Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Разделение водительских прав на профессиональные и любительские. Водительские права предлагают разделить на профессиональные и любительские Профессиональные водительские права

Водительские удостоверения предлагается разделить на профессиональные и любительские. С таким предложением в Госдуму обратились представители российских автошкол. Они считают, что водители общественного транспорта должны получать навыки вождения на более высоком уровне. Перспективы разделения нынешних прав на любительские и профессиональные изучил корреспондент Сергей Гололобов.

Базовый курс для любителей, продвинутый - для будущих профессионалов. Перевозка людей требует особых навыков и ответственности, а значит, и обучаться этому надо специально. Всё понятно. Но только для тех, кто не собирается становиться таксистом и водителем автобуса, нынешний курс подготовки слишком перегружен, говорит председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев :

"Может быть, меньше таких тем, как охрана труда на грузовом транспорте, правила перевозки крупногабаритных грузов, правила перегона скота, многие вопросы устройства автомобилей не нужны для любителей. Но мы понимаем, что заформализованы права, такие требования увеличены к автошколам, что просто всех готовить профессионалами, ну, не нужно этих требований".

То есть для любителей курс обучения может стать проще, особенно в теоретической его части. Ну а для будущих профессионалов - более разнообразным сделать практическое вождение. Оно обязательно должно включать в себя езду по скоростным магистралям, что сейчас строго запрещено, констатирует Сергей Лобарев :

"Стыдно, что после получения этих ситцевых прав к нам приходит ученик и говорит: "А вот теперь дайте мне золотое седьмое правило водителя - держать скорость потока. Я учебное вождение только 20-30 км/ч катал". И мы только имеем право официально выехать на скоростную магистраль и оказать ему помощь в адаптации к скоростному потоку".

Эксперты к предложению гильдии автошкол отнеслись неоднозначно. Так, всего год назад водительские категории уже были разделены на подвиды - всего более десяти. Там нашлось место и пассажирским "ГАЗелям", и большим автобусам, и автобусам с прицепами, а также троллейбусам и трамваям. Понятно, что программа подготовки на все эти подкатегории усложняется по мере увеличения размеров транспортного средства. То есть, иначе говоря, обладание правами на автобус уже само по себе говорит о том, что водитель - профессионал, считает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин :

"Ну, когда вы получаете эту категорию, она и подтверждает получение навыков. Какая разница - профессионал или непрофессионал? Если вы получили эту категорию - значит вы владеете этими навыками - подъехать к остановке, высадить, не наругаться на пассажиров, в конце концов. Да? А по-другому как?"

Все, наверное, помнят, французский фильм "Такси", где его главный герой несколько лет мечтал и стремился получить таксистскую лицензию. А получив, считал это главным событием в своей жизни. Так, собственно, происходит во многих странах, так должно быть и у нас. Не водительские права, а именно лицензирование должно стать критерием профессионализма, убежден Вячеслав Субботин:

"Ну, считаете вы, что это очень опасно - давайте страховать их. То есть экономические рычаги. Но ни в коем случае не такие волюнтаристские меры - давайте поделим водителей на профессионалов и непрофессионалов. Да любые водители - профессионалы. Сдал на права - значит профессионал".

В одной только Москве около полусотни тысяч таксистов и столько же водителей автобусов. Все они в случае принятия новых правил должны будут опять пройти обучение в автошколах и получить новые, уже профессиональные права.

сайт/Александр Авилов

Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал сайт председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.

С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. "Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - рассказал Лобарев.

Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. "За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - рассказал Лобарев.

По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.

По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.

"Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях", - подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.

По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. "Любительскими" считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.

Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.

Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.

"Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше", - отметил он.

Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. "Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой "Газели", наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может", - рассказал он.

По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. "Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе", - заметил Войтко.

Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов . В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на . Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды . Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы .

Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно . Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса . В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить для электромобилей.

С инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол.

Гильдия автошкол обратилась в Госдуму с предложением разделить водительские удостоверения на профессиональные и любительские. Обучение предложено составить из двух курсов: базового - для обычных шоферов и "продвинутого" - для будущих водителей такси, общественного и грузового транспорта, сообщил сайт m24.ru со ссылкой на председателя организации Сергея Лобарева.

"Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М - мопед, или А - мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - отметил Лобарев.

Кроме того, председатель гильдии пояснил, что в России водитель считается профессионалом с момента получения прав. А, например, в европейской практике для этого нужно соответствовать определенным условиям, а частности, иметь безаварийный стаж.

"За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - подчеркнул Лобарев.

По словам председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, инициативу представителей автошкол рассмотрят в парламенте.

"Он [водитель] обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол", - отметил Нилов.

Сообщается, что по данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, в России работает около одного миллиона таксистов. В Москве их около 30-35 тысяч и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Ранее стало известно, что ученикам автошкол могут запретить тренировочные поездки по Москве в утренние и вечерние "часы пик". Авторы инициативы считают, что появление учеников автошкол на дорогах столицы, вызывает "заторы, усиление аварийности и ухудшение экологической ситуации на улицах городов" в самое напряженное для столичных магистралей время.

Напомним, с 2015 года садиться за руль скутера без прав категории М запрещено как подросткам, так и совершеннолетним водителям автомобилей. Хотя в России программу обучения вождению на транспортных средствах категории М освоили 400 автошкол, пока ни в одну из них не было подано заявки на подобное обучение. Таким образом, даже к началу мотосезона не было выдано ни одного водительского удостоверения категории М. Подробности - в сюжете телеканала "360 Подмосковье".

Профессиональный стандарт для водителей - это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.

Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.

Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.

Кто попадает под новые требования?

Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:

  • профессиональные водители автомобилей категорий В (в том числе пассажирского такси), ВЕ, С, С1, СЕ, С1Е, D, D1, DE, D1E;
  • водители троллейбусов и трамваев (Tb и Tm);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.

Профессиональный водитель легкового автомобиля

Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:

  • правила и порядок страхования ОСАГО;
  • основы наблюдения за обстановкой на дороге;
  • виды ответственности за нарушение ПДД;
  • основные признаки неисправностей, которые могут возникнуть в ТС;
  • влияние погодных условий на безопасность на дороге;
  • как обеспечить детскую безопасность в автомобиле;
  • как вызвать аварийные и спасательные службы и т.п.

Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.

Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.

Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу - Вы не имеете права быть таксистом.

Что должен уметь профессиональный водитель?

Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:

  • умение исправлять мелкие неисправности автомобиля, если это не связано с разборкой агрегатов и узлов ТС (поменять колесо, лампочку в фаре и т.п.);
  • уметь безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров;
  • прогнозировать опасные ситуации на дороге, предотвращать их, своевременно принимать решение при их возникновении;
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.

Требования к водителю грузовика

Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:

  • принципы работы, назначение и устройство основных механизмов, деталей и приборов грузовика, прицепа;
  • инструкции по охране труда при техническом осмотре грузового автомобиля, прицепа.

В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.

Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Профессия водитель опасна и трудна!

Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.


В будущем возможно разделение водительских прав на профессиональные и любительские. Инициативу проявила Гильдия автошкол, которая и отправила предложение на рассмотрение в парламент. По словам Сергея Лобарева, который занимает пост председателя профессионального сообщества, обучение управлению автомобилем должно включать в себя базовый курс для обычных автомобилистов и продвинутый курс для водителей такси, грузовиков и общественного транспорта.

С 2014 года ученики автошкол, которые успешно сдают экзамены на вождение в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. К ним относятся и те, у кого права категории M - мопед или А - мотоцикл. Но можно ли считать каждого профессионалом? Как отметил Лобарев, в РФ автомобилист признается профессионалом с момента получения прав. Что же касается европейской практики, то для этого водитель должен соответствовать нескольким условиям и, в первую очередь, иметь определенный безаварийный стаж.

В Европе особое внимание уделяется практике, и практический курс обучения вождению составляет от 100 часов с возможностью выезда на скоростные шоссе. В российских автошколах ученики проходят практику в течение 56 часов. Европейским водителям сначала выдается удостоверение на управление автомобилем, но без права работы по найму. Только после 2-3 лет вождения без нарушений можно сдавать экзамены на профессиональный сертификат.

Председатель комитета по делам общественных объединений в Госдуме Ярослав Нилов считает, что водитель, чтобы стать профессионалом, должен окончить специальный курс подготовки и получить особые навыки: управления автомобилем даже в сложных погодных условиях, оказания первой помощи жертвам ДТП, адекватной реакции на любые внештатные ситуации.

Андрей Попков, занимающий пост зампреда профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», считает, что простому автовладельцу достаточно минимума теоретических знаний и навыков для безопасного вождения личного автомобиля. Что касается профессионалов, то им требуется более серьезная подготовка. Согласно информации, полученной Межрегиональным профсоюзом общественного транспорта, только в столице работает 50 тысяч водителей общественного транспорта и 30-35 тысяч водителей такси.

Услуга может понадобиться любому автомобилисту, будь то любитель или профессионал. Если вы находитесь в состоянии, при котором запрещается управление транспортным средством, не стоит полагаться на призрачную уверенность в себе - большинство таких ситуаций имеют крайне трагические последствия. Если вы выпили, устали, испытываете стресс, недосып или недомогание - доверьте управление машиной специалисту нашей компании!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме