Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто может посещать заключенного в сизо. Разрешение на длительное свидание для лиц, не состоящих в браке

Право осужденных на свидания, количество свиданий, разрешенных осужденным, отбывающих наказание на различных видах режимов, определено Уголовно - исполнительным Кодексом Российской Федерации, в частности, статьями: 89, 118, 121, 123, 125, 129, 131.

Общие правила проведения свиданий в исправительных учреждениях изложены в п.п. 67-83 Правил внутреннего распорядка для исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства Юстиции РФ № 205 от 3 ноября 2005 года и заключаются в следующем.

В порядке, установленном ст.89 УИК Российской Федерации, осужденным предоставляются краткосрочные свидания с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации ИУ.

Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника ИУ - с иными лицами.

Разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим, по заявлению осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание. При отказе в предоставлении свидания на заявлении желающего встретиться с осужденным делается пометка о причинах отказа.

Документами, удостоверяющими личность прибывшего на свидание, а также их родственные связи с осужденными, являются: паспорт, военный билет, удостоверение личности, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, документы органов опеки и попечительства. Осужденные, как правило, освобождаются от работы на период длительных свиданий с последующей или предшествующей отработкой.

Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же после прибытия осужденного из карантинного отделения в отряд, независимо от того, имел ли он предыдущее свидание в местах содержания под стражей. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид первого определяет осужденный. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год.

Время, в течение которого свидания осужденным не предоставлялись в связи с введением режима особых условий, засчитывается в срок, по истечении которого осужденным могут быть предоставлены свидания. Продолжительность свиданий может быть сокращена администрацией по настоянию лиц, находящихся на свидании. Объединение свиданий либо разъединение одного свидания на несколько не допускается. На свидания осужденные должны являться в опрятном виде. На период длительных свиданий они могут пользоваться одеждой, бельем и обувью, принесенными родственниками.

Осужденные до и после свиданий подвергаются полному обыску. Осужденному разрешается длительное или краткосрочное свидания одновременно не более чем с двумя взрослыми лицами, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние братья, сестры, дети, внуки осужденного.

Длительные свидания с иными лицами предоставляются лишь в случаях, когда, по мнению администрации, такие свидания не будут отрицательно влиять на осужденного. Лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией ИУ порядка проведения свидания, сдают запрещенные вещи на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под расписку. Граждане, прибывшие на свидания, их одежда и вещи досматриваются.

Закажите предоплаченные подарочные карты

В случае обнаружения скрытых от досмотра запрещенных вещей администрация ИУ принимает меры в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящих Правил. Если лицо, прибывшее на свидание, откажется от досмотра вещей и одежды, длительное свидание с осужденным ему не разрешается, однако может быть предоставлено краткосрочное.

При нарушении прибывшими установленного порядка проведения свидания оно немедленно прерывается. Пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными, в комнаты краткосрочных свиданий не допускается. На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива).

При проведении длительных свиданий могут предоставляться дополнительные услуги. Их оплата производится за счет собственных средств осужденных или лиц, прибывших на свидание. Замена видов свиданий и свиданий на телефонные разговоры производится по письменному заявлению осужденного. Для получения юридической помощи осужденным по их заявлениям предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

По заявлению осужденного свидания предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. В число свиданий, установленных законодательством, такие свидания не засчитываются, их количество не ограничивается, проводятся они продолжительностью до 4 часов в нерабочее для осужденных время и лишь в часы от подъема до отбоя.

Порядок проведения свиданий в исправительном учреждении регламентирован п. 5.3 Инструкции "О надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях". Надзор за осужденными во время проведения длительных и краткосрочных свиданий осуществляется младшим инспектором, который отвечает за выполнение установленного уголовно-исполнительным законодательством и

Правилами внутреннего распорядка порядка проведения свиданий, выдачи осужденным посылок, передач, бандеролей и их учет. Младший инспектор по проведению свиданий, приему и выдаче посылок, передач и бандеролей обязан: до начала свидания принять у прибывших лиц заявления, уточнить по учетным данным положенность свиданий, получить разрешение у начальника колонии и доложить об этом оперативному дежурному; обеспечить прибытие осужденных на свидание; заказать пропуска родственникам осужденных и иным лицам, прибывшим на свидания; ознакомить лиц, прибывших на свидания, с порядком их проведения, а также обратить внимание граждан, доставивших передачи осужденным, на недопустимость вложения в них запрещенных вещей.

Если лицо, прибывшее на свидание, откажется от досмотра вещей и одежды, длительное свидание ему с осужденным не разрешается, однако в установленном порядке может быть предоставлено краткосрочное; принять от родственников осужденных, прибывших на свидания, имеющиеся у них деньги, ценности, зарегистрировать их под роспись в специальном журнале, обеспечить сохранность и возвращение по окончании свидания; проверить внешний вид осужденных, которым предоставляется свидание, при необходимости обеспечить их переодевание в белье, одежду и обувь из обменного фонда; строго соблюдать установленную последовательность (очередность) входа (выхода) лиц, прибывших на свидание. Он в первую очередь вводит в комнату краткосрочного свидания осужденных, а затем сопровождает туда лиц, прибывших на свидание.

КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ

В комнаты длительных свиданий первыми приглашаются родственники, а затем осужденные. По окончании краткосрочного свидания первыми выходят из комнаты родственники или иные лица, а из комнат длительного свидания - осужденные; докладывать оперативному дежурному или инспектору-дежурному по жилой зоне и разрешать с их ведома выход родственникам осужденных в период проведения длительного свидания за пределы колонии, а после их возвращения осуществлять в установленном порядке досмотр находящихся при них вещей и продуктов питания; постоянно контролировать поведение осужденных, их родственников и иных лиц при проведении краткосрочных и длительных свиданий.

При проведении краткосрочных свиданий запрещается оставление наедине осужденных с лицами, прибывшими на свидание. В случае нарушения правил поведения свидание прерывается. Длительное свидание в таком случае прекращается оперативным дежурным, краткосрочное - младшим инспектором. Окончательное решение о прекращении свиданий принимается начальником ИК.

О причине прекращения свидания производится запись на заявлении, в карточке учета и об этом извещаются лица, находящиеся на свидании. Если разговор на краткосрочном свидании ведется на языке, которым никто из представителей администрации не владеет, то для контроля за содержанием беседы может быть приглашен переводчик или другое лицо (за исключением осужденных), владеющее этим языком; кроме того, периодически (как правило, перед отбоем и после подъема) проверять наличие осужденных, находящихся в комнатах длительного свидания, и соблюдение ими правил поведения; обеспечивать надлежащий внутренний порядок в помещении для свиданий, исправность оборудования и инвентаря, соблюдение правил пожарной безопасности

Дополнительная информация:

Осужденные имеют право на свидания. Свидания с родственниками предоставляются в целях сохранения социально-полезных связей осужденного. По данным специальной переписи осужденных 1999 г., 61,8% осужденных не воспользовались своим правом на длительные свидания, а 50,3% - своим правом на краткосрочные.

Количество свиданий устанавливается в зависимости от вида исправительного учреждения, вида режима и вида условий отбывания наказания. Свидания могут быть краткосрочными (4 часа) и длительными (3 суток). Свидания проходят на территории исправительного учреждения. В воспитательной колонии могут предоставляться свидания длительностью пять суток с проживанием вне колонии. В этом случае начальник колонии определяет место и порядок проведения свидания.

2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами в присутствии представителей администрации. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с близкими родственниками (но не более чем с двумя взрослыми), а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения - и с иными лицами. Понятие родственника и близкого родственника дается в п. п. 4 и 37 ст. 5 УПК РФ.

Осужденные, как правило, освобождаются от работы на период длительных свиданий с последующей или предшествующей отработкой. На период длительных свиданий осужденные могут пользоваться одеждой, бельем и обувью, принесенными родственниками. При нарушении прибывшими установленного порядка проведения свидания оно немедленно прерывается.

Пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными, в комнаты краткосрочных свиданий не допускается. На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива). Осужденные до и после свидания подвергаются полному обыску. Одежда и вещи граждан, прибывших на свидание, могут быть досмотрены.

Лицу, отказавшемуся от досмотра, длительное свидание не разрешается, но оно может быть заменено краткосрочным. В случае обнаружения скрытых от досмотра запрещенных предметов виновные могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.12 КоАП РФ.

Разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим, по заявлению осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание. Документами, удостоверяющими личность прибывшего на свидание, а также их родственные связи с осужденными, являются: паспорт, военный билет, удостоверение личности, Свидетельство о рождении, СВИДЕТЕЛЬСТВО О БРАКЕ, документы органов опеки и попечительства.

Продолжительность свиданий может быть сокращена администрацией по настоянию лиц, находящихся на свидании. Объединение свиданий либо разъединение одного свидания на несколько не допускается.

Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же после прибытия осужденного из карантинного помещения в отряд, независимо от того, имел ли он предыдущее свидание в местах содержания под стражей. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид первого определяет осужденный.

Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления 12 месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год. Время, в течение которого свидания осужденным не предоставлялись в связи с введением режима особых условий, засчитывается в срок, по истечении которого осужденным могут быть предоставлены свидания.

3. По желанию осужденного длительные и краткосрочные свидания могут быть заменены телефонным разговором, а длительные свидания - краткосрочными; в воспитательной колонии также длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения - краткосрочным с выходом за пределы колонии. Находящимся в лечебно-профилактических учреждениях длительные свидания не предоставляются, они заменяются краткосрочными.

Не предусматриваются длительные свидания на строгом режиме в тюрьме, в строгих условиях в колонии особого режима и в воспитательной колонии, а также при отбывании срочных взысканий, предусмотренных п. п. "в", "г", "д" и "е" ч. 1 ст. 115 УИК РФ.

В суде был оспорен запрет на длительные свидания на строгом режиме в тюрьме как нарушающий право осужденного на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), на уважение личной и семейной жизни (ч. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16 февраля 2006 г. N 63-О, частная жизнь не подлежит контролю со стороны государства, и это соответствует и интересам личности, и интересам общества.

Но если лицо совершило преступление, государство обязано защищать нарушенные права и законные интересы других лиц, в том числе путем применения наказания, в том числе и путем вмешательства в частную жизнь виновного лица. Суд, сославшись на прецедентную практику Европейского суда по правам человека, констатировал, что такое вмешательство в частную жизнь не является самовольным, а лишь реализует государственную функцию по защите общественных интересов. Главное, чтобы такое государственное вмешательство отвечало критериям разумности и соразмерности и осуществлялось в конституционно значим.

В последнее время все больше и больше людей прибегают к услугам консультации юриста. Если Вам необходима бесплатная и качественная юридическая консультация для того, чтобы решить семейные, жилищные, трудовые, административные,уголовно- процессуальные, и иные вопросы, то мы готовы гарантировать хорошую консультацию юриста.

Министерство юстиции России утвердило новые правила распорядка в колониях и тюрьмах. Одна из новостей: расширен перечень платных услуг для осужденных.

Теперь осужденный сможет заказать даже фотосессию в колонии - на память. Съемка пройдет под контролем администрации, и лишнего в кадр не попадет. Но человек сможет снять видеоролик или нащелкать фотографий о том, как он живет за решеткой. Также в списке услуг - дополнительные консультации врачей из гражданских больниц, протезирование зубов и даже химчистка и многое другое.

Однако в документе есть не только приятные для осужденных улучшения. ­Некоторые требования, наоборот, становятся строже. Впервые детально и более четко регламентированы многие вопросы. Прописано до мелочей, что может иметь при себе заключенный, как одеваться, как вести себя. А наказывать за нарушения в тюрьме умеют.

Например, новые правила до миллиметра указывают длину бороды и волос на голове. Прическа должна быть не более 20 миллиметров. Можно короче.

Длину бороды также ограничат до 9 миллиметров. Отрастить усы и бороду хотя бы на миллиметр больше будет уже нарушением. И это жесткое требование. Конкретная длина прически и бород прописана впервые. До того было общее требование, что волосы должны быть короткими. Но "короткие" - достаточно размытое понятие. В какой момент борода становится длинной? Раньше заключенный мог бесконечно спорить о том с гражданином начальником. Теперь спорить не о чем: от 10 миллиметров - уже длинная.

Видимо, неприятной новацией для осужденных будет и то, что им сократили общий вес вещей, которые разрешено иметь в колонии. Было - 50 килограммов. Но сейчас багаж придется сокращать. В новых правилах он должен весить до 36 килограммов.

В колонии осужденный вправе потратить до 9 тысяч рублей в месяц, плюс все, что заработал сам

При себе - в личных шкафчиках - заключенному разрешено иметь 5 книг (за исключением учебников, если человек где-то учится, газет и журналов), 2 пачки сигарет, 1 коробку спичек. Средства личной гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках.

Личные продукты могут лежать в специальных ячейках на кухне в отряде, где живет осужденный. В помещениях каждого отряда, как правило, есть комнаты для приема пищи. Это не общие столовые, а места, где человек может в личное время выпить чаю с друзьями.

Какие-то вещи должны лежать на складе.

Приказ не только более детально прописывает требования к внешнему виду осужденных, но и усиливает контроль. Администрация должна регулярно - не менее двух раз в месяц - проводить общие смотры всех осужденных, во время которых проверяется внешний вид, в том числе состояние одежды, обуви и стрижки.

Расширен список запретов. Осужденным нельзя бастовать, нельзя заниматься членовредительством. За такие нарушения могут отправить и в штрафной изолятор.

Но есть и послабления. Например, женщинам, чьи дети живут в колонии, разрешат носить гражданскую одежду. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, сейчас при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживают 580 детей. Напомним, что дети могут находиться в домах при колониях до 3 лет. Потом ребенок либо уезжает к родственникам, либо передается в детский дом. Но это печальная история. Если есть возможность, то маму стараются к этому времени освободить. Допустим, условно-досрочно, если срок позволяет. Однако бывает и так, что маме сидеть еще долго, и с этим ничего не поделать.

По закону осужденные обязаны бесплатно трудиться на работах по благоустройству колонии. Важно, что новые правила устанавливают ограничения - не более двух часов в неделю - на такие работы.

Осужденным, которые содержатся в облегченных условиях, разрешат иметь при себе электронные книги. Также будет разрешено устанавливать в общих помещениях DVD и аудиопроигрыватели.

Значительно расширен и перечень дополнительных услуг, которые осужденные могут получить за плату в колониях. Наличных денег при себе, естественно, у заключенных нет. Администрация открывает каждому человеку лицевой счет. Закон оговаривает суммы, которые заключенный вправе потратить.

В колониях общего режима осужденный может ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости до девяти тысяч рублей. При этом ограничения не распространяются на средства, заработанные человеком в колонии, а также пенсии и социальные пособия. Здесь, сколько есть, столько можно потратить.

Досье "РГ"

Дополнительные услуги:

Подбор, изготовление очков, протезов, ортопедической обуви.

Консультации врачей-специалистов из гражданских больниц.

Приобретение товаров, производимых в колонии.

Парикмахерские услуги.

Фото- и видеосъемка. (производится под контролем администрации, съемка систем охраны запрещается).

Юридические консультации.

Ремонт, химическая чистка одежды. И т.д.

«Основная установка отношения к окружающему характеризуется известной среди заключенных фразой: «не верь, не бойся, не проси». Что означает: надейся только на самого себя. Всякое проявление добра подчас расценивается просто как слабость. Характерна настороженность и недоверчивость. Вместе с тем находящимся в заключении свойственно обостренное мистическое чувство восприятия жизни». Читайте интервью епископа Дмитровского АЛЕКСАНДРА, председателя епархиальной комиссии по служению в местах лишения свободы

О задачах комиссии и проблемах тюремного служения владыка Александр рассказал в интервью сайту «Милосердие.Ru».

— Имели ли вы до своего назначения председателем комиссии опыт тюремного служения?
— Создание комиссии стало результатом двухгодичной работы в следственных изоляторах столицы. Два года назад Святейший Патриарх, поручил мне как своему викарию возглавить координацию той миссионерской работы, которая проводилась в тюрьмах нашего города. Дело в том, что московское духовенство, закрепленное за изоляторами, в силу своей приходской загруженности посещало тюремные храмы нерегулярно. Не было единого центра, который бы организовывал эту работу в Москве. Не везде проводилась работа на этажах около камер, далеко не каждый заключенный, написав прошение на посещение его священником, мог встретиться со священнослужителем, литургия совершалась от случая к случаю, материальной базой, необходимой для содержания нужд тюремного храма, оказывался только городской приход настоятеля домовой церкви в следственном изоляторе. В конце 2002 года на епархиальном совете города Москвы было предложено решать эту проблему на уровне московских благочиний. За каждым изолятором, а их в Москве шесть, было закреплено по два благочиния, ответственность за все направления деятельности тюремного служения была возложена на благочинных, которые должны были выделить из числа своих клириков пять человек для несения данного послушания. Таким образом, за каждым изолятором столицы было закреплено по десять священников, один из которых становился непосредственно координирующим миссионерскую работу, проводимую в изоляторе. Его непосредственной обязанностью становились текущие контакты с местной администрацией СИЗО и регулярная отчетность в проводимой работе как перед викарным епископом, руководящим тюремной миссией в столице, так и перед благочинными. Священникам была поставлена на вид необходимость более широкого привлечения мирян к участию в деле тюремного служения. Кроме того, благочинным было поручено привлекать для обеспечения материальных нужд тюремных храмов различные приходы благочиний.
То есть все было направленно на то, чтобы служение «в темнице сущим» стало общецерковной задачей. Мы поняли, что попечение о заключенных — дело всей Церкви, и что эту проблему необходимо решать «всем миром». И это касается не только Церкви, но и всего нашего общества, всех общественных институтов. Поэтому мы чувствуем необходимость чаще привлекать к обсуждению этой проблемы как церковные, так и светские средства массовой информации. Нельзя отгородиться от тех, кто находится «по ту сторону решетки», забыть о них, вычеркнуть их из жизни; нельзя переложить эту заботу на плечи двух-трех человек. Эта беда касается всех, все в ответе за них и за то, какими они вернутся в общество. Как говорил протоиерей Глеб Каледа (один из первых священников, переступивших в начале 90-х тюремный порог в столице): «наши тюрьмы, наши заключенные остаются с нами как наши кровоточащие раны и нам их лечить».
Сейчас, спустя два года мы можем говорить о том, что начало координированному и широкому общецерковному участию в деле христианского просвещения в Москве «в темницах сущим» положено. Результатом проводимой работы стало, в том числе, и создание епархиальной комиссии по вопросам социальной деятельности в местах лишения свободы. Ей будет поручено, своевременно реагировать на возникающие проблемы и внедрять те благие миссионерские начинания и инициативы, которые будут возникать или которые уже имеют место в том или ином пенитенциарном учреждении. Кроме того, комиссия займется теми вопросами, которые сложно урегулировать на уровне администрации изоляторов, для решения которых требуется непосредственно вести диалог с Управлением исполнения наказаний по городу Москве.

— Сколько сотрудников в комиссии? В ее состав входят только священники или есть и миряне?
— В состав комиссии вошли 13 клириков столицы, все они уже участвуют в тюремной работе и закреплены за тем или иным изолятором. Большинство из них являются старшими священниками, ответственными за тот или иной тюремный храм, поэтому регулярные их встречи друг с другом просто необходимы для координации их пастырского попечения заключенных и обмена опытом. Миряне непосредственно не участвуют в работе комиссии как, впрочем, и в других епархиальных комиссиях города, но все, кто в настоящее время в той или иной форме помогает священникам окормлять изоляторы или хочет в этом участвовать, могут проявить инициативу и высказать свои предложения и благие пожелания комиссии. Они будут всегда востребованы и учтены. Мы уверены, что активность мирян в помощи священнослужителям является необходимой составляющей общецерковного тюремного служения, и священники на приходах должны активней вовлекать своих прихожан в проводимую нами работу. Опыт показывает, что это находит отклик в сердцах пасомых, и мы получаем от них действенную помощь.

— Подмосковные колонии входят в сферу деятельности комиссии?
— Подмосковные приходы находятся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, поэтому и те тюрьмы и колонии, которые расположены на территории московской области, окормляются священниками подмосковных приходов.

— Какие, на ваш взгляд, самые актуальные проблемы помощи заключенным?
— Наша помощь должна быть прежде всего духовной. Так как в Москве находятся только следственные изоляторы, то в миссионеркой работе необходимо учитывать специфику режима учреждения, которая существует в СИЗО. Здесь нельзя одновременно собрать подследственных из нескольких камер в тюремный храм. Не может быть устойчивой общины, так как контингент постоянно меняется, и тех, у кого состоялся суд, отправляют по этапу на место, где они будут отбывать свой срок. Поэтому наша задача — посеять в души этих людей первые семена, дать возможность встретиться с пастырем церковным, услышать Евангельское благовестие, узнать о Православной вере. Этому служит посещение священниками и мирянами тюремных коридоров, беседа через «кормушки» с заключенными, раздача православной литературы, крестиков и иконочек. Сейчас нашей задачей становится пополнение фондов библиотек христианской литературой. Чтобы в каждом каталоге, выдаваемом на руки заключенному, было несколько книг религиозной направленности, чтобы каждому заключенному стала доступна такая книга. В то же время наиболее эффективным видом церковной проповеди, охватывающим большее количество подследственных, является радиотрансляция православных передач. Опыт еженедельной часовой программы имеется в 5-ом изоляторе столицы. И хотя сама трансляция в своем техническом исполнении требует некоторого усовершенствования, мы надеемся, что это благое начинание будет распространено и на другие московские пенитенциарные учреждения. Этот проект потребует привлечения как материального ресурса, так и работы с руководством следственных изоляторов, и непосредственно согласование с Управлением исполнения наказаний по городу Москве.
То есть мы стараемся приспособить миссионерскую работу к тем условиям, которые нам диктует сам режим учреждений.

— Все ли московские СИЗО имеют храмы?
— В настоящее время во всех следственных изоляторах города существуют свои домовые храмы. Хотя в двух из них богослужения пока не совершаются. Это Покровский храм в Бутырской тюрьме, который сейчас находится в стадии реконструкции, и внутренние его параметры после ремонта будут максимально соответствовать историческим объемам храма в его дореволюционном прошлом, а также храм, наименованный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости», в новом следственном изоляторе № 4 на Вилюйской улице. В этом храме уже оборудован иконостас, закуплена утварь, и он приготовлен к освящению, которое и должно состояться в ближайшее время.

— Служите ли вы литургию в тюремных храмах? Есть ли особенности архиерейского богослужения в тюремном храме?
— Мне приходилось совершать Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» в пересыльной Московской Краснопресненской тюрьме, освящать новопостроенный домовый храм при спецбольнице в следственном изоляторе № 1, более известном как «Матросская тишина», а также служить Божественную литургию в Покровском храме Бутырской тюрьмы в праздник Покрова Божией Матери. Этот праздник в Москве по благословению Его Святейшества стал в прошлом году . Надеюсь, что в будущем архиерейское богослужение будет совершаться во всех тюремных храмах города. Что же касается особенностей богослужения, то здесь каких-то принципиальных отличий быть не может. И в тюрьме православное архиерейское богослужение должно являть всю полноту благолепия церковной службы, и своей торжественностью и проникновенностью становиться миссионерской проповедью для всех, на нем присутствующих.

— Один священник назвал места лишения свободы духовным Клондайком. Как вы относитесь к такому определению?
— Согласно статистике, проводимой ГУИН в исправительных учреждениях, около 50-ти процентов заключенных проявляют интерес к религии, вместе с тем только около трех (а где-то — около пяти) процентов активно участвуют в религиозной жизни тюремных общин. Среди заключенных большинство таких, которые никогда не брали в руки Евангелие, в своей жизни, может быть, только несколько раз бывали в православном храме, многие некрещеные. И хотя грех часто ожесточает душу, и человек становится невосприимчив к Слову Божию и к голосу собственной совести, в то же время тяжелые условия, в которых находятся заключенные, и само ограничение свободы передвижения располагают к осмыслению своего существования, нравственному поиску и религиозному восприятию жизни.
На мой взгляд, всякий оптимизм в этом вопросе должен быть взвешенным и осторожным. Многие заключенные, начиная посещать храм, уже отбывая наказание в зонах, и даже участвуя в жизни местных тюремных общин, оказавшись на свободе, не могут справиться с теми искушениями, которые подстерегают их на воле, и вновь соскальзывают на путь преступной жизни. Несомненно одно — присутствие в местах лишения свободы Православной Церкви и священнослужителей смягчает напряженную обстановку, которая так характерна для пенитенциарных учреждений, помогает оступившимся встать на путь покаяния и исправления своей жизни.

— Особенности религиозности заключенных? Насколько трудно им быть православными среди сокамерников? Не является ли их открытое воцерковление в таких условиях исповедничеством?
— Для лагерей и тюрем характерна строгая соподчиненность, взаимная зависимость находящихся в условиях общежития по неволи. Кроме того, моральный кодекс заключенного далек от Евангельских представлений. Как известно, основная установка отношения к окружающему характеризуется известной среди заключенных фразой: «не верь, не бойся, не проси». Что означает: надейся только на самого себя. Всякое проявление добра подчас расценивается просто как слабость. Характерна настороженность и недоверчивость. Вместе с тем находящимся в заключении свойственно обостренное мистическое чувство восприятия жизни. Поэтому заключенные чаще всего уважительно и терпимо относятся к проявлениям религиозной активности своих сокамерников. И все же всем, кто хочет встать на путь последовательной христианской жизни требуется крепкая вера, большое мужество и решимость.

— Планируете ли вы привлекать к деятельности комиссии московские приходы?
— Московские приходы уже активно участвуют в тюремном служении. Как я уже сказал, в прошлом году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия проводился «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся». В этот день Святейший обратился с Первосвятительским посланием к московской пастве, призывая деятельно участвовать в попечении о всех находящихся в заключении. В этот день по призыву Патриарха во всех московских храмах был произведен сбор пожертвований, и многие приходы откликнулись и перечислили деньги на наш расчетный счет. Эти средства теперь мы используем на решение задач, которые ставит перед нами миссионерская работа в тюрьмах. Кроме того, многие московские приходы активно участвуют в катехизаторской переписке с заключенными, отправляют бандероли, и даже совершают миссионерские поездки к своим подопечным. Действенным видом церковной проповеди становится дистанционное обучение основам веры, которое становится возможным как на базе воскресной школы прихода, так и при участии Высших учебных церковных заведений: Московской духовной академии и Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые разработали свои программы по различным церковным дисциплинам и продолжают участвовать в этой работе.

— Одно время с проповедью в тюрьмы активно шли сектанты. Актуальна ли эта проблема сегодня?
— В настоящее время сектанты не имеют массового доступа в московские тюрьмы для проповеди среди заключенных. Несколько лет в следственных изоляторах столицы активно действовала протестантская организация «Духовная свобода». Нельзя сказать, чтобы их работа имела широкий успех, но те административные нарушения правил поведения на режимной территории, которые они допускали в своей работе, побудили около двух лет назад руководство уголовно-исполнительной системы в Москве отказать им в возможности заниматься миссионерской проповедью среди подследственных.

— Могут ли православные помочь этим людям войти в общество после освобождения? Делает ли что-то для этого комиссия?
— Я думаю, что здесь во многом могут помочь приходы и особенно монастыри. Не единичны случаи, когда человека, вышедшего из тюрьмы, никто не берет на работу, он никому не нужен, от него отказываются родственники. Но его берут трудником в монастыре. Одевают, кормят. У него есть время адаптироваться к жизни на воле, восстановить документы, подыскать работу. Что же касается специальных реабилитационных центров, то опыт такой работы имеется в Санкт-Петербургской епархии. В Москве такого центра пока нет, хотя работать в этом направлении нужно, и мы займемся этой проблемой.

— Планирует ли комиссия проводить катехизацию персонала? Как большинство работников этих учреждений относится к Церкви и к приходу священнослужителей в тюрьмы?
— В целом руководство изоляторов и персонал благожелательно относится к присутствию Церкви. Та настороженность, с которой они вначале встретили нас, рассеивается. Когда они видят неравнодушие, искренность и бескорыстность, это побуждает и их самих к честному и профессиональному выполнению своего долга. Даже простое присутствие священника смягчает отношение к заключенным. Кроме того, и руководство отмечает то положительное влияние, которое оказывает Церковь на общий климат человеческих отношений в пенитенциарных учреждениях. Что же касается катехизации, то здесь она должна начинаться с простого человеческого внимания к нуждам служащих в этой системе. К сожалению, их материальная обеспеченность, условия быта и проживания таковы, что в московских пенитенциарных учреждениях существует постоянная неукомплектованность и текучка кадров. Нет желающих за такую зарплату находиться в постоянных стрессовых ситуациях и подвергать свою жизнь опасности. Чаще всего в московских тюрьмах работают иногородние, которые надеются получить здесь жилье или как-то закрепиться в Москве. Церковь не может разрешить эти проблемы, но она может привлекать к ним общественное внимание. Кроме того, мы можем обогатить досуг служащих паломническими поездками по святым местам, проведением концертов духовной музыки и организацией рождественских елок для их детей. Все это только проекты; как они смогут быть осуществлены – покажет время.

— Что самое трудное в тюремном священническом служении?
— Этот вопрос скорее должен быть задан священнику, который регулярно посещает заключенных. Я думаю, что пастырю в тюрьме, как и приходскому священнику, больнее всего видеть равнодушие и черствость человеческую, нежелание расслышать призыв к покаянию и исправлению жизни.

— Как происходит исповедь в СИЗО?
— Заключенные в тюрьмах находятся под следствием, их участь еще не решена. Поэтому они часто недоверчиво относятся к священнику и не спешат откровенничать на исповеди. Я бы советовал и священнику, проводящему Таинство Покаяния в специфических условиях следственных изоляторов, не расспрашивать в деталях об обстоятельствах совершенных преступлений, а ограничиться общими исповедальными формулировками, употребляемыми в чинопоследованиях исповеди.

— Многие священники неохотно идут в места лишения свободы и другие социальные учреждения. Можно ли отправлять туда в приказном порядке для пастырского окормления заключенных?
— Я уверен, что подлинные семена веры и христианской жизни в души заключенных может посеять только искренний пастырь, переступивший порог тюрьмы не по принуждению, а по влечению сердца.

Интервью подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Посетите сайт епархиальной комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы города Москвы



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме