Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иностранными правами можно ездить на своей машине. Водительские права для иностранных граждан

В Государственную Думу вновь внесен проект закона (в статью 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ), который позволит в очередной раз кардинально изменить подход к работникам «баранки» из-за рубежа. Иными словами, концепция может получить неожиданный разворот на все 180 градусов, так как предполагает запрет на работу водителем . Вновь!

Таким образом, законопроект, предложенный сенатором Карачаево-Черкесской Республики Ахматом Салпагаровым, предлагает изъять из правоприменения исключение из свода закона о безопасности дорожного движения, в котором официально предусмотрено, что для граждан стран, где русский язык признан официальным, в число которых входят:

Белоруссия,

Киргизия,

Армения,

Казахстан

Напомним, что с 1 июня 2017 года на территории РФ работать водителями-профессионалами могут только лица, имеющие российское ВУ. Но с 26 июля 2017 года в пункт 13 статьи 25 были внесены изменения, что позволило использование иностранных прав при работе водителем:

Пункт 13

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами».

Также мы не единожды отмечали, что изменения не раз переносились и откладывались, несмотря на то что они были введены еще в 2013 году. А обсуждение подобного законопроекта длится уже без малого с десяток лет!

На реализацию требования постоянно влияли разнообразные факторы. В 2014 году им стало присоединение Крым, а это значит, что у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. Таким образом, запрет был перенесен на 2015 год.

После была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли садиться за руль со своими национальными правами, принятие документа, подготавливаемого МВД, несколько затянулось.


Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, и неготовность транспортных компаний к переходу (обмену национальных прав на российские водителями-гастарбайтерами), и опять же вновь политические мотивы.

В результате последнего фактора, кстати, и появились исключения из вышеназванных стран.

Тем не менее проблема, как показывает статистика, никуда не ушла. Аварийность с участием зарубежных водителей растет. И это, как отмечают эксперты, на фоне снижающейся аварийности российских коллег. Вот статистика, приведенная в пояснительной записке к законопроекту:

по данным МВД, на всей территории страны за семь месяцев 2018 года произошло 5.040 аварий с пострадавшими при участии водителей с иностранными правами. В столице была зафиксирована большая часть подобных ДТП - 1.022 . А это без малого 21 процент от общего количества аварий с пострадавшими. В Московской области и Санкт-Петербурге при участии таких водителей произошло 437 (14%) и 451 ДТП (12% от общего числа аварий с пострадавшими).


Предлагается установить переходный период для вступления в силу поправок продолжительностью в полгода.

«С учетом того, что практическая сторона вопроса обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские удостоверения уже в достаточной мере отработана и многие автомобильные перевозчики успешно справляются с задачей по переподготовке водителей, данный период представляется реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия как для водителей, так и для перевозчиков» , - говорится в пояснительной записке к проекту.

Подробнее о том, как обменять права иностранным водителям, читайте здесь:

И здесь:

Получить российские права (обменяв их) проще, если вы получили гражданство РФ или переехали в Россию на постоянное жительство, и у вас уже есть иностранные права. Как быть в ситуации, когда есть российский паспорт и человек хочет поменять иностранное водительское удостоверение на российское?

Нужно подать все документы, сдать теорию и сдать еще экзамен по вождению (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 г. Москва «О допуске к управлению транспортными средствами»).

К иностранным правам так же относятся права, выданные в республиках бывшего СССР. Их можно обменять, сдав теоретический экзамен. Когда идет замена иностранных прав на российские, у вас не забирают иностранные права. Вы отдаете только копию иностранного водительского удостоверения, права остаются у вас.

Так же есть исключения при обмене прав. Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории РФ, а так же членам их семей, при наличии у них дипломатических, консульских, служебных карточек или удостоверений, выданных МИД РФ, при наличии у них национальных прав, российские права выдаются по их желанию без сдачи экзаменов.

Хорошо быть дипломатом и членом их семьи. Но и вы по закону можете в течение 60-ти дней (2 месяца) с момента получения вида на жительство управлять ТС на основании иностранных или международных водительских прав без каких-либо запретов и штрафов.

Поменять права можно в МРЭО ГИБДД (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) или МОТОТРЭР (Межрайонный отдел технического осмотра транспорта и регистрационно-экзаменационной работы). Это одно и то же, только названия разные.

Для замены национального водительского удостоверения на новые, иностранным гражданином потребуются следующие документы

1. заявление установленного образца;

2. документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство) + ксерокопия страницы с фотографией и регистрацией;

3. временная регистрация в ПВО (паспортно-визовый отдел) ОВД города + ксерокопия;

4. медицинская справка по форме 003-В/у + ксерокопия справки;

5. водительское удостоверение, перевод + ксерокопия;

6. квитанция об оплате госпошлины 2000 рублей (с 1 января 2015 года стоимость прав 2000 рублей), получите на месте и оплатите в терминале или ближайшем отделении Сбербанка.

Хотелось добавить, что с 1 января 2017 года можно заплатить госпошлину на сайте госуслуг с 30% скидкой.

Напоминаю еще, что иностранным гражданам, помимо предоставления документов для замены прав требуется сдача теоретического экзамена по ПДД.

Замена прав иностранным гражданам допущенных к управлению служебным транспортом должно было быть осуществлено в срок до 9 мая 2014 года. Однако в последующем этот срок продлили до 01.06.2017 года.

Работодателю допустивший к управлению транспортным средством иностранного гражданина без российского водительского удостоверения после вышеуказанной даты,может быть оштрафован.

Если иностранный гражданин не работает в России по трудовому договору, не работает по гражданско-правовому договору, не работает как предприниматель, менять национальные водительские права на Российские нет необходимости.

Но если иностранный гражданин является:

  • сотрудником, работающим по трудовому договору;
  • исполнителем по гражданско-правовому договору;
  • работников, имеющих статус индивидуального предпринимателя,

Замена водительских прав необходима, поскольку если инспектор ДПС обнаружит, что у работника, управляющего транспортным средством (с целью работы), нет российских прав, административный штраф будет наложен в размере:

50 000 руб. — на должностное лицо компании, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.32.1 КоАП РФ);

от 5000 до 15 000 руб. — на работника (ст. 12.7 КоАП РФ).

Замена прав иностранным гражданам не обязательна если:

  1. Наличие российских прав в рамках трудовой деятельности необязательно, если транспортное средство участвует в международном движении (п.17 ст. 25 Закона №196-ФЗ).
  2. Также не обязаны иметь российские права те водители, которые управляют автомобилем на территории РФ в личных целях, например, берут автомобиль напрокат, чтобы объехать достопримечательности России.

Что свидетельствует о том, что лицо занимается извозом

О том, что управление транспортным средством производится в целях осуществления трудовой деятельности, свидетельствует, например, путевой лист, без оформления которого запрещается перевозить пассажиров, багаж и грузы (п.2 ст. 6 ФЗ РФ от 08.11.2007 №259-ФЗ). Водитель обязан его предъявлять по требованию сотрудников полиции.

Документы для управления ТС в России. В Российской Федерации управлять транспортным средством можно при наличии:

  • водительского удостоверения;
  • временного разрешения на право управления транспортным средством.

Временное разрешение выдаётся в случае проведения проверок на срок до двух месяцев, если представленные документы вызывают сомнение в их подлинности или есть основания полагать, что водитель лишён прав.

Водительские права иностранных граждан, получивших вид на жительство

Российские граждане и иностранцы, имеющие вид на жительство в РФ, для управления транспортным средством (с целью работы) должны иметь российское водительское удостоверение.

Иностранцам, которые недавно получили вид на жительство в России, даётся время для получения российских прав. Они могут управлять ТС на территории РФ при наличии иностранного национального водительского удостоверения в течение 60 дней:

  • со дня получения вида на жительство в ОВД РФ;
  • дня въезда, если разрешение на постоянное проживание получено в консульстве РФ в иностранном государстве.

Водительские права иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ

Временно пребывающие на территории России иностранцы вправе управлять транспортными средствами в личных целях при наличии международного или национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором сделаны или продублированы буквами латинского алфавита. Если записи не продублированы, они должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.

Кто имеет право на замену

По общему правилу заменить иностранное национальное водительское удостоверение на российское могут только:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ (то есть постоянно проживающие в России).

Какие иностранные права подлежат замене

Заменить можно следующие иностранные водительские удостоверения:

  • водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР) считаются национальными водительскими удостоверениями;
  • с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего СССР до 1 января 1992 года, и выданные вместо них национальные водительские удостоверения (НВУ SU);
  • соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в которых произведены или продублированы буквами латинского алфавита (НВУ К1968).

Автоматическая замена других иностранных национальных водительских удостоверений на российские права действующим законодательством не предусмотрена.

Какие документы необходимы для замены прав

Для замены прав работник должен представить в госинспекцию документы, указанные в пункте 16 Правил, а именно (п.38 Правил):

1) заявление по форме, утверждённой приложением № 1 к приказу МВД России от20.07.2000 №782;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
3) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации);
4) медицинскую справку по форме № 083/У-89, утверждённой Минздравом СССР 29.09.89 №555 (далее — медицинская справка);
5) заверенную копию иностранного национального водительского удостоверения;

Госпошлина за выдачу водительского удостоверения

Госпошлина за выдачу ВУ уплачивается в размере:

— 800 руб. — за выдачу национального водительского удостоверения;
— 500 руб. — выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами.

6) документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения;
7) фотографию (кроме случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в госинспекции).

Для замены прав не нужны документы об оплате сдачи экзаменов и о прохождении обучения.

Чтобы заменить выданные в республиках бывшего СССР до 1 января 1992 года права с отличительным знаком «SU» (СССР) и выданные вместо них национальные водительские удостоверения (НВУ SU) не нужно сдавать ни теоретический, ни практический экзамены (п.39 Правил).

Заменить иностранное национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года (НВУ К1968), на российское граждане РФ могут только после сдачи теоретического экзамена (п.40 Правил).

При этом международные и национальные водительские удостоверения других государств, на основании которых выданы новые удостоверения, возвращаются их владельцам (п.43 Правил).

Действующее законодательство РФ не предусматривает замену иностранных прав на российские для иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ (п.46 Правил). Но оно позволяет им получать российские водительские удостоверения на общих основаниях (п.45 Правил).

Для получения российских прав на общих основаниях иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, должны представить в госинспекцию по месту временной регистрации ряд документов, перечисленных в пункте 16 Правил.

Чтобы получить российские права иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ необходимо (п.10 Правил):

  • для получения прав категорий С, D, ВЕ, СЕ или ДЕ — обязательно нужно пройти курс обучения в автошколе;
  • Обучение в автошколе подтвердит документ о прохождении обучения. Его вместе с другими документами нужно представить в госинспекцию
  • категорий А и В — можно пройти подготовку самостоятельно (нужно сдать теоретический и практический экзамены).

Российское водительское удостоверение временно пребывающим иностранным гражданам может быть выдано только на срок действия документов о временной регистрации в РФ.

В случае продления временной регистрации иностранцу выдаются новые российские права. Он должен обратиться в госинспекцию по месту регистрации и заплатить госпошлину 800 руб.

Если у иностранца нет иностранных прав, необходимо сдать экзамены и получить права только на территории того субъекта РФ, где лицо зарегистрировано по месту пребывания (п. 12 Правил).

Если у иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ, нет иностранных прав, он может получить российские права на общих основаниях на срок действия временной регистрации на территории РФ (п.45 Правил).

В российских правах у него будет указано:

  • в графе «Действительно до» — дата окончания срока действия временной регистрации;
  • графе «Место жительства» — государство постоянного проживания;
  • графе «Особые отметки» — место временного проживания или временного пребывания на территории РФ.

Если иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ, продлит срок временной регистрации, ему выдаются новые российские права. Такой порядок установлен в пункте 27.1 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по приёму квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдаче водительских удостоверений и временных разрешений.

Обмен прав для граждан РФ и иностранцев, имеющих вид на жительство

В отличие от действующих Новые правила позволяют гражданам РФ обменять иностранные права, полученные в других государствах, только после сдачи теоретического экзамена.

Чтобы обменять иностранные права, полученные в другом государстве, гражданину РФ нужно представить в госинспекцию следующие документы (п. 41 Новых правил):

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ об уплате госпошлины;
  • медицинскую справку;
  • заверенную копию иностранного национального водительского удостоверения.

В таком же порядке могут обменять национальные водительские удостоверения на российские иностранные граждане, получившие (п. 42 Новых правил):

  • разрешение на временное проживание (для лиц, временно проживающих в РФ);
  • вид на жительство в РФ (для лиц, постоянно проживающих в РФ).

Обмен прав для иностранцев, временно пребывающих в РФ

Новый порядок устанавливает правила обмена иностранных национальных водительских удостоверений на Российские.

Для обмена прав иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ, нужно сдать теоретический экзамен (п. 43 Новых правил). Перечень документов, которые нужно представить в госинспекцию, приведён в таблице ниже. В частности, понадобится документ, подтверждающий законность их нахождения в РФ (разрешение на временное пребывание) и разрешение на работу или патент, выданные ФМС России.

Иностранные права, на основании которых выданы российские права, возвращаются владельцу (п. 46 Новых правил).

Обратите внимание: если иностранные права не соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, обменять их на российские права нельзя (п. 44 Новых правил).

Порядок получения водительских прав временно пребывающим иностранным работникам

Описанный выше порядок замены, обмена или получения российских прав соответствует нормам российского законодательства, но не всегда реализуется на практике.

В настоящее время госинспекции творчески подходят к трактовке правил получения российских прав иностранными работниками. Независимо от наличия иностранных прав, их вида и от того, права какой категории есть у работника — иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ, ему предлагают получать российские права в общем порядке: пройти обучение в автошколе, сдать экзамен по теории и вождению.

Творческий подход наблюдается также в отношении перечня требуемых документов. В разных инспекциях он отличается. Один из реальных вариантов показан выше. Некоторые инспекции уже требуют представить документы, предусмотренные в пункте 43 Новых правил, которые сейчас ещё не действуют.

Для получения ВП иностранному гражданину временно пребывающему в России нужно обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами.

Если до вступления в силу Новых правил иностранный гражданин не успел получить российские права, по Новым правилам ему нужно будет отучиться в автошколе и сдать экзамен по теории. После этого он должен будет обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами. К известному пакету ему нужно дополнительно приложить разрешение на работу.

С 9 мая 2014 года для работы в РФ водитель-оператор вибрационного катка и водитель бульдозера должны иметь российские права. Так как оба работника являются временно пребывающими на территории РФ, по действующим правилам они не смогут заменить свои национальные права на российские, но могут получить российские права в общем порядке.

Для этого работникам нужно обучиться в автошколе (действующими правилами предусмотрена возможность самоподготовки только для прав категорий А и В). Для получения прав им нужно будет обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами. Работникам придётся сдать два экзамена — теорию и вождение. Если они сделают это успешно, получат российские права на срок действия временной регистрации. При продлении регистрации им нужно снова обратиться в госинспекцию, уплатить госпошлину, после чего им выдадут новые права на срок действия их регистрации.

Если до вступления в силу Новых правил работники не получили российские права, по Новым правилам они смогут обменять национальные права на российские. Они должны обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами (включая разрешение на работу) и сдать экзамен по теории.

С 9 мая 2014 года водитель гусеничного экскаватора должен иметь российские права. Поскольку работник имеет вид на жительство, по действующим правилам он может заменить национальные права на российские. Для этого ему достаточно представить в госинспекцию по месту жительства необходимые документы. Сдавать экзамены ему не нужно. Если до вступления в силу Новых правил он не получит российские права, по Новым правилам работнику нужно будет сдать экзамен по теории.

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.

Тысячи таксистов и водителей общественного транспорта могут в одночасье лишиться работы: с 1 июля 2019 года в силу вступает новая поправка к , которая запретит принимать на работу граждан с нероссийскими водительскими удостоверениями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какой готовится закон

С 1 июля 2019 года в силу вступает закон, запрещающий водителям с иностранным водительским удостоверением работать, а предпринимателям и компаниям – трудоустраивать их.

При этом штраф будет налагаться как на водителя, так и на его работодателя в размере:

Закон не распространяется на владельцев иностранных удостоверений, которые пользуются автомобилем для личных целей – им менять права не нужно.

Правда, документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями .

Согласно Конвенции национальное удостоверение должно соответствовать определенному формату, в частности содержать записи, продублированные на латинице, и категории транспортных средств, установленные международным стандартом:

Решение о запрете иностранных водительских удостоверений принималось и откладывалось уже дважды – так государство давало водителям время на замену документов.

Об окончательном внесении поправок объявили еще в начале этого года с той же целью, однако, как показали опросы, в результате более половины автовладельцев не знали о готовящемся проекте.

В связи с тем, что о законе было известно заранее, времени на оформление новых прав у автомобилистов нет.

Начиная с 1 июля текущего года сотрудники госинспекции будут останавливать водителей общественного транспорта, таксистов и других автовладельцев, проверять права и на месте выписывать штрафы за отсутствие российского удостоверения.

Исключение касается только тех иностранцев, которые приехали в Россию на постоянное место жительства (и соответственно получили разрешение на постоянное проживание).

В течение 60 дней с получения разрешения иностранец может работать на автомобиле с национальными правами; за этот срок он обязан пройти экзамен в автошколе и оформить удостоверение российского образца.

Кто попадает в зону риска

Прежде всего, проверке подвергнутся следующие категории автовладельцев:

  • водители транспорта, предназначенного для общественных перевозок: автобусов (как городских, так и междугородних), троллейбусов, трамваев;
  • таксисты (как частные, так и работающие на службу такси);
  • личные шоферы;
  • перевозчики и курьеры (вне зависимости от характера и количества груза).

Что может «выдать» водителя и стать причиной проверки:

  • наличие в салоне автомобиля счетчика, таксометра, путевого листа;
  • большое количество товара, вещей, коробок;
  • наличие знаков такси («шашечек»).

Почему вводится запрет на использование иностранных водительских удостоверений

Официального объяснения введению новой поправки дано не было. Тем временем эксперты выдвигают следующие предположения:

  1. Трудоустройство иностранных граждан, находящихся в стране нелегально, может быть опасно для пассажиров общественного транспорта. Как показывает статистика, большинство аварий на дорогах с участием мигрантов происходит из-за незнания правил дорожного движения или агрессивного поведения на дороге.
  2. У государства нет возможности проверить, насколько законно были получены иностранным гражданином водительские права в другой стране.
  3. Опросы показывают, что большинство россиян с недоверием относятся к водителям-иностранцам и предпочли бы им водителя, получившего права в России.

Таким образом, новое постановление намерено снизить количество аварий с участием общественного транспорта и такси, создать благоприятную обстановку на городских дорогах.

Что ожидает иностранцев с принятием

Сразу нужно отметить: закон не запрещает водить машину с иностранными правами для личных целей, новое постановление затрагивает только тех, кто с помощью автомобиля зарабатывает деньги.

Частным шоферам, таксистам, водителям общественного транспорта придется заново оформлять водительское удостоверение или сдавать экзамен в российской автошколе.

Важно: административная ответственность также грозит и работодателям, чьи сотрудники не получили российские права. В этом случае они будут обязаны выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.

Издание «Известия» отмечает, что принятие нового закона ударит по 20 % всех водителей и таксистов столицы; большинство из них – выходцы из стран СНГ.

5 % персонала – столько, по мнению Норайра Блудяна, заведующего кафедрой автомобильных перевозок МАДИ, потеряют сервисы такси и службы автоперевозок после принятия нового закона.

Для владельцев иностранных удостоверений ситуация осложняется еще и тем, что многие из них не имеют личного автомобиля, а перевозки осуществляют на арендованных машинах.

Это еще одно нарушение российского закона; вкупе с нероссийскими правами оно может обернуться для водителя крупным штрафом и даже депортацией.

Факт: В перспективе власти собираются оснастить все транспортные средства черными ящиками, которые будут фиксировать нарушения, скорость, возможные поломки.

Теперь владельцам иностранных прав придется сдать экзамен в российской автошколе, чтобы по его итогам получить российское национальное водительское удостоверение, а также и .

На всю процедуру переоформления документов может уйти от пары недель до месяца. Но, как отмечает Союз автошкол, это не пугает автовладельцев – по крайней мере, притока клиентов в автошколы замечено не было.

Это значит, что они либо не слышали о новом законе, либо решили обратиться за помощью в нелегальные организации, предоставляющие поддельные документы.

Какие нужно готовить документы

При замене иностранных прав на российские необходимо собрать и предоставить пакет из следующих документов:

  1. Заявление автовладельца на переоформление иностранного водительского удостоверения на российское.
  2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  3. Медицинское заключение;
  4. Иностранное водительское удостоверение.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.

Для сотрудников консульств, дипломатов и работников международных организаций, аккредитованных в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также для членов их семей выдача новых прав производится по упрощенной схеме: без прохождения экзамена и получения медицинского заключения.

Порядок замены иностранных прав на российские

Для замены водительских прав необходимо сделать несколько шагов:

  1. Шаг 1. Написать заявление на оформление российского удостоверения.
    Заявление, написанное от руки или набранное на компьютере, подается в любое отделение ГИБДД либо в районное отделение ГИБДД, если есть место жительства.
  2. Шаг 2. Сдать экзамен на вождение.Замена иностранных прав на российские производится только по результатам экзамена. Это значит, что хозяину прав нужно будет сдать экзамен по вождению.

    Внимание: Справка о прохождении экзамена на вождение в другой стране в России не имеет юридической силы! При переоформлении прав прохождение экзамена на знание российских прав дорожного движения обязательно!

    Традиционно экзамен включает в себя три части:

    По умолчанию экзамен проводят на высшую категорию транспортного средства из тех, что указаны в правах. Но автовладелец может сдать экзамен и по другой категории – для этого ему придется написать соответствующее заявление.

    При этом отметки об остальных полученных категориях в новом удостоверении сохраняются. Основные категории транспортного средства (в порядке возрастания): М, А, В, С, D.

  3. Шаг 3. Оплатить госпошлину и получить медицинское заключение.
    Реквизиты для оплаты пошлины можно получить в любом отделе ГИБДД.
  4. Шаг 4. Предоставить в ГИБДД пакет документов на переоформление.
    Рекомендуется подготовить копии и оригиналы документов, входящих в пакет, а также приложить квитанцию об оплате – она может понадобиться при переоформлении.
  5. Шаг 5. Получить российские права.

Причиной отказа в выдаче прав может стать:

  • ложная информация,
  • поддельные документы,
  • документы с дефектами, исправлениями, без подписей и печатей,
  • истекший срок действия документов,
  • лишение водителя прав,
  • неподходящий возраст водителя,
  • неполный пакет документов.

Водительское удостоверение выдается в течение 7 дней с момента сдачи экзамена.

В новое удостоверение переносятся не только отметки о категориях, но и отметки о медицинских противопоказаниях к управлению транспортом определенной категории.

Иностранное водительское удостоверение после выдачи прав российского образца возвращается его владельцу.

Стоимость оформления

Для переоформления прав на российские необходимо оплатить государственную пошлину в установленном размере в 2000 рублей.

Помимо госпошлины, придется потратиться также на оформление медицинского свидетельства:

Привет! Закон об иностранных водительских правах в россии — внесенные изменение в середине 2007 года дали повод многим о нём говорить.

Сегодня мне хотелось бы подробно поговорить об этом нормативном акте, ведь его принятие, хотя и не было неожиданным, вызвало большой ажиотаж среди граждан соседних государств, которые приехали в нашу страну с целью работы или проживания. Многим из них теперь предстоит заменить свои права на российские. Коснулось ли это всех иностранцев или кому-то всё же удастся ездить со старым родным документом? Давайте разберёмся.

Основной закон, регулирующий действие иностранных водительских удостоверений в РФ

Основные положения относительно действия иностранных водительских прав (ВП) содержатся в Законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД).

Регламентирует статус водителей с иностранными ВП статья 25 указанного Закона, которая была принята в новой редакции (по сути – переписана) в 2013 году, но осталась, по мнению депутатов, недоработанной. Ввиду этого в неё по сей день продолжают вноситься изменения, конца-края которым пока не видать.

Итак, рассмотрим, каков статус приезжих водителей в России с 2013 года, а также что это за новые изменения, вступившие в силу в 2017 году.

Закон № 92: что изменилось в ЗоБДД с его принятием

Закон № 92-ФЗ – нормативный акт, принятый 7 мая 2013 года, в котором была полностью по-новому изложена ст. 25 ЗоБДД, а также были подготовлены поправки в другие нормы ЗоБДД.

Важный нюанс: все нововведения должны были вступить в силу через полгода после принятия Закона № 92, то есть, в ноябре. Но ввиду некоторых трудностей, введение части новых положений приостановили сперва до 2015 года, потом до 2017…

В середине 2017 года наконец-то поправки вступили в силу полностью. О них, наверное, вы уже слышали – это новые положения касательно граждан, работающих по иностранным ВП на территории России, деятельность которых связана с извозом.

Кроме этого, в свете происходящих изменений, появилась необходимость дополнить КоАП РФ новой статьёй 12.32.1, предусматривающей наказание за неисполнение требований ЗоБДД. Введена она в действие тем же Законом № 92-ФЗ. К этой норме мы ещё вернёмся.

Изменения от мая 2013 года: можно ли иностранцам ездить с ВП, выданными на родине?

До конца 2013 года упоминания об иностранных ВП в ЗоБДД совсем не было.

В 2013 году статус приезжих водителей наконец-то определился. Вкратце расскажу об особенностях действия иностранных ВП у нас в государстве. Они следующие:

  • Если гражданин другой страны имеет , то он может управлять автотранспортом без ограничений и каких-либо дополнительных документов.
  • Иностранцы на просторах РФ могут пользоваться национальным водительским удостоверением (НВУ), выданным в своей стране. На момент написания статьи готовятся изменения относительно временных ограничений на использование ВП иностранцами, перебравшимися в РФ на постоянное место жительства. Пока что иностранцы могут пользоваться своими национальными удостоверениями без каких-либо препятствий.
  • Если НВУ иностранца выдано ему ранее возраста, с которого в России можно управлять автомобилями, то право на вождение такой водитель получит в РФ только по достижении возраста, с которого можно ездить в России.
  • ВП приезжего должны соответствовать требованиям международных стандартов, в частности Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Так, если в НВУ срок действия не указан, то оно на территории России не признаётся, так как противоречит межгосударственным соглашениям.
  • Если НВУ иностранца требованиям конвенции не соответствует, то водить автомобили он может только на основании , предъявляемых вместе с национальными ВП. Как альтернативу международному удостоверению, можно использовать .
  • Постоянно проживающие иностранцы в РФ могут, но не обязаны .
  • Если НВУ, выданное в другом государстве, иностранец потерял, то новый документ вместо него в России не выдаётся. Для получения нового удостоверения нужно пройти полный курс обучения в автошколе. Записаться на курсы водителей в России можно только постоянно проживающим в РФ иностранцам.
  • Гражданину России желательно заменить иностранное НВУ на российское, так как согласно п. 6 ст. 41 Венской конвенции РФ вправе не признавать на своей территории документы, выданные российским гражданам за границей.

Все указанные особенности были введены в 2013 году и действуют по сей день. Изменения 2017 года коснулись лишь гостей нашей страны и граждан РФ с иностранными ВП, работающих в сфере извоза. Сейчас поговорим и о них.

Долгожданные изменения от июня 2017 года: причины отсрочки и введение в действие

Одним из положений Закона № 92 является запрет на управление транспортных средств для граждан РФ и других государств, которые работают в сфере извоза в России по иностранным ВП (абз. 38 п. 2 ст. 1).

Эта норма особенная – вступила она в силу в середине 2017 года, так как была сначала приостановлена Законом № 132 от 5 мая 2014 г., затем Законом № 130 от 23 мая 2015 г.

Причины отсрочки вступления нормы в силу:

  • Присоединение Крыма и необходимость обмена большого количества украинских НВУ на российские.
  • Рассмотрение проекта относительно граждан стран Евразийского экономического союза. Госдума хотела ввести некоторые поблажки для представителей этих государств, но проект не был принят.
  • Нехватка материально-технической базы. Оказалось, что Россия не готова выдать большое количество новых удостоверений в 2013 году, что стало одной из причин отсрочки введения нормы в действие.

Кстати, перед введением абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 в силу, депутаты снова предлагали отложить замену НВУ приезжим до 2018 года, но это предложение было отклонено.

Итак, с середины 2017 года абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 наконец-то после длительных споров был введён в действие. Сейчас это п. 13 ст. 25 ЗоБДД.

Суть этой нормы: обязать иностранцев и россиян, работа которых непосредственно связана с управлением автомобилей, получить внутренние российские удостоверения, если этого не было сделано ранее.

Обратите внимание! Заменить НВУ нужно только тем, кто предоставляет услуги извоза на территории РФ как предприниматель или наёмный работник. Для тех, кто живёт в России и работает в иных сферах, ничего в 2017 году не изменилось.

Изменения в КоАП РФ, внесённые Законом № 92: наказание за допуск к работе по нероссийскому НВУ

Как я уже упоминал, наряду с рядом изменений в ЗоБДД, в Кодекс об административных нарушениях была добавлена норма, предусматривающая ответственность для руководителей предприятий, допустивших к управлению транспортными средствами граждан с иностранным удостоверением.

Таким образом, наказание понесёт не только иностранный гражданин, работающий на транспорте с НВУ, выданным родной страной, но и его начальство.

Штраф для работодателя составит ни много ни мало, а 50 000 рублей – сумма достаточная, чтобы отбить желание у предпринимателей нарушать законодательство.

Кстати, иностранец или гражданин РФ, который будет работать с нероссийским НВУ в нарушение п. 13 ст. 25 ЗоБДД, будет наказан по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, то есть, ему тоже выпишут штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб.

Смотрите видео о серьёзных последствиях управления автомобилем иностранцами без российских ВП:

Что поменялось в 2017 году для граждан, работающих в сфере извоза с иностранными ВП?

С 1 июня 2017 года граждане, желающие работать на территории России в сфере предоставления услуг перевозок, обязаны обменять иностранные ВП на российские. Это положение не касается тех, кто пересекает Российскую Федерацию транзитом.

В соответствии с разъяснениями ГИБДД МИД РФ от 13 апреля 2015 года иностранными ВП, подлежащими обмену, являются:

  • НВУ нового образца , выданное в другой стране, соответствующее действующей редакции Венской конвенции.
  • НВУ старого образца , выданное в другом государстве, сопровождаемое переводом.
  • ВП со знаком «SU» , полученные в республиках бывшего СССР.

Что касается поиска нарушителей, то специальных рейдов сотрудники Госавтоинспекции не проводят – проступки выявляются в ходе обычных проверок документов. Особое внимание при этом уделяется таксистам, ведь зачастую именно они работают без необходимой докментации. И речь здесь идёт не только о ВП, но и о лицензии, и других атрибутах деятельности извозчика.

Как обменять НВУ на российские удостоверения?

Порядок замены ВП на российские регламентируется разделом IV Постановления Правительства № 1097.

Для обмена НВУ на российское необходимо:

  1. Сдать теорию ПДД.
  2. Сдать практический экзамен.
  3. Пройти .

Особенности замены ВП на российские:

  • Получение ВП осуществляется в субъекте, где временно или постоянно зарегистрирован приезжий работник.
  • Обучение в автошколе не требуется . Тем не менее на практике с этим возникают определённые трудности. Так, жители азиатских стран уже столкнулись с тем, что в их иностранных ВП были найдены ошибки в переводе их имён и фамилий. В результате такого казуса многие удостоверения были признаны недействительными и большому количеству водителей пришлось записываться в автошколу и проходить полный курс обучения.
  • Подтверждать навыки вождения можно не на всех видах транспорта. Экзамен разрешено сдать только на высшую из открытых категорий. В новое НВУ будут перенесены из старого документа все отметки об открытых категориях на вождение.

Такую процедуру с 1 июня 2017 года следовало бы пройти водителям с иностранными ВП, занимающимся перевозками на просторах РФ. Но! Для граждан дружественных государств тем же летом 2017 года были введены некоторые поблажки – им всё же разрешили водить автомобили с родными НВУ даже при осуществлении трудовой деятельности.

Для граждан каких государств замена НВУ не является обязательной?

После введения в силу п. 13 ст. 25 ЗоБДД Госдума пересмотрела свою позицию. Уже 16 июня было принято Постановление Совмина о признании белорусских НВУ на территории РФ. Позднее, 26 июля, подписали Закон № 204 о допуске к управлению на просторах России и других иностранцев.

Постановление Совмина № 29 о признании белорусских ВП в РФ

Этот документ стал первым шагом на пути признания иностранных ВП в России.

Необходимость замены белорусских ВП на российские вызвала огромный ажиотаж. Ввиду этого 16 июня в Санкт-Петербурге Председатель Совета Министров Союзного государства Д. Медведев, руководствуясь решением Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 о равных правах на трудоустройство, подписал Постановление № 29. Этим актом Россия обязалась признать белорусские ВП без каких-либо проверок и легализаций.

Таким образом, действие п. 13 ст. 25 ЗоБДД на граждан Беларуси не распространяется, они могут работать в сфере извоза в России со своими родными ВП.

Закон № 204-ФЗ от 26.07.2017 и признание других иностранных ВП в РФ, которые могут быть использованы в трудовой деятельности

Этот акт значительно расширил перечень иностранных лиц, которые могут не менять свои ВП для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортных средств в России.

Законом № 204 был добавлен абзац 2 в п. 13 ст. 25 ЗоБДД. В нём сказано о том, что требование о замене ВП не распространяется на граждан Киргизии и представителей государств, законодательство которых одним из своих официальных языков считает русский.

Перечислю страны, граждане которых могут ВП на российские не менять даже если будут предоставлять услуги извоза на профессиональной основе:

  • Россия.
  • Киргизия.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Абхазия.
  • Южная Осетия.

Обратите внимание! Речь идёт именно о гражданстве иностранцев. Место получения ими ВП роли не имеет. Например, если представитель Казахстана будет ездить с НВУ, выданным во Франции, то менять этот документ ему ненужно.

Все остальные иностранцы, которые зарабатывают осуществлением перевозок в РФ, должны иметь российские НВУ.

Внимание! Исходя из содержания абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД, россиянам для деятельности, связанной с управлением транспорта, обменивать иностранные ВП не обязательно. Но это всё же желательно сделать, так как в соответствии с п. 6 ст. 41 Венской конвенции Россия вправе не признать НВУ иностранных государств, которые имеются у её резидентов.

Ограничение действия ВП для иностранцев: какие сюрпризы готовит новый проект

На момент написания этой статьи готовятся новые изменения в ст. 25 ЗоБДД.

Пока что это только проект, который находится на стадии экспертизы, но, думаю, упомянуть о нём стоит.

Законодатель на этот раз решил ограничить действие иностранных ВП на территории России во времени.

Напомню: на сегодняшний день все приезжие могут беспрепятственно и без каких-либо ограничений во времени использовать НВУ, полученные в других государствах, если речь не идёт о работе в сфере перевозок.

Исходя из текста проекта планируется ограничить период действия иностранных ВП шестью месяцами. После истечения этого времени нужно будет получать российские права. Ограничения будут вводиться (если закон, конечно, примут) для граждан РФ, вернувшихся в Россию на длительное время, и для иностранцев, получивших вид на жительство. Для временно пребывающих на просторах России представителей иных государств ничего не поменяется.

Подведём итоги

  • ЗоБДД № 196-ФЗ – закон, в который в 2013 году были включены положения о статусе иностранных ВП на территории России. Ранее упоминания о действии НВУ, выданных в других государствах, в нашем законодательстве не было.
  • Изменения в ЗоБДД были внесены Законом № 92-ФЗ . Этим нормативным актом и определился статус иностранных НВУ: их беспрепятственно разрешили использовать в России. Основное требование – соответствие документов на вождение положениям Венской конвенции.
  • Если иностранные ВП требованиям Венского соглашения не отвечают, водить авто в РФ можно с международными ВП или переводом НВУ на русский язык.
  • В 2017 году в ЗоБДД вступили изменения, коснувшиеся граждан, деятельность которых на просторах РФ напрямую связана с управлением транспорта. Остальные гости нашей страны могут управлять автомобилем с НВУ, выданным в другом государстве.
  • Иностранные НВУ нужно обменять на российские, если вы предоставляете услуги извоза.
  • Иностранные НВУ не нужно обменивать гражданам государств, где российский язык считается официальным. То есть, работать таксистом с казахстанскими или киргизскими ВП в России можно.
  • В КоАП РФ добавлена норма, предусматривающая ответственность за допуск к управлению транспорта граждан с иностранными ВП.
  • В будущем планируется ограничить срок действия иностранных ВП до полугода лицам, которые переехали в Россию на постоянное место жительства.
  • Россиянам желательно обменять иностранные НВУ на российские.

Заключение

Может показаться, что Закон № 92 очень строго обошёлся с гостями из других государств. Но не забывайте, сфера перевозок достаточно опасна и требует от водителей исключительных знаний и умений, поэтому к замене иностранных ВП на российские нужно относиться просто как к очередной проверке знаний.

Возможно, у вас уже есть опыт обмена иностранного НВУ на российское? Напишите о нём в комментариях, думаю, всем читателям будет это интересно.

А на сегодня всё! Новые статьи не заставят себя ждать, поэтому подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новых изменений в законодательстве.

С вами был Кулик Илья! Удачи на дорогах! До скорых встреч!

Изображения для статьи взял здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1633058/



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме