Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мощи Александра Невского — одна из главных святынь России. Тайные мощи александра невского

Большое количество христианских праздников в году так или иначе связано не только с личностями святых, но и с мощами последних. В православном календаре можно прочитать в наименовании религиозных дат выражения, прямо на это указывающие: «обретение мощей», «перенесение мощей». 12 сентября – один из таких праздников. Он посвящен .


Житие и личность святого

Герой данной статьи родился в Переяславле–Залесском 30 мая 1220 года. Отцом его был князь Ярослав Всеволодович, человек милосердный и кроткий. Матерью святого являлась рязанская княжна Феодосия Игоревна. Александр был вторым сыном княжеской четы.

Детство свое будущий полководец провел в родном городе. Там же был осуществлен княжеский постриг Александра, являвшийся, по сути, обрядом посвящения отрока в воины. С ранних лет князь ходил в походы вместе с отцом. В 1235-м году он был задействован в сражении на реке Эмайыги, результатом которого явился разгром немцев. В 1236-м после отъезда отца в Киев Александр стал самостоятельно управлять Новгородом. Спустя три года князь женился на дочери полоцкого князя Брячислава, по мнению некоторых историков – своей тезке. Молодые получили благословение на брак от Ярослава, который совершил обряд посредством иконы Божией Матери Феодоровская.


После Русь столкнулась сразу с двумя бедами: с востока на нее шли ордынские полчища, одолеваемые жаждой завоевания, а с запада – «крестоносцы», войска германских рыцарей. Когда и те, и другие вторглись на русскую землю, Александр стал искать поддержки у Бога. В то время князю не было еще 20-ти лет. Он долго вел беседы с Господом в храме Святой Софии. А после, получив благословение архиепископа Спиридона на брань, во главе небольшой дружины поспешил пойти на недругов.

Впоследствии вопрос с ордынским игом был решен Ярославом - ценой великих трудов. Александр же после смерти последнего, скончавшегося от отравления, продолжил поддерживать и укреплять достигнутый отцом с Золотой Ордой союз. Он сблизился с сыном Батыя, принявшим христианство.

Европе Александр не доверял. Он не хотел, чтобы на Руси место православия заняла уния. Никакие прельщения Римского папы не могли изменить решение благоверного князя.


Много раз за историю своего правления Александру приходилось отражать набеги то татар, то шведов, то немцев. Четыре раза он ездил в Золотую Орду для подтверждения мирных соглашений между империей татаро-монголов и Русью. И каждый раз князю удавалось это. Более того, стараниями святого наступила эпоха великой христианизации языческого Востока.

Князь Александр Невский был прекрасным дипломатом, правителем, талантливым военачальником и великим молитвенником. Он никогда не отступал от намеченных целей, какие бы препятствия не вставали у него на пути. Самым знаменитым сражением с участием Александра явилась Невская битва, произошедшая 15 июля 1240 года и состоявшаяся между войском под командованием князя и шведами. В этом бою святой проявил недюжинную отвагу и одержал заслуженную победу. За нее и прозвали Александра Ярославича Невским.

Кончина и перенесение мощей

Возвращаясь в очередной раз из Золотой Орды, князь тяжело заболел. Он умер, даже не доехав до Владимира, в Городце. Душа князя отошла ко Господу, когда тот оказался в местном монастыре. Случилось это 14 ноября 1263 года. До смерти Александр успел принять иноческую схиму с именем Алексий.

Погребение благоверного князя состоялось 23 ноября 1263 года в соборной церкви Рождественской обители, что в городе Владимире. Сразу же после похорон началось почитание Александра. Открытие мощей святого состоялось перед Куликовской битвой в 1380 году. В тот же период было установлено местное празднование в связи с этим важным для всей Руси событием.


Непосредственное перенесение мощей, которому посвящен праздник 12 сентября, произошло при Петре I. В этот день, в 1721 году (по старому стилю – 30 августа) упомянутый выше император заключил Ништадский мир по окончании длительной и трудной войны со шведами. Указанное событие имело большую важность как для венценосной особы, так и для всей страны, посему Петр Великий порешил освятить дату перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, тогда – новую северную столицу государства Российского.

Зимой следующего года, а именно 8 февраля на место упокоения благоверного князя во Владимире, в Рождественский монастырь прибыл архиепископ Феодосий. Именно ему Петр поручил организовать перенесение останков Александра Невского в стольный град. Объединившись с архимандритом обители отцом Сергием, представитель духовенства освидетельствовал мощи полководца, размещавшиеся в гробнице из серебра. Само мероприятие перенесения мощей началось 11 августа 1723 года. Перед этим совершены были литургия и водосвятный молебен. Затем мощи подняли, переместили к южным дверям собора и положили в ковчег. А уже его торжественно понесли в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга. Владимир провожал святыню колокольным звоном, раздававшимся до самой полуночи.


Историки поэтапно восстановили путь святых мощей благоверного князя Александра Невского . 17 августа святыня прибыла в Москву, 23-го числа – очутились на территории Клина, спустя три дня – в Твери, 28-го августа прибыла в Торжок, 31-го числа оказалась в Вышнем Волочке. 9 сентября мощи миновали озеро Ильмень и очутились в Новгороде, 20-го – в Шлиссельбурге. Там их поместили в каменном храме и оставили до 1724-го года.


Возобновление перенесения мощей Александра Невского произошло по инициативе Петра Великого. 24 июля он приказал архиепископу Феодосию ехать в Шлиссельбург и завершить начатое, уложившись во вполне определенные сроки: до конца лета. В результате утром 30 августа 1724-го года Невский флот под управлением самого Петра I-го и с сановниками на галере двинулся вверх по Неве. Когда эта процессия возвращалась в родные пенаты с мощами Александра Невского, она была торжественно встречена пушечным выстрелом и колокольным звоном. Тело святого перенесли в Александро-Невскую Лавру. Оно и сегодня там, в Лавровском соборе хранится, положенное в серебряную раку. Эту гробницу пожертвовала императрица Елизавета Петровна.



Указом от 2 сентября 1724 года Петр Великий установил на 30 (12) августа празднество, посвященное перенесению мощей благоверного князя в Санкт-Петербург. Спустя три года оно было отменено, однако уже в 1730-м вновь вступило в свои права. В ту пору свет увидела составленная архимандритом Гавриилом Бужинским служба, соединившая в себе прославление святого Александра Невского и воспоминание о Ништадском мире.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 12 сентября, Православная Церковь совершает праздник в честь перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича.

Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор, преставившийся ко Господу в возрасте пятнадцати лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево-Печерского патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

При святом Александре Невском наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия.

В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока.

В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городке, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой, как сказано выше. Великий князь Иоанн Иоаннович в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию, будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную, столицу - Петербург, расположившуюся на берегах Невы.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа по старому стилю.

Архимандрит Гавриил (Бужинский) (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадтского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому - многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы - залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Таким образом, Россия овладела восточной оконечностью Финского залива, всем южным его берегом с Рижским заливом и с прилегающими к завоеванным берегам островами. На этом пространстве находились, не считая мелких портов, быстро разрастающийся Петербург, с его крепкою охраной - островом Котлином, и старинными торговыми городами: Выборгом, Нарвой, Ревелем (Таллин) и Ригой. Благодаря таким полезным приобретениям и сильному победоносному флоту Петра I, владычество Балтийским морем переходило теперь от Швеции к России, обещавшее в скором будущем расширение торговли, улучшение экономического сбыта, распространение образования и возвышение политического значения государства. Победа в Северной войне выдвинула Россию в число крупнейших европейских государств.

10 сентября 1721 года в Москве были устроены торжества по случаю Ништадтского мира, а день его подписания - 30 августа (12 сентября по новому стилю) - в 1723 году решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, который еще в 1712 году был объявлен новой столицей. Петр I считал святого Александра Невского своим небесным покровителем и сравнивал свою победу над шведами в Северной войне с победой благоверного князя, одержавшего викторию над шведским войском на месте слияния рек Невы и Ижоры 15 июля 1240 года. Символично, что в 1711 году в устье реки Ижоры по именному указу Петра I была заложена деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Общецерковное прославление великого князя Александра Ярославича Невского, скончавшегося в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 году и похороненного во Владимирском Рождественском соборе, совершилось при митрополите Московском Макарии. Кроме того, Петр I, решивший в 1704 году на берегу Черной речки (ныне территория Александро-Невской лавры) основать монастырь, долгое время из-за не прекращавшихся военных действий не мог осуществить свой замысел. И только после взятия 13 июня 1710 года Выборга, Петр I повелел устроить здесь монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского».

Начало своего бытия Александро-Невский монастырь отсчитывает от 25 марта 1713 года, когда был освящен первый деревянный Благовещенский храм монастыря и отслужена первая Божественная литургия. Перенесение в 1724 году мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую столицу означало, что святой Александр, наряду с апостолом Петром, официально становился небесным защитником и покровителем Санкт-Петербурга.

Переносили мощи на руках, для того чтобы все желающие могли отдать почести святому. 18 августа 1723 года состоялась торжественная встреча ковчега с мощами в Москве, а 26-го августа — в Твери. В начале сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Великий Новгород, после чего процессия продолжила свой путь в сторону Старой Ладоги. Поскольку прибыть в столицу ко дню заключения Ништадтского мира не успели, Петр I решил оставить ковчег с мощами в Никольской церкви Шлиссельбурга до следующего года.

30 августа (12 сентября но новому стилю) 1724 года мощи святого благоверного великого князя Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и под пушечный салют и колокольный звон были торжественно помещены в освященную к этому событию первую каменную Благовещенскую церковь монастыря. По окончании строительства главного монастырского собора Святой Троицы, честные останки благоверного князя 30 августа 1790 года были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны и украшенная надписями Михаила Васильевича Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого Александра Невского. В 1743 году Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии крестный ход в сопровождении всего столичного духовенства, возглавляемого епископом, с хоругвями и иконами направлялся по Невскому проспекту к Александро-Невскому монастырю, где торжественно совершался молебен святому благоверному князю.

12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта серебряная рака с мощами святого благоверного Александра Невского, ее разобрали на части и передали в Эрмитаж. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Свято-Троицкого собора. В это время на средства эконома Лавры взамен серебряной была изготовлена деревянная рака для мощей. Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки.

Вскоре, в ноябре 1922 года, изъяли и мощи, их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. После долгих мытарств мощи оказались в Музее религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе города на Ниве. В 1989 году мощи святого благоверного Александра Невского были возвращены в лаврский Свято-Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма.

В настоящее время небольшая часть мощей святого князя Александра Невского хранится в ковчеге (серебряная рака находится до сих пор в Эрмитаже) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Здесь также находится и одна из чтимых икон святого князя. При Петре I указом Святейшего Синода (от 15 июня 1724 года) было предписано на иконах святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия) изображать в великокняжеских, а не в монашеских одеждах.

На крышке ковчега с мощами святого Александра Невского, находящегося в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, имеются семьдесят семь иконок с частицами мощей святых.

По материалам сайта Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга

Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника , впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши , мене же почто забвению предал еси , но обаче аще он забвенна мя имать . Бог же мой несть мене забыл никогдаже ». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.

При сыне Иоанна III великом князе московском Васи-лии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не-кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже ! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мерт -вым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения.

В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий , пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645-1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений . Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетленных мощей.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г . Владимира в Троицкий монастырь г . Санкт-Петербурга.

Край, где была основана новая столица Российской империи г . Санкт-Петербург (1703 г .), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры). С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлис -сельбург . В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале XVIII века при Петре I были отвоеваны русскими.

В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки ). 20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому ), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия. Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

Когда новая столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, возникла мысль о перенесении в нее святых мощей ее небесного покровителя.

В феврале 1722 года, исполняя указ Петра I , архиепископ Феодосий был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с архимандритом монастыря Сергием он произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро -Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита».

Ковчег с балдахином для мощей, с «носилом » (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин) был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа. Несли его около 150 человек, а иногда и более. Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали мощи «со многими народными людьми».

17 августа подошли к Москве, а 18-го состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и Подонским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом , сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке , Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.

23 августа мощи были в Клину, 26-го — в Твери, 28-го — в Торжке, 31-го — в Вышнем Волочке . 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу . В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи были встречены и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года. 24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось : «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским . Тогда же для печатания гравюр знаменитым гравером Пикаром была выполнена медная доска с видом Александро -Невского монастыря. В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий».

В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского. Утром в воскресенье 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I ) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки . С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обер -иеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографии протектору архимандриту Гавриилу (Бужинскому ).

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долго-ждан -ный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Алек -сандра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро -Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысел Божий усматривал небесное покровительство городу. В годы первой и второй мировых войн героизм русских людей, соединенный с молитвенным предстательством небесного покровителя города на Неве, продолжает свидетельствовать о небесной помощи благоверного князя Александра Невского.

В среду 12 сентября 2018 года Православная Церковь отмечает перенесение мощей святого благоверного князя .

Великий русский князь и защитник Отечества скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, перед этим успев принять схиму с именем Алексий .

Материал по теме

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года. Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины.

23 ноября того же года он был похоронен в соборной церкви Рождественского монастыря Владимира, где сегодня ему стоит памятник.

Мощи Александра Невского были открыты перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же было установлено местное празднование. В дальнейшем к святыне с молитвами обращались многие русские полководцы.

30 августа 1721 года император Петр I , после длительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день и было решено освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург, бывший тогда столицей России.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне.

Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа. В 1727 году празднество было отменено, но в 1730 году его снова восстановили.

Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу в воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В 1743 году императрицей Елизаветой Петровной был учрежден общегородской крестный ход в память перенесения мощей святого князя, который ежегодно проходил вплоть до 1921 года, когда был отменен большевиками. Лишь спустя 92 года, в сентябре 2013-го, эту традицию удалось возродить.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме