Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Схема структура управления охраной труда. Анализ условий труда и мероприятия по их улучшению на заводе по производству жби

Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, организации управления производством, носит разносторонний многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологии требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда.

Отсутствие комплексного, системного подхода к решению проблем охраны труда, низкий уровень информационного обеспечения не позволяют осуществлять научно обоснованное планирование, определять наиболее важные и первостепенные направления профилактической работы. Это приводит к разработке большого количества малоэффективных мероприятий, к нерациональному распределению и расходованию средств, выделяемых на охрану труда.

Очевидно, что традиционные методы обеспечения безопасности труда, улучшения его условий не соответствуют современному уровню развития производства, являются малоэффективными. К наиболее существенным их недостаткам можно отнести: отсутствие системного подхода к организации охраны труда на производстве; низкий уровень информационного обеспечения задач охраны труда; отсутствие научно обоснованных методов контроля, анализа и комплексной оценки состояния охраны труда; несовершенство используемых критериев и методов морального и материального стимулирования за работу в области охраны труда; низкая эффективность профилактических мероприятий, нерациональное планирование и распределение средств на охрану труда.

Цели управления охраной труда. Охрана труда является сложной, многоаспектной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему "человек - машина - производственная среды" для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий - это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ, оперативное управление программами, оценка эффективности осуществления программ, стимулирование исполнителей. Принципиальную схему процесса управления охраной труда можно представить в виде схемы, изображенной на рис.


5. Функциональная схема СУОТ предприятия

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от директора до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д. На промышленных предприятиях к настоящему времени сложилась достаточно стройная система управления охраной труда, общая функциональная схема которой в общем виде представлена на рис. 6.2.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления на отдельных предприятиях имеются существенные различия в методах и средствах их реализации, в построении информационных и управленческих связей, в формах учета, анализа и контроля, методах планирования и т.д. При этом основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются государственные законодательные акты, ГОСТы "Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности и производственной санитарии" и др.

В представленной на рис. 6.2 функциональной схеме СУОТ предприятия сформулированы в общем виде основные задачи, решаемые в сфере охраны труда и направленные на достижение конечной цели создания безопасных и безвредных условий труда в цехах, на участках и рабочих местах. Однако каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему, к решению которой должен привлекаться большой круг руководящих работников и исполнителей.

Из этой статьи вы узнаете, как организовываются охрана труда и техника безопасности на производстве, кто отвечает за безопасность работников, зачем на предприятии создается служба охраны труда, как она работает и кто ее контролирует.

Охрана труда и техника безопасности на предприятии – это комплекс мер, необходимых, чтобы обезопасить трудящихся во время выполнения ими порученных работодателем задач. По направлениям работы они подразделяются на:

обеспечение безопасности электрооборудования, кабельных линий, ЛЭП, молниезащиту;
защиту от пожаров, возгораний и задымления;
безопасную организацию всех категорий работ;
поддержание исправности оборудования (поверка, ремонт, своевременная замена);
содержание в надлежащем состоянии зданий различного назначения, сооружений, построек, а также территории;
нейтрализацию влияния на работников шума, запыленности, вибрации и других вредных факторов;
защиту людей, которые трудятся в опасных условиях: на высоте, под землей, в условиях повышенных или пониженных температур, различных излучений, контактируют с горячими или движущимися предметами и их частями и т.д.;
обучение работников, учащихся, управленческого персонала (инструктажи по охране труда и технике безопасности, специальные курсы, плакаты, схемы, рисунки и др.);
мониторинг показателей здоровья работников (предварительные, предсменные, ежегодные, внеочередные медосмотры и освидетельствования), организация санаторного лечения, выдачи лечебно-профилактическое питания, молока;
общественный мониторинг организации охраны труда и техники безопасности на предприятии: работа уполномоченных по ОТ, профсоюзов, других общественных объединений.

С учетом требований нормативной документации, которая регулирует деятельность конкретных организаций, ими разрабатываются собственные стандарты СУОТ. Вся нужная сотрудникам информация по безопасному ведению работ излагается в инструкциях по охране труда и технике безопасности по конкретным профессиям или выполнению определенных работ (погрузочно-разгрузочные, огневые и т. д.).

Почему нужно соблюдать технику безопасности на рабочих местах?

Ответ очевиден: «Чтобы не травмироваться». Но есть и другие причины.

Итак, 5 причин, почему Вам надо соблюдать технику безопасности а рабочих местах:

1. Чтобы работник оставался жив, здоров и не стал инвалидом. Задумайтесь, на предприятиях России гибнет около 2000 человек в год и становятся инвалидами порядка 4000 человек в год!

2. Причинение ущерба здоровью другим работникам. За причинение вреда здоровью гражданам предусмотрена как .

3. Непредоставление различных льгот и гарантий, не предусмотренных коллективным договором. Так, на многих предприятиях не выплачивается 13-ая зарплата нарушителям трудовой дисциплины.

4. Снижение качества продукции и услуг.

5. Увольнение по инициативе работодателя. Администрация предприятия имеет полное право расторгнуть трудовой договор за неоднократное нарушение техники безопасности или за однократное грубое нарушение техники безопасности (статьи 81 и 192 ТК РФ).

Кто отвечает за безопасность работников?

Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так. За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель. За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.

Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции. Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.

Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и . Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:

Четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда;
вовремя проходить обучение и медосмотры;
использовать СИЗ;
уметь оказывать первую помощь;
внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.

На время прохождения обучения, медосмотра, остановки работ из-за создавшейся опасной ситуации за трудящимся сохраняется средний заработок. Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.

За что отвечает служба охраны труда?

Сфера ответственности службы ОТ, представлять которую может даже один-единственный инженер, – организация охраны труда и техники безопасности на предприятии. Представители этой службы обязаны:

1. Организовывать расследование, учет НС, ПЗ, анализ причин их возникновения, разработку профилактических мероприятий;

2. Создавать и реализовывать программы, мероприятия для повышения качества условий труда;

3. Оказывать организационно-методическую поддержку подразделениям в области ОТ: помогать разрабатывать инструкции по технике безопасности и охране труда, хранить их контрольные экземпляры, обеспечивать подразделения и руководящих сотрудников инструкциями, журналами, карточками, другой документацией по ОТ, наглядными пособиями, правилами, нормативами;

4. Участвовать в проверке знаний трудящихся по результатам проведенного силами предприятия обучения по ОТ;

5. Помогать подготавливать любые документы, которые касаются охраны труда и техники безопасности на производстве: коллективного договора, различных соглашений, приказов на вызовы на работу в выходные дни, изменение графика и др.;

6. Помогать составлять списки на:

Прохождение предсменных, предварительных и ежегодных медосмотров;
получение молока, спецпитания;
выдачу спецодежды и СИЗ;
получение компенсаций (льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск);

7. Готовить и сдавать отчетность по ОТ;

8. Хранить документацию по ОТ;

9. Организовывать учебу по ОТ работников и руководителей;

10. Регулярно проверять состояние ОТ в подразделениях;

11. Проводить вводные инструктажи по охране труда и технике безопасности.

Чтобы качественно контролировать выполнение требований охраны труда и техники безопасности на производстве, специалисты по ОТ могут в любое время:

Осматривать технику, оборудование, помещения;
проверять документацию по ОТ (ведение журналов, ознакомление работников с инструкциями по охране труда и технике безопасности, ведение карточек учета спецодежды и СИЗ, оформление нарядов-допусков и др.), обеспеченность СИЗ и их фактическое применение;
контролировать применение трудящимися безопасных приемов и методов работы.

Чтобы успешно выполнять поставленные перед ними задания, специалисты по ОТ сотрудничают с другими службами предприятия (кадрами, энергетиками, механиками, медпунктом и т. д.), а также комиссией по ОТ, уполномоченными трудового коллектива по вопросам ОТ, профсоюзом.

Предписания специалистов службы ОТ

Служба охраны труда контролирует безопасность всех видов работ, которые ведутся на предприятии. Инженеры по ОТ вправе останавливать любые работы, которые ведутся с нарушениями требований инструкций по технике безопасности и охране труда. При этом они выдают предписания, в которых отображается суть нарушений и указываются сроки их устранения. Игнорирование требований этих предписаний лицами, которым они были выданы, влечет дисциплинарную, материальную, а в особо тяжелых случаях – уголовную ответственность.

В предписание вносятся:
суть выявленных нарушений требований правил, инструкций по технике безопасности и охране труда;
ссылки на нормативную документацию, требования которой были нарушены;
сроки, в которые необходимо устранить нарушения;
ответственные за устранение выявленных нарушений лица.

Предписание оформляется на руководителя работ и составляется в 2 экземплярах, один из которых выдается ему под подпись. Если руководитель работ отказывается принять предписание, об этом составляется акт или на предписании делается пометка «Принять предписание отказался». При отказе принять предписание работы все равно останавливаются, а выявленные нарушения подлежат устранению. Проверяющее лицо может настаивать на проведении внепланового инструктажа по инструкциям по охране труда и технике безопасности, требования которых были нарушены.

Как только нарушения устраняются, ответственное лицо информирует об этом службу ОТ в письменной форме. После того, как инженер по ОТ проверит выполнение нужных мероприятий и сделает соответствующую отметку (+ дата, подпись) в предписании, работы можно продолжать. Предписания хранятся в службе ОТ. Порядок их хранения в подразделениях организации устанавливают самостоятельно. Например, можно вносить информацию о выданных предписаниях (суть нарушений, сроки устранения, ответственные лица) в журналы проверок ОТ.

Может ли инженер по технике безопасности и охране труда работать неполный рабочий день?

Трудовой кодекс обязывает работодателя создать должность инженера по ОТ или целую службу, если на его предприятии насчитывается 50 и больше работников. Если их меньше, работодателю разрешено:

Ввести должность инженера по технике безопасности и охране труда либо создать соответствующую службу;
выполнять эту работу самостоятельно;
возложить эти обязанности на другого работника (работник должен иметь ) ;
привлечь стороннего специалиста.

При этом количество времени, которое отводится инженеру по ОТ на выполнение своей работы, работодатель определяет самостоятельно и фиксирует это в штатном расписании. Поэтому работать неполный рабочий день, неполную неделю или по совместительству инженеру по технике безопасности и охране труда не запрещено. Для оптимизации расчетов нагрузки, которую планируется возложить на одного человека, целесообразно использовать разработанные Минтруда РФ межотраслевые нормативы численности работников службы ОТ. Это – документ рекомендательного характера.

Кто контролирует работу служб охраны труда и техники безопасности на предприятиях?

Специалисты служб ОТ подчинены руководителю организации либо его заместителю, поэтому для профессионального контроля качества выполнения ими своих обязанностей нужны сторонние организации. По принадлежности они делятся на:

государственные . Это специально уполномоченные государственные организации: Минтруда, Минздрав, Госгортехнадзор, Госавтоинспекция, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госстандарт, Государственная противопожарная служба, исполнительные власти федерального и местного уровней. По технологии осуществления госконтроль – межведомственный. Организации, которые его осуществляют, могут проверять любые предприятия и объединения, в которых есть объекты из области их интересов;

ведомственные . Это контроль подчиненных организаций вышестоящими. В качестве контролирующих органов могут выступать министерства, ведомства, головные предприятия, предприятия-заказчики по отношению к подрядным организациям;

вневедомственные . Это контроль со стороны ФСС, пенсионного фонда, других фондов и страхователей;

общественные . Сегодня к традиционному контролю состояния производственной среды, соблюдения работниками требований инструкций по охране труда и технике безопасности со стороны профсоюзов и уполномоченных трудовых коллективов по ОТ часто присоединяются общественные движения, фонды, СМИ и даже отдельные граждане. Отношение администрации предприятий к требованиям техники безопасности активно обсуждают пользователи Facebook, «ВКонтакте», Twitter и других социальных сетей.

Министерство- отрасль (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

Объединения - комбинаты (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

Производственные предприятия, организации, (руководство, отдел или служба охраны труда, научно- производственный отдел);

Цеха, участки (руководство, инженер по охране труда, специалисты);

Рабочее место (исполнители-руководители линейных служб, работники).

Схема структурно-функциональной системы управления охраной труда

Таблица 1.4.1.

Министерство

Объединение

(комбинат)

Руководитель, отдел охраны труда, научно-технический отдел

Строительные

управления

Руководитель, отдел охраны труда, научно-производственный отдел

Строительный

Руководство, инженер по охране труда

(участок цеха) и рабочее место

Исполнители-руководители служб, работники

Функции и методы управления – это комплекс взаимосвязанных видов деятельности осуществляемых администрацией, инженерно-техническими работниками и общественными организациями, которые, опираясь на функциональные обязанности, отвечают на вопросы: кто, что и как должен работать в системе управления.

СУОТ предусматривает обеспечение выполнения следующих функций управления:

а) планирование работы по охране труда;

б) организацию и координацию работ в области охраны труда;

в) анализ и учет показателей состояния охраны труда;

г) контроль за состоянием охраны труда и функционирования системы управления охраны труда;

д) оценка состояния охраны труда;

е) стимулирование работы по охране труда.

Планирование работы по охране труда подразделяется на: перспективное (5-10 лет), текущее (год), оперативное (месяц, квартал).

К перспективному планированию относятся: комплексные планы улучшения условий по охране труда; планы внедрения стандартов безопасности труда и организационно-технические мероприятия по их внедрению.

Комплексные планы улучшения условий охраны труда являются основными документами, определяющими показатели, перечень, объемы и сроки проведения работ по созданию безопасных и здоровых условий труда.

К текущему планированию относятся: соглашение по охране труда, приложение к коллективному договору; план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактике производственного травматизма; план изучения и распространения передового опыта по охране труда.

К оперативному планированию относятся: оперативные планы работы по охране труда организации (предприятия); планы работы структурных подразделений, главных специалистов, в том числе службы охраны труда; планы работы кабинета охраны труда. Оперативные планы работы по охране труда организации (треста, объединения) составляются ежеквартально на основании предложений всех структурных подразделений и в соответствии с их функциональными обязанностями.

В качестве исходных данных для составления оперативного плана используется план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактики производственного травматизма, анализ несчастных случаев, и Госпромгорнадзора, результаты проверок структурных подразделений, указания вышестоящих органов. Оперативные планы утверждаются первым руководителем организации, треста, объединения, выполнение этих планов рассматривается на совещаниях при проведении оперативного контроля III-IV ступени. Контроль по выполнению планов возлагается на службу охраны труда. Одним из элементов системы государственного управления охраной труда является обучение и проверка знаний. «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и перечня работ с повышенной опасностью» устанавливает обучение и проверку знаний в учебных заведениях и на всех предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и видов их деятельности . В предлагаемой системе обучения населением Украины можно выделить три основных направления (рис.1.4.1.)

А. Изучение основ охраны труда в общеобразовательных школах.

В общеобразовательных школах изучается специальный курс «Охрана жизни и здоровья детей». Ответственность за выполнение программ, использование в полном объеме учебного времени, качество обучения вопросам охраны труда несут руководители учебно-воспитательных заведений. Обучение студентов и учащихся вопросами охраны труда проводится на предприятиях, где они проходят практику.

Б. Изучение охраны труда и безопасности в жизнедеятельности в вузах.

Подготовка специалистов и изучение дисциплин „Безопасность жизнедеятельности” и „Охрана труда” осуществляется:

- „Безопасность жизнедеятельности” изучается во всех высших учебных заведениях Министерства образования на 1 или 2 курсе (общим объемом 54 часа), итоговый контроль - зачет;

- „Основы охраны труда” изучаются во всех высших учебных заведениях Министерства образования при подготовке специалистов квалификационного уровня «молодой специалист» и «бакалавр» на 3 или 4 курсе общим объемом не менее 54 часов; в других вузах, в том числе и педагогических – не менее 27 часов, итоговый контроль - экзамен.

- „Охрана труда в отрасли” изучается студентами во всех высших учебных заведениях министерства образования третьего и четвертого уровней аккредитации, на пятом курсе, при подготовке специалистов квалификационного уровня «специалист», «магистр» общим объемом не менее 27 часов. „Охрана труда в отрасли” дополнительно изучается в курсах профилирующих дисциплин.

В. Изучение основ охраны труда работниками при приеме на работу, переподготовке и аттестации должностных лиц. Учебные программы для обучения работников вопросам охраны труда должны содержать как теоретическую, так и практическую (производственную) часть. Теоретическую часть учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучать не менее 20 часов. Для проверки знаний рабочих по вопросам охраны труда приказом руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия. Председателем комиссии могут быть назначены заместители руководителя предприятия, руководители и заместители руководителей структурных подразделений. В состав комиссии входят специалисты охраны труда, энергомеханической, технической, юридической служб и представитель профсоюза. Согласно статье 18 Законодательства , работники во время приема на работу и в процессе работы обязаны проходить за счет работодателя инструктаж и обучение по вопросам охраны труда, с изучением первой медицинской помощи потерпевшему в результате несчастного случая и правил поведения в случае возникновения аварии. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном подборе, обязаны каждый год проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответственно нормативно-правовым актам по охране труда.

Вопросы организации охраны труда на предприятии являются очень важными для реализации трудового законодательства непосредственно на рабочих местах. От того, насколько правильно организована эта служба, будет зависеть её эффективное функционирование.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако не так уж просто бывает работодателям разобраться во всех тонкостях законодательства в области ОТ и организовать её на своём предприятии. О том, что же эта служба собой представляет, какова её структура, и как её создать с нуля, поговорим далее.

Понятие

Более общее представление о том, как нужно вводить в действие службу ОТ, представлено также в Трудовом Кодексе РФ.

В частности, десятый раздел под названием «Охрана труда» содержит главу 35, которая называется «Организация охраны труда». В статье 217 обозначены обязанности каждого руководителя организации, численность личного состава которой более 50 человек, иметь в своём штате отдел, бюро или одного инженера (специалиста) по ОТ.

Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, будет зависеть от численности работников предприятия, специфики производства и наличия или отсутствия вредных факторов и профессиональных рисков.

Государственное регулирование

Сфера охраны труда граждан является одной из самых важных в трудовых взаимоотношениях, поэтому государство её чётко регулирует с помощью своих органов власти.

Иерархию государственного регулирования можно представить таким рисунком:

Государственное регулирование охраной труда находится в ведении Правительства страны. А оно, между тем, поручает федеральным органам исполнительной власти осуществление контроля в отдельных её сегментах.

Например:

  • Министерство здравоохранения и социального развития вырабатывает государственную политику и выпускает нормативно-правовые акты;
  • Федеральная инспекция труда функционирует как орган государственного контроля и надзора и расследует происшествия;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека предпринимает санитарно-гигиенические мероприятия.

А также можно выделить Государственную противопожарную службу, которая входит в состав МЧС. Она инспектирует противопожарную безопасность, которая должна присутствовать на любом предприятия независимо от количества персонала и наличия профессиональных рисков.

Общественный контроль

Наряду с государственным контролем деятельности служб ОТ существует ещё и общественный контроль.

Как гласит Трудовой Кодекс РФ, этот контроль могут осуществлять:

  • профсоюзы;

Профкомы для осуществления функций контроля могут создавать специальные инспекции труда технического или правового характера.

В права профкомов входит проведение независимых экспертиз условий труда, принятие участия в расследовании несчастных случаев и защита прав и интересов своих членов в вопросах возмещения вреда их здоровью.

Уполномоченные лица избираются на общих собраниях коллектива организации на срок не менее двух лет.

Обычно необходимость их назначения возникает, если у работников нет профсоюзной организации.

Избранного уполномоченного работодатель обязан обучить за счёт собственных средств и предоставить ему определённое время в течение рабочей смены для осуществления своей деятельности.

Кроме контроля над охраной труда, уполномоченные могут представлять интересы рабочих при рассмотрении трудовых споров и давать консультации по вопросам защиты их прав.

Комитет по ОТ является совещательным органом общественного контроля и состоит из представителей работников и представителей работодателя.

Все его члены проходят обучение в области ОТ по расширенной программе за счёт средств работодателя.

Одной из главных миссий комитета является разработка плана совместных мероприятий работодателя и профкома по обеспечению требований ОТ и предупреждению производственного травматизма.

Организация охраны труда на предприятии

Выбор политики организации в области ОТ

Прежде всего, на предприятии необходимо разработать политику в области ОТ.

Она представляет собой локальный нормативный акт, излагающий главные принципы и цели организации в области ОТ:

  • обеспечение безопасности работы и охраны здоровья её исполнителей;
  • обеспечение соблюдения законов, нормативных актов по ОТ и ;
  • привлечение работников и их представителей к активному участию в системе управления ОТ.

К выбранной политике организации в области ОТ предъявляют ряд требований:

  • Она должна соответствовать численности предприятия, специфике производства и масштабам риска.
  • Она должна быть лаконичной, с чёткими формулировками, излагаться понятным языком, иметь дату создания, подписываться работодателем.
  • Быть в свободном доступе для каждого сотрудника.

Политика должна обновляться в случае изменения условий труда.

Стоит упомянуть также, что у работодателя есть возможность применить , то есть воспользоваться услугами сторонних фирм данной специализации.

Структура

В структуре организации лучше всего выделять службу ОТ в отдельное подразделение.

Число работников этого подразделения напрямую будет зависеть от количества сотрудников всего предприятия, а именно:

  • Если их менее 50 человек – допускается возложение обязанностей на одного из работников административного звена.
  • Больше 50 человек – необходимо выделить освобождённую единицу для инженера по ОТ.
  • От 50 до 700 человек, не занятых на тяжёлых и вредных работах – один специалист ОТ.
  • Больше 700 человек – организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек).

Органы управления

Органы управления ОТ на предприятии могут быть представлены соответствующей схемой:

Таким образом, видим следующее:

  • Главная функция управления системой ОТ находится в компетенции руководителя. С помощью приказов, распоряжений, планов мероприятий он реализует свои управленческие решения.
  • Организационно-методический орган - это отдел ОТ. Он разрабатывает проекты управленческих решений, контролирует их исполнение, а также взаимодействует с комитетом ОТ, профсоюзом и медсанчастью.
  • Информационный орган это ИВЦ (информационно-вычислительный центр) . Он накапливает, обрабатывает, анализирует и ведёт учёт информации о существующих условиях труда, эффективности работы службы и динамике травматизма и несчастных случаев.
  • Объект управления – это работа всех служб и отделов организации по внедрению безопасных условий труда на местах, в цехах, на предприятии.

Документы

Необходимой документацией по ОТ на предприятии являются:

  • в организации;
  • перечень вредных факторов, производственных рисков и опасностей в работе;
  • инструкции по ОТ рабочих мест или должностей;
  • разных , несчастных случаев, выдачи СИЗ.

Документация по ОТ должна быть:

  • доступна для любого сотрудника;
  • изложена в понятной форме;
  • актуальной, то есть обновляться в случае необходимости.

Оформляться эти документы должны в соответствии с правилами делопроизводства и храниться в течение установленных сроков.

Обучение

В соответствии с Постановлением Министерства труда и Министерства образования России № 1/29 от 13.01.2003 г. все работники службы ОТ, руководитель и члены комиссий должны проходить обучение в аккредитованных учебных учреждениях, проверку знаний требований ОТ и периодическое повышение квалификации.

Все остальные сотрудники тоже должны обучаться требованиям ОТ, но уже в самой организации по специально разработанным программам инструктажей с последующей и аттестацией.

Особенности создания с нуля

Начинать создание службы ОТ следует с составления плана необходимых мероприятий, который должен включать в себя:

  • Выборку действующих нормативных актов, правил, стандартов, отраслевых требований и программ по ОТ в аналогичных производствах.
  • Составление перечня вредных факторов, производственных рисков, опасностей рабочей среды.
  • Разработать меры защиты, составить список необходимых СИЗ, определить безопасные приёмы работы.
  • Для мониторинга состояния здоровья сотрудников направить на медосмотр.

После этого можно приступать к разработке и утверждению внутренних актов предприятия и созданию службы.

Контроль

Ответственные лица

Как правило, на предприятии осуществляется за соблюдением требований ОТ административно-общественного характера.

Его ответственные лица на каждой ступени:

  • 1 ступень: начальник структурного подразделения ежедневно осуществляет контроль на рабочих местах;
  • 2 ступень: члены комиссия по ОТ осуществляют еженедельный мониторинг на участках производства, закреплённых за ними;
  • 3 ступень: руководитель предприятия во главе комиссии по ОТ на ежемесячных заседаниях заслушивает доклады, получает данные мониторинга, на основании которых принимает соответствующие решения.

Ответственность за невыполнение установленных требований

В Трудовом Кодексе установлены следующие виды ответственности за нарушение требований ОТ:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Таким образом, система управления охраной труда, структура и численность её службы будет напрямую зависеть от численности штата предприятия и масштабов производственного риска.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Понятие и структура управления безопасностью труда. Система управления безопасностью труда

Система управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.


Процесс управления включает: оценку параметров условий труда; формирование целей и постановку задач; составление программ; оперативное управление программами; оценку эффективности осуществления программ; стимулирование исполнителей. Функциональная схема процесса управления безопасностью труда представлена на рис. 2.


Рис. 2. Функциональная схема управления безопасностью труда


Управление безопасностью труда происходит с помощью управляющего органа, включающего администрацию предприятия, руководителей структурных подразделений, службу охраны труда на основе информации о состоянии объекта управления.


Орган управления принимает решение с учетом внешней информации: законодательные и нормативные акты, директивные указания вышестоящих органов исполнительной власти.


Функции управления определяют направление деятельности при решении задач по управлению безопасностью труда, причем каждая задача решается посредством всех перечисленных функций.


Функции учета, анализа и оценки направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки управленческих решений. При этом используются материалы аттестации и сертификации условий труда, анализ травматизма, результаты производственного контроля, предписания органов государственного надзора.


Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач по охране труда. Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

  1. перспективных (пятилетних) - комплексных планов улучшения условий труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
  2. текущих (годовых) - планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;
  3. оперативных (квартальных, месячных) - планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда основано на результатах научного анализа и исследований в данной области. При этом анализ травматизма должен охватывать период не менее 5-10 лет. Правильный прогноз -залог реальности планов по улучшению условий и безопасности труда.


Функции организации, координации и регулирования направлены на объединение усилий различных служб предприятия для решения задач управления. Они предусматривают установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию приказов, распоряжений и т.п.


Функция контроля заключается в выявлении отклонений от принятых решений, проверке выполнения ранее принятых решений. При этом предусматривается контроль за состоянием объекта управления:

  1. оперативный - руководителя работ и других должностных лиц;
  2. контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  3. ведомственный контроль вышестоящих органов;
  4. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Функция стимулирования за работу по охране труда способствует заинтересованности работающих в решении задач управления безопасностью труда. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов.


Функции управления органически связаны между собой, дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение реализации одной функции управления отрицательно сказывается на реализации другой. Так, неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта резко ограничивает эффективность функции контроля, особенно функции планирования и прогнозирования работ.


С другой стороны, полная и всесторонняя реализация функций стимулирования позволяет привлечь к управлению трудовые коллективы и повысить эффективность других функций управления, а также эффективность решения задач управления безопасностью труда в целом.


Таким образом, система управления безопасностью труда - это часть общей системы управления предприятием, которая включает организационную структуру (объект и орган управления), деятельность по планированию, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей. При этом процесс управления безопасностью труда основан на системе законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме