Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

К вопросу о формировании коллегии присяжных заседателей. Присяжные заседатели - это кто? Порядок отбора и полномочия

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004г. №113-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.), ст. 2..

Вопросы формирования списков присяжных заседателей в настоящее время регулируются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года, с изменениями от 27 декабря 2009 года.

Согласно указанному закону председатель суда не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

В соответствии с действующим законодательством списки кандидатов в присяжные заседатели составляются сроком на четыре года.

Председателем суда или председательствующим судьей подлежат освобождению от исполнения обязанностей присяжных заседателей подозреваемые или обвиняемые с связи с совершением преступления; лица, не владеющие языком, немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами (при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании).

Также могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей в связи с их устным или письменным заявлением:

  • 1) лица старше 60 лет;
  • 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
  • 3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают невозможным участие в осуществлении правосудия;
  • 4) лица, отвлечение которых от исполнения своих служебных обязанностей может повлечь существенный вред государственным и общественным интересам (например, врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.);
  • 5) иные лица, имеющие уважительные причины, не позволяющие участвовать в судебном заседании.

В начале судебного заседания секретарь или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели согласно составленному списку, без указания их домашнего адреса. Если явилось менее 20 кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове.

После вручения сторонам списков явившихся кандидатов в присяжные заседатели председательствующий должен разъяснить сторонам помимо прав, право заявить мотивированный и немотивированный отводы присяжным заседателям.

После этого кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания, где происходит формирование коллегии присяжных заседателей в закрытой части судебного заседания, процедура которого подробно описана в ст. 328 УПК РФ.

Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он представляет себя, стороны, сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства, разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные УПК РФ.

Председательствующий, кроме того, должен разъяснить кандидатам в присяжные заседатели цель отбора таким образом, чтобы у них не возникло негативного отношения к судебной процедуре из за возможного их отвода, в частности упомянуть о том, что если кто-то из кандидатов в присяжные заседатели будет отведен, то это не должно его обидеть, поскольку все обусловлено спецификой рассматриваемого дела и установленными законом ограничениями, жребием.

Каждый из присяжных вправе указать на причины, препятствующие исполнению ими обязанностей, заявить самоотвод.

После этого председательствующий предоставляет возможность сторонам задать кандидатам в присяжные заседатели вопросы о том, что, по их мнению, препятствует участию конкретного присяжного в рассмотрении дела. Первой проводит опрос сторона защиты.

По завершении опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком, каждому из них может быть заявлен мотивированный отвод Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон, а также может довести до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

Следующий этап формирования коллегии присяжных заседателей -разрешение немотивированных отводов - может состояться лишь при условии, что в результате предыдущих этапов по отбору осталось не менее 18 кандидатов. Это обеспечивает гарантированное право сторонам на заявление каждой по два немотивированных отвода кандидатам в присяжные заседатели (п.2 ч. 5 ст. 327 УПК РФ).

Если в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий принимает меры, предусмотренные ч. 1 ст. 326 УПК РФ. Первым заявляет немотивированный отвод государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию с другими участниками со стороны обвинения, а затем другая сторона - обвиняемый или его защитник.

Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их согласию, а при отсутствии согласия - путем разделения между ними количества отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно, а если невозможно, то по жребию. Количество не отведенных кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее 14. По окончании процесса немотивированных отводов первые по списку 14 кандидатов заносятся в протокол судебного заседания, оглашаются председательствующим, первые 12 из них образуют коллегию присяжных заседателей, а два последних будут запасными присяжными. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего количество запасных присяжных заседателей может быть избрано больше.

Основания исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели не оглашаются, и по окончании отбора председательствующий благодарит не прошедших отбор кандидатов, предлагает покинуть зал, принять участие в отборе по другому делу и т.д.

До приведения присяжных заседателей к присяге стороны вправе заявить о тенденциозности состава избранной коллегии, что, вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела, она в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт.

Если заявление будет признано обоснованным, то председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в соответствии со ст. 324 УПК РФ.

Затем присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают большинством голосов старшину, который руководит ходом совещания присяжных заседателей, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и провозглашает его в судебном заседании (ст. 331 УПК РФ).

После этого присяжные (основные и запасные), приводятся судьей к присяге. Текст присяги председательствующим должен быть произнесен дословно без всяких отступлений. В случае отказа присяжного заседателя принять присягу он должен быть отведен и заменен запасным.

Принявшим присягу присяжным заседателям председательствующий разъясняет их права и обязанности, разъясняет процедуру судебного разбирательства, порядок участия присяжных в этом, последствия при нарушении обязанностей, в частности, о возможности их отстранения от участия в деле, о возможности отмены приговора.

В необходимых случаях у присяжных заседателей отбирается подписка о неразглашении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В связи с распространенностью практики отмены оправдательных приговоров по основаниям, связанным с нарушением формирования коллегии присяжных заседателей См.: Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных. Приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 №12/12-04; Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2006 №13-о06-1сп; Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2003 №15-о03-25спр; Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2006 №49-о05-94сп // Справочно-правовая система КонсультантПлюс., следует признать, что существующая процедура отбора кандидатов в присяжные нуждается в совершенствовании. Представляется необходимым создать более эффективные механизмы установления подлинности данных о личности присяжных заседателей, не зависимых от правдивости самих кандидатов в присяжные.

В настоящее время также высказываются мнения, что действующая структура суда присяжных заседателей неэффективна См., например: Леви А.А. Новый УПК РФ не нацелен на установление истины по уголовным делам. // Вестник криминалистики. 2003. №4. С.18.; Палиева О.Н. К вопросу о единоличном рассмотрении уголовных дел. // Российский судья. 2003. №2. С.9.; Демичев А.А. Перспективы российского суда присяжных. // Государство и право. 2002. №11. С.103-104.. Приведем одно из предложений по реформированию, на наш взгляд, наиболее жизнеспособное: «Суд присяжных может эффективно действовать как орган правосудия только в том случае, если профессиональные судьи и присяжные заседатели будут в нем составлять единую коллегию.

Предпочтение должно быть отдано такому составу суда присяжных - три профессиональных судьи и четыре присяжных заседателя, составляющих одну коллегию совместно решающих все вопросы при рассмотрении уголовного дела путем голосования» Быков В. Присяжные заседатели как участники уголовного судопроизводства. // Уголовный процесс. 2006. №1. С.70.

Также представляется необходимым четкое закрепление в УПК статуса присяжного заседателя и определение его правового положения как субъекта уголовного судопроизводства, т.к. в действующем УПК в разделе II «Участники уголовного судопроизводства» понятия «присяжный заседатель» и «коллегия присяжных заседателей» как коллегиальный орган не встречаются.

Формирование коллегии присяжных заседателей

План

  • ВВЕДЕНИЕ
    • Глава 1. Понятие и история формирования суда присяжных в Российской Федерации
    • Глава 2. Формирование коллегии присяжных заседателей
    • 1) Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей
    • 2)Права присяжных заседателей
    • 3) Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией
    • 4) Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию
    • Глава 3. Особенности отбора кандидатов в присяжные заседатели
    • Заключение
ВВЕДЕНИЕ Актуальность избранной темы заключается в том, что предоставленное Конституцией РФ и УПК РФ, обвиняемым право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей, является достаточно востребованным в наши дни. "В 2004г. этим правом воспользовались около 17% лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, подсудных областным и приравненным к ним судам. Всего в 2004г. указанные суды с участием присяжных заседателей рассмотрели по существу с вынесением приговоров 595 дел в отношении 1292 лиц, что составляет 10,6% от всех рассмотренных дел судами этого уровня" Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы: учебник / Ю.А.Дмитриев. - М.:Академия,2003г.-29с. .При выполнении работы я ставила перед собой цель ознакомиться с формированием коллегии присяжных заседателей в РФ.Задачи моей курсовой работы заключаются в следующем:Исследование истории формирования суда присяжных.Изучение правовых основ участия граждан в качестве присяжных заседателей.Рассмотрение особенностей судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.Суд присяжных заставил юристов-профессионалов - судей, прокуроров, адвокатов, совершенствовать свое профессиональное мастерство. Иное процессуальное поведение любого из перечисленных правоприменителей обречено на неудачу. Кроме того, многие действовавшие в суде присяжные нормы, по существу, были перенесены законодателем в статьи УПК РФ, регулирующие рассмотрение дел в общем порядке.Естественно, все эти годы среди практиков и ученых велась дискуссия по поводу необходимости существования такой формы судопроизводства. Высказывались мнения о ее полном непринятии и коренном изменении процедуры рассмотрения дел - решении вопросов о доказанности вины подсудимых в совещательной комнате присяжными заседателями и судьями-профессионалами совместно, а равно о необходимости рассмотрения дел, в том числе и районной подсудности.Сторонники этой формы судопроизводства были, безусловно, правы в одном: независимо от того, будет ли принят закон о введении суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, этот суд сыграл свою положительную роль в повышении качества предварительного следствия и реализации принципа состязательности сторон.Глава 1. Понятие и история формирования суда присяжных в Российской Федерации Одной из процессуальных форм, в наибольшей мерехарактерных для уголовного судопроизводства в демократическом государстве, является рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных. Так, первоначально возникнув в Великобритании, институты судов присяжных к концу XIX века нашли свое отражение в уголовно-процессуальном законодательстве Франции, Германии, Австрии, США и других цивилизованных стран. В Российской империи суды присяжных впервые были введены вследствие буржуазных реформ Александра II и вплоть до 1917 года оставались центральным звеном судебной системы."Сразу после прихода к власти в октябре 1917г. правительство большевиков провело судебную реформу, и в соответствие с Декретом №1 "О суде", принятым Совнаркомом 22 ноября 1917года, суды присяжных были упразднены. Вместо них на протяжении всего советского периода развития уголовного судопроизводства в нашей стране существовал институт так называемых народных заседателей, который окончательно отменен новым уголовно-процессуальным законодательством.Возрождение же суда присяжных было связано с распадом СССР, с переходом России к новым политическим и социально-экономическим отношениям, а также с тенденциями по укреплению тесных правовых и экономических связей с развитыми странами Западной Европы и США" Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы: учебник / Ю.А.Дмитриев.-М.:Академия,2003г.-149с. .Так, в соответствии с Концепцией судебной реформы, утверждённой постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991г., одним из важнейших направлений развития судопроизводства следовало считать признание за каждым лицом права на рассмотренияего дела с установленных законом случаях судом с участием присяжных заседателей (п.3). Правовую основу возрождения судов присяжных в России обусловили изменения, внесённые в законодательство РСФСР в июле 1993г. Принятая 12 декабря 1993г. Конституция России в части 2 ст.20 закрепила право каждого обвиняемого в совершении преступления, предусматривающего в виде наказания смертную казнь, на рассмотрение его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, что, несомненно, явилось одной из важнейших гарантий прав и свобод человека и гражданина, в частности права на жизнь.Новый Уголовно-процессуальный кодекс определил производство в судах с участием присяжных заседателей как одну из форм осуществления правосудия по уголовным делам в 1-й инстанции и в главе 42 регламентировал процедурные особенности такого производства. И, наконец, последним этапом на пути к законодательному закреплению института присяжных заседателей в Российской Федерации стал специальный Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 113 - ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон о присяжных заседателях).Первоначально суды присяжных были образованы только в нескольких субъектах Федерации (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ростовской и Ульяновской областях, Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях). В соответствии с требованиями федерального законодательства суды присяжных должны действуют во всех субъектах России с 1 января 2007г.Глава 2. Формирование коллегии присяжных заседателей 1) Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей Уголовные дела с участием присяжных могут рассматриваться только судами субъектов Российской Федерации. Данная норма корреспондируется с пунктом 2 ч.2ст.30 УПК РФ, который также допускает возможность слушания присяжными заседателями только уголовных дел, подсудных судам субъектов Федерации."Обязательным условием рассмотрения уголовного дела с участием присяжных является свободное волеизъявление обвиняемого. Заявить соответствующее ходатайство обвиняемый имеет право в порядке пункта 1 ч.5 ст.217 УПК РФ по окончании ознакомления с материалами уголовного дела на стадии предварительного расследования. Поэтому, предъявляя материалы уголовного дела для ознакомления, следователь обязан разъяснить обвиняемому о его праве, заявить соответствующее ходатайство, а также особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. При этом если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих лиц в отдельное производство. А в случае невозможности такого выделения суд с участием присяжных заседателей рассматривает всё уголовное дело в целом" Россинский С.Б.Уголовный процесс России: Курс лекций России / С.Б.Россинский.-М.: Эксмо,2007г.-52с."В соответствии со статьёй 324 УПК РФ производство в суде присяжных осуществляется на основании общих условий судебного разбирательства и в общем процессуальном порядке, но с учётом некоторых специфическихособенностей, предусмотренных главой 42 УПК РФ. Такие особенности обусловливаются рядом признаков, характеризующих рассматриваемую форму уголовного судопроизводства, и сводятся к следующему:1) производство в суде с участием присяжных заседателей может иметь место только при производстве в суде 1-й инстанции;2) суд присяжных характеризуется разграничением компетенции между профессиональным судьёй и коллегией присяжных заседателей. Присяжные (судьи факта) оценивают только фактические обстоятельства дела, не давая точной юридической оценки действий подсудимого. В соответствии с частью 1 ст.334 в их компетенцию входит только решение вопросов, указанных в пунктах 1, 2 и 4 ч.1 ст.299, а в случае признания подсудимого виновным - и вопроса о том, заслуживает ли он нисхождения. Что касается правовых нюансов, связанных с постановлением по делу приговора, то они подлежат разрешению председательствующим (судьёй права) единолично после вынесения вердикта;3) профессиональный судья и присяжные как процессуально, так и организационно отделены и независимы друг от друга;4) коллегия присяжных формируется из лиц, не обладающих профессиональными юридическими знаниями и не имеющих опыта практической судебной деятельности;5) присяжные заседатели не знакомятся с материалами уголовного дела до судебного разбирательства и выносят своё решение (вердикт) лишь на основании тех доказательств, которые были исследованы в ходе судебного следствия с их участием". Боботов С.В.Суд присяжных: история и современность. - М.:Манускрипт, 1992 г.-38с.Согласно ч.1 ст.328 УПК, формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании. Перед тем как приступить к формированию коллегии из числа прибывших в суд присяжных, председательствующий должен представить им себя и стороны, сообщить, какое уголовное дело подлежит рассмотрению и какова его предполагаемая продолжительность, чтобы кандидаты в присяжные могли решить для себя возможность участия в процессе, - как принципиальную, связанную с сущностью обвинения, так и чисто техническую, связанную с наличием свободного времени. На этом этапе кандидатам разъясняют лишь права и обязанности, связанные с отбором.2)Права присяжных заседателей В отличие от ранее действовавшего законодательства, ч.1 ст.333 УПК предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как и комплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполнения присяжным своих обязанностей в случае, если он будет включён в основной состав.Поскольку только присяжные вправе признавать доказанными или недоказанными фактические обстоятельства, имеющие значение для признания подсудимого виновным, председательствующий должен обеспечивать им возможность участия в исследовании доказательств. Присяжные вправе задавать вопросы допрашиваемым лицам после того, как они будут допрошены сторонами. Свои вопросы они задают через председательствующего, поэтому должны сформулировать их в письменном виде. Председательствующий вправе не задать вопрос присяжного, если он не имеет отношение к делу. Если вопрос присяжного имеет отношение к делу, однако является наводящим либо оскорбительным, то председательствующий должен задать его в форме, которая соответствует судебной процедуре. При этом он может сообщить присяжным, что вынужден задать вопрос в иной форме.Председательствующий должен передать присяжным через старшину все исследуемые в суде документы и вещественные доказательства. Документы и вещественные доказательства должны осматриваться и изучаться присяжными только в ходе судебного следствия. В совещательную комнату они передаваться не могут.Если председательствующий примет решение о проведении того или иного действия, то оно должно проводиться с участием присяжных, которые вправе обращать внимание председательствующего на любые обстоятельства, связанные с проводимым действием, и задавать ему вопросы.Присяжные вправе обратиться к председательствующему с просьбой о возобновлении судебного следствия, если во время постановления вердикта у них возникнут сомнения по поводу доказанности тех или иных имеющих значение для дела обстоятельств.Присяжные через старшину вправе обращаться к председательствующему за любыми разъяснениями. Если председательствующий сочтёт, что такое разъяснение несвоевременно, он должен сказать присяжным, что даст необходимые разъяснения позже.Записи, которые вправе вести присяжные, не должны стать достоянием кого-либо, так как это может привести к раскрытию тайны совещания и голосования присяжных. Поэтому председательствующий должен разъяснить присяжным, что они не должны никому показывать свои записи, а по окончании совещания присяжных должны быть уничтожены.Кроме обязанностей, связанных с необходимостью соблюдать процедуру и установленные в суде порядки, к специфическим обязанностям присяжных относятся такие, как запрет общаться по вопросам, связанным с рассматриваемым делом, с кем-либо из участников процесса, кроме председательствующего, а также с посторонними лицами. Присяжным запрещается самостоятельно собирать какие-либо сведения, имеющие отношение к делу, вне судебного заседания. Оба указанных запрета направлены на то, чтобы присяжные основывали свой вердикт только на той информации, которую они получили в результате судебного разбирательства, и чтобы на них не было оказано какое-либо давление.Таким образом, производство в суде с участием присяжных заседателей - это свойственная для состязательного или смешанного уголовного процесса особая форма рассмотрения уголовного дела в суде 1-й инстанции в разрешении дела по существу между профессиональным судьёй (председательствующим) и коллегией процессуально и организационно отдельных от него лиц (присяжных заседателей), которые, не обладая специальными правовыми знаниями, дают оценку лишь фактическим обстоятельствам уголовного дела, основываясь при всём этом только на доказательствах, исследованных с их участием.3) Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией " Любой гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в осуществлении правосудия по уголовным делам в качестве присяжного заседателя. Ограничение данного права распространяется только на отдельные категории граждан, которые определены федеральным законом. Так, присяжными заседателями не могут быть лица:не достигшие 25-летнего возраста;имеющие не погашённую или не снятую судимость, а также подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;недееспособные или ограниченные в дееспособности;состоящие на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;имеющие иные физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела;не владеющие языком уголовного судопроизводства" Россинский С.Б.Уголовный процесс России: Курс лекций / C.Б.Россинский.- М.: Эксмо,2007г.-76с. .Вместе с тем участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является не только их правом, но и обязанностью, сопряжённой с выполнением своего гражданского дела."Отбор граждан для участия в качестве присяжных заседателей осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации, который каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.Порядок составления таких списков установлен Законом о присяжных заседателях. Так, общий список составляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда. С этой целью от органов местного самоуправления требуются списки граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные. Причём число граждан, подлежащих включению в общий список от каждого муниципального образования, должно быть примерно пропорционально его населению. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются органами местного самоуправления на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы системы ГАС "Выборы", путём случайной выборки. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели составляются непосредственно органами исполнительной власти субъекта Федерации. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населённом пункте по месту нахождения соответствующего уда. Число граждан, подлежащих включению в этот список, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, и не может превышать 25% от числа кандидатов, внесённых в общий список" Демичев А.А. Российский суд присяжных: история и современность: Учебное пособие.- Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2000г.-50с. .Как из общего, так и из запасного списков подлежат исключению следующие категории граждан:граждане, которые по названным выше причинам не могут являться присяжными заседателями;граждане, которые подали письменное заявление о наличие обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей присяжного заседателя, в случаях, если они являются:лицами, не владеющими языком уголовного судопроизводства;лицами не способными исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтверждённому медицинскими документами;лицами старше 65 - летнего возраста;лицами, замещающими государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;военнослужащим;сотрудниками правоохранительных органов, а также нотариусами или частными детективами;священнослужителями.Составленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока полномочий прежних кандидатов в присяжные заседатели, а изменения, внесённые в эти писки, - в течение 1 недели.Кандидаты в присяжные заседатели призываются к участию в осуществлении правосудия не более одного раза в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение головного дело к моменту истечения указанного срока не окончено, то на всё время его рассмотрения. Кандидаты, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобождённые от исполнения этих обязанностей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.4) Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию В соответствии с пунктом 5.2 ст.229 УПК РФ досудебная проверка материалов уголовного дела при наличии ходатайства о его разбирательстве в суде с участием присяжных заседателей всегда проводится в порядке предварительного слушания. По его результатам судья принимает решение о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей. Это постановление является окончательным, и никакие последующие отказы подсудимого от рассмотрения уголовного дела таким составом суда не принимаются."В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом присяжных, помимо общих требований, предусмотренных статьёй 213 УПК РФ, должно быть указано точное количество подлежащих вызову кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее двадцати человек.После назначения судебного заседания судья даёт распоряжение секретарю судебного заседания или своему помощнику о составлении предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели в следующем порядке:отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего, а запасного списков путём случайной выборки;проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в качестве присяжных заседателей;непосредственное составление предварительного списка кандидатов с указанием их фамилий, имён, отчеств и домашних адресов. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка. При этом лица, в отношении которых установлены обстоятельства, препятствующие их участию в присяжных, занесению в данный список не подлежат;включённым в предварительный список кандидатам не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При этом законодатель наделяет некоторые категории лиц правом заявления в суд устного или письменного ходатайства об их освобождении от выполнения обязанностей присяжных заседателей. Так, согласно части 7 ст.326 к таким лицам относятся: а) лица старше 60 лет; б) женщины, имеющие ребёнка в возрасте до 3 лет; в) лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя не возможным участие в отправлении правосудия; г) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред интересам общества или государства; д) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании;в соответствии с частью 1 ст.232 УПК РФ рассмотрение уголовного дела в судебном заседании с участием присяжных заседателей должно быть начато не позднее 30 суток со дня вынесения постановления о его назначении " Боботов С.В. Суд присяжных: история и современность: Учебное пособие / C.В.Боботов.- М.: Манускрипт, 1992г.-96с. .Глава 3. Особенности отбора кандидатов в присяжные заседатели " Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в общем порядке, установленном главой 36 УПК РФ, но вместе с тем характеризуется проведением дополнительных мероприятий, обусловленных спецификой данной формы уголовного судопроизводства. Эти дополнительные мероприятия связаны в первую очередь с необходимостью формирования коллегии присяжных заседателей из явившихся в судебное заседание кандидатов. Так, после проверки явки в суд сторон и иных вызванных лиц секретарь судебного заседания (помощник судьи) докладывает о присутствии кандидатов в присяжные заседатели. Списки явившихся кандидатов без указания их домашних адресов вручаются сторонам. Причём если количество явившихся кандидатов составляет менее 20 человек, то председательствующий в порядке статьи 272 УПК РФ откладывает рассмотрение уголовного дела и даёт распоряжение о дополнительном вызове таких кандидатов" Россинский С.Б. Уголовный процесс России: Курс лекций / С.Б.Россинский.- М.: Эксмо, 2007г.-80с. .Помимо этого председательствующий обязан разъяснить процессуальные права, обусловленные рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, а именно: а) право на мотивированный отвод присяжного; б) право на немотивированный отвод присяжного; в) иные права, а также последствия их неиспользования (ч.5 ст.327 УПК РФ).После завершения всех подготовительных мероприятий председательствующий приглашает кандидатов в зал судебного заседания, и суд приступает к непосредственному формированию коллегии. Эта процессуальная процедура (ст.328, 330 - 332 УПК РФ) проводится в закрытом судебном заседании и структурно может быть разделена на несколько этапов:1 Вступительное слово председательствующего кандидатам в присяжные заседатели. Согласно части 2 ст.328 судья в своём вступительном слове:а) представляется сам и представляет стороны;б) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;в) сообщает предполагаемую продолжительность судебного разбирательства;г) разъясняет стоящие перед присяжными задачи и условия их участия в рассмотрении дела;д) разъясняет обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства.Заявление и разрешение самоотводов кандидатов в присяжные. Так, каждый из кандидатов вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, и заявить самоотвод. Самоотвод кандидата разрешается судом с учётом мнения сторон, и в случае его удовлетворения соответствующий кандидат исключается из предварительного списка и удаляется из зала судебного заседания (ч.4 - 6 ст.328 УПК РФ).Заявление и разрешение самоотводов кандидатов в присяжные. Так каждый из кандидатов вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, и заявить самоотвод. Самоотвод кандидата разрешается судом с учетом мнения сторон, и в случае его удовлетворения соответствующий кандидат исключается из предварительного списка и удаляется из зала судебного заседания.Заявление и разрешение мотивированных отводов кандидатов в присяжные. С целью выяснения обстоятельств, для отвода сторонам предоставляется возможность задать каждому кандидату необходимые опросы. При этом сторона защиты проводит такой опрос первой. А если сторону представляют несколько участников, то очерёдность задаваемых вопросов устанавливается по их взаимной договорённости. После этого председательствующий обсуждает со сторонами каждого кандидата в последовательности, определённой предварительным списком. Мотивированные ходатайства об отводах кандидатов в присяжные передаются судье в письменной форме и оглашению в зале судебного заседания не подлежат. Отведённые кандидаты также подлежат исключению из предварительного списка (ч.7 - 1 ст.328 УПК РФ).Заявление немотивированных отводов кандидатов в присяжные. Каждая сторона имеет право дважды заявить немотивированный отвод, поэтому данная процессуальная процедура может быть проведена, если только в результате удовлетворения самоотводов и мотивированных отводов остаётся восемнадцать или более кандидатов. В противном случае председательствующий даёт распоряжение об их дополнительном вызове. Государственный обвинитель, а затем подсудимый, защитник отводят кандидатов тайно путём вычёркивания их фамилий из полученного предварительного списка. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а при отсутствии такового - путём разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, либо по большинству голосов, либо по жребию. Председательствующий также вправе предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов, если это позволяет количество кандидатов (ч.12 - 16 ст.328 УПК РФ).Составление окончательного списка присяжных заседателей. Такой список составляется в той же последовательности, в которой кандидаты включались в первоначальный список. В него включается четырнадцать человек (двенадцать - основная коллегия и двое запасных). Поэтому если число не отведённых кандидатов превышает указанное количество, то в протокол судебного заседания включается первые четырнадцать по списку. Вместе с тем с учётом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего в порядке исключения может быть избрано и большое количество запасных присяжных (ч.17 - 19 УПК РФ).Оглашение списка присяжных. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей. При этом первые двенадцать по списку образуют коллегию присяжных заседателей, а два последних являются запасными. Запасные присяжные заменяют основных в случае невозможности продолжения ими участия в судебном разбирательстве или в случае отстранения их от участия председательствующим. Если же количество выбывших присяжных заседателей превышает количество запасных, то в соответствии со статьёй 242 УПК РФ состоявшееся судебное разбирательство признаётся недействительным и начинается заново. По завершении формирования коллегии как основные, так и запасные присяжные по предложению председательствующего занимают свои места на скамье присяжных заседателей, которая, как правило, располагается напротив скамьи подсудимых.Избрание присяжных заседателей. Старшина в соответствии с частью 1 ст.331 УПК РФ избирается присяжными в совещательной комнате большинством голосов при открытом голосовании. Старшина руководит ходом совещания присяжных; по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами; оглашает поставленные судом вопросы и записывает ответы на них; подводит итоги голосования; оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании. Если в ходе судебного разбирательства старшина выбывает, то его замена производится путём повторных выборов (ст.331 УПК РФ).Принятие присяжными заседателями присяги. Так, председательствующий оглашает сформулированный в части 1 ст.332 УПК РФ текст присяги и последовательно по списку называет фамилии присяжных заседателей, в том числе и запасных. Каждый из них, в свою очередь, отвечает: "Я клянусь". Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и её принятие стоя.Разъяснение присяжными заседателями их прав и обязанностей. В соответствии со статьёй 333 УПК РФ присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе: а) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела;б) задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам;в) участвовать в производстве судебных действий;г) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашённых в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;д) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные вопросы.Вместе с тем присяжные заседатели не вправе:а) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; б) высказывать своё мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;в) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела;г) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;д) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам. За неявку уважительной причины присяжный заседатель, может быть подвергнут денежному взысканию.Роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава : Сомнения в способности уже отобранных присяжных вынести объективный вердикт могут возникнуть по самым различным мотивам. Например, по делам об изнасиловании в коллегии могут оказаться либо одни женщины, либо одни мужчины. В регионах с напряженной ситуацией, связанной с обострением межнациональных и религиозных отношений, сомнения в объективности и беспристрастности коллегии могут возникнуть в связи с преобладанием в ее составе представителей иной национальности или иных религиозных убеждений, чем подсудимый. И тогда у какой-либо из сторон могут возникнуть обоснованные сомнения в способности коллегии в целом постановить объективный вердикт.Ходатайство о роспуске сформированной коллегии ввиду ее тенденциозности нужно заявлять крайне аккуратно, поскольку это может незаслуженно обидеть присяжных. Нужно корректно объяснить присяжным, что им, возможно, будет сложно оставаться объективными и беспристрастными, и риск при всём этом очень большой.Если председательствующий примет решение о роспуске коллегии, то он также должен объяснить присяжным, что эта вынужденная мера ни в коем случае не ставит под сомнение их личные качества. Решение принимается в совещательной комнате и оформляется мотивированным постановлением.Если коллегия будет распущенна, то необходимо заново провести подготовку к судебному заседанию и процедуру формирования скамьи присяжных, объявлением вердикта, законодатель как бы подчёркивает, что вопрос о виновности или не виновности подсудимого является.Заключение Таким образом, при написании данной курсовой работы, я выполнила все поставленные задачи. В связи с проделанной работой можно сделать следующий вывод. Сущность суда присяжных состоит в неразрушающем слиянии народной совести и формального права. Такое слияние и делает суд профессиональным и народным одновременно. Многие юристы - практики выступают против него, как изжившего себя института, дорогого и излишне эмоционального. В суде присяжных я вижу две группы основных недостатков - это либо относительная неэффективность, высокая стоимость процессов с участием присяжных, громоздкость и медлительность, либо это недостатки, ставящие под сомнение способность присяжных - группы непрофессиональных судей - принимать должны решения по делам.Коллегия присяжных создаётся искусственно на непродолжительное время из незнакомых друг другу людей. Цель этой группы - принятие социально справедливого, морально безупречного решения по конкретному уголовному делу, но коллективная выработка решения осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности, часто под значительным прессом общественных настроений, конкретных лиц. Психологическая устойчивость, способность присяжных к самостоятельным суждениям в этих условиях - немаловажный фактор их деятельности.ВВЕДЕНИЕ этого нового института правосудия решает проблему искоренения судебных ошибок. В современном уголовном судопроизводстве по многим уголовным делам предмет доказывания настолько сложен, что требует не только специальных познаний в области права, но и немалого опыта правоприменительной деятельности. А присяжные, как правило, люди некомпетентные в таких вопросах, поэтому их решение не может быть грамотным.На мой взгляд, недопустима полная передача решения основного вопроса уголовного дела людям, не обладающим не профессиональным опытом, ни чувством служебного долга. Ведь никто не спрашивает совета у не медиков, как лечить тяжело больного человека, а некоторые хотят допустить решение судьбы человека исключительно судьями - непрофессионалами. А, принимая во внимание уровень правовой культуры нашего населения можно предложить, что в решениях суда присяжных скорее будет сказываться "не знаю", чем "не виновен". Да, и на мой взгляд, осуществить такой важный процесс, как правосудие, то есть решать судьбы людей, должны не дилетанты, а профессионалы.Суд присяжных имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными для нас формами правосудия. Это и большая коллегиальность, и независимость, объективность, беспристрастность присяжных, и большая состязательность процесса. Он дополнительно гарантирует независимость судей от различных органов и лиц, увеличивает доверие народа к суду, подчёркивает его беспристрастность, способствует более возвышенному, детальному исследованию обстоятельств дела, стимулирует состязательность судебного процесса, а значит, и вынесение более объективного судебного решения, отвечает широкому подходу к пониманию права, которое не обязательно совпадает с законами, соответствует общемировым и русским традициям.Суд присяжных является ярко выраженным показателем принципов демократии, при которой права и свободы человека являются высшей ценностью для государства. И при введении этого института правосудие будет в наибольшей мересправедливым.Из всего сказанного можно сделать выводы:Суд присяжных способствует преодолению корпоративной замкнутости судебной власти, изменению отношения судей к непрофессиональному элементу в правосудии не только в самом суде присяжных, но и в иных правовых формах.Особое место суда присяжных в системе сочетания единоличных и коллегиальных начал в отправлении правосудия по уголовным делам определяется его потенциальной способностью оказывать влияние на всю систему правосудия.Споры о суде присяжных не только не смолкают, но и приобретают иное звучание, несмотря на то, что возможность осуществления правосудия в суде присяжных установлена в Конституции РФ, нельзя считать положения Основного Закона раз и навсегда данными и не подлежащими какой-либо коррекции.Список литературы Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // РГ - 1993г. - 25.12.1993г.

2. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный Закон от 20 августа 2004г. №113-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2004г. - №113 Ст.1.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001г. №174 // Собрание Законодательства РФ. - 2001г. - №174 Ст.30, 42, 213, 217, 232, 242, 252, 272, 293, 299, 324, 328, 331, 333, 334, 335, 338, 339, 347.

Литература:

4. Боботов С.В. Суд присяжных: история и современность. / С.В. Боботов., Н.Ф. Чистяков. - М.: Манускрипт, 1992г. - 432с.

5. Демичев А.А. Российский суд присяжных: история и современность: Учебное пособие. / А.А. Демичев. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2000г. - 351с.

6. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие / Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. - М.: Академия, 2003г. - 304с.

7. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: Курс лекций / С.Б. Россинский. - М.: Эксмо, 2007г. - 576с.

Формирование коллегии присяжных заседателей

Введение

2)Права присяжных заседателей

3) Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией

4) Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию

Глава 3. Особенности отбора кандидатов в присяжные заседатели

Заключение

При выполнении работы я ставила перед собой цель ознакомиться с формированием коллегии присяжных заседателей в РФ.

Задачи моей курсовой работы заключаются в следующем:

Исследование истории формирования суда присяжных.

Изучение правовых основ участия граждан в качестве присяжных заседателей.

Рассмотрение особенностей судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.

Суд присяжных заставил юристов-профессионалов - судей, прокуроров, адвокатов, совершенствовать свое профессиональное мастерство. Иное процессуальное поведение любого из перечисленных правоприменителей обречено на неудачу. Кроме того, многие действовавшие в суде присяжные нормы, по существу, были перенесены законодателем в статьи УПК РФ, регулирующие рассмотрение дел в общем порядке.

Естественно, все эти годы среди практиков и ученых велась дискуссия по поводу необходимости существования такой формы судопроизводства. Высказывались мнения о ее полном непринятии и коренном изменении процедуры рассмотрения дел - решении вопросов о доказанности вины подсудимых в совещательной комнате присяжными заседателями и судьями-профессионалами совместно, а равно о необходимости рассмотрения дел, в том числе и районной подсудности.

Сторонники этой формы судопроизводства были, безусловно, правы в одном: независимо от того, будет ли принят закон о введении суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, этот суд сыграл свою положительную роль в повышении качества предварительного следствия и реализации принципа состязательности сторон.

Глава 1. Понятие и история формирования суда присяжных в Российской Федерации

Одной из процессуальных форм, наиболее характерных для уголовного судопроизводства в демократическом государстве, является рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных. Так, первоначально возникнув в Великобритании, институты судов присяжных к концу XIX века нашли свое отражение в уголовно-процессуальном законодательстве Франции, Германии, Австрии, США и других цивилизованных стран. В Российской империи суды присяжных впервые были введены вследствие буржуазных реформ Александра II и вплоть до 1917 года оставались центральным звеном судебной системы.

"Сразу после прихода к власти в октябре 1917г. правительство большевиков провело судебную реформу, и в соответствие с Декретом №1 "О суде", принятым Совнаркомом 22 ноября 1917года, суды присяжных были упразднены. Вместо них на протяжении всего советского периода развития уголовного судопроизводства в нашей стране существовал институт так называемых народных заседателей, который окончательно отменен новым уголовно-процессуальным законодательством.

Возрождение же суда присяжных было связано с распадом СССР, с переходом России к новым политическим и социально-экономическим отношениям, а также с тенденциями по укреплению тесных правовых и экономических связей с развитыми странами Западной Европы и США" .

Так, в соответствии с Концепцией судебной реформы, утверждённой постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991г., одним из важнейших направлений развития судопроизводства следовало считать признание за каждым лицом права на рассмотрения

его дела с установленных законом случаях судом с участием присяжных заседателей (п.3). Правовую основу возрождения судов присяжных в России обусловили изменения, внесённые в законодательство РСФСР в июле 1993г. Принятая 12 декабря 1993г. Конституция России в части 2 ст.20 закрепила право каждого обвиняемого в совершении преступления, предусматривающего в виде наказания смертную казнь, на рассмотрение его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, что, несомненно, явилось одной из важнейших гарантий прав и свобод человека и гражданина, в частности права на жизнь.

Новый Уголовно-процессуальный кодекс определил производство в судах с участием присяжных заседателей как одну из форм осуществления правосудия по уголовным делам в 1-й инстанции и в главе 42 регламентировал процедурные особенности такого производства. И, наконец, последним этапом на пути к законодательному закреплению института присяжных заседателей в Российской Федерации стал специальный Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 113 - ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон о присяжных заседателях).

Первоначально суды присяжных были образованы только в нескольких субъектах Федерации (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ростовской и Ульяновской областях, Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях). В соответствии с требованиями федерального законодательства суды присяжных должны действуют во всех субъектах России с 1 января 2007г.

Глава 2. Формирование коллегии присяжных заседателей

1) Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей

Уголовные дела с участием присяжных могут рассматриваться только судами субъектов Российской Федерации. Данная норма корреспондируется с пунктом 2 ч.2ст.30 УПК РФ, который также допускает возможность слушания присяжными заседателями только уголовных дел, подсудных судам субъектов Федерации.

"Обязательным условием рассмотрения уголовного дела с участием присяжных является свободное волеизъявление обвиняемого. Заявить соответствующее ходатайство обвиняемый имеет право в порядке пункта 1 ч.5 ст.217 УПК РФ по окончании ознакомления с материалами уголовного дела на стадии предварительного расследования. Поэтому, предъявляя материалы уголовного дела для ознакомления, следователь обязан разъяснить обвиняемому о его праве, заявить соответствующее ходатайство, а также особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. При этом если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих лиц в отдельное производство. А в случае невозможности такого выделения суд с участием присяжных заседателей рассматривает всё уголовное дело в целом"

"В соответствии со статьёй 324 УПК РФ производство в суде присяжных осуществляется на основании общих условий судебного разбирательства и в общем процессуальном порядке, но с учётом некоторых специфических

особенностей, предусмотренных главой 42 УПК РФ. Такие особенности обусловливаются рядом признаков, характеризующих рассматриваемую форму уголовного судопроизводства, и сводятся к следующему:

1) производство в суде с участием присяжных заседателей может иметь место только при производстве в суде 1-й инстанции;

2) суд присяжных характеризуется разграничением компетенции между профессиональным судьёй и коллегией присяжных заседателей. Присяжные (судьи факта) оценивают только фактические обстоятельства дела, не давая точной юридической оценки действий подсудимого. В соответствии с частью 1 ст.334 в их компетенцию входит только решение вопросов, указанных в пунктах 1, 2 и 4 ч.1 ст.299, а в случае признания подсудимого виновным - и вопроса о том, заслуживает ли он нисхождения. Что касается правовых нюансов, связанных с постановлением по делу приговора, то они подлежат разрешению председательствующим (судьёй права) единолично после вынесения вердикта;

3) профессиональный судья и присяжные как процессуально, так и организационно отделены и независимы друг от друга;

4) коллегия присяжных формируется из лиц, не обладающих профессиональными юридическими знаниями и не имеющих опыта практической судебной деятельности;

5) присяжные заседатели не знакомятся с материалами уголовного дела до судебного разбирательства и выносят своё решение (вердикт) лишь на основании тех доказательств, которые были исследованы в ходе судебного следствия с их участием".

Согласно ч.1 ст.328 УПК, формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании. Перед тем как приступить к формированию коллегии из числа прибывших в суд присяжных, председательствующий должен представить им себя и стороны, сообщить, какое уголовное дело подлежит рассмотрению и какова его предполагаемая продолжительность, чтобы кандидаты в присяжные могли решить для себя возможность участия в процессе, - как принципиальную, связанную с сущностью обвинения, так и чисто техническую, связанную с наличием свободного времени. На этом этапе кандидатам разъясняют лишь права и обязанности, связанные с отбором.

2)Права присяжных заседателей

В отличие от ранее действовавшего законодательства, ч.1 ст.333 УПК предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как и комплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполнения присяжным своих обязанностей в случае, если он будет включён в основной состав.

состав присяжных заседателей, правомочный рассматривать дело в суде. Согласно ст. 440 УПК образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав, выносящий ) и двух запасных.

(англ. jury college/collegium, board of jury) - в законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве , образуемая путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и 2-х запасных. Процедура жеребьевки урегулирована УПК*. Фамилии отобранных путем жеребьевки 14 присяжных заседателей вносятся секретарем судебного заседания в заседания в том порядке, в каком билеты были вынуты из урны.

После окончания прений сторон председательствующий на основании гос-ного обвинения, результатов судебного следствия и прений сторон формулирует вопросы, подлежащие разрешению К.п.з. Вопросы излагаются письменно, зачитываются и ставятся на обсуждение сторон. Гос-ный обвинитель, а также , и их представители, и могут предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам и просить о постановке др. вопросов. Председательствующий не может отказать в постановке вопроса о наличии причины, по которой содеянное не вменяется в вину подсудимому или влечет для него менее строгое . Затем председательствующий судья окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению К.п.з., и излагает их в вопросном листе, который оглашается им в судебном заседании и передается старшине присяжных заседателей.

По каждому деянию, в совершении которого подсудимый обвиняется гос-ным обвинителем, ставятся 3 основных вопроса: доказано ли, что соответствующее имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением всех 3 основных вопросов. После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы об обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности. В необходимых случаях отдельно ставятся и вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. На признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения либо особого снисхождения.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "коллегия присяжных заседателей" в других словарях:

    Коллегия присяжных заседателей - (англ. jury college/collegium, board of jury) в законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве коллегия, образуемая путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав … Энциклопедия права

    КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ - состав присяжных заседателей, правомочный рассматривать дело в суде. Согласно ст. 440 УПК образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей (образующих состав, выносящий вердикт) и двух запасных … Юридический словарь

    КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ - состав присяжных заседателей, правомочный рассматривать дело в суде. В соответствии со ст. 440 УПК РСФСР, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих… …

    КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ … Юридическая энциклопедия

    ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ КОЛЛЕГИЯ - (см. КОЛЛЕГИЯ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Законный состав коллегии присяжных заседателей - сформированная (образованная) по конкретному уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ коллегия присяжных заседателей, в целом способная вынести объективный вердикт с учетом особенностей рассматриваемого уголовного дела, действующая в… … Большой юридический словарь - У этого термина существуют и другие значения, см. Суд присяжных (значения). Суд присяжных … Википедия

    Военная коллегия верховного суда рф - (англ. Military board of Supreme Court of RF) в РФ непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам, действующая в составе Верховного Суда РФ (ст. 10 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»**).… … Энциклопедия права

Коллегия присяжных формируется в соответствии со Статьей 328

После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово. Разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной) - М.: Юристъ, 2002 г.. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 , путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленной Статьей 328 .Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

После председательствующий обращается к присяжным заседателям с предложением принять присягу и зачитывает следующий ее текст: "Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку" Огласив текст присяги, председательствующий называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: "Я клянусь". Присягу принимают также запасные присяжные заседатели. О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания. Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя.

После принятия присяги председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности, в все это изложено в Статья 332 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме