Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Инструкция по охране труда при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов. Требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей Требования безопасности во время работы

Техника безопасности при ремонте.

Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На наги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей. Одежда хранится в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается.
Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости.
При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самовольного опускания. Работать не выполнив этого требования категорически запрещается.
Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня.
Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдать правила техники безопасности. Накачивать смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца.
Тормозную систему проверять на специально отведённой площадке.
При работе с бензином и охлаждающей жидкостью необходимо
помнить, что бензин – это огнеопасное вещество. Особую осторожность нужно соблюдать с тарой, так как при соприкосновении с открытым огнём, имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв. Содержащийся тетраэтил свинец в бензине является сильным ядом. В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем тёплой водой с мылом.
Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче – смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют.
Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего.
Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д.
Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом.
Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Обтирочные материалы следует убирать в специально отведённый металлический ящик, с плотно закрывающейся крышкой, а по окончанию работы выносить в отведённые места для мусора.
Помещения должно иметь вентиляцию общую вентиляцию.

Пожарная безопасность.

В помещениях для стоянки, ремонта и технического обслуживания
автомобилей должны быть установлены огнетушители согласно установленных норм. В помещении должны оборудоваться пожарными щитами на котором находится ведро, багор, топор. Кроме того, должны быть предусмотрены ящики с сухим песком, у каждого ящика должна находиться лопата. При возникновении пожара необходимо сообщить об этом по телефону 101 и приступить к тушению пожара.

В любой сфере деятельности человека безопасные условия труда являются определяющими качествами организации.
В России существует государственная система стандартов безопасности труда. Эта система определяет общие требования безопасности при выполнении работ на автотранспортных предприятиях, станциях технического осмотра, в специализированных центрах технического обслуживания и текущего ремонта и т. д.

Обеспечение безопасности при проведении работ контролируется прокуратурой, госсанинспекцией, гостехнадзором, пожарной инспекцией и другими службами государственного контроля. Ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора также на главного инженера.
Перед тем как поступить на работу, все лица проходят первый этап обучения технике безопасности на данном предприятии. Этот первый этап представляет собой вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Второй этап обучения включает в себя инструктаж на рабочем месте, который направлен на усвоение рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, на котором он должен работать. При выполнении работниками особо опасных работ необходимо проводить повторный инструктаж по технике безопасности не реже чем раз в три месяца. Кроме того, при нарушении работниками правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса или вида работ необходимо проводить дополнительный инструктаж. Все виды инструктажей записываются в специальный журнал, который находится у руководителя предприятия, производственного участка или цеха.
Кроме этого слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении человека током, а также при других несчастных случаях.

Недостатки в организации труда, а также пренебрежение правилами безопасности и отсутствие должного контроля за их выполнением приводит к производственному травматизму. К производственному травматизму относятся ранения, увечья, отравления, поражение электрическим током, профессиональные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей. Производственный травматизм может возникнуть в результате различных причин, основными из которых являются:
1) неисправность оборудования, инструмента, приспособлений или несоответствие их условиям выполняемых работ;
2) нарушение технологического процесса;
3) отсутствие или проведенный в недостаточном объеме инструктаж работающего по технике безопасности;
4) несоответствие выполняемой работе или небрежное использование спецодежды;
5) отсутствие ограждений, а также предупреждающих или запрещающих надписей;
6) недостаточное освещение;
7) низкий уровень технической культуры производства.

Предупреждение несчастных случаев

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля необходимо выполнять в специальном помещении с применением приспособлений, устройств, оборудования, а также слесарно-монтажного инструмента, который предназначен для конкретного вида деятельности.
Слесарно-монтажные инструменты, которые применяются на местах технического обслуживания и ремонта, должны находиться в исправном состоянии. Не допускается применение гаечных ключей, у которых изношены грани и которые не соответствуют размеру. Кроме того, не разрешается применять рычаги, молоток и зубило для усиления затяжения резьбового соединения. Рукоятки напильников и отверток не должны иметь сколов и могут быть выполнены либо из дерева, либо из пластмассы. Во избежание раскалывания деревянные рукоятки инструментов должны иметь металлические кольца усиления.
При осмотре автомобилей разрешается применять только переносные безопасные лампы напряжением 36 В, которые имеют предохранительные сетки. При проведении осмотра в смотровой канаве необходимо пользоваться лампами, напряжение которых не превышает 12 В. Ручные электроинструменты разрешается подключать только через розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов не должны касаться пола, их необходимо подвешивать.

Автомобиль, который устанавливается на место проведения технического осмотра или ремонта, необходимо поставить на стояночный тормоз, а также надежно закрепить при помощи двух упоров, которые ставятся под колеса. При этом рычаг переключения скоростей необходимо установить в положение, которое соответствует низшей передаче. При постановке на автомобилях с карбюраторным двигателем или с газораспределительной установкой необходимо выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем нужно перекрыть подачу топлива. Кроме этого на рулевое колесо следует повесить табличку: «Двигатель не запускать: работают люди!».
Если обслуживание автомобиля осуществляется при помощи механического подъемника^ то на механизме управления следует прикрепить табличку: «Не трогать, работают люди!*. Упорные лапы подъемника должны быть жестко зафиксированы в рабочем положении при помощи металлического упора, который предотвращал бы самопроизвольное опускание автомобиля на подъемнике.
Смотровые канавы должны содержаться в чистоте и иметь предохранительные направляющие борты-реборды. На дне и стенах смотровой канавы не должно быть сырости и следов разлитого моторного масла. При работе с высоко расположенными деталями необходимо применять металлические подпоры, которые должны быть прочными, надежными и устойчивыми.

Подъем и транспортировка узлов, механизмов и агрегатов массой более 20 кг осуществляется только при помощи подъемно-транспортного механизма, а также специальных приспособлений, которые предусмотрены для определенного вида работ.
Для буксировки неисправного автомобиля можно применять мягкую или жесткую сцепку. В качестве мягкой сцепки применяются трос или цепь. В качестве жесткой сцепки применяют металлическую трубу или штангу с проушинами, При сцепке автомобиля с прицепом, чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа, после сцепки необходимо закрепить сцепное устройство при помощи предохранительного троса или цепи.
При буксировке на мягкой сцепке необходимо присоединять буксируемый автомобиль к двум буксировочным крюкам. В том случае, если буксировочных крюков нет, то мягкую сцепку необходимо присоединять к раме. Однако нельзя присоединять буксир к переднему мосту. На мягкой сцепке разрешается буксировать только один автомобиль с неисправным управлением, звуковым сигналом или освещением при буксировке в ночное время. Длина троса или цепи мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 метров. Кроме этого буксировочный трос необходимо освещать в ночное время, а также обозначать в соответствии с «Правилами дорожного движения».
Для буксировки автомобиля на жесткой сцепке у него должны быть исправны рулевое управление, передний мост, а также световые приборы (при буксировке в темное время суток).
Запрещается производить какие-либо ремонтные работы на автомобиле, который приподнят на подъемном механизме и не закреплен специальными подставками.

Работу с агрегатами и механизмами, которые заполнены Жидкостью, можно производить только после полного слива жидкости.
Очистку и мойку деталей, двигателей и агрегатов необходимо производить только в специальных моечных агрегатах или емкостях, специально предназначенными для этого веществами с последующим обезвреживанием отложений.
При ремонте и техническом обслуживании, перед тем как проворачивать коленчатый вал двигателя, нужно убедиться в том, что подача топлива отключена, а также в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

Перед запуском двигателя необходимо заблокировать колеса автомобиля при помощи стояночного тормоза и установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение. Если запуск двигателя осуществляется при помощи пусковой рукоятки, то нельзя применять дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки нужно осуществлять снизу вверх.
Техническое обслуживание и технический ремонт нужно осуществлять при неработающем двигателе, кроме тех случаев, когда работа двигателя необходима для осуществления технического процесса данной операции.

Запуск двигателя и трогание автомобиля с места производят с учетом обеспечения безопасности работающих вблизи автомобиля людей.
Испытание тормозной системы автомобиля необходимо производить на специальном стенде. Кроме того, такое испытание разрешается производить на специальной площадке, если ее размеры позволяют обеспечить безопасность людей и автомобиля в случае неисправности тормозной системы.
Снимать и устанавливать рессоры, амортизаторы, пружины необходимо после разгрузки их от массы автомобиля, для этого под шасси или под кузов автомобиля устанавливают специальные упоры. Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля-самосвала нужно осуществлять после установки под платформу дополнительного упора, который позволит исключить возможность самопроизвольного опускания или падения платформы.
Такие операции, как выпрессовывание втулок, подшипников, а также снятие других деталей, требующих приложения значительных усилий, необходимо производить при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны надежно захватывать деталь в месте приложения усилий.
Автомобили-цистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, перед прохождением технического осмотра и ремонта необходимо освободить, проветрить, тщательно вымыть и заземлить.

При монтаже и установке аккумуляторной батареи необходимо пользоваться специальными устройствами, которые позволят избежать ее падения. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом аккумуляторной батареи, необходимо производить в специально оборудованных для этих целей помещениях, с использованием специальной одежды (прорезиненного фартука, защитных очков, резиновых перчаток). Приготовлять электролит следует в специальных стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. При постановке аккумуляторной батареи на подзарядку необходимо подсоединять ее зажимами, которые исключают возможность искрообразования. Зарядку аккумуляторной батареи необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении, кроме этого при зарядке батареи пробки из банок должны быть вывернуты.

Ремонт рамы необходимо осуществлять либо на специальных подставках, либо на автомобилях с установленными колесами. Демонтированный кузов или кабину автомобиля необходимо устанавливать на специальные подставки или стенды в удобное для проведения ремонтных работ положение. Рихтовку деталей кузова из листового проката проводят непосредственно на автомобиле или на специальном стенде.
Электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после специальной очистки, которая позволяет удалить из емкости эти вещества и их пары.
Монтаж и демонтаж шин с колеса осуществляются только после полного снятия давления в камере. Кроме этого такие технологические операции нужно осуществлять при помощи специального инструмента, оборудования, приспособлений и ограждения, которые позволяют обеспечить безопасность выполнения работ при вылете замочного кольца. Шину разрешается монтировать на диск колеса, который имеет замочное кольцо, только если диск не имеет повреждений диска или замочного кольца. Кроме этого при монтаже колеса необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью входило в выемку обода.

Не разрешается осуществлять прокачку колес без снятия с автомобиля в том случае, если давление колес снижено на 40% от нормативного значения или если нарушена сборка колеса. Накачивание колес, которые имеют замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, которые позволяют обеспечить безопасность рабочих в случае вылета замочного кольца.
При проведении регулировочных работ при работающем двигателе помещение станции технического обслуживания должно быть оборудовано отсосом для удаления отработавших газов из помещения.
Опробование автомобиля после ремонта, а также вождение автомобиля на территории автотранспортного предприятия разрешается лицам, которые имеют водительские права соответствующей категории. Движение автомобиля внутри помещений и внутри территорий автотранспортного предприятия регулируется установленными дорожными знаками. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч и 5 км/ч внутри производственных помещений.

Производственная санитария

Важным условием безопасности производственного процесса является устранение воздействия производственных вредностей, к которым относятся шумы, вибрация, загрязнение воздушной среды, нарушенный тепловой режим. В результате длительного воздействия вредных производственных факторов возникают производственные заболевания сотрудников.
Основной задачей производственной санитарии является полное устранение или значительное снижение вредного воздействия производственных факторов. Помещения автотранспортных предприятий, а также организаций автомобильного сервиса обязательно должны быть оборудованы автономным или централизованным отоплением, санитарно-бытовыми помещениями, приточно-вытяжной вентиляцией, гардеробными, душевыми, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, а также местами для курения.
Противопожарные мероприятия

Для помещений автотранспортных мероприятий, а также служб автосервиса, как правило, характерна высокая пожароопасность. Для того чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственном помещении автотранспортного предприятия, запрещено:
1) подогревать двигатель автомобиля открытым огнем;
2) пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;
3) хранить топливо (кроме топлива, которое находится в баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;
4) мыть и протирать кузов, детали и агрегаты автомобиля, а также руки и одежду бензином;
5) держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющимися жидкостями;
6) допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания автомобиля; .
7) оставлять в кабине или в салоне автомобиля, а также на его двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;
8) допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива или моторного масла.

На территории автотранспортного предприятия все проходы, лестницы, проезды и рекреации должны быть свободны для проезда. Не допускается применение чердаков в качестве производственных помещений.
Курение на территории автотранспортного предприятия допускается только в специально отведенных для этого местах, которые оборудованы специальными противопожарными средствами и надписью: «Место для курения». На видных местах необходимо размещать таблички, на которых указывают телефонные номера пожарных команд, а также планы эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара. Кроме этого на табличках указывают фамилии и инициалы сотрудников, которые несут ответственность за противопожарную безопасность.
Все помещения автотранспортного предприятия должны быть оборудованы рукавами и стволами, которые заключаются в специальные шкафы. Кроме того в помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, устанавливают пенные огнетушители и ящики с песком. Пенные огнетушители устанавливают из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади помещения, ящики с песком - из расчета на 100 м2. Кроме этого около ящика с песком должен быть расположен стенд, на котором находятся лопата, лом, топор, багор, пожарное ведро.
Одним из главных условий успешной борьбы с возникшим пожаром является своевременное обнаружение возгорания и быстрое уведомление пожарной команды, поэтому автотранспортные предприятия должны быть оборудованы противопожарными сигнализациями.

Настоящая инструкция по охране труда разработана для безопасного выполнения ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов.
1.2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке.
1.3. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
— узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали);
— гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа;
— электрический ток;
— недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата.
1.5. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.6. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.2. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым.
2.4. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все виды технического обслуживания и ремонта транспортного средства на территории нефтебаз выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах.
3.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.3. После постановки транспортного средства на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможено ли оно стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры не менее двух под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!».
3.4. После подъема транспортного средства гидравлическим подъемником необходимо зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.5. Ремонт транспортного средства снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.6. Для безопасного перехода через смотровую канаву, а также для работы спереди и сзади транспортного средства пользоваться переходными мостиками, а для спуска в смотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.
3.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов.
3.9. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под транспортным средством и вблизи вращающихся частей нет людей. Осмотр транспортного средства снизу производить только при неработающем двигателе.
3.10. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.11. Снимать двигатель с транспортного средства и устанавливать на него только тогда, когда транспортное средство находится на колесах или на специальных подставках.
3.12. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть транспортного средства или прицепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух.
3.13. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.д. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смазать керосином или специальными жидкостями.
3.14. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.15. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса путем поднятия передней или задней части с последующей установкой рамы на козелки.
3.16. Для проведения работ под поднятым кузовом самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.17. Перед ремонтом цистерны для перевозки нефтепродуктов полностью очистить ее от остатков нефтепродукта.
3.18. Ремонт топливных баков производить после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.19. Удалять разлитое масло или топливо следует с помощью песка или опилок, которые после использования необходимо ссыпать в специальные металлические ящики с крышками.
3.20. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещетками или шарнирной головкой.
3.21. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.22. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.23. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки необходимо с помощью специальных приспособлений.
3.24. Снятые с транспортного средства узлы и агрегаты необходимо помещать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.25. При работе на сверлильных станках следует устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
3.26. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.27. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.28. Подключать электроинструмент к сети следует только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.29. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе необходимо отсоединять электроинструмент от сети.
3.30. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали необходимо щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.31. Запрещается:
— выполнять работы под транспортным средством или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электроинструмент держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— мыть агрегаты, узлы и детали, и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— применять приставные лестницы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали при их сверлении;
— устанавливать прокладки между звеном ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо:
— остановить выполнение работ;
— сообщить руководителю работ.
4.2. При тушении пожара необходимо помнить:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке.
4.3. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.4. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.3. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.

1.1. Общие требования безопасности:

1.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию бесконтактно системы зажигания допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.

1.2. Автомеханик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

1.3. Автомеханик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

1.4. Продолжительность рабочего времени автомеханика не должна превышать 40 ч. в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем.

1.5. Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

1.6. Гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления - применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Автомеханику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

1.7. Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрометаллизация кожи), электроударов.

1.8. Бензин, особенно этилированный, - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

1.9. Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата, недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (напряжение) зрения, усталость.

1.10. Автомеханик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

1.2 Основные вредные и опасные производственные факторы на СТО

Вредные и опасные производственные факторы на СТО подразделяются на следующие группы:

Физические;

Химические;

Биологические;

Психофизиологические.

Они в свою очередь подразделяются на:

Повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

Повышенный уровень электромагнитных излучений;

Повышенная напряжённость электрического поля;

Повышенная напряжённость магнитного поля;

Повышенная яркость света;

Повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;

Повышенный уровень инфракрасной радиации.

1.3. Основные меры профилактики пожаров:

1. Все работники должны знать места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться. Каждый работающий, обнаруживающий загорание или пожар, должен немедленно сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

2. При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

Промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, дизельным топливом и др.);

Подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой ёмкости «самотёком»;

Сварке или пайке, не промытой и не пропаренной ёмкости из-под легковоспламеняющихся жидкостей;

Неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;

Применении нестандартных или несоответствующих номинальному току электрических предохранителей;

Неисправной электропроводке;

Работе в загрязнённой горюче - смазочными материалами специальной одежде;

Работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;

Тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.

3. При пуске двигателя и уходе за ним:

Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.

Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.

Использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

Допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;

Подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнём.

5. Перед выездом на линию и работе на линии:

6. Проверить наличие и исправность электропредохранителей и электропроводки. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголённых мест, а места её соединения должны исключать возможность искрообразования.

7. Проверить герметичность системы питания (нет ли подтекания топлива или утечки газа). При обнаружении утечек принять меры к их устранению.

8. Проверить укомплектованность автомобиля исправными огнетушителями. Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться.

9. Ремонт системы питания двигателя на линии следует производить с осторожностью, не допуская попадания бензина на двигатель и систему выпуска отработанных газов. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания газобаллонных (газодизельных) автомобилей, за исключением арматуры баллона немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы де остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить на предприятие.

При утечке газа из арматуры баллона необходимо отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона.

10. Перевозка легковоспламеняющихся веществ должна производиться специально оборудованным автомобилем в соответствии с действующими инструкциями.

Проверять аккумуляторы путём короткого замыкания; для этой цели следует пользоваться нагрузочной вилкой;

Сливать отработанные масла и отстой топлива из топливных баков в водостоки и канализацию;

Работать в специальной одежде, облитой топливом;

Подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облита топливом;

Пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;

Пользоваться открытым огнём в помещениях, предназначенных для ТО, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;

Хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;

Применять самодельные нагревательные электроприборы.

1.4. Основные меры профилактики поражений электрическим током, ожогов:

1. Защита от прямого прикосновения:

Основная изоляция токоведущих частей;

Ограждения и оболочки;

Установка барьеров;

Размещение вне зоны досягаемости;

Изолирование рабочего места;

Электрозащитные средства (перчатки, прорезиненная подошва).

2. Защита при прямом прикосновении:

Защитное отключение;

Применение СНН;

Защитное шунтирование;

Защитное электрическое разделение цепей;

Выравнивание потенциалов.

3. Защита при косвенном прикосновении:

Защитное заземление;

Автоматическое отключение питания;

Двойная или усиленная изоляция.

Технические работы с автомобилем нельзя проводить в закрытом, непроветриваемом помещении - может произойти вдыхание ядовитых паров или газов. Испарения красок и растворителей, применяемых для очистки систем, очень токсичны, а содержащийся в выхлопных газах оксид углерода, попадая в легкие, отравляет организм и ведет к быстрому летальному исходу.

Работа с ядовитыми и раздражающими веществами.

Избегать непосредственного контакта с топливом, электролитом, антифризом и тормозной жидкостью. Длительное воздействие на кожу моторного масла может привести к раку кожи, поэтому работайте всегда в защитных перчатках или смазывайте руки специальным защитным кремом. Если произошло случайное попадание жидкостей в глаза или рот, немедленно промыть части тела проточной холодной водой и обратится к врачу.

Применяемый в системе кондиционирования хладагент при контакте с огнем образует ядовитый газ, не забывать об этом и не курить рядом с автомобилем во время проведения технического обслуживания.

2. Правила безопасности перед диагностикой, техническим обслуживанием и ремонтом бесконтактной системы зажигания автомобиля ВАЗ 2110:

1. Все операции по техническому обслуживанию и ремонту должны выполняться с соблюдением настоящих Правил.

2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится на специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями, инвентарем согласно Табелю (п. 25 приложения 1 к настоящим Правилам).

3. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать - работают люди!». На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.

4. В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой или др.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.) о моменте начала перемещения автомобиля с поста на пост.

5. Включение конвейера для перемещения автомобилей с поста на пост разрешается только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или специально выделенным лицом. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

6. Пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания или ремонта разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначенному приказом и прошедшему инструктаж.

7. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

8. Работники, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

9. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

Запрещается:

· работать лежа на полу (земле) без лежака;

· выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

· проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

· поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

· работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

· оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

· работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;

· использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

· работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

· пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

· производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза;

· проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

· сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

Требования безопасности перед началом работы сводятся к следующему:

Привести в порядок рабочую специальную одежду и обувь: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду и застегнуть ее на все пуговицы, надеть головной убор и виброзащитные рукавицы, подготовить защитные очки.

Осмотреть рабочее место, убрать все, что может помешать выполнению

работ или создать дополнительную опасность.

Проверить освещенность рабочего места (освещенность должна быть

достаточной, но свет не должен слепить глаза).

В случае недостаточности общего освещения необходимо применять для местного освещения переносные инвентарные светильники напряжением 12 вольт с рукояткой из диэлектрического материала, защитной сеткой и вилкой, конструкция которой исключает возможность ее подключения в розетку напряжением свыше 12 вольт.

3. Требования безопасности во время технического обслуживания и ремонта бесконтактной системы зажигания

В подкапотном пространстве есть наклейка, предупреждающая, что эта система зажигания обладает повышенной энергией. Уже на низковольтном проводе к катушке зажигания может быть напряжение 100 В при большой силе тока, а 30 000 В высоковольтной цепи становятся уже опасными.

Проверку электрических проводов, подключение измерительных приборов, снятие и установку штекеров производите при выключенном зажигании.

Если потребуется провернуть двигатель стартером, не запуская его, то отключите систему зажигания.

При мойке двигателя он должен быть остановлен, а зажигание выключено.

При пуске двигателя с разряженным аккумулятором с помощью пускозарядного устройства время работы последнего не должно превышать 1 мин, а напряжение - 16,5 В.

При буксировке автомобиля из-за неисправности или подозрении на неисправность в системе зажигания снимите штекер с коммутатора.

Не подключайте конденсаторы к выводу «(1/-)» на катушке зажигания.

Бегунок распределителя зажигания имеет сопротивление 1 кОм и маркировку «R1». Учтите это при замене бегунка. - запрещается менять бегунок распределителя зажигания на бегунок другого типа. Угол опережения зажигания задается блоком управления зажигания, однако его можно проверить и отрегулировать так, как было описано раньше при этом нужно отсоединить вакуумный шланг от блока управления зажиганием.

У проводов высокого напряжения сопротивление 1 кОм, а у наконечников на свечи - 5 кОм.

При электросварке и сушке в сушильной камере действуют особые правила.

4. Требования безопасности по окончании работ

После окончания работы необходимо:

4.1. Отключить (отсоединить) электрооборудование, электроинструмент, грузоподъемные машины от сети.

4.2. Сдать инструмент и приспособления в отведенное для хранения место.

4.3. Слить остатки лаков и растворителей в специальную плотно закрывающуюся тару.

4.4. Привести в порядок рабочее место, убрать в металлический ящик с крышкой или уничтожить используемую при работе ветошь.

4.5. Вымыть руки теплой водой с мылом.

4.6. О всех неполадках, обнаруженных во время работы, доложить мастеру.

5. Действия в чрезвычайных, аварийных ситуациях

5.1. В случае поломки электроинструмента или оборудования работу необходимо немедленно прекратить и доложить об этом своему руководителю.

5.2. В случае загорания ветоши, оборудования или возникновения пожара необходимо немедленно отключить электроинструмент, сообщить о случившемся в пожарную охрану, руководителям и другим работникам предприятия и приступить к ликвидации очага загорания.

5.3. В случае возникновения аварийной или чрезвычайной ситуации, опасности для своего здоровья или здоровья окружающих людей отключить электроинструмент, покинуть опасную зону и сообщить непосредственному руководителю.

5.4. При возникновении аварийной ситуации, которая может привести к несчастному случаю, слесарь обязан немедленно принять все зависящие от него меры, предупреждающие возможность повреждений (разрушений) объекта и устраняющие опасность для жизни людей.

Одновременно сообщить о случившемся мастеру или непосредственному руководителю работ.

5.5. Во избежание аварийных ситуаций пользоваться только исправными грузоподъемными механизмами.

5.6. Ремонт электрооборудования производить только при снятом напряжении,

5.7. Каждый рабочий должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала нужно устранить источник травмирования. Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни: при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану, при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку, при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани; при поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия тока, а именно: выключить рубильник, перерубить провод, оттянуть или отбросить его сухой палкой, шестом. Не прикасаться к пострадавшему, пока он находится под действием тока. Если у пострадавшего отсутствует дыхание, то немедленно приступить к массажу сердца и искусственному дыханию до прибытия врача.

5.8. После оказания первой доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен или доставлен в ближайшее медицинское учреждение.

Инструкция по охране труда для персонала при техническом обслуживании автомобилей


1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию автомобилей (далее персонал) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

Вводный инструктаж;

Инструктаж по пожарной безопасности;

Первичный инструктаж на рабочем месте;

Обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 20 часовой программе);

Инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения обязанностей персонала по техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица,

прошедшие обучение по специальной программе и имеющие удостоверение о присвоении им

квалификации, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.

1.2. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен проходить:

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

Внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);

Диспансерный медицинский осмотр.

1.3. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен:

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

Соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

Соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

Выполнять правила по охране труда на автомобильном транспорте;

Использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты;

Уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

Знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

Выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

Содержать рабочее место в чистоте и порядке;

Выполнять требования запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков надписей и сигналов;

Проходить по территории к месту работы по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам, переходам;

Быть предельно внимательным в местах движения транспорта.

1.4. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.5. Выполняя трудовые обязанности, персонал обязан соблюдать следующие требования:

Ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

Не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;

Не подниматься и не опускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

Не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;

Не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;

Не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

1.6. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

Ходить по пешеходным дорожкам;

Переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги в установленных местах;

При выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.

1.7. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.

1.8. При обнаружении загорания или в случае пожара:

Отключить оборудование;

Сообщить в пожарную охрану и администрации;

Приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

При угрозе жизни покинуть помещение.

1.9. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

1.10. При техническом обслуживании автомобилей на персонал могут воздействовать следующие производственные вредные факторы:

Вывешенный автомобиль или его агрегаты;

Горячая вода и пар;

Легковоспламеняющиеся вещества;

Токсичные газы;

Этилированный бензин;

Оборудование, инструмент, приспособления;

Падение персонала в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

Столкновение и наезд на людей внутрицеховым транспортом;

Горячие поверхности двигателя, системы охлаждения.

1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательств

1.12. В соответствии с "Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим" персонал при техническом обслуживании автомобилей должен использовать СИЗ: костюм хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, очки защитные.

При работе с этилированным бензином дополнительно: фартук прорезиненный, перчатки резиновые.

На наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

1.12. При нахождении на железнодорожных путях персонал обязан соблюдать следующие требования:

К месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями «Служебный проход»

Проходить вдоль путей только по обочине;

Переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося состава;

Переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тормозными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней, подножек и в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;

при сходе с тормозной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

обходить группы вагонов или локомотива, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания ограждающих светофоры, звуковые сигналы и предупреждающие сигналы.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2. Проверить не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза. Напряжение местного освещения не должно превышать 42В, а переносных электроламп 12В.

2.3. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.

2.4. После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее 2-х специальных башмаков.

2.5. На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать-работают люди». На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и этого устройства.

2.6. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

2.7. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящиеся вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.8. Поверхность верстака должна быть гладкой, обитой листовой сталью. На верстаке должны быть установлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 метра.

2.9. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.

2.10. Приступить к среднему и капитальному ремонту автомобиля можно только после освобождения бензобаков и бензопроводов от остатков бензина.

2.11. Ознакомиться с предстоящей работой, продумать порядок ее выполнения.

2.12. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.13. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами)

2.14. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

2.15. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь реборды.

2.16. Автомобили, работающие на газовом топлив, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перехода их на работу на бензин.

2.17. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность.

2.18. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы или ее питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит на специально отведенном месте, а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.19. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен полностью слит, а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3.Требования безопасности во время работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя, выхлопную трубу необходимо соединить с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии принять меры по удалению из помещения отработавших газов.

3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидователе)необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и топливо из топливных баков, жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

3.3. При вывешивании части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, талями), кроме стационарных, необходимо вначале поставить под неподнимаемые колеса специальные упоры, затем вывесить автомобиль, поставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

3.4.Перед работой грузоподъемными приспособлениями (талями) проверить их исправность и убедиться в надежности тормоза, строп и цепи, подняв груз на небольшую высоту.

3.5 При ремонте или техническом обслуживании автомобиля вывесить на рулевое колесо табличку: "Двигатель не пускать! Работают люди!"

3.6 При ремонте поставить автомобиль на козелки и убедиться, что они надежно установлены. При работе под автомобилем вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника использовать лежаки.

3.7 Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

3.8 Домкрат при подъеме автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.

3.9 Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару.

3.10 При производстве сварочных работ на автомобиле и вблизи его бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

3.11 Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.

3.12 В целях безопасности при постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).

3.13 Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.

3.14 При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.

3.15 При работе на сверлильном, заточном станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.

3.16 Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.

3.17 Перед выполнением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.

Работать лежа на полу(земле) без лежака;

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме стационарных;

Подкладывать под вывешенный автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

Снимать и ставить рессоры на автомобилях всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешевания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

Проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;.

Поднимать (вывешевать_ автомобиль за буксирные приспособления путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

Поднимать грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

Снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами.

Поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

Работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями.

Оставлять инструмент и детали на краях смотровой канавы;

Работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, без специального дополнительного упора;

Использовать случайные подставки и подкладки вместо специального упора;

Работать с поврежденным или неправильно установленными упорами;

Пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

Производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала.ез предварительного его освобождения от груза;

Проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

Сдувать пыль и опилки сжатым воздухом.

3.19. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями и лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

3.20. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:

Протирать автомобиль и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями;

Хранить ЛВЖ и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция в количествах больше сменной потребности;

Заправлять автомобиль топливом;

Хранить чистые обтирочные материалы вместе с исползованными;

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений;

Хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

3.21. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

Поднять капот для проветривания;

Выполнить работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений;

Проверять герметичность газовой системы питания азотом, сжатым воздухом;

Предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

Крепить шланги на штуцерах хомутиками.

3.22. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками.

3.23.При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:

Подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

Выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

Устанавливать газопроводы кустарного изготовления;

Использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.24. При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.

3.25. Перед ремонтом автомобиля, установленного на осмотровой канаве необходимо:

Проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;

Поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;

Убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.

3.26. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

3.27. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.

3.28. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.

3.29. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха

3.30 Паяльные лампы и пневматический инструмент разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.

Подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

Переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их установки;

Направлять струю воздуха на себя или других при работе пневматическим инструментом;

Устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ другими рычагами;

3.32. Работа на диагностических и других постах с работающим двигателем разрешается при включенной местной вытяжной вентиляции.

3.33. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов и молотков с медными бойками.

3.34. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки автомобиля на подставки

3.35. Перед накачиванием шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо установлено в пазе диска. Во избежание травмирования вылетающем диском накачивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

3.36. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки.

3.37. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

3.38. Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.). Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.

3.39.Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

4.2. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.

4.3. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы с автомобиля направить на проверку в специальную мастерскую.

5. Требования безопасности по окончании работы

4.1. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

4.2. Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

4.3. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

4.4. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Разработал

Согласовал



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме