Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто возглавил всероссийский исполнительный центральный комитет вцик. Всероссийский Центральный ис­полнительный комитет

Великие евреи Мудрова Ирина Анатольевна

Свердлов Яков Михайлович 1885–1919 председатель ВЦИК (глава первого советского государства)

Свердлов Яков Михайлович

председатель ВЦИК (глава первого советского государства)

Родился 3 июня 1885 года в Нижнем Новгороде в еврейской семье. Отец – Михаил Израилевич Свердлов – был гравёром; мать – Елизавета Соломоновна – домохозяйкой.

Свердловы жили на Большой Покровской в жилых комнатах при скоропечатной и гравёрной мастерской. Нередким гостем семьи Свердловых был живший в те годы в Нижнем Новгороде Максим Горький. В 1901 году старший брат Якова Зиновий вместе с Максимом Горьким был подвергнут аресту по обвинению в использовании мимеографа в целях революционной пропаганды. Зиновий принял православие и получил от Горького, который стал его крестным отцом, отчество и фамилию – Пешков. Зиновий эмигрировал во Францию, служил в Иностранном легионе. При отставке получил звание корпусного генерала. Кавалер ордена Почётного легиона. Состоял в дружеских отношениях с Шарлем де Голлем.

Яков окончил четыре класса гимназии, затем учился аптекарскому делу. Уже в юности был известным подпольщиком в Нижнем Новгороде.

С 1901 года в рядах РСДРП, после раскола на II съезде РСДРП в 1903 году стал большевиком и профессиональным революционером. С сентября 1905 года направлен на Урал в качестве представителя-агента ЦК. В 1905 году организовывал революционные выступления масс в Екатеринбурге. В октябре 1905 года создал и возглавил Екатеринбургский Совет рабочих депутатов. С 1906 года Свердлов в Перми, где находился крупнейший на Урале Мотовилихинский пушечный завод. Неоднократно арестовывался и приговаривался к содержанию в тюрьме и ссылке, в тюрьмах занимался самообразованием.

С 10 июня 1906 по сентябрь 1909 года Свердлов сидел в тюрьмах Урала. 19 декабря 1909 года его снова арестовали в Москве. 31 марта 1910 года он был выслан в Нарымский край на три года. В 1910 году бежал из Нарымской ссылки в Петербург, и был редактором газеты «Правда». Вступил в активную переписку с Лениным, и был кооптирован в Русское бюро ЦК РСДРП.

5 мая 1911 года Свердлов был приговорен к ссылке в Нарымский край Томской губернии на 4 года. В 1912 года в Нарыме Яков Михайлович познакомился со Сталиным, который бежал из ссылки в августе. Свердлову тоже удалось бежать из Нарыма в декабре. В феврале 1913 года был вместе со Сталиным выдан агентом охранки и сослан в Туруханск. Ссылку на севере Енисейской губернии (посёлок Ку-рейка) они некоторое время отбывали в одном доме. Потом они стали жить на разных квартирах и встречались редко. 1 октября 1913 года на заседании ЦК РСДРП обсуждался вопрос об организации побега из ссылки Свердлова и Сталина, но он не был осуществлен.

В марте 1917 года Свердлов возвращается из ссылки. После Февральской революции он был направлен ЦК в Екатеринбург организовать работу Уральской областной партийной конференции, чтобы подготовить пролетарское восстание на Урале – на случай, если не получится в Петрограде.

На 7 (Апрельской) конференции РСДРП (24 апреля 1917 года) Свердлов впервые лично встретился с Лениным и начал выполнять для него различные текущие дела и поручения. Под влиянием Ленина Свердлов был избран членом ЦК и возглавил организованный тогда Секретариат ЦК РСДРП, реализующий решения партийных вождей. Во время массовых выступлений 3–4 июля Свердлов был главным оратором от ЦК большевиков и получил от политических противников прозвище «чёрный дьявол большевиков» (по цвету его кожаной тужурки, с которой он не расставался, потом это стало большевистской модой). Когда большевики были объявлены контрреволюционерами и немецкими шпионами, Свердлов лично пришёл к Ленину и увел его в подполье, спрятав возле станции Разлив под Сестрорецком, а сам остался в Петрограде организовывать захват власти большевиками. В дальнейшем он осуществлял связь ЦК с Лениным, всячески препятствовал его необдуманным попыткам вернуться к легальной деятельности и снабжал его общей информацией о ходе дел в Петрограде.

Пока Ленин писал в шалаше под Разливом книгу «Государство и революция», определившую принципы устройства пролетарского государства, Свердлов развил бурную деятельность по реализации его идей. Подготовив и проведя VI съезд РСДРП, он укрепил свои позиции члена ЦК РСДРП и руководителя Секретариата ЦК РСДРП. На историческом заседании ЦК 10 октября 1917 года, принявшем решение о вооружённом захвате власти, Свердлов был председателем и был назначен членом Военно-революционного центра, созданного для руководства восстанием.

8 ноября 1917 года по предложению Ленина Свердлов как главный кадровик был поставлен председателем ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Действуя в этом качестве, Свердлов осуществил основную работу по созданию органов советской власти «в центре и на местах». С января 1918 года был председателем Комитета революционной обороны Петрограда.

Учредительное собрание – представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 года и созванный в январе 1918 года для принятия конституции. Заседание Учредительного собрания открылось 18 января 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов, большинство из них эсеры, представлявшие интересы крестьян, составлявших на тот момент 90 % населения страны. Ленин при поддержке левых эсеров поставил Учредительное собрание перед выбором: ратифицировать власть Советов и декреты большевистского правительства или разойтись. От имени ВЦИК Свердлов открыл первое заседание Учредительного собрания, огласив «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в соответствии с которой Россия объявлялась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказывается даже обсуждать большевистскую Декларацию. Во время второй части заседания, в третьем часу ночи, представитель большевиков Фёдор Раскольников заявляет, что большевики (в знак протеста против непринятия Декларации) покидают заседание. Вслед за большевиками в четыре часа утра Собрание покидает левоэсеровская фракция. Ленин распорядился не разгонять собрание сразу, а дождаться прекращения заседания и тогда закрыть Таврический дворец и на следующий день уже никого туда не пускать. 19 января депутаты нашли двери Таврического дворца запертыми на замок. У входа стоял караул с пулемётами и двумя лёгкими артиллерийскими орудиями. Охрана сказала, что заседания не будет. На следующий день был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания, принятый 19 января.

Защита Учредительного собрания стала одним из лозунгов Белого движения. Региональные правительства объединились, избрав временную Всероссийскую Директорию. Одной из своих задач Директория провозгласила восстановление в России Учредительного собрания.

Наступление Красной армии в августе – сентябре 1918 года заставило Директорию переехать в Омск, 18 ноября 1918 года Директория была свергнута омскими военными.

Активные члены Учредительного собрания пытались вести агитацию против Колчака. 30 ноября 1918 года он приказал предать бывших членов Учредительного собрания военному суду «за попытку поднять восстание и вести разрушительную агитацию среди войск». Часть членов съезда Учредительного собрания (25 человек) была арестована и заключена в тюрьму. После неудачной попытки освобождения 22 декабря 1918 года многие из них были расстреляны.

Большое внимание Свердлов уделял формированию пролетарских кадров управления страной, организовав для них школу инструкторов и агитаторов при ВЦИК (в 1919 году она была преобразована в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, который в 1939 году был преобразован в Высшую партийную школу при ЦК).

Свердлов был председателем комиссии по выработке Конституции РСФСР. Подготовленная им Конституция объявила в России диктатуру пролетариата в целях водворения социализма в государстве в виде Республики Советов.

Во время мятежа левых эсеров летом 1918 года арест Свердлова был одной из основных целей восставших, в ответ на что Свердлов и Ленин приказали арестовать руководство левых эсеров, находившееся в Большом театре на заседании V съезда Советов.

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года Свердлов подписал обращение ВЦИК 2 сентября «О превращении советской республики в единый военный лагерь», дополненное 5 сентября изданным СНК «Постановлением о красном терроре», объявившем массовый красный террор против всех врагов революции. Пока Ленин лечился, Свердлов категорически отказался провести избрание временного исполняющего обязанностей председателя СНК и сам лично выполнял его функции, работая в кабинете Ленина и подписывая за него документы, проводил заседания СНК.

Помимо этого Свердлов вёл большую интернациональную работу: готовил I конгресс Коммунистического Интернационала, участвовал в организации съездов компартий Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины.

16-17 июля 1918 года был произведён расстрел царской семьи. Свердлов находился в это время в Москве. Однако Троцкий в своих воспоминаниях прямо указывает на участие Я. М. Свердлова в деле расстрела царской семьи.

Возвращаясь в Москву из Харькова 6 марта 1919 года, Свердлов заболел испанкой. Скончался 16 марта 1919 года. 18 марта 1919 года был похоронен у Кремлёвской стены.

На 18 марта 1919 года был назначен судьбоносный VIII съезд РСДРП (б), на котором должна была разгореться острая борьба. Ленин, после ранения был уже не такой энергичный, и мог встать вопрос о его замене. Вероятнее всего, в руках Свердлова и сосредоточилась бы вся полнота власти. Эти обстоятельства наводят на мысль о неестественной смерти Свердлова, который отличался неплохим здоровьем.

Из книги Велимир Хлебников автора Старкина София Вячеславовна

Глава шестая ХЛЕБНИКОВ И «ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЧЕКИ» 1919–1920 Судьба щедро дарила Хлебникову встречи с необычными людьми, и он сам постоянно искал таких встреч. В этот приезд Москва и москвичи быстро наскучили ему. Он получил аванс от издательства «ИМО», а дальше, вместо того чтобы

автора Ильин Вадим

Из книги Август 91-го. Был ли заговор? автора Лукьянов Анатолий Иванович

О названии Советского государства (Постановление Съезда народных депутатов СССР)Съезд народных депутатов СССР поименным голосованием постановляет:Поддержать предложение о сохранении названия Советского государства - Союз Советских Социалистических

Из книги Воспоминания и впечатления автора Луначарский Анатолий Васильевич

Яков Михайлович Свердлов* С Яковом Михайловичем я познакомился сейчас же по приезде в Россию,1 раньше я о нем только слышал, знал, что это неутомимый социал-демократический, большевистский борец, знал, что он беспрестанно попадал в тюрьму и ссылку и всякий раз фатально

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Владимир Ильич Ленин, лидер большевиков и основатель Советского государства (1870–1924) Главный творец Октябрьской революции в России и один из самых жестоких и беспощадных правителей в истории нашей страны, первый председатель Совета народных комиссаров Владимир Ильич

Из книги Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы автора Перфилов В. А.

В.И. ЛЕНИН ВО ГЛАВЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИК ПРАВДА ЛИ, ЧТО В.И. ЛЕНИНА ВЫДВИГАЛИ НА ПРИСУЖДЕНИЕ ЕМУ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА В 1917 г.? В ноябре 1917 г. Норвежская социал-демократическая партия внесла в Комитет по Нобелевским премиям предложение присудить

Из книги Ленин вел нас к победе автора Аралов Семен Иванович

Глава первая ОТ КРАСНОЙ ГВАРДИИ - К КРАСНОЙ АРМИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. И. ЛЕНИНА ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА Глубина знаний военного дела и военной науки у Владимира Ильича Ленина с особой яркостью, я бы сказал, с особым

Из книги Свердлов. Оккультные корни Октябрьской революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Чекисты Свердлов, Шарок и Кубаткин 30 августа 1952 г. на стол секретаря И.В. Сталина А.Н. Поскребышева курьер положил спецсообщение министра государственной безопасности С.Д. Игнатьева, адресованное САМОМУ. Это было заявление А.Я. Свердлова.«ЦК ВКП(б)Товарищу СТАЛИНУ И.В.

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СВЕРДЛОВ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Мовшович Янкель(род. в 1885 г. – ум. в 1919 г.) Один из лидеров партии большевиков и организаторов Октябрьского переворота, руководитель советского «парламента» – ВЦИК Советов в 1917–1919 гг., вдохновитель «красного террора». Яков

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

СВЕРДЛОВ Яков Михайлович (03.06.1885 - 16.03.1919). Член Оргбюро ЦК РКП(б) в 1919 г. Возглавлял Секретариат ЦК РСДРП(б) - РКП(б) в 1917 - 1919 гг. Член ЦК партии с 1912 г. (кооптирован), в 1917 - 1919 гг. Член партии с 1901 г.Родился в г. Нижнем Новгороде в семье ремесленника-гравера. Еврей. Окончил 5

Из книги Подбельский автора Расин Борис Исаакович

Ленин Владимир Ильич 1870–1924 создатель первого в мировой истории социалистического государства Владимир Ильич Ульянов (Ленин – всемирно известный псевдоним) родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи

Из книги Патриарх Тихон автора Вострышев Михаил Иванович

ОСОБОУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЦК и ВЦИК 1В первых числах мая 1919 года Вадим Николаевич снова был направлен Центральным Комитетом партии в Тамбов.Наступление Колчака на Восточном фронте чрезвычайно осложнило обстановку в стране. ЦК РКП (б) призвал всех трудящихся встать на защиту

Из книги автора

ХРОНИКА ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОНА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917–1925) 1917 год4/17 ноября. Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении

2. Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала.
3. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный совет рабочего контроля, который, будучи органом Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, составляется из представителей профессиональных союзов, заводских, фабричных и иных рабочих комитетов и рабочих кооперативов.
4. Впредь до съезда советов рабочего контроля учреждается в Петрограде Всероссийский совет рабочего контроля, в состав которого входят представители от следующих организаций: Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих и солдатских депутатов - 5; Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета крестьянских депутатов - 5; Всероссийского совета профессиональных союзов - 5; Всероссийского центра рабочей кооперации - 2; Всероссийского бюро фабрично-заводских комитетов - 5; Всероссийского союза инженеров и техников - 5, Всероссийского союза агрономов - 2; от каждого всероссийского союза рабочих, имеющего менее 100.000 членов, - 1, от имеющего свыше 100.000 - 2; Петроградского совета профессиональных союзов - 2.
5. При высших органах рабочего контроля учреждаются комиссии специалистов-ревизоров (техников, бухгалтеров и т.д.), которые посылаются как по инициативе этих органов, так и по требованию низших органов рабочего контроля для обследования финансовой и технической стороны предприятия.
6. Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать нормы выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.
7. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду. Коммерческая тайна отменяется.
Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.
 8. Решения органов рабочего контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.
 9. Предпринимателю или администрации предприятия предоставляется трехдневный срок для обжалования в соответствующий высший орган рабочего контроля всех постановлений низших органов рабочего контроля.
10. Во всех предприятиях владельцы и представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления рабочего контроля, объявляются ответственными перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества. Виновные в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и т.п. злоупотреблениях подлежат уголовной ответственности.
11. Районные (по пункту 3) советы рабочего контроля разрешают все спорные вопросы и конфликты между низшими органами контроля, а также и жалобы владельцев предприятий, и издают, сообразуясь с особенностями производства и местными условиями, инструкции в пределах постановлений и указаний Всероссийского совета рабочего контроля и наблюдают за действиями низших органов контроля.
12. Всероссийский совет рабочего контроля вырабатывает общие планы рабочего контроля, инструкции, издает обязательные постановления, регулирует взаимоотношения районных советов рабочего контроля и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с рабочим контролем.
13. Всероссийский совет рабочего контроля согласует деятельность органов рабочего контроля со всеми другими учреждениями, ведающими дело организации народного хозяйства.
Положение о взаимоотношении между Всероссийским советом рабочего контроля и другими учреждениями, организующими и регулирующими народное хозяйство, будет издано особо.
14. Все законы и циркуляры, стесняющие деятельность фабричных, заводских и других комитетов и советов рабочих и служащих, отменяются.

Именем Правительства Российской Республики Председатель Совета Народных Комиссаров
Вл. Ульянов (Н. Ленин)
Народный комиссар труда
Александр Шляпников
Управляющий делами Совета
Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич
Секретарь Совета
Н. Горбунов

РФ-XXI: занавес непрозрачности

«Землю - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!». Общеизвестный факт, что именно эти лозунги были центральными для Великой Октябрьской социалистической революции. Именно потому, что требования эти выдвигали большевики, народные массы и поддержали это политическую силу.
Но как лозунги воплотить в жизнь? Особенно - о фабриках и заводах. Ведь в мгновение ока национализировать каждое предприятие невозможно. Да еще так, чтобы контроль государства был не номинальным, а действительным. В революционных преобразованиях рождалось государство рабочих и крестьян, а потому и контроль должен был быть именно рабочим.
На первом этапе, в переходный период, он был особенно важен. И вот 14 (27) ноября 1917 года, на третьей неделе после революции, ВЦИК принимает Положение о рабочем контроле.
Рабочий контроль вводился над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, хранением их, а также над финансами предприятия. Контроль рабочие осуществляли через свои выборные органы: фабрично-заводские комитеты, советы старост и т.п. В каждом крупном городе, губернии предписывалось создание местного Совета рабочего контроля.
Коммерческая тайна отменялась. Владельцы обязаны были предъявлять органам рабочего контроля всю документацию. Виновные в сокрытии документации отвечали по суду. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев и могли быть отменены только постановлением высших органов рабочего контроля.
Главной задачей рабочего контроля в переходный период являлось пресечение любых попыток хозяев предприятий ликвидировать производство, продать предприятие и вывести средства за границу. Следил рабочий контроль и за выполнением хозяевами и дирекцией трудового законодательства. Кроме того, рабочий контроль отвечал за дисциплину самих рабочих.
По данным Всероссийской промышленной переписи - 1918, к середине 1918 года специальные контрольные органы функционировали на 70,5% предприятий с числом рабочих свыше 200, несмотря на противодействие предпринимателей. Благодаря рабочему контролю уже в первые годы советской власти из среды рабочих масс выдвигаются руководители и организаторы социалистического производства. После того как процесс национализации был завершен, контроль со стороны граждан над всеми сферами жизнедеятельности общества приобретает новые формы.
Созданы контрольные комиссии и Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин). В первую очередь контролеры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии.
Занимаясь так называемой нормализацией (то, что позже стало называться научной организацией труда), контролеры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.
Созданная позже Комиссия советского контроля была основным органом проверки исполнения решений СНК СССР и расходования денежных средств и материальных ценностей. Свою деятельность Комиссия как общесоюзный орган управления осуществляла через центральный аппарат КСК, а также через уполномоченных в союзных и автономных республиках, краях и областях.
Комитет народного контроля был вправе отстранять от занимаемых постов должностных лиц за грубые нарушения государственной дисциплины и другие серьезные упущения в работе.
Органам народного контроля предоставлялись широкие права. Комитет народного контроля СССР мог вносить в Совет Министров СССР предложения по вопросам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии дел в отраслях экономики, об организации работы в министерствах и ведомствах.
Комитеты народного контроля издавали правовые акты - постановления, имевшие обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля. По материалам наиболее важных проверок народных контролеров принимались решения правительства, сам председатель Комитета народного контроля являлся членом союзного правительства.
Как вспоминал Сергей Степашин, упразднили этот орган на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года по инициативе Бориса Ельцина. Мол, Ельцин перепутал партийный контроль с народным и в стране были упразднены практически все виды государственного контроля. А само слово «контроль» ассоциировалось с тоталитаризмом.
На самом деле, конечно, никто ничего не перепутал. Только при полном отсутствии любых видов контроля (общественного, рабочего, государственного) и было возможно провести колоссальное разграбление нашей страны. То, чему противостояли комитеты рабочего контроля в первые месяцы и годы после революции (разорение собственниками промышленности и вывод денег за рубеж), свершилось в самых катастрофических масштабах в 1990-е.
Однако и сейчас по большому счету ничего не изменилось. Счетная плата, формально пришедшая на смену прежним органам контроля, по сути, бесправна. За ее отчетами, выявлявшими колоссальные недостатки, приведшие к многомиллиардным убыткам для государства, например в возглавляемой Чубайсом корпорации «Роснано», не следовало никаких решений и изменений. Ни увольнений (а тем более уголовных дел), ни изменений финансовой политики. Ну а частные предприятия вообще полностью прикрыли свою деятельность «коммерческой тайной». В какие заграничные офшоры выводят деньги, разоряя еще недавно эффективное производство и оставляя рабочих без зарплаты долгие месяцы? Иногда этим занимаются Следственный комитет и прокуратура, но только когда уже поздно - ни предприятия, ни денег, лишь огромные долги, в том числе по зарплатам. И рабочим некуда обратиться, не у кого искать справедливости и защиты, как и крестьянам, у которых рейдеры «отжимают» земельные паи. Или учителям и медикам, чьи зарплаты урезаются в процессе исполнения указов об их увеличении. Да и каждому из нас, кто столкнулся, скажем, с «оптимизацией» школы или больницы. Ну разве что президенту раз в год пожаловаться во время прямой линии. Но это единицы счастливчиков.
А так - мнения народа не спрашивают. И уж тем более не дают ему никакой возможности контролировать антинародную и коррумпированную власть. А «народным контролем» называют полусамодеятельные, а иногда и полупотешные рейды ОНФ, активисты которого то ходят по магазинам и выявляют продукты с просроченным сроком годности, то выявляют действительно серьезные проблемы. Скажем, с реализацией программы переселения из аварийного жилья или с питанием в детских учреждениях. Порой об этом показывают даже сюжет на телевидении. При самом лучшем раскладе конкретный недостаток устраняется. А проблема как была, так и остается. Потому что реально и эффективно действующая система народного контроля нынешнему государству, его чиновничеству и олигархату не только не нужна, она для него смертельно опасна.

Советский период истории нашей страны изобилует разного рода сокращениями, которые встречались повсюду: в названиях государственных органов власти, в партийных институтах, в названиях специализированных объектов правопорядка и просто в названиях общественных организаций разных уровней. Одним из них стал и ВЦИК. Расшифровка названия этого органа означает сферу его полномочий и их уровень.

Создание новой системы управления

С момента октябрьского государственного переворота 1917 года власть в стране перешла в руки Их первоочередной задачей стало формирование новых органов власти, которые бы выполняли поставленную ими задачу по превращению страны в Глава партии В. И. Ленин, изучив принципы устройства власти европейских государств, не признавал принципа Кроме того, он считал, что в условиях становления нового государства этот принцип может лишь навредить, не позволив в нужные и краткие сроки провести необходимые преобразования и должным образом их проконтролировать. По его предложению, полностью одобренному лидерами партии, появляется специальный орган, сочетающий в себе черты как законодательной, так исполнительной и судебной власти. Итак, что такое ВЦИК в период с 1917 по 1937 год?

Первоначально его компетенция распространялась на территорию РСФСР, при этом представители Украины, Белоруссии и республик Закавказья также могли быть членами ВЦИК. Расшифровка аббревиатуры звучит как «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет», тем самым подчеркивая его главенствующее положение среди всех органов власти советской республики.

В конце 1917 года в функциональных полномочиях этого института произошли небольшие изменения: был сформирован Президиум ВЦИК, который стал оперативным подразделением комитета. Довольно часто полномочия ВЦИК использовали совершенно иные органы власти, хотя по иерархии они все находились ниже него.

Инициативу перехватывал проще говоря, Правительство страны. Все постановления этого органа имели такую законодательную форму, как декрет ВЦИК. Если тщательно разобраться, то это законы, принимаемые высшим законодательным органом власти. Сравнивая с современностью, можно сказать, что это нормативно-правовые акты, издаваемые Государственной Думой РФ.

Структурно-фунцкиональные пертурбации

За свою достаточно непродолжительную историю комитет подвергался множественным реформам и изменению сферы его полномочий, причем уже на Восьмом съезде советов границы его действий были определены законодательными рамками, однако спустя некоторое время ему были возвращены контролирующие и исполнительные функции. При этом признавалось, что верховным органом власти страны является Всероссийский съезд советов, а в перерывах между его заседаниями - ВЦИК. Расшифровка может несколько обескуражить, однако литера «И» обозначающая «исполнительный» на самом деле предполагала, что комитет принимает участие в назначении членов СНК, который и являлся главным исполнительным органом советской власти. Конституция, принятая в 1918 году, поставила уже на высшем законодательном уровне ВЦИК на второе место в организационной структуре власти РСФСР, а затем и СССР.

Строение и подчинение

Вторая Конституция, принятая в 1925 году, окончательно утвердила устоявшуюся систему государственной власти РСФСР и СССР: с этого периода ВЦИК имел в своем составе несколько подразделений и отделов. Структура этого важного института государства была трехстепенной:

Однако структурные изменения происходили практически постоянно: так, в период с 1923 года стал действовать так называемый Малый Президиум. Его организация была связана с тем, что количество обращений в ораны комитета значительно возросло, возникла необходимость увеличить количество работы. Позже это подразделение ликвидируется в связи с передачей части полномочий другим институтам власти. К моменту ликвидации структура комитета имела следующее строение:

  • Секретариат Президиума ВЦИК.
  • Приемная председателя ВЦИК.
  • Финансовый отдел, сектор кадров и информационно-инструкторская группа.

Сходства и различия органов власти Российской империи и СССР

Если проводить параллель между аналогичными органами Российской империи и Советского Союза, то ВЦИК можно поставить в один ряд с царским Сенатом, сфера полномочий и организационная структура этих органов власти была практически идентична за некоторыми небольшими различиями. В обоих случаях отсутствовало разделение властей, а один институт государства выполнял массу разнообразных действий, зачастую дублируя и подменяя работу другого. Во втором случае это приобрело более упорядоченный характер. Чтобы яснее представить всю громоздкость аппарата управления в РСФСР и СССР, можно отметить, что существовал еще и Центральный Исполнительный Комитет, наряду с ВЦИК. Расшифровка первого от второго разнится только наименованием «Всероссийский», а функции были практически идентичными. ВЦИК СССР продолжал работу до 1938-го, когда был создан постоянно действующий Верховный Совет - главный орган власти страны Советов.

1.2 ВЦИК: его формирование, полномочия, структура

Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР (после января 1918 – ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов) – формально высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР в 1917-1937 гг. между Всероссийскими съездами Советов. Впервые избран II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. в количестве 101 чел. 15 ноября 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с исполкомом Всероссийского Совета крестьянских депутатов, созданного на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в мае 1917 г., и стал представлять все Советы республики. 18 января 1918 г. ВЦИК был избран III съездом Советов в составе 306 человек. По Конституции 1918 г. он не должен был превышать 200 человек. Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920) состав ВЦИК был увеличен до 300 человек. ВЦИК мог решать самостоятельно все вопросы общегосударственного значения, в т.ч.:

1. утверждать, изменять и дополнять Конституцию РСФСР;

2. осуществлять общее руководство всей внутренней и внешней политикой РСФСР, устанавливать границы и компетенцию областных союзов, образованных по национальному признаку, разрешать споры между ними, принимать в состав РСФСР новых членов и оформлять выход ее отдельных частей, определять общее административное деление РСФСР и утверждать областные объединения губерний;

3. осуществлять законодательную деятельность, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил Республики, утверждать бюджет РСФСР, принимать законы по вопросам судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и других отраслей законодательства;

4. устанавливать и изменять систему мер, весов и денег, общегосударственные налоги и повинности, объявлять амнистии;

5. назначать Совет Народных Комиссаров, утверждать его председателя, назначать и смещать отдельных членов СНК.

Предоставленная Конституцией возможность ВЦИК решать вопросы наряду со Всероссийским съездом Советов на практике привела к тому, что действительной полнотой власти в РСФСР обладал ВЦИК. Действуя постоянно (до 1920 года), он самостоятельно решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Собирающийся время от времени на непродолжительный срок Всероссийский съезд Советов не мог оказывать существенного влияния на деятельность ВЦИК и по существу превратился в некий бутафорный орган, призванный создавать видимость полновластия трудящихся в стране. Ни один из съездов не принял ни одного принципиального решения, которое бы противоречило решениям ВЦИК, проводимой им политике, а в конечном счете интересам большевиков.

Конституция не определяла ни организационной структуры ВЦИК, ни порядка его работы. Все эти вопросы ВЦИК решал самостоятельно. Пленарные заседания проводились в расширенном составе, при наличии более половины членов ВЦИК, по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Так, за период с ноября 1917 года по июль 1918 года состоялось около 50 пленарных заседаний. Рабочими органами ВЦИК были его Президиум, отделы и комиссии. Первоначально Президиум создавался как коллегиальный орган из представителей партий, входящих во ВЦИК. Президиум ВЦИК осуществлял всю организационную работу по подготовке пленарных заседаний ВЦИК: вырабатывал повестку дня, доводил ее до сведения членов ВЦИК, назначал докладчиков и содокладчиков, предварительно рассматривал вопросы и запросы, поступавшие в адрес ВЦИК. Кроме того Президиум ВЦИК должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

Отделы ВЦИК в основном выполняли организационно-техническую работу и обеспечивали ВЦИК необходимыми материалами, осуществляли издание нормативных актов, иных печатных работ, готовили справки и др. Так, в июле 1918 года во ВЦИК имелось пятнадцать отделов, в том числе финансовый, общая канцелярия, справочный, агитационный, автомобильный, литературно-издательский, печати.¹º


1.3 Особые органы управления: полномочия, порядок формирования, структура

Совет народных комиссаров (СНК, Совет министров) РСФСР и СССР (1917-1991). Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Создан 26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов, в котором, в частности, говорилось: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров». В момент создания СНК включал 13 комиссий, заведовавших отдельными отраслями государственной жизни: внутренних дел, земледелия, труда, по делам военным и морским, по делам железнодорожным, по делам торговли и промышленности, по делам иностранным, по делам продовольствия, народного просвещения, финансов, юстиции, почт и телеграфов, по делам национальностей. Председатели этих комиссий – народные комиссары, назначенные съездом, - стали членами СНК. СНК создавался как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. В частности Конституция обязывала СНК незамедлительно информировать ВЦИК о всех своих решениях и постановлениях, а постановления и решения, имеющие большое политическое значение, представлять на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Он же наделялся правом назначения наркомов и смещения их с должности. Однако с первых же дней своего существования СНК, руководимый Лениным, пользуясь отсутствием законодательно установленной компетенции ВЦИК и СНК, принимал декреты и постановления, т.е. осуществлял законотворческую деятельность и тем самым подменял ВЦИК.

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР – чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны. Постановления Совета обороны были обязательны для всех ведомств. В его состав входили представители ВЦИК, РВСР, НКПС, Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, Наркомпрода, Всероссийского совета профсоюзов, ВСНХ и Главкомтруда. Руководил Советом обороны председатель СНК. Заседания, как правило, проходили два раза в неделю. Решения принимались большинством голосов. Совет обороны при необходимости создавал многочисленные комиссии и направлял на места чрезвычайных уполномоченных, которые имели широкие права, в том числе отстранять от работы и предавать суду ревтрибуналов всех должностных лиц.

Между 3 и 7 апреля 1920 года ВЦИК преобразовал Совет обороны в Совет труда и обороны (СТО). Большую важность теперь приобрели вопросы экономического развития. В СТО вошли наркомы земледелия, труда, РКИ, представитель ЦСУ. Местными СТО являлись областные экономические совещания (ЭКОСО). СТО имел ряд собственных комиссий: Госплан СССР (до 1923 года), Комиссию по внутренней торговле (9.05.1922 – 9.05.1924) и др. Впоследствии СТО был ликвидирован в 1937 году. Вместо него был образован Экономический совет при СНК СССР (ЭКОСО СССР).

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов узаконил победу Великой Октябрьской социалистической революции, свержение помещичье-буржуазной власти и установление диктатуры пролетариата в форме Советов, руководимых большевистской партией. Решения, принятые на съезде, открывали новый этап в развитии революции – этап строительства социализма в Советской России.

III съезд принял историческое решение о преобразовании Советской республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР имело большое значение для укрепления дружбы и доверия между всеми народами Советского социалистического государства.

10 июля 1918г. На IV съезде было уделено главное внимание, обсуждению проекта первой Советской Конституции. В основу Конституции была положена историческая « Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа ».

На IX Всероссийском съезде Советов были подведены первые итоги новой экономической политики. Анализируя международную обстановку, В.И. Ленин показал, что после разгрома интервентов и белогвардейцев наступил период равновесия, он подчеркнул, что основная задача партии и Советского государства - укрепление союза рабочих и крестьян.

26 октября 1917 г. впервые был избран Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР - формально высший законодательный, распорядительный орган в РСФСР в 1917-1937гг.

Совет народных комиссаров - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Создан 26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов, в котором, в частности, говорилось: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров». СНК создавался как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.

Но решения принимают раздельно. Они вправе привлекать к своей работе различных экспертов, запрашивать необходимые документы и материалы у руководителей государственных органов и иных организаций. §2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума...

Создававшихся опасность распада РФ, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Глава 3. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации В 90-е г.г. прошлого века многие важнейшие для России вопросы федеративных отношений решались исключительно путем...

Всероссийские съезды Советов и ВЦИК РСФСР (1917-1937 гг.).

На основании декрета II Всероссийского съезда Советов от 25/Х (7/XI) 1917 г. об организации власти высшими органами государственной власти стали всероссийские съезды Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Положение съездов Советов было закреплено резолюцией 111 Всероссийского съезда Советов 15/1 (28/1) 1918 г. «О федеральных учреждениях. Российской республики», а затем - первой Советской Конституцией 1918 г. К ведению съездов Советов относились все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. с. круг полномочий съездов не был ограничен. К исключительному ведению съездов относилось утверждение и изменение Конституции, руководство внешней и внутренней политикой, ратификации мирных договоров, утверждение бюджета и народнохозяйственного плана, установление основ организации вооруженных сил, выборы ВЦИКа. Конституции 1918 г. установила, что они созываются не реже двух раз в год. Решением IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) был установлен созыв съездов один раз в год. Кроме очередных съездов в случае необходимости могли созываться и чрезвычайные съезды Советов - по инициативе ВЦИКа или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения.

Выборы на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права и были многоступенчатыми. Так, в выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали последовательно через делегатов волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов - через делегатов городских Советов, Выборы проводились открытым голосованием. Вместе с тем для укрепления руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены некоторые избирательные преимущества перед крестьянством.

Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. После образования СССР юрисдикция всероссийских съездов Советов ограничилась территорией РСФСР. На XII Всероссийском съезде Советов в мае 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР - Всероссийского съезда Советов - подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Только съезды Советов могли утверждать и дополнять конституции РСФСР и автономных республик. С января 1937 г. согласно новой Конституции РСФСР, утвержденной XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, полномочия съездов Советов как органов государственной власти перешли к Верховному Совету РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917-1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г.

ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК - представительный орган трудящихся - избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности.

Первоначально ВЦИК заседал почти непрерывно, с осени 1918 г, он перешел на сессионный порядок работы. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов <О советским строительстве> ВЦИК созывался Президиумом один раз в два месяца, а по решению IX съезда Совет - не менее трех раз в год.

С образованием СССР и принятием на XII Всероссийском съезде Советов (май 1925 г.) новой Конституции РСФСР ведению ВЦИКа подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе установление и изменение основных начал Конституции РСФСР и утверждение конституций автономных республик, входящих в состав РСФСР.

Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

С ноября 1917 г. пo 23/I 1918 г. заседания Президиума ВЦИКа происходили 4раза, в неделю, затем до 21/11 1918 г.- 3 раза в неделю, затем до 25/III 1918 г. - ежедневно, в дальнейшем зависимости от обстановки, 2-3 раза в неделю.

В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, с 2/I 1922 г. до 23/V 1923 г. и с 14/ХI 1923 г. до 20/II 1924 г, действовал Малый Президиум ВЦИКа.

По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИКа. Он избирался ВЦИКом очередного созыва.

Рабочим аппаратом ВЦИКа и его Президиума были отделы; военный (1917-1918 гг.), финансовый {1917-1938 гг.), хозяйственно-продовольственный (1917-1938 гг.), автомобильный (1917-1922 гг.) крестьянский (1918-1922 гг.), кассационный (1918 - 1922 гг.), казачий (1918-1921 гг.), советской пропаганды (1918 г.), национальностей (1919-1937 гг.). связи (1919-1922 гг.), врачебно-санитарный (1917 г.), справочный стол (1917-1918 гг.), управление Кремлем и домами ВЦИКа (1919-1921 гг.). Сначала большинство отделов не имело четких и законодательно оформленных положений о своей работе. Постановлением Президиума ВЦИКа 13/VI 1921 г. его аппарат был реорганизован. Он состоял из управления делами ВЦИКа (секретариаты Президиума ВЦИКа и Председатели ВЦИКа, общий, финансово - учетный и хозяйственный отделы, архив), организационного отдела (подотделы: связи с местами, организационный, статистический, редакционный), отдела частных заявлений, транспортного отдела, комендатуры Кремля, клуба, библиотеки и автобоевого отряда. В дальнейшем эта структура неоднократно менялась и к 1937 г. приняла следующий вид: секретариат Президиума ВЦИКа, приемная Председателя ВЦИКа, финансовый отдел, сектор кадров, хозяйственный отдел инструкторско-информационная группа.

В связи с принятием новой Конституции в 1936 г. ВЦИК. Президиум ВЦИКа и аппарат Президиума ВЦИКа были ликвидированы 3/XII 1938 г.

В разное время при ВЦИке, Президиуме ВЦИКа были созданы временные и постоянные органы:


Комиссия по проверке советских служащих.

Образована 21/ХII 1917г. для проверки личного состава работников аппарата ВЦИКа и наркоматов. Закончила работу в 1918 г. и была ликвидирована.

Комиссия по выработке Конституции. Образована 3/IV 1918 г. Закончила работу 18/VII 1919 г.

Центральное агентство ВЦИКа по снабжению и распространению произведений печати. Образовано 23/XI 1918 г. В состав Агентства вошли Контрагентство ВЦИКа а отдел распространения издательства ВЦИКе. Постановлением Президиума ВЦИКа 10/IX 1919 г. передано в веление Государственного издательства.

Комиссия по ликвидации эвакуированных Советов. Образована в 1918 г. для учета и приема имущества советских учреждений, эвакуированных из оккупированных районов. Ликвидирована 7/Y 1919 г.

Ликвидационная комиссия ВЦИКа по делам Бакинского совнаркома. Образована 21 /IX 1918 г.. Комиссия собирала сведения о бакинских советских организациях, о бакинских работниках, расстрелянных английскими интервентами, а также сведения о денежной отчетности, имуществе и товарах, эвакуированных из Баку и захваченных интервентами. Ликвидирована в 1919 г.

Административная комиссия при Президиуме ВЦИКа. 2I/IX 1918 г. при Президиуме ВЦИКа была создана Административная комиссия по установлению областных единиц советской республики из представителей ВЦИКа, НКВД, НКФ, НК труда, ВСНХ, НКЗ и Госконтроля.

Для разработки вопроса о новом административно-хозяйственном делении РСФСР согласно решению VII Всероссийского съезда Советов была образована новая Административная комиссия, первое заседание которой состоялось17/1 1920 г. Постановлением Президиума ВЦИКа 23/III 1922 г. было утверждено положение о Комиссии. Она состояла из трех членов ВЦИКа, назначаемых персонально Президиумом ВЦИКа, и представителей наркоматов и ведомств. II/VIII 1927 г. ее состав был увеличен до 7 членов. Комиссия пользовалась аппаратом ПКВЛ РСФСР.

К 1933 г. Комиссия в основном закончила работу по административно-территориальному делению РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

Центральная комиссия ВЦИКа по ликвидации советских учреждений Украины. Образована в сентябре 1919 г. для сбора имущества украинских советских учреждений, эвакуированных с оккупированной территории.

Ликвидирована 5/I 1920 г. Собранное имущество передано особоуполномоченному Всеукраинского ревкома по реэвакуации украинских грузов.

Центральная комиссия по улучшению быта рабочих при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/III 1921 г. из представителен ВЦИКа, ВЦСПС, наркоматов военного, продовольствия и ВСНХ для изыскания материальных средств снабжения рабочих, руководства деятельностью местных и ведомственных одноименных комиссий. Постановления Комиссии являлись обязательными для исполнения я военно-прочном порядке». Ликвидирована I3/IV 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Центральная комиссия помощи голодающим (ЦКпомгол) при ВЦИКе. Образована 17/XI 1921 г. из представителей Моссовета, Наркомата продовольствия и ВЦСПС. Комиссии поручалось установить районы, наиболее пострадавшие от неурожая, и руководить оказ 1921 г. Президиум ВЦИКа утвердил положение о Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИКе, по которому ей предмета клялись права высшей комиссии по объединению и согласованию деятельности наркоматов и других советских учреждений в борьбе с голодом. Комиссия пользовалась рабочим аппаратом Президиума ВЦИКа и соответствующих наркоматов. Она направляла и объединяла деятельность одноименных комиссий при наркоматах. 20/Х 1921 г. ВЦИК утвердил подробное положение о Комиссии. Она состояла из президиума и пленума. Средства на борьбу с голодом складывались из государственных ресурсов и пожертвовании внутри России и за границей.

В ведении Комиссии находились два самостоятельных органа: Особый комитет по устройству заграничных выставок и артистических турне и Уполномоченный по марочным пожертвованиям и России и за границей. Всеми доходами этих органов распоряжалась Комиссия для оказания помощи голодающим.

Распущена с местными органами 7/IХ 1922 г. Правопреемником Комиссий стала Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИКе, ей же были подчинены аппараты Особого комитета по устройству заграничных выставок и Уполномоченного по марочным пожертвованиям.

Полномочный представитель ВЦИКа при Американской администрации помощи. Назначен постановлением Президиума ВЦИКа 3/Х 1921 г. Действовал до ликвидации АРА в 1923 г. I3/1V 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Полномочная комиссия ВЦИКа по борьбе с бандитизмом на Западном фронте, 23/V1921 г. при РВС Западного фронта и г. Смоленске была обрадована Фронтовая комиссия по борьбе с бандитизмом. 18/V1II 1921 Г. она была преобразована в Комиссию ВЦИКа, которая объединила деятельность век военных и гражданских учреждений в борьбе с бандитизмом. В состав Комиссии вошли командующий Западным фронтом, член РВС Западною фронта, полномочный представитель ВЦИКа, представители ЦК РКП и ВЧК. В район ее деятельности входили Гомельская, Витебская, Смоленская губернии и территория советской Белорусской республики. Ликвидирована 28/VII 1922 г.

Комиссия по пересмотру учреждений РСФСР при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/X 1921 г. для пересмотра штатов всех учреждений. Деятельность Комиссии распространялась на высшие, центральные и местные органы власти и управления. В ее состав вошли 5 членов ВЦИКа. Комиссия имела право давать поручения штатной комиссии Наркомата труда; решения Комиссии о сокращении Штатов учреждений вступали в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия пользовалась аппаратом орготдела ВЦИКа. К середине 1922. г. она закончила работу по пересмотру штатов учреждений, подготовленный ею материал был рассмотрен и утвержден Президиумом ВЦИКа 23/VIII 1922 г. Ликвидирована 12/ХП 1923 г.

Комиссия ВЦИКа и СЯК РСФСР по делам Туркестана. Образована I1/1V 1921 г. для упрочения федеративных связей и проведения политики Советской власти по национальному вопросу в Туркестане. Ликвидирована 2/II 1925 г. в связи с принятием Конституции РСФСР.

Комиссия ВЦИКа по районированию РСФСР. 1О/ХI 1921 г. была образована Временная комиссия ВЦИКа по разработке проекта районирования РСФСР для IX съезда Советов. 9/V 1923 г. она была преобразована в постоянную Комиссию ВЦИКа по районированию и состояла из представителей наркоматов национальностей, внутренних дел, военного, путей сообщения, ВСНХ, Госплана и СТО РСФСР, а также представителей Украины. Состав Комиссии утверждался Президиумом ВЦИКа. В задачи Комиссии входила выработка общего плана районирования РСФСР, подготовка областей к проведению реформы районирования. Комиссия имела право непосредственно сноситься со всеми учреждениями РСФСР.

Ее местными органами являлись оргбюро по образованию областей. Когда основные работы по районированию РСФСР были завершены (28/VI 1926 г.), Комиссия и ее местные органы были ликвидированы" документальные материалы переданы Административной комиссии ВЦИКа. Функции Комиссии по завершению районирования перешли к Президиуму ВЦИКа, при котором было создано Совещание по районированию. I4/V 1928 г. Совещание было вновь преобразовано в Комиссию по районированию при Президиуме ВЦИКа. Окончательно ликвидирована 2/IX 1929 г. в связи с завершением всех работ по районированию".

Комиссия по рассмотрению ходатайств о помиловании. 5/1 1921 г. была образована Комиссия ВЦИКа по рассмотрению ходатайств об амнистии 5/VI 1938 г. она была переименована в Комиссию ВЦИКа по рассмотрению ходатайств о помиловании. Ликвидирована 3/ХП 1938 г.

Бюджетная комиссия ВЦИКа. Образована I8/XII 1921 г. как постоянно действующая комиссия из членов ВЦИКа для рассмотрения отдельных смет и общегосударственного бюджета в целом. Ее постановления носили предварительный характер и подлежали санкционированию ВЦИКа. I8/XI 1926 Г. ВЦИК утвердил положение о Комиссии, которым на пес возлагалось рассмотрение государственного бюджета и отчетов о его пополнении, обсуждение перспективного плана народного хозяйства и вопросов, связанных с определением бюджетных прав автономных республик и автономных областей. Члены ее избирались на сессии ВЦИКа. Комиссия выбирала президиум. Перестала существовать в связи с началом работы Верховного Совета РСФСР в 1938 г.

Сельскохозяйственная комиссия при ВЦИКе. Образована 5/I 1922 г. Комиссия объединяла деятельность центральных и местных органов в борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. Постановления Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия проводила всю работу через аппарат Наркомата земледелия РСФСР. Она состояла из 9 членов ВЦИКа и заседала не реже одного раза в две, недели. Ликвидирована 1/II 1923 г., а функции переданы местным земельным органам и Комитету содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе,

Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 10/V 1923 г. В Комиссии были созданы 4 подкомиссии для рассмотрения отдельных вопросов:

1) веления центральных органов власти и увязки конституций РСФСР и СССР;

2) о местных органах власти;

3) по национальным республикам и областям;

4) по бюджету.

Комиссия пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Распущена 6/IV 1925 г, после завершения всех работ.

Комиссия поземельному устройству трудящихся евреев. Образована 15/VI 1925 г. Ликвидирована в 1934 г. в связи с образованием Еврейской автономной области.

Всероссийская центральная избирательная комиссия при Президиуме ВЦИКа. Образована 21/IХ 1925 г. 8/II 1926 г. было утверждено положение о Комиссии. На нее возлагалось общее руководство проведением избирательных кампании в РСФСР и рассмотрение жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Комиссии предоставлялось право утверждать и отводить членов нижестоящих избирательных комиссий; ее решения входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. При Комиссии образовывались подкомиссии: организационная, информационно-статистическая, по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Она пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Ликвидирована 10/II 1937 г. в связи с принятием новой Конституции РСФСР.

Комиссия по восстановлению в правах гражданства. Образована в 1925 г. Решения Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Ликвидирована 3/XII 1938 г.

Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов по муниципализации строений при Президиуме ВЦИКа. 24/V 1926 г. при Президиуме ВЦИКа была образована Комиссия по демуниципализации домовладений. В ее состав вошли представители наркоматов юстиции и внутренних дел. 4/VI 1926 г. она стала называться Комиссией по рассмотрению жалоб на муниципализацию домовладений при Председателе ВЦИКа, 6/VIII 1927 г. - Комиссией по рассмотрению ходатайств о муниципализации строений при Президиуме ВЦИКа, 27/VIII 1927г. - Комиссией по предварительному рассмотрению вопросов по муниципализации строений. Решения Комиссии входили в силу после утверждения ил Президиумом ВЦИКа. Она пользовалась его аппаратом. Ликвидирована 10/VIII 1933 г. в связи с окончанием работ.

Комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьянок при Президиуме ВЦИКа. 20/IX 1926 г. при Президиуме ВЦИКа была образована Комиссия по улучшению труда и быта трудящихся женщин для общего руководства работой по организации и расширению применения труда женщин, массовому вовлечению их в социалистическое строительство, повышению культурного уровня и переустройству их быта. В состав Комиссии входили представители наркоматов просвещении, здравоохранения, юстиции, социального обеспечения, финансов, ВСНХ и ВЦСПС. 30/V 1930 г. она была преобразована в К-т по улучшению труда и быта работниц и крестьянок, который обслуживался аппаратом Президиума. Состав К-та был значительно расширен: в него вошли представители наркоматов просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, труда, земледелия, юстиции, РКИ, ВСНХ, Госплана, ВЦСПС, Деткомиссии ВЦИКа, женского сектора ЦК ВКП(б), Коммунистической академии, Моссовета, Центросоюза и Колхозцентра.

20/XI 1929 г. на Комитет были возложены функции по руководству борьбой с проституцией, для осуществления которых постановлением Президиума ВЦИКа. При Комитете был создан Центральный тег по борьбе с проституцией. Местными органами Комитета являлись одноименные комитеты при президиумах ЦИКов АССР край (обл. рак) исполкомах. Ликвидированы местными органами 10/VII 1932 г., а функции переданы вновь образованным секторам по работе среди женщин в составе орготделов президиумов ВЦИКа и ЦИКов АССР, край (обл., райисполкомов).

Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИКа. Образована 8/IV 1929 г. из представителей наркоматов внутренних дел, юстиции, просвещения, ВЦСПС, уполномоченного ОГПУ при СНК РСФСР 30/V 1931 г. было утверждено положение о Комиссии, на которую возлагалось предварительное рассмотрение проектов законов о культах, вопросов о закрытии молитвенных зданий, учет религиозных объединений. Ей предоставлялось право издавать обязательные постановления по вопросам культов. Все ведомства РСФСР обязаны были согласовывать свои мероприятия в области культов с Комиссией. Ее рабочий аппарат состоял из ответственного секретаря и консультантов. Местными органами Комиссии являлись одноименные комиссии при ЦИКах АССР и край(обл)-исполкомах. Ликвидирована 20/IV 1934г. в связи с образованием, при Президиуме ЦИКа СССР одноименной комиссии.

Совет культурного строительства при Президиуме ВЦИКа. Образован 30/IV 1931 г. под председательством наркома просвещения из представителей наркоматов финансов, РКИ, Колхозцентра, общества "Долой неграмотность", ЦК Союза железнодорожников и ЦК Союза рабочих земледельческих совхозов. Совет работал сессионно, собираясь не реже 4 раз в год, и пользовался аппаратом Президиума ВЦИКа. Совет бил тесно связан с Комитетом по всеобщему обучению при СНК РСФСР. Ликвидирован 1/IX 1934 г. в связи с образованием одноименного совета в составе Наркомата просвещения РСФСР.

Комиссия по предварительному рассмотрению ходатайств о присвоении знаний Героя Труда. Образована 13/III 1931 г. Ликвидирована 20/VII 1937 г.

Комиссия ВЦИКа по вопросам оседания кочевого и полукочевого населения. Образована 20/IV 1934 г. из представителей Наркомата земледелия, Госплана, Киргизской и Казахской АССР. Комиссия проверял работу по оседанию кочевого населения и помогала местным учреждениям Казахстана и Киргизии в организации этой работы. Ликвидирована 31/VIII 1934 г. в связи с ее завершением.

Комиссии по руководству ходом соревнования городов. Образована 1/IV 1934г. В состав Комиссии вошли 9 членов ВЦИКа. Ликвидирован, 20/V 1936 г.

Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов о присвоении званий народных артистов РСФСР и заслуженных деятелей искусства, науки и техники. Образована 20/V 1934 г. Ликвидирована 20/VII 1937 г.

Комиссия по распределению фонда им. А.С. Бубнова. Образована в 1935 г. для оказания денежной помощи работникам народного образования. Ликвидирована 2/XI 1938 г.

Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 27/VI1 1936 г. Ликвидирована в конце 1936 г.

Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов о присвоении почетных званий РСФСР. Образована 20/V11 1937 г. из Комиссии по присвоению званий народных артистов РСФСР и Комиссии по присвоению званий Героя Труда РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме