Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Трудовое право как предмет. Предмет правового регулирования трудового права это

Трудовое право. Ответы на экзаменационные билеты Дудкина Людмила Владимировна

Международно-правовое регулирование труда. Источники международно-правового регулирования труда

Понятие и предмет трудового права

Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, которая является самостоятельной отраслью и регулирует трудовые отношения работников с работодателями независимо от их организационно-правовых форм деятельности. Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданами права на труд, в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда.

Предмет трудового права – это общественные отношения, которые возникают в процессе организации и применения наемного труда на основе трудового договора с любой организацией или отдельным гражданином. Они делятся на собственно трудовые отношения и отношения, связанные непосредственно с трудом или производные от них.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовое отношение – это отношение, основанное на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Собственно трудовые отношения имеют характерные признаки, которые позволяют отграничить их от сходных или смежных отношений.

Признаками трудовых отношений являются следующие:

1) сторонами трудового отношения выступают особые субъекты права – работник и работодатель, которые обладают комплексом прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством, коллективным и трудовым договором;

2) трудовые отношения носят волевой характер, поскольку они возникают на основе волеизъявления сторон и основаны на добровольном соглашении между работником и работодателем. Следовательно, согласно ст. 16 ТК РФ основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор;

3) предметом добровольного соглашения между работником и работодателем выступает выполнение определенной работы – трудовой функции, под которой понимается работа по определенной должности, специальности, профессии с указанием квалификации либо другая обусловленная соглашением сторон определенная работа, носящая регулярный характер;

4) трудовые отношения характеризуются личным выполнением работником определенной работы, т. е. трудовой функции;

5) трудовые отношения носят возмездный характер, т. е. работа, которую работник выполняет, должна быть оплачена в соответствии с количеством и качеством труда не ниже установленного минимального размера;

6) при вступлении в трудовое отношение по трудовому договору труд подлежит государственной и коллективной защите;

7) трудовые отношения носят длящийся характер, поскольку они не прекращаются исполнением какого-либо обязательства работником, выполнением определенного круга или объема работ;

8) трудовые отношения являются сложными и включают целый ряд прав и корреспондирующих им обязанностей сторон: по рабочему времени, времени отдыха, оплате труда и т. д.

Общественными отношениями, производными от трудовых, являются: организационно-управленческие или социально-партнерские отношения; контрольно-надзорные отношения, возникающие между работодателями и органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; отношения, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников непосредственно в данной организации, на предприятии; отношения, возникающие по вопросам материальной ответственности работников и работодателей; отношения, возникающие между службами занятости населения и гражданами по поводу содействия в выборе сферы деятельности, между службами занятости и работодателями по вопросам обмена информацией и направления граждан на работу.

Метод трудового права, его особенности. Система трудового права

Метод трудового права определяет, каким способом осуществляется регулирование, какие приемы при этом применяются.

Метод трудового права – это совокупность специфических для данной отрасли приемов и способов, применяемых государством для регулирования через нормы трудового права трудовых правоотношений и иных связанных с ними отношений.

Метод трудового права отражается в шести способах правового регулирования , это:

1) сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере трудовых отношений . Государство устанавливает основы социального партнерства, порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров, основания прекращения трудовых правоотношений, перечень дисциплинарных взысканий, пределы материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, минимум прав и социальных гарантий для работников;

2) сочетание в методе правового регулирования единства и дифференциации . Единство трудового права отражается в единых для всех работников и работодателей основных трудовых правах и обязанностях, а также устанавливается и общими нормами трудового законодательства, распространяющимися на всю территорию России и всех работников. На базе единства регулирования осуществляется его дифференциация, т. е. устанавливаются особенности регулирования труда для отдельных категорий работников;

3) договорный характер труда и обеспечение его условий ;

4) равноправие сторон в трудовых отношениях ;

5) своеобразие способов защиты трудовых прав работников . Этот метод проявляется в существовании на предприятиях, в организациях органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – комиссий по трудовым спорам. Данные органы образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и администрации предприятия (ст. 382 ТК РФ);

6) участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда , т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав. Данный способ выражается в том, что согласно ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, установленных ст. ст. 73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301 ТК РФ.

Система отрасли трудового права – это структура и последовательность порядка расположения норм, регулирующих общественные отношения, связанные с трудом. Наиболее характерными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Институты включают в себя менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования. Нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени, объединены в институт рабочего времени, нормы, предусматривающие оплату труда работников, – в институт оплаты труда. Систему трудового права можно определить как совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их внутренним разделением на относительно самостоятельные и взаимосвязанные структурные образования (институты) и их части (подинституты). Частями трудового права являются Общая и Особенная части.

В Общую часть трудового права включены институты, имеющие общее значение, применяющиеся при регулировании всех или большинства трудовых отношений, иных связанных с трудовыми общественных отношений.

Особенная часть значительно шире и включает в себя большое количество правовых институтов. Институты расположены в определенной последовательности, которая обусловлена значением и спецификой соответствующего участка регламентируемого отношения.

Задачи трудового законодательства и функции трудового права

Основные задачи трудового законодательства закреплены в ч. 2 ст. 1 ТК РФ. Задачи трудового законодательства – это то, для чего существуют нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда. Ими являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

1) организации труда и управлению трудом. Эти отношения рассматриваются как отношения, сопутствующие трудовому правоотношению. Они возникают по поводу осуществления управленческой и правоприменительной деятельности работодателя, а также по поводу принятия локальных нормативных актов;

2) трудоустройству у данного работодателя. Основная цель этих отношений – это обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству;

3) профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации определяет и проводит работодатель;

4) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5) материальной ответственности сторон – работодателей и работников в сфере труда. Могут возникать отношения по материальной ответственности работодателя перед работником либо работника перед работодателем;

6) надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства. Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В развитии данной конституционной нормы Трудовой кодекс предусматривает комплекс норм, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, которые должны способствовать обеспечению здоровья и безопасных условий труда;

7) разрешению трудовых споров. Они возникают между сторонами спора и органами по их рассмотрению.

Вышеуказанные задачи направлены на достижение целей правового регулирования труда и их осуществление.

Функции трудового права – это основные направления воздействия его норм на поведение людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Трудовое право выполняет как общие для всего российского права функции, такие как регулятивная и охранительная, так и специфичные функции, которые непосредственно направлены на достижение целей и задач норм данной отрасли права.

Выделяют следующие функции трудового права.

1. Защитная функция, которая выражается в создании системы государственных гарантий трудовых прав работников. ТК РФ устанавливает статутные права работников в сфере труда, механизм реализации и защиты этих прав, ориентирует создание благоприятных условий труда. Трудовое законодательство провозглашает и охраняет права и свободы человека в сфере труда, такие как свобода труда, защита от дискриминации при приеме на работу. Эта функция трудового права действует при создании норм трудового законодательства, при их применении, при профилактике их нарушения и при разрешении трудовых споров, восстановлении нарушенных прав.

2. Производственная функция, которая направлена на защиту интересов работодателя в трудовых отношениях. Нормы трудового права должны создать условия для выполнения производственных задач, эффективного функционирования субъектов хозяйствования.

3. Воспитательная функция, которая отражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб, причиненный по вине работника производству или работнику по вине работодателя.

Принципы трудового права и их реализация

Под принципами права в общем смысле следует понимать выраженные и закрепленные законодательством исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.

Принцип трудового права – это выраженные в праве главные и руководящие положения, определяющие направленность и содержание политики государства в области занятости, организации и применения труда и отражающие суть действующего трудового права. Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет восемнадцать основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Это:

1) свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

5) равенство прав и возможностей работников;

6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

8) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

9) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

10) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

11) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

12) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

13) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

14) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

15) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;

16) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

17) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

18) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Принципы трудового права обеспечивают единство отрасли, взаимосвязь и взаимосогласованность правовых норм. Они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие институтов и подинститутов. Изучение основных принципов правового регулирования труда – это усвоение основной сущности отрасли трудового права, ее функционирования и развития.

Соотношение трудового права с другими отраслями права

Трудовое право находится в системе других отраслей права и тесно взаимодействует со многими из них, регулируя общественные отношения, пересекающиеся или примыкающие к общественным отношениям, связанным с трудом.

Трудовое право тесно взаимодействует с административным, гражданским, правом социального обеспечения, сельскохозяйственным, финансовым и другими отраслями права.

Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора. Так, предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а предметом же гражданских отношений – вещественный результат труда.

Соотношение трудового права и сельскохозяйственно-кооперативного права. Обе эти отрасли регулируют отношения, связанные с трудом. Однако трудовые отношения в кооперативе возникают на основе членства кооператива, а не из трудового договора.

Трудовое право имеет черты сходства и различия с административным правом. Трудовое право регулирует отношения по организации труда и управлению трудом, а административное право – по управлению трудом вне предприятий, организаций, отношения между организациями и вышестоящими органами управления.

Властные полномочия работодателя распространяются на работника соответствующей организации и осуществляются без влияния государственных органов.

Трудовое право также соприкасается и с правом социального обеспечения. Правом социального обеспечения является право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объектом трудовых отношений является сам процесс труда, а объектом отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования. Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.

Соотношение трудового права с конституционным правом состоит в том, что трудовое право базируется прежде всего на конституционных нормах. Конституционное право определяет основополагающие положения трудового права. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовое и уголовно-исполнительное право имеют множество общих черт, поскольку оба регулируют трудовые отношения граждан, однако исправительно-трудовое право регулирует только трудовые отношения лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений.

Соотношение трудового права и финансового права состоит в том, что трудовое право регулирует отношения, связанные с оплатой труда, а финансовое право регулирует отношения, касающиеся формирования фонда заработной платы и выплат социального характера из внебюджетных фондов.

Запрещение принудительного труда

Конституция РФ в п. 2 ст. 37 закрепляет, что принудительный труд запрещен. Следовательно, принцип, провозглашающий запрещение принудительного труда, прямо вытекает из принципа свободы труда. Этот принцип является основополагающим и находит свое закрепление как в российском законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ, так и в международных правовых актах (Конвенции Международной организации труда № 29 1930 г., 1958 г.).

Запрещение принудительного труда основано прежде всего на международно-правовых нормах. Это Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), который вступил в силу 23 марта 1976 г. Согласно ст. 8 указанного пакта никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Принудительному труду большое внимание уделяет Международная организация труда (МОТ).

Понятие «принудительный или обязательный труд» в соответствии с нормами международного права означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

МОТ в Конвенции № 29 (1930 г.) «О принудительном труде», которая действует на всей территории России, а также в ч. 4 ст. 4 ТК РФ установлено, что принудительный труд не включает в себя:

1) работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2) работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнение, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

3) работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

ТК РФ к принудительному труду относит случаи нарушения установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере. Если работодатель привлекает работника к работе, но без выплаты заработанной платы, это есть принуждение к труду. Нарушением принципа запрещения принудительного труда также является требование работодателем исполнения своих обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает его жизни или здоровью.

Российская Федерация и государства в соответствии с положениями международного права при осуществлении государственной политики не должны прибегать к какой-либо форме принудительного труда:

1) в качестве средства политического воздействия или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

2) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

3) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

4) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Следовательно, международное право и российское трудовое законодательство устанавливают правовые гарантии запрета принудительного труда, и при их нарушении лицо, которое было привлечено к принудительному труду, может обратиться в судебные органы РФ и в международные организации по защите прав и законных интересов человека и гражданина.

Понятие и виды субъектов трудового права

Субъект права – это физическое или юридическое лицо, имеющее определенные права и обязанности.

Под субъектами права любой отрасли понимаются участники общественных отношений, которые данная отрасль права регулирует. В каждой отрасли права имеются свои субъекты, которые наделены определенными правами и обязанностями. Субъекты трудового права – это участники трудовых отношений, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их.

Субъектами трудового права могут быть:

– граждане (работники и работодатели);

– организации любых организационно-правовых форм (работодатели);

– профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками выборные органы;

– социальные партнеры;

– органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

– органы по рассмотрению трудовых споров;

– органы службы занятости и др.

Для субъекта трудового права необходимо наличие трудовой правосубъектности, поскольку она является необходимым условием для возникновения правоотношений трудового права как для одного, так и для другого субъекта (стороны) этих правоотношений.

Правосубъектность включает в себя в единстве три элемента, которые возникают одновременно. Это:

1) правоспособность, т. е. способность иметь трудовые права;

2) трудовая дееспособность, т. е. способность своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности;

3) деликтоспособность – это способность нести ответственность за трудовые правонарушения, т. е. признаваемая трудовым законодательством способность иметь и осуществлять, реализовывать трудовые права и обязанности и нести ответственность за трудовые правонарушения.

По общему правилу правосубъектность наступает по достижении возраста 16 лет.

Для того чтобы субъекты трудового права могли участвовать в конкретных правоотношениях, они должны быть наделены определенным правовым статусом, под которым понимается основное правовое положение субъекта в сфере трудовых отношений. При этом правовой статус может быть как общим, так и специальным. Общий правовой статус предусматривает права и обязанности для каждого вида субъектов, а специальный правовой статус является проявлением общего правового статуса применительно к особенностям того или иного субъекта.

1. Трудовая правосубъектность.

Гражданин становится субъектом трудового права уже тогда, когда занимается трудоустройством, вступает в правоотношения со службой занятости, но правовой статус работника он приобретает только после заключения с ним трудового договора.

2. Основные права и обязанности, которые фиксируются в основных нормативных актах трудового законодательства.

3. Юридические гарантии трудовых прав и обязанностей, которые придают правовому статусу субъекта трудового права необходимую определенность и устойчивость. Гарантии находят свое закрепление во всех институтах Особенной части ТК РФ.

4. Предусмотренная законодательством или договором ответственность за трудовые правонарушения.

Основными действующими лицами трудового права выступают стороны трудовых и тесно связанных с ними правоотношений, обладающие трудовой правосубъектностью. Это работодатели (наниматели) и работополучатели (работники). В свою очередь, работодателем может быть как предприниматель, который обладает или не обладает статусом юридического лица, так и государство и органы местного самоуправления, которые могут нанимать работника через администрацию соответствующего предприятия, организации, учреждения. Работополучатели – это граждане, заключающие или заключившие трудовой договор с нанимателем.

Граждане и работодатели как субъекты трудового права

Гражданами как субъектами трудового права могут быть работники, т. е. лица наемного труда; работающие собственники; физические лица – работодатели.

Граждане как субъекты трудового права должны обладать трудовой правосубъектностью, которая в трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, состоит из двух составляющих – правоспособности, т. е. обладания по закону правами и обязанностями, и дееспособности, которая означает возможность своими действиями приобретать эти права и обязанности. Согласно ст. 63 ТК РФ у гражданина трудовая правосубъектность возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда он самостоятельно может устроиться на работу и заключить трудовой договор.

Однако трудовой договор может быть заключен с лицами по достижении 15-летнего возраста, если эти лица получили основное общее образование либо оставили в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Кроме того, с согласия родителей, опекунов, попечителей трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцатилетнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время легкой работы, не приносящей вреда здоровью подростка и не мешающей его нормальному развитию. Также с согласия родителей, опекунов, попечителей разрешается заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14-летнего возраста – для работы в области искусства, в театре, кино, цирке, если эта деятельность также не наносит ущерба здоровью и нравственному развитию ребенка. Одной из категорий граждан как субъектов трудового права являются лица наемного труда, т. е. работники, которые обладают различным правовым статусом по отношению к работодателю в зависимости от видов трудовых договоров и правоотношений. Согласно ст. 20 ТК РФ ими признаются физические лица, которые вступили в трудовые отношения с работодателем. В свою очередь, работником может быть как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства, для которых установлены специальные требования при приеме на работу, т. е. они должны обладать специальной трудовой правосубъектностью.

Статьей 21 ТК РФ установлены основные трудовые права и обязанности работников, которые относятся абсолютно ко всем работникам.

Следующей категорией граждан как субъектов трудового права являются работодатели – физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо используют чужой труд для обслуживания своего домашнего хозяйства или оказания помощи в творческой либо научной деятельности, что регулируется гражданским законодательством.

Анализ ч. 4 ст. 11 ТК РФ позволяет также сделать вывод о том, что иностранные граждане и лица без гражданства могут быть не только работниками, но и работодателями со всеми их правами и обязанностями.

Работодатель является одной из сторон трудовых правоотношений. Работодателем может быть как физическое (т. е. гражданин, использующий наемных работников для осуществления предпринимательской деятельности, для работы в сельском и домашнем хозяйстве), так и юридическое лицо (организация любой формы собственности), вступившее в трудовые отношения с работником . Основное право работодателя – осуществлять наем работников и руководить трудовым процессом. Работодатель разрабатывает и принимает обязательные для работников правила и положения, которые регламентируют трудовую деятельность. Работодатель наделен властными полномочиями, такими как давать указания, которые обязательны для работника, правом привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности, а также правом приема и увольнения работника.

Трудовая правосубъектность работодателя возникает с момента его государственной регистрации. Деятельность работодателя как субъекта трудового права может быть прекращена в связи с его ликвидацией, которая осуществляется в случаях: признания его банкротом; принятия решения о запрете его деятельности из-за невыполнения условий, установленных законодательством; признания судом недействительными учредительных документов. Порядок ликвидации определен ст. 61 ГК РФ. С момента ликвидации трудовая правосубъектность работодателя прекращается.

Правовое положение профессиональных союзов в сфере труда

Профессиональный союз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими профессиональными, производственными интересами по роду их деятельности, создаваемое с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Основная задача профсоюзов связана с осуществлением их главной функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. В Конституции РФ закреплено право граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов. Полная и объемная регламентация прав профсоюзов содержится в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.). Каждый гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую деятельность, имеет право по своему усмотрению вступать в профсоюзы, заниматься профсоюзной деятельностью, выходить из профсоюзов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правосубъектность профессиональных союзов как юридического лица возникает с момента их регистрации в органах Министерства юстиции РФ в уведомительном порядке.

Основными правами и обязанностями профсоюзов являются:

– представительство и защита социально-трудовых прав и интересов работников;

– разработка нормативных документов по социальной защите работников;

– ведение коллективных переговоров и заключение от имени работников коллективных договоров и соглашений, осуществление контроля за исполнением условий коллективных договоров и соглашений;

– участие в урегулировании индивидуальных и коллективных трудовых споров;

– контроль за соблюдением законодательства о труде, состоянии охраны окружающей среды;

– подготовка, повышение квалификации профсоюзных кадров;

– имущественные, финансовые права и др.

В гл. 3 ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г.) и ТК РФ предусмотрена система гарантий прав профсоюзов, необходимость которой связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и не могут в полной мере обеспечить реализацию собственных полномочий. В нее входят:

1) имущественные гарантии деятельности профсоюзов, которые в законодательстве сформулированы как их права;

2) личные гарантии, т. е. это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

3) обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций содействовать профсоюзам в их деятельности, которая прямо предусмотрена законом;

4) надзор и контроль за соблюдением законодательств о правах профсоюзов, которые призвана осуществлять прокуратура как орган государственного надзора за законностью;

5) юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, т. е. за нарушение предусмотренных законодательством профсоюзных прав.

Согласно ст. 136 УК РФ за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов предусмотрена уголовная ответственность.

Система источников трудового права и ее особенности

Источники трудового права – это законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые правоотношения, устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.

Совокупность источников представляет собой систему трудового права.

В ст. 5 ТК РФ приведен перечень нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. По иерархии акты трудового законодательства и иные нормативные акты распределяются следующим образом: ТК РФ; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Актом высшей юридической силы является Конституция РФ, которая устанавливает основные положения российской правовой системы и закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. Следующим после Конституции звеном являются законы. Основной трудовой закон в настоящее время – это Трудовой кодекс РФ, который вступил в силу 1 февраля 2002 г. Он является сводным федеральным законом в области труда и действует на всей территории РФ. ТК имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, которые не должны противоречить ТК РФ. ТК РФ закрепляет положения правового регулирования труда и подробно решает вопросы, которые возникают между работниками и работодателями.

Система источников трудового права характеризуется рядом особенностей:

во-первых, наличием актов как федерального, так и регионального уровня, а также актов органов местного самоуправления;

во-вторых, наличием ратифицированных международных актов о труде;

в-третьих, наличием нормативных соглашений между социальными партнерами;

в-четвертых, наличием локальных нормативных актов, принимаемых непосредственно в организациях;

в-пятых, делением нормативных актов на общие и специальные.

Акты высших судебных органов – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ – не являются источниками трудового права, поскольку постановления Пленума Верховного Суда обобщают правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства, а Конституционный Суд решает вопросы о конституционности того или иного нормативного акта.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить нормам Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ представляют собой акты исполнительной власти, носят подзаконный характер и издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.

Постановления, разъяснения и инструкции Министерства труда и социального развития РФ обеспечивают правильное и единообразное толкование и применение законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда, касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства и т. д.

Акты органов местного самоуправления определяют и регулируют вопросы труда на предприятиях и в организациях, находящихся на территории данного органа местного самоуправления, регулируют вопросы занятости населения и т. д.

Локальные нормативно-правовые акты имеют ограниченную сферу действия, принимаются непосредственно в организации и не могут противоречить законам и другим подзаконным актам. К ним относятся, например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании и т. д.

Трудовое законодательство как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования трудовых отношений)

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Трудовой кодекс РФ, а именно ст. 6, вслед за Конституцией РФ предусматривает регулирование полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Указанная статья провела такое разграничение полномочий по двум критериям: по предмету регулирования и по содержанию (объему) регулирования.

В ч. 1 ст. 6 ТК РФ устанавливается четкий перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

По предмету регулирования к ведению федеральных органов государственной власти отнесены: порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства; порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, т. е. практически все институты трудового права, не связанные с установлением условий труда. По условиям труда на федеральном уровне устанавливается обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам и особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Отнесение указанного круга вопросов к ведению федеральных органов государственной власти связано прежде всего с их общегосударственным значением и необходимостью повышенной защиты прав и законных интересов трудящихся, а также с установлением единой системы гарантий их реализации.

На региональном уровне органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. В том случае, если такие нормативно-правовые акты содержат более высокий уровень трудовых прав и гарантий работников по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными актами РФ и это приводит к увеличению или уменьшению бюджетных расходов, то такой уровень должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

На уровне субъекта РФ могут быть установлены дополнительные права, гарантии, льготы и преимущества.

Органы власти субъектов РФ также вправе принимать нормативно-правовые акты по вопросам, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, однако это возможно тогда, когда подобные вопросы не были урегулированы последними, и в том случае, если будет принят федеральный закон или иной нормативно-правовой акт на федеральном уровне по этим вопросам, то закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Законы и иные нормативно-правовые акты, которые приняты органами власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с РФ и содержат нормы трудового права, не должны противоречить федеральным законам либо снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленных ТК РФ. В случае такого противоречия применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве, по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов о труде во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы.

По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт о труде вступает в силу со дня, указанного в самом акте или акте о его введении в действие. Если же дата вступления в силу нормативного правового акта не указана, то применяются правила, изложенные в ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которым, если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования, и в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», согласно которому они вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их опубликования, если в самих актах не указан другой срок вступления их в действие.

Коллективные договоры и соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами либо с того дня, который указан в самом коллективном договоре.

Прекращение действия закона или иного нормативного правового акта происходит в связи с истечением срока его действия, вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы, отменой данного акта другим актом равной или высшей юридической силы.

Действие нормативных правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального принципа, который предполагает действие нормативных правовых актов в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под пространством в данном случае имеется в виду территория, на которую распространяется действие источников трудового права. Для российских законов это территория Российской Федерации, территория субъектов РФ. В соответствии с этим федеральные законы и другие нормативные акты о труде распространяют свое действие на всей территории Российской Федерации. Законы субъектов Федерации действуют лишь на территории этих субъектов – в республике, крае, в области. Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют только на соответствующей территории. Локальные нормативные акты распространяются только на конкретную организацию, предприятие.

В сфере труда существуют общие нормы, которые распространяются на всех работников, и специальные, которые распространяют свое действие только на отдельные категории работников. Отдельными категориями лиц являются несовершеннолетние, женщины, лица, работающие в отдельных отраслях народного хозяйства, лица, занятые в бюджетной сфере, лица, работающие на тяжелых и вредных работах, и т. д.

Согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство распространяется на всех работников и работодателей независимо от организационно-правовой формы предприятия при наличии между работником и работодателем трудового договора. Это означает, что Трудовой кодекс и иные нормативные акты о труде распространяются не только на лиц наемного труда, но и на лиц, являющихся участниками товариществ, акционерных обществ. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они пользуются всеми правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Социальное партнерство (понятие, принципы, формы)

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

7.2. Международно-правовое регулирование защиты авторских прав и промышленной собственности В настоящее время главным средством преодоления территориального характера авторского и патентного права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

8.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок Правовое регулирование внешнеэкономической, и в особенности внешнеторговой, деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм.Мировое

Из книги Трудовое право России: Учебник автора Орловский Юрий Петрович

88. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств.Международный туризм как форма отдыха и человеческого

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ГЛАВА XVII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА (МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА) § 1. Понятие международно-правового регулирования трудаМеждународно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

45. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Важнейшую роль в урегулировании брачно-семей-ных отношений с иностранным элементом играют договоры о правовой помощи. В качестве примера возьмем Конвенцию 1993 г. о правовой помощи и правовых

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

47. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА Коллизионное регулирование обязательств из причинения вреда содержится в договорах о правовой помощи. Основное правило, которое в них используется, – это выбор права государства-участника, где

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Правовое регулирование труда осужденных В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. На администрацию ИУ возложена обязанность привлекать осужденных к

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

79. Правовое регулирование труда осужденных В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. На администрацию ИУ возложена обязанность привлекать

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

10. Правовое регулирование оплаты труда

Из книги Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ автора Морозов Андрей Николаевич

Правовое регулирование оплаты труда Оплата труда – система отношений, связанных с установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами и нормами НПА, коллективными договорами, локальными нормативными актами и трудовыми

Из книги автора

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18-лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней

Из книги автора

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.Заключение трудовых договоров о работе по

Из книги автора

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов,

Из книги автора

МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА Международные трудовые стандарты – главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением международно-правового регулирования являются

Из книги автора

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС Виды и характерные черты международно-правовых актов Таможенного союза обусловлены спецификой этого межгосударственного интеграционного

Правовое регулирование труда осуществляется при помощи принятия нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права I (нормативная форма регламентации), путем заключения коллективных соглашений по социально-трудовым вопросам, индивидуальных трудовых договоров (договорная форма регулирования - ст. 9 ТК РФ), а также посредством издания работодателем индивидуальных правовых актов распорядительного характера (приказов, распоряжений) (индивидуально-правовая форма регулирования). В понятие «трудовое законодательство» включается и законодательство об охране труда. Систему нормативных актов и соглашений о труде в соответствии со ст. 5 ТК РФ образуют следующие источники.

Конституция РФ. Закрепляет основные права и обязанности граждан в социально-трудовой сфере, устанавливает гарантии их реализации. Конституции республик в составе РФ. Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о труде. Международно-правовые акты, в том числе ратифицированные СССР и (или) РФ конвенции Международной организации труда (далее - МОТ), рекомендации МОТ, международные договоры I (ст. 10 ТК РФ). Международные акты согласно ст. 15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы. Конституционные законы, содержащие нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ принят 30 декабря 2001 года. Вступил в силу, за исключением части первой ст. 133, I с 1 февраля 2002 года. Кодекс является правовой основой нового трудового законодательства России. Все иные акты о труде работников должны соответствовать положениям ТК РФ. В случае возникновения противоречий между кодексом и иными федеральными законами, I содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ. Комплексные межотраслевые федеральные законы, содержащие не только нормы трудового права, но и положения, относящиеся к другим отраслям права (финансовому, административному, гражданскому и т. д.). Отраслевые федеральные законы. Указы Президента РФ, вносящие изменения в действующее законодательство о труде. Постановления Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В том числе, акты бывшего Минтруда РФ и ныне действующего Минздрава РФ. Нормативные акты федеральных отраслевых органов государственного управления. Законы и иные правовые акты субъектов РФ. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (ст. 7 ТКРФ). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Нормативные положения (условия) централизованных коллективных соглашений по социально-трудовым отношениям и коллективных договоров организаций.

Одной из наиболее существенных особенностей источников трудового права России является весьма широкое использование практики локального правового регулирования труда.

Локальное нормативное регулирование труда осуществляется работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законом, - коллективным договором организации с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8,372 ТК РФ). Локальные акты действуют в пределах одной организации (одного работодателя). Такое регулирование позволяет согласовать интересы работников и работодателей, установить более высокий в сравнении с законом уровень социально-трудовых гарантий, реализовать многие нормы Трудового кодекса РФ, требующие соответствующих локальных решений. Локальные нормы служат правовым основанием для разрешения споров в судах. Локальное нормативное регулирование осуществляется В организации посредством принятия актов комплексного характера (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка) либо специальных нормативных актов по отдельным видам социально-трудовых отношений (положения об оплате труда о премировании работников, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции, положении о персональных данных работников и др.). Локальные акты не могут ухудшать положение работников в сравнении с законом и коллективным договором, если таковой имеется в организации.

Понятие любой отрасли российской системы права , включая трудовое право , раскрывается при определении, во-первых, предмета отрасли права , а именно тех общественных отношений, которые регулируются нормами этой отрасли права , и, во-вторых, специфического метода правового регулирования указанных отношений.

Предмет трудового права составляют общественные отношения по применению труда работника в производственной (хозяйственной, иной) деятельности работодателя, именуемые трудовыми отношениями, и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Таким образом, предмет трудового права образуют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и отношения, непосредственно связанные с ними, или, как еще принято говорить, производные от трудовых. Эти отношения в ТК РФ определены в ч. 2 ст. 1.

Все они складываются в определенную систему правоотношений трудового права на основе единства предмета отрасли. Трудовые правоотношения являются ее центральным элементом, они определяют характер других правоотношений, которые вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль.

В ст. 15 ТК РФ закреплено следующее понятие трудовых отношений - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы трудового права , коллективным договором , соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором .

Следует подчеркнуть, что в этом определении, которое впервые закреплено в трудовом законодательстве России, устанавливается обязательность соглашения между работником и работодателем, личное выполнение работником трудовой функции за плату под руководством работодателя, обеспечивающего необходимые условия труда и вознаграждение за труд. Трудовые отношения как предмет трудового права характеризуются следующими свойственными им чертами: работник лично выполняет свою работу (трудовую функцию). При этом он включается в коллектив (штат) с подчинением установленным правилам внутреннего трудового распорядка. Поскольку трудовые отношения носят возмездный характер, то на работодателя возложена обязанность оплачивать труд работника, а у работника есть право на оплату его труда, кроме того, работодатель обязан обеспечивать соответствующие условия и безопасность труда работника.

Поскольку трудовой деятельностью могут заниматься и лица, заключившие гражданско-правовые договоры (авторский, личного подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), важно различать характерные признаки трудового правоотношения, которые отграничивают его от смежных, в том числе гражданско-правовых отношений, являющихся предметом регулирования гражданского права .

К указанным признакам можно отнести следующие:

  • трудовые отношения возникают на основании специального соглашения (трудового договора) между работником и работодателем;
  • личный характер прав и обязанностей работника, который обязан своим трудом участвовать в производственной либо иной деятельности работодателя (организации), используя свои способности к труду;
  • обязанность работника выполнять обусловленную трудовым договором работу по определенной специальности, квалификации или должности (трудовую функцию);
  • выполнение работником его трудовой функции осуществляется в условиях коллективного (кооперированного) труда, что обусловливает необходимость подчинения субъектов трудового правоотношения правилам внутреннего трудового распорядка, установленным работодателем. Это означает и подчинение работника распоряжениям и указаниям работодателя, его коллективного (совета директоров, правления и т.п.) или единоличного исполнительного органа (руководителя, директора и др.);
  • возмездный характер трудового правоотношения, что проявляется в ответных действиях работодателя на выполнение работником трудовой функции - в систематической выплате в установленные сроки соответствующей заработной платы (два раза в месяц и т.п.);
  • обязанность работодателя, использующего труд работника, создавать ему здоровые и безопасные условия труда, соблюдать трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда ;
  • право каждого из субъектов трудового правоотношения на его расторжение без каких-либо санкций, но с соблюдением установленного законом порядка. При этом работодатель в предусмотренных случаях обязан не только предупредить работника об увольнении, но и выплатить выходное пособие, а также другие компенсации.

Для характеристики предмета трудового права необходимо уяснить, что понимается под самостоятельным и несамостоятельным (наемным) трудом. Специфическое свойство человека заключается в том, что он обладает способностью к труду, которой он свободно и лично распоряжается.

Иными словами, совместный труд людей невозможен без соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, устанавливаемых работодателем.

Третья черта метода проявляется в характере (способе) установления прав и обязанностей субъектов трудового правоотношения. Это связано как с сочетанием государственного и договорного регулирования трудовых отношений, так и с участием коллективов (работников) и их представительных органов, прежде всего профсоюзов , в установлении и применении условий труда путем развития социального партнерства.

Государственное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством нормативных правовых актов , устанавливающих общие начала и единые нормы, закрепляющие права и свободы человека в труде, необходимые для охраны жизни и здоровья работников, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В централизованном порядке устанавливаются правила по охране труда , минимальный размер оплаты труда (МРОТ), максимальная продолжительность рабочего времени и другие трудовые права и гарантии работников на определенном уровне, а также возможность их повышения в результате договорного регулирования. При достижении соглашений на основе трехстороннего сотрудничества представителей работников, работодателей и государства, а также с помощью заключения коллективных договоров социальными партнерами (работниками и работодателями) и в определенной мере - трудовых договоров за счет собственных средств работодателей могут быть установлены дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и дополнительные гарантии для всех работников или их отдельных категорий.

При этом условия договоров о труде не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, иначе они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Сочетание государственного и договорного регулирования, включая локальные нормативные акты, охватывает общие и специальные нормы трудового права , укрепляет единство и дифференциацию правового регулирования трудовых отношений. Единство проявляется в основном в общих нормах трудового права, распространяющихся на всех работников на всей территории России. Общие нормы обязательны для всех работодателей независимо от их формы собственности и организационно-правовых форм. Дифференциация (различие) находит свое отражение в специальных нормах, учитывающих особенности и условия производства, территориальное местонахождение работодателей, характер и специфику трудовой деятельности различных субъектов труда и категорий работников (труд женщин, подростков, инвалидов) либо условий труда (труд педагогических, медицинских работников, работников транспорта, профессиональных спортсменов).

Дифференциация правового регулирования труда связана с его единством и находит отражение в специальных нормах путем конкретизации общих норм либо их дополнения, а в некоторых случаях и изъятия из общих положений. Специальные нормы содержатся в ТК РФ (разд. XII и другие разделы и статьи). Дифференциация широко проявляется в соглашениях, коллективном договоре и в локальных нормативных актах, учитывающих условия и особенности производства, характер труда определенных категорий и профессиональных групп работников, и др.

Последняя, четвертая, черта метода трудового права проявляется в особенностях, которые присущи способам защиты трудовых прав и средствам обеспечения обязанностей участников (субъектов) трудового правоотношения.

Полный перечень способов защиты содержится в ст. 352 ТК РФ. Особенность заключается в том, что наряду с государственными органами , уполномоченными рассматривать трудовые споры , возможно создание КТС.

При нарушении работодателем трудовых прав работников или коллективных интересов работников возникают индивидуальные или коллективные трудовые споры. Способ (порядок) их разрешения зависит от вида и характера этих споров.

Трудовое право разграничивает способы (средства) обеспечения исполнения обязанностей субъектами трудовых правоотношений. В обеспечении исполнения обязанностей работодателями важную роль призваны играть государственные органы надзора и контроля , а также профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства. За нарушения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) в трудовом праве установлена ответственность работодателя и должностных лиц: дисциплинарная и материальная. Предусмотрена также административная ответственность для работодателей - юридических лиц и физических лиц , являющихся индивидуальными предпринимателями , для руководителей, иных лиц, представляющих работодателя. Если нарушения трудового законодательства признаны преступлением , то наступает уголовная ответственность (конкретные составы преступлений в сфере труда и охраны труда содержатся в УК РФ). К уголовной ответственности не привлекаются работодатели - юридические лица.

Исполнение трудовых обязанностей работником обеспечивается такими мерами, как поощрение и материальное стимулирование, а работники, нарушившие трудовые обязанности (совершившие дисциплинарный проступок), привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за совершение дисциплинарного проступка и (или) к материальной ответственности в установленном порядке.

В силу развития социально-экономических отношений метод правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений не является неизменным и не может быть сведен к одному, хотя и наиболее характерному, признаку (свойству). Очевидно, что и в более "однородных" отраслях права используются различные способы регулирования общественных отношений.

Метод трудового права, показывающий какими способами (правовыми приемами, средствами) осуществляется регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, с одной стороны, характеризуется общими чертами (признаками), присущими методу. С другой стороны, он отражает специфику предмета и обеспечивает должное поведение

Трудовое право – одна из важных отраслей права , регулирующая трудовые отношения работников и работодателей, а также иные, непосредственно связанные с трудом отношения.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ (создания материальной основы общества).

Замечание

Однако не каждый труд связан с трудовой деятельностью и нормами трудового права . Так, труд на личном садовом участке, труд домохозяйки по уборке собственной квартиры, стирке, приготовлению еды для себя и своей семьи, труд учащегося по освоению знаний – всё это общественно-полезный труд. Но он не регулируется нормами трудового права.

Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда.

Общественная организация труда – это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данного производства, в том числе и духовного (оркестровая музыка, театр и т.д.), деятельности по управлению или оказанию определенных услуг сферы обслуживания населения (медицина, образование и т.д.). Общественная организация труда в любом обществе имеет две стороны:

  1. техническую;
  2. социальную.

Трудовое право не регулирует техническую сторону (технологические процессы, работу техники, машин) - здесь применяются технические правила, которые в разных странах могут быть одинаковыми.

Трудовое право - это совокупность норм, регулирующих общественные (социальные) отношения по труду на производстве, по социальной (общест­венной) организации труда во всем ее многообразии, по защите трудовых прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Предмет трудового права

В систему об­щественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Индивидуальный предприниматель (без наемных рабочих), являясь собственником средств производства и одновременно обладая рабочей силой, которой распоряжается, трудится самостоятельно, индивидуально. Здесь нет места трудовым отношениям, отсутствует совместный (коллективный) процесс труда.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

П редметом трудового права являются не все отношения, связанные с трудом, а лишь общественно-трудовые отношения, воз­никающие в связи с непосредственной деятельностью людей в про­цессе труда, выполнением работы. Будучи связанными с использо­ванием наемного труда, они возникают между наемными работника­ми и работодателями (в некоторых случаях в этих отношениях могут принять участие представители работников и работодателей, а так­же государство в лице своих органов).

Предмет трудового права включает:

1) собственно трудовые от­ношения ;

2) другие, тесно с ними связанные и производные от них общественные отношения (ст. 1 ТК РФ):

    • по организации труда и управлению трудом;
    • по трудоустройству у данного работодателя;
    • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
    • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    • по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов , содержащих нормы трудового права;
    • по разрешению трудовых споров;
    • по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Эти отношения имеют как общие черты, так и существенные признаки, характерные только для них и отличающие их от других отношений, так или иначе связанных с применением труда наем­ных работников.

Отличие предмета отрасли трудового права (как системы отношений, регулируемых нормами трудового права), от предмета науки трудового права и учебного курса: у них предметом является изучение самих норм трудового законодательства, не только российского, но и международного, а также их истории и учений о правоотношениях сферы трудового права.

Метод трудового права

Если предмет трудового права указывает на род, вид общественных отношений, которые регулируются нормами трудового права, то метод трудового права показывает, как и какими правовыми приемами и средствами производится регулирование трудовых отношений .

Метод трудового права - совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования трудовых и производных от них отношений.

Метод каждой отрасли права имеет свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования труда. Специфика метода трудового права отличает эту отрасль от других отраслей права.

Подробнее

Исходя из общей теории права, метод правового регулирования трудовых отношений выражается в следующих признаках:

    1. в своеобразии оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений;
    2. в юридически общем положении участников трудовых правоотношений;
    3. в характере установления прав и обязанностей;
    4. в способах защиты прав и средствах обеспечения обязанностей сторонами трудовых правоотношений.

Первый признак метода трудового права проявляется в договорном возникновении трудовых правоотношений, в том числе в случаях и порядке, установленных законодательством или иным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, или уставом (положением) организации: избрания на должность; избрания по конкурсу; судебного решения о заключении трудового договора и др.

Второй признак метода трудового права проявляется в особенности общего юридического положения субъектов трудовых правоотношений – их равенстве при заключении трудового договора; в подчинении работников в процессе выполнения ими трудовых функций правилам внутреннего трудового распорядка, с одной стороны, а с другой – в обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, или иным нормативно-правовым коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Третий признак метода трудового права характеризуется сочетанием централизованного (общего и отраслевого) регулирования трудовых отношений с локальным регулированием при участии трудовых коллективов и профсоюзов в данном процессе. Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных актов и иных правовых норм в области труда. Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимают коллективный договор, различные соглашения.

Четвертый признак метода трудового права связан со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. При нарушении трудовых прав работника со стороны работодателя вопрос об их восстановлении решается специальным органом (комиссия по трудовым спорам), при участии профсоюзов или в судебном порядке. Надлежащее исполнение работниками трудовых обязанностей обеспечивается специфическими для трудового права средствами – мерами дисциплинарной и материальной ответственности.

К этим общим признакам метода трудового права можно добавить еще два признака метода, отражающих специфику трудового права:

  1. участие работников через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;
  2. единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).

Дифференциация правового регулирования труда (т.е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения), являются следующие:

    • вредность и тяжесть условий труда;
    • климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
    • субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его детородная функция и материнская роль), а также социальная роль одинокой матери (одинокого отца), лиц с семейными обязанностями, психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченная трудоспособность инвалидов;
    • специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников;
    • особенность трудовой связи членов производственных кооперативов, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица;
    • особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;
    • специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

Специальные нормы дифференциации трудового права – трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) – позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные их трудовые права и обязанности.

Рассматривая вопрос о методе трудового права, следует иметь в виду, что существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений:

    1. публично-правовой (императивный );
    2. частно-правовой (диспозитивный - заключение гражданско-правовых договоров).

Если граждане России реализуют конституционное право на труд в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна (и чаще всего она имеет место) комбинация методов .

Поскольку трудовые отношения охватывают три элемента: иму­щественный, управленческий и охранительный, то особенности каж­дого из этих элементов оказывают свое влияние на метод трудового права. В результате он оказывает различное воздействие на разные институты данной отрасли права. Предметный признак трудового права, обладающий вполне определенной спецификой, наклады­вает своеобразный отпечаток на его метод.

Особенности ме­тода правового регулирования трудовых отношений (метода трудо­вого права):

    • сочетание централизованного и децентрализованного (в первую очередь, локального) регулирования;
    • сочетание единства и дифференциации правового регулирова­ния, характеризующееся наличием, как норм общего характера, так и норм, учитывающих особенности труда различных категорий ра­ботников (по объективному или субъективному критериям);
    • договорный способ установления и изменения трудовых отно­шений (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке);
    • социальное партнерство (достаточно широкое участие предста­вителей работников в регулировании многих аспектов трудовых отношений);
    • специфику защиты трудовых прав участников трудовых отноше­ний, находящую свое отражение в механизме осуществления над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также в механизме разрешения трудовых споров.

Система трудового права

Система отрасли права – это ее внутренняя структура, обеспечивающая наилучшее расположение правовых норм для четкого и правильного понимания. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Трудовое право - это совокупность взаимосвя­занных правовых норм, составляющих определенную целостную сис­тему, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой от­раслью права общественных отношений.

К трудовым отношениям относятся следующие правовые институты:

    1. трудового договора;
    2. рабочего времени;
    3. времени отдыха;
    4. оплаты и нормирования труда;
    5. гарантий и компенсаций;
    6. охраны труда;
    7. институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми , составляют следующие правовые институты:

    • трудоустройства и занятости у конкретного работодателя;
    • трудового распорядка и дисциплины труда;
    • профессиональной подготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя;
    • материальной ответственности сторон трудового договора;
    • защиты трудовых прав работников.

Система отрасли трудового права делится на части:

    1. Общую (ТК РФ);
    2. Особенную (ТК РФ);
    3. Специальную (международные договоры и т.д.).

Общая часть трудового права включает правовые нормы, определяющие:

    • предмет и метод трудового права;
    • цели и задачи правового регулирования;
    • принципы правового регулирования трудовых отношений;
    • правовой статус работников как субъектов трудового права;
    • источники трудового права;
    • социальное партнерство в сфере труда;
    • общие положения, касающиеся всех правовых институтов трудового права.

К Особенной части трудового права относятся нормы, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Система трудового права, ее Общая и Особенная части, закреплена в различных формах, и прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Специальная часть системы трудового права включает принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией. Международные договоры, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как приоритетные перед внутренним трудовым законодательством в области трудовых отношений.

2.3333333333333

Вопрос 1: Форма и система правового регулирования труда

Тема 2: Источники трудового права

Вопросы лекции:

1. Форма и система правового регулирования труда;

2. Локальное и правовое регулирование труда;

3. Понятие и значение, роль судебной практики в регулировании трудовых отношений.

Регулирование трудовых и связанных с ними отношений осуществляется с использованием четырех форм:

1. Нормативное регулирование – нормативные акты, нормы права и т.д.;

2. Коллективно-договорное регулирование – коллективные договоры организаций;

3. Индивидуально-договорное регулирование труда – трудовой договор;

4. Издание приказов и распоряжений работодателя, которыми устанавливаются соответствующие права и обязанности сторон.

Трудовое право в соответствии с концепцией Трудового кодекса РФ делится на две части:

1. Трудовое законодательство – это теоретическая концепция, закрепленная в трудовом кодексе или в законах субъектов РФ;

2. Международно-правовые акты и правовое регулирование труда (ст. 10 ТК РФ ).

Система включает в себя:

2. Федеральные межотраслевые законы (Закон «О статусе судей в РФ», ФЗ «О прокуратуре РФ» и другие);

3. Указы Президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ;

5. Нормативные акты функциональных органов государственного управления;

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

7. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ;

8. Акты органов местного самоуправления;

9. Локальные правовые акты работодателей.

Особенности:

1. Сочетание нормативного договорного регулирования;

2. Есть централизованное и локальное регулирование;

3. Общее и специальное законодательство о труде;

4. Участие работников и их представителей при регулировании труда;

5. Разграничение полномочий между РФ и субъектами.

Локальное регулирование труда – это принятие и издание правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, действующие в рамках одного данного конкретного работодателя. Сочетание локального и централизованного регулирования труда – одна из наиболее значимых особенностей источников трудового права, одна из особенностей трудового права. При этом в настоящее время работодателям гарантируются огромные возможности в части самостоятельного регулирования труда работников. Соотношение изменилось в пользу локального регулирования. Понятие локальное регулирование традиционно используется в учебной и научной литературе. Однако впервые оно получило легальное закрепление, в нормах Трудового кодекса РФ.

Значение локального регулирования состоит в том, что:



1. Посредствам локальных источников реализуются полномочия работодателей в части самостоятельного регулирования труда, в том числе исключительные полномочия работодателей в сфере труда;

2. Позволяет согласовать интересы работодателя и работника в части установления условий труда, регулирования условий труда;

3. Позволяет установить государственные гарантии, либо конкретные правомочия, непредусмотренные и незакрепленные законом, тем самым улучшить положение работника в сравнении с действующим законодательством;

4. Обеспечить участие работников и их представителей в установлении условий труда, правовом регулировании труда;

5. Позволяют конкретизировать нормы действующего трудового законодательства.

Локально-правовое регулирование включает в себя:

1. Принятие нормативных актов;

2. Принятие коллективного договора;

3. Индивидуально-правовое регулирование;

4. Приказы и распоряжения работодателя по кадровым вопросам, по вопросам труда издаются по унифицированным формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата РФ.

Локальное регулирование труда также может осуществляться путем издания актов комплексного характера, то есть регулирующих широкий круг вопросов (коллективный договор, правила внутреннего и трудового распорядка). По общему правилу издание локальных актов не является обязательным. Однако существуют и обязательные локальные акты, среди которых:

1. Правила внутреннего и трудового распорядка (ВТР);

2. Положения об оплате труда (обязательны для организаций, финансируемых из бюджета);

3. Положение о защите персональных данных;

4. Положение об аттестации работников (обязательно, если такая аттестация проводится работодателем);

5. Нормативные акты по охране труда и безопасности;

6. Штатное расписание;

7. Перечень лиц, для которых устанавливается ненормированный режим труда, должностей или работ, для которых устанавливается суммированный учет рабочего времени;

8. График отпусков (должностные инструкции обязательными не являются).

Локальные нормативные акты принимаются в соответствии со ст. 8 ТК РФ работодателем, поэтому в каждом конкретном случае следует проверять полномочия соответствующего органа юридического лица на издание соответствующих локальных актов. Бесспорное право издания таких актов предоставлено единоличному исполнительному органу – директору. В случае издания акта иными представителями, то его полномочия должны быть оформлены приказом или доверенностью.

Условия или правила принятия локальных актов:

1. Принимается компетентным органом;

2. Соблюден порядок принятия и разработки локального акта, в том числе правила ст. 372 ТК РФ об учете мнения выборного представительного органа;

3. Локальный акт не может ухудшать положение работника в сравнении с действующим законодательством;

4. Все локальные нормативные акты не могут противоречить в сравнении с коллективным договором, если условия трудового договора улучшают положения работников в сравнении с локальным актом, то применяются нормы трудового договора;

5. В соответствии со ст. 68 ТК РФ работник должен быть ознакомлен под роспись с локальными актами, относящимися к данному работнику, его работе в момент до заключения трудового договора. Также в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить с локальными актами в период трудовых отношений.

В случае осуществления государственного надзора в обязательном порядке или в случае необходимости обязательно истребуются соответствующие локальные акты. Ссылка на соответствующий акт в решении обязательна.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме