Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закон об экологии. Понятие и виды экологических прав граждан и их объединений Основополагающее право: право на жизнь

Экологические права граждан - это совокупность закреплённых в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательством прав индивида, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права граждан:

1) Право на благоприятную окружающую среду

2) Право на достоверную информацию о ее состоянии

3) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

4) Право на природопользование

Также прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья и медицинскую помощь (статьи 37, 41 Конституции РФ).

В связи с низкой эффективностью природоохранной деятельности государства и сложной экологической обстановкой законодательное, особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для каждого адресата огромное значение.

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации, создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе, об охране окружающей среды и экологической безопасности. Конституция РФ содержит экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить.

Статья 42 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

1. Право граждан на благоприятную окружающую среду (Приложение 2)

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Статья 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (Приложение 3) .



Для реализации права на благоприятную окружающую среду граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

При этом граждане обязаны:

Сохранять природу и окружающую среду;

Бережно относиться к природе и природным богатствам;

Соблюдать иные требования законодательства.

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. (Приложение 4) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и закрепляет права граждан на:

Благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

Получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

Осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;

Также граждане могут вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.8).

Статья 10 вышеупомянутого закона перечисляет такие обязанности граждан, как: выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботу о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; граждане не должны осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируют право граждан Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17). Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 19 вышеупомянутого закона устанавливает право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е. права на экологическую безопасность. Это право также связано с правом на благоприятную окружающую среду, поскольку часто чрезвычайные ситуации, вызванные авариями и катастрофами, влекут за собой негативные экологические последствия.

В ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закреплено право на защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, которое также является разновидностью экологической правоспособности.

Конечно, нельзя отрицать того, что действующее законодательство не содержит целостной и эффективной системы правовых норм, обеспечивающих экологическую безопасность населения и предотвращающей катастрофическое ухудшение здоровья граждан.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Помимо закрепления данного права Конституцией РФ, как одного из основополагающих прав человека, основным нормативно правовым актом, регламентирующим данные правоотношения, является ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" . Согласно же Закону РФ "О государственной тайне" , сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7). Гарантии данного права можно найти, обратившись к законам "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об экологической экспертизе" и др.

Страница 6 из 6

5.6. Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.
Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.
Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.
Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запретительные.
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д.
Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под экологическими правами человека?
2. Какие экологические права граждан закреплены в Конституции РФ?
3. Что понимают под благоприятной окружающей средой?
4. Какая информация о состоянии окружающей среды является достоверной?
5. Назовите экологические обязанности граждан.

Основная литература

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 768 с.
2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
3. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 367 с.

Дополнительная литература

4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа «НОРМА - ИНФРА - М», 2001. - 433 с.
5. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2003. - 528 с.
6. Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей. / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: Зерцало, 2000. - 432 с.
7. Боголюбов С.А. Законодательство о референдумах по экологически значимым проектам и практика их проведения // Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 28-46.
8. Гущин В.З. Правозащитные функции общественных экологических объединений / / Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 68-84.
9. Голландские «зеленые» обращаются в суд. - Амстердам: Открытый экологический университет: ЭКСПРЕСС - «ЗМ», 1994; М., 1995. - 48 с.
10. Как защитить Ваши экологические права в суде. Пособие для граждан и неправительственных организаций. Издание второе, исправленное и дополненное. Москва, 1999. - 90 с.
11. Социально-экологические проблемы регионов России: Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций. /Под общ. Ред. профессора А.Т. Никитина, профессора МНЭПУ С.А. Степанова. - М.: Издательство МНЭПУ, 2001. - С. 100-115.
12. Халий И.А. «Зелёное» движение в России в конце XX века / Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник). / Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией: Н.Н. Моисеева, С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 193-218.
13. Конституция Российской Федерации: Комментарий. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 1996. - 664 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - ТК «Велби», Проспект, 2003. - 584 с.

Нормативные правовые акты

15. Федеральный закон от 14.12.1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» / / Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 51. Ст. 4970.
16. Федеральный закон 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» //Российская газета. - 1999. - 6 марта.
17. Федеральный закон от 09.01.1996г. «О радиационной безопасности населения» / / Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 141.
18. Градостроительный кодекс РФ от 07 мая 1998 г. //Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.
19. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / / Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 128.
20. Федеральный закон от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. - 1994. - 24 декабря.
21. Федеральный закон от 20.02.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации» //Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
22. Федеральный закон от 02.012000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» //Собрание законодательства РФ.2000. № 2. Ст. 150.
23. Доклад «О состоянии окружающей природной среды в г. Москве в 2000-2001 гг.». / Подготовлен Региональной благотворительной общественной организацией «Общественная экология». - М., 2002. - 1223 с.
24. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Московской области в 2002 году» /Под ред. Н.В. Гаранькина, Н.Г. Рыбальского и В.В. Снакина. - М.: НИА-Природа, 2003. - 314 с.
25. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Российской Федерации в 2001 году». Опубликован на сайте www.priroda.ru
26. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году //Российская газета. - 2002. - 22 июня.

  • Можно ли с помощью закона уменьшить озоновые дыры?
  • Надо ли платить за использование природных ресурсов?
  • Какое наказание ждет загрязнителей воздуха?
  • Не страдаем ли мы экологической безнравственностью?

Наши экологические права и обязанности . В наиболее общем виде права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности и охраны природы указаны в основном законе страны - Конституции Российской Федерации.

В ее 42-й статье читаем: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Сразу обратим внимание на три составляющие этой нормы закона.

  1. Право на благоприятную окружающую среду предполагает, что каждый из нас имеет возможность проживать в здоровой в экологическом отношении местности, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и т. п.
  2. Право на достоверную информацию означает, что граждане могут требовать от соответствующих организаций своевременных, полных и правдивых сведений, к примеру о радиационной обстановке, о концентрации вредных соединений в воздухе, о местах захоронений опасных отходов.
  3. Если предприятие или отдельный человек вызвали своей деятельностью неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нанесли этим самым вред здоровью других людей или ущерб их имуществу, то каждый из них вправе требовать возмещения этих потерь. Допустим, в результате аварии нефтяного танкера разлившаяся нефть сделала невозможным морской рыбный промысел - источник существования жителей прибрежных деревень. Хозяева судна должны будут компенсировать упущенные профессиональные возможности рыбакам, а тем, кто решил оставить это место жительства, оплатить расходы, связанные с переездом.

Вернемся к конституционным нормам. В статье 58 Конституции РФ сформулирована обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Положения Конституции нашли свою конкретизацию во многих законах, регулирующих природоохранную деятельность человека и направленных на защиту окружающей среды. Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» указано, что право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной среды.

Помимо конкретизации данного конституционного права, закон формулирует еще ряд прав граждан: создавать общественные объединения, фонды по охране природы, принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, требовать отмены решений о строительстве вредных объектов, о прекращении работы предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в экологических правонарушениях.

Конституционная обязанность граждан по охране природы имеет также достаточно полное выражение: принимать участие в охране природы, соблюдать требования природоохранного законодательства, личным трудом оберегать природные богатства, повышать уровень своих знаний о природе, свою экологическую культуру.

Как закон охраняет природу? В уже упомянутом законе «Об охране окружающей природной среды» весьма четко указано, что подлежит охране. Это естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты.

Напомним, что экологическая система - это природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое целое. Под генетическим фондом в экологии понимается вся совокупность видов живых организмов с их наследственными задатками. Особого упоминания требует проблема сохранения озонового слоя атмосферы, возникшая сравнительно недавно. В этом слое, который, как вам хорошо известно, служит защитой от ультрафиолетового излучения, образовались так называемые дыры, через которые солнечная радиация беспрепятственно проникает на Землю. Многие исследователи полагают, что одной из причин появления этих дыр стало широкое использование в аэрозолях и холодильниках газов, которые вступают в реакцию с озоновым слоем и ослабляют его. В 80-е гг. XX в. многие страны мира подписали специальное соглашение об охране озонового слоя. В соответствии с ним наше государство проводит поэтапное сокращение производства и использования озоноразрушающих веществ.

Какие же меры предусмотрены в законе для охраны этих природных объектов?

Прежде всего вводится нормирование качества окружающей природной среды. Это означает, что устанавливаются предельно допустимые наличия опасных для здоровья человека веществ, выбросов, сбросов вредных веществ, предельная нагрузка на окружающую среду, нормы защиты санитарных зон и т. п. Для определения степени опасности или вредности той или иной деятельности проводится экологическая экспертиза (от лат. ехрегtus - опытный), т. е. исследование специалистами соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям.

Чтобы уменьшить ущерб, наносимый человеком природе, побудить людей более экономно расходовать ее богатства, закон вводит плату за использование природных ресурсов.

С учетом угрозы живому, возникшей на определенной территории, выделяются зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. К зонам чрезвычайной экологической ситуации относятся местности, где под влиянием деятельности человека происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью человека и состоянию экологических систем. Там прекращается деятельность, отрицательно влияющая на природную среду. Одна из таких зон возникла в Уральском регионе. Чрезвычайная экологическая ситуация стала следствием деятельности производственного объединения «Маяк», занимающегося переработкой использованного в реакторах ядерного топлива. Высокотоксичные отходы закачиваются в емкости, изготовленные десятилетия назад. В 1957 г. одна из таких емкостей взорвалась, что привело к тяжелейшим экологическим последствиям.

Территории, где под влиянием деятельности человека происходят необратимые изменения природной среды, существенно ухудшается здоровье людей, деградирует растительный и животный мир, объявляются зонами экологического бедствия. Здесь прекращается всякая хозяйственная деятельность, кроме той, которая обеспечивает жизненные нужды проживающего населения. Зоной экологического бедствия стала местность, прилегающая к Чернобыльской атомной станции, после аварии на одном т ее блоков в 1986 г.

Наряду с территориями, где уже возникли крупные экологические проблемы, деятельность людей ограничивается и в другиx местностях, отнесенных природоохранным законодательством к особо охраняемым природным территориям и объектам. Речь идет о заповедниках, заказниках, природных парках.

Законы в области охраны окружающей природной среды, как и законодательство в любой другой области, предусматривают различные виды ответственности за экологические правонарушения. Это может быть дисциплинарная ответственность (ее несут руководители предприятий, другие должностные лица, если, к примеру, превышены нормативы вредных выбросов предприятия в окружающую среду), административная (так, на предприятие или отдельное лицо может быть наложен штраф за неподчинение государственным органам, осуществляющим экологический контроль). Те же, кто совершил экологическое преступление, несут уголовную ответственность. К примеру, если захоронение радиоактивных веществ произведено с нарушением установленных правил и это привело к заражению окружающей среды, то виновные в этом деянии лица наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Конечно, преступность подобных действий, непосредственно наносящих непоправимый вред всему живому, очевидна. В Уголовном кодексе к экологическим преступлениям отнесены и незаконная порубка деревьев и кустарников, и уничтожение критических мест обитания для организмов, внесенных в Красную книгу, и нарушение режима заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий.

Экология и нравственность . Нашими поступками в отношениях с природой должны двигать не только опасения понести наказание за экологическое правонарушение, но в первую очередь внутренняя убежденность в необходимости бережного отношения к природе и ее богатствам.

К сожалению, еще немало людей, которые руководствуются в повседневной жизни весьма привычными принципами: «После нас - хоть потоп», «На наш век хватит». Есть и такие, которые недооценивают опасность экологического кризиса. Вот типичный пример их рассуждений: «Ну что запугиваете? Природа и не такое вытерпит! Сколько лет грозят, а так ли уж страшно? Ну, в городах вода и воздух, конечно, неважные, но стоит отъехать на пару десятков километров... Вот у меня на даче...»

Между тем ученые говорят о наступившей беде с конкретными цифрами в руках. Писатели-фантасты изображают мрачное будущее человечества: безжизненная, изгаженная, обезображенная земля и человек, превратившийся из властелина в изгоя, вынужденный отыскивать на планете редкие уголки, еще пригодные для жизни. И все это плоды неразумного хозяйствования и безответственного отношения к природе многих поколений людей.

В одной из журнальных публикаций приведен следующий пример: «Несколько десятилетий тому назад подняли целинные земли. Сделали это, не задумываясь о роли почвы в биосфере. Как-то не вспомнили о ней и не принимали эффективные меры по защите земли... Начали распахивать степь сплошь, в то время как можно лишь полосами. Лесопосадки тоже оказались излишними... В результате миллиарды тонн плодородных земель пустили на ветер... Уничтожены уникальные сообщества трав, животных, насекомых. Наконец, во множестве исчезли овцы, лошади, коровы... Нет прежнего режима почв, нет букета трав. Нет скотоводства. Сушь. Ветер. Страшные пыльные бури. Опустошение».

Чем было вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в этой местности? Очевидно, что главное здесь - не отсутствие современной техники и дело не просто в неумелом ведении хозяйства. «Случившееся,- пишет автор,- следствие примитивного представления о природе и отсутствия фундаментальных знаний о биосфере и еще, я бы сказал,-экологической безнравственности: брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе».

Преодолевая эту «экологическую безнравственность», нужно помнить, что нельзя к природе относиться потребительски ради сиюминутной выгоды, пагубные последствия скажутся и на ней, и на самом человеке. Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

Общественные движения в защиту природы . Сегодня во многих странах мира существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечение экологической безопасности. В борьбе за чистоту атмосферы, вод, против ядерной угрозы «зеленые», как называют защитников окружающей среды, делают много полезного. Нередко они вынуждали власти закрыть предприятия с вредными выбросами или поставить на них дополнительные очистные сооружения. «Зеленые» входят в Европейский парламент, в ряде стран они превратились во влиятельные политические партии. В десятках стран мира имеет свои отделения независимая международная общественная организация «Гринпис», главная цель которой - предотвратить деградацию окружающей среды.

В нашей стране также растет число тех, кто активно выступает за оздоровление экологической обстановки. Вы, наверное, слышали о многочисленных выступлениях в защиту озера Байкал, когда люди протестовали против строительства на его берегах целлюлозно-бумажного комбината. Широко известны активные выступления в советское время против проекта переброски течения сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, что могло бы привести к серьезным экологическим последствиям. Под давлением участников экологических движений было закрыто несколько предприятий, наносящих своей деятельностью вред окружающей среде, в частности мебельный комбинат в Приозерске.

Вместе с тем не всегда деятельность «зеленых» вызывает одобрение. Так, сегодня многие из них выступают против биотехнологий, возможности которых, по оценкам многих ученых, очень велики. С помощью биотехнологий производят все более чистые лекарства, ферменты для бытовых моющих средств, добавки для нейтрализации нефтяных и ядовитых отходов. Использование биотехнологий помогает повысить защитные свойства растений, их противостояние неблагоприятным погодным условиям, сокращает потребность в опасных для окружающей среды удобрениях.

В то же время некоторые лидеры «зеленых» утверждают, что биотехнологии - это всего лишь «еще один способ эксплуатации бедных фермеров за счет подчинения их интересам большого бизнеса». Ученые многих стран мира озабочены подобным положением, считая, что в данном случае движение «зеленых» тормозит решение насущных, в том числе и экологических, проблем.

Активные выступления в защиту окружающей среды приносят свои результаты. Но это лишь первые шаги. Впереди - огромная работа. И сегодня каждому из нас стоит задуматься, какие нравственные требования к людям предъявляет сложившаяся экологическая ситуация, какой собственный вклад мы могли бы внести в дело защиты окружающей среды.

    Основные понятия

  • Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения.

    Термины

  • Нормирование качества окружающей среды, зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического, бедствия, особо охраняемые природные территории.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие права граждан в сфере экологической безопасности закреплены в нашей Конституции?
  2. Какова конституционная обязанность граждан нашей страны в области охраны природы?
  3. Как экологические права и обязанности конкретизированы в законе «Об охране окружающей природной среды»?
  4. Какие природные объекты в соответствии с этим законом подлежат охране?
  5. Что означает нормирование качества окружающей природной среды?
  6. Каково назначение экологической экспертизы?
  7. Покажите на конкретных примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
  8. Что относится к особо охраняемым природным территориям?
  9. Приведите примеры экологических правонарушений.
  10. Каковы виды экологической ответственности?
  11. Какие действия закон относит к экологическим правонарушениям?
  12. В чем проявляется «экологическая безнравственность»?
  13. За что выступают «зеленые»?

Задания

  1. Между предприятием и государственным органом возникли споры по поводу:
    • суммы налоговых отчислений в бюджет,
    • размера платы за вредные выбросы,
    • размещения нового объекта,
    • заключения экоэкспертизы.

    Определите, какие из этих споров можно отнести к экологическим.

  2. Из приведенного перечня выделите, что относится к причинам, а что - к последствиям экологического кризиса:
    1. ухудшение среды обитания человека,
    2. грубые механические приемы земледелия,
    3. нерациональное использование природных ресурсов,
    4. исчезновение многих видов животных и растений,
    5. потребительское отношение к природе,
    6. увеличение промышленных отходов,
    7. жизненный принцип: «После нас - хоть потоп»,
    8. рост наследственных заболеваний.
  3. Экологическая ответственность основывается на принципе «загрязнитель платит». Установите, кто должен платить в следующих конкретных случаях:
    • На военном полигоне многие годы проводилось испытание ядерного оружия. В результате произошло разрушение экосистемы данной местности, уничтожены многие виды растений и животных, радиоактивное заражение сделало невозможным использование земель в хозяйственных целях.
    • Частное предприятие по производству химических красителей имело слабые очистные сооружения. Вредные сбросы попадали в реку, воду из которой местные жители использовали для хозяйственно-бытовых нужд. Следствием этого стал заметный рост числа заболеваний.

Экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологиче­ском и смежном с ним законодательстве прав индивида, т. е. челове­ка и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окру­жающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере. В литературе и особенно на практике иногда склонны недооценивать экологические права индивида, объ­являя их простой декларацией. Для юриста это совершенно непри­емлемо. Экологические права индивида закреплены в Конституции РФ, в ряде отраслей права и представляют собой правовые предпи­сания, которые: а) обращены к законодателю и определяют содер­жание экологической политики и иных правовых норм; б) формиру­ют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений; в) являются инструментом прямого воздей­ствия индивида на экологическую политику и практику.

В литературе (М. М. Бринчук) предлагается классификация эко­логических прав граждан по акту, их закрепляющему, на основные и неотчуждаемые (конституционные или фундаментальные) и иные. К основным он относит право частной собственности на землю и другие природные ресурсы, право на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на ох­рану здоровья и медицинскую помощь (ст. 36, 37, 41, 42 Конститу­ции РФ). Под иными экологическими правами он понимает права в области природопользования и охраны окружающей среды, закреп­ленные в законодательстве, например право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды, на радиацион­ную безопасность, на пребывание в лесах и т. п. По видам интересов или сторон деятельности он делит права на гражданские (личные),


:.^~. -&?Л".*~-«*Ц*1

До"-л,{#*у*- -"


Ъ&яИ"*,

и политические, культурные, социальные и экономические (участие в референдумах, обжалование решений и действий государственных органов и т. п.).

Неверный взгляд изложен авторами Проблемного комментария к Конституции РФ. Они делят права человека и гражданина на дей­ствительно таковые и юридически бессмысленные декларации, к ко­торым относят, в частности, предусмотренное ст. 41 право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь, а также право на благоприят­ную окружающую среду, на экологическое образование и т. п. Причем последние они приводят как пример неверного подхода, вредного для общества по существу.

Экологическое законодательство дает основания для использова­ния и других классификационных критериев. По субъектам эколо­гические права могут разделяться на: 1) закрепленные за общим субъектом, т. е. всеми индивидами и 2) закрепленные за специаль­ными категориями субъектов, выделенными по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на от­дельных территориях. К первой группе относятся конституционные экологические права, которые конкретизированы в экологическом законодательстве. Например, Закон «Об охране окружающей при­родной среды» от 19 декабря 1991 г. в ст. 11 устанавливает право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей сре­ды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Это право обеспечивается нормированием, страхованием, возмещением вреда, государствен­ным контролем. В ст. 12 речь идет о правах граждан на создание об­щественных объединений по охране природы и участие в их дея тельности, на участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах и проч., на обращение с жалобами и заявлениями по вопросам охра­ны окружающей среды. Эта же статья устанавливает требование пре­доставления экологической информации; требования отмены в адми­нистративном или судебном порядке хозяйственных решений, приос­тановления и прекращения деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека и окружающую среду; право на предъявление исков о возмещении ущерба в связи с экологическими правонарушениями, а также воз­можность привлечения к ответственности за их совершение.

Вторая группа прав подробно регламентируется в ряде законода­тельных актов. Например, Федеральный закон «Об уничтожении хи­мического оружия» в гл. 5 предусматривает права граждан, прожи­вающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на безопас­ные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных си-


туаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтоже­нию химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду; на получение социальных льгот и компенсаций; на медицин­ское обслуживание (бесплатное поликлиническое, консультатив­но-диагностическое обследование, при соответствующих услови­ях - на бесплатные медицинскую помощь и приобретение лекарств, а гражданам л возрасте до 18 лет по медицинским показаниям - на обеспечение ежегодными путевками в оздоровительные учрежде­ния, в том числе санаторного типа, с оплатой не более 10% стоимо­сти путевки), на возмещение вреда здоровью и имуществу (послед­нее распространяется и на юридических лиц); на бесплатное получе­ние информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия от уполномоченных органов и должностных лиц путем запроса таковой; наконец, право доступа (посещения в ознакомительных целях) на объекты хране­ния химического оружия и объекты его уничтожения.

В серии законов о социальной помощи гражданам, пострадав­шим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС, п/о «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатин­ском полигоне, а также гражданам из подразделений особого риска установлены права на: денежные и материальные компенсации и льготы за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу, за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на терри­тории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни; бесплатное обязательное медицинское страхова­ние со специальной базовой программой и обязательное медицин­ское наблюдение на протяжении всей жизни, медицинские и лекар­ственные услуги, а гражданам до 18 лет -на бесплатное санатор­но-курортное лечение и бесплатный проезд до места лечения, на медицинскую помощь, приобретение лекарств, ежегодный бесплат­ный отдых в оздоровительных лагерях, на получение пособий, вы­плату компенсаций за потерю кормильца и др., а также право на информацию по вопросам, касающимся катастрофы, уровней за­грязненности местности, где они проживают, степени загрязненно­сти продуктов питания и имущества радионуклидами и т. п.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 де­кабря 1994 г. в гл. IV устанавливает ряд прав граждан: во-первых, на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, во-вто­рых, на социальную защиту пострадавших, в том числе на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычай­ной ситуации, на использование средств коллективной и индивиду-


"-"йфг" : л^^>


альной защиты, на информацию о риске и мерах безопасности, на возмещение ущерба, медицинское обслуживание и т. д.

Таким образом, основные конституционные экологические пра­ва-на информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба как такового либо в порядке мер социальной и медицинской помощи - получили широкое развитие в специальном экологическом законодательстве. Содержание указанных прав подробно рассматри­вается в юридической литературе. Они в большей или меньшей сте­пени гарантируются государством и реализуются в жизни (см. также: Конституционное право собственности на землю и другие природные ресурсы. Право на достоверную экологическую информацию. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением).

Рекомендуемая литература: Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружаю­щей среды). М., 1998. с. 132-160; Васильева М. И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996; Комментарий к Конституции РФ / Под ред Б. Н. Топорника. М., 1997, с. 291-300; Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997. с. 234-298.; Яковлева О А., Мищенко В. Л.. Устюко-ва В В. Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и непра­вительственных организаций. М., 1996.

6. Право на достоверную экологическую информацию

Право граждан на достоверную информацию экологического характера закреплено в Конституции РФ и ряде иных законов и подзаконных актов. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность озна­комления с документами и материалами, если иное не предусмотре­но законом. По ст. 42 Конституции, каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии. Таким образом, Конституция РФ достаточно полно и беспроблемно регламентирует право каждого на достоверную эколо­гическую информацию, одновременно создавая базу для более под­робной правовой регламентации процессов осуществления этого права. Частично такая конкретизация уже проведена в действующих законах и иных нормативно-правовых актах. Например, в федераль­ных законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления», «О радиационной безопасности населения» (ст. 23) и др.

Вместе с тем реализация права на достоверную экологическую информацию предполагает соблюдение ряда юридических предпи­саний. Во всяком случае следует:


а) установить, что данное лицо запрашивает информацию, дей­
ствительно необходимую для определения благоприятного или не­
благоприятного состояния окружающей среды, либо информацию о
фактах, непосредственно затрагивающих его права и свободы. Пуб­
личная власть не обязана при этом выполнять действия по сбору
информации, входящие в профессиональные обязанности различ­
ных лиц (например, готовить научные материалы, устанавливать
факты для участников гражданского процесса и пр.);

б) определить порядок и процедуры доступа к информации,
обеспечивающие ее сохранность в целях последующего использова­
ния, решить вопрос о возмездности предоставления информации;

в) установить режим и цели использования полученной инфор­
мации с тем, чтобы она не могла нанести вред другим субъектам
права. Все эти процедуры должны быть основаны на законе.

7. Право граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическими правонарушениями

Данное право закреплено в ст. 42 Конституции РФ 1993 г. наряду с другими важными экологическими правами - на достоверную ин­формацию о состоянии окружающей среды и на благоприятную ок­ружающую среду. На более высоком уровне оно закрепило и развило сформулированное в Законе РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» право на возмещение в судебном или административ­ном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате за­грязнения окружающей природной среды и иных вредных воздейст­вий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф (ст. 11). Это является конституционной гарантией положений, содержащихся в ст. 89-90 Закона, котррые устанавливают правила и порядок возме­щения вреда.

Важнейшие из них: принцип возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, в полном объеме; определение источника причинения вреда как не­благоприятного воздействия окружающей среды, вызванного дея­тельностью предприятий, организаций, т. е. хозяйственной деятель­ностью, а в случае причинения вреда здоровью -и деятельностью отдельных граждан; установление судебного порядка защиты права граждан на возмещение вреда их здоровью или имуществу; допол­нительная возможность обращения граждан в суд с исковым требо­ванием о прекращении экологически вредной деятельности, причи­няющей вред здоровью и имуществу.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» оп­ределяет и иные положения. Так, для исчисления объема ущерба,

причиненного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования и иного имущества, и упу­щенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. При определении величины вреда здо­ровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности по­терпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, про­фессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невоз­можностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

С иском о возмещении вреда здоровью в суд могут обращаться потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественная организация (объединение)-в интересах потерпевшего в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.

Рекомендуемая литература: Васильева М. И. Судебная зашита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996: Захарченко Т. К юридическим действиям граждан России. СПб, 1994: Охрана окру­жающей среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В. В. Петро­ва и В. П. Ворфоломеева. М., 1993.

Общие положения об экологических

Правах и обязанностях

Под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

Основные экологические права и обязанности установлены Конституцией Российской Федерации: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Права и обязанности человека и гражданина неразрывно связаны между собой. Известно, что определенным правам не могут не соответствовать надлежащие обязанности, т.е. нет прав без обязанностей, а невыполнение последних не может не отражаться на степени и уровне соблюдения прав. Так в Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Базовые положения Конституции Российской Федерации по поводу экологических прав и обязанностей граждан и общественных объединений развиваются в главе 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Например, в статье 13 указанного Закона установлено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Экологические права и обязанности граждан

Согласно статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Указанной статьей также установлено, что граждане имеют право:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

8) осуществлять другие, предусмотренные законодательством, права.

Граждане обязаны:

1) сохранять природу и окружающую среду;

2) бережно относиться к природе и природным богатствам;

3) соблюдать иные требования законодательства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме