Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Феофан затворник - святой для новоначальных. Описание монастырского архитектурного ансамбля

Святитель Феофан Затворник, Вышенский

(память 10 января по старому стилю; 16 июня - перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского).

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан - настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. - ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его - «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Вышенский успенский женский монастырь, сайт которого можно посетить в любое время (указан внизу, в разделе «Контакты»), известен не только местным жителям.

У него есть своя история, полная радостных и печальных моментов. Но обо всех таких событиях нужно знать, так как именно из мелочей складывается полная историческая картина духовного и культурного наследия российского государства.

Сюда приезжают из разных уголков родной страны и даже из ближнего и дальнего зарубежья. Он привлекает паломников своей особой атмосферой спокойствия, умиротворения и возвышенности над мирскими проблемами.

Вконтакте

Описание и месторасположение

Является женской обителью. Здесь располагаются мощи святителя Феофана Затворника. Именно благодаря данному факту, обитель приобрела известность и популярность. Построен достаточно давно и первоначально являлся мужским.

Рязанская область может гордиться тем, что на ее территории находится столь значимое творение рук человеческих. Непосредственное расположение от населенных пунктов – село Выша близ города Шацка (около 25 километров от него). Местечко достаточно живописное в любое время года, особенно летом.

Обратите внимание: само село удачно раскинулось там, где в реку Цну впадает Выша (ее приток).

История

История складывается из различных источников. Часть их них – это сказания, предания и легенда. А есть и документально подтвержденные факты.

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 г.

Основание его приурочивают к 16-17 векам. Однако достоверно известно, что уже в первой четверти 17 столетия, это строение существовало.

Стоит отметить: первоначально монастырь, по некоторым данным, находился в нескольких километрах от его нового расположения.

В 18 в. святыня подвергалась разорению и грабежам, но обитатели ее уцелели. Свой расцвет монастырь получил в 19 в., когда перешел во владения Тамбовской епархии. Двадцатый же век ознаменовался для обители как разорением, так и новым возрождением.

Как и многие религиозные объекты нашей страны, монастырский комплекс в начале 20 г. ХХ в. закрыли.

Все, что принадлежало монахам, перешло в государственную собственность.

Такое явление — не редкость того времени.

Интересный факт: Христорождественский собор стал единственным местом на небольшой промежуток времени, где совершались богослужения. Однако это продлилось всего до 1938 г.

В 70-х гг. 20 в. пара священнослужителей осмелились проникнуть в заброшенное здание. Они увидели полнейшее варварское разорение комплекса. Также нашли они останки епископа Феофана и совершили панихиду. Таким тайным путем священнослужители потихоньку наводили порядок здесь и вывозили значимые реликвии в безопасное место.

Современное состояние

1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.

Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.

Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св. Затворника.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.

Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений.

Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство. Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения.

Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Святые Вышенского монастыря

Прославленный в лике святителей Феофан жил в 19 веке. Он до сих пор является известнейшим в православных кругах богословом и проповедником. Еще одним его занятием называют публицистическую деятельность.

Феофа́н Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (23) января 1815 - 6 (18) января 1894) - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник

Жизнь св. Феофана достаточно интересна. Он имел духовное образование и четкое намерение служить церкви всю свою жизнь. После окончания семинарии и духовной академии молодой человек принял монашество.

Важно знать: св. Феофан помог повысить уровень образования, создавая воскресные школы, церковноприходские и другие учебные заведения, например, епархиальное училище для женского населения.

Прибыв в Вышенскую пустынь, остался здесь до конца своих дней. Погребение его состоялось в Казанском соборе.

Святыни Вышенской обители

Среди святынь Вышенской пустыни особняком стоят мощи святителя Феофана. Причислили к лику святых в 1988 г.

До перенесения на свое постоянное местонахождение, они располагались недалеко от полностью закрытого в то время монастыря.

Хранится здесь и ковчежец со святынями. Таким образом предоставляется возможность людям поклониться святым мощам и попросить о помощи в одном месте, если нет возможность прибыть на место подвигов святых.

Икону Божией Матери Казанскую Вышенскую тоже можно найти здесь. Молиться, просить помощи и заступничества у Богоматери приезжают многие паломники. Никто не остается без ответа.

Возьмите на заметку: в обители хранятся в небольших ковчежцах мощи и других святых. Так, например останки четырех рязанских святителей, а также преподобных отцов киево-печерских.

Информация для паломников и туристов

Рассмотрим некоторые моменты:

Как добраться

Чаще всего в это место пребывают через Москву. Из столицы следует найти транспорт, который в своем маршруте может проехать до Шацка или транзитом через него.

На автовокзале этого города всегда есть микроавтобусы, маршрутные такси, которые отвезут вас до Выши. Именно там, по улице Заречной, 20 находится знаменитый монастырский ансамбль.

Где остановиться

Перед поездкой в Вышу, следует позаботиться о своем пребывании там. Для паломников и просто гостей села предусмотрено размещение в нескольких километрах от святынь в подворье Быково. Предоставляются многоместные комнаты до 10 человек. При этом выдаются постельные принадлежности.

Контакты

Чтобы получить интересующую информацию, узнать подробную историю комплекса и жизнеописание святителя можно на официальном сайте.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», (Мф. 5:16) – говорил Господь своим ученикам, уча их жить так, чтобы видя их добрые дела, люди прославляли Бога.

Истинным «светильником » явился Феофан Затворник (10 января 1815 – 6 января 1894) в мире. Он, как истинный христианин, воспринял свет Христов и всей своей жизнью, всеми своими делами отражал его в мир.

Весть о том, что в храме будет освящаться икона Феофана Затворника с частицей его мощей, собрала множество прихожан. Каждое освящение новой иконы – событие для молодого храма. А тут – событие особенное – подобное празднику Богоявления. Ведь имя Феофан в переводе с греческого обозначает «Богоявление».

Жизнь Феофана Затворника полна событиями и преисполнена милостью Божией. Родился будущий Святитель в семье священника. Благочестивые родители воспитали его в духе православия, дали хорошее образование. В молодом возрасте Феофан достиг необычайно высокого карьерного роста: был ректором Киево-Софийских училищ, преподавателем нравственного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии, служил в Русской миссии в Иерусалиме. В сорок лет он стал настоятелем посольской церкви г. Константинополя. А в сорок четыре, в 1859 году, архимандрит Феофан был удостоен высшей степени священства – был посвящен в епископский сан церкви христовой. В этом чине трудился он и в Тамбовской епархии и, позже, во Владимирской.

Все это время Феофан много заботится о духовном просвещении народа христианского: проповедует, открывает церковно-приходские школы, возобновляет храмы Божии, путешествует с целью личного общения со священством и мирянами, борется с протестантизмом и всякого рода заблуждениями, возвращает заблудших в лоно церкви.

Многогранна и неутомима деятельность великого подвижника.

Но под конец своей жизни, оставив все, он удалился в затвор. Оставил епископское служение и подвизался в монашеских подвигах, чтобы посвятить себя созерцательной жизни. Как святитель Тихон, так и святитель Феофан решил всю свою ученость посвятить служению Церкви в качестве аскета-затворника. 28 лет он провел в затворе.

Святой удаляется от мира, но с еще большей силой продолжает заботиться о разъяснении пути истинно христианской жизни. Каждый день он отвечает на многочисленные письма, переводит лучшие творения духовной литературы, излагает свой духовный опыт в поучениях, пишет проповеди, труды по разъяснению слова Божия, краткие толкования на святое Евангелие на каждый день. Душу каждого человека он стремится побуждать к решимости "начать соделывать свое спасение": «Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием, и это одно приведет вас к доброму концу ..."

И поныне помогает святой угодник всем, кто стремится к познаниям истины христианской. Соприкасаясь с боговдохновенными трудами святителя Феофана, мы входим в незримое общение с великим угодником Божиим, получаем его благословение, его молитвенную поддержку.

Теплым осенним днем (5 сентября 2010 года) в храме Иоанна Воина прихожане встречали икону Феофана Затворника. В назначенное время во главе с настоятелем отслужили молебен, прочитали канон святому, в котором воспевается необычайная судьба святого, его заступничество и помощь. После чего икона была освящена, и каждый прихожанин с благоговением приложился к новой святыне – иконе Феофана Затворника с частицей его мощей.

Сама икона написана необыкновенно. В таких цветах, композициях в нашем храме нет икон. Цвет фона, на котором изображен святитель – зеленый. Он является отголоском Духа Святого. Вспомним праздник Троицы: храмы наполнены зеленью и ароматами. Они как бы напоминают нам о том, что церковь Божия дышит особым ароматом – Духом Святым. По слову Серафима Саровского, главная задача человека, а уж тем более монаха – стяжание благодати Духа Святого. Зеленый цвет фона утверждает и подчеркивает: всей своей жизнью Феофан Затворник стяжал благодать Духа Святого.

Красный цвет земли, на которой стоит преподобный, символизирует красную глину – грешную землю. Имя Адам переводится с древнееврейского как «красная глина». Можно сказать, что с Адама пришло в мир грехопадение. Через него вошел в человечество грех. По слову многих святых угодников, земля, на которой мы живем, есть грешный мир. В самой иконе особое Богословие. На красном фоне несколько растений, так называемых волчцов, которые не дают никакого плода. А сам Феофан является настоящим истинным прозябшим колосом, который уродился на этой грешной земле. Не просто уродился, а впитав истинное Христово учение, действительно, для всех других явился особой радостью, вместил в себя Христа, прославил Христа до такой степени, что и мы сейчас через него славим Господа.

Икона написана в традиционном русском стиле. Она имеет в какой-то степени простоту, может не такую изысканность, как другие иконы в нашем храме, но тем самым подчеркивается сам образ святителя. Феофан Затворник был аскетом-монахом. Поэтому и икона имеет некоторую аскетичность. Вместе с тем замечательно написан лик – имеются общие черты с портретами святого и полностью соблюден канон.

Благодатно приложиться не только к иконе, но и к мощам.

Поэтому, припадая к святыням, будем взывать к тому, чтобы святитель помогал нам в учениях, в познаниях истины христианской, напутствовал во всяких делах, утверждал нас в вере, передавал нам свое благословение.

Святителю отче Феофане, моли Бога о нас.

Иконописец – Владимир Мирошниченко.

Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина

Используемые материалы:

1. Проповедь отца Валерия, настоятеля храма Иоанна Воина, после освящения иконы Феофана Затворника.

2. Епископ Александр (Милеант). «Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы».

23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи


Казанский храм Вышенской обители

Летом рязанское село Выша, где и расположен тот самый Успенский монастырь, в котором подвизался святитель Феофан, встречает жарой и воздухом, полным разнообразной жизни. Вокруг все жужжит, стрекочет и летает. С реки слышатся крики купальщиков. Разнотравие и разноцветие, купола Успенского (до революции мужского, а теперь женского) монастыря возвышаются над кронами древних дубов. Покой и благодать. Недаром будущий святитель, отпросившийся в обитель на покой, говорил об этом месте так: «Выше Выши только Царство небесное».

Путь к мечте

Когда в России наступило время великих перемен, время осуществления долгожданной крестьянской реформы, епископ Феофан подал прошение в Сятейший Синод об увольнении на покой в день своих именин, 12 марта 1866 года. Кто смеет в таких обстоятельствах покидать место служения ради какого-то личного покоя? В Святейшем Синоде были не просто недовольны. Епископ Филарет Дроздов сердится, митрополит Исидор (Никольский) пишет святителю Феофану: «Если верить слуху, что вы просите увольнения на покой только для покоя, то я сомневаюсь, чтобы Святейший Синод удовлетворил просьбу. Кто бы из нас не желал спокойствия, особенно в нынешнее многозаботливое и трудное время! Но надо же кому–нибудь трудиться и для других, хотя бы и со скорбью, и воздыхающе».

А епископ Феофан не для себя хотел на покой. Он уже достаточно послужил для других, переезжая с места на место в заботах и делах. После окончания Киевской Духовной Академии его назначили ректором Киевского Духовного Училища. Там же, в Киеве он принял монашеский постриг, сполна сознавая всю ответственность этого выбора. А потом покатилось колесо… Где только иеромонах, а затем архимандрит Феофан не состоял в должности заботливого пастыря, отца студентам! После Киева, инспектор Новгородской духовной Семинарии, затем помощник инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, где он советовался со знатоком аскетических творений архимандритом Игнатием (Брянчаниновым), потом ректор Олонецкой Духовной Семинарии, и наконец, профессор богословских наук, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук. Во время этих забот, он успел еще побывать членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. В 1859 году архимандрита Феофана нарекли епископом Тамбовским и Шацким. В своей речи при наречении он сравнил свою жизнь с шаром, «без треска и шума катящимся туда и сюда по направлению сообщаемых ему ударов».

«Преосвященный Владыко, милостивый мой отец и благодетель! – Писал он епископу Иеремии (Соловьеву), когда был еще иеромонахом Феофаном, инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. - Простите, Господа ради, что я докучаю Вам то своим непотребством, то, может быть, заносчивыми предприятиями. Говорю, может быть, ибо они не обдуманы, а лежат на душе, нудят и томят, не стихают, а все растут-растут. Но, Господи, имиже веси судьбами, устрой о мне вещь. Ученою должностью начинаю тяготиться до нетерпимости. Пошел бы в церковь, да там и сидел». Тогда покой ему только снился. Теперь пора выполнить свою давнюю мечту, такую старомодную по мнению его современников, уйти, отгородиться от мира, и в тишине монастыря отдать другим все лучшее, что у него есть, все знания и опыт, всю любовь. «Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом», - объясняет епископ Феофан Священному Синоду свою необычную просьбу. Синод удовлетворяет ее. Видимо «сработали» все прошлые труды и заслуги владыки.

Вышенский затворник

В середине XIX века мужская Вышенская Свято-Успенская пустынь находилась на территории Тамбовской епархии, окормляемой епископом Феофаном. В одну из своих поездок по епархии он ее заприметил, как наиболее подходящее место для осуществления своей мечты о деятельном покое.

Страна бурлит событиями: у ворот Летнего сада Каракозов совершил покушение на царя Александра II, в Кронштадте начали испытания первой подводной лодки, в Абхазии началось восстание, государственными крестьянам отдали в собственность земли, бывшие в их пользовании до реформы. Все стремились как-то осмыслить жизнь. Граф Л. Н. Толстой вскоре напишет «Крейцерову сонату», «Воскресение» и наконец «В чем моя вера?». Епископ Феофан Говоров затворяется в своей келье в Вышенской пустыни, чтобы уже не выйти из нее до самой смерти, и начинает наконец… общаться с людьми. Общаться так, как ему никогда бы не позволил загруженный разными делами график ректора Академии или руководителя епархии. В день он получал по сорок писем от разных людей, и на все непременно отвечает. Он выписывает последние газеты и журналы, чтобы быть в курсе всего, что происходит в мире.

Сообщение: «Не знаю, что сделать с своею жизнию. Надо же что-нибудь делать. Надо же цель себе определить?» Комментарий: «Откуда такие мысли? Догадываюсь, что между Вашими знакомыми есть прогрессистки или Вы попали в общество, где были такие и распускали свои мудрования. Они обычно бредят так. У них непрестанно на языке благо человечества, благо народа. И вот Вы, вероятно наслушавшись таких высоких идей, пленились ими и, обратив взор на свою настоящую жизнь, с сожалением увидели, что прозябаете в кругу семьи и родных без пользы и цели». Читая ответы владыки Феофана на свои вопросы и письма, люди неожиданно обнаруживали внутри себя огромный мир собственной души. Далекий Вышинский затворник понимал больше того, о чем его спрашивали.

Переписка святителя Феофана стала основанием для его книжки «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Простой, резкий язык, энергичные и яркие образы, плюс бесконечная пастырская любовь - этой небольшой книжечке предстояло сделать большое дело.

Мощи из хлама

Единственный удобный способ приехать из Москвы в Вышу, протрястись в душном автобусе всю ночь до Шацка, потом пересесть в маршрутку, и проехать еще 25 километров. Посередине села за потрескавшимся забором с кругленькими, как булочки башенками, виднеются разноликие строения и храмы, раскинувшейся на берегу реки, Успенской обители.

В двадцатые годы XX века монахов из пустыни разогнали, а в 1938 году из нее сделали психиатрическую больницу, которая стала «градообразующим» предприятием поселка. Захоронение святителя осталось в Казанском храме, который в психбольнице приспособили под склад. В 70-е годы в соседнюю деревню Эммануиловка, в храм преподобного Сергия Радонежского, был назначен новый священник из Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Георгий Глазунов. Летом 1973 года он и несколько его соратников по Духовной Академии решили поехать в больницу, послужить панихиду по владыке Феофану. Конечно, тогда не могло идти речи ни о каком официальном обретении мощей. Могила с надгробием оказалась завалена разным больничным хламом. Решили как-нибудь вывезти из храма останки, чтобы они не были в таком поругании. Вскоре осуществили задуманное. Выгребли хлам из под надгробия, под ним нашли разломанный гроб. «Первым делом мы увидели голову святителя Феофана, она была разбита на три части – наверное, ее чем-то тяжелым ударили. Вынув дощечки гроба, мы стали перебирать все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром. И на удивление собрали абсолютно все: голени, ребрышки, позвоночник, я даже посчитал, сколько каких косточек должно быть. Там же в склепе мы обнаружили Евангелие святителя Феофана. Все это мы собрали и привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом к нам прислали человека, который приехал с чемоданом, все это упаковал и отвез в Троице-Сергиеву лавру», - вспоминает отец Георгий.

В Лавре мощи почивали в Всесвятском храме, в подклете Успенского собора, до 1988 года, когда святителя Феофана причислили к лику святых. Тогда их перенесли из Лавры обратно, в храм преподобного Сергия Радонежского в Эммануиловке. В 1990 году Успенский, Казанский и Христорождественский соборы и небольшой бывший братский корпус монастыря были отданы в ведение Рязанского Епархиального управления. В монастыре возродилась монашеская жизнь, но возрождали ее уже женщины. Первая игумения, монахиня Нонна (Знаменская) жила совершенно одна посреди психиатрической больницы. Здания хоть и освободили, но они были совершенно разорены, а восстанавливать их не было средств. Постепенно монастырь возрождался и 29 июня 2002 года мощи перенесли в отреставрированный Казанский храм Вышенской обители. Вторая игумения Вера приехала в монастырь как паломница. Потом купила в Выше дом. Стала своей, вышенской. А теперь на ее плечи легла забота о всех корпусах, освобожденных больницей.

Всех вылечат

Вечером по большому двору перед Успенским храмом детвора катается на велосипедах. Подъезжают машины к крылечкам, сушится белье, одинокая старушка «гуляет» на стульчике перед деревянной лестницей своего «подъезда». Еще год назад картину дополняли пересекающие территорию монастыря с кастрюлями в руках пациенты психбольницы. Год назад психиатрическая больница покинула территорию монастыря, но некоторые сотрудники все еще живут в, арендованных ими у государства, бывших монастырских строениях. «Мы нормально вместе жили. Что нам делить? В каком то смысле мы тут тоже лечимся, проходим так сказать курс специальной терапии», - улыбается благочинная монастыря матушка Татьяна.

Сейчас в монастыре чуть больше двадцати сестер. Часть их работает на послушании в скиту обители, не далеко от Выши в местечке Быкова гора, ранее усадьбе князей Нарышкиных. Там у монастыря подсобное хозяйство. «Конечно, нам трудно, как трудно бывает разделенной семье. Приходится многое делать дважды. Две кухни, два гостевых дома, два огорода. После того, как больница освободила здания, забот стало больше. Раньше у нас были послушания в вышивальной мастерской. Сейчас мы не можем себе этого позволить, но мы все равно принимаем паломников», - рассказывает матушка Татьяна. Стоит один раз увидеть, как общаются сестры между собой, чтобы понять, что слово «семья» вполне применимо к этим отношениям. Вот одна монахиня что-то горячо, энергичным шепотом, рассказывает другой. Та сочувственно слушает, кивает и машинально поправляет у сестры апостольник. Чтобы ленточки красиво лежали.

Особое дело – музей. Это корпус, в котором когда-то жил в своем затворе владыка Феофан. Странная судьба - психиатрическая больница тоже использовала его для изоляции. Там содержались особо тяжелые больные. От святителя в нем остались только стены и лестница, балясины которой он сам вытачивал, а музей возник из архивных фотографий и подаренных благотворителями старинных предметов, повторяющих обиходный интерьер комнат владыки Феофана. В экспозиции сестры попытались воспроизвести насыщенную разными занятиями затворническую жизнь владыки. Кроме переписки, святитель Феофан еще столярничал, играл на скрипке, учился играть на фисгармонии, экспериментировал с фотографией, писал иконы, выписывал редкую научную литературу на иностранных языках. Можно предположить, что ему даже не хватало на все времени.

Правильное – на потом

1992 год. Прошло почти сто лет после кончины затворника Феофана. Умерли все его друзья и адресаты. В стране выросли без Бога целые поколения людей. Тем из них, кому Бог все-таки понадобился, понадобилось у кого-то узнать «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться».

«В 1992 году мне было 19 лет, и мой родственник принес мне книгу святителя Феофана Затворника, которая называлась «Что есть духовная жизни и как на нее настроиться». Это была моя первая моя книга о духовной жизни. – Рассказывает матушка Татьяна. – Для многих тогда эта маленькая книжица, изданная репринтным изданием, стала первой духовной литературой. Она меня глубоко потрясла. Я полностью согласилась со всем, о чем там написано, увидела по какой дорожке надо идти. Но исполнить это в 19 лет было для меня крайне трудно. В этом возрасте очень сложно загнать себя в какие то рамки. Хочется все в жизни узнать, все попробовать. И вот в голове моей зародилась такая мысль: это все правильно, все хорошо, но все этот потом. И началась моя жизнь, обычная жизнь молодой девушки. К сожалению, я сделала много ошибок в своей жизни, о которых может быть я сейчас жалею, но в итоге Господь через святителя Феофана все-таки привел меня в монастырь. После того, как я прочитала книжку прошло уже лет десять. Мой духовник возил меня с другими своими духовными чадами по святым местам. Мы были во многих местах, в том числе и в Дивеево. Видимо мой батюшка имел все же желание, чтобы где-то прилепилось его духовное чадо. Но, у меня и мысли такой никогда не рождалось. Я просто приезжала, прикладывалась к святыне и уезжала. Хорошо. Благодатно. На этом все.

Однажды он меня привез сюда, в Вышу. Причем перед этим сказал: «Мы едем к святителю Феофану Вышенскому». Я еще подумала: какой-то святой Феофан Вышенский. Прикладываюсь к мощам, батюшка дарит мне книжечку, а на ее обложке написано - «Святитель Феофан Вышенский Затворник». И тут у меня случилось прозрение. Это же тот самый Затворник, которого я много лет назад читала, и про которого подумала: отложу на потом. Я была потрясена. Стала опять прикладываться к мощам, делать земные поклоны. Выхожу на улицу, а тут психиатрическая больница, разруха, и из этой разрухи только, только начинает восстанавливаться Казанский собор, в котором мощи святителя лежат. И у меня в душе произошел перелом. Я вдруг поняла, что во многих местах хорошо, во многих местах есть святыни, а вот здесь сам святитель Феофан, и в этом сиротском месте из разрухи вырастает храм. У меня зародилась мысль, что я должна здесь потрудиться, что я должна здесь быть. Так, благодаря этой книжечке, спустя полгода я сюда приехала. Приехала на время, а получилось, что навсегда».

***
Сейчас в Издательском Отделе Патриархии готовится научное издание всех трудов святителя Феофана, среди которых, кроме обширной переписки со знаменитыми людьми его времени и писем к простым людям, есть толкования Священного Писания, переводы древних авторов, проповеди и статьи. Это первое подобное издание. До него труды святителя издавались в репринтах и почти не сверялись с авторскими рукописями. Рассказывает сотрудник Издательства Свято-Успенского Вышенского монастыря, доктор филологических наук Каширина Варвара Викторовна, член редакционного совета нового издания: «Исследователи нашли много новых рукописей и писем в архивах Киева, Москвы и Петербурга. Новые рукописи обнаружили и в Свято-Пантелеимоновом монастыре на горе Афон, прижизненном издававшем святителя. Выясняется история старых текстов, проводится анализ всех редакций. Мы имеем уникальную возможность проследить за тем, как менялась мысль святителя, и критическое издание позволяет об этом говорить. Ведь многие тексты он редактировал сам. В результате, мы можем увидеть другого Феофана».

Ирина СЕЧИНА


Святитель Феофан Затворник.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры

Шел 1972-й (датировка архимандрита Елевферия (Диденко) - Ред.) год. Иерей Георгий Глазунов , после обучения в Московской духовной академии назначенный служить в храм преподобного Сергия Радонежского, продолжал нести свое послушание в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области. В один из летних месяцев к нему наведался его преподаватель гомилетики игумен Марк (Лозинский) вместе с двумя студентами Академии – иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) . Справив по кружке-другой чая, друзья решили отправиться в закрытый богоборцами Вышенский монастырь, где в подклети Казанского собора был погребен почитаемый ими владыка Феофан. Увидев «мерзость запустения» (Мф. 24:15) на святом месте и совершив панихиду, они решили, во что бы то ни стало, потихонечку вывезти честные останки святителя. Отец Георгий (Тертышников) тем временем продолжал готовить материалы к его прославлению…

Вскоре отца Георгия Глазунова вновь посетил отец Елевферий, на этот раз один. Повторная поездка в Вышу принесла добрый плод – сотоварищи, спустившись в склеп, перебрали руками всё «от» и «до», обрели мощи и забрали их с собой. Шеститонную надгробную плиту вывезли позже.

Работа двух священников проходила с фонариком в руках. В ходе кропотливого труда среди кучи мусора удалось собрать не только костные останки святителя, но и остатки праха, который упаковали в целлофан. Было найдено и Евангелие, которое лежало у владыки на груди при погребении. Оно было как новое, печать очень четкая; только при раскрывании книги листочки ломались – видимо из-за сырости. Вскоре отец Георгий Глазунов отдал это Евангелие отцу Марку.

При разбиении гроба святителя оказалась расколотой на четыре части его честная глава, которую впоследствии сваривали воском.

Некоторое время мощи пребывали дома у отца Георгия Глазунова, а затем некий мужчина, доверенное лицо отца Марка, перевез их в чемодане из Рязанской области в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) они были замурованы в стене Успенского собора, неподалеку от того места, где сейчас покоится Святейший Патриарх Пимен. Перед сокрытием мощей в обители преподобного Сергия отец Георгий (Тертышников), имевший медицинское образование, рассортировал нетленные останки и подписал их.

В 1988 году мощи епископа Феофана в небольшом гробике переправили в Рязань и 5 июня, за день до канонизации, вернули в село Эммануиловка. В храме преподобного Сергия Радонежского под сенью в новой гробнице они находились в течение 14-ти лет. 29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, мощи были перенесены в возрожденную Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь, расположенную в четырех километрах от Эммануиловки.


Святитель Феофан Затворник


«Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас», - так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых - святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского.

В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя - Феофан - происходит от греческого слова «теофания», то есть «Богоявление» - «Богоявлению тезоименитый». Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы.

Родился Феофан, в миру - Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем - в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучил аскетические творения Отцов Церкви, что очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.

1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств - таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни.

Для повышения уровня духовного образования епископом было открыто множество церковно-приходских школ, святитель поощрял и священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, которые жертвовали средства на строительство школ и церквей. При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы - как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости» с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Заботился святитель и о благоустройстве храмов - «древнейших и наилучших училищ духовного просвещения».

Почти каждое богослужение владыки сопровождалось проповедью, а проповедником он был изумительным. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. Архипастырь побуждал к проповеди и священников, ревностных поощряя, а нерадивых наказывая. Так, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1861 г. имеется следующее его распоряжение: «Священника Светлова, без уважительных причин не говорившего ни одного поучения в течении целого полугодия, оштрафовать на вдов и сирот духовного звания на 6 рублей серебром и пропечатать не говорившего поучения в Ведомостях ко сведению епархии».

По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан, служа в Тамбове, вел очень простой образ жизни. Носил он подрясник и рясу из недорогой черной материи, пища его была самой невзыскательной. Вкушал он очень немного, практически никогда не ужинал. Почти весь его день проходил в молитве.

Простота и приветливость привлекали к нему людей, и с каждым из них, невзирая на лица, владыка обращался с примерным терпением и благодушием. Когда в 1860 г. Тамбовскую губернию постигла страшная засуха, преосвященный Феофан поддерживал паству не только словом, но и делом. Из своих личных средств он оказывал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, а свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья он предоставил в полное распоряжение погорельцам.

13-го августа 1861 г., при непосредственном участии епископа Феофана, состоялось открытие мощей св. Тихона Задонского, которого владыка издавна очень почитал.

Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение удовлетворено, и святитель наконец-то получает то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание - полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание».

Уйдя в затвор, святитель Феофан ежедневно совершал Литургию в своей небольшой церковке, проводил время в духовных и телесных подвигах, непрестанной молитве, тщательном самонаблюдении, в напряженном чтении и богомыслии, и, наконец, в писательских трудах.

Весь свой величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был использован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьянина. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово, идущее прямо к сердцу. Он обладал редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

Хотя эти письма были адресованы конкретному человеку, в них есть то, что замечательно подходит каждому христианину.

Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни, точка опоры которой - смирение. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живет дух; нет молитвы - нет жизни в духе», - писал святитель

О пребывании в монастыре святитель Феофан писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Эти слова сбылись, именно на Царство Божие он «променял» свою скромную монашескую келью. Когда 6-го января 1894 г., в праздник Крещения Господня, Преосвященный Феофан скончался и его стали облачать в святительские одежды, на его лице явственно для всех просияла улыбка.

Святитель был погребен в храме Казанской иконы Божией Матери Вышенской обители.

Узнав о том, что скончался всеми почитаемый святитель, в Вышенскую обитель хлынули толпы людей разных сословий, общественного положения, всех возрастов и профессий. В день погребения их число достигло нескольких десятков тысяч.

В 1920-х гг., во время атеистических гонений, Вышенский монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. – областная психиатрическая больница.

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь ‑ была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

Мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, в эти годы безвременья сохранялись в храме преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, недалеко от Выши. В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божией Матери.

По воспоминаниям настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка протоиерея Георгия Глазунова, в Казанском храме, где был погребен святитель Феофан, был больничный склад. Там, практически в груде мусора, был обнаружен гроб, в котором покоились мощи святителя, а также его Евангелие. Из разоренного собора останки святителя Феофана были перенесены вначале в дом протоирея Георгия Глазунова, затем тайно перевезены в Троице‑Сергиеву лавру.

Мощи благословили поставить во Всесвятском храме – в подклете Успенского собора, и там они находились до 1988 года.

В 1988 году святитель Феофан как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, был канонизирован. Святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000‑летию Крещения Руси.

Вскоре после канонизации в 1988 году к храму преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка был пристроен придел в честь святителя Феофана и в том же 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в этот храм.

Тогда Вышенский монастырь еще не был возвращен Русской Православной Церкви. И только через 11 лет, 29 июня 2002 года, мощи святителя Феофана Затворника крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Свято‑Успенский храм Вышенского женского монастыря. Процессию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря и в этот же день под торжественный звон колоколов мощи святителя Феофана Затворника были перенесены из Успенского храма в Казанский собор.

Святитель Феофан Затворник был погребен в правом Владимирском приделе. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: "Добротолюбие", "Толкование Апостольских посланий" и "Начертание христианского нравоучения".

Тропарь святителю Феофану, глас 8

П равославия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, глас 4

Б огоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану, Затворнику Вышенскому

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым - истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся - смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем - боговедение и мудрость, учащимся - ревность и помощь Божию; и всем православным - утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме