Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация по обж на тему пожары. Презентация "Пожары" по обж – проект, доклад

Конспект классного часа для учащихся начальных классов. Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Иванова Наталья Геннадьевна, воспитатель группы продленного дня МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова» п.г.т. Урмары Чувашской Республики
Описание материала: Предлагаю конспект классного часа для обучающихся 1-4 классов по теме «Зимующие птицы нашего края». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.
Конспект классного часа для обучающихся 1-4 классов на тему: «Зимующие птицы нашего края»
Цель: расширить представления учащихся о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи:
- систематизировать и обогатить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и помощи им;
- обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами;
- определить значение птиц в природе и жизни человека;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение ко всему живому, желание много читать и знать о природе.
- развивать кругозор, любознательность, логическое мышление.
Оборудование:
презентация, выставка рисунков птиц, тетрадный лист, ручка, мешочки с кормом для птиц.

Ход занятия

I.Актуализация знаний. (1слайд)
Учитель. Сегодня мы продолжаем наш разговор о птицах - зимующих птицах нашего края. Мы с вами уже и на экскурсии ходили - наблюдали за птицами, кормушки для птиц повесили, корм разложили. И, помните, условились, что продолжим наблюдение за поведением птиц зимой и будем следить за кормом в кормушках.Мы уже не раз говорили, ребята, что зимой для птиц доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Птицы боятся голода, холод они могут пережить. Голодные ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Значит, от нас с вами зависит, как перезимуют птицы. Каждый год в нашей стране проходит Всероссийская акция «Покормите птиц зимой», чтобы никто не остался равнодушным к этой проблеме: ни взрослые, ни дети.
Итак, ………Давайте поиграем в игру “Да-Нет”. И закрепим наши знания о том, чем птицы отличаются от других групп животных.
- Если вы услышите признаки птиц, то похлопайте в ладоши, если нет – спрячьтесь в домик (ладонями соединяют над головой)
Тело покрыто шерстью…
Тело покрыто перьями…
Имеют клюв…
Имеют две пары ног…
Добывают пищу с помощью клюва и лап…
Есть клыки…
Имеют длинный пушистый хвост…
Эти животные плавают, летают…, …, издают звуки …,
бегают…, зимуют с нами…, улетают зимой в теплые края...

Почему вы хлопали, когда слышали, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края” и “зимуют с нами”? (Ответы детей)
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о птицах, зимующих не только в нашей местности, но и по всей Чувашии. Этих птиц в нашем районе мы можем и не встретить. В Чувашии в зимнее время зафиксировано более 50 видов, но чаще всего встречаются около 30. Давайте, мы с вами посмотрим некоторых из них и проверим свои наблюдения: может быть, эти пернатые заглядывали и в наши края. Итак, мы повесили кормушки, положили туда корм и давайте посмотрим, какие гости к нам могут прилететь…
II. Показ презентации.
2слайд
Синица
Выступление учащегося:
Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь», умеет свистеть и трещать. За своё пение она и получила название «синица». Синицы любят сухофрукты, ягоды, орехи, семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, тертый желток крутого яйца, масло, несоленое сало (в погоду -5 и холоднее), малосоленый сыр, нарезанный мелкими кубиками (со стороной 3-5 мм). Ягоды: красной и черной рябины, боярышника, ирги. Семена подсолнечника, ржи, кукурузы, пшеницы, овса. Семена деревьев: сосны, ели, липы, клена, сирени, березы.
Дополнение учителя: Синички - жительницы лесные, им приспособится зимой сложнее и поэтому зимой синицы летят поближе к человеку. Из 10 синиц до весны доживает только 2-3. У синичек быстро формируется условный рефлекс - они четко запоминают где расположена кормушка и когда появляется свежая порция корма. Потому подкармливать их - одно удовольствие!

Воробей


Выступление учащегося:
Частым гостем наших кормушек бывают весёлые воробьи. Прилетают на зиму ближе к жилищу человека. Они создают свои гнезда под крышами домов, в заброшенных зданиях, в трещинах жилых домов и даже в пустых скворечниках. Зимой они кормятся отходами на городских свалках, остатками пищи, брошенными на улице или у магазинов, греются под крышами домов или на теплотрассах. Если найдёт где-нибудь что-то съедобное, то сразу и других воробьев зовёт.
Дополнение учителя: Стоит отметить, что эти птицы на зиму строят свои гнезда за очень короткий срок, поэтому они получаются неряшливыми и не имеют правильной формы. Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей - птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка.

3 слайд
Сорока


Выступление учащегося: Сороки относятся к тем птицам, которые остаются и не покидают родные места, то есть там же проводят зиму, где были. Это всем известные и довольно популярные птицы, которых все видели. Сорока известна своим черно-белым оперением. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться. Нередко селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами, а также некоторой животной едой, даже небольшими млекопитающими типа грызунов небольших размеров.
Дополнение учителя: Сороки держатся сообща, совместно и пропитание проще добыть. Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду. Одна отвлекает, другая ворует.

Серая ворона


Выступление учащегося: Ворона - всеядная птица. Туловище у серой вороны пепельно серое, а голова, крылышки, хвост, клюв, ноги, передняя часть горла - сине-черного цвета. Всякого рода пищевые отходы - привычная и излюбленная пища вороны, поэтому большое скопление этих птиц часто наблюдается на городских свалках. В отсутствии животной пищи ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.
Дополнение учителя: Понаблюдав за этими птицами, ученые выяснили, что весной и осенью вороны совершают регулярные перелеты. Осенью они улетают в более южные края, а весной возвращаются. Так, к примеру, вороны из Подмосковья улетают под Харьков или Киев, а в Подмосковье селятся архангельские вороны. Поэтому, вороны, которые встречаются зимой у нас, совсем не те, которые изначально построили здесь свои гнездышки и вывели птенцов, а те, которые прилетели из мест с более суровыми морозами. Однако перелеты совершают только молодые вороны. Старые на весну улетают подальше от человеческого жилья, а зимой вновь возвращаются и примыкают к стаям пришлых молодых ворон и галок.
В сильные морозы, можно наблюдать их огромные стаи, которые перелетают с места на место.

4 слайд
Голубь


Выступление учащегося: Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места, где они могут прятаться от холода, но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания.

Галка


Выступление учащегося: Ноги у птицы черные, клюв темный. Но самое удивительное у галки – это глаза. Зрачок черного цвета в окружении бледно голубой радужной оболочки выглядит очень красиво и создает ощущение выразительности. Встречаются птицы с зелеными глазами. В осенний и зимний периоды галки питаются семенами и ягодами. А вот свалка или мусорный бак для галок – это настоящее пиршество. Ведь именно там находится изобилие самого разнообразного питания. Можно всегда вкусно и сытно поесть.
Дополнение учителя: Если охарактеризовать какая галка птица, то она крикливая, шустрая, общительная и умная. Среди других пернатых их лучшие друзья грачи. Их дружба является очень трогательной. Они с нетерпением ждут прилета грачей с зимовки, чтобы общаться и совместно искать пропитание на скотных дворах, проталинах, дорогах, полях и огородах.

5 слайд
Снегирь


Выступление учащегося: За свойство появляться с первым снегом - и назвали его снегирём.У самцов вся грудь ярко-красного, почти алого цвета. Самочки окрашены скромнее – у них грудка коричневатая. Ягоды рябины - их излюбленный корм. Причем мякоть они не едят, а выклевывают только семена. Из-за этого под деревом на снегу всегда рассыпаны распотрошенные красные крошки ягод. А вообще питание их, несмотря на то, что только растительного происхождения, довольно разнообразно. Зимой это семена ольхи, клена, ягоды рябины.
Дополнение учителя: А вот летом их заметить трудно, поэтому некоторые люди думают, что снегири улетают в другие края. Они действительно перелетают, но только вглубь глухой еловой чащи, где будут строить свои гнезда.
ИГРА «МАСКИРОВКА»

Задание. Найди среди зарослей птицу!
6 - 7 - 8 слайды




9 - 10 слайды

Большой пестрый дятел


Выступление учащегося: Самый распространенный в европейских лесах – это большой пестрый дятел. Клюв у этих птичек толстый, длинный и крепкий. Они способны выдалбливать дупло в любом дереве, хотя чаще выбирают для этих целей стволы больные. Хорошо лазить по стволам деревьев дятлам помогают короткие ноги с цепкими пальцами и крепкий хвост. Эта лесная птица встречается везде, где есть деревья и предпочитает одиночество. Но могут жить и рядом с человеком, например, в городских парках и скверах. Он редко улетает далеко от места проживания. Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Не изменяется образ жизни этой птицы даже зимой. Зимой дятел питается, в основном, семенами сосны и ели, плодами растений. Он искусно вынимает клювом семена из шишек и даже используют для этого постоянные станки - развилки веток. Также зимой он отлично находит жуков - короедов и жуков - древоточцев, которые в спячку прячутся под кору деревьев и выдалбливает их.

11слайд
Зелёный дятел


Дополнение учителя: В зимнее время, когда земля покрывается снегом, а муравьи прячутся под землю, дятлы прорывают глубокие норы в сугробах в поисках пищи. В этот период они также ищут уснувших насекомых в расщелинах коры деревьев и разных укромных местах. Кроме животной пищи, зелёные дятлы питаются ягодами рябины обыкновенной.

12 - 13 слайды
Чечётка


Выступление учащегося: Это довольно небольшие птахи, их размер всего лишь около 5 сантиметров, а весят они – 30 граммов! Глядя на эту птичку, можно назвать ее «красной шапочкой», потому что в передней части головы у них находятся красные перышки, образующие круглое пятнышко. А у самцов - отличительный знак есть не только на голове, но еще и на груди, Во время зимних кочевок чечетки кормятся исключительно семенами деревьев и сорных трав. Особенно привязаны они к березе.
Дополнение учителя: Несмотря на свой маленький размер, чечетки не привыкли вести себя осторожно. Они быстро адаптируются к обитанию вблизи людей. Необыкновенно интересно наблюдать, как эти маленькие пташки кормятся. Они буквально облепляют ветки дерева, и, зависая в разных позах, клюют ягоды, шишки, сережки.
Но стоит только пошевелить ветку, они тотчас дружно взлетают… но не улетают на другое место кормления, а лишь делают круг и снова возвращаются на то же место.
Живут небольшими стайками.

14 - 15 - 16 слайды
Поползень


Выступление учащегося: Поползень- такое название говорит само за себя, значит, кто-то ползает. Но так может сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а бегает, притом очень ловко. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Ноги у поползня сильные. Спинка голубовато- серая, брюшко белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками. Для того чтобы пережить голодный период эта неугомонная птаха запасает еду впрок. Начиная с ранней осени, поползень засовывает кедровые орешки, желуди, а также плоды липы, лещины и бука в трещины и ниши, находящиеся в стволах деревьев или же бережно складывает в просторном гнезде. Гнездо поползня – это кладовая, в которой может уместиться до 2 кг провизии.
Дополнение учителя: А устроено гнездо в дупле и отличается оно тем, что вход, а нередко даже потолок и стены в нём до блеска отштукатурены размоченной слюной или же простой водой и глиной. В таком уютном домике, особенно когда «под рукой» богатые запасы пищи, нипочем и лютый мороз. Ведь сытой птице не страшны холода.

17 - 18 слайды
Клёст


Выступление учащегося: Клюв у птицы той не прост- крепкий, загнут и внахлёст,Невелик той птицы рост, а зовут ту птицу-…(клёст).
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!
Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. А еще клесты могут лазать по веточкам, даже висеть вниз головой! Висят на ветке вниз головой и семена едят!
Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.

Дополнение учителя:
Клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.
Одних клестов называют так: «Клест – сосновИк» (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны). Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест…. ?(ело-вИк)»
А третий клест называется «белокрылый». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком. Красивое слово – «лиственничек», правда? Вспомни, с какими деревьями клесты «дружат»? (С елью, сосной, лиственницей).
Если в кормушку положить мелкие орешки, подвесить шишку, то может быть, к вам в гости заглянет редкая птичка – клёст.
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Строят клесты свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. А когда появляются на свет клестята, мама от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и согревает их своим телом.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Конечно же, особая еда - детская - ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. Клестятам нужна каша, но другая - птичья – еловая каша! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.

19 - 20 слайды
Сойка


Выступление учащегося: По своим размерам сойка похожа на галку.
На голове у сойки есть широкой хохолок. Перья над хвостом белые, клюв, крылья, хвост - черные. Цвет оперенья ржаво-коричневый, а перья на плечах ярко-голубые с узенькими черными полосками. Смотрится птица в своем наряде очень ярко и красиво. Однако, разглядеть ее не так-то просто, ведь сойки очень пугливые птицы.
Зимой, когда снежный покров препятствует добыче корма, эти птицы выбираются из леса на более открытые участки и появляются возле жилища людей. Питаются семенами и ягодами. Сойка – очень сообразительная птица. Она делает запасы: собирает и прячет желуди. Птица может запасти до 4 кг желудей. Запасы соек часто находят другие птицы, вездесущие белки и съедают их.
Дополнение учителя: Птицы данного вида умеют подражать пению других птиц и человеческому голосу. В зимнюю бурю или метель, птицы забиваются под еловые ветки и там пережидают непогоду.

21 - 22 слайды
Свиристель


Выступление учащегося: Есть у наших обычных воробьев ближайший родственник – птица свиристель. Название свое они получили от звуков, которые издают при пении: сви-ри-ри. Но природа дала свиристелям красивый наряд: торчащий розовый хохолок на голове и своеобразная окраска: основной цвет туловища нежного розового цвета с серыми оттенками, а вот крылья разноцветно-расписные, с черными, желто-оранжевыми и белыми полосками. На кончике хвоста также полоски. Зимой основная их пища – это ягоды. Свиристели кормятся в рябинниках, любят ягоды калины, шиповника, брусники, да и вообще любых ягодных кустарников.
Дополнение учителя: Едят свиристели много, набивают желудки плотно. Но большинство из этих ягод не переваривается, поэтому зимой место, где пировали хохлатые красавцы, узнать легко. Под голым деревом снег бывает весь усыпан яркими пятнами полупереваренных ягод с семенами и расклеванной кожурой. В природе это имеет большое значение: упавшие семена затем прорастают в новое растение. Люди строят для них в парках и в лесу кормушки и подкармливают этих красивых и ярких птиц, радующих взгляд. Несмотря на осторожность и скрытность, к кормушкам свиристели прилетают охотно.
III. Закрепление.
Учитель. Ребята,ответьте на вопросы:
1. О каких птицах мы сегодня говорили? Что нового узнали?
2. Чем же полезны птицы?
Возможные ответы детей:
1. Все птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят зелёные насаждения.
2. Птицы уничтожают личинки и яйца насекомых.
3. Птицы являются санитарами, так как поедают насекомых – разносчиков разных болезней.
4. Птицы радуют нас своим пением и красотой.
5. Птицы разносят семена деревьев, из которых вырастают новые растения.
6. Птицу можно назвать лесником, бережно ухаживающим за лесом.
3. Почему именно зимой птицам наша помощь необходима?
Возможные ответы детей:
1. Зимой всюду лежит снег, холодно и мало пищи, и от голода птицы погибают.
2. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо.
4. Как мы можем помочь птицам?
Возможные ответы детей:
3. Зимой холодно и мало пищи, поэтому люди должны для птиц устраивать птичьи столовые.
4. Нужно повсюду развешивать кормушки.
5. Следить за тем, чтобы в кормушках всегда был корм.

5. Какой корм мы можем положить в кормушки?
Возможные ответы детей:
Кусочки сала для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Белый хлеб, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Птицы охотно поедают овсянку "Геркулес" и пшено, сухофрукты и орехи. Птицы любят клевать ягоды рябины, семена берёзы, сосны, ели, лиственницы.

Вывод: Значит, ребята,……
Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним их от гибели. Ведь при наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Видите, ребята, и от нас с вами тоже зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. А все начинается с малого.
Давайте прочитаем стихотворение.
23 слайд Стих-е «Покормите птиц зимой!» (автор А. Яшин)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
нам встречать весну!

IV. Учитель. А теперь поиграем в игру «Ассоциации» (Учитель читает загадки, учащиеся записывают отгадки в виде рисунков или знаков, по которым они смогут воспроизвести всю цепочку ответов)
Загадки о птицах.
1. Днём спит, ночью летает – людей пугает. (Сова)
2. Маленький мальчишка в серомармячишке,
по дворам шныряет – крохи собирает. (Воробей)
3. Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё!Клё!Клё!» - поёт со свистом.
4. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
5. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.(Дятел)
6. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)
7. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
8. Птичка шумная, свищит.
Прозывался он - ямщик.
Схватит в клюв жука - еда.
По стволам туда- сюда
Ползает он целый день
Называют…… (по…зень).
9. Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает ….. (Свир…ль)
10.Окраской – серовата, повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая – известная персона.
Кто она? (Ворона)
Проверка ответов.

V.Итог.
Учитель. А теперь посмотрите за окно –видите, сколько птичек ждут обеда?! Я заранее приготовила корм, который разложила в мешочки. Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!

  • ПРИЧИНЫ ПОЖАРА
  • Неосторожное обращение
  • с огнем
  • Самовозгорание веществ и материалов
  • Разряды статического электричества,
  • грозовые разряды
  • Поджоги
  • Несоблюдение правил эксплуатации оборудования и электроустройств
  • Открытый огонь воздействует редко.
  • Наибольшую опасность представляет тепловое излучение
  • вдыхание нагретого воздуха приводит к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти;
  • нагретый воздух при температуре свыше 100 С приводит к потере сознания и гибели уже через несколько минут;
  • ожоги кожи – при площади ожогов кожи человека 30 % и более - возникает опасность смерти.
  • Это надо знать:
  • О токсичных продуктах горения:
  • вследствие горения полимерных материалов выделяется оксид углерода – вступает в реакцию с гемоглобином крови человека в 200-300 раз быстрее, чем кислород и наступает кислородное голодание – оцепенение, апатия, депрессия, головокружение, нарушение координации движений, остановка дыхания – смерть.
  • Это надо знать:
При пожаре потеря видимости вследствие
  • При пожаре потеря видимости вследствие
  • задымления сводится к нулю:
    • движения людей становятся хаотичными;
    • затрудняется эвакуация;
    • угроза паники.
  • Это надо знать:
  • Понижение концентрации кислорода:
  • кислород “выгорает” вместе с продуктами горения (вступает в реакцию);
  • 3 % -е понижение концентрации вызывает ухудшение двигательных функций организма;
  • 14 % и более – нарушение мозговой деятельности.
  • Это надо знать:
Наиболее известные пожары
  • Лондон 1666 год Великий лондонский пожар 13000 домов и 87 церквей разрушены
  • Москва 1812 год Московский пожар
  • после взятия города Наполеоном.
  • Чикаго 1871 год Великий чикагский пожар
  • от 200 до 300 погибших, разрушено 17000 зданий
  • Барнаул 1917 год Неконтролируемый пожар
  • 34 погибших, разрушена центральная часть города – 60 кварталов и почти все строения
  • Сталинград 1942 год Сталинградская битва,
  • авианалёт люфтваффе более 40000 погибших и 60000 раненых, разрушено больше половины города, пожар перерос в огненный шторм
Наиболее известные пожары
  • Дрезден 1945 год Авианалёт на Дрезден
  • до 135 000 погибших, повреждена значительная часть
  • города, исторический центр полностью разрушен.
  • Пожар перерос в огненный шторм
  • Бредфорд 1985 год Пожар на стадионе
  • Деревянные трибуны стадиона загорелись во время
  • футбольного матча.52 погибших
  • Под Уфой (Аша) 3 июня 1989 года Два встречных пассажирских поезда загорелись из-за скопления газа из протёкшего газопровода. Погибли 573 человека
  • Московский Манеж 14 марта 2004 года Пожар произошел в день президентских выборов 2 погибших
Классификация в зависимости от вида горящих веществ и материалов
  • Пожар класса «А» - горение твёрдых веществ.
    • А1 - горение твёрдых веществ, сопровождаемое тлением (уголь, текстиль).
    • А2 - горение твёрдых веществ, не сопровождаемых тлением (пластмасса).
  • Пожар класса «B» - Горение жидких веществ.
    • B1 - горение жидких веществ нерастворимых в воде (бензин, эфир, нефтепродукты). Также, горение сжижаемых твёрдых веществ. (парафин, стеарин).
    • B2 - Горение жидких веществ растворимых в воде (спирт, глицерин).
  • Пожар класса «C» - горение газообразных веществ.
    • Горение бытового газа, пропана и др.
  • Пожар класса «D» - горение металлов.
    • D1 - (горение лёгких металлов, за исключением щелочных). Алюминий, магний и их сплавы.
    • D2 - Горение редкоземельных металлов (натрий, калий).
    • D3 - горение металлов, содержащих соединения.
  • Пожар класса «E» - горение электроустановок.
  • 1. При возникновении пожара:
  • Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности, определите, откуда она исходит
  • Сообщите в пожарную охрану
  • Идите в сторону, противоположную пожару
  • Двигайтесь в сторону не задымлённой лестничной клетки или выходу
Что делать при пожаре в здании:
  • 2. Решив спасаться через задымлённый коридор:
  • При движении накройтесь мокрой плотной тканью
  • Дышите через носовой платок, одежду
  • Двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком
  • При движении держитесь за стены
3. На вас надвигается огненный вал:
  • Что делать при пожаре в здании:
  • 3. На вас надвигается огненный вал:
  • Не мешкая, падайте
  • Закройте голову тканью, одеждой
  • Не дышите
4. Если не можете выйти к выходу:
  • 4. Если не можете выйти к выходу:
  • Вернитесь в помещение
  • Плотно закройте дверь
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия плотно закройте мокрыми тряпками
  • Защитив органы дыхания, ждите пожарных (спасателей)
  • Что делать при пожаре в здании:
5. Если есть балкон (лоджия):
  • Что делать при пожаре в здании:
  • 5. Если есть балкон (лоджия):
  • Выйдите на балкон (лоджию)
  • Закройте плотно дверь
  • Эвакуируйтесь по стационарной пожарной лестнице или через другую квартиру
Что не следует делать при пожаре в здании:
  • Тушить огонь до прибытия пожарных
  • Пытаться выйти через задымлённую лестницу
  • Пользоваться лифтом
  • Спускаться по водосточным трубам, простыням, верёвкам
  • Открывать окна и двери (это увеличит приток кислорода)
  • Выпрыгивать из окон верхних этажей
  • Тушить водой электрические приборы
Что делать, если:
  • 1. На человеке загорелась одежда:
  • Повалите его на землю
  • Потушите на пострадавшем одежду (накинув плотную ткань, залив его водой, забросав снегом, землёй)
  • Окажите неотложную медицинскую помощь
  • Вызовите скорую медицинскую помощь и сообщите в пожарную охрану
Что делать, если:
  • 2. Горит телевизор:
  • Отключите телевизор от электропитания
  • При продолжении горения телевизора, накройте его плотной тканью
  • При усилении горения покиньте помещение, плотно закрыв двери и окна
  • Вызовите пожарную охрану
  • О пожаре в стихах:
  • О пожаре в стихах:
  • О пожаре в стихах:
  • О пожаре в стихах:
  • О пожаре в стихах:
  • О пожаре в стихах:
  • БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
  • Составитель: Салимов Мансур Миржанович
  • «Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает!!!».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Презентацию на тему "Пожары" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: ОБЖ. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 30 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Тема: Пожары и взрывы.

Учебные вопросы: Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве. Общие сведения о пожаре. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия Основные поражающие факторы пожаров и взрывов Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах Пожары и паника Цели: по окончании изучения темы учащиеся должны а) Знать: правила безопасного поведения при пожаре; основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите населения от пожаров и взрывов; в) иметь представление о последствиях пожаров и взрывов, мерах, принимаемых по защите от них населения

Слайд 2

Пожары и взрывы.

Взрыв это освобождение большого количества энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени

Виды взрывов Наземный Подземный Воздушный Подводный Надводный

Слайд 3

Основными причинами взрывов являются: 1. На взрывоопасных предприятиях: разрушения и повреждения производственных емкостей и емкостей, работающих под давлением; проведение НИОКР; разрушение и повреждение аппаратуры и трубопроводов; нарушения технологической дисциплины (превышение температуры и давления, недосмотр и халатность персонала); отсутствие постоянного контроля за исправностью производственного оборудования и аппаратуры; отсутствие планово-предупредительных работ по ремонту и обслуживанию оборудования, приборов контроля. Особую опасность представляют предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности, атомной энергетики.

Слайд 4

Слайд 5

Поражающие факторы взрыва

Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает сильное механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела

Первичные Вторичные

Воздушная ударная волна

Осколочные поля

Обрушение зданий и сооружений

Заражение местности

Стёкла, обломки зданий

Пожары Затопление

Слайд 6

Особенности взрыва

Большая скорость химического превращения

Большое количество газообразных продуктов

Сильный звуковой эффект

Мощное дробящее воздействие

Признаки установки взрывного устройства

Бесхозные сумки, пакеты и др. вещи

Торчащие над землёй «усики»

Бугорки на грунте

Нарушение дернового слоя

Остатки проволоки, изоленты и т.п.

Натянутые шнуры и провода

Слайд 7

Слайд 8

Что делать Обнаружив предмет, похожий на взрывное устройство: Не трогайте его Не создавая паники, предупредите окружающих Сообщите о находке в милицию, любому должностному лицу При угрозе взрыва: Не подходите к взрывоопасному предмету Немедленно покиньте опасное место, предупредите окружающих об опасности Сообщите в милицию Если взрыв неизбежен, лягте, прикрыв голову руками

Слайд 9

Что делать, если вы в завале

Ранены, получили травму: 1. Оцените травму 2. Окажите себе посильную помощь 3. Растирайте придавленные конечности 4. Перевернитесь на живот, ослабьте давление на грудь Нет возможности выбраться: 1. Постарайтесь найти и надеть теплые вещи 2. Осмотритесь, нет ли просветов, лазов, проёмов 3. Укрепите завал, установите подпорки под конструкцию над вами 4. Голосом и стуком привлекайте внимание спасателей Есть возможность выбраться: 1. осмотритесь, нет ли просветов, лазов, проёмов 2. осторожно выбирайтесь из завала, не вызывая нового обвала 3. выйдите на открытое место 4. зарегистрируйтесь в штабе спасателей

Слайд 10

Слайд 11

Горючее вещество

Источник воспламе-нения

Окислитель

Источник воспламенения – всякий тепловой импульс, имеющий температуру и запас тепла, достаточные для нагревания вещества до возникновения горения.

Условия возникновения пожара

Горение- химическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся большим выделением тепла и ярким свечением Пожар- это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Слайд 12

Основные причины возникновения пожаров. 2. На промышленных предприятиях. нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение простейших мер пожарной безопасности производственным персоналом; неосторожное обращение с огнем; нарушение технологической дисциплины (напр. сварочные работы); нарушение правил безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроустановок; эксплуатация неисправного оборудования

Слайд 13

Поражающие факторы пожара

Большое количество тепла, выделяемого в зоне горения

Высокая токсичность продуктов горения

Потеря видимости вследствие задымления

Значительное понижение концентрации кислорода

Высокая температура в результате интенсивного тепловыделения

Слайд 14

Открытый огонь воздействует редко. Наибольшую опасность представляет тепловое излучение вдыхание нагретого воздуха приводит к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти; нагретый воздух при температуре свыше 100 С приводит к потере сознания и гибели уже через несколько минут; ожоги кожи – при площади ожогов кожи человека 30 % и более - возникает опасность смерти. Токсичные продукты горения: оксид углерода – вступает в реакцию с гемоглобином крови человека в 200-300 раз быстрее, чем кислород и наступает кислородное голодание – оцепенение, апатия, равнодушие к происходящему, депрессия, головокружение, нарушение координации движений, остановка дыхания – смерть; продукты горения полимерных материалов; Потеря видимости вследствие задымления: движения людей становятся хаотичными; затрудняется эвакуация; угроза паники. Понижение концентрации кислорода: кислород “выгорает” вместе с продуктами горения (вступает в реакцию); 3 % -е понижение концентрации вызывает ухудшение двигательных функций организма; 14 % и более – нарушение мозговой деятельности.

Слайд 15

22.12.2017 Виды горения Продукты горения Полное горение

Получаются про- дукты, НЕ способ- ные больше гореть

Неполное горение

Получаются продуты ЕЩЁ СПОСОБНЫЕ гореть

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРА

Слайд 16

Классификация пожаров по внешним признакам горения

Наружные пожары Скрытые

Внутренние пожары

Открытые

Одновременно наружные и внутренние пожары

Возникают и развиваются внутри зданий. Могут быть открытыми и скрытыми.

Признаки горения (пламя, дым) можно установить визуально. ВСЕГДА ОТКРЫТЫЕ ПОЖАРЫ.

Признаки горения можно установить осмотром помещений.

Горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных шахтах, внутри торфяной залежи.Признаки горения: 1 выход дыма сквозь щели, 2 нагретость конструкций, 3 изменение цвета штукатурки

Слайд 17

1. в зданиях 2. на промышленных сооружениях 3. на открытых площадках складов 4. на сгораемых массивах (лесных, степных, торфяных, хлебных полях) 5. на транспорте

Классификация пожаров по месту возникновения

Классификация пожаров по охвату и масштабам распространения

1. Отдельные (в здании или сооружении) 2. Массовые (совокупность отдельных пожаров, охватывающих более 90% зданий комплексной застройки)

Слайд 18

Пожаровзрывоопасными являются промышленные предприятия и объекты, использующие в производстве взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный, трубопроводный, морской, речной и другой транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.

Пожароопасные производственные процессы

Производства с непожароопасными технологическими процессами

Взрывоопасные производственные процессы

Слайд 19

Чаще всего пожары и взрывы происходят на предприятиях, использующих в своем производстве взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах: пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных предприятий. пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ; пожары, взрывы на транспорте; пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах; пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения; пожары (взрывы) на объектах,использующих в производстве аварийные химически опасные вещества; пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах.

Слайд 20

Условия, способствующие распространению пожара.

1. Скопление значительного количества горючих веществ и материалов на производственных и складских площадях. 2. Наличие путей, создающих возможность распространения пламени и продуктов горения на смежные установки и помещения. 3. Внезапное появление факторов, ускоряющих развитие пожара. 4. Запоздалое обнаружение пожара и сообщение о нём в пожарную часть. 5. Отсутствие или неисправность стационарных или первичных средств пожаротушения. 6. Неправильные действия людей при тушении пожара.

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ШУВАЛОВА ЕЛЕНА УП 1-3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства и природе.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ.

несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств;

неосторожное обращение с огнём;

самовозгорание веществ и материалов;

грозовые разряды;

поджоги, боевые действия;

неправильное пользование газовым оборудованием;

солнечный луч, действующий через различные оптические системы.

ВИДЫ ПОЖАРОВ ПО МЕСТУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

пожары на транспортных средствах;

степные и полевые пожары;

подземные пожары в шахтах и рудниках;

торфяные и лесные пожары;

техногенные пожары (в резервуарах и резервуарных парках, АЭС, электростанциях и т. п.)

пожары в зданиях и сооружениях:

наружные (открытые), в них хорошо просматриваются пламя и дым;

внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.

домашние пожары

Классификация пожаров по рангу.

Номер (ранг) пожара - условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара. В зависимости от сложности пожара определяется количество задействованной техники и личного состава. Так, например, в крупных гарнизонах пожарной охраны (таких, как Московский) выделяют 6 рангов пожара:

Вызов № 1 Поступило сообщение о задымлении или пожаре. На место вызова выехало 2 отделения на двух основных пожарных автомобилях (автоцистернах). Обнаружен пожар. Приступили к тушению.

Вызов № 1-БИС Подтверждено сообщение о пожаре. При нехватке сил и средств дополнительно запрашиваются в помощь ещё 2-х отделений из соседних районов. Всего на месте пожара работают 4 отделения.

Вызов № 2 Подтверждено сообщение о пожаре. При большой площади горения, нехватке сил и средств, отсутствии водоисточников и других проблемах, запрашиваются дополнительно ещё 2 отделения из соседних районов. Всего на месте пожара работают 6 отделений.

Вызов № 3 Подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. Обстоятельства, аналогичные вызову № 2. Всего на месте пожара работают 10 отделений.

Вызов № 4 Подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. На месте пожара работают 13 отделений.

Вызов № 5 Подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. На месте пожара работают 15 отделений.

Классификация пожаров по типу

Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах).

Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).

Природные пожары (лесные, степные, торфяные и ландшафтные пожары).

Классификация пожаров по плотности застройки

Отдельные пожары. (Городские пожары) - горение в отдельно взятом здании при невысокой плотности застройки. (Плотность застройки - процентное соотношение застроенных площадей к общей площади населённого пункта. Безопасной считается плотность застройки до 20 %.)

Сплошные пожары - вид городского пожара, охватывающий значительную территорию при плотности застройки более 20-30 %.

Огненный шторм - редкое, но грозное последствие пожара при плотности застройки более 30 %.

Тление в завалах.

Классификация в зависимости от вида горящих веществ и материалов.

класс А - горение твёрдых веществ.

А1 - горение твёрдых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий).

А2 - горение твёрдых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы).

класс B - горение жидких веществ.

B1 - горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензина, эфира, нефтяного топлива), а также сжижаемых твёрдых веществ (например, парафина).

B2 - Горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спиртов, метанола, глицерина). класс C - горение газообразных веществ (например, бытовой газ, водород, пропан).

класс D - горение металлов.

D1 - горение лёгких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов).

D2 - горение щелочных и других подобных металлов (например, натрия, калия).

D3 - горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганических соединений, гидридов металлов).

Классификация Международной организации по стандартизации.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1977 году приняла стандарт ISO 3941:1977 Пожары. Классификация. С этим стандартом был гармонизирован ГОСТ 27331-87. В 2007 году международный стандарт был пересмотрен, в действующую редакцию 3941:2007 добавлен класс F

Пожары с вовлечением горючих материалов, таких, как растительные и животные масла и жиры в оборудовании для приготовления пищи.

Классификация материалов по их возгораемости.

Негорючие материалы - материалы, которые не горят под воздействием источника зажигания (естественные и искусственные неорганические материалы - камень, бетон, железобетон).

Трудногорючие материалы - материалы, которые горят под воздействием источников зажигания, но неспособны к самостоятельному горению (асфальтобетон, гипсокартон, пропитанная антипиретическими средствами древесина, стекловолокно или стеклопластик).

Горючие материалы - вещества, которые способны гореть после удаления источника зажигания.

Презентация по ОБЖ. Подготовила – учитель ОБЖ

Хорошева Елена Александровна

Причины пожаров


Пожар – неконтролируемое

горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества, государства


Условия возникновения

Пожар возникает при наличии:

  • Кислорода, содержащегося в окружающем воздухе.
  • Горючего: мебель, одежда, постельное бельё, бутылка бензина и т.д.
  • Источника тепла: электронагревательный прибор, открытое пламя, зажженная спичка.
  • Человека, из-за которого и происходит большинство возгораний.

  • Скрытые. При скрытых пожарах процесс горения происходит в вентиляционных каналах и шахтах, нишах строительных конструкций, внутренних слоях торфяной залежи. При этом из щелей выходит дым, сильно нагреваются конструкции
  • Открытые. Признаки горения при открытых пожарах можно установить путём осмотра помещений.
  • Внутренние - возникают и развиваются исключительно внутри зданий. Могут быть скрытыми и открытыми.
  • Наружные. Занимают первое место в списке «классы пожаров». Такие пожары случаются при возгорании зданий, торфа, угля и др.

Виды пожаров

  • Пожары в доме или здании
  • Лесные: низовые и верховые
  • Степные
  • Подземные
  • Техногенные

  • Легкомысленное обращение человека с огнем в быту и на природе.
  • Не соблюдение мер предосторожности при работе с приборами и оборудованием.
  • Самовозгорание предметов, если оставить их в подходящей среде, к примеру, пропитанная огнеопасным средством ветошь, оставленная на солнце.
  • Взрывы опасных компонентов в быту или на производстве.
  • Возникновение пожара по природным причинам – молния, гроза.
  • Умышленный поджог.
  • Изношенное и сломанное оборудование.
  • Не соблюдение мер безопасности, что и приводит к пожару.
  • Неправильный монтаж отопительных приборов, электрических и газовых.

  • Открытый огонь – костер, горелка и другие.
  • Поступление компонентов, которые способствуют возгоранию – кислород, тепло и другие.
  • Человеческий фактор – халатность, безответственное отношение к противопожарной безопасности.

  • Халатное обращение с огнем – курение в постели или неправильное использование огня при приготовлении пищи.
  • Вышедшая из строя электрическая проводка.
  • Использование электрических приборов, неприспособленных под отечественную электрическую сеть.
  • Пожар из-за неправильного применения электросварочного оборудования в быту.
  • Игры детей со спичками.
  • Компании, проводящие разного рода работы, которые сопряжены с возгоранием.

  • Отключить электричество
  • Сообщить о возгорании в службу спасения
  • Вывести детей и стариков.
  • Для защиты от гари использовать мокрый лоскут ткани.
  • Если возгорание небольшое, то предпринять все возможные для меры для его тушения самостоятельно.
  • Огонь можно накрыть мокрым покрывалом или другим материалом.
  • Вещества, которые считаются горючими, водой нельзя тушить.
  • Если горит мебель, то ее лучше накрыть мокрым одеялом.
  • Не открывать ни окна, ни двери, иначе пожар еще больше разгорится.






Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме