть считаться квалифицированным. Не подлежит уголовному преследованию и служебный проступок.

Обязательным признаком является мотив. Проявляться мотив может в форме личного интереса без материальной выгоды. И так квалифицирующие признаки злоупотребления должностными полномочиями определены в части 2 статьи 285 УК РФ:

злоупотребление лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Разграничение между злоупотреблением и превышением

Важно уметь различать злоупотребление служебными правами от смежных составов преступлений. Смежной является статья 286 УК РФ, определяющая такое деяние как превышение полномочий. Основные отграничения состава по Уголовному кодексу РФ, по которым преступление отличается.


Законодатель дал статьям 285 и 286 Уголовного кодекса смежные составы. Но если при злоупотреблении идёт осознанное использование законных возможностей, то при превышении используются недоступные в обычном состоянии возможности служебного положения. Отграничение между смежными составами – важный этап для верной квалификации незаконных действий.

Пример 1: Гражданин Л. согласно своим обязанностям был обязан проводить сметный расчёт строительства многоквартирного дома. Руководствуясь корыстным мотивом, Л. намеренно допустил ошибки в расчётах, которые привели к излишку расходов. Неучтенную часть средств Л. перевел на личный банковский счет.

По результатам расследования действия Л были квалифицированы по ст. 285 УК РФ.

Пример 2: Бухгалтер гос. учреждения Семенова согласно служебным обязанностям выполняла начисление заработной платы сотрудникам. В рамки ее полномочий входило заполнение табелей рабочего времени, учёт больничных листов и отпусков. Однажды в отсутствии главного бухгалтера Семенова самостоятельно выполнила перечисления средств сотрудникам. Руководствуясь умыслом, Семенова перечислила на свой банковский счет 300 тысяч рублей из фонда заработной платы.

По результатам следственных мероприятий Семеновой была инкриминирована ст. 286 УК РФ.


Классификация видов преступления

По видам возможна квалификация состава преступления:

  • обычное;
  • повлекшее тяжкие последствия.

Уголовный кодекс обособляет деяние, если помимо основных обязательных признаков преступления имелось наступление одного из тяжких последствий. К таковым комментарии относят:

  • причинение ;
  • смерть;
  • создание аварийной ситуации;
  • значительный материальный ущерб;
  • банкротство предприятия и прочее.

ВАЖНО! Ответственность по статье 285 УК РФ наступает при условии невозможности квалифицировать деяние по специальным статьям, привлекающим к уголовной ответственности за конкретные преступления должностных лиц.


Методика расследования

В ходе следствия нужно правильно определить ключевые характеристики. за пример можно взять такой алгоритм оперативных действий:

  1. Осмотр места преступления, опрос свидетелей и участников, включая служебный персонал. Провести инвентаризацию и опись имущества, денежных средств, транспорта.
  2. Допрос лиц, выполняющих контроль над соблюдением установленного порядка, который был нарушен.
  3. Допрос потерпевшей стороны.
  4. Мероприятия по поиску: обыск, изъятие документов и вещественных доказательств.
  5. Арест счетов и имущества в целях сохранности и препятствия сокрытия доказательств преступления.
  6. Определение подозреваемых, их допрос и задержание при наличии доказательств.

В ходе расследования необходимо установить момент совершения преступного деяния, определить характер и порядок действий преступника, его личность, цель и мотивы совершения преступления. Обозначить схему преступных действий.


Наказание за преступление по УК РФ

Уголовным кодексом РФ установлены такие виды наказаний за квалифицированные преступления:

  1. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  1. То же деяние, совершенное лицом, занимающим должность Российской Федерации или должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

В соответствии со ст. 285 УК РФ применение должностным лицом своих служебных полномочий с корыстным мотивом или иной заинтересованностью, в результате которого произошло нарушение прав и интересов других людей и организаций, охраняемых государственных интересов, понимается как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектная и объектная сторона

Должностные полномочия представляют собой права и ответственность, которые присвоены гражданину по причине занимаемой им должности.

В роли субъекта выступает гражданин, занимающий определенную должность в учреждениях самоуправления, госорганах, муниципальных ведомствах, воинских подразделениях и вооруженных силах РФ. В некоторых ситуациях к госслужащим, не входящим в категорию должностных лиц, также применяются нормы ст. 285 УК РФ.

Объектом преступного деяния выступают:

  • государственные и местные органы власти;
  • муниципальные учреждения;
  • воинские подразделения.

Объектами не могут выступать товарищества, кооперативы, организации и фирмы, которые не относятся к федеральной и муниципальной форме собственности.

Состав преступления

В состав объективной стороны злоупотребления входят:

  • преступное деяние в форме применения должностных полномочий наперекор интересам службы;
  • социально опасные результаты в форме значительного несоблюдения прописанных в законодательных актам прав и интересов;
  • причинно-следственная связь между применением должностного статуса и повлеченными последствиями.

Состав преступления состоит в применении полномочий не по назначению, а значимым аргументом в привлечении человека к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ является корыстный мотив или желание достичь персональной выгоды. То есть гражданин на значимой должности, желая нелегально присвоить собственность, материальные ценности, финансы или иную материальную выгоду, а также получить повышенную должность, увеличить сферу влияния, и осознавая противоправность своих действий и нарушение закона, продолжает осуществлять незаконную деятельность.

Под применением человеком должностных полномочий понимается выполнение противоправных действий, нарушающих закон и интересы иных граждан, или же невыполнение действий, которые лицо должно было выполнить по причине своих должностных обязанностей.

В документе или заключении о вынесении обвинения должностному лицу должна быть указана ссылка на нормативные акты, на базе которых такому лицу присвоены определенные должностные права и обязательства, а также перечень обязанностей и прав, при злоупотреблении которыми наперекор служебным интересам он будет обвинен в соответствии с соответствующей статьей УК РФ.

Если принятые должностным лицом меры, которые повлекли несоблюдение своих служебных полномочий, были осуществлены для предотвращения более опасных последствий и более значительных, чем нанесенный ущерб по факту, если это недопустимо было осуществить иными способами, тогда такие действия не расцениваются как преступные и имеющие злой умысел.

Категории злоупотребления должностными полномочиями

Рассмотрим, в каких формах может проявляться злоупотребление служебным положением:

  • несоблюдение финансовой дисциплины;
  • применение целевых финансов не по указанному назначению;
  • обманные действия против контролирующих и ревизионных учреждений и ведомств;
  • реализация ценностей по ценам, значительно ниже, чем их реальная стоимость;
  • передача помещений, транспорта, техники в по арендному соглашению по заниженной стоимости;
  • оформление соглашений на заблаговременно известных невыгодных условиях;
  • укрытие похищений ценностей и недостач;
  • передача имущества в аренду гражданам и организациям без законных оснований;
  • получение выгоды без изъятия и приобретения в свою пользу чужой собственности;
  • эксплуатация транспорта, оборудования, помещений в персональных целях без внесения оплаты за пользование.

К категории злоупотребления служебным положением не относятся действия должностного лица, которые никоим образом не относятся к его должностным обязанностям и сфере влияния. Согласно трактовке ст. 285 УК РФ, влияние должностного лица своим авторитетом является незаконным или аморальным поведением, за которое не предусмотрена уголовная ответственность.

Преступный акт считается завершенным и состоявшимся, когда действия гражданина на занимаемой должности, выполненные наперекор служебным интересам, спровоцировали существенное нарушение законных интересов иных людей или организаций, или иных государственных и общественных интересов.

Ущерб от незаконных действий должностного лица может проявляться в ухудшении репутации соответствующего органа, нанесении материального или иного вреда. Под нанесенный вред также подпадает умышленное формирование сбоев и неполадок, которые препятствуют нормальному функционированию органа, укрытие совершенных преступлений, несоблюдение общественного порядка, к чему привели принятые меры должностным лицом.

Ответственность за злоупотребление полномочиями

Законом предусмотрено наказание за злоупотребление служебным статусом:

  • арест длительностью до полугода;
  • штрафные санкции в сумме 100-200 минимальных оплат труда;
  • штраф в сумме заработка или иной прибыли осужденного гражданина за 1-2 месяца;
  • ограничение в праве занимать некоторые должности и заниматься конкретными видами деятельности – до 5 лет;
  • тюремный срок до 4 лет.

Лицо, работающее на государственной должности в РФ или субъекта РФ, или занимающее пост главы местного органа самоуправления, за злоупотребление своим должностным статусом может понести следующие виды наказания:

  • тюремный срок до 7 лет (вспомогательной ограничительной мерой может быть ограничение в праве пребывать на конкретной должности или выполнять определенные виды деятельности продолжительностью до 3 лет;
  • штрафные санкции в сумме 500-800 минимальных размеров заработка (иным наказанием на усмотрение суда может быть штраф в размере дохода или заработка осужденного гражданина за срок до 8 месяцев.

Злоупотребление служебным статусом, в результате которого возникли тяжкие последствия, наказывается тюремным сроком до 10 лет. В обязательном порядке с данным наказанием применяется такая мера, как недопущение к ведению определенного вида деятельности и занимать конкретные должностные посты на протяжении периода до 3 лет.

К категории тяжких последствий данного преступного акта причисляется материальный вред, исчисляемый в финансовом выражении и присутствующий в крупном объеме, а также иной вред, рассматриваемый судом как существенный.

Должностное лицо, которое допустило злостное несоблюдение своих служебных обязанностей, однако при этом действовало в целях выполнения принудительного распоряжения и обоснованного риска, не подлежит уголовной ответственности.

При отсутствии у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности в выгоде данное преступление переквалифицируется в дисциплинарный проступок. Причем обязательным условием для этого становится незначительное несоблюдение интересов и прав людей и организаций, государственных интересов, которые охраняются по закону.

Отметим, что следует разграничивать понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий. В первой ситуации человек на определенной должности наперекор служебным интересам эксплуатирует предоставленные ему права и полномочия. При второй ситуации он совершает поступки, которые явно выходят за границы его служебной сферы ответственности и полномочий. Поэтому необходимо четко разделять данные понятия, которые квалифицируются по статьям 285 и 286 УК РФ соответственно.

На видео об ответственности

Итак, мы разобрались, что собой представляет злоупотребление служебным статусом, каковы основания для предъявления обвинения, каковы объекты и субъекты преступления. Также теперь вы знаете, какая ответственность предусмотрена за такое преступное деяние.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме