Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие, предмет, система и задачи криминологии. Понятие и предмет криминологии

1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии.

2. Место криминологии в системе наук.

3. Методы криминологии.

Криминология от латинского Crimen и греческого Logos - наука о преступлении.

В виде самостоятельной отрасли знаний криминология существует менее двух веков. Хотя, бесспорно, некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, а также в трудах мыслителей XVI-XIX в.в., например, в труде Чезаре Беккариа , но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных знаний. Впервые термин «криминология» появился в работе антрополога Топинарда в 1879 году, а далее криминологию как самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.

С момента зарождения и до настоящего времени не существует единой теории по поводу изучения преступности.

Понятие криминологии определяется через ПРИЗНАКИ КРИМИНОЛОГИИ:

1. Криминология - это наука, система знаний.

2. Природа криминологии как науки связана с отраслевой принадлежностью криминологии.

По мнению Долговой и Кузнецовой, криминология является междисциплинарной наукой. Кудрявцев и Антонян считают, что криминология является общетеоретической наукой, а Кваша - что криминология - это межотраслевая наука. Большинство исследователей склоняются к тому, что криминология - это социально-правовая наука .

3. Криминология - это система правовых норм, содержащихся в правовых документах и регламентирующих проведение общей предупредительной и индивидуально-предупредительной работы. Хотя говорить о том, что криминология - это отрасль права, необоснованно.

4. Предмет криминологии. Устоявшимся мнением является рассмотрение предмета криминологии как совокупности 4 самостоятельных элементов : преступность, личность преступника, причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), превенция преступности.

Такое представление о предмете криминологии сформировалось не сразу, и хотя оно является доминирующим, однако не единственным. Одни исследователи предлагают исключить из пред-мета криминологии отдельные блоки, другие - напротив, расши-рить предмет криминологических исследований. Так, например, некоторые исследователи не наделяли в качестве самостоятель-ного предмета криминологических исследований личность преступ-ника, обосновывая это тем, что одни свойства личности преступ-ника изучаются в разделе причин и условий преступности, дру-гие - в разделе предупреждения преступности.


По их мнению, внимание нужно сосредоточить на изучении социально-психологи-ческого механизма индивидуального преступного поведения, по-скольку нет социально-типичных свойств, отличающих лиц, совер-шивших преступления, от законопослушных граждан. Таким обра-зом, подвергается сомнению правомерность существования самого понятия «личность преступника», ставится знак равенства между этим понятием и понятием субъекта преступления.

В целях профилактики обществу всегда будет необходим среднестатистический портрет преступ-ника, который помогает установить, какие свойства личности и в какой степени были включены в механизм преступного поведе-ния. Это означает, что выделение в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований социальных свойств преступников, по мнению профессоров ТГУ Прозументов и Шестлера, объективно необходимо. Однако, учитывая, что нет преступника как определенного социально-психологического типа, правильнее этот раздел криминологии именовать как личность ли-ца, совершившего преступление.

Например, проблема личности подростка, совершившего преступление в группе, никогда не исчерпывалась изучением только лиц, совершивших преступле-ние в соучастии. Это обусловлено тем, что в преступную группу как реальную социальную общность входят все лица, создающие необходимые условия для ее жизнедеятельности, а не только уча-ствующие в совершении конкретных преступлений. Исключение этих лиц из предмета криминологических исследований означало бы невозможность вскрытия механизма образования этих групп, выработки мер по их разложению или переориентации.

Хохряков предлагает в качестве одного из элементов предмета криминологии ввести жертву преступления. Долгова предлагает ввести в предмет криминологии подверженность преступности различным воздействиям . Эминов предлагает ввести в предмет криминологии отдельно последствия преступности (однако статистические данные о преступлениях практически никогда не содержат исчерпывающих данных о последствиях совершения конкретных видов преступлений). Антонян выделяет в предмете криминологии самостоятельный элемент - факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (слишком широкое понимание факторов, связанных с преступностью). Кудрявцев предлагал отдельно выделять планирование, координирование профилактической деятельности, анализ истории криминологии и частные криминологические теории .

Система криминологии строится исходя из двух главных оснований:

1) исходя из ее предмета;

2) по уровню обобщения научно-практической информации выделяют:

Общую часть криминологии - криминологические явления анализируются, в общем и целом, без выделения специфики конкретных видов преступности.

Особенную часть (Специальную) - характеристика видов преступлений изучается отдельно. Виды преступности выделяются либо по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные, неосторожные), либо по субъектному составу (по особенностям контингента преступников)

Задачи криминологии:

1. Предупреждение преступности. Все нормы уголовного закона, прежде всего, являются социально и криминологически обусловленными.

2. Экспертиза проектов НПА на предмет криминологической обусловленности.

3. Подготовка НПА, содержащих нормы о необходимости проведения мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. Существуют определенные общественные организации и другие коллективные образования, которые занимаются вопросами, вытекающими из этой задачи криминологии.

4. Изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.

Криминология - социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, а также предупреждение преступности.

Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Функции :

Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

Методы изучения криминологии:

1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:


в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

  • Биологические и социологические теории в криминологии
  • Механизм преступного поведения и характеристики преступности
  • Характеристика преступности в СССР и современной России
  • Виктимность и виктимология. Понятие и виды жертв преступлений
  • Понятие, предмет криминологии

    Криминология (от лат. «crimen» - «преступление» и «logos» - «учение») - «учение о преступлении». Впервые в науку ϶ᴛᴏ слово ввел в 1879 г. ученый Топинар. Итальянский ученый Рафаэль Горофало в 1885 г. издал книгу «Криминология».

    Криминология - общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

    Предмет криминологии - ϶ᴛᴏ совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей. Предмет криминологии включает 4 элемента:

    1. преступность;
    2. личность преступника;
    3. причины и условия преступности;
    4. предупреждение преступности.

    1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (например состав преступления)

    В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (например уровень, структура и динамика преступности), их изучает криминология

    2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических ϲʙᴏйств субъектов преступления.

    Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

    3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, кᴏᴛᴏᴩые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,

    4. Предупреждение преступности ϶ᴛᴏ специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на базе выявления и устранения ее причин и условий.

    Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

    Цели, задачи, функции и система криминологии

    Цели криминологии :

    1. теоретическая - познание закономерностей преступности и выработка на ϶ᴛᴏй основе научных теорий и концепций, гипотез;
    2. практическая - выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью;
    3. перспективная - создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы;
    4. ближайшая - осуществление ежедневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью.

    Основные задачи криминологии :

    1. изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
    2. социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
    3. изучение личности преступника;
    4. выявление механизма совершения конкретного преступления;
    5. классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника;
    6. определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

    Функции криминологии :

    1. описание явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на базе собранного материала;
    2. выяснение характера и порядка протекания изучаемого процесса, его особенностей;
    3. выявление путей возможного развития явления или процесса.

    Систему криминологии образуют Общая и Особенная части.

    В Общей части рассматриваются общие криминологические понятия: предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

    В Особенной части дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.

    Место криминологии в системе наук

    Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.

    В наибольшей степени тесная связь криминологии с юридическими науками криминального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Криминология связана с криминалистикой, кᴏᴛᴏᴩая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника)

    Связь криминологии с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.

    Связь криминологии с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскание, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.

    Криминология, изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, кᴏᴛᴏᴩая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.

    Связь криминологии с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.

    Отметим, что тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной. Криминология тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) Криминология связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность) Криминология связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, кᴏᴛᴏᴩые присущи современному общественному бытию. При этом многие науки используют достижения криминологии.

    Пользовательское соглашение:
    Интеллектуальные права на материал - Криминология. Учебное пособие принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Криминология как наука. Предмет и методы криминологии") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
    Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Криминология. Учебное пособие в любом онлайн-магазине.

    Тег-блок: Криминология. Учебное пособие, 2015. Криминология как наука. Предмет и методы криминологии.

    (С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

  • 7. География преступности. Понятие и характеристика
  • 8. Понятие преступности. Количественные и качественные характеристики преступности.
  • 9. Уровень, структура, динамика преступности.
  • 10. Латентная преступность
  • 11. Понятие, признаки и структура личности преступника.
  • 12. Классификация и типология преступников. Понятие и значение.
  • 13. Механизм формирования личности преступников.
  • 14. Механизм формирования преступного поведения
  • 15. Понятие криминологической виктимологии.
  • 17. Экономические отношения и преступность.
  • 18. Социальные противоречия и преступность.
  • 19. Нравственное состояние общества и преступность.
  • 20. Социальные и социально-психологические последствия преступности.
  • 21. Личность преступника и проблемы индивидуального предупреждения.
  • 22. Понятие, цели и принципы предупреждения преступности.
  • 23. Субъекты предупреждения преступности
  • 25. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  • 26. Понятие и характеристика условий, способствующих совершению преступлений.
  • 27. Уровень, структура, динамика преступности в России.
  • 28. Общие меры предупреждения преступности.
  • 29. Общественные организации и их место в системе предупреждения преступности.
  • 30. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
  • 31. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
  • 32. Криминологическая характеристика женской преступности
  • 33. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.
  • 34. Понятие, причины и условия организованной преступности. Особенности развития организованной преступности в России.
  • 35. Криминологическая характеристика транснациональной организованной преступности.
  • 36. Криминологическая характеристика политической преступности.
  • 37. Криминологическая характеристика профессиональной преступности.
  • 38. Криминологическая характеристика насильственной преступности.
  • 39. Криминологическая характеристика насильственной преступности в местах лишения свободы.
  • 40. Понятие, виды, причины и условия корыстной преступности.
  • 42. Взаимосвязь организованной преступности и коррупции.
  • 43. Характеристика фоновых криминогенных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, бродяжничество) и их взаимосвязь с преступностью.
  • 44. Криминологическая характеристика хулиганства и вандализма.
  • 45. Понятие заказных убийств и их предупреждение.
  • 46. Понятие, состояние, виды и причины преступности несовершеннолетних.
  • 47.Криминологическая характеристика преступлений против несовершеннолетних. Меры профилактики.
  • 48. Криминологическая характеристика неосторожной преступности.
  • 49. Криминологическая характеристика экологической преступности. Понятие, виды, причины, условия.
  • 50. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 51. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 52. Общие и специальные меры предупреждения незаконного оборота наркотиков.
  • 54. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих.
  • 55. Криминологическая характеристика серийных убийств.
  • 57. Деятельность правоохранительных органов и общественных организаций в борьбе с преступностью несовершеннолетних
  • 58. Криминологическая характеристика краж
  • 59.Криминалогическая характеристика мошенничества.
  • 60. Общие и специальные меры предупреждения организованной преступности.
  • 1. Понятие, предмет и система криминологии

    Криминология - это общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней. Предмет науки криминологии - это исследование законов, закономерностей, принципов и свойств конкретных общественных отношений в объекте. Основной частью предмета криминологии является преступность. Вторая составная часть предмета криминологии - причины преступности и условия, ей способствующие. Далее в предмет криминологии в качестве его составляющей входит личность преступника. В предмет криминологии, наконец, входит предупреждение преступности.

    Система криминологии: Общая и особенная

    1. Общая – понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития, основы исследований, преступность, личность преступника, механизм преступления. Поведение, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

    2. Особенная часть – характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступлений.

    2. Криминология и другие науки

    Криминология тесно связана с другими науками и, прежде всего с уголовным правом. И уголовное право и криминология изучают преступление и преступность. Но делают это они по-разному, ибо уголовное право- наука об ответственности за совершение преступлений, а криминология - наука о преступности. Криминология тесно связана с уголовным процессом, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом, судебной статистикой, социологией и другими науками.

    Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательные для криминологии. Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний. Криминология связана с деликтологией. Это наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях. Она включает административную, гражданскую и семейную деликтологию. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии.

    3. Общие и специальные методы криминологических исследований.

    В криминологических исследованиях широко используются общенаучные и частнонаучные (специальные) методы, которые применяются в познании любых процессов и явлений реального мира.

    Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания. К ним относятся: анализ (разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты), синтез (соединение разнообразных явлений, веществ, качеств, в единство, в котором противоположность сглаживаются или снимаются), индукция (метод движения знания от отдельного, особенного, к всеобщему, закономерному) и дедукция (от общего к частному, или частное из общего), гипотеза (хорошо продуманное предположение, заслуживающее чтобы его проверили), обобщение, абстракция, эксперимент, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

    Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований - это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

    К этим методам относятся:

    Аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

    Социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

    Статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

    Социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование);

    Функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

    Аналитическое обследование статистических данных о преступности может производится в виде группировки преступлений, расчлененной на однородные по видам и признакам в группы и подгруппы, каждая из них характеризуется системой статистических показателей. Социологическое обследование - это методы исследования общественных процессов и явлений. Контент-анализ - это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам важным для исследователя. Статистический анализ предполагает исследование таких методов как аппроксимация (приближения) замена одних математических объектов другими более простыми, но близкими по сути к исходным. Экстраполяция в статистике означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Метод экстраполяции часто используют для кратковременных прогнозов преступности. Социологические методы как анкетирование и интервьюирование, применяются довольно часто.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме