Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Главный регион оттока населения. Внутренняя миграция в россии

Считаю необходимым внести некоторые комментарии. Меня как социолога волнует больше не развитие края с точки зрения промышленности, а возможное (и желательное) улучшение жизни людей, проживающих на нашей территории. Так как по роду деятельности я постоянно сталкиваюсь с различными «болевыми точками», то именно на них и хочу обратить внимание.

Стратегия в целом прописана очень хорошо, учтены практически все особенности Красноярского края. Тем не менее, хотелось бы отметить, что пункт «планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ» требует тщательной проработки.

Этот пункт логически следует из оттока населения из сельской местности. Но с выводом школ из некоторых сельских населённых пунктов демографическая ситуация в этих населённых пунктах становится необратимой, тем самым это село обрекается на вымирание. В случае такого решения необходимо предусматривать какие-то другие способы обучения детей, например, введение школьных автобусов, регулярно отвозящих и привозящих детей домой, а также наличие других досуговых учреждений в том населённом пункте, где остаётся школа. В Стратегии это не прописывается, поэтому считаю необходимым обратить на это внимание.

Также довольно острой проблемой сельских населённых пунктов остаётся отсутствие каких-либо медицинских пунктов, а часто и даже аптек. С начала 2000-х годов фельдшерско-акушерские пункты были сокращены в ряде сельских населённых пунктов. В каждом опросе общественного мнения эта проблема называется одной из первых («нет врачей, приходится ездить в районный центр», «нет аптеки»).

Сельские жители вообще остаются по-прежнему самой обделённой категорией. Это касается и проведения досуга как детей, так и взрослых. Во многих сёлах закрыты клубы, спортивные секции, кружки, отсутствуют даже места отдыха (скверы или сады). Там же, где клубы сохранились, остро встаёт проблема стимулирования детей к творчеству. Сами жители хотели бы, чтобы детей вывозили на фестивали и конкурсы, но не за счёт родителей, так как во многих деревнях до сих пор не выплачивается заработная плата в денежном эквиваленте (либо не выплачивается в полном размере). Отсутствие мест проведения досуга влечёт за собой другие проблемы: пьянство и безысходность, как следствие – дальнейший отток трудоспособных граждан в город.

Ещё одна проблема Красноярского края – низкая транспортная доступность некоторых территорий. В Стратегии это учтено, однако хотелось бы обратить внимание на то, что жители этих территорий испытывают примерно те же проблемы, что и жители села: отсутствие квалифицированной медицинской помощи (как следствие – низкая продолжительность жизни), отсутствие возможностей проведения досуга, отсутствие качественного образования детей. Это самые животрепещущие проблемы для жителей этих территорий. О том, что в таких населённых пунктах довольно высокий уровень безработицы – написано в Стратегии, и решение этой проблемы Стратегия предусматривает. Однако обычные бытовые проблемы влекут за собой проблемы миграции населения – взрослые хотят, чтобы их дети жили в другом месте, и сами дети мечтают вырваться из этого места (оно не имеет для них никакой привлекательности). В отличие от жителей некоторых сёл, жители этих районов не могут себе позволить выехать в относительно большой город за той же медицинской помощью в тот момент, когда она остро понадобилась (например, ещё не встала переправа, нужно ждать неделю ближайшего вертолёта и т.д.). К тому же это сильно удорожает сам выезд (необходимо выехать заранее, поселиться в гостинице на большее количество дней, затем ещё задержаться, пока не вылетит вертолёт и т.д.). Учитывая, что с деньгами в этих населённых пунктах у жителей довольно плохо, это усугубляет проблему.

Проблемы оттока грамотного и амбициозного населения касаются и жителей краевого центра. Такие люди могли бы принести городу и краю очень много пользы. Приток иммигрантов из Средней Азии не является тождественной заменой. Необходимо улучшать имидж города и края, которые, по опросам общественного мнения, падают год от года. В частности, население практически не знает о том, что край находится на передовом рубеже науки и производства (в новостях очень много внимания уделяется коррупции, криминалу, беспорядкам в ЖКХ и т.д., но ничего не говорится о значении или о деятельности того или иного производства). Население считает, что жить в крае неинтересно, нет интересной работы, маленькие заработные платы, населённые пункты грязные, дороги плохие, города и сёла не благоустроены и т.д. Количество людей, считающих, что дети должны уехать из края, в 2 раза превышает количество людей, связывающих будущее своих детей с Красноярским краем. (Правда, в Красноярске этот показатель существенно лучше). Необходимо всеми способами улучшать имидж края для его жителей (в частности, активно работать со всеми СМИ).

Хотелось бы также обратить внимание на то, что собственники всего крупного бизнеса в крае проживают и работают в Москве или даже за рубежом. Поэтому проблемы работающих на их предприятиях людей, а также людей, проживающих на территории края, их не волнуют никаким образом. Недовольство этим фактом, а также тем, что все налоги уходят из края, очень сильно в бытовом мнении населения. Об этом говорится практически в каждом опросе или фокус-группе. В последнее время об этом говорится всё чаще и чаще. Перед выборами, когда накаляются страсти, это обсуждается с таким накалом, что даже возникают мысли о грядущем бунте. Стратегия этого предусмотреть не может, но наращивание добывающих отраслей не сделает население богаче или счастливее. Это только даст рабочие места (с невысокой заработной платой), не более того. Необходимо обязывать собственников создавать какие-то фонды развития территории, обязывать содержать социальные объекты и т.д.

Уход собственности из края влечёт за собой и другие проблемы. Например, как следствие, уход науки из Красноярска. В частности, науки, касающиеся изучению цветных металлов, в данный момент времени в крае практически не развиваются, это теперь изучается в Москве. Это одно из видимых следствий, таких следствий очень много.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В Стратегии в частности и в политике Правительства России вообще очень много внимания уделяется бюджетной сфере. Очень много различных программ, облегчающих жизнь работников этой сферы, и особенно – работников аппарата управления. Это влечёт за собой престиж работы именно в бюджетной сфере. Опросы молодёжи показывают, что подавляющее большинство хотели бы работать в этой сфере. Это даёт некие социальные гарантии, а так же, как ни странно, власть. Работать по найму на производстве уже не хочет никто. И дело уже не только в том, что не хватает рабочих специальностей (престиж рабочей профессии падает уже много лет), а в том, что работать даже «офисным планктоном» в частной компании – не престижно, и связано с определёнными рисками. Речь, конечно же, не идёт о топ-менеджерах, до которых ещё нужно «дорасти». Поэтому все попытки и дальше улучшать жизнь бюджетников (предоставление жилья, социальных гарантий, неуклонное повышение заработной платы и т.д.) необратимо влечёт за собой профессиональный перекос, который находится пока в начале процесса. Предпринимателями молодёжь быть уже не хочет. Хотелось бы, чтобы Стратегия больше внимания уделяла развитию малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу ещё в какой-то степени помогает государство (прощает долги т т.д.), малому и среднему не помогает никто.

При необходимости могу дополнить данное заключение цифрами или более развёрнутой аргументацией.

Муратова Ирина Нильевна,
директор Фонда «Общественное мнение – Красноярск»

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Территориальное перемещение людей, которое происходит по разным причинам, влияет на экономику, политику, демографическую ситуацию любого государства, в том числе и РФ. В отдельные исторические периоды миграция населения в России и ее регионах протекала по-разному: менялись направление, масштабы, структура. Одна из последних тенденций – увеличение населения Российской Федерации за счет миграционного обмена с другими странами. Попробуем разобраться, в какие государства едут россияне, а из каких прибывают мигранты.

Классификация

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

По способу принятия решения:

  • добровольная (когда человек самостоятельно решает переехать);
  • вынужденная (беженцы, которые покидают территорию под воздействием чрезвычайных ситуаций (войны, преследования, стихийные бедствия);
  • принудительная (граждане уезжают не по своей воле).

По форме организации:

  • индивидуальная (человек самостоятельно занимается переездом);
  • организованная (срок, место жительства определяет организация, которая занимается переездом людей).

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2019 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом (2018-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны. По сравнению с 2017-м, в 2019 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2019 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Что касается миграционного обмена со странами Содружества Независимых Государств, то наблюдается сокращение числа иностранных граждан, которые приехали из этих стран в Российскую Федерацию. В прошлом году мигранты в России – это преимущественно граждане бывшего Советского Союза, приехавшие из Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. В то же время выросло число лиц, выехавших в такие страны СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.

В 2019 году снизился миграционный приток и из стран дальнего зарубежья. Большая часть иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в прошлом году, были из Китая, Грузии, Индии. Если сравнивать с 2017 годом, то увеличилось количество прибывших из Афганистана, Турции, Финляндии.

Стоит отметить, что в 2019 году территориальные органы Министерства внутренних дел предоставили временное убежище 6,0 тыс. человек, кроме того, наблюдалось снижение численности беженцев и вынужденных переселенцев (для сравнения: в 2017 году – 10,4 тыс. человек).

Согласно официальной статистике, в 2019 году 58,9 тыс. человек выехали из России в страны дальнего зарубежья. Желание быть востребованным в профессиональном плане, ухудшающаяся политическая и экономическая ситуация, социальная незащищенность – основные причины, которые толкают граждан РФ на смену места проживания. Расширяется и география эмиграции, так, например, кроме Германии, Израиля, США, самыми востребованными направлениями стали Китай, КНДР, Индия, Вьетнам, Абхазия, Турция, Латвия, Грузия. Больше, чем в 2017 году, уехало россиян в такие страны, как Канада, Литва, Сербия, Сирия.

Тенденции международной миграции

Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН , во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.

Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.

В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:

  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

К негативным моментам следует отнести:

  • отток населения, который неблагоприятно отражается на экономическом развитии страны;
  • рост недовольства местного населения из-за увеличения численности иностранных граждан;
  • рост нелегальной миграции.

Влияние миграции на демографическую структуру

Миграционные процессы в России протекают под воздействием экономических, политических, социальных и других факторов. Внутренняя миграция в РФ влияет на демографическую ситуацию в отдельных регионах: в одних наблюдается увеличение населения, в других – сокращение. За последний год численность прибывших мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья уменьшилась, а число россиян, покинувших пределы страны, наоборот, увеличилось.

Видео: За и против. Миграция населения.

Миграции населения - переселение людей из одних районов проживания в другие. Выделяют внутреннюю миграцию - переселение людей из одного места постоянного жительства в другое в пределах одной страны и внешнюю миграцию - переселение из одной страны в другую. При этом выезд из страны (региона) определяется как эмиграция, въезд в страну (регион) - как иммиграция.

Различают много видов внутренних миграций. В Советском Союзе наиболее многочисленна и постоянна была миграция населения из сельской местности в города. С 1926 по 1988 г. миграционный прирост городского населения составил 82,2 млн человек, т.е. 44% общего числа горожан! В 1990-е гг. в России начался процесс обратного переселения - из города в село, правда, несравнимо меньший по масштабам.

Существует также переселение из одних сельских населенных пунктов в другие, но оно незначительно. Значительна миграция из малых городов в крупные.

Существует также дальняя (межрайонная) миграция. В довоенные голы переселение шло из районов Центральной России на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы. В 1950-е гг. шло массовое освоение огромных массивов земель в Казахстане и Западной Сибири. В советский период миграция из районов старого освоения в районы нового освоения поддерживалась путем повышения оплаты труда, увеличения отпусков и других льгот.

С начала 1990-х гг. картина внутренней миграции в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности (поскольку в условиях кризиса переезд и устройство на новом месте - сложная проблема) многие бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к заработной плате). Нынешние доходы населения Севера не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. За 1990-2013 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла в 1990-е годы положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Для жителей Севера миграция в более обжитые районы России стала одним из основных способов выживания в кризисных условиях. При этом уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения.

Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это, прежде всего, Центральная Россия, Северо-Кавказский район и Урало-Поволжье, Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы.

С начала 1990-х гг. изменилась и миграция между городом и селом. Миграционный отток из села в город резко сократился. Более того, отмечалось даже переселение горожан в сельскую местность (правда, очень незначительное по объему).

Потоки внешней миграции по причинам и характеристике следует разделить на потоки из (в) стран СНГ и стран дальнего зарубежья. Один из вопросов, связанных с происходившей ранее миграцией, сегодня встал необычайно остро. В пределах бывшего СССР в период индустриализации переселялись большие массы населения преимущественно из России в другие республики на новостройки. Доля русского и в целом русскоязычного населения еще в предвоенные годы увеличилась на Украине, а в послевоенные годы - во многих национальных республиках. С 1959 по 1979 г. число русских, живущих за пределами России, выросло более чем на 5 млн человек. Затем этот поток стал уменьшаться, и за десятилетие с 1979 до 1989 г. приток русских в другие республики стал небольшим. По данным переписи перед началом перестройки за границей России в бывших союзных республиках проживало 25,3 млн русских.

В связи с распадом Советского Союза и обострением межнациональных отношений в ряде республик нового зарубежья началась активная реэмиграция русского населения из республик Средней Азии и Закавказья, Прибалтики. Из стран ближнего зарубежья только в период с 1992 по 1996 г. в Россию на постоянное жительство приехали 4776 тыс. человек. В страны ближнего зарубежья за эти годы выехали 1615 тыс. человек.

В целом за 1992-1999 гг. миграционный приток из зарубежных стран наполовину компенсировал естественные потери населения. Однако в 1999 г. из-за резкого сокращения числа прибывших в Россию, миграционный прирост уменьшился почти в два раза по сравнению с 1998 г. (с 284,7 тыс. до 154,6 тыс. человек) и компенсировал лишь 17% естественной убыли населения (в 1998 г. - 41%, 1994 г. - 93%). В дальнейшем миграционный приток в Россию имел тенденцию к уменьшению до 2004г, когда он был минимальным и составил около 119 тысяч человек. С 2005 г. миграционный приток вновь стал возрастать и к 2007 г. составил почти 287 тысяч человек, в результате чего 60% естественной убыли населения было компенсировано за счет миграции. В 2009 г. миграционный прирост снизился до 247 тыс. человек, однако в этом году он полностью компенсировал естественную убыль населения. В 2010 г. миграционный приток стал еще меньше - 158 тыс. человек, однако в 2011 г. он вновь поднялся - до 320 тыс. человек, значительно превысив естественную убыль населения. Возможно, эти изменения связаны с более полным учетом мигрантов. С 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, и лица, снятые с регистрационного учета по месту пребывания в связи с окончанием срока пребывания. В 2012 г. миграционный прирост населения России составил почти 295 тыс. человек, полностью компенсировал численные потери населения и превысил их более, чем в 10 раз.

В «Докладе о международной миграции 2012», написанном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщается, что численность временных трудовых мигрантов в России вдвое больше, чем в США. В то же время Америка считается одной из самых неблагополучных в этом отношении стран. Получается, что в России самое большое количество трудовых мигрантов в мире.

Наиболее тесные миграционные связи традиционно сложились у России с государствами - республиками бывшего СССР. Ежегодно около 95% прибывших и более 60% выбывших во внешней миграции России приходится на эти страны.

Наибольшее число прибывших в Россию - жители Узбекистана (64,5 тыс. человек или 18,1% миграционного прироста), Украины (43,6 тыс. человек или 12,2%), Казахстана (36,5 тыс. человек или 10,2%) и Таджикистана (35,1 тыс. человек или 9,8%). Однако помимо легальной миграции в Россию прибывает большое количество нелегальной иностранной рабочей силы из стран СНГ. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в РФ приезжают порядка 10-12 миллионов иностранцев. Не все приезжают работать: кто-то едет учиться, другие - решать проблемы по бизнесу и так далее. Число приезжих, вовремя не покинувших страну и, следовательно, нелегально работающих в РФ, колеблется от 3 до 5 миллионов . Это означает, что, как минимум, каждый сороковой житель России - нелегальный мигрант, а в городах-миллионерах, возможно, каждый двадцатый.

В соответствии с официальными данными более всего иностранной рабочей силы используется в строительстве (37,8%), 16,3% - в сфере услуг, 10% - в сельском и лесном хозяйстве, чуть более 10% - в обрабатывающей промышленности, около 8% в оптовой и розничной торговле. Строительство - прерогатива украинцев, молдаван и турок; в меньшей степени - уроженцев Средней Азии. Торговля, в том числе мелкий опт, сфера обслуживания и общественное питание - сфера азербайджанцев, армян, грузин, а также китайцев и вьетнамцев. А вот на рынках помимо выходцев из Юго-Восточной Азии чаще других можно встретить граждан Молдавии, Украины и Азербайджана. Кроме того, украинцы и молдаване чаще других ищут себе работу в качестве водителей общественного транспорта. Зато ремонт автомобилей в значительной степени держится на плечах граждан Армении. Украинские мигранты также ищут работу в горнодобывающей отрасли, так как на Украине спрос на услуги квалифицированных шахтеров в последнее время резко упал. В настоящее время в связи с кризисом в отрасли доля занятых в строительстве мигрантов снижается.

Самыми крупными потребителями иностранной рабочей силы являются Москва и Московская область (около 35% зарегистрированных трудящихся мигрантов), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа по 10 и 5% соответственно, Приморский край и Амурская область (4,3 и 2,4%), Белгородская область, Краснодарский край, Калужская и Ростовская области, Санкт-Петербург .

Официальная квота на иностранных рабочих в РФ 2013 г. - 1 млн 750 тыс. человек. Однако по подсчетам Федеральной миграционной службы в России проживают еще 3,5 млн нелегальных мигрантов. А по данным экспертов их значительно больше - около 10 млн Еще бы - ведь въехать в Россию очень просто. Гражданам почти всех республик Средней Азии виз не требуется, покупай билет на поезд - и через двое суток ты уже в России. Нелегальные мигранты привносят социальную напряженность и усложняют криминогенную ситуацию в стране. Кроме того, мигранты вывозят из России денежные средства. По данным ФОРБС денежные переводы мигрантов из России в страны СНГ возросли с 8, 58 млрд долларов в 2007 г. до 18, 21 млрд долларов в 2012 г. При этом более всего средств (5,67 млрд долларов) вывозится в Узбекистан. Еще 3,63 млрд долларов - в Таджикистан, 2, 68 млрд долларов - в Украину.

Правительство РФ постановило привлечь в 2014 году свыше 1,6 миллиона иностранных работников. В связи с этим были утверждены квоты и опубликован соответствующий документ. Исходя из этих планов, в следующем году к работе на территории РФ привлекут 1 миллион 631 тысяч 586 иностранцев, включая 557000 строителей и ремонтников, примерно 119000 водителей и машинистов подвижного оборудования, 108000 рабочих машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, а также свыше 275000 неквалифицированных работников.

Более 40% выбывших из страны выбирают новым местом жительства практически те же страны - Украину (17,2% всего миграционного оттока), Казахстан (16,9%) и Беларусь (7,2%) .

Бурный процесс интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства. По оценкам экспертов, к концу XX века численность временных мигрантов, проживающих за пределами своих стран, достигала 30 млн человек. В последние годы на мировом рынке труда прослеживается устойчивая тенденция к росту миграции высококвалифицированных специалистов.

До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в главные мировые центры иммиграции - США и западноевропейские страны - были Индия, Пакистан и Египет. Однако в настоящее время наметилась переориентация на Россию, страны СНГ и Восточной Европы. После распада СССР нашу страну ежегодно покидают около 100 тыс. человек, из которых большая часть - высококвалифицированные специалисты. Эмиграционные потоки в дальнее зарубежье концентрируются в основном в трех направлениях: Германия (26,9% оттока в страны дальнего зарубежья), США (10,0%), Израиль (6,9%)‘. По имеющимся оценкам, примерно */ 3 наиболее талантливых российских ученых работают за рубежом, а ежегодные потери страны вследствие этого оцениваются в 50-60 млрд долл. США.

Количество мигрантов в мире растет. Люди не хотят жить там, где родились, ищут лучших условий. Государства обеспокоены: одним не хватает рабочей силы, населения, другие, наоборот, перенаселены. Чтобы сохранить демографический баланс и контролировать ситуацию на рынке труда, необходимо знать, что такое миграция, в чем ее причины и каковы могут быть последствия.

Миграция – слово латинского происхождения, означает переселение, перемещение людей из одного региона в другой с целью перемены постоянного или временного места жительства. Понятие миграции и ее классификация рассматриваются разными специалистами – социологами, демографами, экономистами, психологами. В последнее время она приобрела мировые масштабы и оказывает большое влияние на экономическое развитие вовлеченных в нее стран.

Люди становятся мигрантами по разным причинам: одних устраивает переезд из села в город, другие меняют регион, третьи – страну проживания.

Но есть определенные тенденции и закономерности миграции, верные для всех ее типов. Так, чаще всего переезд имеет экономические причины. Люди рассчитывают улучшить свое благосостояние на новом месте благодаря новой работе или образованию.

Говоря о международном рынке труда, можно выделить следующие основные направления миграции:

  • из развивающихся стран Азии и Латинской Америки в экономически благополучные едут неквалифицированные работники;
  • между странами, находящимися примерно на одном уровне развития, мигрируют по семейным или социокультурным причинам;
  • из стран СНГ и Восточной Европы в Западную Европу и Америку едут и простые рабочие, и образованные специалисты;
  • из развитых стран в развивающиеся едут квалифицированные специалисты (врачи, инженеры, учителя), а привлекают их как солидные заработки, так и перемена места жительства как таковая (природа, образ жизни, культурные особенности).

В масштабах страны приезжих притягивают крупные населенные пункты. Чем богаче город, тем больше в нем возможностей, соответственно, тем быстрее растет его население за счет мигрантов. Считается, что, выбирая между двумя центрами притяжения, мигрант предпочтет ближайший. Хотя с развитием транспорта расстояние уже не играет существенной роли в выборе нового места жительства.

Характерной особенностью современного миграционного процесса стала меняющаяся структура миграции. Раньше легче всего собирались в путь экономически уязвимые слои населения: простые неквалифицированные рабочие – в поисках рабочих мест, сельские труженики – в надежде обрести собственный надел земли. В последние несколько десятилетий стала массовой миграция специалистов: чаще всего искать счастья за кордоном едут образованные люди, имеющие высокую квалификацию в своей области, а то и ученую степень.

Статистика по России

По отчетам, составленным Международной Организацией по Миграции, количество международных мигрантов на 2010 год составило более трех процентов населения Земли. Глобальная миграция охватила практически все страны мира. Немалая доля из этой массы принадлежит и России. За последние годы увеличился поток приезжих из ближнего зарубежья – Украины и Беларуси, а также из Средней Азии. Большая часть их – это временные трудовые мигранты. Но имеется и контрпоток: анализ по миграции показывает, что число россиян, желающих обустроиться за границей, также растет.

Точные цифры о количестве мигрантов, как приезжающих в страну, так и покидающих ее, не сможет дать ни одна организация, включая и ГУВМ МВД (бывший ФМС). Причин тому несколько. Прежде всего это нелегалы. Многие из них въезжают в страну под видом туристов и официально мигрантами не считаются.

Несмотря на повсеместное ужесточение миграционных законов и усиление пограничного контроля, доля нелегальных мигрантов достаточно велика.

Нет точных статистических данных и о тех, кто покидает страну. Благодаря закону о втором гражданстве в миграционной службе могут подсчитать, сколько россиян получили иностранное гражданство или вид на жительство. Но только в том случае, если эти россияне продолжают проживать на территории РФ или хотя бы сохранили регистрацию. Если же россиянин живет за границей постоянно, данных о себе в ГУВМ МВД не подавал и не вставал на консульский учет по месту жительства, он не попадет ни в один официальный отчет.


Причины

В целом факторы, влияющие на процесс можно разделить на притягивающие и выталкивающие. Едут или к чему-то хорошему, или от чего-то плохого. К выталкивающим относятся вооруженные конфликты, войны, экологические катастрофы. У людей в таких случаях просто нет выбора – вынужденные эмигранты спасают свои жизни и здоровье.

Главные факторы, заставляющие людей паковать чемоданы, – экономические. Большинство мигрантов едет в иной регион или страну для того, чтобы найти более высокооплачиваемую работу. Но это не единственная причина, побуждающая людей отправиться в путь. Многие из них хотят не только заработать, но и навсегда остаться в новой стране. Безвозвратная миграция стимулируется различными благами и преимуществами.

Привлекать в других регионах или странах может мягкий климат, высокий уровень жизни, надежная социальная защита, наличие политических свобод, возможность получить хорошее образование.

Классификация

Рассматривать такое сложное явление можно с разных точек зрения. Соответственно, виды миграции населения классифицируются по различным признакам:

  • территориальному;
  • временному;
  • по способу реализации;
  • причинно-следственному.

Кроме того, процесс может идти с нарушением закона и без оного. Легальная миграция – это лишь верхушка айсберга: на долю нелегалов, по мнению специалистов, приходится большая часть общего миграционного потока.

Внешняя и внутренняя

Миграция внутри страны или иной территориальной единицы (района, области) называется внутренней. Население перетекает из сельской местности в города, из одних регионов в другие. К миграционным процессам не относится лишь переселение людей в пределах одного населенного пункта.

Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы и подразделяется на эмиграцию – отток населения, и иммиграцию – приток в страну иностранцев.

В свою очередь она может быть внутриконтинентальной и межконтинентальной. Разница между прибывающим и отъезжающим населением называется миграционным сальдо, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательная миграция – это явление, когда количество выехавших превышает количество новоприбывших.

Во многих развитых странах рождаемость снижается, что ведет к старению населения и общему демографическому кризису. Поддержать численность населения на прежнем уровне может замещающая миграция, когда естественную убыль компенсирует приток иностранцев.


Транзитная миграция – это перемещение мигрантов по территории государства на пути следования из страны исхода в страну прибытия. Явление такого транзита характерно для стран, граничащих с более благополучными государствами-реципиентами. Например, поток иностранцев из Азии устремляется в Европу через Россию, Беларусь и Украину. Нелегальные мигранты из стран Африки стремятся в Германию или Швецию, но для этого им нужно пересечь транзитом территорию Турции и Греции.

По продолжительности

По количеству времени, проведенному мигрантом за рубежом, выделяют временную и постоянную миграцию. Временная миграция – это переселение в страну на условиях, предполагающих, что по истечении определенного срока мигрант должен вернуться восвояси. Целью временных мигрантов является поиск не нового места жительства, а хорошо оплачиваемой работы. Наиболее кратковременной является так называемая маятниковая миграция, когда поездки к месту работы или учебы и обратно совершаются регулярно, ежедневно. Такое бывает в селениях, близко расположенных от крупных городов, а также в приграничных районах.

Сезонная миграция – это явление, при котором пребывание иностранца в стране связано с выполнением сезонных работ и длится не более нескольких месяцев.

Обычно такие работники заняты в сельском хозяйстве, и, несмотря на то, что через год, они, скорее всего, возобновят контракт, после окончания страды им необходимо вернуться на родину.

Краткосрочная миграция длится дольше – до одного года, пока действителен подписанный с работодателем договор. Долгосрочная миграция предполагает, что специалист проработает на чужбине от одного года до нескольких лет.

Возвращение на родину или реэмиграция – обратный процесс, при котором мигранты, прожив некоторое количество времени за границей, возвращаются на родину. Обратная миграция имеет место и при репатриации, когда люди возвращаются на родину своих предков.

В отличие от временной, постоянная миграция определяется желанием и возможностью мигранта обосноваться на новом месте окончательно. Говоря о значимости различных видов миграций, можно отметить, что временная оказывает влияние на экономическое развитие региона, а стационарная миграция (постоянная) меняет и демографическую картину страны.

По способу

Способ принятия решения позволяет выделить миграцию добровольную, вынужденную и принудительную. О добровольном переезде принимает решение сам индивид. Примером вынужденной миграции могут быть беженцы, уезжающие из зон, где ведутся военные действия, а также вынужденные переселенцы – так называют беженцев, не покинувших пределов родной страны, а переехавших в другой ее регион. Принудительная миграция – депортация – когда население вывозится из страны проживания не по своей воле. Примером может быть массовый ввоз африканцев на американский континент.

По разным причинам

По причинам, побуждающим к переезду, миграция может иметь разный характер:

  • экономический;
  • социальный;
  • культурный;
  • политический;
  • военный.

Как уже было замечено, самая распространенная причина переселения – желание улучшить свое благосостояние. Именно им движимы потоки трудовых мигрантов, как временных, так и постоянных.


К социальным причинам можно отнести желание изменить свой уровень и образ жизни. Это, например, переезд из села в большой город, поступление в иностранный вуз. Иммиграция через обучение – один из самых распространенных способов поменять страну проживания. Сюда же можно отнести воссоединение семей, переезд к месту жительства будущего супруга.

Культурные причины побуждают верующих совершать ежегодные паломничества к святым местам, а реэмигрантов – возвращаться туда, где раньше жили их предки.

Политические мигранты – беженцы – подвергаются гонениям и репрессиям у себя на родине за свои убеждения. Миграция политическая была распространена во времена Советского Союза, когда инакомыслие было наказуемо.

Если из родного дома выгоняют вооруженные конфликты, речь идет о военной миграции. Это беженцы, которым угрожает не политический режим, а обстрелы и бомбежки.

Последствия

К чему приводят миграционные процессы? Последствия явления, как и причины, затрагивают многие аспекты жизни. Во-первых, меняется экономическая ситуация.

Центры притяжения трудовых мигрантов получают дополнительные резервы, что ускоряет темпы экономического роста, удешевляет труд, и в случае насыщения рынка труда приводит к росту безработицы.

Именно поэтому в миграционной политике многих стран присутствуют строгий профессиональный отбор и квотирование: чтобы приезжали лишь те, кто будет востребован.

В местах, откуда идет отток населения, темпы развития замедляются, но зато уменьшаются показатели по безработице. Постоянная миграция способна менять демографическую картину – приезжие пополняют ряды трудоспособного населения. Большое количество мигрантов одной национальности может изменить и культурную среду региона – язык, религию, традиции, если не произойдет ассимиляции – полного растворения среди местных жителей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме