Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Совершенствование административно правовых средств обеспечения бдд. Характеристика административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до момента появления автомобиля, но с его изобретением данная проблема приобрела особо острый характер. Автомобилизация, помимо положительных моментов, привнесла в общество увеличение роста гибели людей на дорогах, а также получения ими травм различной степени тяжести. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, вовлечением всех членов общества в этот процесс в качестве участников дорожного движения, увеличением числа транспортных средств, деятельность государственных органов по обеспечению дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий приобретает особую значимость. Поэтому в последнее время особую актуальность приобретает вопрос государственного контроля в сфере дорожного движения.

В обеспечении безопасности дорожного движения большое значение имеет правовая регламентация поведения всех участников дорожного движения и последующее их дисциплинированное поведение, для достижения которого предусматриваются меры государственного контроля. За последние два десятка лет был принят ряд нормативных правовых актов, имеющих огромное организационно-управленческое значение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". В нем закреплены основы государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; представлена единая терминология, используемая в рассматриваемой сфере; регламентируется разработка программ повышения безопасности дорожного движения ; установлены виды работ и услуг, при выполнении которых должна обеспечиваться безопасность дорожного движения; определены ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения субъекты и предусмотрена в общем виде ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. Их основное содержание составляют предписания и запреты на действия участников дорожного движения в определенных ситуациях в сфере дорожного движения, за нарушения которых установлена система мер государственно-правового (административно-правового, уголовно-правового и гражданско-правового) принуждения;
  • Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". В нем отражены задачи, полномочия и основы организационной структуры ГИБДД;
  • Указ Президента РФ от 19.05.2012 № 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства";
  • Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
  • Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • УК РФ;
  • КоАП РФ;
  • постановление Правительства РФ от 08.04.1992 № 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации";
  • постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" и ряд иных нормативных документов.

В целях формирования и проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения Правительство РФ возложило на МВД России осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения . Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения, в области которого на сотрудников полиции возлагаются следующие обязанности :

  • осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • регулировать дорожное движение;
  • оформлять документы о ДТП;
  • осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения;
  • принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения;
  • регистрировать автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов;
  • осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств;
  • согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях – тяжеловесных грузов.

В системе МВД России основным субъектом, отвечающим за обеспечение безопасности дорожного движения, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее также – ГИБДД, Госавто- инспекция).

Систему службы Госавтоинспекции составляют следующие органы и подразделения ГИБДД МВД России.

  • 1. Главное управление но обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (ГУОБДД МВД России) , являющееся основным органом управления ГИБДД. Руководитель подразделения Госавтоинспскции па федеральном уровне является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ, в компетенцию которого входит:
  • 1) участие в выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 2) представление МВД России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ;
  • 3) ведение переписки от имени МВД России;
  • 4) запрос и получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведений о соблюдении ими законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 5) внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации предписаний (постановлений, представлений, решений) об устранении нарушений законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 6) создание по согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп) по вопросам, касающимся предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий;
  • 7) представление интересов Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами;
  • 8) осуществление руководства деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам РФ.

Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне выполняет функции государственного заказчика, возложенные на МВД России, в том числе по изготовлению:

  • – бланков водительских удостоверений;
  • – государственных регистрационных знаков на транспортные средства;
  • – другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  • – оперативно-технических средств для Госавтоинспекции.

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России по представлению министра внутренних дел РФ. Структура и штатная численность подразделений Госавтоинспекции на федеральном уровне утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

  • 2. Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России , структура и штатная численность которого утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.
  • 3. Подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ . Положения о подразделениях ГИБДД на региональном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ но согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Руководители подразделений ГИБДД на региональном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам РФ, осуществляющими руководство деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе "Байконур". Подразделения ГИБДД на региональном уровне могут являться обособленными подразделениями территориальных органов МВД России по субъектам РФ, наделяться имуществом, иметь счета, а также печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по субъектам РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне, согласованному с руководителем территориального органа МВД России по субъекту РФ. Заместители главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам РФ назначаются на должность и освобождаются от нее руководителями территориальных органов МВД России по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Структура подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне включает :

  • 1) управление (отдел, отделение) ГИБДД;
  • 2) межрайонные подразделения ГИБДД:
    • – регистрационно-экзаменационные подразделения;
    • – подразделения государственного технического осмотра автомототранспортных средств;
  • 3) центр (группу) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД;
  • 4) строевые подразделения ДПС ГИБДД:
    • – обеспечивающие безопасность дорожного движения на федеральных трассах, региональных трассах с интенсивным дорожным движением;
    • – оперативного реагирования;
    • – по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения (АСН).

Структура и штатная численность подразделений ГИБДД на региональном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ по представлению руководителей подразделений ГИБДД на региональном уровне по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспскции на федеральном уровне.

  • 4. Специализированные подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ , структура и штатная численность которых утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам Федерации по представлению руководителей подразделений ГИБДД на региональном уровне по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.
  • 5. Подразделения ГИБДД управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям , в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также подразделение Госавтоинспекции УМВД России на комплексе "Байконур" .

Положения о подразделениях Госавтоинспекции на районном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, но закрытым административно-территориальным образованиям, руководителем УМВД России на комплексе "Байконур" по согласованию с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

Руководители подразделений ГИБДД на районном уровне являются но должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе "Байконур". Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ но представлениям руководителей территориальных органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным обра

зованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, руководителя УМВД России на комплексе "Байконур", согласованным с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

Типовая структура Госавтоинспекции на районном уровне не имеет принципиального отличия от подразделений регионального уровня и состоит из следующих подразделений:

  • 1) отдел (отделение) ГИБДД;
  • 2) строевое подразделение ДПС ГИБДД;
  • 3) подразделения ГИБДД: регистрационно-экзаменационные подразделения;
  • – подразделения государственного технического осмотра автотранспортных средств;
  • 4) центр (группа) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

Структура и штатная численность подразделений ГИБДД на районном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ в соответствии с утвержденными министром внутренних дел РФ типовой структурой и типовым штатным расписанием территориальных органов МВД России по представлению руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне и по согласованию с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

6. Научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы. Структура и штатная численность данных подразделений Госавтоинспекции утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.

Главную роль в системе ГИБДД играют подразделения ДПС, которые осуществляют оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвуют в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Ведомственные правовые акты определяют следующие основные задачи ДПС:

  • подразделения ДПС – осуществление контрольных, надзорных, профилактических и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • подразделения ДПС оперативного реагирования – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения в районах осложнения обстановки с аварийностью, местах проведения массовых

мероприятий, при эпизодических проездах автомобилей специального назначения и проведении специальных мероприятий, в том числе межрегиональных;

специализированные подразделения ГИБДД – обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения во взаимодействии с федеральными органами государственной охраны, органами федеральной службы безопасности.

В состав ДПС ГИБДД МВД России входят такие строевые подразделения, как полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области безопасности дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы. При этом функции строевых подразделений можно объединить в единую для всех группу, а именно:

  • распорядительно-регулировочные действия, оказание помощи участникам дорожного движения, содействие гражданам в реализации их законных прав и интересов;
  • контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, других нормативов и стандартов;
  • выезд на места ДТП для выполнения неотложных действий, документирование в установленном порядке фактов и событий на месте ДТП;
  • проведение доследственной проверки материалов ДТП с пострадавшими;
  • осуществление в установленном порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • участие в охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места ДТП;
  • осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
  • выявление недостатков в состоянии улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, нарушений установленного порядка производства ремонтных и строительных работ на дорогах, принятие неотложных мер при возникновении экстремальных дорожных ситуаций;
  • участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств установленных норм и правил в сфере перевозочной, транспортно-экспедиционной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Для решения задач соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекция наделена широким кругом полномочий, которые по своей целевой направленности могут быть разделены :

  • на административно-предупредительные, выступающие в качестве ограничений административно-правового характера, административно- побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица ;
  • административно-обеспечительные;
  • административного пресечения, перечень которых весьма широк и разнообразен, от требований прекратить совершение правонарушения до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, исходя из Федерального закона "О полиции" и иных нормативных правовых актов.

Сущность организации дорожного движения и обеспечения ее безопасности заключается в оперативном реагировании на аварийность, а также применении таких мер административного воздействия, как убеждение и принуждение в отношении должностных лиц и граждан для четкого и неукоснительного соблюдения ими требований правовых норм в области дорожного движения. В силу наделения Госавтоинспекции государственно-властными полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения поставленные перед ней задачи решаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сокращение числа погибших и пострадавших в результате ДТП людей.

Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне.

  • См.: Коренев А. П. Административное право России: в 3 ч. Ч. 1. М., 2000. С. 192.
  • ФЗ О безопасности дорожного движения.

    Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

    Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

    Статья 10. Программы обеспечения безопасности дорожного движения

    1. В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

    Согласно Закону Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности»(1) под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Согласно концепции национальной безопасности России под таковой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. К жизненно важным интересам относятся потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    По данным исследования ВЦИОМ: 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 38% заявили о том, что среди их близких или знакомых есть люди, пострадавшие либо погибшие в автокатастрофах. Недисциплинированность водителей 66% назвали основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди .

    Среди основных причин нарушений правил дорожного движения 50% населения назвали низкий культурный уровень участников дорожного движения, посчитав это самой главной проблемой. На втором уровне – недостаточно жёсткие санкции за нарушение правил дорожного движения, далее идут неэффективная организация дорожного движения и наличие привилегий у отдельных водителей .

    В обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по обеспечению безопасности на дорогах: рассматриваются предложения по ужесточению наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения, повторное нарушение и агрессивную езду ; установка видеонаблюдения, фиксирующего действия водителя и все его коммуникации с инспекторами Госавтоинспекции; оснащение видеорегистраторами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров.

    Обсуждая возможные меры по улучшению дорожной ситуации, эксперты выделили два основных вектора в решении данной проблематики – это необходимость развития дорожной инфраструктуры и совершенствование организации дорожного движения, а также повышение культуры на дорогах, создание в обществе неприятия нарушений ПДД.

    Также необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание законодателя на недопустимость превращения административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент чрезмерного ограничения права собственности граждан, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания. Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция). Подразделения Госавтоинспекции систематически наблюдают за соответствием поведения участков дорожного движения на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры требованиям Правил дорожного движения, принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области дорожного движения.

    Безопасность дорожного движения в соответствии со ст. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» рассматривается как состояние процесса дорожного движения , отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Из приведенного законодательного определения, рассматриваемого в совокупности со смежными понятиями, следует, что безопасность дорожного движения – состояние, которое должно характеризоваться конкретными количественными показателями, иначе было бы невозможно установить степень защищенности участников дорожного движения. Основной угрозой безопасности дорожного движения законодатель справедливо считает дорожно-транспортные происшествия. В то же время, безопасности участников дорожного движения угрожают не только события дорожно-транспортных происшествий, но и бездействие или недостаточно эффективное действие субъектов, призванных уменьшить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (Госавтоинспекции, аварийно-спасательных служб, медицинских работников).

    55.Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

    На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи: 1) обеспечение личной безопасности граждан;2) обеспечение успешного проведения массового мероприятия;

    3) предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и общественной безопасности;4) оказание помощи и содействия соответствующим должностным лицам и организаторам в установленных законом пределах в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;5) оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;6) обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

    Деятельность ОВД по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий должна подразделяться на три этапа:

    1. Подготовительный.

    2. Исполнительный.

    3. Заключительный.

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД, который начинается с момента получения задачи, проводится следующая работа:

    · уточняется место, время, порядок проведения массового мероприятия, количество и состав участников и зрителей;

    · проводится рекогносцировка местности, принимается решение, разрабатывается план охраны общественного порядка и безопасности и организуется взаимодействие всех привлекаемых сил;

    · осуществляются дополнительные мероприятия по усилению борьбы с преступностью, бродяжничеством, попрошайничеством, хулиганством, пьянством и другими антиобщественными проявлениями;

    · организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы;

    · проводится обследование мест проведения массового мероприятия в отношении противопожарной безопасности и устраняются выявленные неисправности;

    · принимаются меры по дополнительному оборудованию территории;

    · проводится инструктаж соответствующих должностных лиц об их обязанностях при проведении массового мероприятия;

    · организуется взаимодействие с общественными формированиями.

    Для обеспечения управления силами и средствами в период подготовки и проведения массового мероприятия создается оперативный штаб ОВД. Подготовка личного состава к несению службы заключается в проведении инструктажа руководящего состава и нарядов, репетиций и тренировок. В необходимых случаях организуются специальные занятия, на которых особое внимание уделяется изучению вопросов несения службы в оцеплении, на КПП, действиям нарядов полиции.

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД охватывает действия нарядов и управление ими непосредственно при проведении массовых мероприятий. В этот период проводится следующая работа:

    · вводится ограничение движения транспорта и пешеходов;

    · производится удаление из зоны оцепления неорганизованного населения;

    · организуется служба нарядов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в районе проведения массового мероприятия и на прилегающей территории.

    В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД осуществляется:

    · снятие введенного ограничения движения транспорта и пешеходов;

    · возобновление прерванной работы торговых, зрелищных и других предприятий;

    · свертывание сил и средств и сосредоточение в намеченных пунктах;

    · подведение итогов несения службы.

    . 56.Основные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

    Статья 3. Участие граждан в охране общественного порядка

    Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

    Статья 4. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка

    1. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка:

    а) пропаганда правовых знаний;

    б) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

    в) деятельность по профилактике и предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    г) участие в деятельности общественных пунктов охраны порядка;

    д) иное участие в охране общественного порядка, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

    2. Формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с правоохранительными органами - добровольное участие в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате (далее - внештатные сотрудники правоохранительных органов) и действующих под руководством должностных лиц правоохранительных органов.

    На внештатных сотрудников правоохранительных органов распространяются положения, предусмотренные статьями 12-17 настоящего Закона.

    Статья 6. Организационные формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка

    1. Организационные формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка:

    а) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;

    б) народные дружины.

    2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

    3. Народные дружины представляют собой добровольные объединения граждан, создаваемые для участия в охране общественного порядка на соответствующей территории совместно с правоохранительными органами.

    На деятельность народных дружин не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".

    Статья 7. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка

    Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.


    Похожая информация.


    Исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры:

    контроль за дорожным движением;

    контроль за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

    регулирование дорожного движения;

    остановка транспортного средства;

    остановка пешехода;

    проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;

    составление постановления-квитанции о наложении административного штрафа;

    опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;

    составление протокола об административном правонарушении;

    вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

    отстранение от управления транспортным средством;

    освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

    направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    изъятие водительского удостоверения;

    запрещение эксплуатации транспортного средства;

    задержание транспортного средства;

    осмотр транспортного средства и груза;

    досмотр транспортного средства;

    личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

    изъятие вещей и документов;

    арест вещей;

    доставление;

    административное задержание;

    вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении;

    вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

    выезд на место дорожно-транспортного происшествия;

    составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

    Общие требования к исполнению административных процедур (действий)

    32. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

    33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции - с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.

    34. Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки.

    Исполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 47 (4 абзац), 61, 109 (6 и 7 абзацы), 201 и 216 настоящего Административного регламента.



    Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V настоящего Административного регламента.

    35. Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве49 в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного.

    Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля.

    36. Бланки процессуальных документов должны заполняться разборчиво шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) либо с использованием печатающего устройства.

    Внесенные в процессуальные документы исправления (дополнения) должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевший, должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями). В случае отказа указанных лиц от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.

    37. В случае возникновения обстоятельств, не предусмотренных настоящим Административным регламентом, сотрудник руководствуется требованиями законодательства, указаниями руководителя подразделения или дежурного.

    По данным исследования ВЦИОМ, 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 38% заявили, что среди их близких или знакомых есть люди, пострадавшие либо погибшие в автокатастрофах. Недисциплинированность водителей 66% назвали основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди.

    Среди основных причин нарушений правил дорожного движения 50% населения назвали низкий культурный уровень участников дорожного движения, посчитав это самой главной проблемой. На втором уровне - недостаточно жесткие санкции за нарушение правил дорожного движения, далее идут неэффективная организация дорожного движения и наличие привилегий у отдельных водителей.

    В обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по обеспечению безопасности на дорогах: рассматриваются предложения по ужесточению наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения, повторное нарушение и агрессивную езду ; установка видеонаблюдения, фиксирующего действия водителя и все его коммуникации с инспекторами Госавтоинспекции; оснащение видеорегистраторами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров.

    Обсуждая возможные меры по улучшению дорожной ситуации, эксперты выделили два основных направления: необходимость развития дорожной инфраструктуры и совершенствование организации дорожного движения, а также (1) повышение культуры на дорогах, (2) создание в обществе неприятия нарушений ПДД.

    С учетом системного изменения законодательства об административных правонарушениях в сторону повышения размера административных наказаний, а также введения в КоАП новых составов административных правонарушений, в том числе путем их переноса из других кодифицированных актов, необходимо констатировать и тот факт, что результаты мониторинга законодательства свидетельствуют о том, что процесс усиления административной ответственности за нарушения правил дорожного движения по отдельным составам правонарушений в области дорожного движения уже перешел границу, за которой сдерживающий эффект административного наказания начинает снижаться. Данное явление давно известно юридической науке. Например, статистика ДТП, происходящих по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, подтверждает это.

    Также необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание законодателя на недопустимость превращения административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент чрезмерного ограничения права собственности граждан, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания .

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что усиление административной ответственности в области дорожного движения приведет к положительным результатам только в тех случаях, когда будут учитываться конституционные требования соразмерности и индивидуализации юридической ответственности; при установлении соответствующих правил назначения и исполнения административных наказаний должны приниматься во внимание критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

    Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на ГИБДД МВД России (Госавтоинспекция). Подразделения Госавтоинспекции систематически наблюдают за соответствием поведения участников дорожного движения на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры требованиям правил дорожного движения, принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области дорожного движения.

    Безопасность дорожного движения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» рассматривается как состояние процесса дорожного движения , отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Из приведенного законодательного определения, рассматриваемого в совокупности со смежными понятиями, следует, что безопасность дорожного движения - состояние, которое должно характеризоваться конкретными количественными показателями, иначе было бы невозможно установить степень защищенности участников дорожного движения. Основной угрозой безопасности дорожного движения законодатель справедливо считает дорожно-транспортные происшествия. В то же время безопасности участников дорожного движения угрожают не только события дорожно-транспортных происшествий, но и бездействие или недостаточно эффективное действие субъектов, призванных уменьшить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (Госавтоинспекции, аварийно-спасательных служб, медицинских работников).

    Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

    Основными направлениями деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения являются: (1) установление полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; (2) разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; (3) осуществление деятельности по организации дорожного движения; (4) организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения; (5) осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения .

    Из перечисленных направлений обеспечения безопасности дорожного движения выделяются правовые - основные элементы юридического механизма обеспечения безопасности дорожного движения: нормотворческая, разрешительная (сертификация, лицензирование, допуск к участию в дорожном движении в других формах ) и контрольно-надзорная правоприменительная деятельность. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не называет юрисдикционные средства - административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. В то же время административная ответственность всегда рассматривалась законодателем и руководством ОВД (да и значительной частью российского общества) как одно из основных средств воздействия на поведение участников дорожного движения. Помимо юридических средств в обеспечении безопасности дорожного движения задействуются и другие - организационные, финансовые и иные средства, но доминирующие над административно-правовыми отношениями.

    В основе юридического механизма обеспечения безопасности дорожного движения лежат правовые нормы, что свидетельствует о принадлежности данной деятельности к правовому регулированию, механизм которого образуют правовые нормы, правоотношения и акты реализации права. Вся совокупность правовых норм, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения, представляет собой довольно объемный правовой массив, в котором выделяются шесть блоков, названных в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения»: (1) установление полномочий субъектов обеспечения безопасности дорожного движения; (2) установление нормативных требований к участникам дорожного движения; (3) установление нормативных требований к транспортным средствам; (4) установление нормативных требований к объектам улично-дорожной сети; (5) установление правил поведения участников дорожного движения; (6) установление юридических гарантий реализации вышеназванных нормативных предписаний - административной ответственности.

    Основными нормативными правовыми актами в области безопасности дорожного движения для участников движения являются: ФЗ «О безопасности дорожного движения», КоАП РФ, правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (Основные положения) и др. Также существует ряд законодательных и подзаконных актов, ссылки на которые содержатся в указанных нормативных актах.

    Основной нормативный правовой акт, определяющий права и обязанности участников дорожного движения, - правила дорожного движения.

    Правила дорожного движения определяют требования по расположению, движению и маневрированию транспортных средств на проезжей части, в том числе регламентируют скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов, условия обгона и встречного разъезда, остановки и стоянки транспортных средств, устанавливают особенности движения по определенным объектам, таким как перекрестки, пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожные пути, автомагистрали, жилые зоны и другие, закрепляют условия пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, требования по перевозке людей и грузов, устанавливают дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных, а также регулируют иные вопросы, непосредственно относящиеся к дорожному движению и обеспечению безопасности дорожного движения.

    Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения определяют требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, положения, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Данным актом запрещается эксплуатация : автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, троллейбусов, трамваев и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают установленным требованиям; транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра; транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки; транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность.

    Состав административного правонарушения в области дорожного движения. Административное правонарушение в области дорожного движения - сложное правовое явление. Чтобы его охарактеризовать, целесообразно первоначально раскрыть сущность безопасности дорожного движения как объекта административно-правовой охраны. В специальной литературе существует мнение, что правоотношения в области дорожного движения представляют собой конкретные общественные отношения, урегулированные нормой права, с участием триединого сочетания «водитель - транспортное средство - дорога» . Нельзя не согласиться с тем, что дорожное движение должно регулироваться соответствующими административно-правовыми нормами. Без четкой системы разрешений и запретов в сфере, связанной с массовой эксплуатацией источников повышенной опасности, невозможно создать условия для безопасности участников движения.

    Положения КоАП РФ в части, касающейся ответственности за нарушения в области дорожного движения, возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрении дела, изменены по сравнению с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) 1984 г. Глава 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» была предметом наиболее острых дискуссий в процессе подготовки его проекта и обсуждения в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. После принятия КоАП РФ данная глава остается в центре внимания специалистов и общественности. Объясняется это тем, что фактически все граждане являются участниками дорожного движения.

    КоАП РФ объединил в отдельную главу (гл. 12) административные правонарушения в области дорожного движения. Но отдельные составы нарушений раскрываются в других главах. Так, например, выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума влечет ответственность по ст. 8.22 КоАП РФ, а нарушение правил государственной регистрации транспортных средств квалифицируется по ст. 19.22 КоАП РФ.

    Составом административного правонарушения признается совокупность его объективных и субъективных признаков, характеризующих действия (бездействие), в форме которых выражено нарушение, а также отношение лица к совершенному им деянию.

    Объектом административных правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП РФ, является безопасность дорожного движения. Родовым объектом нарушений ПДЦ являются общественные отношения в сфере дорожного движения. Непосредственными объектами указанных нарушений могут служить безопасность дорожного движения, жизнь, здоровье, имущество его участников, государственное, общественное имущество и т.д.

    Объективная сторона характеризует нарушение ПДД как акт поведения соответствующего лица, выразившийся в действии или бездействии, за который установлена мера ответственности. При этом важную роль в определении содержания объективной стороны проступка играют такие признаки, как наступившие негативные последствия, наличие причинной связи между ними и нарушением, а также место, время и способ его совершения. Некоторые виды административных деликтов в области дорожного движения имеют формальные составы, поэтому считаются оконченными в момент совершения предусмотренного в законе действия (бездействия) безотносительно к наступившим вредным последствиям (ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра», 12.4 «Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб», 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» КоАП РФ). Другие же в качестве обязательного признака объективной стороны содержат указание на наступление вредных последствий (ст. 12.24 «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» КоАП РФ).

    Субъект административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, его совершившее. По общему правилу (ст. 2.3 КоАП РФ) административная ответственность наступает с 16 лет. Правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, в большей части касаются водителей транспортных средств, т.е. могут быть совершены лицами, достигшими 18-летнего возраста (возраст, когда могут быть получены водительские удостоверения категорий В и С), 20-летнего возраста - категории D, 19-20-летнего возраста - категории Е, либо достигшими 16 лет (если речь идет об управлении транспортным средством категории А). Ответственность пешеходов, иных лиц (например, пассажиров) наступает с 16 лет. КоАП РФ не содержит отдельной статьи об административной ответственности несовершеннолетних. Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Субъектами нарушений ПДД могут быть граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, участвующие в дорожном движении, способные в силу возраста и нахождения в состоянии вменяемости нести ответственность за его совершение, а также должностные и юридические лица.

    Субъективная сторона административного правонарушения выражается в отношении нарушителя к содеянному. Субъективная сторона законодателем определяется виной в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). В ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ дается понятие умышленной вины. Ее наличие необходимо во всех случаях, когда возбуждается дело об административном правонарушении, которое может быть совершено только умышленно. К таким правонарушениям относятся почти все статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение ПДД. Субъективная сторона нарушения ПДД включает вину нарушителя, цель и мотивы совершаемых им противоправных действий. Она выражает отношение его совершившего лица к содеянному.

    Вина в нарушении ПДД может выражаться в форме умысла (когда лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично) или неосторожности (когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

    Диспозиции большинства норм, предусматривающих ответственность за нарушения в области дорожного движения, носят бланкетный характер - в них говорится лишь о нарушении определенных правил (ПДД, правил регистрации автомототранспортных средств и др.). То есть в нормах с бланкетными диспозициями деяние может образовать состав правонарушения только тогда, когда оно было выражено в нарушении закрепленных в соответствующих нормативных актах специальных правил безопасности.

    Необходимо отметить, что огромный объем административных правонарушений, соответствующие ему значительные затраты государственных средств, рабочего времени сотрудников ОВД и судейских работников не приводят к существенному снижению административной деликтности. Как верно отмечает Л.Л. Попов, эффективность административной юрисдикции зависит от качества деятельности по исполнению законодательства об административной ответственности. Полагаем, этот постулат заключается в соблюдении принципа индивидуализации назначения наказания, соразмерности назначенного наказания совершенному проступку, исключении планового подхода при выявлении правонарушений, устранении причин и условий, способствующих их совершению, и принципа неотвратимости наказания.

    Нельзя не согласится с мнением ведущих ученых-администра- тивистов, что само по себе усиление санкций за административные деликты не способствует сокращению их числа. Любое ужесточение административных наказаний не может быть эффективным без одновременного принятия мер по усилению контроля деятельности сотрудников полиции и судейских работников, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в целях искоренения в их рядах коррупции и случаев нарушения законности. В юридической литературе совершенно обоснованно подчеркивается «необходимость точного соблюдения, исполнения и использования правовых норм, адресованных самому правоприменителю».

    Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531(с поел. изм. и доп.).

  • Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1978. С. 3-10.
  • Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых публичной администрацией для обеспечения правопорядка.

    Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права.

    Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие:

    меры административного принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями (как правило, административнымиадминистративно-принудительными средствами;

    Административно правовое принуждение осуществляется в рамках неслужебного подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти;

    Множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, еще одна важная его особенность. Осуществлять меры административного воздействия вправе десятки видов органов.

    Административному воздействию подвергаются не только отдельные физические лица, но и организации, коллективные субъекты.

    Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

    Административно-правовое принуждение - это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль соблюдения соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение.

    Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно правовых норм, а только тех, которые формируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести и правила дорожного движения.

    Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

    Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т.е. внесудебный, порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. В этой связи можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

    Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер административного принуждения. Безусловно, что их использование в той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. В этом, видимо, нет ничего страшного, так как согласно Конституции РФ, права и свободы граждан могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом Ст. 55 Конституции РФ".

    Следовательно, основания, условия и порядок осуществления мер административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, - все это должно определяться только нормами федеральных законов.

    Анализ правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно разделить на три группы:

    Административно-предупредительные меры;

    Меры административного пресечения;

    Меры административной ответственности.

    Мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

    Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.

    В области обеспечения безопасности дорожного движения применяются следующие административно-предупредительные меры:

    проверка у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

    при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

    останавливать транспортные средства и проверять документы на права пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

    с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортного средства и грузов.

    При применении вышеуказанных административно -предупредительных мер должностными лицами органов исполнительной власти протокол об административном правонарушении не составляется.

    Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий.

    В целях обеспечения безопасности дорожного движения применяются следующие меры:

    Доставление;

    Административное задержание;

    Досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;

    Изъятие вещей, запрещенных к обороту либо ограниченных в нем и документов;

    Отстранение от управления транспортным средством;

    Медицинское освидетельствование на состоянии алкогольного опьянения;

    Задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации;

    Арест транспортного средства.

    Доставлением называется принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления непосредственно на месте выявления административного правонарушения в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение.

    Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможный короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

    По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной нормы, как административное задержание.

    Административное задержание является, по сути, кратковременным ограничением свободы физического лица и может быть применено лишь в исключительных случаях.

    Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно.

    Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

    Об административном задержании составляется протокол, в котором указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

    По просьбе лица, подвергнутого административному задержанию, о месте его нахождения в кратчайший срок должны быть уведомлены родственники, администрация по месту работы или учебы, и защитник.

    Срок административного задержания не должен превышать три часа либо не более 48 часов, в случае если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

    Срок административного задержания исчисляется с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органов внутренних дел или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.

    В целях обнаружения следов правонарушения и вещественных доказательств, имеющих значение для дела, уполномоченные на то лица (ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ) могут производить досмотр транспортного средства.

    Досмотр - это обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности.

    Досмотр производится в присутствии двух понятых и лица, в чьем ведении находится транспортное средство.

    В случаях, не терпящих отлагательств, досмотр транспортного средства может быть произведен в отсутствии владельца. При досмотре

    транспортного средства должна быть обеспечена его сохранность и товарный внешний вид. О досмотре транспортного средства составляется протокол Ст. 27.9 КоАП РФ..

    Изъятие вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст.ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых.

    Об изъятии вещей и документов составляется протокол. (См. приложение № 4).

    При совершении административного правонарушения, влекущего за собой лишение права управления транспортным средством у водителя изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

    Приказом МВД России от 1 августа 2002 года № 720 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002года № 472» Зарегистрированный в Минюсте РФ 27 августа 2002 года № 3745 утверждена форма временного разрешения на право управления транспортным средством. (См. Приложение № 5).

    Отстранение от управления транспортным средством, т.е. запрещение лицу совершать действия, в результате которых транспортное средство может быть приведено в движение, следует рассматривать и как меру, направленную на пресечение правонарушения.

    В качестве основания применения отстранения от управления транспортным средством предусмотрено несколько противоправных деяний:

    Управление транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствии его владельца ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ;

    Управлением транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) ч.2 ст. 12.5 КоАП РФ;

    Управлением транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ;

    Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством "ч. 2 ст. 21.7 КоАП РФ.

    В названных случаях лица подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причин отстранения.

    Об отстранении от управления транспортным средством составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения наиболее применяемая сотрудниками ГИБДД.

    Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения может производиться должностными лицами ГИБДД с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости». Изменение цвета наполнителя трубки с желтого на зеленый свидетельствует о наличии в организме обследуемого алкоголя, а по высоте окраски наполнителя путем сравнения с цветной школой инструкции памятки определяется содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. При прохождении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости» необходимо присутствие двух свидетелей, а трубка должна быть вскрыта должностным лицом ГИБДД непосредственно перед применением в присутствии обследуемого лица и двух свидетелей.

    Если водитель не согласен на проведение освидетельствования с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» или явился участником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого имеются пострадавшие или причинен существенный материальный ущерб, то в таких случаях проводится освидетельствование в медицинском учреждении.

    Порядок направления гражданина на медицинское освидетельствование в стационарное медицинское учреждение и порядок проведения этого освидетельствования регламентировались «Инструкцией о порядке направления граждан на освидетельствование для установления опьянения и проведения освидетельствования», утвержденной 29 июня 1983 года МВД СССР, Минздравом СССР и Минюстом СССР. Но она утратила силу и в настоящее время заменена «Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденной заместителем министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 года (№ 06-1433-14). Более поздних документов, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования водителей не было до 14 июля 2003 года, когда вышел приказ Минздрава РФ № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (в ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 7 сентября 2004г. № 115 и от 10 января 2006 г. № I) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003г. № 28; 2004г. № 40; 2006г. № 9, которым утверждались новые формы, новая инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние лица, которое управляет транспортным средством, а также, что самое главное, - критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит на медицинское освидетельствование. Эти критерии следующие:

    Запах алкоголя изо рта;

    Неустойчивость позы;

    Нарушение речи;

    Выраженное дрожание пальцев рук;

    Резкое изменение окраски кожных покровов лица;

    Поведение, не соответствующее обстановке.

    С внесением изменений в приказ Приказ Минздрава РФ № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (в ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 7 сентября 2004г. № 115 и от 10 января 2006 г. № 1) появился такой критерий как наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

    При направлении лица на медицинское освидетельствование должностное лицо ГИБДД составляет протокол. (См. приложение № 6). В приложении № 3 к приказу № 308 от 14 июля 2003 года дана «Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/У», которая именуется актом медицинского освидетельствования. (См. Приложение № 7).

    Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может производиться только в организациях здравоохранения, имеющим лицензию, выданную на основании «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 499 от 4 июля 2002 года.

    Освидетельствование граждан медицинскими работниками со средним образованием запрещено.

    На основании Приложения № 3 Приказа Минздрава РФ № 308 от 14 июля 2003 года заключение о наличии алкогольного опьянения выносится, если концентрация алкоголя, в крови обследуемого составляет 0,03 промилле п. 11 Приложения № 3 Приказа Минздрава РФ № 308 от 14 июля 2003 года.

    Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации предусматривает применение двух мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    Задержание транспортного средства производится в случаях:

    * Управления транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствии его владельца - ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ;

    Управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством - ст. 12.5 КоАП РФ;

    Управления транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), управления транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством - ч. 1,2 ст. 12.7 КоАП РФ;

    Управления транспортным средством водителем, находившемся в состоянии алкогольного опьянения - ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ;

    Нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле - ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ;

    * Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - ст. 12.26 КоАП РФ.

    Задержание транспортного средства означает, что лицу запрещается его эксплуатировать, а само транспортное средство согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» помещается на специально оборудованную охраняемую стоянку.

    Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства. Запрещение эксплуатации транспортного средства применяется в случаях:

    Нарушения обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды - ст. 9.3 КоАП РФ;

    Управления транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра - ст. 12.1 КоАП РФ;

    Управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством - ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ.

    При задержании транспортного средства по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ, эксплуатация транспортного средства запрещается. При этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ.

    О задержании транспортного средства, запрещении его эксплуатации составляется протокол. Приказом МВД России от 19 марта 2004 года № 187 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года №759» Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 апреля 2004 года № 5714 утверждены формы протокола о задержании транспортного средства (См. Приложение № 8) и протокола о запрещении эксплуатации наземного транспортного средства (См. Приложение №9).

    Арест транспортного средства применяется в основном при невозможности изъятия транспортного средства, или в случаях, если их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Цель наложения ареста - обеспечить возможность взыскания штрафа, если он будет наложен за совершенное правонарушение.

    Аресту подлежат только те товары, транспортные средства, которые явились орудием или предметом совершения правонарушения. Суть данной меры в том, что составляется опись товаров, транспортных средств и иных вещей и запрещается лицу, в отношении которого применяется данная мера, и ли его законному представителю распоряжаться, а в случае необходимости и пользоваться ими. Не подлежат аресту товары, необходимые физическому лицу и лицам, находящимся на иждивении.

    В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

    Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение лицу, в отношении которого применяется данная мера, либо иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест (растрата или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей), влечет для лица, которому поручено хранение имущества, наступление предусмотренной законодательством РФ ответственности.

    Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. (См. Приложение № 10). В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы, составившего протокол, сведенья о лице, в отношении которого применена данная мера, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи и иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме