Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Святое распятие. Символика Распятия

"Крест - хранитель всей Вселенной. Крест - красота Церкви, Крест - царей держава, Крест - верным утверждение, Крест - ангелом слава, Крест - бесом язва..."

Так как время поста приближает нас к неделе Крестопоклоной, считаем необходимым разъяснить значения символов, которыми обычно надписывают Распятие Христа (Православный Крест).

Во времена римского владычества распятие считалось самой позорной и мучительной казнью. Однако Христос, проливший Свою кровь и принявший мучение на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил тем самым крест в символ спасения и вечной жизни (Мф. XXVII, 31-56; Мк. XV, 20-41; Лк. XXIII, 26-49; Ин. XIX, 16-37). И в то же время, только Крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" (кстати, раскрытые ладони - признак именно православного варианта Распятия, но об этом ниже).

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием вины. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).

Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Сокращение "ГГ" означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы...". "ГА" - глава Адама.

Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия - по сторонам большей перекладины. "Солнце преложися во тму, и луна в кровь претворися...".

Христос изображается с кресчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие "истинно Сущий", как Бог сказал Моисею "Аз есмь Сый" (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения - титлами, имя Спасителя "IC XC" - Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: "НИКА" (греч. - Победитель).

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века. Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в Западной (Католической) и Восточной (Православной) Церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа. Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...".

Древнерусские образы Распятия строги, даже скупы в проявлении чувств. Христос изображается не только Живым, Воскресшим, но и Царствующим Спасителем и Вседержителем. Христос - Царь Славы, Христос - Победитель держит и призывает в Свои объятия всю Вселенную. Именно поэтому Иисус Христос на православном Распятии изображается обязательно с раскрытыми ладонями. Пришедшие к началу XVII в. с запада сюжетные мотивы католического Распятия вызвали бурные обсуждения и вскоре были осуждены.

Большие многофигурные композиции Распятия - тема для отдельного рассмотрения. Можно упомянуть только о некоторых вариантах изображения. Распятию предстоят чаще всего Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции - т. н. "Распятие с разбойниками", в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа - два разбойника, один с опущенной головой, другой - с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

"Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения" - свидетельствует 73-е правило Трульского собора (691 г.). Каждый, с верой взирающий на Крест, получает спасение и защиту. Крест вздымается от земли в небо. Это мост, соединяющий землю с Царствием Небесным. Человек может подняться от своей земной греховной, суетной, тщеславной жизни в это Царствие, в вечность. Поднимут человека вера и Новый Завет с Богом.

Используемые материалы:
Филатов В. В. Словарь изографа. Библиотека клирика.-М. Православное издательство "Лествица", 2000. -256 с.
Иконы в храме и в вашем доме. Д. Басов, С. Басов. -СПб.: Изд-во "А.В.К.-Тимошка", 2001. - 160 с., ил.
Райгородский Л. Д. Беседы о русских иконах.-СПб.:"Глаголъ", 1996.- 116 с.: ил.

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа. Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы. Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.

Орудие смерти, ставшее символом жизни

Христианский крест - это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов - карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.

В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.

Восьмиконечный крест - символ православия

Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение "крест святого Лазаря", это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

Внешние особенности православного креста

Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя - большая, а верхняя - малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.

Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники - по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.

Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках - арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.

О законе золотого сечения

Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

Закон построения православного креста

На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

Крест Голгофа

Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета - с Ветхим.

Смысл изображения копья на кресте Голгофа

Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства - Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

Значение изображения трости и губки

Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.

Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.

Символические надписи на монашеском кресте

У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя - Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями - славянским начертанием слов "Сын Божий" и греческим НИКА, что в переводе означает "победитель".

На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней - «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».

Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А - Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.

Бессмертие, дарованное по вере

Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.

В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.

Нательный символ христианской веры

Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

Два вида нательных крестов в Древней Руси

На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

Наряду с ними появились и так называемые энколпионы - также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в священников и митрополитов.

Главный символ гуманизма и человеколюбия

За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.

Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла - видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.

КРЕСТ РАСПЯТИЯ Эта форма креста возникла не вместе с Христианством. Она была известна и употреблялась в мистических целях за тысячелетия до нашей эры. Она была неотъемлемой частью различных Ритуалов, в Египте и Греции, в Вавилоне и Индии, а также в Китае, Мексике и Перу. Это космический, а также и физиологический (или фаллический) символ. Что он существовал у всех "языческих" народов, засвидетельствовано Тертуллианом. "Чем Афинская Минерва отличается от основной части креста?" он спрашивает. "Происхождение ваших богов берет начало от фигур, созданных по образцу креста. Все эти ряды образов на ваших знаменах суть добавления к крестам; эти подвески на ваших хоругвях являются внешним покровом крестов." И пылкий поборник был прав. Тау или Т есть самая древняя из всех форм, и крест, или тат (см.) - столь же древний. Крукс ансата, крест с рукояткой, имеется в руках почти каждого бога, включая Ваала и финикийскую Астарту. Croix cramponnee есть индийская Свастика. Его выкопали из самых нижних оснований древнего города Трои и он появляется на древних реликвиях этрусков и халдеев. Как указывает м-с Джемисон: "Анкх Египта был костылем Св. Антония и крестом Св. Филипа. Лабарум Константина... задолго до того служил эмблемой в Этрурии. Знаком Озириса был Лабарум; Гор иногда представлен с длинным латинским крестом. Греческий нагрудный крест является египетским. Отцы Церкви называли его "изобретением дьявола до появления Христа" ...Крукс ансата находим на древних монетах Тарса, так же как мальтийский крест - на груди ассирийского царя. ...Крест Распятия, столь обычный в Европе, встречается на груди мумий. ...Он висел на шее священных Змиев в Египте. ...Странные азиатские племена, приносящие дань в Египет, Знамениты своими одеяниями, усыпанными крестами, и сэр Гарднер Уилкинсон датирует это изображение 1 500 годом до Р.Х." Наконец, и "Тифон, Дьявол, прикован крестом!" ("Eg. Belief and Mod. Thought").

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

В Книге Иисуса Навина , если прочесть ее на арабском языке, и в Таргуме Ионафана сказано: «А Царя Гайского он распял на Древе».

«Перевод семидесяти толковников останавливается перед двойным словом или крестом. (Wordsworth об Иисусе Навине)........ самое странное выражение этого порядка содержится в Книге Чисел (XXV, 4), где оно читается по Onkelos [?], как: «Распниих перед Господом (Иеговою) против солнца». Здесь слово צקי означает пригвоздить, правильно переданное (Фюрст) Вульгатой, как распинать. Само построение этой фразы мистично» .

Так оно и есть, но дух этой фразы всегда был плохо понят. «Распять перед (не против) Солнцем» есть фраза, употреблявшаяся при Посвящении. Она пришла из Египта, но ее начало в Индии. Тайна может быть разгадана лишь через поиски ее ключа в Мистериях Посвящения. В Египте Посвященный Адепт, успешно прошедший через все испытания, не пригвождался, но просто привязывался на ложе, в форме Тау, а в Индии в форме Свастики, без четырех добавочных продлений, (+ не), затем его погружали в глубокий сон – «Сон Силоама», как посейчас называется этот сон среди Посвященных в Малой Азии, в Сирии и даже в верхнем Египте. Его оставляли в этом состоянии три дня и три ночи, и в течение этого времени его Духовное Ego, как утверждалось, «собеседовало» с «Богами», сходило в Гадес, Аменти или Паталу – смотря по стране – совершая дела милосердия среди невидимых Существ, безразлично, будь-то души людей или стихийные духи; при чем тело его все время оставалось в храмовом святилище или подземной пещере. В Египте тело помещалось в Саркофаге, в Покое Царя, в Пирамиде Хеопса и переносилось во время ночи, приближающегося третьего дня, ко входу галереи, где в известный час лучи восходящего солнца падали прямо на лицо, погруженного в транс кандидата, который просыпался, чтобы быть посвященным Озирисом и Тотом, Богом Мудрости.

Пусть читатель, сомневающийся в этом утверждении, изучит еврейские оригиналы, прежде чем отрицать. Пусть он обратит внимание на наиболее показательные египетские барельефы. Особенно на один из находящихся в храме в Филах, изображающий сцену Посвящения. Два Бога-Иерофанта, один с головою ястреба (Солнце), другой с головою Ибиса (Меркурий, Тот, Бог Мудрости и Оккультного Знания, сподвижник Озириса-Солнца), стоят над телом только что посвященного кандидата. Они льют на его голову двойную струю «воды» (Воды Жизни и Нового рождения), при чем струи пересекаются в форме креста и полны малых крестов – Тау. Это аллегория пробуждения кандидата, который отныне становится Посвященным, когда лучи утреннего Солнца, Озириса, ударяют ему в темя; его тело, находящееся в трансе, помещено на деревянном Тау так, чтобы получить эти лучи. Затем появлялись Иерофанты Посвящающие и произносились священные слова, видимо обращенные к Солнцу-Озирису, в действительности же, к внутреннему Духу-Солнцу, озаряющему вновь рожденного человека.

Пусть читатель поразмыслит над связью Солнца с крестом от самых древнейших времен в его двояком значении, мощи зарождающей и духовно возрождающей. Пусть он исследует гробницу Бэт-Оксли в царствовании Рамзеса II, где он найдет кресты во всех видах и положениях, также на троне этого повелителя и, наконец, на фрагменте, изображающем поклонение Бакхан-Алэарэ и находившемся в зале предков Тутмеса III, сохраняемом теперь в Национальной Библиотеке Парижа. В этой замечательной скульптуре и росписи виден диск Солнца, излучающий свои лучи на крест с кругом, в виде рукояти, помещенный над крестом, точными копиями которого являются кресты Голгофы. Древние Манускрипты упоминают их, как «жестокие ложа тех, кто находились в [духовных] трудах, в действии, которое давало им рождение». Множество подобных крестообразных «лож», на которых помещался и скрывался кандидат, погруженный в смертоподобный транс, при окончании своего высочайшего Посвящения, были найдены в подземных помещениях египетских храмов после их разрушения.

< ... >

«Теоретическое употребление распятия должно было тогда иметь некоторое касание с олицетворением этого символа [построения Сада Рая, символизированного распятым человеком]. Но какое? И что именно изображающее? Символ этот был символом начала измерений, изображающим творящий закон или план. Что на самом деле могло практически означать настоящее распятие, что касается до человечества? Между тем, тот факт, что он рассматривался, как образ какого-то таинственного действия той же самой системы, ясно из самого факта пользованияим. Таинственное действо этих числовых величин кажется все более и более глубоким – [символ отношения, существующего между 113:355 с 20612:6561 представлен, распятым человеком]. Они явлены действующими не только в Космосе, но.... по симпатии, они видимо вырабатывают условия, относящиеся к невидимому и духовному миру, и пророки, по-видимому, знали об этих связующих звеньях. Размышление должно еще углубиться, если принять в соображение, что мощь точного выражения закона посредством чисел, ясно определяющих систему, не была случайностью языка, но была самой сущностью его и его первичного органического построения; потому ни язык, ни математическая система, связанные с ним, не могли быть изобретением человека, если только и то и другое не было основано на прежнем языке, вышедшем впоследствии из употребления ».

Автор доказывает эти пункты в дальнейших разъяснениях и открывает тайный смысл нескольких повествований, взятых в их мертвой букве, доказывая, что вероятно שיא, человек, было изначальным словом:

«Самым первым словом во владении евреев, кто бы они ни были, чтобы передать посредством звука представление о человеке. Основанием этого слова от начала было 113 [числовое значение этого слова] и носило в себе элементы космической проявленной системы» .

Это доказывается индусским Виттоба, аспектом Вишну, как уже было указано. Образ Виттобы, даже до знаков гвоздей на ногах , есть образ распятого Иисуса во всех деталях, исключая креста. Что этим предполагался человек, доказывается еще тем фактом, что Посвящаемый возрождался после своего распятия на Древе Жизни. Это «Древо» теперь стало экзотерически – вследствие употребления его римлянами, как орудия пытки и невежества ранних христианских изобретателей – древом смерти!

Итак, одно из семи эзотерических значений, которое подразумевалось под тайной распятия мистиками, изобретателями этой системы – разработка и принятие которого должно быть отнесено к самому началу установления Мистерий – раскрывается в геометрических символах, содержащих историю эволюции человека.

< ... >

Первоначальная идея «распятого человека» в пространстве, конечно, принадлежит индусам. Мур доказывает это в своем «Индусском Пантеоне», в гравюре, изображающей Виттобу. Платон принял ее в своем равноконечном кресте в пространстве, «второй Бог, запечатлевший себя во Вселенной в форме креста»; также и Кришна представлен «распятым» . Также это повторено в Ветхом Завете в любопытном предписании распинать людей перед Господом, Солнцем, – что есть вовсе не пророчество, но имеет прямое фаллическое значение. В этом самом труде, полном намеков на каббалистические значения, мы читаем следующее:

«В символе, головки гвоздей креста имеют форму прочной пирамиды, а самый стержень гвоздей форму суживающегося квадрата, оканчивающегося в виде обелиска или же фаллической эмблемы. Принимая во внимание положение трех гвоздей, прикрепляющих конечности человека к кресту, мы видим, что они образуют фигуру треугольника по одному гвоздю на каждом углу треугольника. Раны или стигматы на конечностях, конечно, числом четыре и обозначают квадрат ..... Три гвоздя, с тремя ранами, составляют число шесть, означающее шесть плоскостей развернутого куба [что образует крест или форму человека, или семь, считая три горизонтальных и четыре вертикальных квадрата] на котором помещается человек; и это, в свою очередь, указывает на измерение окружности, перенесенное на края куба. Одна рана ног разделяется на две, когда ноги разъединены, вместе составляя в общем три, и четыре при разъединении или же семь в совокупности – еще одно и весьма священное [у евреев] женское основное число» .

Таким образом, тогда как фаллическое или половое значение «гвоздей распятия» доказано путем геометрического и числового толкования, мистическое значение распятия приведено выше в кратких замечаниях на это в связи с его отношением к Прометею. Прометей еще другая жертва, ибо он распят на Кресте Любви, на скале человеческих страстей, он жертва в силу своей преданности идее развития духовного элемента в Человечестве.

Итак, изначальная система, двойной глиф, заключающийся в идее креста, не есть «человеческое изобретение», ибо Космическая Мыслеоснова и духовное представление Божественного Ego – человека, лежат в основании его. Позднее это расширилось в прекрасную идею, принятую и воспроизведенную в Мистериях, идею возрожденного человека, смертного, который, путем распятия плотского человека и его страстей на Прокрустовом ложе пыток, возрождался и становился бессмертным. Оставив позади тело животного человека, привязанного к кресту Посвящения, как пустую куколку, Ego -Душа становилась свободной, как бабочка. Но позднее, вследствие постепенной потери духовности, крест в космогонии и антропологии стал лишь фаллическим символом.

Купола православных храмов венчают кресты. Верующие носят крестики на груди, чтобы всегда быть под покровом защиты Божьей.

Каким должен быть правильный православный нательный крестик? На его обратной стороне есть надпись: «Спаси и сохрани». Однако этот атрибут не является талисманом, способным защитить от всех несчастий.

Нательный крест – это символ «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему – во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Человек, который носит крест, те самым дает залог, что он будет жить по заповедям Божьим и стойко переносить все испытания, которые выпадут на его долю.

Наш рассказ о том, чем руководствоваться при выборе православного нательного крестика, будет неполным, если не обратиться к истории и не рассказать о посвященном этому христианскому атрибуту празднестве.

В память об обретении в 326 году в Иерусалиме, возле Голгофы, где был распят Иисус Христос, Креста Господня православная церковь отмечает праздник, который носит название Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник символизирует торжество Церкви Христовой, которая прошла сложный путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

Как гласит предание, мать императора Константина Великого, царица Елена, отправилась на поиски Креста Господня в Палестину. Здесь были проведены раскопки, в результате которых была найдена пещера Гроба Господнего, а недалеко от нее обнаружены три креста. Их поочередно возлагали на больную женщину, которая благодаря прикосновению к Кресту Господню исцелилась.

Согласно другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший человек, которого несла похоронная процессия. Однако как точно выглядел крест, на котором распяли Христа, неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Часть Животворящего Древа и гвозди царица Елена привезла в Константинополь. А император Константин воздвиг в 325 году в Иерусалиме храм в честь Вознесения Христа, включавший Гроб Господень и Голгофу.

Крест стали использовать как символ веры благодаря императору Константину. Как свидетельствует историк церкви Евсевий Памфил, императору «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов».

Константин повелел разместить изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотыми надписями по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос – Победитель».

Каким должен быть правильный нательный крестик?

Существуют различные графические типы крестов: греческий, латинский, крест святого Петра (перевернутый крест), Папский крест и др. Как бы ни различались между собой разные ветви христианства, эту святыню почитают все конфессии.

Но если в католичестве Иисус Христос изображается провисшим на руках, что подчеркивает Его мученические страдания, то в православии Спаситель предстает в силе – как победитель, призывающий в Свои объятия всю Вселенную.

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты; фигура выражает покой и достоинство. В Нем воплощены самые главные Его ипостаси – Божественная и Человеческая.

Атрибутом католического распятия является Терновый венец. В православной же изобразительной традиции он встречается редко.

Также на католических изображениях Христос распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем, а всего изображено четыре гвоздя.

Канон изображения православного распятия был утвержден еще в 692 году Тульским собором и остается неизменным поныне. Конечно, православным верующим стоит использовать крестики, которые изготовлены в соответствии с православной традицией.

Надо сказать, что спор о том, каким должен быть христианский крест правильной формы – восьмиконечным или четырехконечным – шел давно. В частности, его вели православные верующие и старообрядцы.

По словам игумена Луки,
«в Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения».

Какая форма нательного крестика считается правильной в православии?

Православная церковь признает и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные виды крестов (последние, с двумя дополнительными перегородками – наклоненной в левую сторону для ног и перекладиной в изголовье, используются чаще), с изображением распятого Спасителя или без него (однако такой символ не может быть 12-конечным или 16-конечным).

Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также православный крест имеет надпись «Спаси и сохрани».

Католики также не придают большого значения форме креста, на католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя.

Почему в православии крестик называют нательным?

Поверх одежды носят кресты только священнослужители, а простые верующие не должны носить распятия напоказ, демонстрируя тем самым свою веру, ведь такое проявление гордыни не подобает христианам.

Также надо сказать, что православный нательный крестик может быть изготовлен из разных материалов – золота, серебра, меди, бронзы, дерева, кости, янтаря, украшен орнаментом или драгоценными камнями. Главное, он должен быть освящен.

Если вы купили его в церковной лавке, об этом можно не беспокоиться: там продают уже освященные кресты. К изделиям, приобретенным в ювелирных магазинах, это не относится, и такие крестики нужно будет освятить в храме. Во время этого обряда батюшка прочтет молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело верующего человека от злых сил.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме