Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Методические рекомендации к изучению французских терминов классического танца. Термины классического танца

Классический балет. О нем наверняка слышал каждый человек, и хоть раз видел его хотя бы по телевизору. Балет очень популярен в мире и с каждым днем находит все новых поклонников, которых привлекает изящность, грациозность и его красота.

История классического балета

Балет впервые упоминается аж в 15 веке! Балет изначально не был отдельным видом представлений. Балетные вставки использовались в операх и драмах для того, чтобы разнообразить сюжет и не дать заскучать зрителям. Балет стал отдельным представлением двумя веками позже, когда король Людовик 14, который очень любил танцы, принял решение сделать балет отдельным постановочным спектаклем. Именно благодаря ему была создана Королевская Академия Танца, первая балетная школа во всем мире. Но очень многому балет также обязан и русской школе танца, благодаря которой появилось множество современных канонов классического балета. Не зря большинство знаменитых исполнителей балета являются русскими танцорами.

Основные движения в балете

Движений в балете очень много. Каждое имеет свое название, и выделить среди них какие-либо основные довольно трудно. Ниже приведены несколько движений для примера:

  • Па - слышали это слово абсолютно все. Это ярко выраженное движение, исполняемое по канонам классического балета;
  • Пируэт - тоже знакомое всем слово. Выполняя пируэт, танцовщик вращается на месте на одной ноге, точнее на ее пальцах или полупальцах;
  • Реверанс - да, да, и это тоже из балета. Этим жестом танцоры приветствуют друг друга. Позже был заменен книксеном;
  • Тан леве - танцор, исполняющий тан леве, прыгает на двух ногах сразу по любой позиции;

Виды балета

Балет - это не просто танец. В его основе лежит сценарий, и, в зависимости от сценария, он подразделяется на три вида:

  • Эпический;
  • Лирический;
  • Драматический;

Впрочем, очень часто можно увидеть балет смешанного вида. В основном это лирико-драматический и лирико-эпический виды. Еще распространенным случаем является тот, когда к названию балета еще добавляется литературный жанр. К примеру, балет-сказка «Золушка».

Когда лучше начать заниматься балетом

Умение танцевать балет правильно приходит только с годами. Все это следствие того, что каждое движение в балете имеет огромное значение, и необходимо, чтобы оно выполнялось по всем правилам. Все всемирно известные балерины и танцоры начали тренироваться еще в раннем детстве. И неудивительно. Для правильного выполнения любого движения необходима высокая пластичность тела, которая развивается на протяжении долгого времени и наиболее быстро происходит в детстве. Впрочем, если вы в хорошей форме, то основные движения сможете выучить всегда. Помните, главное - ваше желание! Так что дерзайте.

Балет и хореография считаются одними из самых изящных и пленяющих своим великолепием видов искусства. Техникой восхищаются миллионы людей по всему миру. Английский писатель Джон Драйден назвал балет «поэзией ног». Российский поэт и сатирик Эмиль Кроткий именовал балет «оперой для глухих». А американский хореограф отметила, что «тело никогда не лжет».

Однако мало кто знает, из каких элементов состоит балет и на основе каких движений строится танец. В классическом существует огромное количество элементов: па, дивертисмент, арабеск, кордебалет, фэрмэ, фуэте, апломб и многие другие. Батман - это одно из важнейших хореографических движений. Давайте разберемся, что же он собой представляет.

Что такое батман?

Батман - это движение, основанное на поднятии, отведении или сгибании рабочей ноги. Происходит от французского слова Battements - «биение». Выполняя батман, танцор стоит на опорной ноге на полупальцах, пальцах или на всей стопе. Необходимо помнить, что батман - это основа техники классического танца.

Существует большое количество видов батмана, требующих особой техники выполнения. Рассмотрим некоторые из них.

Battement Tendu ("батман тандю")

Названия элемента - «напряженный, натянутый».

Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман - одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.

На русском произносится как "батман жетэ" (от фр. Jeter - «бросать, кидать»).

Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.

Grand Battement Jeté ("гран батман")

Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.

Battement relevé lent ("батман релеве лян")

Название происходит от французских слов: relever - «поднимать», lent - «неторопливый».

Вид батмана, осуществляющийся путем медленного подъема ноги на высоту 90 градусов и задержания ее в таком положении. Элемент является достаточно сложным для исполнения, так как требует хорошей тренированности мышц ног и туловища.

Battement frappé ("батман фрапэ")

Название происходит от французского frapper - «бить, ударять».

Выполняется за счет резкого сгибания рабочей ноги под углом 45 градусов и ее удара по голени опорной. Наряду с Battement Tendu, является основным видом батмана. При выполнении Battement frappé развивается аккуратность и четкость, необходимая танцорам балета.

Battement Fondu ("батман фондю")

Элемент назван французским словом fondre - «плавиться, таять».

Достаточно сложный вид батмана. Чаще всего выполняется из пятой позиции. Опорная нога сгибается до положения demi plie, а рабочая переходит в положение le cou-de-pied (подъем ноги). Затем осуществляется постепенное выпрямление обеих ног, при этом рабочая нога отводится или поднимается вперед, назад или в сторону. Упражнение выполняется у балетного станка. Хорошо развивает мышцы ног, пластичность и мягкость движений.

Battement soutenu ("батман сотеню")

Глагол soutenir переводится с французского как «поддерживать».

Более сложный вид батмана, основу которого составляет Battement Fondu. Для его выполнения сначала необходимо подняться на пальцы или полупальцы. А затем поставить рабочую ногу в положение le cou-de-pied и отвести рабочую ногу вперед, назад или в сторону. Также возможно ее поднятие на 25, 45 или 90 градусов; сгибание опорной ноги в колене и отклонение туловища. Рукой выполняется движение nuance («небольшой нюанс, оттенок»). После nuance рука переходит в положение первой и второй позиции. Движение руки выполняется одновременно с движениями ног. Таким образом, рука переходит в первую позицию при постановке рабочей ноги sur le cou-de-pied и раскрывается во вторую позицию при отведении или взмахе ноги.

В данной статье мы познакомились с основными видами важнейшего элемента в классическом танце. Стало понятно, что батман - это элемент, требующий аккуратности, точности и предельной концентрации танцора для его выполнения.

Позы в классическом балете

В любом балете важна пластика, постановка рук, ног и корпуса, а также изящно изогнутый носок и стопа. Когда мы наблюдаем за порханием балерин на сцене, то даже не замечаем, что иногда они останавливаются, замирают в танце, удерживая баланс только на одной ноге, называемой опорной, вторая (работающая) может находиться в разном положении и это называется позой. Конечно, кроме ног, меняются расположение рук, головы и корпуса.

Все позы можно разделить на две категории: малые, в которых работающая нога располагается на полу; большие – в которых она поднята и вытянута в сторону, назад либо вперед.

Рассмотрим подробнее основные балетные позы :

1. A la seconde – в этой позе нога вытянута в сторону на уровне 90 градусов, эта отметка может быть и выше.


2. Attitude – в ней опорная нога располагается на всей ступне либо на пальчиках, рабочая же нога вытянута назад на 30, 90 или даже 120 градусов вверх, коленка при этом согнута, а корпус прогнут назад.


3. – такая поза применяется как на полу, так и в воздухе, в прыжке. Ноги при этом скрещены и одна из них перекрывает другую. Она может находиться на поверхности, быть поднятой до 90 градусов, колено при этом также может быть прямым или согнутым.


4. – в этой позе танцор лицом обращен к зрителю и стоит строго вертикально, никаких скрещенных линий при этом нет.


5. – в этом варианте меняется расположение всех частей тела. Сам корпус при этом развернут по диагонали, нога вытянута влево или вправо, а тело отклонено от поднятой ноги. Рука, которая ей соответствует поднята над головой, вторая же вытянута немного в сторону.


6. – при таком положении, тело повернуто вполоборота к залу, голова направлена на плечо, оно, в свою очередь, немного направлено вперед. Такая поза является основной и часто используется для образования других поз и движений.


7. – в этом положении работающую ногу поднимают назад, а колено вытягивают, при этом положение рук разное, вытянуто в разные стороны либо вперед. От этого зависит тип позы, всего их четыре.


Благодаря этому небольшому словарю, вы будете знать, в какой именно позе на несколько секунд застыла исполнительница на сцене, чтобы вновь продолжить кружиться в танце, под звуки вечной классики.

Мы рады вам предложить артистов балета для исполнения номеров и отрывков из классических балетов на вашем мероприятии.

Повествуют зрителям различные сюжеты. Драма и комедия воплощаются в хореографических образах, одним из сложнейших элементов которых является прыжок в балете.

Терминология

История балета корнями уходит во Францию 18-го века. Поэтому в балете традиционно использование наименований фигур танца на французском языке. Лишь несколько терминов - кабриоль, пируэт и револьтад - итальянские.

Прыжки в балете: название и краткое описание

  • Антраша - танцовщик в прыжке скрещивает ноги в воздухе в 5-й позиции. Бывают четные и нечетные.
  • Баллонне - подскок на одной ноге или вскок на кончики пальцев с продвижением за вытягивающейся ногой, которая в момент полуприсеста на опорной ноге принимает положение сюр ле куде-пье.
  • Баллотте - танцор изящно подпрыгивает, продвигая корпус в нужном направлении. Вытянутые ноги на миг замирают в 5-й позиции, после чего одна нога в подъеме вытягивается в сторону продвижения с одновременным отклонением корпуса, другая опускается на сцену.
  • Батри - прыжковое движение усложняется одним и более ударами нога об ногу.
  • Бризе - коротенький прыжок с продвижением и ударом ноги об ногу. Начинается и заканчивается в 5-й позиции.
  • Глиссад - прыжок-скольжение с перемещением за открываемой ногой. При этом носки от сцены не отрываются.
  • Жете - прыжок в при котором корпус танцора перемещается с ноги на ногу. Может быть с продвижением в любую сторону.

  • Кабриоль - сложная виртуозная фигура. Исполнитель одну поднятую ногу удерживает на определенной высоте, подбивая ее один или более раз другой ногой.
  • Па де пуасон - большой сложный прыжок в балете с опорной ноги на другую. Одновременно осуществляется бросок назад каждой ноги по очереди. Балерина в полете отгибается назад и становится похожа на рыбу, выскакивающую из воды.
  • Па де бак - танцор прыгает с ноги на ногу со скользящим продвижением вперед-назад в 5-й позиции.
  • Па де сизо - перескок с опорной ноги на другую, при котором вытянутые ноги по очереди мощно забрасываются высоко вперед, на миг соединяются в полете, в заключение одна из ног через 1-ю позицию отрывисто перемещается в арабеск.
  • Па де ша - в прыжке ноги подгибаются и одна за другой выбрасываются вперед или назад под углом, больше прямого. Руки легко и грациозно отводятся из 3-й позиции, а корпус пластично прогибается назад.
  • Па субресо - резвый скачок с прогибанием корпуса с двух ног на две из 5-й позиции в 5-ю.

Еще несколько видов прыжков

  • Револьтад - исполняется преимущественно артистом-мужчиной. Сложная фигура с 1-2 переворотами в воздухе.
  • Со де баск - фигура классического балета. Одновременно с прыжком с ноги на ногу выполняется продвижение в сторону и переворот в воздухе.
  • Сотэ - исполнитель прыгает с двух ног опять же на две, все время сохраняя одну и ту же позицию.
  • Тан леве - одно- или многократное вертикальное подпрыгивание.
  • Тур ан лер - подскок на месте с одинарным или двойным оборотом корпуса.
  • Файи - танцор прыгает с двух ног на одну с быстрым поворотом тела в полете. Требует четкой скоординированости движений.
  • Шажман де пье - прыжок в балете, при котором балерина перелетает из 5-й позиции в ту же, меняя в полете ноги. Может дополняться переворотом в воздухе.
  • Шассе - в прыжке с продвижением одна нога нагоняет другую. В пиковой точке они соединяются в 5-ю позицию.
  • Эшапе - фигура из двух прыжков с переносом ног из закрытой в открытую позицию и обратно.

Виртуозность

Чтобы прыжок в балете был легким, воздушным, создавал ощущение невесомости и полета, ученики должны годами долго и упорно трудиться. Решающее значение имеет сила мышц, хорошая растяжка, гибкость и подвижность суставов.

В сравнении с мягкими ногами обычных людей икроножные мышцы балерины имеют стальную твердость.

Когда танцор разбегается перед прыжком, он развивает высокую горизонтальную скорость - 8 м/с, а вертикальную - 4,6 м/с. Если мыслить научными терминами, то ускорение артистов при прыжке в балете составляет 2g, что сравнимо с разбегом самолета.

Д - D

  • Дивертисмент (Divertissement - развлечение) - ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров

К - C

  • Кода (от итал. coda - хвост, шлейф):
  1. Заключительная часть сольной вариации, как правило, состоящая из виртуозных вращений или прыжков, выполняемых по диагонали, по кругу, либо с продвижением «на публику».
  2. Заключительная часть различных музыкально-танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, pas de quatre и т.д.), состоящая из чередующихся соло солистов (в grand pas - с участием кордебалета), обычно исполняющих максимально виртуозные прыжки, вращения и другие технически сложные движения в быстром темпе на месте, по кругу и по диагонали.
  3. Финал балетного спектакля, в котором участвуют все действующие персонажи и кордебалет.

Л - L

  • Levé, temps (от гл. lever - поднимать) - подъём на полупальцы или пальцы либо простейший прыжок на двух или одной ногах:

М - M

  • Manège (en manège , букв. бег по кругу) - то же, что и «круг»: повторяющиеся несколько раз подряд прыжки либо вращения с продвижением, выполненные по кругу сцены. Обычно исполняется как элемент коды .
  • Marche, pas (букв. ходьба, переход) - ходьба маршем.
  • Marché, pas (от гл. marcher - двигаться, продвигаться) - движение мазурки , лёгкий бег на низких полупальцах с акцентированным выведением на сильную долю одной ноги вперёд в полуприседании.
  • Menus, pas (букв. маленький) - движение менуэта , маленькие быстрые шаги (passe-pied ) на низких полупальцах c продвижением вперёд; всегда выполнялись группой по три.

П - P

  • Pas - движение, шаг, лейтмотив, на котором строится танец (напр. pas вальса , pas польки); в более общем смысле - законченная танцевальная фраза, комбинация или целая хореографическая композиция:
  • Pas de bourrée - движение танца бурре .
Pas de bourrée suivi (от гл. suivre - придерживаться, продолжать) - женское движение, последовательные мелкие переборы ногами на полупальцах или пальцах в V позиции без перемены ног на месте, вокруг себя (en tournant ) или же с продвижением вперёд, в сторону либо назад. Основное движение миниатюры Михаила Фокина «Лебедь ». Элементарная форма pas de chat - c движением ног вперёд, когда обе ноги поочерёдно сгибаются и переносятся на прыжке в V либо IV позицию вперёд (возможен и перенос ног на прыжке назад, но в сценической практике такой вариант встречается крайне редко). Высота и амплитуда данного прыжка зависит от силы сгибания коленей: от положения sur le cou-de-pied на маленьком прыжке до высокого положения passé (retiré ) на более энергичном. Разновидность этого прыжка - итальянское pas de chat , при начале выполнения которого нога, делающая первое движение, не сгибается, а вытянутая в стопе и колене выбрасывается par jeté в сторону на II воздушную позицию. Grand pas de chat (grand pas jeté développé ) - большой прыжок с одной подогнутой ногой, раскрывающейся на прыжке :261 . При выполнении этого прыжка одна нога поднимается в воздух, одновременно сгибаясь в прямом положении, и затем на взлёте с силой раскрывается вперёд на максимально возможную высоту, при этом другая нога, вытянутая в колене, энергичным движением высоко отбрасывается назад. В современном балете на этом прыжке принято раскрывать ноги в шпагат. Руки могут принимать любое положение. Данный прыжок может также выполняться «в кольцо»: с присгибанием задней ноги и сильным перегибом корпуса назад.
  1. через положение sur le cou-de-pied ;
  2. через проходящую I позицию, стоя на всей стопе или на полупальцах/пальцах а также с одновременным подъёмом на полупальцы/пальцы и последующем опусканием в demi-plié ; маленькие шаги, меняя ноги в V позиции, с продвижением вперёд либо назад (pas menus ). См. также паспье .
  • Passé (от гл. passer - проходить, переводить) - вспомогательное движение, перевод работающей ноги из одного открытого положения в другое:
  1. Passé par terre - перевод работающей ноги, открытой на носок в пол либо поднятой на какую-либо высоту вперёд, в сторону или назад, в какое-либо другое направление через I позицию на вытянутых ногах или в demi-plié , см. также balançoire .
  2. Passé en l"air - перевод работающей ноги, открытой на какую-либо высоту вперёд, в сторону или назад, в какое-либо другое направление путём сгибания ноги (plié ) до положения sur le cou-de-pied либо до положения «у колена» и её последующим разгибанием в нужном направлении.
  3. Перевод работающей ноги из V позиции в положение «у колена», см. retiré .
  4. Passé (положение) - семантически неверный термин русской школы, положение, при котором работающая нога, согнутая в колене выворотно или в прямом положении, подведена к середине икры или колену другой.
  • Plié (от гл. plier - сгибать [колени]):
  1. Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций на всей стопе, полупальцах или пальцах, либо приседание на одной ноге в какой-либо позе. Движение может выполняться в любом темпе и характере и различается силой сгибания коленей, делясь на demi-plié (полуприседание) и grand plié (глубокое приседание). Demi-plié может выполняться и как основное, и как связующее движение (если с его помощью выполняется переход из позу в позу или от одного движения к другому).
    Подавляющее большинство прыжков, вращений, вскоков на полупальцы/пальцы начинается и/или заканчивается в demi-plié . Как учебный вариант, развивающий координацию и силу мышц, в уроке классического танца используются вращения, начинающиеся из grand plié в какой-либо позиции . Редкий сценический пример окончания прыжка в grand plié по V позиции можно увидеть в вариации Ланкедема из балета "Корсар" .
  2. Сгибание работающей ноги, поднятой в воздух в каком-либо направлении на любую высоту (например, при переходе из позы arabesque в позу attitude ; см. также passé ).
  • Port de bras (Porter - носить, Bras - рука) - Правильное прохождение рук через основные позиции (I, II, III), закруглённые (Arrondi), удлинённые (Allongé), с участием поворотов или наклонов головы и корпуса. Порт де бра бывает первое (Premier Port de bras), второе (Deuxième Port de bras) и третье (troisième Port de bras)
  • Poisson - см. pas de poisson .

Р - R

  • Relevé (от гл. relever - поднимать) - подъём на полупальцы или пальцы на одной или двух ногах а также поднимание работающей ноги на какую-либо высоту в любом направлении.
  1. Relevé lent, battement - плавное поднимание работающей ноги, вытянутой в колене, на максимальную высоту (90° и выше) в каком-либо направлении. Элемент adagio .
  2. Relevé, pas - см. Levé, temps
  3. Relevé, temps - связующее движение, préparation к упражнению rond de jambe en l"air , приём для исполнения пируэтов и туров. Выполняемое в чистом виде служит подготовкой к вращениям.
Petit temps relevé à la 2nd : одновременно с приседанием на опорной ноге работающая нога берётся в положение sur le cou-de-pied (руки собираются в I позицию) и затем, немного приоткрываясь вперёд либо назад, из полусогнутого положения выводится в сторону на высоту 45-60° одновременно с вытягиванием на опорной, подъёмом на полупальцы/пальцы и открыванием рук на II позицию. Temps relevé en dehors берётся с положения sur le cou-de-pied спереди, en dedans - с положения sur le cou-de-pied сзади. Grand temps relevé à la 2nd отличается высотой поднимания работающей ноги: она берётся до положения passé у колена и затем выводится в сторону на высоту 90° и выше.
  • Renversé, pas (от гл. renverser - опрокидывать) - движение с запрокидыванием корпуса в повороте, состоящее из наклона корпуса вперёд в позе на demi-plié , вскока на полупальцы/пальцы в этой же позе (либо со сменой ракурса) с небольшим перегибом корпуса назад и последующего pas de bourrée en tournant , на первом переступании которого перегиб увеличивается, а на втором корпус выпрямляется. Renversé c прыжком выполняется приёмом temps levé .
  1. Наиболее распространённой формой является renversé en attitude (renversé en dehors) . Движение начинается из приседания в открытой либо закрытой позе attitude , после которого следуют вскок (прыжок) в позу attitude croisée и pas de bourrée en dehors . При выполнении renversé en dedans вскок (прыжок) выполняется в позу croisée вперёд а pas de bourrée делается обратно - в повороте en dedans .
  2. Renversé en écarté является координационно более сложным движением и выполняется приёмом fouetté .

С - C (S)

  • Ciseaux - см. pas de ciseaux .
  • Sauté, temps (от гл. sauter - прыгать) - термин московской школы; то же, что и temps levé , прыжок на двух ногах по какой-либо позиции.
  • Suivi - см. pas de bourrée suivi .
  • Sus-sous (букв. над-под; см. также dessus-dessous ):

Ф - F

  • Fermé (от гл. fermer - закрывать) - закрывание открытой на воздух ноги в V позицию.
  • Fermée, sissonne - прыжок с двух ног на две ноги с продвижением в любом направлении.
  • Fondu, battement (от гл. fondre - таять, плавиться, лить) - плавное сгибание и разгибание обеих ног.
  • Fondue, sissonne - sissonne fermée , при окончании которого обе ноги не сразу собираются в позицию: приземление выполняется на одну ногу, вторая закрывается в V позицию чуть запаздывая, с мягким проведением всей стопой по полу.
  • Frappé, battement (от гл. frapper - ударять) - резкое подведение открытой в каком-либо направлении работающей ноги в положение sur le cou-de-pied и последующее её акцентированное открывание на носок в пол или на воздух.
fouettes.Coda.
Затакт: 2 пируэта из четвёртой позиции. Восемь тактов по четыре. 32 фуэте.
Помощь по воспроизведению

Существует несколько разновидностей этого движения :

Французская школа

Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

Американская школа

Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получается с продвижением вперёд или в сторону.

  1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
  2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
  3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
  4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
  5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
  6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

Ш - Ch

  • Сhaînés, tours (букв. цепочка поворотов); то же, что и tours chaînés-déboulés - серия быстрых полуповоротов на полупальцах (пальцах) с продвижением по диагонали или по кругу (en manège ), каждый поворот на 180° выполняется при помощи переступания с одной ноги на другую. Движение может выполняться по I, V или VI (I прямой) позициям как на вытянутых ногах, так и на demi-plié - в зависимости от телосложения исполнителя и поставленных перед ним художественных задач. В балетах классического наследия этим движением чаще всего завершают вариацию или танцевальную комбинацию, но есть и другие примеры: в вариации солистки (Гран па из балета «Дон Кихот ») tours chaînés исполняются в средней части, с продвижением по диагонали назад.
  • Changement de pied (букв. смена ноги) - перемена стоп в V позиции каким-либо образом. Обычно под этим термином подразумевают сhangement de pied sauté - прыжок с двух ног на две, на месте или с продвижением в каком-либо направлении (сhangement de pied de volée ), при котором в воздухе ноги меняются местами в V позиции. Может исполняться как на большом прыжке, максимально долго фиксируя в воздухе V позицию перед её переменой (grand changement de pied ), так и на минимальном взлёте, так, что вытянутые пальцы ног едва отрываются от пола (petit changement de pied ). Движение может исполняться en tournant - с воздушным поворотом на любую часть круга, вплоть до целого поворота на 360°.
Итальянский сhangement de pied отличается сгибанием ног в воздухе во время прыжка (угол сгибания коленей может быть различным). На полупальцах (пальцах) движение выполняется либо как pas levé (вскок на две ноги с одновременной переменой ног в позиции), либо как прыжок, начинающийся и оканчивающийся на полупальцах (пальцах) по V позиции, без опускания всей стопы на пол (пример такого исполнения сhangement de pied можно увидеть в коде женской вариации из Большого классического па Обера).
  • Chassé, pas (от гл. chasser - гнать, разгонять) - прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе в V позиции и одновременным продвижением в каком-либо направлении. Может начинаться с sissonne tombée , pas failli , бега и других движений, позволяющих сделать подскок с продвижением в воздухе. Используется для подхода к большим прыжкам и большим вращениям. Как самостоятельное движение обычно выполняется несколько раз подряд (как, например, в "Танце амуров" из балета "Дон Кихот"). Максимально виртуозная форма - en tournant с окончанием в какую-либо позу.
В историко-бытовом танце исполняется без прыжка, скользящим шагом с подъёмом на полупальцы в V позиции.
  • Chat - см. Pas de chat .

Э - É

  • Écartée, поза (от гл. écarter - отклоняться) - поза, выстраиваемая из положения épaulement в V позиции отведением какой-либо ноги в сторону, при этом корпус от талии слегка отклоняется от линии вертикали в сторону опорной ноги. Малые позы écartée demi-plié . Нога, поднятая в воздух, вытянута в колене и стопе. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке. Положение рук может быть различно.
Позы écartée подразделяются на écartée вперёд и écartée назад :
  1. Écartée вперёд : работающая нога открыта на II позицию (à la 2nd ) по диагонали вперёд, то есть в сторону зрителя, голова повёрнута в эту же сторону и чуть приподнята, взгляд направлен вверх.
  2. Écartée назад : работающая нога открыта II позицию (à la 2nd ) по диагонали назад, в направлении от зрителя, голова повёрнута в сторону опорной ноги, взгляд направлен вниз.
  • Échappé, pas (от гл. échapper - уходить в отрыв, вырываться вперёд) - прыжок с двух ног, во время выполнения которого меняется позиция ног в воздухе. Обычно состоит из двух движений: на первом ноги из V позиции раскрываются в воздухе на II либо IV позицию, на втором - вновь собираются в V. Существует и другой вариант исполнения - pas échappé с окончанием на одну ногу, когда другая при окончании второго движения фиксирует положение sur le cou-de-pied спереди/сзади, либо открывается в каком-либо направлении, фиксируя позу. Аналогичным образом pas échappé выполняется со вскоком на полупальцы (пальцы).
Pas double échappé отличается тем, что между двумя основными движениями добавляется temps levé на прыжке либо со вскоком на полупальцы (пальцы) без перемены позиции ног, при этом возможна перемена положения épaulement . Прыжки разделяются на большие и малые. В отличие от petit pas échappé , при выполнении grand pas échappé во время каждого из прыжков ноги максимально долго фиксируют в воздухе позицию, из которой производился толчок, раскрываясь на II или IV позицию (либо собираясь в V) лишь в самый последний момент. Прыжок может выполняться с продвижением, в повороте (en tournant ) и/или осложняться заноской: на petit pas échappé battu каждый из прыжков (либо один из них) делается с одной заноской, тогда как на grand pas échappé прыжки выполняется с двойной заноской и на предельно высоком взлёте.
  • Effacée, поза (от гл. effacer - убирать, прятать) - поза, выстраиваемая из положения épaulement effacé в V позиции отведением ноги вперёд (поза effacée вперёд ) либо назад (поза effacée назад ). Малые позы effacée выполняются на вытянутый носок в пол, средние - подниманием ноги на высоту 45°, большие - на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах/пальцах, вытянутая в колене либо на demi-plié . Нога, поднятая в воздух, может быть как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude ). Выполняется и в воздухе, на прыжке. Комбинирование различных положений рук и головы позволяет бесконечно варьировать позу.
  • Épaulement : (от épaule – плечо) - положение, при котором танцовщик стоит вполоборота к зеркалу либо к зрительному залу: стопы, бёдра и плечи повёрнуты вправо либо влево от зрителя (т. 1) на 45° либо 135°, тогда как голова повёрнута в сторону плеча, направленного по диагонали вперёд. Положение между положениями en face и профиль, придающее танцу трёхмерность, выразительность и артистическую окраску. При его выполнении от исполнителя требуются точность в положении плеч и повороте головы, уверенная направленность взгляда.

«Положение рук и головы, не подкреплённое и не дополненное соответствующим поворотом корпуса (épaulement) или его наклоном, что зрительно воспринимается как движение плеч, не может быть достаточно выразительным и целеустремлённым» :185

Разделяются на положения croisé и effacé :
  1. Épaulement croisé (от гл. croiser - скрещивать) - в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, одноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять правая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево - то левая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу croisée .
  2. Épaulement effacé (от гл. effacer - убирать, прятать) - в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, разноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять левая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево - то правая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу effacée .


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме